Форма головы у новорожденных вытянутая. Вытянутые черепа из крыма

Предлагаемая подборка материалов касается знаменитой загадки вытянутых черепов. Кому они принадлежали? И кому подражали народы земли в разных частях света, если речь идёт о искусственной деформации формы черепа?

У целого ряда народов до сих существует довольно странный, на наш взгляд, обычай деформации головы. При помощи различных ухищрений, сводящихся к ограничению возможностей развития черепной коробки, представители этих народов добиваются неестественной формы головы. Поскольку рост черепной коробки происходит значительно медленнее, чем других костей скелета, и с возрастом кости черепа становятся менее податливы внешнему воздействию, для получения деформированной формы "скульпторам по живым головам" приходится "работать с материалом" достаточно длительное время и начинать с самого раннего детства "заготовки". Ниже представлены снимки такой деформации головы племенами Конго, Судана и островов Новые Гебриды (западная часть Тихого океана):

Как показывают археологические находки, данный обычай был распространен достаточно широко и уходит своими корнями в глубокую древность. Скажем, следы практики деформации прослеживаются на обоих американских континентах. В Северной Америке деформация черепов прослеживается у майя и других различных племен. Причем практиковалась она вплоть до совсем недавнего времени.





Характерно, что в некоторых местах практика деформации черепов носила весьма массовый характер. Например, на искусственном острове Хайна, отделенного ныне от полуострова Юкатан узкой полоской воды от 10 до 100 метров, в одном из могильников из 24 сохранившихся черепов взрослых 13 были мужскими, - в восьми случаях присутствует намеренная черепная деформация. 11 были женскими, из которых только в четырех случаях присутствует намеренная деформация черепа. В целом же соотношение деформированных и недеформированных черепов составляет 12:12. В большинстве случаев деформация носит традиционный для майя лобно-затылочный характер, но иногда заходит даже на область носа.

Такой же весьма распространенный характер носила практика деформации и в Южной Америке, которую можно встретить в целом ряде культур этого континента - Чавин, Лаурикоча, Паракас, Наска, Пуэрто-Моорин, инков и др.

Имеется версия, что даже широко известные моаи острова Пасхи изображают фигуры с удлиненной головой, а их странные красноватого цвета "головные уборы" - на самом деле лишь волосы, под которыми и скрывается эта удлиненная форма головы.


Таким образом, практика деформирования головы имеет (и имела в прошлом) весьма широкую географию. При этом прослеживается определенная закономерность: при всем разнообразии методов и форм воздействия на форму черепной коробки (от тугих повязок-шапочек до специальных конструкционных деревянных приспособлений) явно доминирует стремление добиться лишь одного результата деформации - вытянутой головы.


Возникает вполне закономерный вопрос: каковы истоки столь массового (и единообразного во всех регионах!) стремления к удлиненной форме головы?.. Вопрос - далеко не праздный, если учесть данные современной медицины о том, что подобное воздействие на голову помимо причиняемых неудобств и неприятных ощущений способствует возникновению регулярных головных болей и серьезно увеличивает риск негативных последствий для психического и физического здоровья в целом.

Официальная история не дает сколь-нибудь исчерпывающего ответа на этот вопрос, списывая все лишь на культовый обряд с непонятной мотивацией. Однако даже при всей реальной силе воздействия религии и культа на весь образ жизни людей, ее явно недостаточно. Для подобного "фанатического стремления к уродству" должен существовать весьма мощный стимул. И стимул достаточно устойчивый, если учитывать повсеместность и длительность этой "традиции".

В последнее время все больше исследователей склоняются к нейрофизиологической версии. Изменение формы черепа оказывает влияние и на различные области коры головного мозга, что способствует изменению определенных признаков и навыков человека. Серьезные исследования в этой области еще даже не начаты. Но и без них среди до сих пор практикующих деформацию черепа племен что-то не замечено каких-либо особых положительных сдвигов в психических способностях. Да и служители культов (шаманы и жрецы), для которых способности, например, впадать в транс или входить в медитацию весьма важны, к деформации черепа вовсе не стремятся.

Альтернативную академической науке версию озвучил Дэникен - сторонник версии реального существования древних "богов", являвшихся представителями инопланетной цивилизации и, вполне возможно, обладавшими некоторыми физиологическими отличиями от представителей земной расы. В рамках этой версии, боги имели вытянутую форму головы, и люди стремились "уподобиться богам". Есть ли для такого варианта какие-нибудь объективные основания?.. Оказывается, есть.

Среди черепов удлиненной формы в Южной Америке найдены и такие, которые вполне могут претендовать на роль черепов... самих "богов"!

Эти черепа были сфотографированы Робертом Конноли во время его поездок по всему миру, в течение которых он собирал различные материалы о древних цивилизациях. Открытие этих черепов стало неожиданностью для него самого. Роберт Конолли издал фотографии этих черепов, а также результаты своих исследований на отдельном CD-ROM, назвав его "Поиск древней мудрости" в 1995 году.

Первое, что бросается в глаза - это аномальная форма и размеры, не имеющие ничего общего с черепом современного человека кроме самых общих черт ("коробка" для мозга, челюсти, дырки для глаз и носа)...

Дело в том, что в ходе преднамеренной деформации человеческих черепов можно изменить форму черепной коробки, но не ее объем. На приведенных же выше фотографиях изображены черепа, превышающие по объему обычный человеческий череп почти в два раза (на прорисовках рядом с фото это видно)!

(Справедливости ради надо отметить, что и среди людей встречаются случаи увеличенных размеров черепной коробки при некоторых заболеваниях. Однако при подобной степени отклонения размеров головы от нормальных размеров люди близки к состоянию "овоща" и до взрослого состояния не доживают.)

К сожалению, хотя для тех, кто допускает возможность реального существования древних "богов" во плоти, версия, озвученная Дэникеном, прямо-таки напрашивается, она не так уж и далеко уходит от трактовки странной традиции в качестве культового обряда...

Конечно, подражание реальному прототипу гораздо лучше согласуется с фактом единообразия формы деформации на громадной территории, охватывающей почти все континенты, нежели стремление подражать выдуманному культовому образу, но можно ли все-таки продвинуться чуть дальше?..

Обратимся к еще одному феномену, также связанного с воздействием на черепную коробку, а именно: к трепанации черепа с древнейших времен.

Факт проведения успешных операций по трепанации в глубокой древности (недавно Daily Telegraph сообщила об обнаружении на берегах Темзы черепа со следами трепанации, датируемого 1750-1610 гг. до н.э.) считается уже достоверно установленным. Дело в том, что, во-первых, характер отверстий при трепанации резко отличается от ран, наносимых при ударе каким-либо оружием, - нет трещин в черепной коробке вокруг отверстия. И во-вторых, имеется возможность определенно устанавливать выживание пациента после такой операции. Хирурги и антропологи знают, что в случае удачной трепанации, то есть когда пациенту удается не умереть, отверстие в черепе постепенно закрывается восстанавливающейся костной тканью. Если же на черепе следов заживления нет, это значит, что пациент скончался во время операции или вскоре после нее. В этом случае возможны следы костного воспаления по краям отверстия.

В самой трепанации ничего особо удивительного нет. Некоторые черепные операции были широко распространены у различных древних народов во всем мире; прежде всего это серии небольших отверстий в задней части затылка - они сверлились для понижения внутричерепного давления. Кроме того, Как отмечают исследователи, в древности считалось, что трепанация помогает избавить от головных болей. Некоторые думали, что причиной эпилепсии и психических заболеваний являются злые духи и что, если сделать в черепе отверстие, они улетят.

Однако для американских континентов, как и в случае деформации черепов, характерна прямо-таки маниакальная устремленность к операции трепанации.

Иногда трепанации осуществлялись даже по несколько раз на одну голову. Судя по следам зарастания отверстий (регенерации кости), люди, перенесшие эту неординарную операцию, как правило, выживали.

"Известно несколько техник трепанации: постепенное соскабливание кости; выпиливание по кругу определенного участка черепа; высверливание по кругу дырочек и затем "вынимание крышечки". Как правило, диаметр отверстия составляет от 25 до 30 мм. Есть любопытные случаи, когда на черепе присутствуют следы нескольких последовательных трепанаций: рядом с первым, со следами заращивания, отверстием было сделано второе, которое также начало закрываться. Однако древний хирург не угомонился и впритык к этим двум выпилил третье отверстие. Эта попытка оказалась роковой - следов восстановления кости в этом случае не наблюдается. Операция проводилась на правой височной доле. Другой любопытный случай наблюдался на черепе с трепанацией прямо в центре темени - там, где экстрасенсы определяют выход главного энергетического канала. Нейрохирургам хорошо известно, что здесь расположен практически самый уязвимый участок мозга. Было ли это известно древнему сапотекскому врачу до начала операции, мы не знаем. Уверены лишь в одном: смерть пациента была мгновенной" (Г.Ершова, "Древняя Америка: полет во времени и пространстве").


В Мезоамерике при сходном образе жизни разных народов трепанациями увлекались прежде всего сапотеки в Оахаке, но и они не достигли такого размаха, как жители южноамериканского Паракаса, где широко использовались разные техники: выпиливались квадратные или прямоугольные пластинки, которые затем вынимались; высверливались дырочки по обрисованному кругу или же срезалась кость. Иногда отверстия закрывались тонкой золотой пластинкой.

Кстати, в одном из паракасских погребений был даже найден набор хирургических инструментов той далекой эпохи. Это были обсидиановые орудия различных размеров, на которых сохранились следы крови. Кроме того, там же оказалась ложка из зуба кашалота, обернутая хлопковыми нитями, кусок ткани, бинты и нитки.

В Паракасе поставлен и своеобразный "рекорд": трепанированные черепа встречаются почти в половине случаев - от 40% до 60%!!!

Очевидно, что такой процент превышает все разумные пределы. Во-первых, даже при современном уровне развития знаний о мозге и нейрохирургии вряд ли найдется такое количество людей (пусть даже 40%), перенесших операции, сопряженные со вскрытием черепа. И во-вторых, очевидно, что с продырявленной головой довольно проблематично заниматься активной деятельностью; т.е. в течение достаточно продолжительного времени из процесса обеспечения племени всем необходимым неизбежно выпадали как сами "продырявленные", так и ухаживающие за ними (это не имеет принципиального значения для одиночных случаев, но для массовой практики трепанации данный фактор тоже нельзя сбрасывать со счетов). Так чем же могли быть обусловлены подобные садо-мазохистские массовые помешательства?..

"Большинство же трепанаций делалось в районе левой височной доли. Знаменитый энерготерапевт Л.П.Гримак считает, что таким способом древние, по всей видимости, пытались подавить левое полушарие головного мозга для естественной активации правого "экстрасенсорного" полушария, которое обладает чрезвычайно архаическими, так называемыми "паранормальными" способностями - такими, как ясновидение, видение будущего и т.п. Предсказания - то есть прогнозирование будущего - играли исключительную роль в индейских культурах. Одни, как, например, майя, предсказывали и прорицали при помощи растительных психоделиков в состоянии экстаза (это также форма активации правого полушария головного мозга), другие использовали для этих целей гипноз. Сапотеки же попытались решить проблему активации головного мозга самым кардинальным способом, достойным таких знаменитых нейрофизиологов, как И.П.Павлов или В.М.Бехтерев" (Г.Ершова, "Древняя Америка: полет во времени и пространстве").

Однако данная гипотеза имеет целый ряд изъянов. Во-первых, нет никакого смысла для достижения состояния измененного сознания прибегать к подобным радикальным способам, когда есть возможность добиться того же состояния гораздо более простым путем с помощью тех же психоделиков, широко распространенных как в Северной, так и в Южной Америке. Во-вторых, ну сколько нужно прорицателей и гадателей на одно племя?.. Как показывают этнографические исследования, примитивные племена вполне обходятся одним-двумя шаманами. И даже древние цивилизации, отошедшие от полностью примитивного состояния, не могут позволить себе "роскошь" выключения из общественного процесса до половины населения, у которой в результате операций измененное сознание!.. И в-третьих, повсеместно шаманы, гадатели и прорицатели пользуются особым к себе отношением и занимают достаточно высокое положение в социальной иерархии (если в сообществе имеется социальное расслоение). А здесь-то на обоих американских континентах прослеживается явно прямо противоположная тенденция!..

Скажем, в мезоамериканском Монте-Альбане (центр цивилизации сапотеков) археологи обнаружили немало покойников, в черепах которых еще при жизни были проделаны высверленные или вырезанные отверстия. Захоронения с трепанированными черепами отличались от обычных: как правило, их находили под полами маленьких жилищ, а сами жертвы древних нейрохирургических экспериментов относились к представителям низкого социального статуса.

В Южной Америке нередко встречаются случаи захоронения трепанированных голов отдельно от тела, к которому взамен головы приставляли тыкву. Для народов, верящих в загробную жизнь, подобное означает лишь одно - лишение покойника возможности этой самой загробной жизни!.. Совместимо ли подобное "необратимое наказание" с высоким социальным статусом?.. Возможно, конечно. Но не в массовых масштабах!..

Кстати, если бы трепанация проводилась в лечебных целях, следовало бы ожидать отсутствия подобного социального неравенства, и уж, по крайней мере, отсутствия подобного социального перекоса именно в эту сторону - проведения сложных операций на представителях именно низших социальных слоев общества.

В то же самое время исследователи констатируют и другой социальный перекос: деформации черепа практиковались в основном у знатных (!) майя.

И, наконец, еще один факт: среди снимков деформированных черепов нет ни одного трепанированного!!!

То есть: для представителей народов, практиковавших и деформацию, и трепанацию, был небогатый выбор - либо отмучиться в детстве, подвергнувшись мучительной процедуре изменения формы головы, либо находиться все время под страхом риска подвергнуться гораздо более мучительной (и более рискованной) процедуре трепанации. Шансов сохранить свою голову в неприкосновенности, судя по масштабам проводившихся операций деформации и трепанации, было очень немного...

Вот вам простой и мощный стимул к странной процедуре деформирования черепов!..

И вопрос о деформировании черепов замыкается на вопрос о причинах массовых трепанаций, для ответа на который, в рамках версии "яйцеголовых богов", остается сделать лишь один шаг - предположить, что нейрохирургическими экспериментами занимались не люди, а те самые "яйцеголовые боги" (при этом даже можно оставить в стороне проблему земного или инопланетного их происхождения). При таком предположении оказывается возможным найти разумное объяснение всем деталям и фактам. Но сначала нужно учесть еще один момент.

Мифология, пожалуй, всех народов мира и различные религии указывают на то, что древние "боги" вступали в сексуальные отношения с людьми, после чего, естественно, рождались гибриды-"полукровки". Ясно, что при подобном генетическом смешении у таких полукровок и потомства неизбежно периодически должны были проявляться гены "яйцеголовости", т.е. наблюдаться вытянутый череп. И вполне естественно, что индивиды с вытянутыми черепами, как "потомки всесильных богов", занимали более высокое социальное положение. Например, череп женщины, обнаруженной в т.н. склепе царицы в Паленке имел вытянутую форму.

Люди не пристрастились сами к дилемме чудовищного выбора между трансформацией и трепанацией, - они поставлены в условия этого выбора под воздействием извне со стороны "яйцеголовых богов". Чтобы избежать экспериментов с трепанацией, люди стремились "замаскировать" своих детей под детей "богов".

Жестокая версия?..

Но чем, скажите, нейрохирургические эксперименты богов над людьми отличаются над теми экспериментами, которые проводят сами люди в лабораториях над мышами, собаками и даже обезьянами?.. Мы оправдываем свои эксперименты "высокими гуманными целями" - стремлением совершенствования лечебных методов и препаратов для самих людей. Тогда бы почему бы богам не иметь такого же "оправдания"? Только уже по отношению к ним самим...

В итоге получается, что вытянутые черепа могут относиться сразу к трем вариантам: 1) черепа самих "яйцеголовых богов"; 2) черепа их потомков-полукровок; 3) черепа людей, "замаскированных" под богов при помощи искусственной деформации. И по имеющимся характерным признакам - в виде отличия объема черепной коробки, формы, следов внешнего воздействия и т.п. - вполне возможно выделить из общей массы находок черепа каждой группы. Но это - задача будущих исследований...

На будущее остается и еще одна загадка: черепа совершенно иной формы. Их очень мало, но они есть!..

]]> ]]>

Видео на тему: подобные черепа в Омске

В Мексике:

АНАЛИЗ ДНК УДЛИНЕННЫХ ЧЕРЕПОВ. НЕВЕРОЯТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Паракас пустынный полуостров, находящийся в Провинции Писко, на Южном побережье Перу.

Именно здесь перуанский археолог, Хулио Тельо, сделал удивительное открытие в 1928 году - масштабное кладбище, содержащее гробницы с вытянутыми черепами. Они известны как " Черепа из Паракаса".

Находка Тельо - это более 300 вытянутых черепов, которые предположительно датируются около 3000 лет назад.

Споров по поводу этой находки было много. Версий и гипотез масса. Казалось бы, чего проще, сделать анализ ДНК и посмотреть, человеческие это черепа или нет.
Но долгое время определенные силы из околонаучных кругов препятствовали установлению истины.

И вот наконец был проведен ДНК-анализ на одном из черепов и эксперт Brien Foerster выпустил предварительную информацию об этих загадочных черепах.

Хорошо известно, что большинство случаев удлинения черепа - это результат искусственной деформации черепа.

Это обычно достигается путем связывания головы между двух кусков дерева, или перевязки тканью.

Однако, в то время как деформация черепа изменяет формы черепа, он не изменяет своего объема, веса или другие особенности, характерные для обычного человеческого черепа.

Но что касается "Черепов из Паракаса", то у них объемы до 25 процентов больше, и 60 процентов тяжелее, чем обычные человеческие черепа, то есть они не могли быть просто намеренно деформированы.

Они также содержат только одну теменную плиту, а не две как у человека. Тот факт, что формы этих черепов не являются результатом деформации означает, что настоящая причина такой формы -это тайна, и уже на протяжении десятилетий.

Г-н Хуан Наварро, владелец и директор местного музея, назвал Паракас - историческим музеем, в котором собрана коллекция из 35 Паракас черепов. Было проведено взятие 5 проб черепа.

Образцы состояли из волос, включая корни, зуб, черепа, кости и кожу, и этот процесс был тщательно задокументирован с помощью фото- и видео. Образцы были отправлены Ллойд Pye, основателю Starchild Проекта, который доставил образцы генетикам в Техасе для анализа ДНК.

]]> ]]>

Результаты теперь готовы и Брайен Foerster, автор более десяти книг только, что показал предварительные результаты анализа.

]]> ]]>

Он рассказывает о выводах генетиков:

“Это было мтДНК (митохондриальная ДНК) мутации неизвестного существа: человека, приматов, или животного, неизвестного до сих пор.
Но некоторые фрагменты показывают, что мы имеем дело с новыми существами, весьма далекими от Homo sapiens, неандертальцы и денисовских людей.”

“Последствия огромны.”

“Я не уверен, что они даже относятся к известным эволюционным деревьям”, - написал генетик.

Результаты должны быть повторены и сделано больше анализов, проведенных перед окончательными выводами.

Переводной материал. ]]>

Три новых удлиненных черепа обнаружили в Антарктиде

Смитсоновский археолог Дамиан Уотерс и его команда обнаружили три удлиненных черепа в регионе Ла Паил (Paille), Антарктида, сообщает ]]> americanlivewire.com ]]> . Открытие стало полной неожиданностью для мира археологии, поскольку черепа являются первыми человеческими останками, обнаруженными в Антарктике, и считалось, что континент никогда не посещали люди до современной эпохи.

«Мы просто не можем в это поверить! Мы не просто нашли человеческие останки на Антарктиде, мы обнаружили, удлиненные черепа! Я должен ущипнуть себя каждый раз, когда я просыпаюсь, я просто не могу в это поверить! Это заставит пересмотреть наш взгляд на историю человечества в целом!» - взволнованно объясняет М. Уотерс

Как известно, ранее удлиненные черепа были найдены в Перу и в Египте, что говорит о том, что древние цивилизации вступали в контакт задолго до того, что нам рассказывают книги по истории.

Но это открытие совершенно невероятное. Оно показывает, что существовал контакт тысячи лет назад между цивилизациями в Африке, Южной Америке и Антарктиде.

Удлиненные черепа, как полагают, появились в результате намеренной деформации. Процедуре подвергались дети элиты во многих древних культурах, говорит нам пресс-секретарь Смитсоновского института в Нью-Йорке.

Это достигалось тем, что голову младенца, когда череп был еще нетвердым, плотно обворачивали тканью. Эта характеристика была использована для придания знака отличия высшим классам общества перед низшими.

Однако многие говорят, что эти удлиненные черепа гораздо больше, чем обычные человеческие черепа. Целевая деформация черепа может изменить форму черепа, но она не может увеличить его объем.

Кроме того, эти черепа имеют довольно много других важных физических характеристик, которые значительно отличают их от нормальных человеческих черепов.

Это знание является невероятно важным, независимо от того, являются эти черепа человеческими или принадлежат какому-то другому виду гуманоидов. Важно, что они помогают распутать историю нашего прошлого. Несомненно, что черепа принадлежали невероятно таинственной группе людей.

Ранее подобные черепа были найдены в Перу.

]]> ]]>

Подобные черепа ]]> были найдены ]]> Ростовскими археологами в городе Танаис. "Черепа принадлежали существам небольшого роста, голова которых была сильно вытянута.

Из комментариев в интернете:

Немало подобных черепов было обнаружено в советское время в Поволжье и на Урале. Их выставляли и в музеях. Официальная версия (которой мало кто верил) была распространенной: мол, сарматы искусственно удлиняли черепа... В середине 80-х криминалисты провели анализ десятка черепов. Их вывод был однозначен: черепа искусственной деформации не подвергались, и, эти останки, скорее всего неизвестного вида людей. После чего черепа из музеев куда-то исчезли...

Подобные черепа я неоднократно видел в Саратовском краеведческом музее в молодости. Там было много всего интересного. Когда же я приехал в Россию в середине 90-х, и зашел в тот самый музей, многого не обнаружил. Переговорил с руководителями музея по разным аспектам, спросил и про черепа. У них глаза вылезли на лоб: мол, мы даже не представляли, что таковые могут быть...

Предлагаемая подборка материалов касается знаменитой загадки
вытянутых черепов. Этот вопрос близко связан с многочисленными следами
трепанации черепа, которые находят археологи. Кому подражали народы земли в
разных частях света, деформируя форму черепа?
У целого ряда народов до сих существует довольно странный,
на наш взгляд, обычай деформации головы. При помощи различных ухищрений,
сводящихся к ограничению возможностей развития черепной коробки, представители
этих народов добиваются неестественной формы головы.


Поскольку рост черепной коробки происходит значительно
медленнее, чем других костей скелета, и с возрастом кости черепа становятся
менее податливы внешнему воздействию, для получения деформированной формы
«скульпторам по живым головам» приходится «работать с материалом» достаточно
длительное время и начинать с самого раннего детства «заготовки». Ниже
представлены снимки такой деформации головы племенами Конго, Судана и островов
Новые Гебриды (западная часть Тихого океана):

Как показывают археологические находки, данный обычай был
распространен достаточно широко и уходит своими корнями в глубокую древность.
Скажем, следы практики деформации прослеживаются на обоих американских
континентах. В Северной Америке деформация черепов прослеживается у майя и
других различных племен. Причем практиковалась она вплоть до совсем недавнего
времени.

Характерно, что в некоторых местах практика деформации
черепов носила весьма массовый характер. Например, на искусственном острове
Хайна, отделенного ныне от полуострова Юкатан узкой полоской воды от 10 до 100
метров, в одном из могильников из 24 сохранившихся черепов взрослых 13 были
мужскими, - в восьми случаях присутствует намеренная черепная деформация. 11
были женскими, из которых только в четырех случаях присутствует намеренная
деформация черепа. В целом же соотношение деформированных и недеформированных
черепов составляет 12:12. В большинстве случаев деформация носит традиционный
для майя лобно-затылочный характер, но иногда заходит даже на область носа.

Такой же весьма
распространенный характер носила практика деформации и в Южной Америке, которую
можно встретить в целом ряде культур этого континента - Чавин, Лаурикоча,
Паракас, Наска, Пуэрто-Моорин, инков и др.

Имеется версия, что даже широко известные моаи острова Пасхи
изображают фигуры с удлиненной головой, а их странные красноватого цвета
«головные уборы» - на самом деле лишь волосы, под которыми и скрывается эта
удлиненная форма головы.

Таким образом, практика деформирования головы имеет (и имела
в прошлом) весьма широкую географию. При этом прослеживается определенная
закономерность: при всем разнообразии методов и форм воздействия на форму
черепной коробки (от тугих повязок-шапочек до специальных конструкционных
деревянных приспособлений) явно доминирует стремление добиться лишь одного
результата деформации - вытянутой головы.

Возникает вполне закономерный вопрос: каковы истоки столь
массового (и единообразного во всех регионах!) стремления к удлиненной форме
головы?.. Вопрос - далеко не праздный, если учесть данные современной медицины
о том, что подобное воздействие на голову помимо причиняемых неудобств и
неприятных ощущений способствует возникновению регулярных головных болей и
серьезно увеличивает риск негативных последствий для психического и физического
здоровья в целом.

Официальная история
не дает сколь-нибудь исчерпывающего ответа на этот вопрос, списывая все лишь на
культовый обряд с непонятной мотивацией. Однако даже при всей реальной силе
воздействия религии и культа на весь образ жизни людей, ее явно недостаточно.
Для подобного «фанатического стремления к уродству» должен существовать весьма
мощный стимул. И стимул достаточно устойчивый, если учитывать повсеместность и
длительность этой «традиции».

В последнее время все
больше исследователей склоняются к нейрофизиологической версии. Изменение формы
черепа оказывает влияние и на различные области коры головного мозга, что
способствует изменению определенных признаков и навыков человека. Серьезные
исследования в этой области еще даже не начаты. Но и без них среди до сих пор
практикующих деформацию черепа племен что-то не замечено каких-либо особых
положительных сдвигов в психических способностях. Да и служители культов
(шаманы и жрецы), для которых способности, например, впадать в транс или
входить в медитацию весьма важны, к деформации черепа вовсе не стремятся.

Альтернативную
академической науке версию озвучил Дэникен - сторонник версии реального
существования древних «богов», являвшихся представителями инопланетной
цивилизации и, вполне возможно, обладавшими некоторыми физиологическими
отличиями от представителей земной расы. В рамках этой версии, боги имели
вытянутую форму головы, и люди стремились «уподобиться богам». Есть ли для такого
варианта какие-нибудь объективные основания?.. Оказывается, есть.

Среди черепов
удлиненной формы в Южной Америке найдены и такие, которые вполне могут
претендовать на роль черепов… самих «богов»!

Эти черепа были сфотографированы Робертом Конноли во время
его поездок по всему миру, в течение которых он собирал различные материалы о
древних цивилизациях. Открытие этих черепов стало неожиданностью для него
самого. Роберт Конолли издал фотографии этих черепов, а также результаты своих
исследований на отдельном CD-ROM, назвав его «Поиск древней мудрости» в 1995
году.

Первое, что бросается
в глаза - это аномальная форма и размеры, не имеющие ничего общего с черепом
современного человека кроме самых общих черт («коробка» для мозга, челюсти, дырки
для глаз и носа)…

Дело в том, что в
ходе преднамеренной деформации человеческих черепов можно изменить форму
черепной коробки, но не ее объем. На приведенных же выше фотографиях изображены
черепа, превышающие по объему обычный человеческий череп почти в два раза (на
прорисовках рядом с фото это видно)!

(Справедливости ради
надо отметить, что и среди людей встречаются случаи увеличенных размеров
черепной коробки при некоторых заболеваниях. Однако при подобной степени
отклонения размеров головы от нормальных размеров люди близки к состоянию
«овоща» и до взрослого состояния не доживают.)

К сожалению, хотя для
тех, кто допускает возможность реального существования древних «богов» во
плоти, версия, озвученная Дэникеном, прямо-таки напрашивается, она не так уж и
далеко уходит от трактовки странной традиции в качестве культового обряда…

Конечно, подражание
реальному прототипу гораздо лучше согласуется с фактом единообразия формы
деформации на громадной территории, охватывающей почти все континенты, нежели стремление
подражать выдуманному культовому образу, но можно ли все-таки продвинуться чуть
дальше?..

Обратимся к еще
одному феномену, также связанного с воздействием на черепную коробку, а именно:
к трепанации черепа с древнейших времен.

Факт проведения успешных
операций по трепанации в глубокой древности (недавно Daily Telegraph сообщила
об обнаружении на берегах Темзы черепа со следами трепанации, датируемого
1750-1610 гг. до н.э.) считается уже достоверно установленным. Дело в том, что,
во-первых, характер отверстий при трепанации резко отличается от ран, наносимых
при ударе каким-либо оружием, - нет трещин в черепной коробке вокруг отверстия.
И во-вторых, имеется возможность определенно устанавливать выживание пациента
после такой операции. Хирурги и антропологи знают, что в случае удачной
трепанации, то есть когда пациенту удается не умереть, отверстие в черепе
постепенно закрывается восстанавливающейся костной тканью. Если же на черепе
следов заживления нет, это значит, что пациент скончался во время операции или
вскоре после нее. В этом случае возможны следы костного воспаления по краям
отверстия.

В самой трепанации
ничего особо удивительного нет. Некоторые черепные операции были широко
распространены у различных древних народов во всем мире; прежде всего это серии
небольших отверстий в задней части затылка - они сверлились для понижения
внутричерепного давления. Кроме того, Как отмечают исследователи, в древности
считалось, что трепанация помогает избавить от головных болей. Некоторые
думали, что причиной эпилепсии и психических заболеваний являются злые духи и
что, если сделать в черепе отверстие, они улетят.

Однако для
американских континентов, как и в случае деформации черепов, характерна
прямо-таки маниакальная устремленность к операции трепанации.

Иногда трепанации
осуществлялись даже по несколько раз на одну голову. Судя по следам зарастания
отверстий (регенерации кости), люди, перенесшие эту неординарную операцию, как
правило, выживали.

«Известно несколько
техник трепанации: постепенное соскабливание кости; выпиливание по кругу
определенного участка черепа; высверливание по кругу дырочек и затем «вынимание
крышечки». Как правило, диаметр отверстия составляет от 25 до 30 мм. Есть
любопытные случаи, когда на черепе присутствуют следы нескольких последовательных
трепанаций: рядом с первым, со следами заращивания, отверстием было сделано
второе, которое также начало закрываться. Однако древний хирург не угомонился и
впритык к этим двум выпилил третье отверстие. Эта попытка оказалась роковой -
следов восстановления кости в этом случае не наблюдается. Операция проводилась
на правой височной доле. Другой любопытный случай наблюдался на черепе с
трепанацией прямо в центре темени - там, где экстрасенсы определяют выход
главного энергетического канала. Нейрохирургам хорошо известно, что здесь
расположен практически самый уязвимый участок мозга. Было ли это известно
древнему сапотекскому врачу до начала операции, мы не знаем. Уверены лишь в
одном: смерть пациента была мгновенной» (Г.Ершова, «Древняя Америка: полет во
времени и пространстве»).

В Мезоамерике при сходном образе жизни разных народов
трепанациями увлекались прежде всего сапотеки в Оахаке, но и они не достигли
такого размаха, как жители южноамериканского Паракаса, где широко
использовались разные техники: выпиливались квадратные или прямоугольные
пластинки, которые затем вынимались; высверливались дырочки по обрисованному
кругу или же срезалась кость. Иногда отверстия закрывались тонкой золотой
пластинкой.

Кстати, в одном из
паракасских погребений был даже найден набор хирургических инструментов той
далекой эпохи. Это были обсидиановые орудия различных размеров, на которых
сохранились следы крови. Кроме того, там же оказалась ложка из зуба кашалота,
обернутая хлопковыми нитями, кусок ткани, бинты и нитки.

В Паракасе поставлен
и своеобразный «рекорд»: трепанированные черепа встречаются почти в половине
случаев - от 40% до 60%!!!

Очевидно, что такой
процент превышает все разумные пределы. Во-первых, даже при современном уровне
развития знаний о мозге и нейрохирургии вряд ли найдется такое количество людей
(пусть даже 40%), перенесших операции, сопряженные со вскрытием черепа. И
во-вторых, очевидно, что с продырявленной головой довольно проблематично
заниматься активной деятельностью; т.е. в течение достаточно продолжительного
времени из процесса обеспечения племени всем необходимым неизбежно выпадали как
сами «продырявленные», так и ухаживающие за ними (это не имеет принципиального
значения для одиночных случаев, но для массовой практики трепанации данный
фактор тоже нельзя сбрасывать со счетов). Так чем же могли быть обусловлены
подобные садо-мазохистские массовые помешательства?..

«Большинство же
трепанаций делалось в районе левой височной доли. Знаменитый энерготерапевт
Л.П.Гримак считает, что таким способом древние, по всей видимости, пытались
подавить левое полушарие головного мозга для естественной активации правого
«экстрасенсорного» полушария, которое обладает чрезвычайно архаическими, так
называемыми «паранормальными» способностями - такими, как ясновидение, видение
будущего и т.п. Предсказания - то есть прогнозирование будущего - играли
исключительную роль в индейских культурах. Одни, как, например, майя,
предсказывали и прорицали при помощи растительных психоделиков в состоянии
экстаза (это также форма активации правого полушария головного мозга), другие
использовали для этих целей гипноз. Сапотеки же попытались решить проблему
активации головного мозга самым кардинальным способом, достойным таких
знаменитых нейрофизиологов, как И.П.Павлов или В.М.Бехтерев» (Г.Ершова,
«Древняя Америка: полет во времени и пространстве»).

Однако данная
гипотеза имеет целый ряд изъянов. Во-первых, нет никакого смысла для достижения
состояния измененного сознания прибегать к подобным радикальным способам, когда
есть возможность добиться того же состояния гораздо более простым путем с
помощью тех же психоделиков, широко распространенных как в Северной, так и в
Южной Америке. Во-вторых, ну сколько нужно прорицателей и гадателей на одно
племя?.. Как показывают этнографические исследования, примитивные племена
вполне обходятся одним-двумя шаманами. И даже древние цивилизации, отошедшие от
полностью примитивного состояния, не могут позволить себе «роскошь» выключения
из общественного процесса до половины населения, у которой в результате
операций измененное сознание!.. И в-третьих, повсеместно шаманы, гадатели и
прорицатели пользуются особым к себе отношением и занимают достаточно высокое
положение в социальной иерархии (если в сообществе имеется социальное
расслоение). А здесь-то на обоих американских континентах прослеживается явно
прямо противоположная тенденция!..

Скажем, в
мезоамериканском Монте-Альбане (центр цивилизации сапотеков) археологи
обнаружили немало покойников, в черепах которых еще при жизни были проделаны
высверленные или вырезанные отверстия. Захоронения с трепанированными черепами
отличались от обычных: как правило, их находили под полами маленьких жилищ, а
сами жертвы древних нейрохирургических экспериментов относились к представителям
низкого социального статуса.

В Южной Америке
нередко встречаются случаи захоронения трепанированных голов отдельно от тела,
к которому взамен головы приставляли тыкву. Для народов, верящих в загробную
жизнь, подобное означает лишь одно - лишение покойника возможности этой самой
загробной жизни!.. Совместимо ли подобное «необратимое наказание» с высоким
социальным статусом?.. Возможно, конечно. Но не в массовых масштабах!..

Кстати, если бы
трепанация проводилась в лечебных целях, следовало бы ожидать отсутствия
подобного социального неравенства, и уж, по крайней мере, отсутствия подобного
социального перекоса именно в эту сторону - проведения сложных операций на
представителях именно низших социальных слоев общества.

В то же самое время
исследователи констатируют и другой социальный перекос: деформации черепа
практиковались в основном у знатных (!) майя.

И, наконец, еще один
факт: среди снимков деформированных черепов нет ни одного трепанированного!!!

То есть: для
представителей народов, практиковавших и деформацию, и трепанацию, был
небогатый выбор - либо отмучиться в детстве, подвергнувшись мучительной
процедуре изменения формы головы, либо находиться все время под страхом риска
подвергнуться гораздо более мучительной (и более рискованной) процедуре трепанации.
Шансов сохранить свою голову в неприкосновенности, судя по масштабам
проводившихся операций деформации и трепанации, было очень немного…

Вот вам простой и
мощный стимул к странной процедуре деформирования черепов!..

И вопрос о
деформировании черепов замыкается на вопрос о причинах массовых трепанаций, для
ответа на который, в рамках версии «яйцеголовых богов», остается сделать лишь
один шаг - предположить, что нейрохирургическими экспериментами занимались не
люди, а те самые «яйцеголовые боги» (при этом даже можно оставить в стороне
проблему земного или инопланетного их происхождения). При таком предположении
оказывается возможным найти разумное объяснение всем деталям и фактам. Но
сначала нужно учесть еще один момент.

Мифология, пожалуй,
всех народов мира и различные религии указывают на то, что древние «боги»
вступали в сексуальные отношения с людьми, после чего, естественно, рождались
гибриды-»полукровки». Ясно, что при подобном генетическом смешении у таких
полукровок и потомства неизбежно периодически должны были проявляться гены
«яйцеголовости», т.е. наблюдаться вытянутый череп. И вполне естественно, что
индивиды с вытянутыми черепами, как «потомки всесильных богов», занимали более
высокое социальное положение. Например, череп женщины, обнаруженной в т.н.
склепе царицы в Паленке имел вытянутую форму.

Люди не
пристрастились сами к дилемме чудовищного выбора между трансформацией и
трепанацией, - они поставлены в условия этого выбора под воздействием извне со
стороны «яйцеголовых богов». Чтобы избежать экспериментов с трепанацией, люди
стремились «замаскировать» своих детей под детей «богов».

Жестокая версия?..

Но чем, скажите,
нейрохирургические эксперименты богов над людьми отличаются над теми
экспериментами, которые проводят сами люди в лабораториях над мышами, собаками
и даже обезьянами?.. Мы оправдываем свои эксперименты «высокими гуманными
целями» - стремлением совершенствования лечебных методов и препаратов для самих
людей. Тогда бы почему бы богам не иметь такого же «оправдания»? Только уже по
отношению к ним самим…

В итоге получается,
что вытянутые черепа могут относиться сразу к трем вариантам:

1) черепа самих «яйцеголовых богов»;

2) черепа их потомков-полукровок;

3) черепа людей, «замаскированных» под богов при помощи
искусственной деформации.

И по имеющимся характерным признакам - в виде отличия объема
черепной коробки, формы, следов внешнего воздействия и т.п. - вполне возможно
выделить из общей массы находок черепа каждой группы. Но это - задача будущих
исследований…

На будущее остается и
еще одна загадка: черепа совершенно иной формы. Их очень мало, но они есть!..

Видео на тему:
подобные черепа в Омске

Все найденные вытянутые черепа объясняли связыванием головы, стягиванием специальными устройствами для искусственной деформации черепа. Такая гипотеза возникла в первой половине XIX века, как объяснение черепов необычной формы, обнаруженных в Европе в Крыму и в Южной Америке в Перу. Суть гипотезы была в том, что все удлинённые черепа были результатом преднамеренного изменения их формы с применением внешнего давления. То есть, абсолютно все удлинённые черепа - это лишь деформированные «нормальные» черепа, аналогичные тем, какие сейчас у современных людей.

Существуют ли доказательства, чтобы оспорить эту гипотезу? Возможно, существовали новорождённые с уже удлинёнными черепами, что могло бы быть свидетельством, что их черепа имели удлинённую форму уже в утробе матери, до того, как головы можно было бы стягивать. Да, такие доказательства имеются, причём им более 163 лет.

Древнее перуанское издание «Риверо и Чуди» (1851 года) утверждает, что приверженцы гипотезы деформации черепов ошибаются, так как они исследовали только черепа взрослых. Они не принимали во внимание черепа младенцев и, самое главное, внутриутробных плодов с вытянутой формой черепа. Вот цитата из «Риверо и Чуди»: «Мы сами наблюдали много мумий детей раннего возраста, к черепам которых ещё не применяли давление, но они были вытянутой формы. Мы имеем убедительные доказательства в виде мумии плода, заключённого в утробе мумии беременной женщины, которую нашли в пещере Учуй, и сейчас она находится в нашей коллекции».


Рисунок Леопольда Д. Мюллера, Находки древнего Перу, 1851

Профессор Аутрепонт, большая знаменитость в акушерстве, утверждал, что плод достиг возраста семь месяцев. Он принадлежал к племени Ханкас, о чём свидетельствовало чёткое формирование черепа. Такое же доказательство можно было найти в другой мумии, которая существует в музее Лимы, столицы Перу.

Коллекция перуанских древних черепов

Удлинённые черепа младенцев среди черепов «древних перуанцев», которые были в коллекции Самюэля Мортона в Филадельфии, стали доступны для европейских исследователей в 1838 году. Два удлинённых детских черепа, которые упоминались в перуанских летописях «Риверо и Чуди», были обнаружены и привезены в Англию капитаном Бланкли. В 1842 году доктор Беллами предоставил подробное описание этих черепов, которые были представлены в музее Девон и Корнуолл естественной истории. Черепа принадлежали двум младенцам - мужского пола возраста нескольких месяцев и женского пола возраста около года. Беллами указал на существенные структурные отличия вытянутых черепов от «нормальных» младенческих черепов и на отсутствие признаков искусственного давления. Он отметил их сходство с другими черепами из района вблизи озера Титикака, которые были собраны в музее колледжа хирургов в Лондоне.

Альтернативная гипотеза

Существует и другая гипотеза найденных удлинённых черепов, принадлежащих плодам и детям. Эти черепа могли принадлежать к вымершей расе людей, на которых пыталось быть похожими население, практиковавшее искусственные деформации черепа. Людей с вытянутыми черепами причисляли к высшей расе или к богам.

Но эту гипотезу замалчивали, как будто желая скрыть от общественности истинное происхождение человека или возможность существования промежуточной расы.

Именно поэтому гипотеза о деформации черепов стала настолько распространённой. Авторитет и влияние Мортона, с его обширной коллекцией черепов, было достаточно значительным, чтобы закрыть все прения насчёт удлинённых черепов на последующие полтора столетия.

Только Роберт Коннолли и Брайан Фостер в середине 1990-х годов начали поднимать вопросы о правомерности гипотезы деформации черепов. Они обнаруживали и показывали удлинённые черепа, пытаясь вызвать интерес общественности к истинной истории происхождения человека.

В предложенных Мортоном описаниях своеобразных удлинённых черепов были такие, которые отличались от черепов, удлинённых с помощью искусственных средств. Он предположил, что территорию Перу и Боливии ранее населяла особенная народность: «Мне повезло, что я мог исследовать почти сто перуанских черепов.

Я пришёл к выводу, что в разное время Перу населяли разные народности, у которых по-разному формировались черепа. Возможно, одна из народностей исчезла, вымерла или была смешана в различные отдалённые и разбросанные колени. Эта народность предшествовала появлению инков, их останки до сих пор были найдены только в Перу и Боливии».


Реконструкция Марка Лаплума, Bellamy’s article (1842)

Мортон пришёл к выводу, что хотя древние индейцы имели удлинённые черепа, они ещё усиливали такое формирование черепа стягиванием головы грудным детям. Появляется вопрос: если они и так имели удлинённые черепа, почему тогда стремились к дальнейшему удлинению? Возможно, они хотели быть похожими на тех, кто имел ещё более вытянутые головы.


Один из черепов из коллекции Мортона

Вот как Мортон первоначально описывал черепные особенности древних перуанцев: «Голова мала, сильно удлинена, узкая по всей её длине, с очень покатым лбом, более симметричным, чем это обычно для черепов американской расы. Верхняя челюсть выдвинута вперёд, зубы наклонены наружу. Орбиты глаз большие и округлые, скуловые дуги расширены».

Время от времени в разных уголках планеты археологи находят необычные черепа, форма которых сильно отличается от обычной, человеческой. Крым занимает видное место в ряду регионов, славящихся подобными находками. Странные черепа становятся причиной споров и объектами любопытных исследований, а также предметом фантастических спекуляций: откуда появились люди с деформированными черепами, кем они были, да и были ли они людьми?

О людях с необычной, удлинённой формой черепа было известно ещё со времён античности. Обладателей, так называемых, вытянутых голов называли макрокефалами (макроцефалами) и считали диковинным племенем. Так о макрокефалах упоминают древнегреческий философ Аристотель и историк Страбон, говоря, что сей таинственный народ живёт где-то в районе Меотийского озера — нынешнего Азовского моря. А самое раннее описание дал в IV веке до нашей эры Гиппократ: «Нет народа, который имеет подобное очертание головы. Макрокефалы считают благороднейшими тех, которые имеют длиннейшие головы».



Фото с ресурса: ideluxe.org

Но если в древности люди хотя бы изредка сталкивались с живыми обладателями длинных голов, то впоследствии и встречи, и знания о макроцефалах почти полностью перешли в область легенд. Однако 200 лет назад в разных частях планеты археологи стали находить вытянутые черепа, и эта тема вновь стала актуальной. А сами необычные черепа стали называть искусственно деформированными.

Считается, что первые искусственно деформированные черепа были найдены в Перу в самом начале XIX века, и европейские учёные сразу же отнесли их к многочисленным диковинкам тогда ещё мало изученного Нового Света, посчитав, что они — особенность далёкого Американского континента. Но в 1820 году череп со следами аналогичной деформации был найден в Австрии, и исследователи вначале приняли его за перуанский череп, невесть как оказавшийся в Европе, но затем стали считать черепом кочевника-азиата из племени аваров — это племя появилось в Европе в VI веке нашей эры.



Деформированные черепа, найденные в Перу

Некоторое время учёные придерживались убеждений, что обладатели длинных голов жили где-то в азиатских степях, были представителями особого племени, сформировавшегося две тысячи лет назад, и оказались вне пределов своего исконного местожительства в эпоху Великого переселения народов. Но впоследствии такие же черепа археологи стали находить во многих регионах планеты, причём датируя их возраст в пределах от 13 тысяч лет до какой-нибудь сотни лет назад.

За минувшие 200 лет деформированные черепа находили в разных местах планеты: на Кавказе и Кубани, в Южной Сибири и близ устья Дона, в Воронежской и Самарской областях, в Казахстане, Индии, в Америке, Австралии, Китае, Египте, Болгарии, Венгрии, Германии, Швейцарии, Конго и Судане, на островах Тихого океана, на Мальте, в Сирии — перечислять можно долго.

И, соответственно, существенно варьировались версии о народах, которые имели столь странные головы. Здесь и древние египтяне, и майя, и инки, и аланы, и сарматы, и готы, и гунны, и даже киммерийцы — народ, существование которого легенды связывают в том числе с Крымом.


Кстати, Крым, в связи с находками деформированных черепов, стоит особняком. Дело в том, что черепа крымских макроцефалов представляют весьма характерный тип — деформация доходит до крайней степени. Да и география находок обширна: в разное время такие черепа находили в Керчи, в Бахчисарайском районе, в Алуште, Гурзуфе, в Судаке и в окрестностях Симферополя, в Инкермане и на территории Херсонеса, в районе нынешнего Севастополя. Причём найденных черепов — десятки, что говорит о широком распространении традиции.

В 2015 году очередной деформированный череп был найден во время археологических раскопок в пещерном городе Эски-Кермен. Прежде на полуострове были и свои выдающиеся специалисты, посвятившие годы изучению необычных черепов. Среди них стоит отметить первого заведующего кафедрой нормальной анатомии Крымского медицинского университета Виктора Бобина, который собрал коллекцию из 32 деформированных черепов, обнаруженных в Крыму. Это была уникальная коллекция, возраст образцов которой от 2 500 лет. К сожалению, в целостности она не сохранилась — часть во время войны оказалась в Германии, часть сейчас находится в Харькове, в Национальном университете. Всего осталось 12 черепов из того собрания, найденных в Херсонесе и на Бакле.


Откуда же появились на полуострове люди с такой формой головы? В этих вопросах - множество мнений, сторонники которых кардинально расходятся во взглядах. Среди самых смелых предположений версия о том, что обладатели длинных голов были представителями особой расы, некогда колонизировавшей Крым. Дескать, прежде полуостров был центром обитания и культуры людей, которых современники считали особой расой, обладающей сверхспособностями, а потом стал своего рода «заповедником длинноголовых», которых осталось совсем мало, так как подавляющая их часть погибла вместе с Атлантидой, и останки той цивилизации нужно искать на дне Азовского моря.

Более сдержанные версии гласят, что Крым действительно был неким заповедником, но обычай придавать вытянутую форму черепам появился как осколок культуры, распространённой во многих регионах Земли. Рассказывает профессор Василий Пикалюк, заведующий кафедрой нормальной анатомии Крымской медицинской академии им. С.И. Георгиевского:

Есть три основные версии происхождения деформированных черепов. Первая — инопланетная. Дескать, это доказательство того, что когда-то кто-то к нам прилетал. Две другие — более «земные». Одна основывается на том, что деформированные черепа разного возраста — и детские и взрослые — находили в богатых захоронениях. И, значит, ими обладали наследники знатных родов как доказательство того, что это — печать бога, что они уже предназначены властвовать, быть нестандартными, непохожими. Другая основана на предположении, что форму головы изменяли, дабы не стать добычей захватчиков, ведь есть сведения, что людей с деформированными черепами завоеватели не трогали, считая их отмеченными печатью тёмных сил, и любой контакт с такими не сулил ничего хорошего.

Учитывая, что Гиппократ называл местом обитания макроцефалов регион сегодняшнего Азовского моря, к которому частично относится и Крым, можно сложить представление о некоторых особенностях мировозрения древнего местного населения.



Деформированные черепа из коллекции керченского музея

Примечательно и то, что среди найденных археологами деформированных крымских черепов значительная часть — женские, а количество длинных черепов в захоронениях иногда доходит до 40%, а иногда и до 80%. То есть не исключено, что на Крымском полуострове был период, когда, как минимум, половина представителей некоего живущего здесь народа имела высокие, вытянутые головы. Исследователи спорят, к какому народу принадлежали эти индивидуумы, но большинство согласно с тем, что это были представители сарматских племён.

Описание процесса деформации голов можно найти в различных источниках, ведь традиция прослеживается в разное время и в разных регионах. Среди самых любопытных описаний — свидетельства одного из испанских миссионеров, Диэго де Ланда, жившего на Юкатане. Он написал в 1566 году, что «местные жители детей четырёх или пяти дней от роду клали в кровать, сделанную из прутьев, и там крепили головы младенцев между дощечками: одна — на затылке, другая — на лбу, и держали в мучениях, пока голова не становилась сплюснутой, как у них в обычае». Впрочем, как говорят учёные, способов деформировать черепа было много. И, похоже, все они были довольно мучительны.



Фото с ресурса: ideluxe.org

Зачем же детей подвергали столь мучительной процедуре? Только ли ради своеобразного понятия о красоте или для обозначения особого статуса? И откуда вообще мог взяться столь странный ритуал, грозящий к тому же смертью или неисправимым увечьем?

Сторонники палеоконтактов видят здесь прямую зависимость с существованием инопланетной цивилизации, на представителей которой хотели быть похожи некоторые земляне. И в доказательство приводят слова контактеров, которые, дескать, зачастую видят инопланетян именно с такой, вытянутой головой.

Исследователи, которые придерживаются «земных» версий, уверяют, что это были попытки воздействовать на мозг. Якобы, уже в древности люди поняли, что различные непонятные состояния сознания, духовные практики, божественные провидения зависят от деятельности мозга и, что этой деятельностью можно управлять. И проводили эксперименты, пытаясь воздействовать на те или иные его участки, в том числе и с помощью изменения формы черепной коробки.

«Деформированный череп никак не влияет на умственную деятельность человека, — уверяет Василий Пикалюк. — Просто приобретается другая форма для мозга. Кстати, когда рождается ребёнок, то конфигурация его черепа повторяет конфигурацию родовых путей. То есть череп новорождённого похож на те черепа, которые получаются путём деформирования и которые находят при раскопках».


Увидеть деформированные черепа в Крыму сегодня можно, в частности, в Керченском историко-археологическом музее. Там хранятся четыре черепа макроцефалов, два из которых представлены в экспозиции, посвящённой сарматизации Крыма в первые века нашей эры. Таких экспонатов могло быть и больше, если бы не трагические последствия войны, а порой и вандализма.

Семён Шестаков, старший научный сотрудник Керченского историко-археологического музея:

В 1976 году, раскапывая курган в микрорайоне Марат-2, на новостроечных работах, я обнаружил склеп IV века до нашей эры, который состоял из двух камер. И в той камере, которая была ближе к входу, вдоль стен стояли деформированные черепа - по четыре с каждой стороны. Черепа были опознаны как сарматские. К сожалению, охраны на раскопках не было и ночью черепа куда-то пропали. Вероятно, не обошлось без «помощи» местных жителей.

В 1832 году в Керчи разразился громкий скандал, вызванный пропажей ценностей из местного музея. Необычность скандалу придавало то, что из музейной коллекции исчезли не золотые украшения, не редкие вазы или документы, а человеческие останки — череп древнего обитателя Керченского полуострова, найденный при раскопках в районе Ени-Кале. Череп был крайне необычной формы — сильно вытянутый кверху, к тому же очень хорошо сохранившийся, и уже тогда исследователи видели в нём доказательство существования в прежние времена в Крыму особой расы людей.

Этот случай в своих воспоминаниях описал швейцарский учёный, путешественник Дюбуа де Монпере, который в ту пору оказался в Керчи. Обвинили в пропаже директора музея господина Дебрюкса, который, якобы, за 100 рублей ассигнациями продал странный череп каким-то заезжим иностранцам.

В итоге скандал докатился до Российской академии в Санкт-Петербурге, вызвав резонанс и среди учёных, и среди чиновников, ведь каждая находка и пропажа подобных черепов рассматривались в XIX веке как событие.

По материалам статьи Дмитрия Смирнова, газета «Крымский ТелеграфЪ», № 351 от 23 октября 2015 года