Последствия чмт у детей. Черепно мозговая травма у детей: симптомы, причины, лечение, признаки

Введение.

Актуальность лечения и диагностика черепно-мозговой травмы в наше время не вызывает сомнений: ухудшение условий жизни, безработица, растущая преступность, наркомания увеличивают криминальный травматизм. Из-за возросшего потребления алкоголя и наркотиков, частых их передозировок (наркотическая кома) труднее стало дифференцировать черепно-мозговую травму в коме; кроме всего прочего отсутствие в стационарах современной диагностической аппаратуры также не способствует этому, поэтому все большее значение приобретает тщательный анамнез, осмотр больного. Черепно-мозговая травма (ЧМТ) относится к наиболее распространенным видам травматической патологии, ежегодно она регистрируется у 2-4 человек на 1000 жителей. Среди получивших травму преобладают дети и лица молодого возраста. Социально-экономическое значение ЧМТ велико: по данным МЗ РФ, в 2003 г. на каждых 200 работающих приходился 1 случай выдачи больничного листа в среднем на 9,6 дня. Однако наиболее важны в социальном и экономическом отношении последствия ЧМТ, поскольку они могут приобретать хронический характер, ухудшая качество жизни пациента, снижая его трудоспособность и нередко приводя к стойкой инвалидизации. В 2000 г. около 70 тыс. взрослых (или 4,7 на 10 тыс. населения) и 17,6 тыс. детей (6,2 на 10 тыс. населения) были признаны инвалидами вследствие травм всех локализаций, при этом в общей структуре травматизма на долю нарушения функций ЦНС приходится до 30-40%, а в структуре причин инвалидности - 25-30%.

1. Классификация и особенности черепно-мозговой травмы у детей.

1.1 Сотрясение головного мозга.

У детей грудного и раннего возраста часто протекает без нарушения сознания и клинически характеризуется появлением вегетативно-сосудистых и соматических симптомов. В момент травмы - резкая бледность кожных покровов (прежде всего лица), тахикардия, затем вялость, сонливость. Возникают срыгивания при кормлении, рвота, отмечаются беспокойство, расстройство сна, диспептические явления. Все симптомы проходят через 2-3 сут.

У детей младшего (дошкольного) возраста сотрясение мозга также может протекать без утраты сознания. Наблюдается спонтанный горизонтальный нистагм, снижение корнеальных рефлексов, изменение мышечного тонуса (чаще гипотония), повышение или понижение сухожильных рефлексов, лабильность пульса, иногда субфебрильная температура. Оболочечные симптомы (в основном симптом Кернига) определяются редко и выражены незначительно. Общее состояние улучшается в течение 2-3 суток.

При сотрясении головного мозга повреждения костей черепа отсутствуют.

1.2 Ушиб мозга легкой степени.

У детей грудного и раннего возраста ушибы мозга (как в месте приложения травмирующей силы, так и по типу противоудара) встречаются сравнительно часто вследствие тонкости черепа (толщина кости от 1,75 до 2 мм). Клиническая картина складывается из общемозговых и стволовых симптомов. Потеря сознания кратковременна (несколько секунд, минут), нередко отсутствует. Непосредственно после травмы наблюдаются бледность кожных покровов; кратковременное беспокойство, переходящее в вялость, сонливость; более резко, чем при сотрясении мозга выражены диспептические расстройства в виде анорексии, поноса, частых срыгиваний, рвоты. Отмечается диффузное снижение мышечного тонуса с оживлением или снижением сухожильных рефлексов, спонтанный нистагм.

Выявляется асимметрия двигательной активности в конечностях.

Примерно в десятой части случаев отмечается субарахноидальное кровоизлияние, которое протекает без выраженных менингеальных симптомов. Наличие перелома костей свода черепа свидетельствует об ушибе головного мозга даже при удовлетворительном состоянии пострадавшего, отсутствии потери сознания в момент травмы и очаговой неврологической симптоматики.

У детей дошкольного и школьного возрастов ушибы мозга легкой степени приводят к более отчетливым клиническим проявлениям. Более чем в 1/3 наблюдений имеет место утрата сознания, головокружение, спонтанный горизонтальный нистагм. Более четко определяются очаговые неврологические симптомы в виде гемисиндрома с центральным парезом VII и XII черепных нервов, изменением мышечного тонуса, повышением сухожильных рефлексов, патологическими рефлексами. Также выявляется асимметрия оптокинетического нистагма, расширение или сужение артерий на глазном дне.

При переломе костей свода очаги ушиба мозга могут выявляться как на стороне перелома, так и на противоположной - по типу противоудара, преимущественно в теменных и лобных долях.

Ушиб головного мозга средней степени

Чаще отмечается у детей школьного возраста. В 85% наблюдений ушиба мозга средней степени имеются повреждения костей черепа, при этом более половины их составляют вдавленные оскольчатые переломы, распространяющиеся на основание.

У детей раннего возраста первичная утрата сознания как и при лёгком ушибе, редка и кратковременна (несколько секунд, минут). Вместе с тем другие общемозговые признаки отчетливо выражены и проявляются многократной рвотой, общей вялостью, адинамией. Стволовые симптомы представлены непостоянным горизонтальным нистагмом, снижением корнеальных рефлексов, нарушением конвергенции, ограничением взора вверх, преходящей анизокорией. Очаговые полушарные симптомы проявляются асимметрией двигательной активности и сухожильных рефлексов, реже - негрубыми парезами, фокальными судорогами. При люмбальной пункции у 1/3 больных выявляется субарахноидальное кровоизлияние, сопровождающееся менингеальными симптомами и повышением температуры тела в течение 3- сут.

В дошкольном и школьном возрасте утрата сознания наблюдается чаще. Она более длительна - до 1 часа. Отмечаются головная боль, головокружение, повторная рвота. Отчетливы очаговые симптомы поражения больших полушарий -пирамидный гемисиндром с изменением мышечного тонуса, легким ограничением движений в конечностях, центральным парезом VII-II черепных нервов. Ярче и более стойко проявляются стволовые симптомы -спонтанный горизонтальный нистагм, снижение роговичных рефлексов, преходящая анизокория, снижение реакции зрачков на свет, ограничение взора вверх. Отмечаются гипосмия. При ушибах мозга средней степени описанная клиническая картина сохраняется в течение трех недель.

Почти в половине наблюдений ушибы мозга средней степени у детей дошкольного и особенно школьного возраста сопровождаются субарахноидальным кровоизлиянием и менигеальными симптомами.

Клиническое течение характеризуется острым развитием стойкого гемипареза, нередко с преобладанием в руке, повышением сухожильных рефлексов, рефлексом Бабинского и низким тонусом мышц в пораженных конечностях; иногда присоединяются центральные парезы VII и XII черепных нервов, расстройства чувствительности в виде гемианестезии на лице и руке, преходящие затруднения речи. Неврологическая симптоматика развивается чаще непосредственно после травмы в сроки от нескольких минут до трех часов, реже через несколько дней. У детей наблюдаются и стволовые симптомы в виде снижения корнеальных рефлексов, нистагма, пареза взора вверх, которые регрессируют на 10-2 сутки.

Ушиб головного мозга тяжелой степени

Клинические особенности определяются формированием в момент травмы по механизму удара или противоудара очагов деструкции, паренхиматозного кровоизлияния с преимущественной локализацией в лобно-височно- полюсно-базальных.

Ушибы головного мозга тяжелой степени наиболее типично проявляются у пострадавших дошкольного (4-6 лет) и школьного (7-14 лет) возраста.

Характерна кома после травмы от нескольких часов до нескольких суток; при осложненном течении ЧМТ (длительная гипоксия) коматозное состояние может длиться до нескольких недель. Состояние жизненно важных функций у детей чаще, чем у взрослых, не является угрожающим, однако претерпевает заметные изменения: наблюдаются тахикардия, реже брадикардия, колебания артериального давления.

Среди очаговых симптомов ведущее значение принадлежит двигательным нарушениям (пирамидный, экстрапирамидный синдромы), могут возникать фокальные эпилептические припадки. Реже отмечаются чувствительные расстройства (наиболее достоверно удается установить нарушения поверхностных видов чувствительности). Афатические нарушения с преобладанием элементов моторной афазии, как и зрительные расстройства в виде полной или квадрантной гемианопсии в сочетании с гемипарезом, гемианестезией могут быть установлены лишь после выхода пострадавших из коматозного состояния.

Стволовые симптомы в остром периоде ЧМТ коррелируют с состоянием сознания. На фоне оглушения и сопора наиболее постоянным среди них являются снижение корнеальных рефлексов, диссоциация по оси тела сухожильных рефлексов, двусторонние патологические рефлексы, меняющийся мышечный тонус, спонтанный горизонтальный нистагм.

У пострадавших в коме, развившейся в момент травмы или позднее при углублении тяжести состояния (нарастающий отек мозга, кровоизлияние в зоне ушиба) выявляются дислокационные стволовые симптомы преимущественно тенториального уровня -плавающие движения глазных яблок, парез взора вверх, изменением мышечного тонуса в сторону повышения, приобретающим в ряде случаев характер разгибательных пароксизмов.

Положительные сдвиги в состоянии сознания у большинства больных наблюдаются в интервале 4- 10 суток, восстановление ясного сознания происходит не ранее, чем через 2- и более недель после травмы.

Ушиб головного мозга тяжелой степени часто (в 2/3 наблюдений) сопровождают повреждения костей черепа - единичные или множественные линейные переломы свода и основания, многооскольчатые вдавленные переломы свода.

К сожалению, травма головы у детей – довольно распространенное явление. Примерно сто тысяч госпитализаций в год. Причинами таких травм являются дорожно-транспортные происшествия, падения с велосипеда, спортивные травмы, падения с высоты, а также жестокое обращение с детьми. Выделяют некоторые особенности, свойственные только детским травмам. Симптомы и последствия черепно-мозговых травм у детей сильно отличаются от таких же травм у взрослых. Например, намного труднее определить у ребенка степень повреждения мозга и наличие каких-либо дисфункций. Врачи, проанализировав результаты учебы в школе и высших учебных заведениях, коэффициент умственного развития и профессиональную деятельность (для взрослых), могут определить тяжесть травмы. В свое время считалось, что дети более устойчивы к травмам головного мозга, чем взрослые, потому что их растущий мозг восстанавливался быстрее с течением времени. Однако, все больше исследований указывают на противоположное. На самом деле, дети более восприимчивы, чем взрослые к необратимым повреждениям мозга, даже когда сила удара одинакова.

Удар и противоудар

  • 1. В результате прямой травмы, удар по задней части черепа приводит к травме передней части мозга.
  • 2. При противоударе, мозг отслаивается и ударяется о заднюю часть черепа. В результате повреждение происходит дважды.

Некоторые неврологические нарушения, вызванные травмой головы, не проявляются в течение долгого времени. Функции лобной доли, например, задействованы не с самого рождения ребенка. В результате этого врачи смогут зафиксировать их повреждение, только когда ребенок достигнет подросткового возраста. Так как лобные доли отвечают за социальные взаимодействия и навыки межличностного общения, повреждение головного мозга в раннем детстве не будут зафиксированы до тех пор, пока ребенок не достигнет определенного возраста, где потребуются эти навыки. Кроме того, повреждение части мозга, отвечающей за навыки чтения и письма, станут очевидными только тогда, когда ребенок достигнет школьного возраста, и проявятся признаки задержки навыков чтения и письма.

У детей очень трудно поддерживать нормальное функционирование сосудов после травмы. В некоторых случаях ЧМТ вызывает внезапное расширение всех сосудов мозга. Это способствует сильному притоку крови к голове. Лишняя кровь и отек мозга, возникший в результате быстрого притока, становятся причиной резкого повышения внутричерепного давления, которое достигает очень высокого уровня. Дети чувствуют себя нормально сразу после аварии, но через несколько часов, теряют сознание из-за резкого скачка внутричерепного давления.

Исследования показали, что череп ребенка в восемь раз слабее взрослого. Таким образом, дети чаще страдают деформацией и переломом черепа, которые приводят к повреждению мозга.

У подростков последствия черепно-мозговой травмой также трудно выявить в связи с особенностями их возрастного развития. В этот период они часто испытывают тревожное состояние и поведенческие изменения.

Последствия ЧМТ у детей

На протяжении многих лет в медицине существовало убеждение, что при равной силе удара ребенок получает меньше повреждений мозга, чем взрослый человек. Эту гипотезу выдвинул Кеннард на основе исследований обезьян. Однако последующие исследования показали, что это предположение ошибочно. На самом деле последствия ЧМТ у детей намного серьезнее, чем у взрослых.

Развитие лобных долей у ребенка продолжается до 16 лет. Какие-либо изменения в их развитии приводят к незаметным, но серьезным проблемам. Нарушения в этой области мозга провоцируют сбой в работе «исполнительных функций», которые являются основными в развитии человека. К сожалению, некоторые из этих нарушений проявляются лишь на более поздних этапах развития.

По мере роста ребенок сталкивается с рядом трудностей. Например, задания по математике становятся все труднее. Переход из класса в класс, трудности в колледже и все более сложные социальные взаимодействия ожидают человека по мере роста и развития.

Родители не могут заранее знать, как их ребенок будет справляться с этими препятствиями и сможет ли он их преодолеть.
Было проведено исследование «Влияние ЧМТ в детстве на дальнейшую трудовую деятельность». В ходе него было отмечено, что травмы в результате падения и несчастных случаев, связанных с ДТП, составляют более 70% от всех травм в дошкольном возрасте. Такие травмы приводят к серьезным закрытым повреждениям мозга, а в большей степени его фронтальной области. Так как лобные доли быстро растут в течение первых пяти лет жизни ребенка, а затем продолжают развиваться до позднего подросткового возраста, дефицит исполнительных функций, вызванный этими травмами, остается без внимания. Таким образом, окружающие замечают такие существенные недостатки в психосоциальной сфере довольно поздно, когда уже был нанесен значительный вред организму.

В этом исследовании принимали участие 33 ребенка с тяжелыми формами ЧМТ. У них была отмечена нормальная успеваемость в школе. После успешного окончания школы 8 из 21 пациентов смогли приступить к трудовой деятельности, а 9 из них нет. Дети, перенесшие травмы до 7 лет, показывали более низкие результаты. Это свидетельствует о том, что повреждения затронули функцию мозга, отвечающую за интеллект.

Ученые также обнаружили, что дети после ЧМТ лучше справляются в школе, поскольку это хорошо структурированная окружающая среда, чем они же, но уже в рабочей обстановке, которая более независима и менее структурирована.

В большинстве случаев у детей, перенесших ЧМТ, отмечают нормальные умственные способности, иногда даже IQ выше среднего уровня. Но не смотря на это они сталкиваются с другими серьезными проблемами. Такие дети не в состоянии организовать свою жизнь и принимать разумные ежедневные решения. У них отмечались серьезные проблемы с организационными навыками в повседневной деятельности, но хорошие результаты при языковом и интеллектуальном тестировании.

Трудность в определении степени поражения мозга состоит в том, что в большинстве случаев личностные изменения, такие как синдром дефицита внимания и усталости, нарушение планирования и решения проблем, отсутствие инициативы, гибкости, импульсивность, раздражительность и вспышки гнева, оппозиция и социально неподобающее поведение остаются незамеченными.

Один из распространенных симптомов черепно-мозговой травмы – растормаживание. Человек, перенесший ЧМТ и страдающий от растормаживания, часто говорит о том, что считается социально- несоответственным. Это приводит к трудностям в общении с окружающими и дальнейшем развитии. Эффект расторможенности в некоторых случаях приводит к негативным последствиям, наркомании и алкоголизму.

Интоксикация свинцом

Исследования показали, что миллионы детей подвергаются риску отравления свинцом, так как даже самые небольшие его дозы приводят к повреждению мозга. Дети в возрасте от 1 до 5 лет попадают в группу риска. В возрасте до года, дети имеют минимум контактов с окружающей средой. К 5 годам, пищеварительный канал менее интенсивно поглощает свинец. Следующая причина связана с развитием мозга в возрасте от 1 до 5 лет. Каждая нервная клетка мозга состоит из тела клетки, ядро которого отвечает за выработку белков и нейротрансмиттеров. От тела клетки отходят два типа отростков – дендриты и аксоны. По аксонам проходит ток, стимулирующий работу других нервных клеток. На верхней их части скапливаются нейротрансмитеры. Дендрит – дихотомически ветвящийся отросток нервной клетки, воспринимающий сигналы от других нейронов, рецепторных клеток или непосредственно от внешних раздражителей. Проводит нервные импульсы к телу нейрона. Дендриты обычно очень короткие, тогда как длина аксона колеблется от нескольких сантиметров до нескольких метров. Каждая нервная клетка имеет сотни, а иногда и тысячи дендритов. Свинец оказывает пагубное воздействие на дендриты и приводит к их сокращению. Это в свою очередь вызывает истончение связей между аксонами. Как правило, самое большое количество дендритов приходится на возраст от 1 года до 5 лет. Со временем они истончаются. Лучший способ замедлить этот процесс – активно использовать эти нервные клетки в возрасте от 1 до 5 лет. Т.е. нужно стремиться к дошкольной стимуляции и образованию.

Для получения профессиональной консультации по вопросам лечения черепно-мозговых травм у детей в Германии
Звоните нам по телефону: +49 228 972 723 35
или пишите на Email

Основными причинами появления у ребёнка черепно-мозговой травмы могут послужить невнимательность родителей при переходе проезжей части, падений во время занятий спортом, нападения.

Причины, приведшие к травме головы, разнообразны:

  • Смещение, разрыв тканей головного мозга, обусловленные переломом кости черепа;
  • Повреждения мозговых тканей в результате сотрясения;
  • Кровоизлияния в мозг;
  • Проникающие ранения в голову;
  • Отек мозга, сопровождающийся увеличением давления в черепной коробке.

Симптомы

По форме различают следующие виды черепно-мозговых травм:

  • Сотрясение головного мозга

Повреждений черепных костей не происходит. Возможна потеря сознания на небольшой промежуток времени. Еще одним из признаков сотрясения будет появление кратковременной амнезии. Она делится:

  • амнезию, когда ребёнок не помнит о происшедшем во время травмы;
  • ребёнок ничего не помнит до происшедшей травмы.

Симптомами сотрясения мозга являются:

  • ощущение тошноты с последующим опорожнением содержимого желудка,
  • головокружения и сильная головная боль,
  • шум в ушах, слабость,
  • нарушение сна.

Эта симптоматика исчезнет по прошествии одной недели.

  • Ушиб головного мозга

Основным признаком легкой формы течения является кратковременная потеря сознания. Затем у ребёнка могут появиться боли в голове, головокружение, тошнота, сопровождающаяся рвотой. Ребёнок может потерять память на короткое время. Будет отмечаться учащение или замедление сердцебиения. При этой форме ушиба могут наблюдаться переломы костей свода черепа. По прошествии недели сознание придет в норму, ребёнок сможет ориентироваться в окружающем его пространстве и во времени. Однако в будущем ребёнку будет тяжело учиться из-за расстройства памяти.

Симптомами ушиба головного мозга легкой степени будут:

  • местный отек мозга,
  • повреждение целостности стенок мелких сосудов.

После ушиба средней тяжести у ребёнка могут наблюдаться:

  • частичное оглушение;
  • нарушение речевой функции;
  • вялость, снижение активности;
  • появляется сонливость;
  • временная и пространственная дезориентация;
  • мелкие, очаговые кровоизлияния;
  • появление дурноты, сопровождающейся тошнотой, частой рвотой.

Ушиб мозга тяжелой степени характеризуется:

  • потерей сознания от пары часов до 2 недель;
  • отмечается учащение или замедление сердечного ритма;
  • нарушается дыхание;
  • конечности парализованы;
  • нарушена функция глотания;
  • расстройством речи;
  • судорожными припадками.
  • Компрессия головного мозга

Компрессия или сдавливание головного мозга - очень тяжёлое повреждение вещества мозга. Основной причиной является накопление крови внутри черепной коробки из-за разрыва сосудов.

Так как у ребенка до года вес головы превышает вес тела, при падении ребёнок ударится прежде всего теменной областью. После этого образуется покраснение, быстро увеличивающийся в размере отёк.

К компрессии головного мозга у ребёнка могут привести:

  • накопление крови в черепной коробке;
  • гематомы;
  • обширное разрушение мозговых тканей.

Черепно-мозговые травмы могут быть:

  • Закрытыми. При этом целостность костей головы не изменены, мягкие ткани повреждены незначительно.
  • Открытыми. Первыми признаками будут трещины, разломы костей головы, кровотечения.

По состоянию сознания черепно-мозговые травмы подразделяют:

  • если ребёнок после травмы адекватно реагирует на происходящее вокруг и находится в сознании, то можно говорить о ясном сознании;
  • угнетенное сознание с сохранением адекватных реакций на окружающую среду является признаками сопора;
  • отключение сознания, невосприимчивость ребёнком происходящего, говорит о коматозном состоянии.

Диагностика черепно-мозговых травм у ребёнка

Для того чтобы диагностировать черепно-мозговую травму, необходимо госпитализировать ребёнка и провести ряд исследований. Сначала оцениваются реакции пострадавшего на появление болевых ощущений. Оценивается реакция зрачков на свет, их положение, симметричность. Проверяется реакция ребёнка на яркий свет. Обращают внимание, напряжены ли мышцы шейного отдела, имеются ли судорожные припадки. Для постановки точного диагноза врачи используют компьютерную и магнитно-резонансную томографии (КТ и МРТ). Эти методы помогают распознать, есть ли повреждение тканей головного мозга и определить наличие гематом.

Методы, используемые для диагностики:

  • Использование эхо-энцефалоскопии позволит выявить сместился ли мозг относительно костей черепной коробки;
  • Для обнаружения крови в ликворе применяют электроэнцефалографию (ЭЭГ);
  • Проведение офтальмоскопии покажет, наличие кровоизлияний в сетчатке глаза;
  • Рентген головы для обнаружения черепно-мозговой травмы.

Осложнения

При черепно-мозговой травме отмечаются следующие осложнения и последствия:

  • Последствия и осложнения практически отсутствуют;
  • Наблюдается нарушения неврологического и психического состояния ребёнка;
  • Ребёнок не может сам себя обслужить без посторонней помощи;
  • Отсутствует реакция на внешние раздражители. Состояние комы;
  • Летальный исход.

Лечение

При грамотном лечении травм у ребёнка, нужно оценить, как функционирует мозг после травмы. Все случаи таких травм сугубо индивидуальны.

Что можете сделать вы

Необходимо, прежде всего, быть внимательным к своему ребёнку во время совместных прогулок. Внятно и доходчиво объяснить правила поведения на улице, при переходе через проезжую часть, правильном поведении в школе, садике.

Если все же произошёл несчастный случай, необходимо оказать первую помощь и вызвать неотложку.

Что делает врач

Тщательно осматривает ребёнка, назначает обследования, проводит сбор анамнеза и назначает необходимые анализы. По их результатам назначает либо медикаментозное лечение, либо оперативное вмешательство.

Профилактика

Одной из важных профилактических мер этого заболевания является:

  • не оставлять ребёнка одного на улице;
  • следить за тем, чтобы окна и балконные двери были закрыты в отсутствии взрослых;
  • не ставить диваны, кресла, стулья около окон;
  • убедиться, что площадка, где гуляет ребёнок, безопасна.

Необходимо всегда быть бдительным по отношению к своим детям и вовремя принимать все меры безопасности.

В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как черепно-мозговая травма у детей. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга черепно-мозговая травма у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить черепно-мозговая травма у детей и не допустить осложнений.

А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания черепно-мозговая травма у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание черепно-мозговая травма у детей?

Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!

Нередко первая ЧМТ переносится человеком при рождении, в рамках перинатальной патологии. Необходимы четкие представления о механизмах повреждения нервной системы при ЧМТ, ее возможных последствиях и осложнениях, мерах их профилактики.

Классификация черепно мозговой травмы у детей

Классификация и симптомы

  • ЧМТ I степени: сотрясение мозга, возможно, с потерей сознания, затем часто тошнота, рвота, головокружение и головные боли, ретроградная амнезия.
  • ЧМТ II степени: продолжительное бессознательное состояние, вплоть до часа, контузия мозга.
  • ЧМТ III степени: после травмы продолжительное (более часа) бессознательное состояние, нарушение сознания в течение нескольких дней, нестабильные жизненные функции, контузия мозга, гематома (эпидуральная, субдуральная).

Среди типов ЧМТ различают:

  1. изолированную ЧМТ (если нет внечерепных повреждений);
  2. сочетанную ЧМТ (при одновременных внечерепных повреждениях);
  3. комбинированную ЧМТ (если одновременно воздействуют различные виды энергии - механическая, термическая и проч.).

С учетом опасности инфицирования ликвора и мозга ЧМТ делят на закрытую и открытую. К закрытой ЧМТ относятся повреждения, при которых отсутствуют нарушения целостности покровов головы либо имеются раны мягких тканей без повреждения апоневроза.

По виду повреждения выделяются очаговые, диффузные и сочетанные ЧМТ. Очаговые ЧМТ характеризуются локальными травматическими изменениями в мозге; к ним относятся ушибы головного мозга (очаговые ушибы мозга) и травматические внутричерепные гематомы. Диффузные ЧМТ характеризуются общими признаками страдания вещества головного мозга, как это имеет место в случае сотрясения или диффузного аксонального повреждения. При сочетайных формах в мозге одновременно имеются и очаговые, и диффузные повреждения.

В течении ЧМТ выделяются острый, промежуточный и отдаленный периоды, продолжительность которых определяется тяжестью травмы и особенностями реактивности организма.

Клинические формы ЧМТ:

  1. сотрясение головного мозга;
  2. ушиб мозга: легкой степени, средней степени, тяжелой степени;
  3. диффузное аксональное повреждение (ДАЛ);
  4. сдавление мозга;
  5. сдавление головы.

По тяжести ЧМТ делят на три степени: легкую, средней тяжести и тяжелую. К легкой ЧМТ относят сотрясение и ушиб мозга легкой степени; к среднетяжелой ЧМТ - ушиб мозга средней степени, под острое и хроническое сдавление головного мозга; к тяжелой ЧМТ - ушиб головного мозга тяжелой степени тяжести, диффузное аксональное повреждение и острое сдавление мозга.

Среди осложнений ЧМТ доминируют:

  1. гнойно-воспалительные: менингит, менингоэнцефалит, вентрикулит, абсцесс, остеомиелит костей черепа, пневмония, цистит, сепсис;
  2. аутоиммунные;
  3. сосудистые;
  4. нейротрофические;
  5. ятрогенные и другие.

Одно из тяжелых осложнений ЧМТ - формирование внутричерепной гематомы. При этом нередко после ЧМТ у пострадавшего в течение часов, дней, недель и даже месяцев может восстанавливаться или сохраняться хорошее самочувствие («период мнимого благополучия»), а затем возобновление кровотечения ведет к сдавлению мозга. Этот драматический период манифестирует появлением или резким нарастанием головной боли, возможна тошнота, рвота, эпилептические припадки. Наблюдается мидриаз - обычно на стороне гематомы и пирамидная симптоматика на противоположной стороне. Далее утрачивается сознание и может наступить смерть из-за вклинения мозга в большое затылочное отверстие. Помощь - только нейрохирургическая: декомпрессия мозга. Для диагностики используются КТ и МРТ, а также - при их отсутствии - ЭХО-энцефалоскопия. При подозрении на наличие внутричерепной гематомы необходима срочная консультация нейрохирурга.

Исходы ЧМТ :

  1. хорошее восстановление,
  2. умеренная инвалидизация,
  3. тяжелая инвалидизация,
  4. вегетативное состояние,
  5. восстановление отсутствует.

Следует иметь в виду, что даже легкая ЧМТ вызывает глубокие нарушения обмена веществ и микроциркуляции в мозге, а также микроструктурные изменения типа асинапсии, которые длятся до 2-х месяцев и более. Поэтому исчезновение неврологических и соматических проявлений неблагополучия у пострадавшего еще не означает истинной нормализации его состояния.

Особо следует учесть ситуацию, когда человек уже переносил ЧМТ в прошлом: его мозг несет «память» о перенесенной ЧМТ в виде микростуктурных или более тяжелых перестроек, которые сужают компенсаторные возможности. Поэтому повторная ЧМТ протекает, как правило, более тяжело, и выход из периода болезни более долог и чреват остаточными явлениями. Этот неблагоприятный фон в виде исходно измененного мозга создается многими факторами: среди них - родовая травма и иная перинатальная патология, последствия нейроинфекций и интоксикаций, микродизонтогенеза.

Поэтому в ранние сроки после ЧМТ не следует обольщаться мнимым благополучием, а необходимо с полной серьезностью отнестись к рекомендациям врача и пройти курс обследования и лечения.

В неврологическом статусе лабильная, негрубая асимметрия сухожильных рефлексов по оси тела, мелкоразмашистый горизонтальный нистагм, исчезающие в течении 3-5 сут. Повреждение костей черепа отсутствует. Цереброспинальная жидкость без существенных изменений. КТ не обнаруживает травматических отклонений вещества мозга.

Ушиб мозга. Отличается от сотрясения наличием очага повреждения мозга, связанной с этим очаговой неврологической симптоматики и очага (очагов) повреждения на КТ. Характерно: сознание выключается от нескольких секунд до десятков минут. Общемозговая и очаговая симптоматика. Ретро-, кон-, антероградная амнезия. При тяжелых ушибах возможны переломы костей свода черепа и субарахноидальное кровоизлияние, менингеальный синдром, в основе которого отек мозга и субарахноидальное кровоизлияние. КТ в половине наблюдений выявляет ограниченную зону (зоны) пониженной плотности мозговой ткани.

Диффузное аксональное повреждение головного мозга (ДАП). Характеризуется длительным многоступенчатым коматозным состоянием с момента травмы. Часто наблюдаются грубые нарушения частоты и ритма дыхания. Типичны познотонические реакции: кома сопровождается позами децеребрации или декортикации. Возможно развитие пароксизмальных состояний с тахикардией, тахипноэ, гипертермией, гиперемией, гипергидрозом лица и проч.

Организация лечения при черепно мозговой травме у детей

При ЧМТ следует соблюдать постельный режим после травмы, в том числе после сотрясения головного мозга, даже при хорошем самочувствии в пределах 3-5 дней и принимать рекомендованные врачом лекарства. Целесообразно зарегистрировать факт травмы и оценить степень неврологической дисфункции сразу же после получения травмы, обратившись в травматологический пункт, или вызвав бригаду «скорой медицинской помощи», или обратившись в приемное отделение ближайшей больницы, или к судмедэксперту.

Уход

ЧМТ I степени

После травмы в течение 12 ч ежечасно контролировать жизненные функции (пульс, давление, дыхание).

Проверка реакции зрачков и уровня сознания. Следить за появлением ликвореи; отделяемое из носа и уха проверять на содержание глюкозы при помощи тест-полосок. Постельный режим в течение 12 ч. Помощь при рвоте (опасность аспирации). При необходимости - голодание, инфузионное лечение.

ЧМТ II степени

Уход (ЧМТ I степени). Мониторинг.

Контроль жизненных функций в первый час после травмы каждые 15 мин, затем - каждые 30 мин, затем - каждые 6 ч; затем - через более продолжительные промежутки, в зависимости от клинических проявлений.

При необходимости - назначение обезболивающих препаратов.

Помощь во время гигиенических процедур.

ЧМТ III степени

Лечение в отделении интенсивной терапии.

Жизненные показатели контролировать регулярно, даже при кажущемся отсутствии симптомов. Внутричерепное кровоизлияние начинается постепенно, прежде всего, у грудных и маленьких детей.

При повышении АД и брадикардии вызвать врача (изменение ВЧД).

При сборе анамнеза тактичное, но точное выяснение причины травмы: жестокое обращение? Первый приступ судорог?

ОСОБЕННОСТИ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ У ДЕТЕЙ

Одно из ведущих мест в детской травматологии при­надлежит черепно-мозговой травме (ЧМТ). В общей структуре травм у детей повреждения черепа и го­ловного мозга составляют 40—50%. ЧМТ занимает первое место среди всех травм, при ко­торых возникает необходимость госпитализации. С таким диагнозом в России ежегодно находятся в стационарах около 140-160 тысяч детей. Осо­бое медицинское и социальное значение ЧМТ у детей определяется также и другими показателями:

а) высокой общей летальностью (от 9 до 38%), которая составляет 70% среди причин смерти от механических травм (третье место у детей в возра­сте до 1 года и первое у детей от 1 до 14 лет);

б) значительным риском резидуальных измене­ний - у 60-90% детей в отдаленном периоде фор­мируются различные по тяжести остаточные явле­ния;

в) высокой инвалидизацией - после тяжелой ЧМТ от 20 до 50% детей становятся инвалидами.

Эпидемиологические исследования показали, что чаще всего страдают дети дошкольного возрас­та. Это связано с относительно большими разме­рами и весом головы у детей младшего возраста, а также повышенной двигательной активностью в условиях несовершенной координации движений и отсутствия чувства опасности высоты.

До 3 лет у девочек и мальчиков частота травм одинакова, а с 3 лет у мальчиков она увеличивает­ся и в более старшем возрасте значительно преоб­ладает. Например, соотношение мальчиков и дево­чек в возрасте до 10 лет составляет 2:1, а после 10 лет уже 3:1.

Отмечается сезонное колебание частоты ЧМТ у детей. Наибольшее количество приходится на ап­рель-май, июнь-июль и декабрь.

В структуре механических повреждений головы основное значение принадлежит бытовой травме (60-96%), на транспортную приходится лишь 4- 27%. Причем, обстоятельства травмы во многом определяются возрастом ребенка. Мла­денцы чаще всего падают с кровати, оставленные без присмотра, реже они падают с рук родствен­ников или вместе с младенцами падают более стар­шие дети. В дальнейшем, основное значение при­обретают падения ребенка с высоты своего роста (травмы «ребенка, учащегося ходить»), а затем, в возрасте от 3 до 6 лет - падения с большей высо­ты (например, с лестниц, деревьев, крыш, из окон и пр.). В школьном возрасте на первый план высту­пает дорожно-транспортный травматизм (24-50%), а также повреждения во время игр (катание на конь­ках, качелях, велосипеде, игра в футбол и пр.) (7-10%).

В последнее время, к сожалению, все чаще при­ходится встречаться со случаями травмы головы у детей в результате насилия над ними (синдром «же­стокого обращения с ребенком»). Общие неблаго­приятные социальные условия, дополнительные проблемы, которые приносит ребенок в семью, без­защитность перед окружающими делают его объек­том гнева родителей, членов семьи, а иногда и посто­ронних людей. К жестокому обращению с ребенком следует отнести до 3,6% случаев ЧМТ у детей.

Общепризнанно, что у детей, по сравнению со взрослыми, существуют дополнительные сложно­сти в оценке степени тяжести травмы головы толь­ко на основании клинических проявлений. Причем, чем младше ребенок, тем обычно больше трудно­стей в диагностике. Т.е. для детей характерно «ати­пичное» (вернее, типично педиатрическое) течение внутричерепных повреждений. Это может про­являться, с одной стороны, длительным бессимп­томным течением опасных для жизни ребенка по­вреждений, а с другой - бурными клиническими проявлениями даже при минимальной травме мозга. В последнем случае, состояние ребенка вызывает беспокойство у родственников и врачей, но эти тревожные признаки (например, достаточно ин­тенсивная головная боль, многократная рвота, сон­ливость) проходят полностью и самостоятельно в течение нескольких дней. Такое своеобразие тече­ния травмы головы у детей объясняется возраст­ными анатомо-физиологическими особенностями. Даже очень большие по объему патологические объекты могут не проявляться очаговыми и обще­мозговыми симптомами в связи с малой диффе-ренцированностью и полипотенциальностью коры, а также относительно широкими церебральными субарахноидальными пространствами и возможно­стью увеличения объема черепа. Длительная клини­ческая компенсация, особенно при травматических объемных процессах, нередко сменяется быстрым нарастанием неврологических расстройств вслед­ствие отека мозга и его дислокации. Этому способ­ствует высокая гидрофильность ткани мозга детей. Незавершенная миелинизация мозга и особеннос­ти регуляции сосудистого тонуса могут приводить к диффузным вегетативным реакциям, судорож­ным припадкам, а также преходящей гиперемии мозга. Не меньшее значение в своеобразии клини­ки имеют гибкость костей черепа и их подвижность в области швов.

Нередко у детей возникают сложности даже с трактовкой этиологии возникших неврологических расстройств. С одной стороны, не всегда удается ус­тановить факт перенесенной травмы. Например, сле­дует помнить о том, что если младенец был остав­лен под присмотром родственников, соседей или знакомых, то они обычно стремятся скрыть от ро­дителей эпизод перенесенной травмы. Дети более старшего возраста сами по различным причинам нередко скрывают травму. Более того, у детей воз­можно развитие структурных повреждений мозга без непосредственной травмы головы. Подобные по­вреждения развиваются вследствие воздействия на все тело ребенка внезапного ускорения и/или тор­можения (синдром «встряхивания ребенка»). Воз­можность внутричерепных повреждений при этом связана с относительно большими размерами го­ловы, слабостью шейной мускулатуры, повышен­ной ранимостью и подвижностью мозга в полости черепа. Морфологически в таких случаях возможно развитие фокальных и диффузных мозговых повреждений (например, субдуральных гематом). Чаще всего этот синдром наблюдается у младенцев и де­тей младшего возраста и может возникнуть при грубом обращении (резкие многократные встряхи­вания), прыжках с высоты на ноги или даже при чрезмерно интенсивном укачивании.

С другой стороны, иногда с травмой ошибочно связывают проявления заболеваний мозга, кото­рые могут длительно протекать без клинических проявлений (врожденные арахноидальные кисты, опухоли головного мозга и пр.). В этих случаях травма является лишь провоцирующим фактором, приво­дящим к срыву компенсации.

Одним из критериев ЧМТ у взрослых является потеря сознания и ее длительность. У детей, осо­бенно раннего возраста, потеря сознания при ЧМТ бывает редко или может отсутствовать даже при тя­желой травме. Ушибы мозга средней тяжести иног­да протекают не только без потери сознания, но и без очаговых неврологических симптомов. Оказа­лось, что у детей грудного возраста возможно бес­симптомное течение субарахноидальных кровоиз­лияний и линейных переломов костей свода черепа. На КТ в таких случаях обнаруживаются признаки ушиба мозга, причем иногда не только в области перелома, но и по типу противоудара. Несмотря на хорошее состояние ребенка, отсутствие потери со­знания и неврологических симптомов, обнаружен­ный на краниограммах линейный перелом свода черепа позволяет квалифицировать повреждение как ЧМТ средней тяжести. Следует учесть, что у детей раннего возраста при линейных переломах свода черепа может возникнуть нарушение целост­ности твердой мозговой оболочки, которая интим­но прилежит к кости и по линии швов сращена с нею. При этом может возникнуть поднадкостничная гематома, распространяющаяся и эпидурально. Такую патологическую ситуацию следует отне­сти к закрытой проникающей ЧМТ с разрывом твердой мозговой оболочки и эпидурально-поднадкостничной гематомой.

Таким образом, при клиническом обследовании ребенка, у которого подозревается ЧМТ, существу­ет много дополнительных сложностей, затрудняю­щих своевременную диагностику повреждений мозга. Именно поэтому особое значение в детской нейротравматологии придается разработке оптимальных диагностических и лечебных алгоритмов, направ­ленных на сведение к минимуму риска развития опасных для здоровья и жизни внутричерепных из­менений.

Анатомо-физиологические особенности и свое­образие реакций детского организма на травму требуют некоторого изменения существующей клас­сификации ЧМТ, принятой у взрослых.

К легкой ЧМТ у детей следует относить только сотрясение головного мозга.

ЧМТ средней степени тяжести у детей включа­ет в себя:

а) ушибы мозга легкой и средней степени тя­жести с переломом костей свода черепа или без перелома;

б) эпидурально-поднадкостничные гематомы без сдавления мозга, а также поднадкостничные гигромы.

Группу тяжелой ЧМТ у детей составляют:

а) ушибы головного мозга тяжелой степени (размозжения мозга);

б) внутричерепные гематомы (эпидуральные, субдуральные, внутримозговые со сдавлением мозга);

в) диффузные аксональные повреждения мозга.

При оценке тяжести травмы у младенцев и детей

младшего возраста, учитывая возможность бессимп­томного ее клинического течения, необходимо осо­бое внимание уделять уточнению механизма травмы. Вряд ли правильно ограничивать диагноз формули­ровкой «травма мягких тканей головы» ребенку, упав­шему с высоты нескольких метров и не имеющему никаких клинических признаков повреждения мозга.

У детей грудного возраста чаще имеет место травма средней и тяжелой степени - ушибы и сдавления го­ловного мозга; в 80% случаев наблюдаются линейные переломы костей свода и в более чем 50% - субарахноидальные кровоизлияния. В младшем и школьном возрастах преобладает ЧМТ легкой и средней тяжести.

Вместе с прогрессом в развитии медицинской техники быстро изменяются и принципы органи­зации помощи при ЧМТ, однако далеко не во всех регионах России удается применять современные достижения нейротравматологии в повседневной практике, и медицинская помощь оказывается ис­ходя из конкретных медико-социальных условий.

Учитывая все приведенные данные, попытка обобщить сведения о ЧМТ у детей в пределах на­стоящего многотомного руководства имеет ряд осо­бенностей. Одни из них облегчают нашу задачу, а другие, наоборот, значительно ее усложняют. Не­которые проблемы достаточно подробно уже осве­щены или будут освещены в других главах руко­водства, поэтому здесь мы не останавливаемся на многих общих вопросах нейротравматологии (эти­ологии, патогенеза, диагностики и лечения ЧМТ), а также основах транскраниальной УС и тактики поэтапного нейроизображения.Очень кратко обсуждаются также анатомо-физиологические особенности черепа и головного мозга новорожден­ных и младенцев, подробно изложенные в главе «Родовая травма головы».

Значительно усложняет нашу задачу неоднород­ность технического оснащения детских стационаров и, вследствие этого, невозможность выработки ка­кой-то единой лечебно-диагностической стратегии.

Поэтому, мы будем считать свой долг выполнен­ным, если удастся обобщить современные данные о педиатрических особенностях ЧМТ, и наметить реальные пути повышения эффективности оказа­ния помощи детям в регионах с различным инст­рументальным обеспечением.

А.А. Артарян, А.С. Иова, Ю.А. Гармашов, А.В. Банин