Эффективность бюджетной системы рф. Бюджет и бюджетная эффективность: метод планирования структуры Сущность понятия бюджетный эффект методика его расчета

Бюджетная эффективность

Бюджетная эффективность - относительный показатель эффекта для бюджета в результате осуществления государственной функции, реализации программы, инвестиционного проекта, определяемый как отношение полученного бюджетом результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение.

Бюджетная эффективность оценивается по требованию органов государственного и/или регионального управления. В соответствии с этими требованиями может определяться бюджетная эффективность для бюджетов различных уровней или консолидированного бюджета. Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.

Задача повышения бюджетной эффективности решается в рамках процедур бюджетирования, ориентированного на результат .

Потоки денежных средств для расчета бюджетной эффективности

К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся:

  • притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений во внебюджетные фонды, установленных действующим законодательством;
  • доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
  • платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего бюджета участникам проекта;
  • платежи в погашение налоговых кредитов (при «налоговых каникулах»);
  • комиссионные платежи Минфину РФ за сопровождение иностранных кредитов (в доходах федерального бюджета);
  • дивиденды по принадлежащим региону или государству акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией ИП.

К оттокам бюджетных средств относятся:

  • предоставление бюджетных (в частности, государственных) ресурсов на условиях закрепления в собственности соответствующего органа управления (в частности, в федеральной государственной собственности) части акций акционерного общества, создаваемого для осуществления ИП;
  • предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;
  • предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);
  • бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.
  • налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов. В этом случае оттоков также не возникает, но уменьшаются притоки;
  • государственные гарантии займов и инвестиционных рисков.

Оттоки при этом отсутствуют. Дополнительным притоком служит плата за гарантии.

При оценке эффективности проекта с учетом факторов неопределенности в отток включаются выплаты по гарантиям при наступлении страховых случаев.

Учет затрат и выгод общества

При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджетных средств, обусловленные влиянием проекта на сторонние предприятия и население, если проект оказывает на них влияние, в том числе:

  • прямое финансирование предприятий, участвующих в реализации ИП;
  • изменение налоговых поступлений от предприятий, деятельность которых улучшается или ухудшается в результате реализации ИП;
  • выплаты пособий лицам, остающимся без работы в связи с реализацией проекта (в том числе при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);
  • выделение из бюджета средств для переселения и трудоустройства граждан в случаях, предусмотренных проектом.

По проектам, предусматривающим создание новых рабочих мест в регионах с высоким уровнем безработицы, в притоке бюджетных средств учитывается экономия капиталовложений из федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации на выплату соответствующих пособий.

Показатели бюджетной эффективности

Основным показателем бюджетной эффективности является чистый дисконтированный доход бюджета (ЧДДб). При наличии бюджетных оттоков возможно определение внутренней нормы доходности (ВНД) бюджета. В случае предоставления государственных гарантий для анализа и отбора независимых проектов при заданной суммарной величине гарантий, наряду с ЧДДб существенную роль может играть также индекс доходности гарантий (ИДГ) - отношение ЧДДб к величине гарантий (в случае необходимости - дисконтированной).

Методы оценки бюджетной эффективности

Бюджетная эффективность может оцениваться в рамках процедур оценки регулирующего воздействия либо финансово-экономического обоснования . Как в первом, так и во втором случаях используется метод дисконтированных денежных потоков применительно к бюджету .

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бюджетная эффективность" в других словарях:

    Отношение стоимости импортного товара, реализованного отечественному заказчику, к его импортной стоимости. По английски: Budgetary effeciencyof import Синонимы: Бюджетный эффект импорта См. также: Импортная стоимость товара Финансовый словарь… … Финансовый словарь

    бюджетная эффективность импорта - Отношение стоимости импортного товара, реализованного отечественному заказчику, к его импортной стоимости [Упрощение процедур торговли: англо русский глоссарий терминов (пересмотренное второе издание) НЬЮ ЙОРК, ЖЕНЕВА, МОСКВА 2011 год] EN… … Справочник технического переводчика

    - (см. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Бюджетная эффективность относительный показатель эффекта для бюджета в результате осуществления государственной функции, реализации программы, инвестиционного проекта, определяемый как отношение полученного бюджетом результата к затратам,… … Википедия

    - (лат. efficientia) достижение каких либо определённых результатов с минимально возможными издержками или получение максимально возможного объёма продукции из данного количества ресурсов. Содержание 1 В экономике 2 В естественных науках … Википедия

    Эффективность инновационного проекта - категория, отражающая соответствие инновационного проекта целям и интересам его участников. Для разных участников проекта его эффективность может быть различной Эффективность инновационных проектов может оцениваться как количественными, так и… …

    эффективность - 3.2.15 эффективность (efficiency): Связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Источник: ГОСТ Р ИСО 9000 2008: Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь оригинал докуме … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Эффективность участия в проекте - 2.2.5. Эффективность участия в проекте отражает соответствие МИП целям и коммерческим интересам его участников. Она определяется с целью проверки реализуемости МИП и выгодности для каждого из его участников. Она включает2): · эффективность… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Эффективность инвестиционного проекта бюджетная - система показателей, характеризующая целесообразность реализации проекта для бюджетов различных уровней (определяется в случае использования бюджетных средств для финансирования инвестиционного проекта)... Источник: Решение Совета глав… … Официальная терминология

    БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Книги

  • Влияние налогов на становление цивилизации , Ч. Адамс , Написанию этой книги автор посвятил более 20 лет, выясняя, каким образом налоги повлияли на ход истории. В книге рассматриваются ключевые эпизоды налоговой политики в различные эпохи и в… Категория:

Показатели бюджетной эффективности отражают влияние реализации проекта на доходы и расходы республиканского и местного бюджетов.

Основным показателем бюджетной эффективности проекта является бюджетный эффект, который используется для обоснования заложенных в проекте мер государственной поддержки. Для шага t бюджетный эффект Б(t) определяется как разность между доходами (Дt)и расходами (Рt)соответствующего бюджета:

Интегральный бюджетный эффект Б(инт.) рассчитывается как превышение интегральных доходов бюджета Д(инт.) над интегральными расходами бюджета Р(инт.):

Б(инт.) = Д(инт.) – Р(инт.).

В перечень статей дохода бюджета от реализации инвестиционного проекта можно отнести:

· налоговые поступления и рентные платежи;

· увеличение налоговых поступлений от других предприятий;

· дополнительные поступления в бюджет подоходного налога с заработной платы работников;

· поступления в бюджетные и внебюджетные фонды (фонд социальной защиты и государственный фонд содействия занятости)
и др.

К бюджетным расходам , связанным с реализацией проекта, относятся:

· средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования проекта;

· выплаты пособий для лиц, остающихся без работы;

· кредиты Национального банка, выделяемые в качестве заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета и др.

Экономическая эффективность отражает воздействие процесса реализации инвестиционного проекта на внешнюю для проекта среду и учитывает соотношение результатов и затрат по инвестиционному проекту, которые прямо не связаны с финансовыми интересами участников проекта и могут быть количественно оценены.

Выбор инвестиционного проекта, предусматривающего государственную поддержку, производится, исходя из максимального интегрального эффекта, учитывающего коммерческую, бюджетную и экономическую эффективность.

Контрольные вопросы по теме №13

1. Дайте определение понятию инвестиции.

2. Кто является субъектом инвестиционной деятельности?

3. В какие объекты вкладываются инвестиции?

5. В чем различие между валовыми и чистыми инвестициями?

6. Как подразделяются реальные инвестиции?

7. Какая из форм протекания инвестиционного процесса наиболее эффективная?

8. Из каких разделов состоит инвестиционный проект?

9. Чем отличается коммерческая и бюджетная эффективность?

10. Какие показатели используются для оценки экономической эффективности инвестиционного проекта?

11. В каких случаях проект эффективен?

12. Какова взаимосвязь показателей чистый дисконтированный доход и индекс доходности?

13. Что характеризует внутренняя норма доходности?

14. Как определяется бюджетный эффект?

15. В чем заключается алгоритм расчета коммерческой эффективности?


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие предприятия, его функции и принципы организации.

2. Классификация предприятий.

3. Жизненный цикл предприятия.

4. Современные формы объединений предприятий.

5. Характеристика внешней и внутренней среды предприятия.

6. Показатели оценки внешней среды.

7. Государственное регулирование деятельности предприятия.

8. Понятие и показатели концентрации производства.

9. Формы и показатели специализации.

10. Сущность и показатели производственного кооперирования.

11. Понятие и виды диверсификации производства.

12. Понятие, состав и структура основных средств.

13. Методы учета и оценки основных средств.

14. Износ и амортизация основных средств.

15. Сущность и виды лизинга.

16. Эффективность лизинга.

17. Показатели эффективности использования основных средств.

18. Понятие, состав и структура оборотных средств.

19. Источники формирования оборотных средств.

20. Определение потребности в оборотных средствах.

21. Показатели эффективности использования оборотных средств и пути ускорения их оборачиваемости.

22. Понятие и состав материальных ресурсов предприятия.

23. Материально-техническое обеспечение предприятия.

24. Понятие, состав и структура персонала.

25. Расчет численности работников предприятия.

26. Производительность труда и ее влияние на экономику предприятия.

27. Факторы и резервы роста производительности труда.

28. Сущность, виды и функции заработной платы.

29. Принципы организации оплаты труда.

30. Тарифная система оплаты труда.

31. Формы и системы заработной платы.

32. Зарубежный опыт организации оплаты труда.

33. Сущность, цели и задачи планирования.

34. Принципы планирования.

35. Методы планирования.

36. Виды планирования.

37. Бизнес – план: понятие, требования к разработке.

39. Понятие, структура и назначение производственной программы.

40. Показатели и измерители производственной программы.

41. Производственная мощность и методика ее расчета.

42. Формирование оптимальной производственной программы.

43. Понятие издержек производства и себестоимости
продукции.

44. Классификация затрат на производство продукции (работ, услуг).

45. Калькулирование себестоимости продукции и цены.

46. Пути снижения себестоимости продукции.

47. Сущность и виды дохода и прибыли предприятия.

48. Формирование и распределение прибыли.

49. Рентабельность: сущность, виды, показатели и методика их расчета.

50. Финансовые результаты деятельности предприятия.

51. Пути повышения прибыли и рентабельности.

53. Классификация результатов инновационной деятельности.

54. Государственное регулирование инновационной деятельности предприятия.

55. Сущность и виды инвестиций.

56. Особенности инвестиционной деятельности.

57. Инвестиционный проект: понятие и основные разделы.

58. Оценка экономической эффективности инвестиций.

59. Экономическая сущность и этапы оценки стоимости предприятия.

60. Методы оценки стоимости предприятия. Расчет стоимости акции.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Законодательные и нормативные акты

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь. – Мн.: Интерпрессервис, 2003. – 518с.

2. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь. – Мн.: ИПА «Регистр», 2001. – 56с.

3. Трудовой кодекс Республики Беларусь. – Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 1999. – 192 с.

4. Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг): Постановление Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства статистики и анализа, Министерства труда от 30 января 1998 г. №01–21/8 30 января 1998 г. №03–02–07/300 (с изменениями и дополнениями) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2003. №8.

5. Положение о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов: Постановление Министерства экономики РБ, Министерства финансов РБ, Министерства статистики и анализа РБ, Министерства архитектуры и строительства РБ от 23.11.2001 г. №187 (в редакции от 24.01.2003 №33) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. №8.

Учебная литература

1. Русак Е. С., Сапелкина Е. И. Экономика предприятия: учебно-методическое пособие / Е. С. Русак, Е. И. Сапелкина. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2007. – 322 с.

2. Русак Е. С. Экономика предприятия: ответы на экзаменац. вопр. / Е. С. Русак, Е. И. Сапелкина. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 144 с.

3. Русак Е. С. Экономика предприятия. Курс лекций. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 244 с.

4. Экономический механизм развития предприятия: учебное пособие в 2-х ч. Часть 1. Экономические методы, рычаги и стимулы / С. А. Пелих, Е. С. Русак, Р. И. Внучко и др.; под общ. ред. С. А. Пелиха, Е. С. Русак. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. – 311 с.

5. Суша Г. З. Экономика предприятия. – Мн.: ООО «Новое знание», 2003. – 384 с.

6. Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практическое пособие: пер. с англ. – М.: Международные отношения, 1993. – 352с.

Бюджетная эффективность - относительный показатель эффекта для бюджета в результате осуществления государственной функции, реализации программы, инвестиционного проекта, определяемый как отношение полученного бюджетом результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение.

Бюджетная эффективность оценивается по требованию органов государственного и/или регионального управления. В соответствии с этими требованиями может определяться бюджетная эффективность для бюджетов различных уровней или консолидированного бюджета. Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.

Задача повышения бюджетной эффективности решается в рамках процедур бюджетирования, ориентированного на результат .

Потоки денежных средств для расчета бюджетной эффективности

К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся:

  • притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений во внебюджетные фонды, установленных действующим законодательством;
  • доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
  • платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего бюджета участникам проекта;
  • платежи в погашение налоговых кредитов (при «налоговых каникулах»);
  • комиссионные платежи Минфину РФ за сопровождение иностранных кредитов (в доходах федерального бюджета);
  • дивиденды по принадлежащим региону или государству акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией ИП.

К оттокам бюджетных средств относятся:

  • предоставление бюджетных (в частности, государственных) ресурсов на условиях закрепления в собственности соответствующего органа управления (в частности, в федеральной государственной собственности) части акций акционерного общества, создаваемого для осуществления ИП;
  • предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;
  • предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);
  • бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.
  • налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов. В этом случае оттоков также не возникает, но уменьшаются притоки;
  • государственные гарантии займов и инвестиционных рисков.

Оттоки при этом отсутствуют. Дополнительным притоком служит плата за гарантии.

При оценке эффективности проекта с учетом факторов неопределенности в отток включаются выплаты по гарантиям при наступлении страховых случаев.

Учет затрат и выгод общества

При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджетных средств, обусловленные влиянием проекта на сторонние предприятия и население, если проект оказывает на них влияние, в том числе:

  • прямое финансирование предприятий, участвующих в реализации ИП;
  • изменение налоговых поступлений от предприятий, деятельность которых улучшается или ухудшается в результате реализации ИП;
  • выплаты пособий лицам, остающимся без работы в связи с реализацией проекта (в том числе при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);
  • выделение из бюджета средств для переселения и трудоустройства граждан в случаях, предусмотренных проектом.

По проектам, предусматривающим создание новых рабочих мест в регионах с высоким уровнем безработицы, в притоке бюджетных средств учитывается экономия капиталовложений из федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации на выплату соответствующих пособий.

Показатели бюджетной эффективности

Основным показателем бюджетной эффективности является чистый дисконтированный доход бюджета (ЧДДб). При наличии бюджетных оттоков возможно определение внутренней нормы доходности (ВНД) бюджета. В случае предоставления государственных гарантий для анализа и отбора независимых проектов при заданной суммарной величине гарантий, наряду с ЧДДб существенную роль может играть также индекс доходности гарантий (ИДГ) - отношение ЧДДб к величине гарантий (в случае необходимости - дисконтированной).

В соответствии с требованиями органов государственного или регионального управления может быть необходимо определить бюджетную эффективность проекта для бюджетов различного уровня. Для этой цели определяется бюджетный эффект проекта, который затем становится основой для расчета всех необходимых показателей.

Бюджетный эффект определяется для каждого расчетного шага проекта как разность между доходами и расходами бюджета, связанными с осуществлением данного проекта.

В состав расходов бюджета включаются:

  • средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования проекта. В зависимости от формы собственности, только из бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы;
  • субсидии (долевое участие) из бюджетов всех уровней;
  • кредиты Центрального, региональных и уполномоченных банков для отдельных участников реализации проекта, выделяемые в качестве заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета;
  • прямые бюджетные ассигнования на надбавки к рыночным ценам на топливо и энергоносители;
  • выплаты пособий для лиц, остающихся без работы, в связи с осуществлением проекта (в том числе - при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);
  • выплаты по государственным ценным бумагам;
  • государственные, региональные гарантии инвестиционных рисков иностранным и отечественным участникам.

В состав доходов бюджета включаются:

  • налоги и платежи во внебюджетные фонды, уплаченные предприятиями участников проекта в части, относящейся к его осуществлению;
  • увеличение (со знаком «минус» - уменьшение) налоговых поступлений от сторонних предприятий, обусловленное влиянием реализации проекта на их финансовое положение;
  • поступающие в бюджет таможенные пошлины и акцизы по продуктам (ресурсам), производимым (затрачиваемым) в соответствии с проектом;
  • дивиденды по принадлежащим государству, региону акциям и другим ценным бумагам, выпущенным с целью финансирования проекта, а также доходы от продажи этих акций;
  • поступления в бюджет подоходного налога с заработной платы работников, начисленной за выполнение работ, предусмотренных проектом;
  • платежи в погашение льготных кредитов на проект, выделенных за счет средств бюджета.

На основе показателей годовых бюджетных эффектов определяются показатели эффективности проекта с точки зрения бюджета. Перечень показателей и формула их расчета не отличаются от показателей коммерческой эффективности проекта.

При определении бюджетной эффективности используется ставка дисконтирования, определяемая как сумма ставки рефинансирования Центрального банка РФ и премии за риск, определяемой по таблице, приведенной в предыдущем подразделе. Если расчеты выполнялись в постоянных ценах, то дополнительно производится приведение номинальной ставки дисконтирования к реальной ставке.

Анализ рисков

Раздел должен содержать типы и описание основных рисков по проекту, их оценку (качественную оценку величины риска и/или количественную оценку вероятности реализации риска и степени потенциального ущерба), способы управления рисками (их снижения, распределения между участниками) и предлагаемые гарантии инвесторам.

Методы анализа

Оценка и изучение рисков инвестиционного проекта должна начинаться с выявления факторов, которые вероятно могут повлиять на результаты проекта и привести к отклонению хода проекта от запланированного варианта. Методы отбора факторов риска зависят от сути проекта и особенностей отрасли.

Методика оценки бюджетной эффективности проекта

  • высокая значимость – данный фактор может существенно влиять на результаты и привести к повалу проекта;
  • средняя значимость – фактор оказывает заметное воздействие на результаты проекта;
  • низкая значимость – отклонения, связанные с данным фактором, не окажут значительного воздействия на результаты проекта в целом;

а также к одному из уровней вероятности:

  • высокая вероятность – отклонения, связанные с данным фактором, являются ожидаемыми или очень возможными, это область, в которой сложно делать точные прогнозы;
  • средняя вероятность – отклонения, связанные с данным фактором, возможны, но не очень распространены;
  • низкая вероятность – ожидается, что никаких отклонений по данному фактору не будет, хотя теоретически они и возможны.

Для подробного анализа выбираются факторы, которые имеют достаточно высокую значимость и вероятность в изучаемом проекте.

В качестве основных методов анализа рисков в бизнес-планах могут применяться:

  • составление сценариев развития проекта;
  • построение графиков чувствительности и определение предельных допустимых значений неопределенных факторов;
  • расчет точки безубыточности;
  • вероятностный и статистический анализ.

Сценарии развития проекта подразумевают детальное изучение и анализ проекта исходя из нескольких возможных вариантов его развития. Создание сценариев может быть основано на различных прогнозах развития рынка, различных ожидаемых результатах исследований и разработок, вариантах стоимости оборудования и размеров затрат, различной рыночной стратегии. Каждый из сценариев анализируется стандартными методами, а совокупность полученных показателей отражает спектр возможных результатов проекта.

Сценарии могут быть описаны как отдельно, в разделе анализа рисков, так и в основной части бизнес-плана (в этом случае весь анализ проекта ведется с упоминанием каждого из сценариев).

Графики чувствительности проекта являются вариантом сценарного анализа, при котором варьируется значение только одного фактора, а результаты анализа представляются в виде графической зависимости итогового показателя от изменений этого фактора.

К ключевым факторам чувствительности относятся допущения (исходные данные) финансовой модели, фактические значения которых в ходе реализации проекта (ввиду невозможности их точной оценки или присущей им нестабильности) могут значительно отклониться от значений, заложенных в финансовую модель. Наиболее важные из таких параметров, это:

  • объем продаж;
  • цены на продукцию (услуги) проекта;
  • цены на основное сырье и материалы, топливо, трудовые ресурсы.

Также, к типичным факторам чувствительности можно отнести:

  • объем капитальных затрат;
  • задержки ввода инвестиционного объекта в эксплуатацию и выхода на проектную мощность;
  • величину постоянных операционных затрат;
  • ставку дисконтирования;
  • прогнозные темпы инфляции;
  • обменные курсы валют, и т.п.

К типичным результатам финансовых прогнозов, которые используются как итоговые показатели анализа чувствительности, относятся:

  • показатели инвестиционной привлекательности (NPV, IRR, PBP);
  • показатели финансовой устойчивости;
  • срок возврата кредита;
  • оценка рыночной стоимости компании.

Если проект имеет несколько сценарием развития, которые сформулированы как «базовый», «пессимистический» или «оптимистический» сценарии, то графики чувствительности всегда строятся только для базового сценария проекта.

Отклонение фактора, при котором итоговый показатель проекта перестает быть приемлемым, является предельно допустимым значением фактора и может быть отдельно рассмотрено в анализе рисков. Рекомендуется проанализировать и обосновать вероятность (или невозможность) изменения фактора неопределенности на величину большую чем предельно допустимая.

Оценка чувствительности проекта к изменению объемов продаж может быть представлена как анализ безубыточности проекта. Уровень безубыточности может быть приблизительно оценен по следующей формуле:

где каждая составляющая формулы берется из соответствующей статьи отчета о прибылях и убытках.

Уровень безубыточности может меняться от периода к периоду проекта. Рекомендуется представить в анализе риска средний уровень безубыточности, установившийся после выхода производства на проектную мощность. Периоды, в течение которых происходит строительство и запуск производства, а также выход на стабильную деятельность, в расчете уровня безубыточности не применяются.

Уровень безубыточности, близкий к 1, указывает на высокую чувствительность проекта к колебаниям спроса. Достаточный уровень безубыточности зависит от отрасли и индивидуальных особенностей проекта, но в среднем можно считать проект устойчивым к колебаниям спроса, если его уровень безубыточности не превышает 0,6-0,7.

В отдельных случаях допустимо включать в анализ рисков инвестиционного проекта использование методов статистического и вероятностного анализа (такие, как метод Монте-Карло). Однако следует с особой осторожностью относиться к применению этих методов и, в частности, ограничить (а лучше – полностью исключить) использование экспертных оценок при подготовке исходных данных для них.

Снижение рисков

Анализ влияния рисков на результаты проекта должен сопровождаться описанием мер, запланированных для снижения этих рисков. К традиционным мерам снижения рисков относится:

  • Рисков, связанные с продажами:

o заключение предварительных договоров на поставки;

o привлечение потребителей в качестве соинвесторов и партнеров проекта;

o использование договоров типа «бери или плати»;

o контроль за каналами продаж.

  • Риски, связанные с величиной затрат:

o заключение предварительных договоров с поставщиками;

o привлечение поставщиков в качестве соинвесторов и партнеров проекта;

o вертикальная интеграция производства (т.е. сосредоточение в своих руках всех этапов производства и продаж от исходного сырья до конечного покупателя);

o использование принципов ценообразования, при которых изменение некоторых видов затрат автоматически переносится в стоимость конечной продукции (услуг);

o увеличение доли переменных затрат (например, использование сдельной зарплаты или аутсорсинга);

o внедрение механизмов бюджетного планирования.

  • Риски, связанные с инвестиционной фазой проекта:

o привлечение надежного подрядчика;

o завершение проектно-изыскательских работ;

o заключение договоров, предполагающих комплексную ответственность подрядчика за результаты строительства;

o привлечение подрядчика в качестве соинвестора или партнера проекта.

  • Риски, связанные с технологическими сбоями и гибелью имущества:

o использование высококачественного оборудования;

o заключение договоров на обслуживание и контроль оборудования;

o страхование имущества.

  • Финансовые риски:

o использование фиксированных ставок по кредитам;

o повышение коэффициента покрытия долга.

  • Юридические риски:

o предварительное получение лицензий и разрешений;

o письма поддержки от представителей местной власти.

Помимо мероприятий, снижающих риски проекта в целом, рекомендуется дать информацию о мерах, которые могут быть приняты для снижения рисков отдельных участников проекта, в первую очередь – банка.

К таким мерам может относиться:

  • предоставление гарантий и поручительства от холдинга, к которому принадлежит инициатор проекта;
  • предоставление ликвидного залога, рыночная стоимость которого не подвержена значительным колебаниям.

Если в рамках проекта предусмотрены эти или иные меры, направленные на снижение рисков, они должны быть упомянуты в бизнес-плане.

Приложение 1. Финансовая модель инвестиционного проекта

Бюджет инвестиционного проекта готовится для представления потенциальным инвесторам и должен обеспечивать их возможностью изучить подробности финансовых прогнозов, самостоятельно проверить логику расчетов и провести интересующие их вычисления. В связи с этим, бизнес-план, как правило, должен сопровождаться финансовой моделью. Ниже приведены основные требования и пожелания к этой модели.

Бюджетная эффективность оценивается по требованию органов государственного и/или регионального управления. В соответствии с этими требованиями может определяться бюджетная эффективность для бюджетов различных уровней или консолидированного бюджета. Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.

К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся:

  • притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений во внебюджетные фонды, установленных действующим законодательством;
  • доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
  • платежи в погашение кредитов, выданных из соотв. бюджета участникам проекта;
  • платежи в погашение налогового кредита;
  • комиссионные платежи Минфину РФ за сопровождение иностранных кредитов;
  • дивиденды по принадлежащим региону или государству акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией ИП.

К оттокам бюджетных средств относятся:

  • предоставление бюджетных ресурсов на условиях закрепления в собственности соответствующего органа управления части акций акционерного общества, создаваемого для осуществления ИП;
  • предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;
  • предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);
  • бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.
  • налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов.

    Бюджетная эффективность инвестиционного проекта

    В этом случае оттоков также не возникает, но уменьшаются притоки;

  • государственные гарантии займов и инвестиционных рисков. Оттоки при этом отсутствуют. Дополнительным притоком служит плата за гарантии. При оценке эффективности проекта с учетом факторов неопределенности в отток включаются выплаты по гарантиям при наступлении страховых случаев.

В качестве выходной формы рекомендуется таблица денежного потока бюджета с определением показателей бюджетной эффективности. Основным показателем бюджетной эффективности является ЧДД бюджета. В случае предоставления государственных гарантий для анализа и выбора независимых проектов при заданной суммарной величине гарантий наравне с ЧДД бюджета существенную роль может играть также индекс доходности гарантий (ИДГ) — отношение ЧДД к величине гарантий (в случае необходимости дисконтированной).

Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов в осуществлении проекта на доходы и расходы соответствующего федерального, регионального и местного бюджета. Основной показатель, используемый для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной и региональной финансовой поддержки является бюджетный эффект. Бт = Дт - Рт - то есть превышение доходов соответственного бюджета над расходами в связи с осуществлением данного проекта для t-го шага.

Интегральный бюджетный эффект рассчитывается по формуле как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета над интегральными расходами.

На основе показателей годовых бюджетных эффектов рассчитываются также дополнительные показатели бюджетной эффективности:

  • внутренняя норма бюджетной эффективности
  • срок окупаемости бюджетных инвестиций
  • степень финансового участия государства = интегральные бюджетные расходы/интегральные затраты по проекту.

БЮДЖЕТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

Расчет показателей региональной эффективности

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА СТРУКТУРАМИ БОЛЕЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ

Показатели региональной эффективности отражают финансовую эффективность проекта с точки зрения соответствующего региона с учетом влияния реализации проекта на предприятия региона, соци-альную и экологическую обстановку в регионе, доходы и расходы ре-гионального бюджета.

Расчет ведется аналогично расчету общественной эффективности, однако:

Дополнительный эффект в смежных отраслях народного хозяй-ства, а также социальный и экологический эффекты (региональные экстерналии) учитываются только в рамках данного региона;

При определении оборотного капитала, кроме запасов, учиты-ваются задержки платежей и пассивы по расчетам с внешней средой;

Стоимостная оценка продукции и ресурсов ведется по экономи-ческим ценам с внесением при необходимости региональных коррек-тировок;

В денежные притоки включаются денежные поступления в ре-гион из внешней среды в связи с проектом (оплата продукции, поступ-ления субсидий и дотаций, заемные средства из федерального центра, других регионов, иностранных источников);

В денежные оттоки включаются платежи во внешнюю среду (в бюджет более высокого уровня, в другие регионы и т.п.).

Расчет показателей отраслевой эффективности. При оценке эффективности инвестиционного проекта следует учитывать, что предприятия-участники могут входить в состав более широкой структуры (отрасль, ФПГ, холдинг и т.п.). Влияние реализа-ции проекта на затраты и результаты соответствующей структуры ха-рактеризуется показателями отраслевой эффективности.

При расчете этих показателей:

Учитывается влияние реализации инвестиционного проекта на деятельность других предприятий данной отрасли (косвенные отрас-левые финансовые результаты проекта);

Не учитываются взаиморасчеты между входящими в отрасль предприятиями;

Не учитываются проценты за кредит из отраслевых фондов;

Не учитываются отчисления в отраслевые фонды.

Расчеты показателей отраслевой эффективности аналогичны рас-четам эффективности участия предприятий в проекте.

Бюджетная эффективность отражает финансовые результаты осуществления инвестиционного проекта для федерального, регио-нального или местного бюджетов. Основным показателем бюджетной эффективности является бюджетный эффект.

Бюджетный эффект Бt для t-гo шага осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета Дt над расходами Рt в связи с осуществлением данного проекта:

Бюджетные поступления и расходы, учитываемые при оценке бюджетной эффективности, приведены в табл. 3. Необходимо также учесть изменения доходов и расходов бюджета, обусловленные влия-нием проекта на сторонние предприятия и население.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском.

Бюджетная эффективность рассматривается для бюджетов различных уровней, отдельного бюджета или консолидированного. Она отражает влияние результатов реализации проекта на доходы и расходы бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального или местного).

Каждый предприниматель, вкладывая свои свободные денежные средства в какое-то конкретное дело, преследует вполне определенную цель: получить на вложенный капитал как можно больший доход или прибыль. И он, безусловно, добьется намеченной цели, если его вложения будут тщательно обоснованы.

Однако не только предприниматели заинтересованы в широком использовании инвестиционных вложений, нуждаются в них и бюджеты – местный, региональный, федеральный.

Дело в том, что расширение вложений в экономику конкретного региона повышает его производственно-хозяйственный потенциал и деловую активность в рамках данного субъекта Федерации, способствует увеличению собираемых налогов, обеспечивает рост занятости населения, позволяет поддерживать на более высоком уровне социальную сферу.

Федеральный бюджет также многое получает от развития инвестиционной активности в регионах, ибо в этом случае он пополняется за счет лучшей собираемости налогов и расширения социально-экономических возможностей.

Возможны три типа расчета бюджетной эффективности. В расчете первого типа, выполняемом обычно по крупным проектам федерального значения, проект оценивается с точки зрения так называемого расширенного правительства, включающего федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты и внебюджетные фонды.

В расчете второго типа проект оценивается только с точки зрения консолидированного бюджета, без учета внебюджетных фондов. Наконец, в расчете третьего типа эффективность проекта оценивается раздельно по видам бюджетов. Такого рода расчет необходим, например, при оценке проектов развития дорожной сети (здесь важно знать, как повлияет проект на доходы и расходы местных бюджетов и дорожного фонда).

Основным показателем бюджетной эффективности является NPV бюджета. Наряду с ним существенную роль в определении бюджетной эффективности может играть также индекс доходности гарантий (ИДГ) – отношение NPV к величине гарантий. ИДГ определяется в случае предоставления государственных гарантий для анализа и отбора независимых проектов при заданной суммарной величине гарантий.

В состав притоков средств для расчета бюджетной эффективности входят:

  • налоги, акцизы, пошлины, сборы и отчисления во внебюджетные фонды, установленные действующим законодательством;
  • доходы от лицензирования, конкурсов, тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
  • платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего бюджета участникам проектов, а также платежи в погашение налоговых кредитов;
  • комиссионные платежи Минфину России за сопровождение иностранных кредитов;
  • дивиденды по принадлежащим государству, региону акциям и другим ценным бумагам, выпущенным с целью финансирования проекта.

В состав оттоков включаются:

  • средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования проекта;
  • бюджетные субсидии и дотации;
  • средства, выделяемые из бюджета для ликвидации последствий возможных при осуществлении проекта чрезвычайных ситуаций и компенсации иного возможного ущерба от реализации проекта (например, выплаты пособий для лиц, остающихся без работы в связи с осуществлением проекта).

При реализации инвестиционного проекта за счет бюджетных средств учитывается косвенный эффект, получаемый сторонними организациями и обусловленный влиянием проекта на них. Он может складываться из изменения налоговых поступлений от деятельности предприятий, выплат пособий лицам, оставшимся без работы в результате реализации инвестиционного проекта, выделения средств из бюджета для переселения и трудоустройства граждан.

Часто бюджетный эффект считается критерием, на основе которого решается вопрос о выделении бюджетных средств для поддержки того или иного проекта. Безусловно, бюджетный эффект от реализации инвестиционных проектов очень важен, поскольку работа механизма перераспределения средств в стране и обществе теснейшим образом связана с ростом или сокращением размера бюджетных средств. Однако достаточно часто бюджетный эффект входит в противоречие не только с финансовыми интересами участников проекта, но и с общественным эффектом. Например, рост стоимости приобретаемого импортного оборудования положительно влияет на показатели бюджетной эффективности, поскольку размер ввозных таможенных пошлин, как правило, пропорционален таможенной стоимости (т.е. цене СИФ на данный товар). Для предприятия такой рост является двойным повышением затрат: во-первых, нужно больше заплатить иностранному поставщику; во-вторых, увеличиваются таможенные сборы. Оценка влияния роста цены импортного оборудования также негативна, поскольку в лице предпринимателя и страна за то же оборудование должна уплатить больше.

Таким образом, корректный подход к принятию решений о поддержке проекта предполагает, что его общественный эффект положителен, а финансовый (предпринимательский или коммерческий) положителен для всех участников. Бюджетный эффект при этом может быть нулевым или даже отрицательным, если государство считает необходимым обеспечить за счет бюджетных средств реализацию проекта с высокой общественной эффективностью, но недостаточной заинтересованностью конкретных участников. Примерами такой бюджетной поддержки могут быть прямое бюджетное финансирование инвестиций, льготные кредиты, временное освобождение от налогов, выплата за счет бюджета таможенных сборов и другие подобные действия. От проектов в сфере образования, здравоохранения, АПК, предназначенных для обеспечения продовольственной безопасности страны, скорее всего не следует ожидать положительного бюджетного эффекта. В то же время их общественная эффективность (особенно при всестороннем учете внешних эффектов и рисков) не должна быть отрицательной.

В противном случае следует искать альтернативные способы достижения поставленных целей.

Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета. Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной и региональной финансовой поддержки, является бюджетный эффект.

Бюджетный эффект () для t-го шага осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета () над расходами () в связи с осуществлением данного проекта.