Функциональные (процессные) бюджеты. Состав бюджетов компании Функциональные бюджеты их значение и методика составления

Балансовая модель бюджетов как новый инструмент менеджмента

Бюджетирование становится очень популярной управленческой технологией в России: все больше предприятий хотело бы системно описывать свое финансовое будущее. Основным инструментом такого описания является бюджет (точнее говоря - бюджеты) предприятия, и цель этой статьи - рассказать о новых подходах к созданию бюджетов, разработанных специалистами. Для начала определимся с основным понятием, которое будем постоянно использовать, - "бюджет":

    Бюджет - это план, составленный на следующий период в натуральном и денежном выражении, и определяющий потребность предприятия в ресурсах, необходимых для реализации целей предприятия в соответствующем периоде.

Введем и еще одно важное определение:

    Функциональный бюджет - бюджет, описывающий определенную сторону деятельности предприятия (функциональную область).

Большинство подходов, описываемых в учебниках и применяемых на практике многими российскими предприятиями, грешат лоскутностью, т.е. бюджеты выделяются на основании самых "ярких" функциональных областей: продажи, закупки, производство, но не несут в себе комплексного описания компании. В результате многие подразделения, чаще всего - обслуживающие и инфраструктурные, остаются без рычагов управления финансовой составляющей своей деятельности.

Такая схема концентрируется на управлении текущими активами предприятия, оставляя без внимания сложные, распределенные во времени производственные процессы, движение капиталов и обязательств, формирование долгосрочного имущества. Можно сказать, что она подошла бы небольшой компании с достаточно простой технологией работы, функционирующей за счет собственных средств и не ведущей активной финансовой и инвестиционной деятельности.

МОДЕЛЬ БЮДЖЕТОВ «ОТ ОПУ»

Следующий шаг в развитии методологии бюджетирования заключался в разработке комплексной модели бюджетов по принципу, который можно условно назвать «от Отчета о прибылях и убытках (ОПУ)».

Пример бюджетов, построенных «от ОПУ», приведен ниже (см. Рис. 1). Три серых вертикальных поля представляют собой типы бюджетов: БДР, БДДС или Натурально-стоимостные, каждая блок-схема - отдельный функциональный бюджет, пунктирные лини означают промежуточную консолидацию бюджетов, а стрелки - последовательность формирования бюджетов и их влияние друг на друга. Итоговые данные, рассчитанные по всем трем полям, формируют Управленческий баланс компании.

Рис. 1. Модель бюджетов «от ОПУ»

Долгое время такой подход к построению бюджетов можно было назвать оптимальным, поскольку он, с одной стороны, создавал системную и прозрачную картинку финансово-экономической деятельности предприятия, а с другой, был прост и понятен как при постановке бюджетирования, так и при эксплуатации внедренной системы. Можно даже утверждать, что для предприятия малого или среднего размеров модель бюджетов «от ОПУ» - это золотая середина между комплексностью и простотой.

Но, как и любая методология, подход «от ОПУ» естественным образом имеет свои ограничения. Говоря коротко, он не до конца отражает процесс балансировки показателей одних бюджетов с показателями других. Вот только несколько примеров:

      В явном виде отсутствуют дебиторская и кредиторская задолженности;

      Не существует бюджетов по движению капиталов;

      Не описан алгоритм использования прибыли.

Практика «ИНТАЛЕВ» показывает, что все эти вопросы, хотя и важные, не являются причиной для выделения отдельных бюджетов на предприятиях малого и среднего бизнеса. Все необходимые расчеты можно произвести в качестве дополнений к бюджетной модели, также как и сформировать по всем показателя соответствующие управленческие отчеты.

На наш взгляд, построение таких бюджетов как самостоятельных объектов управления только перегрузило бы и сделало неэффективной систему бюджетирования для большинства предприятий. У таких бюджетов просто бы не нашлось «хозяев», т.е. реальных ответственных.

Но для очень крупных компаний (финансово-промышленные группы, естественные монополии, крупнейшие компании нефтяной, газовой, металлургической и энергетической отраслей) ситуация с «балансирующими» бюджетами несколько иная. В бизнесах такого масштаба показатели, которые для менее крупных предприятий - лишь вспомогательные данные, являются отдельными и специфическими объектами управления. Зачастую для работы с цифрами, только балансирующими движение по, скажем так, «основным» бюджетам, создаются отдельные службы и департаменты с многочисленным персоналом. И эта практика оправдана.

Для решения задачи включения балансирующих показателей в систему бюджетов модель «от ОПУ» была существенно модернизирована, превратившись в итоге в модель «от баланса».

БАЛАНСОВАЯ МОДЕЛЬ БЮДЖЕТОВ

Идея балансовой модели бюджетов заключается в том, что движение по любому бюджету, будь он натурально-стоимостной, БДР и БДДС, - это аналог оборотов по дебету или кредиту бухгалтерских счетов, на основании которых сводится баланс (все это также справедливо и для счетов управленческого баланса). Например, Бюджет расходов по основной деятельности - это то же самое, что и дебетовый оборот по счету «Финансовый результат», а Бюджет выплат денежных средств - кредитовый оборот по счетам «Расчетный счет» и «Касса».

Отсюда можно сделать два важных вывода:

    Движение по любому из бюджетов затрагивает, аналогично бухгалтерской проводке, и какой-то второй бюджет.

    Если необходимо создать действительно комплексную модель бюджетов, то она должна строиться по принципу двойной записи.

Например, на многих предприятиях ведется Бюджет продаж. С точки зрения двойной записи, любая цифра, внесенная в этот бюджет, должна зеркально отразиться в Бюджете расчетов с покупателями (возросла дебиторская задолженность). Также очень распространен Бюджет расходов на оплату труда. Данные этого бюджета пройдут и по Бюджету расчетов с персоналом (увеличилась задолженность компании перед сотрудниками).

Задача построения модели по принципу двойной записи заключается в сопоставлении каждого из создаваемых бюджетов другому, балансирующему бюджету. Визуально такое построение можно представить так: таблица с набором бюджетов по горизонтали и вертикали, а на пересечении - парные взаимосвязи между бюджетами на уровне проводок: дебетовый оборот одного бюджета выражается в кредитовом обороте другого, и наоборот (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Проверка сбалансированности бюджетов

В результате структурирования бюджетов по балансовому принципу менеджеры крупных компаний получают инструмент управления в соответствии с профилем своей деятельности: департаменты, курирующие производственную деятельность, - Бюджет производственных расходов, финансовые службы - Бюджет финансовых вложений, департаменты корпоративного управления - Бюджет движения капитала и т.д. Сложная бизнес-деятельность становится прозрачной и гораздо более управляемой, а процедура составления важнейшего итогового отчета - Управленческого баланса - достаточно простой и однозначной: накопленные к концу периода остатки по функциональным бюджетам сформируют соответствующие им балансовые статьи:

Таблица 2. Примеры связи бюджетов и оборотов по счетам

Подведем итог. Нужно отметить, что балансовая модель бюджетов и ее внутренние взаимосвязи несколько сложнее, чем «классическая» схема бюджетирования (как, наверное, и любая более совершенная система по сравнению с историческими предшественниками). Но она же несет в себе серьезные преимущества, описанные нами, и необходимые для эффективного управления сложной бизнес-деятельностью, особенно в крупных компаниях. И уже задача специалистов этих компаний, а также консультантов - грамотно и гибко настроить эту систему в соответствии с нуждами конкретного предприятия.

Павел Боровков


Термины и сокращения

Бюджет - сгруппированные по принятым в организации признакам показатели экономической деятельности.
Бюджетирование (бюджетное управление) - система управления организацией по центрам ответственности через бюджеты, позволяющая достигать поставленных целей путем наиболее эффективного использования ресурсов.
Бюджет организации - план, составленный на определенный период времени в натуральном и денежном выражении и определяющий потребность организации в ресурсах, необходимых для получения запланированных доходов.
Бюджетная структура - иерархия операционных, функциональных и итоговых бюджетов организации.
Операционный бюджет - бюджет, описывающий хозяйственные операции обособленного подразделения организации (центра финансовой ответственности).
Сводные бюджеты - результат консолидации функциональных бюджетов, отражающий состояние платежеспособности (Бюджет движения денежных средств), прибыльности (Бюджет доходов и расходов) и стоимости (Бюджет по балансовому листу) организации.
Статья бюджета - составная часть бюджета, по которой осуществляется планирование и учет хозяйственных операций одного типа.
Финансовая структура - иерархия центров финансовой ответственности, взаимодействующих между собой через бюджеты.
Функциональный бюджет - бюджет, описывающий определенную функциональную область деятельности организации (сбыт, снабжение, производство и т.д.).
Хозяйственная операция - простейшее событие в деятельности организации, вызвавшее возникновение доходов, затрат, расходов, поступлений или выплат денежных средств, формирование остатков или движение товарно-материальных ценностей.
Центр дохода (ЦД) - структурное подразделение, отвечающее за доход, которое оно приносит организации своей деятельностью.
Центр затрат (ЦЗ) - структурное подразделение, отвечающее только за понесенные затраты.
Центр инвестиций (ЦИ) - структурное подразделение, имеющее право распоряжаться внеоборотными активами организации (осуществлять инвестиции и дезинвестиции) и отвечающее за величину ROI (отдача от инвестиций).
Центр маржинального дохода (ЦМД) - структурное подразделение, отвечающее за маржинальный доход (разница между выручкой и прямыми затратами) в рамках своей деятельности.
Центр прибыли (ЦП) - структурное подразделение, отвечающее за величину заработанной прибыли в рамках своей деятельности (разница между выручкой и общими затратами).
Центр финансовой ответственности (ЦФО) - структурное подразделение (или группа подразделений), осуществляющее определенный набор хозяйственных операций, способное оказывать непосредственное воздействие на расходы и/или доходы от данной деятельности, и, соответственно, отвечающее за эти статьи расходов и/или доходов.
Центр финансового учета (ЦФУ) - структурное подразделение, которое ведет учет установленных для него показателей доходов и/или расходов, но не отвечает за их величину.


1. Общие положения

1.1. Базовые принципы

Целью составления и ведения бюджетов является планирование и учет финансовых результатов деятельности организации.

В зависимости от объекта управления бюджеты подразделяются на бюджеты организации, функциональные и операционные.

С точки зрения предмета ведения бюджетов, выделяются следующие типы бюджетов:

    стоимостные бюджеты, описывающие обороты денежных средств и обязательств;

    натурально-стоимостные бюджеты, описывающие обороты активов в натуральном и стоимостном выражении.

Бюджеты состоят из статей, по которым осуществляется планирование и учет хозяйственных операций одного типа.

Хозяйственная операция - простейшее событие в деятельности организации, вызвавшее возникновение доходов, затрат, расходов, поступлений/выплат денежных средств, формирование остатков или движение товарно-материальных ценностей.

Доходы - увеличение капитала за счет роста активов (уменьшения обязательств) организации, получаемое в процессе осуществления хозяйственной деятельности за период (не за счет вкладов собственников). Существует три источника получения дохода:

    по основной деятельности - доходы, получаемые в процессе осуществления основной деятельности: объем реализации продукции, товаров, услуг;

    по финансовой деятельности - доходы от судо-заемных и прочих финансовых операций;

    по прочей деятельности - доходы от продажи основных средств, материалов, сырья, а также от предоставления имущества в аренду.

Расходы - затраты материальных и финансовых ресурсов, которые несет организация в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности для получения будущего дохода. Для ведения бюджетов используется следующая классификация затрат:

    основные - затраты, прямо прослеживаемые до источника их возникновения и, соответственно, прямо относимые на себестоимость продукции: затраты на материалы, технологическую электроэнергию, зарплата основных производственных рабочих;

    накладные - затраты, не имеющие прямой связи с производимой продукцией и потому на себестоимость продукции прямо не относимые. Накладные затраты будут относиться на деятельность конкретного подразделения, где возникли, или всей организации, по нормативу, устанавливаемому эмпирическим путем в соответствии с выбранной базой распределения затрат.

Прибыль - превышение доходов над расходами. Прибыль формируется по уровням по мере вычитания соответствующих групп расходов: валовая, операционная, до уплаты налогов, чистая, нераспределенная. Структура уровней прибыли предназначена для анализа и позволяет определить, как та или иная группа расходов влияет на конечный результат.

Уполномоченным по бюджетному управлению назначен Заместитель директора по экономике и финансам.

1.2. Сфера применения

Действие данного Положения о бюджетной структуре (в дальнейшем Положения) распространяется на все подразделения ООО ”ИнТехПроект”.

Положение применяется для:

    внутреннего использования при решении задач управления ООО ”ИнТехПроект”;

    обеспечения документированной базы системы бюджетного управления;

    обеспечения непрерывности функционирования системы бюджетного управления и реализации ее требований в ходе меняющихся условий.

1.3. Разработка, утверждение и изменение

Актуализацию Положения, пересмотр и выпуск извещения об изменениях осуществляет Заместитель директора по экономике и финансам. Разработанное Положение и изменения к нему утверждает Директор.

Каждый работник ООО ”ИнТехПроект” может представлять свои предложения по изменению или дополнению разделов Положения уполномоченному по бюджетному управлению с обоснованием аргументов по предлагаемому вопросу.

Положение пересматривают в случае возникновения изменений, которые могут быть результатом корректировок в стратегии организации, производственных связях, предпринимаемых как для более полного и целенаправленного соответствия внутренним потребностям управления, так и требованиям окружающей среды.

2. Бюджетная структура предприятия

2.1. Сводные бюджеты

В соответствии с принципами бюджетного управления организация устанавливает цели своего развития, которые выражаются в конкретных финансовых терминах ликвидности, рентабельности и стоимости и отражают то состояние организации, к которому она придет, если удастся осуществить все решения, запланированные по достижению поставленных целей. Данные показатели находят свое отражение в Сводных бюджетах, к которым относятся:

    Бюджет Доходов и Расходов (БДР);

    Бюджет Движения Денежных Средств (БДДС).

БДР отражает формирование экономических результатов деятельности организации в виде прибыли или убытков. Цель его составления - управление прибыльностью/рентабельностью организации. Структура БДР должна раскрывать:

    структуру (источники формирования) доходов организации;

    структуру (направления расходования) расходов организации;

    объемы доходов и расходов (совокупные, по группам статей и по отдельным статьям);

    разницу (т.е. прибыль или убытки) между доходами и расходами за период.

Структура БДР предполагает последовательное вычитание из валовых финансовых результатов (выручка, маржинальный доход) соответствующих статей расходов.

БДДС отражает движение денежных средств (денежного потока) по видам денежных средств и направлениям их движения. Цель его составления - управление платежеспособностью (ликвидностью) организации.

С точки зрения направленности движения денежных потоков существуют 2 вида движения:

    поступление на счета/в кассы организации;

    выплаты со счетов/из касс организации.

Структура БДДС позволяет планировать, учитывать и анализировать денежные потоки в разрезах:

    направленности денежных потоков;

    структуры выплат и поступлений по направлениям их движения;

    объемов выплат и поступлений (совокупных, по группам статей и по отдельным статьям);

    промежуточных и итоговых результатов (разницы между поступлениями и выплатами);

    остатков денежных средств.

Операционный бюджет - это бюджет отдельного Центра финансовой ответственности (ЦИП). Цель составления операционного бюджета - планирование и учет результатов хозяйственных операций, которые осуществляет соответствующий ЦФО. По сути, операционный бюджет - это инструмент делегирования полномочий и ответственности каждого ЦФО по отнесены к нему финансовые показатели.

Для каждого ЦФО составляется один (и только один!) Операционный бюджет. Общее количество операционных бюджетов на предприятии равно количеству сформированных в нем ЦФО. Итак, в этом количественном соотношении соответственно уже просматривается возможность установления связи между финансовой и бюджетной структурой.

Для различных центров финансовой ответственности, которые занимаются подобной деятельностью, содержание и соответственно названия статей и их групп операционных бюджетов могут совпадать.

Примером могут быть Операционные бюджеты за ценре доходов и расходов.

1. Бюджет центра дохода "Бизнес А"

1.1. Реализация основной продукции.

1.2. Готовая продукция.

2. Бюджет центра дохода "Бизнес Б".

2.1.1. Реализация основной продукции.

2.1.2. Услуги.

3. Бюджет центра затрат "Коммерция".

3.1. Коммерческие расходы.

3.1.2. Оплата труда менеджеров по продажам.

3.1.3. Комиссии с продаж.

3.1.4. Транспортные расходы.

4. Бюджет центра затрат "Маркетинг".

4.1. Коммерческие расходы.

4.1.6.1нтернет-продвижения.

Функциональные бюджеты

Хозяйственную деятельность предприятия можно представить как набор определенных функций. В целом перечень этих функций можно представить следующим образом:

Продажи;

Закупки;

Производство;

Хранение;

Транспортировки;

Администрирование (управление)

Финансовая деятельность;

Инвестиционная деятельность.

Статьи операционных бюджетов, сгруппированы по признаку функциональной принадлежности, образуют функциональные бюджеты. Целью составления функциональных бюджетов является определение потребности в ресурсах для различных направлений деятельности предприятия.

Каждый функциональный бюджет составляется в целом по предприятию. Итак, система функциональных бюджетов предприятия образует его бюджетную структуру. Таким образом, Бюджетная структура - это система функциональных бюджетов предприятия, в соответствии с которой происходят последовательное планирование и учет результатов его хозяйственной деятельности.

С позиции этого определения схема составления основного бюджета, безусловно, отражает бюджетную структуру, так как ее блоки представляют собой не что иное, как функциональные бюджеты.

Более подробный перечень функциональных бюджетов, согласно вышеперечисленных функций предприятия, может рассматриваться так, как показано в табл. 5.6.

В табл. 3.6 перечислены функциональные бюджеты на верхнем уровне. Однако какой - либо из указанных бюджетов может быть детализирован в соответствии с потребностями конкретного предприятия. Например, если для предприятия имеет смысл контролировать не только в целом производственные затраты, но и отдельные их составляющие, то Бюджет прямых производственных затрат может, в свою очередь, включать Бюджет материальных затрат, бюджет энергозатрат, Бюджет амортизации и тому подобное.

Таблица 5.6

Пример перечня функциональных бюджетов

Наименование бюджета

бюджет продаж

Бюджет продаж собственной продукции

Бюджет продаж покупных товаров

Бюджет продаж основных средств 03

Бюджет продаж по прочей деятельности

Бюджет остатков готовой продукции (ГП) на начало периода

Бюджет остатков готовой продукции (ГП) на конец периода

бюджет производства

Бюджет остатков незавершенного производства (ГП) на начало периода

Бюджет остатков незавершенного производства (ГП) на конец периода

Бюджет потребностей в сырье, материалах, инструментов и т.п.

Бюджет остатков сырья, материалов, инструментов и другого на начало периода

Бюджет остатков сырья, материалов, инструментов и другого на конец периода

бюджет закупок

Бюджет закупок сырья, материалов, инструментов и т.п.

Бюджет закупок товаров

бюджет закупок

Бюджет остатков товаров на начало периода

Бюджет остатков товаров на конец периода

Бюджет доходов по основной деятельности

Бюджет прямых затрат по основной деятельности

Бюджет прямых производственных затрат

Бюджет прямых коммерческих расходов

Бюджет накладных расходов по основной деятельности

Бюджет накладных производственных расходов

Бюджет накладных коммерческих расходов

Бюджет административных расходов

Бюджет доходов по финансовой деятельности

Бюджет расходов по финансовой деятельности

Бюджет доходов по инвестиционной деятельности

Бюджет доходов от прочей деятельности

Бюджет расходов по другой деятельности

Обозначения типа бюджета:

ДВ - доходов - расходов; РГК - движение денежных средств; НВ - натурально - стоимостные.

При необходимости можно продолжить детализацию еще на один уровень, когда бюджет материальных затрат детализируется на бюджет сырья (в том числе основные виды рассматриваются отдельно), Бюджет материалов. Бюджет комплектующих (опять же выделив основные виды и (или) поставщиков) и др.

На основе показателей бюджетов формируется также итоговый финансовый результат: прибыль / убыток или чистый денежный поток (сальдо денежных средств). На предприятии также могут создаваться дополнительные бюджеты - не для расчета финансового результата, а для контроля над функциональными областями в определенных разрезах. Например, при необходимости управлять затратами на заработную плату по всему предприятию составляют Бюджет расходов на заработную плату, который целесообразно рассматривать отдельно, в разрезе производственных, коммерческих и других расходов. Однако, в любой ситуации следует учесть взаимосвязь операционных и функциональных бюджетов, по торговле схематично представлены на рис. 5.1.

Рис. 5.1. Взаимосвязь операционных и функциональных бюджетов

Охарактеризуем Сводные (Итоговые) бюджеты предприятия. Каждый функциональный бюджет относится к одному из трех типов бюджетов.

1. Натурально - стоимостный (Бюджет товаров, запасов и необоротных активов).

2. Бюджет доходов и расходов (БДР).

3. Бюджет движения денежных средств (БДДС).

Согласно этой классификации функциональные бюджеты сводятся по всему предприятию и образуют соответствующие итоговые бюджеты. Так, бюджет прямых производственных расходов, Бюджет накладных расходов, Бюджет коммерческих расходов и т. Д. Группируются и вместе образуют итоговый бюджет доходов и расходов (БДР), а Бюджет поступлений по основной деятельности, Бюджет выплат по прямым производственными затратами, Бюджет выплат по накладным расходах, Бюджет выплат по коммерческой деятельности и т. д. - итоговый Бюджет движения денежных средств (БДДС).

Многие операции предприятия влияют на все три итоговых бюджеты. Так, реализация продукции будет отображаться в бюджет товаров, запасов и внеоборотных активов как отгрузки готовой продукции и соответственно в основном, в бюджете доходов и расходов - как начисление дохода от реализации, а при оплате этого товара покупателем в бюджете движения денежных средств (БДДС) - как поступления денег от реализации. Следовательно, функциональное Бюджет продаж составляется в разрезе движения товаров, доходов и движения денег и соответствующим образом принимает участие в формировании всех итоговых бюджетов (рис. 5.2).

Рис. 5.2 Взаимосвязь функционального бюджета продаж и итоговых бюджетов

Таким образом, итоговые бюджеты, необходимы не только для планирования финансовых результатов, но и для отслеживания "удаленных" и "побочных" эффектов изменения тех или иных моментов в стратегии и тактике предприятия, а также для обоснованного корректировки бюджета в целом. Рассмотрим их подробнее.

Бюджет доходов и расходов (БДР) отражает формирование экономических результатов деятельности предприятия. Цель его составления - управление экономическими результатами деятельности предприятия, то есть его прибылью и рентабельностью. Под экономическими результатами в данном случае понимаем тот результат производственно - финансовой деятельности предприятия, отражающий изменение стоимости имущества предприятия. Он показывает:

Доходы предприятия - в общем объеме и (или) детализированы по тем или иным критерием (ЦФО, источник получения и др.);

Расходы предприятия в общем объеме и (или) детализированы по тем или иным критерием (ЦФО, направление расходов, статья калькуляции пр.);

Разницу (то есть прибыль или убытки) между доходами и расходами за определенный период.

На основе этих данных с помощью определенных инструментов анализа (прежде всего факторного анализа прибыли) можно:

Разработать плановый объем и определить значение каждого источника доходов в общем объеме как доходов, так и прибыли. Такая информация необходима для разработки маркетинговой политики компании, ее производственной программы и тому подобное;

Выявить статьи расходов, на которые имеет смысл влиять с целью улучшения финансовых результатов (выявить статьи расходов, которые имеют резервы экономии).

Формат бюджета доходов и расходов (последовательность и группировки статей) должен соответствовать принятому на предприятии формата отчета о прибылях и убытках (Отчета о совокупных доходах) , так как это соответствие позволит качественно спланировать и учесть весь процесс формирования финансовых результатов деятельности предприятия (табл. 5.7) . Для обеспечения сопоставимости удобным является использование одного и того же формата. Полученные результаты по плану, или по факту не нужно ни перегруппировывать, ни перечислять, ни корректировать.

Таблица В. 7

Схема формирования финансовых результатов

выходной

показатель

корректировка

результат

Действие ("-" - вычитание, "+" - сложение)

Название показателя

Доходы по основной деятельности

Прямые издержки производства

маржинальный

Прямые коммерческие расходы

маржинальный

Накладные расходы бизнеса

Вклад на покрытие расходов

Вклад на покрытие

Накладные расходы предприятия

Прибыль от основной деятельности

прибыль от

основной

деятельности

Доходы по финансовой деятельности

Прибыль до налогообложения

Расходы по финансовой деятельности

Прочие доходы

Прочие расходы

Прибыль до налогообложения

Чистая прибыль

Чистая прибыль

Отчисления в фонды предприятия

Нераспределенная

дивиденды

На основе единого формата можно утверждать, что БДТ - так же, как в Отчете о финансовых результатах - предполагает последовательное, шаг за шагом, вычитания из валовых финансовых результатов (выручка, маржинальный доход и т. Д.) Соответствующих статей расходов. Так по результатам такого вычет расходов на каждом шагу формируются "очищенные" от определенной части расходов финансовые результаты. И если на первом этапе формируется маржинальный доход как разница между общими доходами и себестоимостью, то на последнем - получаем чистую прибыль.

В отдельных случаях целесообразно вводить дополнительные строки "Финансовый результат от финансовой деятельности" и "Финансовый результат от других хозяйственных операций", - что позволит улучшить управление их финансовыми результатами.

Бюджет движения денежных средств (БДДС) отражает движение денежных средств (денежные потоки) по всем видам банковских счетов, кассы и других мест хранения средств предприятия.

По направленности денежные потоки делят на два их вида:

Поступления на предприятие (денежные поступления предприятию);

Выплаты предприятием (платежи предприятия).

Разница между входными денежными потоками (поступлениями) и выходными (выплатами) определяет чистый денежный поток предприятия, который может быть как положительным, когда на предприятии накапливаются временно свободные денежные средства, так и отрицательным, когда денежные выплаты превышают поступления. Между поступлениями и доходами, а также между выплатами и расходами существует соответствие. Формирование большинства доходов и расходов связано с поступлением и выплатами средств. Уровень детализации статей БДДС и БДР должен быть одинаковым. Пример соответствия статей БДДС и БДР представлен в табл. 5.8.

Таблица 5.8

Соответствие статей БДДС и БДР

Это соответствие провоцирует поставить знак равенства между прибылью и чистым денежным потоком. Однако, даже начальный предприниматель осознает, что между ними существуют и довольно значительные различия. К основным причинам, которые обусловливают различия между доходами и поступлениями или между затратами и выплатами, это:

1) различия в сроках. Поступления по времени могут отставать от доходов, а могут опережать их, в отдельных случаях могут совпадать. То же самое происходит и с платежами. Они могут осуществляться синхронно с расходами, могут опережать их, а могут существенно отставать - порой весьма существенно;

2) различия в суммах. Существуют поступления, которые не являются доходами и наоборот. Предприятие может получать доходы и не иметь соответствующих этим доходам поступлений. По отношению к расходам / платежей имеет место полная аналогия: предприятие может осуществлять расходы, которые не требуют выплат, и проводить выплаты, с бухгалтерской точки зрения не являются расходами.

Каждую расхождение рассмотрим подробнее.

Различия в строках по отношению к доходам выглядят следующим образом (табл. 5.9).

Таблица 5.9

Расхождение в строках по отношению к доходов и поступлений

Определяя связи между БДТ, БГРК и балансом, можно указать, что авансовые поступления образуют кредиторскую задолженность предприятия а коммерческий (товарный) кредит, предоставленный клиентам, - дебиторскую.

Разница в строках по отношению к расходов и платежей имеют такой вид (табл. 5.10):

Таблица 5.10

Срок платежей по отношению к расходам

В балансе авансовые платежи представлены в дебиторской задолженности, а товарный кредит, полученный от поставщиков - кредиторской.

Разногласия в суммах по отношению к доходам не так уж разнообразны: поступления по основной деятельности не может быть больше доходов. Они могут быть только меньше за счет потерь, связанных с "недобросовестной" дебиторской задолженностью. Следовательно, на тех предприятиях, где продукция (работы, услуги) реализуется исключительно за наличные, поступления совпадают с доходами и по срокам, и по объемам. На предприятиях, получают оплату продукции (работ, услуг) авансом, объем доходов и поступлений совпадают, но поступления формируются раньше. На тех же предприятиях, реализующих продукцию преимущественно на условиях коммерческого (товарного) кредита, поступления отстают от доходов и по срокам, и по сумме. Тем не менее по мере нарастания конкуренции коммерческий (товарный) кредит будет расширяться, и этот тип поступлений станет преобладающим.

Финансовая деятельность предприятия, может генерировать поступления средств, которые не являются доходами, а есть кредитам, также поступлениями, которые не имеют связи с доходами, а есть вложениями в уставный капитал предприятия и спонсорской помощи (в том числе бюджетной).

Разногласия же в суммах по отношению к расходам возможны в обоих направлениях: как упоминалось выше, являются платежи, которые не являются расходами, и расходы, которые не требуют выплат. Основные статьи, по которым отличающиеся между собой ЕДВ и БДДС приведены в табл. 5.11

Таким образом, БДДС является обязательным инструментом управления денежными потоками предприятия. С его помощью планируют и анализируют:

Объемы конкретных выплат и поступлений;

Сроки осуществления платежей и поступлений денег;

Направленность денежных потоков - поступлений по источникам, выплат по целевому назначению;

Обороты денежных средств за период (с необходимой периодичностью), что бывает необходимо для оценки потребности в дополнительном финансировании;

Остаток (сальдо) денежных средств на счетах на конкретные (контрольные) даты.

Все указанное позволяет управлять платежеспособностью предприятия, то есть его способностью своевременно погашать обязательства. Это достигается с помощью следующих мер:

Поддержание на счете необходимого объема денежных средств (для осуществления всех запланированных платежей);

Таблица 5.11

Разногласия в статьях между собой БДТ и БДДС

Существует несколько основных подходов к формированию бюджетов:

1) бюджеты по предмету управления :

а) денежные (бюджеты движения денежных средств – БДДС );

б) экономические (бюджеты доходов и расходов – БДР );

в) натуральные (натурально-стоимостные бюджеты - НСБ );

2) бюджеты по используемым единицам измерения:

а) стоимостные :

- собственно стоимостные - отражают ту или иную стоимость в денежных единицах, не отражая денег или денежных потоков как таковых (БДР и бюджет по балансовому листу );

- денежные (БДДС );

б) натурально-стоимостные (бюджет остатков незавершённого производства на начало и конец периода );

3) бюджеты по уровню :

а) операционные (по ЦФО );

б) функциональные (по различным областям деятельности );

в) итоговые (по предприятию в целом ).

Операционный бюджет – бюджет, описывающий хозяйственные операции обособленного подразделения предприятия, несущего определённую финансовую ответственность; по сути, операционный бюджет - это инструмент делегирования полномочий и ответственности каждому ЦФО за относящиеся к нему финансовые показатели. Каждому ЦФО соответствует ТОЛЬКО ОДИН операционный бюджет , т. е. общее число операционных бюджетов на предприятии всегда равно количеству сформированных в нём ЦФО.

Функциональный бюджет – это бюджет, предназначенный для определения потребности в ресурсах для различных областей деятельности:

- продажи (бюджет продаж);

- закупки (бюджет закупок сырья и материалов);

- производство (бюджет производства);

- хранение и транспортировка (бюджет прямых и накладных коммерческих расходов);

- администрирование (управление) (бюджет административных расходов);

- финансовая деятельность (бюджет доходов и расходов по финансовой деятельности);

- инвестиционная деятельность (бюджет доходов по инвестиционной деятельности).

Функциональные бюджеты образуются статьями операционных бюджетов, сгруппированными по признакам функциональной принадлежности (взаимосвязь между операционными и функциональными бюджетами представлена в таблице 3.1). Система функциональных бюджетов, в соответствии с которой происходит последовательное планирование и учёт результатов хозяйственной деятельности всего предприятия, называется бюджетной структурой .

Таблица 3.1 – Матрица самых распространённых взаимосвязей между операционными и функциональными бюджетами

Функциональные бюджеты ЦФО
Затрат Дохода Маржинального дохода Прибыли Инвестиций
1. Продажи + + + +
2. Закупки + + + +
3. Производство + + + +
4. Хранение + + + +
5. Транспортировка + + + +
6. Администрирование (управление) + + +
7.Финансовая деятельность + + + +
8.Инвестиционная деятельность + + + +

К натурально-стоимостным бюджетам относятся бюджеты товаров, запасов и внеоборотных активов . Они отражают движение всех активов предприятия, кроме денежных средств. Эти бюджеты могут вестись как в денежных, так и в натуральных единицах, при этом всегда должна оставаться возможность замены одних единиц измерения на другие, если возникнет необходимость. Характеристика функциональных бюджетов по видам стоимостной оценки представлена в таблице 3.2.

Таблица 3.2 - Характеристика функциональных бюджетов по видам стоимостной оценки

Очевидно, что каждый функциональный бюджет относится к одному из трёх типов бюджетов:

1) НСБ в виде бюджета товаров, запасов и внеоборотных активов;

В соответствии с этой классификацией функциональные бюджеты консолидируются и образуют соответствующие итоговые бюджеты. Например, бюджет прямых производственных расходов, бюджет накладных расходов, бюджет коммерческих расходов и т. д., группируясь, образуют итоговый БДР.

Таким образом, целевая функция бюджетов промышленных предприятий включает в себя функцию максимизации конечных финансовых результатов, а также ряд ограничений, накладываемых факторами финансовой устойчивости (3.1), (3.2):

КФР = F (К1, К2, К3…Н1, Н2, Н3…) – на максимум, (3.1)

ФС (Л, ЧОК, СС…) >= ФС (norm Л, norm ЧОК, norm СС), (3.2)

где КФР – конечные финансовые результаты;

К1, К2, К3… - контролируемые внешние воздействия;

Н1, Н2, Н3… - неконтролируемые внешние воздействия (прогнозируемые тенденции внешней конъюнктуры);

ФС – уровень финансовой устойчивости;



Л, ЧОК, СС … - факторы финансовой устойчивости: ликвидность (Л), величина чистого оборотного капитала (ЧОК), доля собственных средств в источниках финансирования (СС) и т. д.;

norm – нормативное значение показателей финансовой устойчивости.