Осознание людьми своей принадлежности. Этнокультурные особенности психики людей и этнопсихологические феномены. Чувство родного языка и национальное самосознание

Проверим себя!Студент выписывал наиболее сложные
понятия и их определения на отдельные
карточки. Накануне зачета по социологии он
не смог найти карточки, на которых был
записан ряд понятий. Помогите ему
восстановить потерянные записи. Запишите
понятия, определения которых приведены
ниже:
1) осознание людьми своей принадлежности
к определенному этносу, своего единства и
отличия от других подобных образований;

2) исторически сложившаяся социальноэкономическая и духовная общность людей,
которая возникает в период становления
капитализма, усиления экономических
связей, образования внутреннего рынка;
3) свойственный данному этносу способ
мышления, умонастроение,
предрасположенность мыслить и чувствовать,
действовать и воспринимать мир
определенным образом;

4) принадлежность человека к определенной
этнической общности;
5) исторически сложившаяся на
определенной территории общность людей,
обладающих общими, относительно
стабильными особенностями языка,
культуры, психики;
6) элементы социально-культурного наследия,
сохраняющиеся в данной этнической
общности в течение длительного времени.

Проверим себя!

Студент выписывал наиболее сложные понятия и их определения на отдельные
карточки. Накануне зачета по социологии он не смог найти карточки, на
которых был записан ряд понятий. Помогите ему восстановить потерянные
записи. Назовите понятия, определения которых приведены ниже:
1) Этническое самосознание
2) Нация
3) Менталитет;
4) Национальность
5) Нация
6) Традиция

Этнология

Этнология - наука,
изучающая процессы
формирования и
развития различных
этнических групп, их
идентичность, формы
их культурной
самоорганизации, их
коллективного
поведения,
взаимодействия
личности

Два уровня межэтнических отношений

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ
ОТНОШЕНИЯОТНОШЕНИЯ
МЕЖДУ
ЭТНОСАМИ
(НАРОДАМИ),
ОХВАТЫВАЮЩИЕ
ВСЕ СФЕРЫ
ЖИЗНИ
ИНТЕГРАЦИЯ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

Основные тенденции развития межэтнических отношений

МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ИНТЕГРАЦИЯ- СОЮЗ ГОСУДАРСТВ.
ПРИМЕР- ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ.
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ
ТЕНДЕНЦИИ В 20
ВЕКЕ
ИНТЕГРАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ В ПРЕДЕЛАХ
МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАНЫ.
ПРИМЕР- СССР

МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

НАРЯДУ С ТЕНДЕНЦИЕЙ К МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ, ПРОСЛЕЖИВАЮТСЯ
И ПРОЦЕССЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
НЕЗАВИСИМЫЕ
ПОСТСОВЕТСКИЕ
ГОСУДАРСТВА
РАСПАД
ЧЕХОСЛОВАКИИ,
ЮГОСЛАВИИ

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ.

СУЩЕСТВУЮТ РАЗЛИЧНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ.
В НАУКЕ ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ
ЭТО ЛЮБАЯ ФОРМА
ГРАЖДАНСКОГО, ПОЛИТИЧЕСКОГО
ГРАЖДАНСКОГО ИЛИ
ВООРУЖЕННОГО
ПРОТИВОСТОЯНИЯ, В КОТОРОМ
СТОРОНЫ ВЫСТУПАЮТ, ИСХОДЯ
ИЗ ЭТНИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ.
БОЛЕЕ ШИРОКАЯ ТРАКТОВКА:
ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ- ЭТО
ЛЮБАЯ КОНКУРЕНЦИЯ(
СОПЕРНИЧЕСТВО) МЕЖДУ
ГРУППАМИ, ОТ
ПРОТИВОБОРСТВА ЗА
ОГРАНИЧЕННЫЕ РЕСУРСЫ, ДО
СОЦИАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ,
КОГДА ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ
СТОРОНА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ С
ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ
ПРИНАДЛЕЖНОСТИ.
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ ПОРОЖДАЮТСЯ НЕ СУЩЕСТВОВАНИЕМ ЭТНОСОВ А
ПОЛИТИЧЕСКИМИ, СОЦИАЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ, В КОТОРЫХ ОНИ ЖИВУТ И
РАЗВИВАЮТСЯ- ПРИМЕР- ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБИДЫ(ПОЛЬША, ЧЕЧНЯ)

Межнациональный конфликт

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ- БОРЬБА ЗА ИЗМЕНЕНИЕ ГРАНИЦ, ЗА
ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ДРУГОМУ («РОДСТВЕННОМУ» С КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКОЙ
ТОЧКИ ЗРЕНИЯ) ГОСУДАРСТВУ, ЗА СОЗДАНИЕ НЕЗАВИСИМОГО ГОСУДАРСТВА
ПРИМЕРЫ– КОСОВО, ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ, АБХАЗИЯ.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ- БОРЬБА ЭТНОСОВ ЗА ОБЛАДАНИЕ
СОБСТВЕННОСТЬЮ, МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ- ЗЕМЛЕЙ, НЕДРАМИ.
ПРИМЕР- ШОТЛАНДИЯ.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ- ТРЕБОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО РАВНОПРАВИЯ,
РАВЕНСТВА ПЕРЕД ЗАКОНОМ, В ОБРАЗОВАНИИ, ОПЛАТЕ ТРУДА.
ПРИМЕР- ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОЯЗЫЧНЫХ НА «ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ.
КУЛЬТУРНО- ЯЗЫКОВЫЕ ПРИЧИНЫ– ТРЕБОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА,
КУЛЬТУРНОЙ ОБЩНОСТИ.
ПРИМЕР- ПРИБАЛТИКА.

НАЦИОНАЛИЗМ.

НАЦИОНАЛИЗМИДЕОЛОГИЯ,
ПСИХОЛОГИЯ, ПОЛИТИКА
ГРУПП ЛЮДЕЙ,
УТВЕРЖДАЮЩИХ
ПРИОРИТЕТ
НАЦИОНАЛЬНЫХ
ЦЕННОСТЕЙ СВОЕГО
ЭТНОСА.
КСЕНОФОБИЯНЕТЕРПИМОСТЬ К
ДРУГИМ НАЦИЯМ.
ИДЕЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ
ПРИВОДИТ К ГЕНОЦИДУИСТРЕБЛЕНИЮ ТАК
НАЗЫВАЕМЫХ
НЕПОЛНОЦЕННЫХ НАРОДОВ:
ГЕНОЦИД АРМЯН.
ХОЛОКОСТ
ВОЙНА НА БАЛКАНАХ В 90 Г. 20
ВЕКА,

РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

МОЖНО ЛИ ИСКЛЮЧИТЬ КОНФЛИКТЫ С ЭТНИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ?
ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТВЕТА ПОКА НЕТ, НО УЖЕ СЕЙЧАС СУЩЕСТВУЮТ
МЕТОДИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
ПРИЗНАНИЕ И УВАЖЕНИЕ
МНОГООБРАЗИЯ КУЛЬТУР
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ
ПОДХОД – ГЛАВНЫЙ
ОРИЕНТИР В
РЕГУЛИ РОВАНИИ
МЕЖЭТНИЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ.
ДЕМОКРАТИЯ, ПРИЗНАНИЕ СВОБОД
И ПРАВ ЛИЧНОСТИ
СМИ- ПРВИЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О
МЕЖЭНИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИУВАЖЕНИЕ, ТЕРПИМОСТИ

ПУТИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ.

ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВОВЫХ
МЕХАНИЗМОВ
ПЕРЕГОВОРЫ
ПУТИ
УРЕГУЛИРОВАНИЯ.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
ПОДДЕРЖКИ МНОГОКУЛЬТУРНОСТИ
УЛУЧШЕНИЕ ЖИЗНИ ГРАЖДАН.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ.

КОНСТИТУЦИЯ
ФУНДАМЕНТ
ЭТНОПОЛИТИКИ.
1. ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА,
УВАЖЕНИЕ К ПАМЯТИ ПРЕДКОВ,
ЗАБОТА О ГОСУДАРСТВЕННОМ
ЕДИНСТВЕ.
2. НАПРАВЛЕННОСТЬ НА
УТВЕРЖДЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД,
ГРАЖДАНСКОГО МИРА
КОНСТИТУЦИЯ ГАРАНТИРУЕТ ПРАВА И
СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ НЕЗАВИ
СИМО ОТ НАЦИОНАЛЬНОСТИ.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРОПАГАНДА
РАСОВОЙ НЕТЕРПИМОСТИ

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
НАЦИОНАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
1996Г
1. РАВЕНСТВО ПРАВ И СВОБОД
2. ЗАПРЕЩЕНИЕ ВСЕХ ФОРМ
ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН
ПО РАСОВОЙ И ТД.
ПРИНАДЛЕЖНОСТИ.
3. СОХРАНЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ РФ.
4. РАВНОПРАВИЕ ВСЕХ СУБЪЕКТОВ
РФ
5.ГАРАНТИИ ПРАВ ВСЕХ КОРЕННЫХ
МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ.

осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности и ее положения в системе общественных отношений.

Н.с. проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности представлений членов нации о своей определенной идентичности и отличии от представителей других общностей; о национальных ценностях и интересах; истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития; месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях.

Отличают как рациональные компоненты Н.с. (собственно осознание своей принадлежности к нации), так и эмоциональные (напр. сопереживание своего единства с другими членами социально-этнической общности). Национальное самосознание является важнейшей составной частью, основой национального сознания. Национальное самосознание существует не только на уровне индивида, но и над личностью, в том числе в объективированных массовых формах общественного сознания: в языке, в произведениях народного творчества и профессионального искусства, научной литературе, нормах морали и права и т. д.

Интенсивность проявления национального самосознания у отдельных представителей этнической общности далеко не одинакова. Частично или полностью им не обладают дети. У взрослых членов этноса, как правило, оно ослаблено в тех случаях, когда они не имеют контактов с представителями других этнических общностей. В таком положении чаще всего оказываются сельские жители, у которых может преобладать локальное или региональное самосознание.

В политическом плане Н. с. может играть двоякую роль. Во-первых, это может быть прогрессивный процесс. Такое положительное развитие возможно лишь при условии того, что Н. с. не пойдет по пути собственной абсолютизации и не станет особого рода "сверхценностью", не закроет для представителей этой общности иных возможностей и перспектив развития сознания, не ограничит его только осознанием своей национально-этнической идентичности. В противном случае, развитие Н. с. может обернуться своей противоположностью - сведением ценностно-смысловых структур сознания к низшим уровням, отрицанием ценностей, принадлежащих общностям более высокого порядка -например, общечеловеческих, сведением сознания до узких рамок клановых, феодально-племенных, религиозно-националистических или расистских идейно-политических взглядов. Вспышки последней тенденции имеют место в различных регионах и республиках бывшего* СССР. Конфликты и вооруженная борьба в Нагорном Карабахе, Южной Осетии, в Грузии, Таджикистане, война в Чечне - подтверждение той же тенденции. Нельзя сбрасывать со счета и территориальные притязания.

Особенно важно анализировать национальное самосознание правящей элиты и тех социальных групп, которые находятся у власти и которые оказывают влияние на других представителей этнической общности, используя их национально-психологические особенности. Вот как, например, один из руководителей фашистской Германии, Кейтель, писал в предсмертной записке в камере: "Традиция и особенно склонность немцев к подчинению сделали нас милитаристской нацией" (см. Полторак А. И. Нюрнбергский процесс. - М., 1969.-С. 232). Еще один военный преступник, Кранк, высказал мнение, что "...немецкий народ действительно женственен в своей массе. Он такой эмоциональный, такой непостоянный, так преклоняется перед мужеством и так зависит от настроения и окружения, что поддается внушению. Вот в этом... и заключается секрет гитлеровской власти" (см.: Полторак А. И. Нюрнбергский процесс. М., 1969. -С. 71).

При анализе истоков проявления Н.с. часто прослеживается тенденция: искажения в национальном самосознании у правящих кругов имеют самые негативные исторические последствия. Причем, эти искажения предшествуют возникновению истерии национализма в стране. Это относительно точный признак прогнозирования социально-психологических и иных изменений в стране. В силу этого изучение национального самосознания является важной задачей тех сил, чьи усилия направлены на обеспечение бесконфликтного общественного развития. Установки, стереотипы национального самосознания не всегда совпадают с реальным положением дел. В настоящее время особенности национального самосознания (как составной части национального характера) стали предметом специальных исследований. Так, по мнению английского социолога Спотта В. И., англичане выделяют у себя такие черты национального характера и установки, как склонность к компромиссам, юмор, способность к организации. В то же время в национальном самосознании англичан как бы вытеснены такие качества, как склонность к традициям, комплекс превосходства над другими и другие черты, которые подмечаются представителями других наций. В национальном самосознании арабов нередко присутствует недоверие друг к другу. В силу этого европеец порой с большим успехом добьется взаимопонимания с арабом, чем арабы между собой, так как они друг другу доверяют меньше. В национальном самосознании американцев особое место занимает демократия, свобода, право на неподчинение. Национальное самосознание проявляется и в отношениях к другим нациям. Там, где между двумя этническими общностями складывались отношения сотрудничества, вырабатывалась в основном положительная установка в отношениях друг к другу, предполагающая терпимость к существующим национальным различиям.

Если отношения между народами были далекими, не затрагивающими их жизненных интересов, эти народы могли быть не настроены враждебно друг к другу, но могли и не питать друг к другу особой симпатии. Иное дело, когда народы длительное время находились в состоянии конфликта и вражды. Тогда вырабатывалась в основном враждебная психологическая установка. Вот данные социально-психологических исследований на этот счет, опубликованные американским журналом "Тайме Мирроу Сентр" в 1991 году. По данным этого исследования, поляки ненавидят немцев, те отвечают им взаимностью и, в свою очередь, пренебрегают обществом турок. Французы не любят североамериканцев, русские и украинцы недолюбливают азербайджанцев. В Европе наиболее отвергаемой является этническая группа цыган: их активно не любят большинство чехов, венгров, немцев и испанцев. При этом разница в образовании респондентов, имущественное, классовое положение не играют особой роли. Все эти предубеждения предопределены историческими, психологическими факторами и прочно вошли в сознание и установки людей. В центральной и восточной Европе национальные предрассудки питаются возникшими в прошлом взаимной враждой и территориальными спорами. Самой непопулярной группой в Польше являются немцы. В то же время около половины немцев с неприязнью относятся к полякам. Венгры не любят румын и арабов, а в Словакии эти же чувства проявляют к венграм.

  • - в обычной разговорной речи убеждение в ценности собственной личности...

    Начала современного Естествознания

  • - осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей - ...

    Психологический словарь

  • - Одна из сторон сознания – осознание человеком себя как личности с присущими ей интересами, целями, мотивами, мировоззрением. Расстройства С. в психиатрии приобретают важное диагностическое значение...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - - осознание, оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - противоположное осознанию внешнего мира переживание единства и специфичности «Я» как автономной сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию...

    Новейший философский словарь

  • - противоположное осознанию внешнего мира переживание единства и специфичности ‘Я’ как автономной сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию...

    История философии

  • - англ. consciousness; нем. Selbstbewu?tsein. 1. Осознание и оценка индивидом самого себя как личности, своего существования, действий, характеристик и т. д., обычно во взаимосвязи с др. людьми и объектами. 2...

    Энциклопедия социологии

  • - Осознание членами нации особенностей, отличающих их от других народов, наций. Н. с. - неотъемлемый духовный атрибут национальной жизни и ее наиболее характерное выражение...

    Словарь социолингвистических терминов

  • Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

  • - совокупность представлений, традиций и понятий представителей нации или этноса, позволяющих воспроизводить эту общность людей как целое и причислять каждого индивида к данной социальной целостности...

    Политология. Словарь.

  • - уровень представлений, характеризующий освоение людьми, принадлежащими к той или иной национальной общности, ее идеалов, культурных норм, традиций, бытовых стереотипов, а также понимание ими интересов и положения...

    Политология. Словарь.

  • - осознание человеком себя как личности с присущей ей мировоззрением, целями, интересами и мотивами поведения; расстройства С. наблюдаются при многих психических болезнях...

    Большой медицинский словарь

  • - осознание, оценка человеком своего знания, нравств. облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля...

    Философская энциклопедия

  • - психический акт, посредством которого мы из суммы сменяющихся представлений о внутренней нашей душевной деятельности и о внешних ее проявлениях заключаем о непрерывности, тождестве и единстве своей духовной и...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Осознание членами нации особенностей, отличающих их от других народов, наций...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"национальное самосознание" в книгах

15.3. Национальное самосознание и этнические парадоксы современности

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

15.3. Национальное самосознание и этнические парадоксы современности Национальное самосознание – это субъективное выражение культуры нации, ее этнической специфики. Для второй половины XX – начала XXI века, со времени начала научно-технической революции, характерна ломка

Новый политический курс и национальное самосознание

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Новый политический курс и национальное самосознание По постановлению сенатского суда все цареубийцы 29 марта 1881 г. были приговорены к повешению. Однако многие начали сомневаться в возможности искоренения насилия насилием. Например, Л.Н. Толстой в своем письме к

Тема 3. Этническое и национальное самосознание: особенность формирования и формы проявления в полиэтническом регионе

Из книги Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам. Учебное пособие автора Бакулина Светлана Дмитриевна

Тема 3. Этническое и национальное самосознание: особенность формирования и формы проявления в полиэтническом регионе Этнические общности формируются под воздействием социально-экономических и природно-ландшафтных факторов. Это объективный закономерный процесс,

Чувство родного языка и национальное самосознание

Из книги Основы лингвокультурологии [учебное пособие] автора Хроленко Александр Тимофеевич

Чувство родного языка и национальное самосознание Яркий пример проявления этнического характера языка – так называемое чувство родного языка. У всех народов язык тесно связан с национальным чувством и сознанием. В.В. Виноградов писал: «Вопрос о силе и могуществе,

Русское национальное самосознание и государство Российское

Из книги Русский клуб. Почему не победят евреи (сборник) автора Семанов Сергей Николаевич

Русское национальное самосознание и государство Российское Современное состояние русского народа и его правовое и политическое положение в стране ныне горячо и в высшей степени интересно обсуждаются в русских изданиях самого широкого распространения. Разумеется,

§ 22. Русская Правда и национальное самосознание в Киевской Руси

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 22. Русская Правда и национальное самосознание в Киевской Руси Со времен языческих гражданский порядок в Киевской Руси сделал заметные успехи. Мы знаем, как жестоки были нравы и как грубы были общественные отношения в языческую пору (§ 13). Со времени Владимира св. и

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ ВОЖДЯ

Из книги Краткий курс сталинизма автора Борев Юрий Борисович

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ ВОЖДЯ На приеме в честь победы в войне Сталин произнес знаменитый тост за великий русский народ и его терпение. К нему подошел маршал бронетанковых войск Павел Семеновым Рыбалко и сказал:- Как вы, товарищ Сталин, замечательно сказали о русском

Пол Бушкович Православная церковь и русское национальное самосознание XVI–XVII веков

Из книги Конфессия, империя, нация. Религия и проблема разнообразия в истории постсоветского пространства автора Семенов Александр

Пол Бушкович Православная церковь и русское национальное самосознание XVI–XVII веков История национального самосознания в России во многом отличается от опыта народов и государств Западной и, отчасти, Восточной Европы. Эти отличия особенно заметны, когда речь идет о

III. Национальное самосознание Киевской и Галицкой Руси в XVI–XVII вв

Из книги Геноцид карпаторусских москвофилов – замолчанная трагедия ХХ века автора Ваврик Василий Романович

III. Национальное самосознание Киевской и Галицкой Руси в XVI–XVII вв К какому же народу и к какой стране жители Киева и Львова причисляли себя? Ответ находим у знаменитого южнорусского филолога и историка Михаила Александровича Максимовича, предком которого являлся св.

Английская кухня и национальное самосознание

Из книги автора

Английская кухня и национальное самосознание Соседи с континента не устают издеваться над кухней англичан. В популярном во всем мире французском мультфильме про галла Астерикса есть эпизод, в котором он вместе со своим прожорливым другом Обеликсом приезжает в Англию,

Национальное самосознание населения и культура Гетманата

Из книги История Украины. Научно-популярные очерки автора Коллектив авторов

Национальное самосознание населения и культура Гетманата Уже в первой половине XVII в. наблюдалось интенсивное развитие национального сознания украинцев. В разных прослойках населения формировалось чувство этнической общности: «мы» - «руський народ». Зарождалась

4. Национальное самосознание и патриотические идеи во Франции

Из книги Франция в эпоху позднего средневековья. Материалы научного наследия автора Малинин Юрий Павлович

КУРС ДОЛЛАРА И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ пер. Данилова С. Н.

Из книги Америка и американцы автора Бухвальд Арт

КУРС ДОЛЛАРА И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ пер. Данилова С. Н. Недавно мы узнали, что впервые в истории число иностранных туристов, побывавших в США, превысило количество американцев, путешествовавших за границу. Вероятно, во многом этому способствовало падение курса

Почему мы никому не нужны Про нефть, оппозицию и национальное самосознание

Из книги Бумажное радио. Прибежище подкастов: буквы и звуки под одной обложкой автора Губин Дмитрий

Почему мы никому не нужны Про нефть, оппозицию и национальное самосознание http://www.podst.ru/posts/5103/Вы никогда не задумывались, почему при массовой нелюбви к власти – которая гоняет с мигалками, демонстративно презирает закон и простого человека в грош не ставит – так вот,

Национальное самосознание сегодня

Из книги Своевременные мысли о Российском парламенте автора Сидоренко Юрий Сергеевич

Национальное самосознание сегодня Время, которое мы переживаем, характеризуется крахом традиционных империй. Рухнула добытая большой кровью Великая Британская империя, которая была настолько обширна, что в ней никогда не заходило солнце. Ушла в небытие и Французская

Проверим себя! Студент выписывал наиболее сложные понятия и их определения на отдельные карточки. Накануне зачета по социологии он не смог найти карточки, на которых был записан ряд понятий. Помогите ему восстановить потерянные записи. Зпишите понятия, определения которых приведены ниже: 1) осознание людьми своей принадлежности к определенному этносу, своего единства и отличия от других по­добных образований; 2) идеалы данной этнической общности, являющиеся одним из источников мотивации ее поведения;


3) исторически сложившаяся социально- экономиче­ская и духовная общность людей, которая возникает в период становления капитализма, усиления экономических связей, образования внутреннего рынка; 4) свойственный данному этносу способ мышления, умонастроение, предрасположенность мыслить и чувствовать, действовать и воспринимать мир определенным образом;


5) принадлежность человека к определенной этнической общности; 6) исторически сложившаяся на определенной территории общность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры, психики; 7. элементы социально-культурного наследия, сохраняющиеся в данной этнической общности в течение длительного времени.


Проверим себя! Студент выписывал наиболее сложные понятия и их определения на отдельные карточки. Накануне зачета по социологии он не смог найти карточки, на которых был записан ряд понятий. Помогите ему восстановить потерянные записи. Назовите понятия, определения которых приведены ниже: 1) Этническое самосознание 2 Ментальность; 3) Нация 4) Ментальность; 5) Национальность 6) Нация 7) Традиция


«Когда могущество государства и нации объявляется большей ценностью, чем человек, то в принципе война уже объявлена, все для нее уже подготовлено духовно и материально, и она в любой момент может возникнуть» Н.А. Бердяев Насколько прав философ? Не слишком ли пессимистическую картину он нам рисует?














СУЩЕСТВУЮТ РАЗЛИЧНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ. В НАУКЕ ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ ЭТО ЛЮБАЯ ФОРМА ГРАЖДАНСКОГО, ПОЛИТИЧЕСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ИЛИ ВООРУЖЕННОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ, В КОТОРОМ СТОРОНЫ ВЫСТУПАЮТ, ИСХОДЯ ИЗ ЭТНИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ. БОЛЕЕ ШИРОКАЯ ТРАКТОВКА: ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ- ЭТО ЛЮБАЯ КОНКУРЕНЦИЯ(СОПЕРНИЧЕСТВО) МЕЖДУ ГРУППАМИ, ОТ ПРОТИВОБОРСТВА ЗА ОГРАНИЧЕННЫЕ РЕСУРСЫ, ДО СОЦИАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ, КОГДА ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ СТОРОНА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ. МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ ПОРОЖДАЮТСЯ НЕ СУЩЕСТВОВАНИЕМ ЭТНОСОВ А ПОЛИТИЧЕСКИМИ, СОЦИАЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ, В КОТОРЫХ ОНИ ЖИВУТ И РАЗВИВАЮТСЯ- ПРИМЕР- ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБИДЫ(ПОЛЬША, ЧЕЧНЯ)




ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ- БОРЬБА ЗА ИЗМЕНЕНИЕ ГРАНИЦ, ЗА ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ДРУГОМУ («РОДСТВЕННОМУ» С КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ) ГОСУДАРСТВУ, ЗА СОЗДАНИЕ НЕЗАВИСИМОГО ГОСУДАРСТВА ПРИМЕРЫ– КОСОВО, ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ, АБХАЗИЯ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ- БОРЬБА ЭТНОСОВ ЗА ОБЛАДАНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ, МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ- ЗЕМЛЕЙ, НЕДРАМИ. ПРИМЕР- ШОТЛАНДИЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ- ТРЕБОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО РАВНОПРАВИЯ, РАВЕНСТВА ПЕРЕД ЗАКОНОМ, В ОБРАЗОВАНИИ, ОПЛАТЕ ТРУДА. ПРИМЕР- ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОЯЗЫЧНЫХ НА «ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ. КУЛЬТУРНО- ЯЗЫКОВЫЕ ПРИЧИНЫ– ТРЕБОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА, КУЛЬТУРНОЙ ОБЩНОСТИ. ПРИМЕР- ПРИБАЛТИКА.


НАЦИОНАЛИЗМ- ИДЕОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПОЛИТИКА ГРУПП ЛЮДЕЙ, УТВЕРЖДАЮЩИХ ПРИОРИТЕТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СВОЕГО ЭТНОСА. КСЕНОФОБИЯ- НЕТЕРПИМОСТЬ К ДРУГИМ НАЦИЯМ. ИДЕЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ ПРИВОДИТ К ГЕНОЦИДУ- ИСТРЕБЛЕНИЮ ТАК НАЗЫВАЕМЫХ НЕПОЛНОЦЕННЫХ НАРОДОВ: ГЕНОЦИД АРМЯН. ХОЛОКОСТ ВОЙНА НА БАЛКАНАХ В 90 Г. 20 ВЕКА,


МОЖНО ЛИ ИСКЛЮЧИТЬ КОНФЛИКТЫ С ЭТНИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ? ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТВЕТА ПОКА НЕТ, НО УЖЕ СЕЙЧАС СУЩЕСТВУЮТ МЕТОДИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД – ГЛАВНЫЙ ОРИЕНТИР В РЕГУЛИ РОВАНИИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. ПРИЗНАНИЕ И УВАЖЕНИЕ МНОГООБРАЗИЯ КУЛЬТУР ДЕМОКРАТИЯ, ПРИЗНАНИЕ СВОБОД И ПРАВ ЛИЧНОСТИ СМИ- ПРВИЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О МЕЖЭНИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ- УВАЖЕНИЕ, ТЕРПИМОСТИ




КОНСТИТУЦИЯ ФУНДАМЕНТ ЭТНОПОЛИТИКИ. 1.ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА, УВАЖЕНИЕ К ПАМЯТИ ПРЕДКОВ, ЗАБОТА О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЕДИНСТВЕ. 2.НАПРАВЛЕННОСТЬ НА УТВЕРЖДЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД, ГРАЖДАНСКОГО МИРА КОНСТИТУЦИЯ ГАРАНТИРУЕТ ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ НЕЗАВИ СИМО ОТ НАЦИОНАЛЬНОСТИ. ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРОПАГАНДА РАСОВОЙ НЕТЕРПИМОСТИ


КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕН НОЙ НАЦИОНАЛЬНО Й ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1996Г 1.РАВЕНСТВО ПРАВ И СВОБОД 2.ЗАПРЕЩЕНИЕ ВСЕХ ФОРМ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН ПО РАСОВОЙ И ТД. ПРИНАДЛЕЖНОСТИ. 3.СОХРАНЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ РФ. 4.РАВНОПРАВИЕ ВСЕХ СУБЪЕКТОВ РФ 5.ГАРАНТИИ ПРАВ ВСЕХ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ. И ТД.


Параграф 9 Работая с текстом Конституции, ответьте на следующие вопросы: 1. Какие две установки политики в сфере межэтнических отношений содержит преамбула Конституции? 2. Проанализировав статьи 2,13,19,26,29,68, определите, как Основной закон гарантирует права и свободы независимо от национальности? 3. Какой язык общения, воспитания и творчества зафиксирован для граждан РФ? 4. Какой язык считается государственным языком на территории РФ? 5. Существуют ли ограничительные статьи в области национальных отношений? Какие?


1.ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: УЧЕБНИК ДЛЯ 11 КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ /(Л.Н. БОГОЛЮБОВ, А.Ю ЛАЗЕБНИКОВА, А.Т. КИНКУЛЬКИН И ДР.); ПОД РЕДАКЦИЕЙ Л. Н. БОГОЛЮБОВА (И ДР.).- М. : ПРОСВЕЩЕНИЕ, ТИТУЛЬНЫЙ СЛАЙД. - KAGAYA. hoshiuavi. com/

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.П. АСТАФЬЕВА»

(ГОУ ВПО КГПУ ИМ.В.П. АСТАФЬЕВА)

Факультет начальных классов

Кафедра педагогики и психологии начального образования

Курсовая работа

Тема: Осознание национальной и этнической принадлежности

Выполнил:

Студент MZV (4,5г), III курса

факультета начальных классов

Грязнова Надежда Олеговна

Проверил:

Садовская Ирина Львовна

Красноярск, 2013

Введение

Список используемой литературы

Введение

В каждом возрасте, на каждом этапе взросления происходит осознание принадлежности к своей нации, расе. В наше время это ярко выраженное явление можно наблюдать в период переходного возраста, у подростков.

У детей в период младшего школьного возраста осознание принадлежности к определённой нации происходит менее выражено, менее ярко, хотя можно встретить и таких детей, которые очень «громко» кричат о принадлежности к той или иной нации, народу. Прежде всего это идёт из семьи, определённой атмосферы, которую создают родители, так как у каждого народа свой сложившийся и устоявшийся менталитет.

В рамках поставленной курсовой работы, я решила рассмотреть именно эту тему, потому что считаю очень важным вопрос осознания этнической принадлежности у детей в школе. И именно осознания, а не утверждения, которое чаще всего озвучивают разные народности, проживающие в великой стране- России, « Я принадлежу к своей нации, и неважно, приехал я в Россию недавно, или родился здесь, я буду жить только по своим законам и чтить свою настоящую Родину».

У любого народа есть своя устоявшаяся и сложившаяся национальная и этническая культура. Рассмотрим эти термины подробнее.

Важным для построения культурной типологии является определение понятий "этническая" и "национальная" культура. Эти понятия нередко употребляются как синонимы. Однако в культурологии они имеют разное содержание. этнический национальный психологический принадлежность

Этническая (народная) культура - это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. Она меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве - одна из основных черт этой культуры. Этническая культура охватывает в основном сферу быта, обычаи, особенности одежды, народных промыслов, фольклора. У каждого народа есть свои этнические символы: кимоно - у японцев, клетчатая юбка - у шотландцев, рушник - у украинцев.

В этнической культуре господствует сила традиции, привычки, обычаев, передающихся от поколения к поколению на семейном или соседском уровне. Определяющим механизмом культурной коммуникации здесь является непосредственное общение между поколениями живущих рядом людей. Элементы народной культуры - обряды, обычаи, мифы, поверья, легенды, фольклор - сохраняются и передаются в границах данной культуры посредством естественных способностей каждого человека - его памяти, устной речи и живого языка, природного музыкального уха, органической пластики. Это не требует никакой специальной подготовки и особых технических средств хранения и записи. Такая культура не нуждается в своей трансляции и в письменности и являются в значительной мере дописьменной культурой. Этническую культуру можно уподобить в какой-то мере натуральному (но только духовному) хозяйству, имеющему непосредственно коллективный, общинно-групповой характер. Она самодостаточна, находится на полном обеспечении. Этническая культура лишена авторства, она безымянна, анонимна. Никто не знает, кому принадлежит авторство дошедших до нас древних мифов и произведений устного народного творчества.

Культура этноса, с одной стороны, обеспечивает его единство и стабильность как системы, его выживание, т.е. выполняет интегративную функцию. Но с другой стороны элементы этой культуры имеют и "вторую жизнь", так как выполняют дифференцирующую функцию, противопоставляют один коллектив другому, становятся основой для различения "мы" и "они". Потребности дифференциации приводят к тому, что один из компонентов (язык, религия, художественная культура) выделяется в качестве основного этнического признака. Нередко такую роль выполняет язык. Однако иногда статус главного этнического признака приписывают религии. Например сербы и хорваты говорят на одном языке и вся специфика их культурного развития и этнических различий выражена в принадлежности их к разным

конфессиям: сербы - православные, хорваты - католики. Отсюда различия в бытовой культуре и обрядах.

От этнической следует отличать национальную культуру.

Национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных друг с другом кровно-родственными отношениями. Условием существования национальной культуры является возникновение письменности. Именно посредством письменности идеи и символы, необходимые для национального объединения людей, получают возможность широкого распространения среди грамотной части населения. Письменная культура как бы противостоит стихии живого разговорного языка с его местными диалектами и семантическими различиями. О возникновении национальной культуры мы судим прежде всего по факту рождения письменного языка и национальной литературы.

Национальная культура лишена, как правило, культового характера и является продуктом преимущественно индивидуального творчества. Национальная культура создается не этносом в целом, а образованной частью общества - писателями, художниками, философами, учеными. Внутренняя организация и структура национальной культуры гораздо сложнее, чем у этнической культуры. Национальная культура включает в себя наряду с традиционно-бытовой и профессиональную культуру, наряду с обыденными имеет и специализированные области культуры (литература, философия, наука, право и др.).

Кроме того, современные национальные общества состоят из множества классовых, профессиональных, демографических групп. Многие нации неоднородны и по этническому признаку, включают в себя различающиеся по генезису и формам существования этнические группы. Особенно неоднородны "молодые нации" Нового Света - американская, аргентинская, бразильская. Американская национальная культура включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую и другие этнические культуры. В Великобритании до сих пор существуют различия между собственно англичанами, уэльсцами и шотландцами, во Франции - между бретонцами и эльзасцами. Таким образом, большинство современных национальных культур полиэтничны. Однако национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации.

Более углубленно рассмотрим понятие термина нация.

Россия достаточно многонациональная страна. Помимо русских детей в школах можно наблюдать очень большое количество детей других национальностей.

Нация - образование более высокого порядка, чем этнос. В ней достигается гораздо более высокая плотность коммуникаций. Именно усиление интенсивности коммуникаций приводит к формированию общего национального языка, распространяемого как художественной литературой, так и периодикой, школами и академиями, словарями и энциклопедиями. Это способствует преодолению разнородности населения, внутренних границ, различий между хозяйственными регионами, коренным населением и мигрантами. Напротив, возникает общий рынок и общее государство, а значит - и постоянное общение, всеобщая заинтересованность в понимании друг друга. Для этого и нужен общий язык, достаточно разнообразный по словарю и средствам выражения, но вместе с тем единый для всей нации.

Разница между национальной и этнической культурой в первую очередь преодолевается путем образования и просвещения народа, его всеобщей грамотности. Наряду с образованием огромную роль в приобщении к национальной культуре играют сегодня средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение), а также различные учреждения культуры (музеи, библиотеки, театры).

В России в настоящее время происходит резкое социально-классовое расслоение общества, и ожидать, что этот процесс будет происходить бесконфликтно, было бы наивно. Но нужно иметь в виду, что в остальных государствах нашей планеты начиная с середины XX в. вплоть до сегодняшнего времени наблюдается снижение значимости классового фактора, классового начала. Соответственно и в жизни общества в целом, и в жизни отдельного человека повышается роль других общественных связей, других элементов социальной структуры общества. В первую очередь это можно сказать о таком явлении, как этносы. Этнос- одна из немаловажных частей, составляющих понятия этническая и национальная культура.

Этнос - это любая историческая, национальная, родовая общность, имеющая свое начало и конец. Этнос, подобно человеку, рождается, мужает, стареет и умирает. Продолжительность этногенеза составляет примерно 1,5 тысячи лет.

В мировой науке существует несколько объяснительных концепций этнического возрождения второй половины ХХ века. Разные социологические школы объясняют рост этнической идентичности: а) реакцией отставших в развитии народов на порождающую этнокультурное разделение труда экономическую и технологическую экспансию народов более развитых; б) мировой социальной конкуренцией, в результате которой интенсифицируется внутриэтническое взаимодействие несмотря на унификацию материальной и духовной культуры; в) повышением влияния больших социальных групп в экономике и политике и облегчением процессов их сплочения благодаря средствам массовой коммуникации. При этом утверждается, что именно этнические общности оказываются в более выгодном положении, чем другие большие группы, например классы.

Психологов этнос интересует прежде всего как психологическая общность, способная успешно выполнять важные для каждого человека функции:

1) ориентировать в окружающем мире, поставляя относительно упорядоченную информацию;

2) задавать общие жизненные ценности;

3) защищать, отвечая не только за социальное, но и за физическое самочувствие.

Человеку всегда необходимо ощущать себя частью «мы», и этнос -- не единственная группа, в осознании принадлежности к которой человек ищет опору в жизни. Среди таких групп можно назвать партии, церковные организации, профессиональные объединения, неформальные объединения молодежи и т.д. и т.п. Многие люди целиком «погружаются» в одну из подобных групп, но с их помощью стремление к психологической стабильности не всегда может быть реализовано. Опора оказывается не слишком устойчивой, ведь состав групп постоянно обновляется, сроки их существования ограничены во времени, самого человека могут за какой-то проступок из группы исключить.

Всех этих недостатков лишена этническая общность. Это межпоколенная группа, она устойчива во времени, для нее характерна стабильность состава, а каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, его невозможно «исключить» из этноса. Именно благодаря этим качествам этнос является для человека надежной группой поддержки.

В современном мире наблюдается психологический сдвиг в настроениях людей -- больший интерес к корням, к традициям и обычаям предшествующих поколений. Это умонастроение есть последствие международных конфликтов, опасности ядерной войны, экологической угрозы. Человек ощущает нестабильность окружающего мира, уменьшается его оптимизм и желание смотреть вперед. Все больше людей -- даже молодых -- склонны смотреть назад и вглубь, искать поддержку и защиту в стабильных ценностях предков. Поэтому именно межпоколенные стабильные общности, прежде всего этносы, и действительно наметившиеся тенденции к их разрушению, приобретают столь существенное значение в жизни современного человека.

В итоге можно выделить одну из психологических причин роста этнической идентичности во второй половине XX века -- поиск ориентиров и стабильности в перенасыщенном информацией и нестабильном мире.

Вторая психологическая причина лежит на поверхности и ее наличие не требует особых доказательств. Это интенсивность межэтнических контактов, как непосредственных (трудовая миграция, студенческие обмены, перемещение миллионов эмигрантов и беженцев, туризм), так и опосредованных современными средствами массовой коммуникации от спутникового телевидения до сети «Интернет».

В настоящее время этническое возрождение рассматривается одной из основных черт развития человечества во второй половине ХХ века. Почти повсеместный интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах: от попыток реанимации старинных обычаев и обрядов, фольклоризации профессиональной культуры, поисков «загадочной народной души» до стремления создать или восстановить свою национальную государственность.

Но если во всем мире представители разных наук уже более тридцати лет изучают этническое возрождение, то в бывшем СССР, если верить многочисленным специалистам-обществоведам доперестроечной поры, процесс шел в противоположном направлении: национальные общности не только расцветали, но и сближались, а национальный вопрос был полностью решен. На самом деле ситуация в нашей стране не отличалась от мировой, и у многих народов наблюдался рост этнической идентичности и даже этнической солидарности.

Исключение, пожалуй, составлял лишь русский народ, привилегированность которого приводила к тому, что очень многие его представители очень слабо осознавали свою к нему принадлежность и не проявляли явных национальных чувств. Так, согласно результатам этносоциологических исследований, проведенных в 1988 г., около 25% русских затруднялись ответить, что их роднит со своим народом кроме «пятого пункта» в паспорте.

Национальная напряженность проявлялась во многих регионах, случались и массовые выступления: например в 70-х -- начале 80-х гг. они происходили в Грузии, Абхазии, Северной Осетии, Якутии. Этнографы и социологи знали, что на территории СССР существуют многочисленные узлы межнациональных противоречий, которые в любой момент могут вспыхнуть -- Абхазия, Нагорный Карабах, Южная Осетия и многие другие. И все-таки кризис конца 80-х гг., когда гласность выпустила джинна из бутылки, застал всех врасплох. Кризис затронул практически все народы, населяющие одну шестую часть света, но формы его проявления, связанные с ростом этнической идентичности и этнической солидарности, крайне разнообразны.

Не подготовленными к кризису оказались не только государственные структуры, но и научное сообщество, многочисленные специалисты, занимавшиеся доказательством расцвета и сближения наций: историки, философы, социологи, демографы. Не подготовленными оказались и психологи, но по другой причине -- этнопсихология в это время находилась в нашей стране в зачаточном состоянии.

Этнопсихологические исследования не проводились с 30-х гг., когда их фактически запретили, прямо связывая с расизмом и национализмом.

В жизни современного человека осознание своей принадлежности к определенному народу, поиски его особенностей -- в том числе и особенностей психики -- играют столь важную роль и оказывают столь серьезное влияние на отношения между людьми -- от межличностных до межгосударственных, то совершенно очевидно, что необходимо изучение психологического аспекта этнического фактора.

Психологические причины роста этнической идентичности едины для всего человечества, но особую значимость этнос приобретает в эпоху радикальных социальных преобразований, приводящих к социальной нестабильности. Именно в подобный период, переживаемый многими народами бывшего СССР в настоящее время, этнос выступает в качестве аварийной группы поддержки.

В СССР и кроме этносов существовали стабильные, могущественные группы, по отношению к которым очень многим людям удавалось сохранять позитивную групповую идентичность. При государственном социализме многие граждане СССР чувствовали себя полностью защищенными и оберегаемыми великой державой. Защиту человек, даже если он только декларировал коммунистические нормы и ценности, очень часто искал и у партии.

Но времена изменились. Нет больше великой державы -- СССР, могущественной партии. Человек остался один на один с нелегкой жизнью и не знает, кто он такой, на какие ценности ему ориентироваться. Как никогда ему требуется защита и поддержка, т.к. распад СССР и советской системы повлекли за собой массовый «культурный шок» и потерю устойчивой социальной идентичности.

А когда окружающий мир перестает быть понятным, начинается поиск групп, которые помогли бы восстановить его целостность и упорядоченность, защитили бы от трудностей пореформенной жизни.

И действительно, за последние годы в нашей стране появилось много новых групп, претендующих на эту роль -- кришнаиты и хиппи, белое братство и рокеры. Предпринимаются попытки возродить уничтоженные за годы советской власти общности: действуют общества потомков дворян и купцов, все более активны «казачьи войска». Партии исчисляются десятками, если не сотнями. Но для большинства граждан все эти группы не могут успешно выполнять ценностно-ориентационную и защитную функции из-за особенностей, о которых уже говорилось. Более того, очень часто эти объединения -- во всяком случае на первом этапе своего существования -- оказываются лишь инсценировками групп, если использовать термин, предложенный социологом Л.Г. Иониным (1996). Как он справедливо отмечает, в подобных группах превалируют внешние знаки идентификации: их члены осваивают символику одежды (сари, кожаные куртки, казачью форму), специфический жаргон, стиль движений и приветствий.

Многие люди «погружаются» в подобные субкультуры, но для большинства в период слома социальной системы необходимо «зацепиться» за что-то более стабильное, за намного более устойчивую группу.

Как и в других странах, переживающих эпоху острой социальной нестабильности, в Украине такими группами оказались межпоколенные общности -- семья и этнос. Не следует также забывать, что этническая идентичность является наиболее доступной формой социальной идентичности именно у нас в стране: самоотождествиться с «народом» для большинства граждан не составляет труда, так как советская паспортная система превратила «национальность» в расовую категорию, определяемую по «крови» (происхождению родителей), тогда как во всем цивилизованном мире это понятие означает гражданство.

С помощью осознания своей принадлежности к этносам потерявшие опору в жизни бывшие граждане бывшего СССР стремятся найти выход из состояния социальной неприкаянности и беспомощности, обрести психологическую безопасность и стабильность, почувствовать себя частью общности, которая имеет привлекательные черты. Конечно, на первых этапах и здесь не обходится без «инсценировок». При этом «новые этнические русские» (или украинцы, татары и т.п.) не так давно осознававшие себя прежде всего как «советских» и мало задумывавшиеся о том, что их связывает с этносом кроме пятого пункта в паспорте, часто выделяют либо самые внешние знаки идентичности (национальную одежду, другие элементы оформления внешности, стиль речи), либо глубинные факторы крови, миф об общем происхождении.

Так, например, члены русских националистических групп опираются на идеи о великом предназначении России, рассуждают, используя архиизированный стиль речи, о тайнах русской души. Доказывая превосходство своего народа с помощью самой загадочной души, они тем самым используют и социально-психологические механизмы, которые помогают противопоставлять свой народ всем остальным и смотреть на них сверху вниз.

1. Осознание своей этнической и национальной принадлежности как психолого- педагогической проблемы

Этническая идентичность -- составная часть социальной идентичности личности, осознание своей принадлежности к определённой этнической общности. В её структуре обычно выделяют два основных компонента -- когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как её члена на основе определённых характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства).

Одним из первых развитие у ребёнка осознания принадлежности к национальной группе исследовал швейцарский учёный Ж. Пиаже. В исследовании 1951 года он выделил три этапа в развитии этнических характеристик:

1) в 6-7 лет ребёнок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности;

2) в 8-9 лет ребёнок уже чётко идентифицирует себя со своей этнической группой, на основании национальности родителей, места проживания, родного языка;

3) в младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объёме, в качестве особенностей разных народов ребёнок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

К настоящему времени во всем мире проведено большое количество исследований, в которых уточняются и возрастные границы и содержание этапов развития этнической идентичности. Первые проблески идентификации с этнической группой большинство авторов обнаруживает у детей 3--4 лет, есть даже данные о первичном восприятии ярких внешних различий -- цвета кожи, волос -- детьми до трех лет. Но практически все психологи согласны с Пиаже в том, что реализованной этнической идентичности ребенок достигает в подростковом возрасте, когда рефлексия себя имеет для человека первостепенное значение. Доказательства этого мы обнаруживаем и в отечественной психологии. Так, И.А. Снежкова, анализируя развитие этнической идентичности у украинских детей, выявила, что представления детей 6--10 лет о своей национальности отличаются нестабильностью и изменчивостью, а в 11--14 лет дети приводят убедительные мотивы ее выбора (Снежкова, 1982).

Данный подход к формированию этнической идентификации дает основания считать младший школьный возраст наиболее оптимальным для формирования толерантных взаимоотношений. У детей с самых малых лет следует развивать нормальную этническую идентичность, предполагающую благоприятное отношение к образу своего народа, его культуре, истории; естественный патриотизм; положительные установки на общение с другими народами; понимание их вклада в мировую историю. Российская культура при нормальной этнической идентичности будет восприниматься учащимися как «букет» из национальных культур, как единство в многообразии.

Формирование этнической идентичности часто является достаточно болезненным процессом. Так, например, мальчик, родители которого переехали в Москву из Узбекистана ещё до его рождения, говорит по-русски в семье и школе; однако в школе из-за азиатского имени и смуглого цвета кожи получает обидное прозвище. Позднее, осмыслив эту ситуацию, на вопрос «Кто ты по национальности?» он может ответить «узбек», а, может быть, и нет. Сын американца и японки может оказаться изгоем и в Японии, где его будут дразнить «длинноносым» и «маслоедом», и в США. В то же время у ребёнка, выросшего в Москве, родители которого идентифицируют себя как белорусы, скорее всего, таких проблем вообще не возникнет.

Выделяют следующие измерения этнической идентичности:

моноэтническая идентичность со своей этнической группой, когда у человека преобладает позитивный образ своей этнической группы при позитивном отношении к другим этносам;

изменённая этническая идентичность человека, живущего в полиэтнической среде, когда чужая этническая группа расценивается как имеющая более высокий статус (экономический, социальный и т. п.), чем своя. Это характерно для многих представителей национальных меньшинств, для иммигрантов во втором поколении (смотри также статью ассимиляция (социология));

биэтническая идентичность, когда человек, живущий в полиэтнической среде, владеет обеими культурами и осознает их как одинаково позитивные;

маргинальная этническая идентичность, когда человек, живущий в полиэтнической среде, не владеет в достаточной мере ни одной из культур, что приводит к внутриличностным конфликтам (ощущение неудачливости, бессмысленности существования, агрессивность и т. д.);

слабая (или даже нулевая) этническая идентичность, когда человек не относит себя к какому-либо этносу, а декларирует космополитическую (я -- азиат, я -- европеец, я -- гражданин мира) или гражданскую (я -- демократ, я -- коммунист) идентичность.

Известно, что основными критериями этничности по-прежнему продолжают оставаться самосознание, язык, конфессиональная принадлежность, а также особенности культуры (в пище, одежде и т.д.), при этом степень актуализации этничности, как представляется, выступает индикатором современного состояния межэтнических отношений в обществе. Так, чем больше для респондента значима его этническая принадлежность, тем тревожнее он оценивает ситуацию в сфере межэтнического взаимодействия. Однако вряд ли можно утверждать, что повышение этнического самосознания, акцентированность на своей этничности однозначно способствует нарастанию напряжённости, интолерантности в изучаемой нами сфере. Большинство респондентов, даже с высокой степенью осознания значимости своей этнической принадлежности, всё же достаточно позитивно смотрит на развитие межэтнических отношений, как в своём населённом пункте, так и в республике.

Каждая нация существует за счет системы устойчивых внутренних связей и отношений составляющих ее людей. Эти связи и отношения формируются в процессе этнического развития, регулируется традициями и нормами поведения, принятыми в данной среде, и совершенствуются по мере становления и развития самобытной национальной культуры, языка и психологии.

Объективной основой жизни нации является потребность во взаимодействии и общении между людьми в ходе ее экономического, политического развития, обмена культурными достижениями, продуктами и результатами труда. Существует тенденция: чем выше внутринациональная и внутригрупповая интеграция, тем заметнее достижения в экономике и культуре, тем более интенсивны социально-политические и внутригрупповые контакты и коммуникативные связи между людьми.

Одним из главных признаков существования нации является историческая память, представляющая собой заветы старины, предания отцов, чувство единородства, т. е. приобщенности к духовной миссии своего рода, народа, нации, Родины. Человек, обладающий исторической памятью, осознает свое место в духовной эстафете поколений. От варвара его отличает «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Эта любовь -- не просто поэтические грезы, а реальная основа целеполагания. Представитель той или иной нации может понять, кем он является, только вспомнив, кем были его предки. Историческая память материализуется в преданиях и укладе: культурном, религиозном, хозяйственном, государственном.

Возможность длительного существования нации обусловливается функционированием и постоянным совершенствованием ее внутреннего содержания, находящего выражение в национальном сознании и самосознании, национальных ценностях, интересах, вкусах и самооценках, национальной культуре и языке. Проявление всех этих компонентов составляет жизнь нации.

Каждая нация имеет свое национальное сознание, выражающееся в сложной совокупности социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень ее духовного развития. Национальное сознание является продуктом длительного исторического развития, а его центральным компонентом выступает национальное самосознание. В структуру национального сознания, помимо последнего, входят и другие элементы, например осознание нацией необходимости своего единства, целостности и сплоченности во имя реализации своих интересов, понимание важности обеспечения добрососедских отношений с другими этническими общностями, бережливое отношение нации к своим материальным и духовным ценностям и т.д.

Национальное сознание существует на теоретическом и обыденном уровнях. Если теоретический уровень национального сознания представляет собой научно оформленную, систематизированную конструкцию, состоящую из идеологических взглядов, идей, программ, норм, ценностей и т.д., выработанных нацией за длительное время ее существования и определяющих стратегию ее развития, то обыденный уровень национального сознания включает в себя потребности, интересы, ценностные ориентации, установки, стереотипы, чувства, настроения, обычаи и традиции членов этой общности, проявляющиеся в повседневной жизни и деятельности. Все эти компоненты находятся в тесном единстве, они неразрывно связаны друг с другом. Следует отметить, что обыденное национальное сознание является главной психологической основой различного рода межнациональных трений и конфликтов, поскольку именно в нем формируются национальные предрассудки, негативные установки, нетерпимость к другим общностям.

Сознание общества, группы (общественное сознание) состоит из двух взаимосвязанных частей: теоретического уровня и уровня обыденного сознания.

Теоретический уровень включает в себя идеологию: обобщенные людьми взгляды на жизнь и общество.

Уровень обыденного сознания включает в себя общественную психологию: непосредственные реакции людей на воздействия объективной реальности и жизни в обществе.

Формами общественного сознания являются наука, философия, мораль, право, религия, культура.

В целом национальному сознанию присущи следующие характеристики:

наличие целостной этнической картины мира, представляющей собой совокупность устойчивых, связных представлений и суждений об общественном бытии, жизни и деятельности, присущих членам конкретной этнической общности;

его «правильная» передача из поколения в поколение в процессе нормально выработанной данной этнической общностью социализации;

детерминирование им всего целостного и многосложного восприятия жизни этнической общностью: общественных институтов; системы личностных и групповых (в том числе и профессиональных) отношений, обрядов и ритуалов, идеологии, искусства и фольклора; автостереотипов (т. е. образа представителей своей нации), обусловливающих внутреннюю политику этноса; гетеростереотипов (т.е. образа соседей); системы межэтнических (в частности, и межгосударственных) отношений, т.е. парадигм «внешней политики» этнической общности (правил поведения с представителями «чужих» этнических общностей) и т.д.;

его корреляция с поведенческими стереотипами, свойственными членам данного этноса;

его соответствие социальным условиям жизни этнической общности, стадии ее общественного развития, структуре жизнеобеспечения (материальной базе), а также соотношение этнической картины мира с нормами и ценностями, доминирующими у других народов, что может выражаться как включение себя в некоторое межэтническое культурное единство или как обособление, противопоставление себя другим народам.

Национальное самосознание, являясь ядром национального сознания, представляет собой результат осмысления людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и положения последней в системе общественных отношений. Национальное самосознание может выражать интересы как отдельной группы этноса (западные и восточные буряты, северные и южные удмурты), так и нации в целом (русские, французы). В основе проявления национального самосознания лежит феномен этнической идентификации (этничности), т.е. формирования устойчивых представлений человека о себе как о члене конкретной этнической группы.

Историческими и культурными детерминантами национального самосознания выступают историческое прошлое и традиции народа, его сложившиеся обычаи и нормы поведения, а также предания, зафиксированные в устной (фольклор) и письменной форме, памятники культуры и искусства. Национальное самосознание практически невозможно без функционирования национального языка, поскольку язык служит средством его выражения и формирования.

Национальное самосознание проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности представлений членов нации:

о своей определенной идентичности и отличиях от представителей других общностей;

национальных ценностях и интересах;

истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития;

месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях.

Интенсивность проявления национального самосознания у отдельных представителей этнической общности далеко не одинакова. Частично или полностью им не обладают дети. У взрослых членов этноса, как правило, оно ослаблено в тех случаях, когда они не имеют контактов с представителями других народов. В таком положении чаще всего оказываются сельские жители, у которых может преобладать локальное или региональное самосознание.

Национальное самосознание может играть двоякую роль. Оно, с одной стороны, может носить прогрессивный характер, если не абсолютизирует свою общность, не считает ее «сверхценностью», обеспечивает нормальное отношение к другим народам. И, наоборот, национальное самосознание регрессивно, если оно сводится к узким рамкам клановых, религиозно-националистических, идейно-политических взглядов. Вспышки последней тенденции имеют место в различных регионах и республиках бывшего СССР. Конфликты и вооруженная борьба в Нагорном Карабахе, Южной Осетии, Грузии, Таджикистане, война в Чечне - подтверждение той же тенденции.

Попытка ущемить интересы нации всегда рассматривается ее членами как покушение на их свободу и жизненные права. Обладая развитым национальным сознанием, представители различных этнических общностей стремятся к единству, не поступаются своими национальными интересами, защищая их всеми возможными средствами, не только политическими, но и правовыми, а также вооруженным путем. Национальные интересы русского народа, например, всегда выражались в стремлении его представителей жить в мире с другими нациями, желании оказывать им помощь и поддержку и, таким образом, сохранять атмосферу дружбы и взаимопомощи в многонациональном российском обществе, обеспечивая тем самым его сплоченность.

Национальная гордость -- это патриотические чувства любви к своей родине и народу, осознание своей принадлежности к определенной нации, выражающееся в понимании общности интересов, национальной культуры, языка и религии.

Национальная гордость выражается:

в стремлении нации способствовать всемерному развитию своих традиций, языка, материальной и духовной культуры;

готовности давать отпор тем, кто посягает на свободу и независимость нации, неуважительно относится к ее культуре и ее представителям.

Понятие национальной гордости близко по значению понятиям патриотизма и любви к Родине. Патриотизм (от греч. patria -родина, отечество) -- сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу. Оно проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов. Содержанием патриотизма являются любовь к Отечеству, преданность Родине, гордость за ее прошлое и настоящее, готовность служить интересам Родины и защищать ее от врагов.

Отдельные элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям и обычаям своего народа начали формироваться еще в глубокой древности. С возникновением классов и государственности содержание патриотизма становится качественно иным, поскольку выражает уже отношение к Родине, Отечеству через присущие классу и государству специфические интересы. В условиях формирования наций, образования национальных государств патриотизм становится неотъемлемой частью сознания всего общества. Каждый человек имеет представление о чувствах национальной гордости и патриотизма, поскольку в любой культуре, у любого народа их формирование занимает важное место в воспитании всех поколений.

Если внимательно вчитаться в произведения лучших сынов нашего Отечества, то видно, как по-разному понимают они эти чувства! Вспомним знакомое каждому стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина». «Люблю Отчизну я, но странною любовью», -- восклицает поэт...

Совпадают ли национальная гордость и патриотизм? Всегда ли любить Родину означает гордиться ею? Наверняка в истории любого народа, будь то малый или великий народ, есть такие страницы, которыми можно гордиться. Но наверняка есть и такие, о которых предпочитают не вспоминать. Как же быть с той, другой стороной жизни, без которой не было бы самой истории?

Разумеется, патриотизм предполагает гордость за свою Родину. Однако одного этого чувства слишком мало, чтобы быть патриотом. Чувство патриотизма настолько личностно, настолько человечно, что его невозможно ни разложить на более простые составляющие элементы, ни зачастую объяснить.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Патриотизм поэта очень личностей и многогранен. Он не совпадает с официальными оценками величия и славы России. Лермонтов любит Родину такой, какая она есть. Это негромкая, но проникновенная любовь.

Патриотизм включает в себя и другие сильные чувства, о которых нередко забывают те, кто именует себя патриотами. Для этого достаточно вслушаться в строки Н. А. Некрасова:

Кто живет без печали и гнева,

Тот не любит отчизны своей.

Своеобразно охарактеризовал патриотизм русского народа историк М. Левитинский. «Русский народ в его отношениях к Родине можно разделить на три группы, -- писал он. -- Первая, самая распространенная, это так называемые "квасные патриоты", они хвалят все русское, осуждая все иностранное, причем международные конфликты решают довольно просто: "шапками закидаем". Вторая группа -- это всевозможные утописты левого толка, которые всячески стараются доказать, что чувство патриотизма, любви к Родине не должно быть, которые говорят, что интеллигент "должен в равной мере любить все человечество". Третья и последняя группа (самая маленькая) - это люди, обладающие нормальным, здоровым патриотизмом, люди, которые, искренне любя Родину, не закрывают глаз на недостатки и не превозносят все русское, осуждая иностранное» .

Можно сделать вывод, что национальная культура -- это совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых ею основных способов взаимодействия с природой и представителями других этнических общностей. Культура цементирует жизнь нации, обеспечивая функционирование ее социальных институтов, наполняя их полноценным, значимым для всех людей содержанием, проявляясь в специфических интересах, складе ума и образе жизни, традициях и моральных нормах, образцах межличностного и межгруппового поведения и самовыражения.

Итак, этническая идентичность более четко осознается, а знания о различиях между группами раньше приобретаются, «если социализация ребенка проходит в широкой полиэтнической среде. Но временные границы формирования этнической идентичности и точность знаний о своей принадлежности к определенной этнической общности во многом зависят и от того, к какой группе ребенок принадлежит -- группе большинства или группе меньшинства. Исследования показали, что члены этнического большинства могут даже не задумываться о «своей этнической принадлежности, тогда как для членов этнических меньшинств идентификация оказывается как минимум вынужденной, а связанные с ней проблемы попадают в разряд жизненно важных.

Иными словами, на определение собственной этничности оказывает влияние осознание статуса этнической группы в социальной структуре общества. Например в условиях США для тех, кто отличен физически (цветом кожи, чертами внешности) или чья культура явно отличается от культуры доминантной группы, вопрос часто заключается не в том, использовать ли этническое название или нет, а в том -- какой термин принять. Например, потомки иммигрантов из Мексики могут называть себя мексиканскими американцами, латиноамериканцами, испанцами или никакое и таким образом демонстрировать свой желаемый облик в глазах большинства, так как перечисленные ярлыки имеют разные оттенки и несут в себе большой эмоциональный заряд.

2. Способы организации осознания национальной принадлежности

Нация - одно из наиболее сложных понятий в общественных науках.

Одно из основных понятий звучит следующим образом.

Намция (от лат. natio -- племя, народ) -- социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи. Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности с единым языком и самосознанием.

Несмотря на различия в понимании сущности и происхождения нации, выделяют два типа нации - этнокультурный и гражданский. Пример первого типа - немцы и итальянцы, чьи нации сложились до образования национальных государств на основе общности языка, культуры и исторического наследия, т.е. чтобы быть немцем надо иметь немецкое происхождение и немецкий язык в качестве родного. Пример второго типа - французы и англичане, чьи нации образовались в пределах уже существующих государств в результате общей политической истории и конституции, т.е. чтобы быть французом, надо пр.всего быть гражданином Франции.

Рассмотрим понятие еще одного определения- национализм.

Национализм - это проявление уважения, любви и преданности, преданности до самопожертвования в настоящем, почтения и преклонения перед прошлым и желание благоденствия, славы и успеха в будущем той нации, тому народу, к которому данный человек принадлежит.

Рассмотрим понятие этнического национализма.

Этнический национализм

Согласно этническому национализму, нация является фазой развития этноса. Он утверждает, что любая нация имеет этническое ядро и отчасти противопоставляет себя гражданскому национализму. В настоящее время «националистическими» называют как правило те движения, которые делают акцент на этнонационализме.

После рассмотрения вышеперечисленных терминов непосредственно перейдём к организации осознания этнической принадлежности.

Нередко проблемы с этнической идентичностью возникают у индивида уже в детстве, в процессе ее формирования. И чаще всего с ними сталкиваются члены этнических меньшинств.

Чтобы попытаться ответить на вопрос, принадлежащими к какому этносу могут воспринимать себя дети разных этносов и наций, и к какой группе их приписывают окружающие, необходимо проанализировать общие закономерности формирования этнической идентичности.

К настоящему времени во всем мире проведено большое количество исследований, в которых уточняются возрастные границы и содержание этапов развития этнической идентичности.

Этническая осведомленность возрастает с опытом, получением новой информации и развитием когнитивных способностей. Первоначально она основывается на очевидных показателях -- внешности, языке, элементах материальной культуры (еде, одежде), обычаях. Постепенно повышается способность ребенка воспринимать, описывать, интерпретировать этнические признаки. Он включает в их комплекс все новые элементы -- общность предков, общность исторической судьбы, религию. В исследовании развития этнической идентичности, проведенном О.Л. Романовой в Беларуси, высказывания дошкольников о различиях между этническими группами были достаточно аморфны: «Люди там живут по-другому, не так, как мы». Разные понятия -- житель города, гражданин республики, член этнической общности -- оказались для них равнозначными. И только в младшем школьном возрасте наблюдался значительный рост этнических знаний, не простое повторение, а систематизация информации, полученной от взрослых. А подростки делали еще более четкие и конкретные замечания о существующих между народами различиях культуры, исторических судеб, политического устройства и т.п. (Романова, 1994).

Споры о том, в каком возрасте дети начинают осознавать те или иные конкретные черты своего сходства с членами одной из этнических групп и своего отличия от других групп, не имеют смысла, так как на этот процесс большое влияние оказывает социальный контекст. Общей закономерностью можно считать лишь то, что развитие представлений об этнической принадлежности идет от осознания внешнего, лежащего на поверхности сходства членов этнической общности, к осознанию более глубинного единства.

В последние годы особое внимание исследователей привлек еще один аспект формирования этнической идентичности -- появление у индивида чувства неизменности и устойчивости этнических характеристик -- этническая константность. Как свидетельствуют полученные данные, формирование этнической идентичности протекает аналогично процессам усвоения постоянства половых и расовых признаков: сознательное отнесение себя к определенному этносу и использование этнических ярлыков происходит раньше, чем ребенок начинает осознавать константность этнических характеристик. Более того, К. Окампо, М. Бернал и П. Найт -- сторонники теории когнитивного развития Пиаже -- подчеркивают, что этнические константы, утверждаясь в сознании индивида в подростковом возрасте, завершают собой как формирование этнической идентичности, так и процесс поэтапного осознания неизменности основных психосоциальных характеристик. Иными словами, наблюдается четкая временная последовательность формирования трех основных констант. Осознание неизменности половых характеристик наступает в 2--2,5 года, расовых -- в 8--9 лет, а этнических, в процессе которого необходимо использование сложных механизмов социокультурной идентификации и межпоколенной передачи информации, -- не ранее 12--13 лет.

Когнитивный компонент этнической идентичности отвечает за способность ребенка структурировать информацию об этнических характеристиках. Но дети пытаются давать этническим группам оценки, хотя и достаточно примитивные.

Среди современных исследователей нет единства в вопросе о последовательности возникновения когнитивного и аффективного компонентов идентичности. Одни авторы, вслед за Пиаже, считают, что этнические предпочтения формируются только на основе достаточно значительных этнических знаний в подростковом возрасте. Но в других исследованиях было обнаружено, что детские предпочтения этнических групп не всегда коррелируют с информированностью о них, предубеждения могут предшествовать какому-либо знанию, хотя и в этом случае они становятся более дифференцированными и интегрированными с возрастом. Так, британские социальные психологи обнаружили, что предпочтение детьми 6--7 лет чужих этнических общностей не связывается с имеющейся у них информацией об этих группах.

3. Методика диагностики типов этнической идентичности (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова)

Данная методическая разработка позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности. Один из показателей трансформации этнической идентичности - это рост этнической нетерпимости (интолерантности).

Типы идентичности с различным качеством и степенью выраженности этнической толерантности выделены на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма, начиная от "отрицания" идентичности, когда фиксируется негативизм и нетерпимость по отношению к собственной этнической группе, и заканчивая национальным фанатизмом - апофеозом нетерпимости и высшей степенью негативизма по отношению к другим этническим группам.

Опросник содержит шесть шкал, которые соответствуют следующим типам этнической идентичности.

1. Этнонигилизм - одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию.

2. Этническая индифферентность - размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.

3. Норма (позитивная этническая идентичность) - сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. В полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству. Она задает такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой - как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.

Усиление деструктивности в межэтнических отношениях обусловлено трансформациями этнического самосознания по типу гиперидентичности, которая соответствует в опроснике трем шкалам:

4. Этноэгоизм - данный тип идентичностиможет выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта "мой народ", но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за "чужой" счет.

5. Этноизоляционизм - убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости "очищения" национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия.

6. Этнофанатизм - готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических "чисток", отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.

Инструкция: Ниже приводятся высказывания различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Подумайте, насколько Ваше совпадает с мнением этих людей. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями.

Я - человек, который…

1) предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом относится к другим народам.

2) считает, что межнациональные браки разрушают народ.

3) часто ощущает превосходство людей другой национальности.

4) считает, что права нации всегда выше прав человека.

5) считает, что в повседневном общении национальность не имеет значения.

6) предпочитает образ жизни только своего народа.

7) обычно не скрывает своей национальности.

8) считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности.

9) часто испытывает стыд за людей своей национальности.

10) считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа.

11) не отдает предпочтения какой-либо национальной культуре, включая и свою собственную.

Подобные документы

    Определение сущности, анализ структуры и специфики этнической толерантности как психолого-педагогического феномена. Изучение особенностей проявления этнической толерантности в студенческом коллективе и возможности её развития у студентов-психологов.

    магистерская работа , добавлен 22.06.2011

    Методологические подходы к проблеме этнической идентификации. Анализ этой дефиниции в этнопсихологических исследованиях. Сравнение психологических особенностей этнической идентификации подростков из смешанных семей в условиях поликультурного Крыма.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2015

    Культура этноса и этническая культура. Функции этнической культуры. Задачи, стоящие перед этнопсихологией. Этническое сознание, его естество и содержание. Принципы построения этнопсихологических исследований. Отличие этнической культуры от национальной.

    контрольная работа , добавлен 05.09.2010

    Проблема этнической идентичности в современных психологических исследованиях. Сравнительный анализ особенностей толерантности субъектов поликультурного пространства с разной этнической идентичностью: когнитивный компонент, аффективный, поведенческий.

    дипломная работа , добавлен 29.11.2016

    История становления этнической психологии. Развитие западной этнической психологии в XX в. Проблема этнических различий, их влияния на быт и культуру народов, на жизнедеятельность людей. Становление этнической психологии в эпоху русского Просвещения.

    реферат , добавлен 23.10.2010

    Этническая идентичность и её роль в жизни человека. Опросник уровня ксенофобии. Тест "Подростки о родителях" Ador (Шафер, модифицирован З. Матейчиком и П. Ржичаном). Оценка матери и отца сыном. Типы этнической идентичности (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова).

    курсовая работа , добавлен 04.01.2015

    Качества интолерантной личности. Понимание мотивации собственных поступков. Методы диагностики толерантности. Определение понятий: "аксиология", "ценности", "педагогическая аксиология", "педагогические ценности". Изучение типов этнической идентичности.

    контрольная работа , добавлен 20.09.2015

    Истоки исследования социальной идентичности. Теории социальной идентичности. Этническое возрождение на территории "постсоветского" пространства. Психологические причины роста этнической идентичности. Когнитивные и аффективные критерии.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2006

    Исследование толерантности личности как психолого-акмеологического явления в многонациональном коллективе. Выявление внешних и внутренних детерминант этнической толерантности. Разработка психотехники по формированию межэтнической толерантности личности.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2015

    Актуальность этнопсихологических знаний. Предмет и основные понятия этнической психологии. Место этнопсихологии среди других наук, ее роль в развитии социальной психологии как отрасли научного знания. Основные ветви, разделы этнической психологии.

2.1 Этническое самосознание и этническая идентичность

Этническое самосознание

· осознание индивидами собственной принадлежности к определенной этнической общности

· явление, содержащее в себе всю совокупность представлений членов этнической общности о своем и других этносах, включая социально-психологические установки и стереотипы

· часть этнического сознания, отражающая восприятие и представление индивидов о себе как представителях определенной, своей этнической общности.

Национальное самосознание – это осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности, понимание национальных интересов и взаимоотношений с другими общностями. Проявляется в идеях, чувствах, стремлениях. Это ценностное образование. Этническая ментальность – это специфическое национальное самосознание.

Структура национального самосознания:

Сознание этнической общности;

Этническая солидарность;

Приверженность к национальным ценностям;

Патриотизм;

Уровень самооценки.

Язык как основное средство выражения самооценки выполняет следующие функции:

Средство обозначения наиболее важных понятий;

Средство общения между членами всех возрастных групп;

Средство «искренности» для глубоких эмоций и убеждений;

Средство передачи культурного опыта между поколениями;

Средство развития наиболее существенных для этноса форм духовной культуры.

А.Д. Карнышев выделяет «…следующие основные функции национального языка :

Он является средством обозначения наиболее важных для данного этноса понятий и символов, отображения окружающего мира в определенных лингвистических категориях;

Он выступает средством общения между всеми представителями этнической группы;

Он обеспечивает выражение каждым индивидом наиболее глубинных, искренних чувств и эмоций, слагаемых собственного духовного мира;

Он представляет возможность обмениваться наиболее значимыми ценностями традиционной культуры между представителями разных поколений, а через свои письменные формы и с ценностями далеких предков;

Наконец, без национального языка невозможно дальнейшее развитие свойственного для этноса менталитета (мировосприятия и миропонимания), существенных свойств духовных богатств этноса» .

Факторы, формирующие национальное самосознание по А.Д.Карнышеву (в порядке убывания ):

1) традиции предков;

2) уровень национального достоинства;

3) общие обычаи, обряды;

4) общая культура, искусство, литература;

5) единство языка;

6) общность исторической судьбы;

7) общая территория проживания;

8) общая религия, верование;

9) общие позиции, убеждения;

10) специфические для нации виды деятельности;

11) единство темпераментов, характеров;

12) схожий внешний облик.

При формировании социально-психологического портрета нации принято учитывать следующие показатели этнической идентичности:

Специфические и часто подчеркиваемые ценности и нормы;

Своеобразные традиции, обряды, верования;

Наличие закрытых для других этносов каналов коммуникаций (слэнг, диалекты и п.д.);

Соблюдение элементов национального стиля в одежде;

Определенные стереотипы мышления и оценки окружающих;

Специфические формы удовлетворения некоторых потребностей (у сибиряков - расколотка, у монголов – соленый зеленый чай).

«…В сознании каждой отдельной личности национальное самосознание проявляется, по крайней мере, в трех интегративных и взаимозависимых феноменах: а) этническая мотивация, б) мировоззренческие установки и их совокупность как часть менталитета - в) этнические стереотипы. Названные компоненты национального самосознания проявляются чаще всего не только на личностном уровне. Они сохраняются в письменных и устных источниках этноса, как своего рода эталоны, образцы, примеры, на которые "желательно" (а нередко и обязательно) должны ориентироваться личности» .

«Национальное самосознание, менталитет любого народа - это лишь субъективный потенциал хозяйственной и других видов деятельности. Реальное поведение человека всегда зависит от тех социальных реалий, с которыми он встречался в своей повседневности, тех функций, которые он реализовал в обществе. И это естественно были прежде всего своеобразие и характер его работы, зависящие от участия этноса в разделении труда»

М.А.Винокуров и А.Д.Карнышев считают, что «…в сознании каждой отдельной личности национальное самосознание проявляется, по крайней мере, в трех интегративных и взаимозависимых феноменах: а) этническая мотивация, б) мировоззренческие установки и их совокупность как часть менталитета - в) этнические стереотипы. Названные компоненты национального самосознания проявляются чаще всего не только на личностном уровне. Они сохраняются в письменных и устных источниках этноса, как своего рода эталоны, образцы, примеры, на которые "желательно" (а нередко и обязательно) должны ориентироваться личности» [12 ].

«В социологических и этнопсихологических исследованиях данный вид оценочных стереотипов определяется как автостереотипы и гетеростереотипы. Первые из них - автостереотипы - представляют собой суждения и оценки относительно собственной общности и обычно носят положительную окраску. Гетеростереотипы являются аналогичными суждениями и оценками, касающимися представителей других народов, особенностей их быта и деятельности . Авто- и гетеростереотипы с достаточной степенью истинности отражают реальные характеристики как “наших”, так и “не наших”, и в этом случае они играют положительную роль. Но они также могут иметь и необъективную основу, искажать какие-то особенности и черты людей, и тогда» [12 ]

Этническая идентичность понимается как часть социальной идентичности, а именно - представление человека о себе как о члене определенной этнической группы наряду с эмоциональным и ценностным значением, приписываемым этому членству.

Этноцентризм – склонность рассматривать явления и факты чужой культуры, восприятие и интерпретация поведения чужого народа сквозь призму культурных традиций и ценностей своего народа.

Для этноцентризма характерно:

· тенденция использовать стандарты своей группы для оценки других групп, располагая свою группу на вершине иерархии и рассматривая другие группы как нижестоящие;

· чем больше культурные или поведенческие различия, тем больше потенциальный негативизм их оценки

· рассматривать обычаи своей группы как универсальные;

· действовать так, чтобы члены своей группы были постоянно в выигрыше.