Составление план организационного предприятий учебно тренировочного сбора. Планирование и руководство учебно-тренировочными сборами. Естественный педагогический эксперимент

Наиболее эффективным средством воспитания членов секционного коллектива, сохранения контингента учащихся спортивной секции тхэквондо, воспитания индивидуальных психологических качеств через коллектив является летний спортивно-оздоровительный лагерь.

Задачи лагеря:

Сплочение коллектива;

Социальное воспитание личности коллективом;

Социальная адаптация;

Общее оздоровление;

Расширение диапазона двигательных и умственных умений.

Летние лагеря могут организовываться под различными наименованиями в зависимости от того, какая организация берет на себя основную финансовую нагрузку. К ним могут относиться:

а) оздоровительные лагеря;

б) спортивные лагеря;

в) спортивно-оздоровительные лагеря;

г) оздоровительно-трудовые лагеря;

д) оборонно-спортивные лагеря.

Для организации таких лагерей необходимо проведение ряда мероприятий.

1. Планирование лагеря на уровне какой-либо официальной организации путем введения его в ее годовой план, включая составление сметы расходов.

2. Обеспечение места проведения лагеря:

Земельный участок;

Подъездные пути;

Водоснабжение;

Санитарно-гигиенические площадки;

Место врача;

Фекальные отводы;

Отхожие места;

Размещение учащихся (спальные корпуса, домики, палатки);

Размещение спортплощадок;

Оборудование для специализированных занятий.

3. Обеспечение комфортности и безопасности купания (требования к месту купания по берегу и дну).

4. Обеспечение безопасности купания (спасательные плавсредства, плаврук).

5. Обеспечение питанием.

6. В период подготовки к лагерю также необходимо обеспечить его наполнение:

Спортивным оборудованием;

Бытовым инвентарем.

7. Проведение родительского собрания.

Поскольку в настоящее время государственные и общественные организации берут на себя только часть расходов, необходимо проведение родительского собрания не только для инструктажа родителей, но и для их согласия на дополнительную оплату расходов.

За два – три дня до отъезда необходимо провести общее собрание детей и родителей.

8. Для руководства лагерем необходимо предусмотреть:

Состав руководства лагерем и тренерского состава;

Обеспечение дневальной службы;

Обеспечение выполнения распорядка дня;

Обеспечение охраны лагеря;

Обеспечение внутреннего надзора;

Обеспечение безопасности на воде;

Обеспечение экологической дисциплины;

Обеспечение противопожарной дисциплины;

Обеспечение безопасного функционирования на природе.

Планирование и проведение оздоровительной работы (закаливание, общее двигательное развитие, общая физическая подготовка, спортивные мероприятия);

Планирование и проведение развлекательных программ;

Планирование и проведение туристических походов и поездок.

10. ? Воспитательная работа:

Коллективное участие в оборудовании и культурном оформлении лагеря;

Проведение бесед;

Проведение диспутов;

Проведение праздников;

Проведение турпоходов и экскурсий;

Просмотр фильмов с последующим обсуждением;

Разбор конфликтных ситуаций и лагерных нарушений.

11. Обеспечение врачебного контроля и самоконтроля:

Организация общего врачебного контроля;

Обучение самоконтролю и организация проверки усвоения привычки к самоконтролю.

12. Организация пляжного режима загара и купания.

13. Организация приезда, отъезда и встречи детей родителями.

14. Проведение социологического опроса по результатам проведения отдыха.

15. Составление общего и финансового отчетов (формы отчетов не приводятся в связи с различными требованиями в различных организациях).

16. Основой смысловой деятельности в лагере является распорядок дня.

Его неукоснительное соблюдение является залогом выполнения поставленных задач и обеспечения порядка во всех аспектах лагерной жизни (табл. 17.1.1).

Таблица 17.1.1

Распорядок дня лагерных (учебно-тренировочных) сборов

17.2. Организация учебно-тренировочных сборов

Аналогичной по составу административно-хозяйственной и воспитательной деятельности является организация учебно-тренировочных сборов.

Сборы для тхэквондистов высокого класса по своему назначению делятся на:

Профилактические (общеоздоровительные), которые проводятся в подготовительный период;

Учебно-тренировочные, которые проводятся на этапе предварительной подготовки основного периода;

Предсоревновательные, которые проводятся на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям.

Учебно-тренировочный сбор

Цель проведения учебно-тренировочных сборов – завершить подготовку тхэквондистов к соревнованиям, и, по сути, они являются последним мезоциклом этапа непосредственной подготовки.

На сборах решаются задачи заключительной части этапа непосредственной подготовки к соревнованиям. Длительность сборов примерно 20 дней. Количество участников в каждой весовой категории и сбора в целом определяется перспективными задачами организации, проводящей сбор, и характером предстоящих соревнований.

Возможности и задачи сборов предопределяют более конкретизированный характер и содержание тренировочной работы. Обычно сборы проводят на спортивных базах, расположенных в загородной местности.

В условиях круглосуточного контакта со спортсменами тренеры имеют возможность лучше узнать каждого из них, полнее определить их способности к восприятию высоких тренировочных нагрузок. На сборах легче сплотить коллектив для решения спортивной задачи. Перемена обстановки способствует хорошему настроению спортсменов, повышает желание тренироваться, помогает быстрому восстановлению.

Для успешной работы на сборах создаются тренерские советы, в состав которых входят все тренеры и врач, а также привлекаемые к работе на сборе сотрудники медико-биологического центра (физиологи, психологи, массажисты и др.). В работе тренерского совета участвует капитан команды.

Учебно-методическую документацию сбора (общий план работы, учебный план, рабочий (поурочный) план, индивидуальные планы и распорядок дня) составляют на основе анализа предшествующей сбору подготовки спортсменов и с учетом задач на предстоящих соревнованиях.

План воспитательной и культурно-массовой работы составляют с учетом исторических особенностей местности, где проводится сбор, и контингента спортсменов.

Выполнение планов учебной и воспитательной работы организует и контролирует дежурный тренер. График дежурств составляют на весь период сбора с учетом занятости каждого из тренеров в конкретных мероприятиях общего плана работы.

На основе анализа выполнения индивидуальных планов тренировки и докладов тренеров, ответственных за подготовку спортсменов на местах, тренерский совет составляет всю методическую документацию сбора: учебный план, в котором определена задача сбора и указан приблизительный объем тренировочной работы; рабочий план, который состоит из недельных циклов тренировки и предусматривает выполнение задач учебного плана в конкретных условиях с контингентом спортсменов, прибывших на сбор. Каждый недельный цикл направлен на выполнение определенной задачи этапа непосредственной подготовки.

В начале каждого сбора проводится организационное собрание всех участников, на котором старший тренер сообщает о состоянии подготовленности участников сбора, знакомит их с общим планом работы и другой методической документацией.

Особенности работы тренера на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям. Взаимодействие тренера и спортсменов. В подготовке к соревнованиям по тхэквондо немалую роль играет правильный подбор партнеров. Очень важно, чтобы каждый из бойцов умел выполнять роль атакуемого бойца. Механизм эффективности первого (при разучивании) выполнения приема, а тем более контрприема или комбинации, в значительной степени зависит от умело помогающего партнера. Значение его правильных действий заметно возрастает при совершенствовании комбинаций, так как они выполняются в таких режимах, которые наиболее приближены к соревновательной обстановке. Поэтому каждый из бойцов на высшем уровне мастерства должен не только хорошо понимать сущность отрабатываемого фрагмента боя, но и уметь участвовать в нем в качестве достойного партнера, создавая условия боя, необходимые для совершенствования боевого мастерства.

Большое значение в подготовке к соревнованиям имеет умение тренера и самих спортсменов проводить анализ мастерства предполагаемых противников. Необходимо представить общую подготовленность противника на основе данных об отдельных сторонах его мастерства (физической, технической, тактической и морально-волевой). Детальный разбор и поиски слабых мест в подготовленности противников оказывают влияние на совершенствование мастерства самих спортсменов. У большинства из них имеются недостатки, устранение которых остается важнейшей задачей в тренировке.

Наиболее сложна подготовка к встрече с неизвестным противником. В таких случаях спортсмен должен быть нацелен на то, чтобы в первую минуту боя, не раскрывая своих намерений, произвести разведку противника. Дальнейший успех зависит от умения спортсмена вести бой по различным тактическим схемам, что также является одной из задач предсоревновательной подготовки. С этой целью тренер (наравне с подготовкой к боям с конкретными противниками) постоянно заботится о постановке перед занимающимися разнообразных задач.

Учебно-тренировочные и тренировочные бои проводятся с партнерами, обладающими разноплановым спортивным мастерством.

За 1,5–2 недели до начала соревнований, когда бойцы начинают проводить контрольные бои, тренер по необходимости организует бои два дня подряд или дважды в день, а иногда и два боя в течение одного занятия, создавая тем самым условия, близкие к соревновательным.

В результате у спортсменов отрабатываются соответствующие психические процессы и состояния, и психика спортсмена адаптируется к соревновательным условиям и возможным трудностям.

Для моделирования соревновательной обстановки применяются интенсивные специально-подготовительные упражнения и упражнения со снарядами в «рваном» темпе, с неожиданными ускорениями и рывками; боевые тренировки устраиваются под открытым небом при неблагоприятных метеорологических условиях (ветре, жаре, холоде), при плохом освещении, на плохом даянге; тренировочные бои проводятся в начале занятий, сразу после боевой разминки; применяются тренировки типа «боевой практики» в часы, соответствующие времени предстоящих соревнований (такие тренировки могут проводиться несколько дней подряд в соответствии с днями боев на турнире).

Однако необходимо помнить, что таких близких к соревновательной обстановке репетиций не должно быть более двух-трех, так как при состоянии высокой тренированности это является сильным средством повышения готовности и может привести к явлениям перетренированности.

Исправление ошибок в тактике и технике, которые могут привести к неудачам в соревнованиях, в основном должно быть закончено в предсоревновательном периоде. На этапе соревновательной подготовки необходимо заниматься закреплением безошибочных действий. Тренер должен следить за тем, чтобы не появлялись условия для возрождения старых ошибок. Его внимание сосредоточивается на закреплении правильных действий.

Последние тренировки необходимо проводить в той спортивной экипировке, в которой боец будет выступать на соревнованиях. Одни и те же накладки и бандаж должны использоваться бойцом на протяжении всего этапа непосредственной подготовки к соревнованиям и на соревнованиях.

На всех этапах подготовки контроль за состоянием здоровья спортсменов является первейшей заботой тренера, поскольку состояние здоровья спортсменов и достижение ими высоких спортивных результатов тесно связаны между собой. Стабильный спортивный результат возможен только в том случае, если спортсмен имеет отличное здоровье. Однако когда мы говорим о гуманных позициях тренерской деятельности, в первую очередь имеем в виду его отношение к использованию средств и методов тренировки. Нельзя не учитывать возрастные, половые и другие особенности занимающихся. Необходимо исключить и форсирование этапов подготовки ради сегодняшнего достижения спортивного результата.

В бою, где тренировочную нагрузку трудно точно измерить и где интерес спортивного поединка захватывает спортсменов, тем самым снижая возможности самоконтроля, тренер должен быть особенно внимательным к малейшим отклонениям в состоянии здоровья занимающихся.

Для этого, прежде всего, очень важен контакт тренера с врачом. Врач и тренер должны иметь показатели реакций организма, проявляемых на стандартную нагрузку, знать индивидуальные особенности спортсменов в проявлении таких реакций.

Для принятия решения об изменении нагрузки, особенно в сторону увеличения, необходимы данные заблаговременных педагогических наблюдений, врачебного контроля и самоконтроля.

Взаимный контакт спортсменов, тренера и врача позволяет определять нагрузку, наиболее соответствующую возможностям спортсменов и решению спортивно-педагогической задачи.

Трудно составить такой план подготовки, который не был бы изменен в ходе его реализации. Тренер располагает средствами изменять нагрузку, регулируя объем и интенсивность применяемых упражнений, изменять длительность периодов отдыха и работы. Но изменения не должны вноситься из-за случайно возникших мероприятий. Они осуществляются в целях достижения поставленной спортивно-педагогической задачи на значительно больший период, чем подготовка к одному соревнованию.

Качество учебного процесса нельзя считать удовлетворительным, если в ходе подготовки тренер вынужден резко изменять нагрузку как в сторону ее увеличения, так и в сторону снижения. Нагрузка каждого этапа подготовки должна быть заблаговременно спланирована и обеспечивать постепенное обретение высокой работоспособности к началу каждого соревнования. Одной из важнейших задач тренера в обеспечении такого планомерного подхода к соревнованиям является организация режима работы, учебы и быта самих спортсменов.

Тренер постоянно должен помнить, что результаты тренировочной работы в условиях применения высоких нагрузок в значительной степени зависят от мероприятий по восстановлению работоспособности спортсменов. Следует применять иные по характеру тренировочные нагрузки, прогулки, парные бани, массаж и самомассаж и др.

К числу специальных средств восстановления следует отнести применение фармакологических препаратов и витаминов, что не только способствует восстановлению, но и повышает сопротивляемость организма к резким изменениям погодных условий и другим воздействиям внешней среды, предохраняя спортсменов от заболеваний.

Прекрасной формой восстановления спортсменов являются культурно-массовые мероприятия: посещение театров, кино, концертов, встречи с учеными и т. д.

Ниже приводится план мероприятий по организации и проведению сборов.

1. Организационная работа:

а) планирование организации (место проведения, спортивная база и т.д.);

б) обеспечение финансирования:

Утверждение календарного плана;

Составление и утверждение сметы расходов.

2. Обеспечение размещения и питания:

Связь и документирование места сборов;

Связь и документирование обеспечения питания.

3. Обеспечение учебного процесса:

Планирование и проведение учебной работы;

Планирование и проведение тренировочной работы;

Обеспечение педагогического контроля.

4. Проведение воспитательной работы:

Проведение собраний и бесед;

Проведение досуга;

Обеспечение гигиенического режима дня;

Обеспечение бытового контроля;

Рычаги административно-дисциплинарного воздействия;

Рычаги косвенного дисциплинарного воздействия.

5. Обеспечение врачебного контроля:

а) экспресс-контроль;

б) плановый контроль;

в) прогнозирующий контроль;

г) диетология.

6. Завершение сборов:

а) подготовка к участию в соревнованиях:

Оценка технико-тактической готовности;

Оценка функциональных возможностей;

Принципы комплектования команды;

Обеспечение заявки;

б) обеспечение отъезда:

Финансовое обеспечение;

Обеспечение транспорта;

Проведение собрания участников команды;

в) отчет о сборах:

Финансовый отчет;

Отчет о сборах.

Контрольные вопросы

1. Составить ходатайственное письмо на включение летнего лагеря в план мероприятий календарного плана организации.

2. Составить план проведения спортивно-оздоровительного лагеря.

3. Составить план мероприятий для организации спортивно-оздоровительного лагеря.

4. Составить распорядок дня спортивно-оздоровительного лагеря.

5. Составить план спортивных мероприятий для спортивно-оздоровительного лагеря.

6. Составить план воспитательной работы для спортивно-оздоровительного лагеря.

7. Составить план учебно-тренировочной работы для спортивно-оздоровительного лагеря.

8. Составить план проведения учебно-тренировочного сбора (хозяйственная часть).

9. Составить план проведения учебно-тренировочного сбора (воспитательная часть).

10. Составить план проведения учебно-тренировочного сбора (учебная часть).

11. Составить план проведения учебно-тренировочного сбора (медицинская часть).

Дзюдо [Система и борьба: учебник] Шулика Юрий Александрович

ГЛАВА 17 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЛЕТНИХ ЛАГЕРЕЙ И УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЛЕТНИХ ЛАГЕРЕЙ И УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРОВ

Наиболее эффективным средством воспитания членов секционного коллектива, сохранения контингента учащихся спортивной секции, воспитания индивидуальных психологических качеств через коллектив является летний спортивно-оздоровительный лагерь.

Задачи лагеря:

Сплочение коллектива;

Социальное воспитание личности коллективом;

Социальная адаптация;

Общее оздоровление;

Расширение диапазона двигательных и умственных умений. Летние лагеря могут организовываться под различными наименованиями, в зависимости от того, какая организация берет на себя основную финансовую нагрузку. К ним могут относиться:

а) оздоровительные лагеря;

б) спортивные лагеря;

в) Спортивно-оздоровительные лагеря;

г) оздоровительно-трудовые лагеря;

д) оборонно-спортивные лагеря.

Для организации таких лагерей необходимо проведение ряда мероприятий.

1. Планирование лагеря на уровне какой-либо официальной организации путем введения их в ее годовой план, включая составление сметы расходов.

2. Обеспечение места проведения лагеря:

Земельный участок;

Подъездные пути;

Водоснабжение;

Санитарно-гигиенические площадки;

Место врача;

Фекальные отводы;

Отхожие места;

Размещение учащихся (спальные корпуса, домики, палатки);

Размещение спортплощадок;

Оборудование для специализированных занятий (вплоть до самостоятельного строительства открытых ковров).

2. Обеспечение комфортности и безопасности купания (требования к месту купания по берегу и дну).

3. Обеспечение безопасности купания (спасательные плавсредства, плаврук).

4. Обеспечение питанием.

5. В период подготовки к лагерю также необходимо обеспечить его наполнение:

Спортивным оборудованием;

Бытовым инвентарем.

6. Проведение родительского собрания.

Поскольку в настоящее время государственные и общественные организации берут на себя только часть расходов, необходимо проведение родительского собрания не только для инструктажа родителей, но и для их согласия на дополнительную оплату расходов.

За два – три дня до отъезда необходимо провести общее собрание детей и родителей.

7. Для руководства лагерем необходимо предусмотреть:

Состав руководства лагерем и тренерского состава;

Обеспечение дневальной службы;

Обеспечение выполнения распорядка дня;

Обеспечение охраны лагеря;

Обеспечение внутреннего надзора;

Обеспечение безопасности на воде;

Обеспечение экологической дисциплины;

Обеспечение противопожарной дисциплины;

Обеспечение безопасного функционирования на природе;

Планирование и проведение оздоровительной работы (закаливание, общее двигательное развитие, общая физическая подготовка, спортивные мероприятия);

Планирование и проведение развлекательных соревнований;

Планирование и проведение туристических походов и поездок.

9. Воспитательная работа:

Коллективное участие в оборудовании и культурном оформлении лагеря;

Проведение бесед;

Проведение диспутов;

Проведение праздников;

Проведение турпоходов и экскурсий;

Просмотр фильмов с последующим обсуждением;

Разбор конфликтных ситуаций и лагерных нарушений.

10. Обеспечение врачебного контроля и самоконтроля:

Организация общего врачебного контроля;

Обучение самоконтролю и организация проверки усвоения привычки к самоконтролю.

11. Организация пляжного режима загара и купания.

12. Организация приезда, отъезда и раздачи детей родителям.

13. Проведение социологического опроса по результатам лагеря.

14. Составление общего и финансового отчетов (формы отчетов не приводятся в связи с различными требованиями в различных организациях).

Аналогичной по составу административно-хозяйственной и воспитательной деятельности является организация учебно-тренировочных сборов. Виды сборов по назначению

а) Оздоровительный.

б) Учебно-тренировочный.

в) Предсоревновательный.

Ниже приводится план мероприятий по организации и проведению сборов.

1. Организационная работа

а) Планирование организации (место проведения, спортивная база и т. д.).

б) Обеспечение финансирования:

Утверждение календарного плана;

Составление и утверждение сметы расходов.

в) Обеспечение размещения и питания:

Связь и документирование места сборов;

Связь и документирование обеспечения питания.

3. Обеспечение учебного процесса:

Планирование и проведение учебной работы;

Планирование и проведение тренировочной работы;

Обеспечение педагогического контроля.

4. Проведение воспитательной работы:

Проведение собраний и бесед;

Проведение досуга;

Обеспечение гигиенического режима дня;

Обеспечение бытового контроля;

Рычаги административно-дисциплинарного воздействия;

Рычаги косвенного дисциплинарного воздействия.

5. Обеспечение врачебного контроля:

а) экспресс контроль;

б) плановый контроль;

в) прогнозирующий контроль;

г) диетология.

6. Завершение сборов:

а) подготовка к участию в соревнованиях: оценка технико-тактической готовности; оценка функциональных возможностей; принципы комплектования команды; обеспечение заявки;

б) обеспечение отъезда: финансовое обеспечение; обеспечение транспорта; проведение собрания участников команды;

в) отчет о сборах:

Финансовый отчет;

Отчет о сборах.

Контрольные вопросы

1. Составить ходатайственное письмо на включение летнего лагеря в план мероприятий в какой либо организации.

2. Составить план проведения спортивно-оздоровительного лагеря.

3. Составить план мероприятий для организации спортивно-оздоровительного лагеря.

4. Составить распорядок дня спортивно-оздоровительного лагеря.

5. Составить план спортивных мероприятий для спортивно-оздоровительного лагеря.

6. Составить план воспитательной работы для и спортивно-оздоровительного лагеря.

7. Составить план учебно-тренировочной работы для спортивно-оздоровительного лагеря.

8. Составить план проведения учебно-тренировочного сбора (хозяйственная часть).

9. Составить план проведения учебно-тренировочного сбора (воспитательная часть).

10. Составить план проведения учебно-тренировочного сбора (учебная часть).

11. Составить план проведения учебно-тренировочного сбора (медицинская часть).

Из книги Руководство по парашютной подготовке авиации ДОСААФ СССР (РПП-83) автора Автор неизвестен

ГЛАВА IV. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРЫЖКОВ С ПАРАШЮТОМ Организационные вопросы59. Решение на проведение прыжков с парашютом принимает начальник авиационной организации. Основанием для планирования прыжков с парашютом служат: учебный план авиационной организации по

Из книги Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов автора Петухов Андрей Владимирович

ГЛАВА V. ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ПРЫЖКОВ С ПАРАШЮТОМ Общие положения для начинающих парашютистов98. Перед посадкой в самолет парашютист должен твердо знать: содержание выполняемого упражнения; высоту прыжка; очередность отделения от самолета; правила

Из книги Греко-римская борьба: учебник автора Автор неизвестен

Глава 1 Основополагающие факторы успешного проведения учебно-тренировочных занятий Вернемся в нашу футбольную действительность. Речь пойдет о программе для спортивных школ. Программа… А ведь это основной документ, который регламентирует построение учебного процесса.

Из книги Тхэквондо [Теория и методика. Том.1. Спортивное единоборство] автора Шулика Юрий Александрович

Глава 2 Построение учебно-тренировочных микроциклов Итак, плавно, от отдельно взятого УТЗ переходим к учебно-тренировочным микроциклам, а затем в следующей главе – к перспективному построению многолетнего УТП. Вероятно, логичнее выглядела бы другая последовательность

Из книги Дзюдо [Система и борьба: учебник] автора Шулика Юрий Александрович

Глава 18. Организация и проведение соревнований Соревнования по борьбе преследуют цель определить сильнейшего участника (сильнейшую команду), подвести итоги учебно-тренировочной и воспитательной работы спортивных коллективов и их тренеров и способствовать дальнейшему

Из книги Борьба самбо автора Харлампиев Анатолий Аркадьевич

Организация судейства и проведение соревнований Возглавляет судейскую коллегию главный судья соревнований, наиболее опытный из судей. Он руководит ходом соревнований, следит за тем, чтобы участники соблюдали правила соревнований и положение о них. От организаторских

Из книги С самого начала (путь тренера) автора Головихин Евгений Васильевич

Глава 19. Организация и проведение летних лагерей Наиболее эффективным средством воспитания членов секционного коллектива, сохранения контингента учащихся спортивной секции, воспитания индивидуальных психологических качеств через коллектив является летний

Из книги Шлюпка. Устройство и управление автора Иванов Л. Н.

17.1. Организация летних оздоровительных лагерей Наиболее эффективным средством воспитания членов секционного коллектива, сохранения контингента учащихся спортивной секции тхэквондо, воспитания индивидуальных психологических качеств через коллектив является летний

Из книги Гигиена физической культуры и спорта. Учебник автора Коллектив авторов

17.2. Организация учебно-тренировочных сборов Аналогичной по составу административно-хозяйственной и воспитательной деятельности является организация учебно-тренировочных сборов.Сборы для тхэквондистов высокого класса по своему назначению делятся на: ?

Из книги автора

ГЛАВА 16 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ДЗЮДО Соревнования по борьбе преследуют цель определить сильнейшего участника (сильнейшую команду), подвести итоги учебно-тренировочной и воспитательной работы спортивных коллективов и их тренеров и способствовать

Из книги автора

ГЛАВА 17 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЛЕТНИХ ЛАГЕРЕЙ И УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРОВ Наиболее эффективным средством воспитания членов секционного коллектива, сохранения контингента учащихся спортивной секции, воспитания индивидуальных психологических качеств через

Из книги автора

Глава V ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЁТ УЧЕБНО-СПОРТИВНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО САМБО ОРГАНИЗАЦИЯ Занятия по самбо проводятся в секциях самбо и учебных группах тех ВУЗов, которые имеют специализированные отделения по видам спорта.Секция самбо может быть

Из книги автора

Глава 7. Проведение тренировочных занятий Первое занятие, за ним второе и начался учебный год, сезон, пошла спортивная карьера. Прочитав главы об адаптации мышечных тканей, об энергообеспечение мышечной деятельности можем обосновано поговорить по набору упражнений, их

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

11.3. Гигиеническое обеспечение при организации учебно-тренировочных сборов При проведении учебно-тренировочных сборов важно выполнять следующие основные мероприятия, обеспечивающие необходимые гигиенические условия для спортсменов.Выбор места проведения сбора

Подготовка сборной команды к соревнованиям

В областных центрах, столицах союзных республик, Москве, Ленинграде имеются сборные команды по боксу - первый, второй и третий составы. Кроме того, сборные команды есть в обществах и ведомствах (начиная от областных советов).

Для каждой сборной команды проводят учебно-тренировочные сборы за 20 дней до соревнований. Кроме того, бывают сборы учебные (для совершенствования спортивного мастерства), по общей физической подготовке и лечебно-оздоровительные.

Во время учебно-тренировочных сборов ставятся задачи повышения спортивного мастерства, главным образом развития специальной выносливости, совершенствования излюбленных приемов ведения боя, устранения недостатков в технике и тактике; психологическая подготовка к турниру.

На сборе создаются наиболее благоприятные условия тренировки. Здесь собираются лучшие боксеры и, следовательно, каждый из них имеет хороших партнеров для проведения учебных боев. Качественной подготовке способствуют хорошо оборудованные места занятий, тренеры высокой квалификации, тщательные медицинские наблюдения, режим сна, питания, отдыха и т. д.

На сбор боксер приезжаем подготовленным, с планом тренировки, составленным совместно с тренером. Тренерский совет сбора знакомится с планом предварительной подготовки боксера и составляет индивидуальный план подготовки на время сбора. Тренер, который работает с боксером, подбирает упражнения для устранения явных ошибок в технических действиях, развития отдельных качеств, расширяет практику ведения боя с боксерами разного стиля и т. п.

В индивидуальных планах подготовки боксеров на сборах должны быть подробно изложены рекомендации и требования по совершенствованию технико-тактической, физической, психологической и теоретической подготовок.

Старший тренер составляет план проведения сбора, в начале которого кратко характеризует состояние как команды в целом, так и каждого из боксеров в отдельности, определяя уровень его подготовки.

В плане указываются задачи сбора и общие требования к специализированной тренировке сборной.

По технической подготовке особое внимание следует уделить совершенствованию и рационализации излюбленных боевых действий каждого боксера, более экономному выполнению приемов, умению расслабляться после боевого эпизода. Тренеры должны фиксировать удары, которые наиболее часто пропускают их подопечные, установить причины ошибок в защитных действиях и совершенствовать защиты от всех ударов. Чрезвычайно важно акцентировать внимание на активных защитах, на использовании защит как исходного положения для контратакующих действий.

Следует поработать над ликвидацией ошибок, могущих повлечь за собой замечания и предупреждения судьи (удары в запрещенные места, захваты, держания в ближнем бою, опасное движение головой и т. п.).

По тактической подготовке кроме общих заданий, связанных с действиями на различных дистанциях, против боксеров разного стиля, левшей и т. п., нужно предусмотреть индивидуальные задания с учетом сильных и слабых сторон предполагаемых противников и вариантов противодействия им. Боксеры должны совершенствовать умение менять по ходу поединка темп, ритм, характер действий в пределах своей манеры боя. Особое внимание нужно обратить на отработку подготовительных действий перед собственными атаками и контратаками, улучшение передвижений и маневров по рингу, умение уходить из угла и ограничивать передвижения соперника, выгодно использовать его промахи, искусно утомлять и раскрывать.

По специальной физической подготовке планируют довести до высшего уровня специальные физические качества каждого боксера - координацию движений, быстроту реакции, силу и точность ударов, способность вести бой в высоком темпе в течение всех трех раундов.

Психологическая подготовка на сборах включает овладение навыками психологической подготовки к бою, самовнушения с настройкой на победу, умения объективно оценивать способности и подготовленность соперника. План предусматривает совершенствование психологической устойчивости в преодолении соревновательных трудностей (сбивающих факторов, изменения характера боя по его ходу), концентрацию внимания и т. д.

По теоретической подготовке следует ознакомить участников с планом подготовки сбора, его целями и средствами их достижения; манерой боя, сильными и слабыми сторонами вероятных противников; систематически анализировать учебные бои с различными партнерами (чтобы учитывать и устранять свои недостатки); повысить знания по самоконтролю за состоянием спортивной формы.

В конце плана даются рекомендации тренерскому составу по составлению индивидуального плана для каждого из боксеров, в которых тренерский совет, наблюдая за его выступлениями, указывает на положительные и отрицательные стороны в мастерстве, характеризует будущих его противников, их стиль, манеру боя, уровень физических и волевых качеств, отмечает технические и тактические недостатки и положительные качества и дает советы по ведению боя с каждым из противников.

Во время установочных учебных сборов боксеры изучают и совершенствуют новые технические приемы, которые, по мнению тренеров, могут улучшить технику, разнообразить тактику, увеличить шансы в предстоящих поединках, овладевают упражнениями, способствующими развитию необходимых физических качеств, технических и тактических навыков.

Сбор по общей физической подготовке планируют в переходном периоде, примерно за один-два месяца до предсоревновательного учебно-тренировочного периода, как правило, для всех по общему плану. Широко практикуются кроссы, смешанные передвижения, бег на короткие дистанции, прыжки, упражнения с отягощениями, гимнастика на снарядах (упорах, висах, прыжки) и со снарядами (палками, булавами, набивными мячами), спортивные игры, борьба, ходьба на лыжах, плавание, гребля, метания и др.

Такие сборы целесообразно проводить в среднегорье; в этом случае они будут иметь также оздоровительный характер.

Лечебно-оздоровительный сбор обычно организуют для боксеров, нуждающихся в лечении травм или остаточных явлений после перенесенной болезни. На сборе боксеры поддерживают спортивную форму с помощью специально подобранных упражнений, которые не могут усугубить заболевание. Например, ходьба и бег не препятствуют лечению периоститов кисти; при лечении растяжения мышц поясничной области можно заниматься ходьбой и плаванием без резких движений и напряжений и т. д.

Следует уделять большое внимание политико-воспитательной работе. Каждый боксер должен осознать высокую ответственность за свои действия перед коллективом, добросовестно тренироваться согласно установленному плану, быть дисциплинированным, придерживаться режима, непримиримо относиться к тем, кто своим поведением ц поступками порочит имя советского спортсмена.

Поставленные перед сбором задачи могут быть решены только сплоченным коллективом боксеров и тренеров, имеющим хорошие традиции, дружной, активной и коллегиальной работой тренерского состава.

Систематически проводится политическая учеба членов сборной команды (политинформации, доклады, беседы, диспуты, просмотр кинофильмов и др.).

Директор Государственного агентства по делам молодежи, физической культуры и спорта при Правительстве Кыргызской Республики

__________________К. Аманкулов

«____»_______________2018г.

ТИПОВОЙ РЕГЛАМЕНТ
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРОВ

Глава I

Общий Регламент

Типовой Регламент о проведении учебно-тренировочных сборов (Типовой Регламент) разработан в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О физической культуре и спорте».

Достижение высоких спортивных результатов в современном спорте невозможно без постоянно нарастающей интенсификации учебно-тренировочногопроцесса и регулярного участия в соревнованиях. Одной из обязательных форм организации тренировочной работы является проведения учебно-тренировочных сборов, то есть специально направленной деятельности спортсменов и тренеров на подготовку к соревнованиям. Именно эта работа является определяющей в достижении спортсменами необходимого результата.

В целях качественной подготовки спортсменов высокого класса и повышения их спортивного мастерства, успешного выступления в Олимпийских, Азиатских, международных и республиканских соревнованиях, для членов национальных сборных команд по видам спорта, могут, проводится УТС согласно учебно-тренировочных сборов на соответствующий год (Календарный план), утвержденного республиканским государственным органом управления физической культуры и спорта.

Персональный состав участников УТС в пределах численности предусмотренной планом обеспечения спортивных мероприятий, оформляется списком участников УТС и утверждается командирующей организацией.

Направленность, содержание и продолжительность УТС определяются в зависимости от уровня подготовленности спортсменов, задач и масштабов предстоящих соревнований.

Официальные УТС Кыргызской Республики проводятся в соответствии с утвержденным планом (или приказом) командирующей организации. Другие УТС проводятся в соответствии с решением организаторов или федераций, союзов и ассоциаций. Для проведения УТС организаторы в соответствии с Типовым Регламентом разрабатывают, и утверждают программу и план о проведении УТС.

Учебно-тренировочные сборы проводятся в целях:

Определения качественного состава по виду спорта; Повышения уровня мастерства спортсменов (спортивных команд); Оценки, повышения качества и эффективности работы тренерско - ; Проведения целенаправленной работы по отбору спортсменов в национальные сборные команды Кыргызской Республики по видам спорта, их подготовки к участию в ; Дальнейшего массового развития и популяризации вида спорта, граждан в занятия спортом, организация их досуга; Пропаганды спорта как важного средства укрепления здоровья граждан и приобщения их к здоровому образу жизни, повышения эффективности физического воспитания населения и спортсменов; Восстановления и оздоровления спортсменов.

II. РУКОВОДСТВО СБОРАМИ

Всей работой на учебно-тренировочном сборе руководит тренерский совет во главе с главным тренером. В тренерский совет, помимо главного тренера и тренеров сбора, входят руководитель комплексной научной группы, врач, психолог. Количественный состав тренеров зависит от количества спортсменов, приглашенных на учебно-тренировочные сборы. Желательно чтобы на 6-8 спортсменов приходился один тренер. За одним врачом сбора закрепляется не более 30 спортсменов. Для работы на УТС следует привлекать массажистов. Перед началом сбора тренерский совет детально знакомится с учебным планом, с планами воспитательной и культурно-массовой работы, уточняет рабочий (внеурочный), план, утверждается расписание учебно-тренировочных занятий и распорядок дня. Ежедневно, по окончании всех тренировок и , проводится оперативное совещание тренерского совета, где подводятся, итоги дня и уточняется план на следующий день.

Тренеры, которые проводят сборы, обязаны:

Предоставлять список спортсменов с указанием Ф. И.О., года рождения, спортивных званий и весовых категорий; Рассматривать, и утверждать планы теоретических и практических занятий, культурно-массовой работы, индивидуальные планы подготовки спортсменов, планы работы комплексной научной группы, медицинскогообеспечения и мероприятий по соблюдению занятий; Уделять внимание качеству проведения учебного процесса, совершенствованию технического и тактического мастерства спортсменов, организации , соблюдению дисциплины среди участников, сохранности имущества; Представлять список расходов на проведение УТС в соответствии с нормами расходов средств; Не допускать расходования денежных средств, сверх объема выделенных ассигнований и норм, согласно законодательству Кыргызской Республики.

Запрещается:

Допуск к занятиям УТС лиц, не прошедших медицинского обследования, не выполнивших назначенные лечебно-профилактические мероприятия или прибывших без соответствующей медицинской документации; Проведение занятий УТС, связанных с нагрузками, несущий вред здоровью в сложных метеорологических условиях, или при отсутствии медицинского работника. Проведения УТС на неисправном оборудовании, а также использование инвентаря, несущего угрозу здоровью и жизни спортсмена, и с дефектами, при отсутствии спортивной специальной одежды и без присутствия лиц, в обязанности которых входит непосредственное проведение занятий УТС.

III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРОВ

Цель предстоящих УТС определяется из их направленности. Учебно-тренировочные сборы, на которых основной объем работы составляет совершенствование технико-тактического мастерства спортсменов, относятся к категории сборов непосредственной подготовки к спортивным соревнованиям. Такие сборы в основном проводятся в соревновательном периоде тренировочного цикла и решают следующие задачи:

    освоение частично новых вариантов технико-тактических действий; дальнейшее совершенствование излюбленных коронных) технико - тактических действий; расширение и закрепление знаний, умений и навыков в тактике ведения схватки, участия в соревнованиях, подготовки технических и специальных действий атаки, зашиты, контратаки и других технических действий; расширение теоретических знаний.

Учебно-тренировочные сборы по общефизической подготовке относятся к специальным сборам, здесь в основном решаются следующие задачи:

    расширение функциональных возможностей организма, его обшей работоспособности;
    достижение высокого уровня специальной подготовленности; воспитание волевых и моральных качеств: расширение знаний в области теорий спортивной тренировки.

При проведении учебно-тренировочных сборов с целью восстановления, проведения медико-биологических обследований спортсменов, могут быть поставлены следующие задачи:

    закаливание организма и укрепление здоровья; лечение травм; обследование состояния здоровья; выявление потенциальных возможностей дальнейшего роста спортивных результатов.

Конкретные задачи каждого учебно-тренировочного сбора ставят непосредственно перед его проведением.

IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА СПОРТСМЕНОВ И СРОКОВ

ПРОВЕДЕНИЯ СБОРОВ

Привлекаемый к сборам контингент возможен самый различный, но к сборам могут привлекаться спортсмены, имеющие подготовку не ниже разряда КМС и юноши, имеющие подготовку не ниже первого юношеского разряда. Продолжительность проведения различных сборов также разнообразна, это зависит: во первых от направленности сборов, во вторых от масштаба соревнований, к которым идет подготовка, от контингента занимающихся. Так к подготовке к международным соревнованиям учебно-тренировочный сбор по непосредственной подготовке не должен превышать 18 дней, а по подготовке к чемпионатам республики не должен превышать 12 дней.

Продолжительность и количественный состав участников УТС, а также сроки УТС определяются масштабами предстоящих соревнований и уровнем тренированности спортсменов согласно схеме классификации учебно-тренировочных сборов.

V. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СБОРОВ

На основании учебного плана составляется текстуальный и графический рабочий план на период сборов. Рабочий план обычно строится на основе недельного микроцикла, каждый день в недельном цикле имеет основную направленность. Это могут быть занятия по общей физической подготовке с акцентом на развитие, какого либо физического качества, занятия по совершенствованию технико-тактического мастерства. Следует помнить, что все спортсмены, прибывшие на учебно-тренировочные сборы, должны иметь дневники, индивидуальные планы тренировки и соответствующий уровень подготовленности.

VI. КОНТРОЛЬ И ОТЧЕТНОСТЬ ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ УТС

Контроль над местом проведения, комплектацией, прибытием и убытием участников сборов оставляет за собой командирующая организация. По итогам сборов тренера представляют общий отчет о УТС.

Схема классификации учебно-тренировочных сборов


Основание для проведения сборов

Наименование сборов

Продолжительность сборов

Участники сборов

Финансирование

Чемпионат мира

Взрослые

Восстановительные,

Госагентство, дирекции

Чемпионат Азии

Взрослые

Общая физическая подготовка (ОФП),

Специальная физическая подготовка (СФП),

Восстановительные,

профилактические и оздоровительные сборы

Члены национальных сборных команд

Госагентство, дирекции

Международные турниры

Общая физическая подготовка (ОФП),

Специальная физическая подготовка (СФП),

Сборные команды

Федерация, РУОР, РСДЮШОР, ДЮСШ

Набор учащихся в специализированные ДЮСШ, отделения фехтования комплексных ДЮСШ и другие подразделения обычно производится в сентябре-октябре на основе приемных испытаний, предусматривающих выявление уровня развития определенных двигательных качеств и способностей. Одним из непременных условий приема является также успешная учеба в школе. Поступающие распределяются по группам начальной спортивной специализации. В дальнейшем для перехода в следующие группы занимающиеся ежегодно сдают соответствующие нормативы по физической и технической подготовке.

В детско-юношеских спортивных подразделениях по фехтованию создаются следующие учебные группы: начальной подготовки 1-го и 2-го годов обучения; учебно-тренировочные 1-4-го годов обучения и группы спортивного совершенствования 1-3-го годов обучения. При наличии соответствующих условий в отдельных ДЮСШ с разрешения вышестоящих спортивных организаций могут создаваться также группы высшего спортивного мастерства.

В группы начальной подготовки принимаются мальчики и девочки 10-12 лет, имеющие хорошее физическое развитие и выполнившие установленные требования приемных испытаний.

Учебная работа в этих группах строится из расчета 3 занятий в неделю продолжительностью по 2 академических часа. Основные задачи учебно-тренировочного процесса: укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся; всестороннее физическое развитие, овладение разнообразными двигательными навыками, сдача норм I ступени комплекса ГТО; изучение основных положений, передвижений и приемов фехтования.

В учебно-тренировочные группы 1-го года обучения зачисляются подростки 12-13 лет, прошедшие обучение в группах начальной подготовки и успешно выполнившие соответствующие вступительные нормативные требования. По окончании 1-го года обучения занимающиеся, проявившие успехи в овладении фехтованием и выполнившие установленные требования, переводятся на 2-й год обучения. Далее, при соблюдении аналогичных требований юные фехтовальщики 2-го года обучения переводятся на 3-й год, а затем и на 4-й год обучения.

Основные задачи учебно-тренировочного процесса на этом этапе: дальнейшее всестороннее физическое развитие и укрепление здоровья занимающихся; воспитание основных двигательных качеств на основе возрастающего объема физических упражнений все более специализированного характера; освоение широкого комплекса фехтовальных приемов и действий, определенного круга тактических умений; приобретение опыта ведения фехтовальных боев. В учебно-тренировочном процессе на этом этапе наряду с групповыми формами проведения занятий все большее значение и место начинают занимать индивидуальные уроки различной направленности, упражнения с партнером с тактическими задачами, бои по заданиям, тренировочные бои и участие в соревнованиях. На основе систематического использования этих средств и форм учебно-тренировочного процесса у юных фехтовальщиков начинает складываться индивидуальная манера боя в соответствии с уровнем физической и технической подготовленности, а также индивидуальными особенностями, психическими качествами и чертами характера. Тренер должен чутко улавливать этот процесс формирования стиля ведения боя и находить средства и методы для совершенствования боевого оснащения юных фехтовальщиков в соответствии с их индивидуальными особенностями.

В группы спортивного совершенствования зачисляются перспективные фехтовальщики старшего юношеского возраста (16- 18 лет), прошедшие подготовку в учебно-тренировочных группах и успешно выполнившие соответствующие переводные требования по физической и специальной подготовке.

На этом этапе подготовки юного фехтовальщика осуществляется комплексное совершенствование всех компонентов спортивного мастерства: физической, технической, тактической и психологической подготовки. Тренировочный процесс строится на основе большого объема нагрузок (5 занятий в неделю по 4 часа) с определенным волнообразным нарастанием психической напряженности тренировок к моменту основных соревнований года (в соответствии с индивидуальными годовыми планами).

На основе большого объема и разумного сочетания разнообразных средств, форм и методов тренировки юные фехтовальщики на этом этапе должны достигать высокого уровня спортивного мастерства в избранном виде фехтования и закладывать технико-тактическую и психологическую базу для дальнейшего роста своих результатов.

Для проведения всей спортивно-массовой и организационно-воспитательной работы с юными фехтовальщиками составляются необходимые планы и методические материалы:

план комплектования отделений и учебных групп;

годовой план работы школы по следующим разделам: организационной работе, учебно-спортивной, политико-воспитательной, хозяйственной, врачебного контроля, проведения тренерских и педагогических советов, учета и отчетности;

календарный план спортивно-массовых мероприятий, тренировочных сборов и соревнований;

личные карточки учащихся или книга учета учащихся;

документы по оформлению спортивных разрядов и сдаче нормативов комплекса ГТО;

книга приказов по спортивной школе, отделению;

расписание занятий в группах.

Учебно-тренировочный процесс в группах проводится на основании программ Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР и учебных планов. Для проведения занятий в каждой учебной группе тренер разрабатывает и ведет поурочные рабочие планы, индивидуальные планы тренировки (для высококвалифицированных спортсменов), конспекты учебно-тренировочных занятий, журнал учета групповых и индивидуальных занятий. Каждый спортсмен ведет дневник тренировок.

Программы по фехтованию разрабатываются отдельно для ДЮСШ (комплексных и специализированных), СШМ и ШВСМ и утверждаются Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР в качестве основных руководящих документов по организации и содержанию учебно-тренировочного процесса с юными фехтовальщиками. В необходимых случаях по согласованию с руководящими спортивными организациями в программы могут вноситься отдельные дополнения и изменения.

Программа является основным документом, по которому строится учебно-тренировочный процесс в группах. В ней определяются цели и задачи подготовки; организация и планирование учебно-тренировочного процесса; содержание теоретического и практического разделов и количество отводимых на них часов; зачетные требования и нормативы, а также даются основные методические рекомендации по проведению занятий.

Учебный план содержит перечень разделов и основных тем теоретической и практической подготовки и количество отводимых на них учебных часов в год для каждой группы. Учебный план обычно является составной частью программы. В случае необходимости внесения определенных изменений в установленные расчеты часов на отдельные разделы и темы учебный план может разрабатываться отдельно.

График учебного процесса. На основании учебных планов для каждой группы разрабатываются годовые графики учебного процесса. В них общее количество часов, отводимых в году на разделы учебного плана, распределяется по месяцам. При этом общий объем часов по всем разделам в каждом месяце должен соответствовать тем нормам, которые определены программой.

При разработке графиков необходимо соблюдать определенное соотношение часов, отводимых в каждом месяце на отдельные разделы и темы, и в частности на физическую и техническую подготовку. Известно, что физическая подготовка должна проводиться на протяжении всего года. Однако часы на нее не следует распределять по месяцам равномерно. Так, в первые месяцы учебного года (сентябрь, октябрь) необходимо уделять большее внимание физической подготовке по сравнению с другими месяцами. По климатическим условиям в большинстве районов нашей страны в эти месяцы имеются наиболее благоприятные условия для проведения спортивных игр, кроссов и других легкоатлетических упражнений на воздухе. Эти средства необходимо полноценно использовать для развития основных физических качеств и повышения функциональных возможностей организма занимающихся. Значительный объем работы планируется в эти месяцы и для развития специальных двигательных качеств фехтовальщика при совершенствовании передвижений.

В последующие месяцы количество часов на физическую подготовку несколько снижается, но нарастает объем работы по технической подготовке. Однако в январе-феврале в районах средней и северной полосы снова может возрастать объем часов на физическую подготовку для проведения специальных занятий и сдачи норм ГТО по лыжам. Тренер по фехтованию должен наиболее полно использовать средства лыжной подготовки для повышения физической подготовленности ребят, развития выносливости и укрепления здоровья.

В марте-июне объем часов на физическую подготовку снова снижается. В эти месяцы основное внимание уделяется совершенствованию технического и тактического мастерства. Обычно в это время проводятся и основные соревнования юных фехтовальщиков.

Июль-август - время проведения летних спортивно-оздоровительных сборов на загородных спортивных базах. В эти месяцы сужается специальная работа по фехтованию, но широко проводятся туристские походы, спортивные игры, занятия легкой атлетикой, плаванием, греблей. В период проведения спортивно-оздоровительных сборов юные фехтовальщики сдают летние нормы ГТО, при этом спортсмены старших учебных групп широко привлекаются к инструкторской практике в качестве помощников тренеров при проведении занятий и соревнований.

Рабочий план представляет собой поурочное распределение программного материала на определенный этап обучения. Распределять весь годовой программный материал по его отдельным занятиям трудно и нецелесообразно, так как невозможно заранее безошибочно определить содержание каждого занятия. Поэтому основной программный материал вначале распределяют по периодам и этапам подготовки, после чего уже внутри периодов и этапов разрабатывают конкретные поурочные планы занятий на каждый месяц.

При разработке поурочных планов необходимо предусматривать определенную последовательность освоения технических и тактических навыков и развития физических качеств. Следует также тщательно распределять время, отводимое на изучение и совершенствование отдельных приемов в соответствии с их сложностью и важностью. В рабочих планах необходимо предусматривать систематическое закрепление приобретаемых знаний и навыков, а также практику применения изучаемых средств в разнообразных взаимодействиях с партнером. В этих целях на каждом занятии, как правило, вначале повторяется материал, изученный на предыдущих занятиях, далее разучиваются новые приемы и действия, затем даются задания на их применение в упражнениях с партнером (упражнения с тактическими задачами, учебные бои по заданию и др.). Рабочий план должен отражать весь ход обучения и тренировки как единого процесса физического, технического, тактического и психологического совершенствования юного фехтовальщика за определенный этап (месяц) подготовки.

При разработке поурочного рабочего плана указывают номера занятий, вид (характер) занятий и основные задачи, краткое содержание занятия (основные упражнения) и ориентировочное время в минутах, отводимое на выполнение упражнений (табл.5).

План-конспект занятия. Основным методическим документом для проведения каждого занятия является его план-конспект, составляемый тренером на основании поурочного рабочего плана.

При разработке плана-конспекта занятия необходимо уяснить основные задачи занятия, наметить общий план его проведения, главное содержание отдельных частей, затем подобрать упражнения в соответствии с задачами каждой части, установить их последовательность и дозировку. Далее следует определить время на упражнения в соответствии с их значимостью и сложностью. При этом необходимо учесть результаты предшествующих занятий, особенности которых тренер должен записывать в журнале.

Важно наметить интересные формы и методические приемы проведения отдельных упражнений для лучшего усвоения материала" развития двигательных качеств, совершенствования технических и тактических навыков. В этих целях почти в каждом занятии с юными фехтовальщиками нужно предусматривать игровые и соревновательные формы и методы проведения упражнений.

В плане-конспекте указываются номер занятия, дата его проведения, основные задачи, содержание или название упражнений, их дозировка и краткие организационно-методические замечания по проведению.

Журнал занятий является документом учета учебно-тренировочного процесса. Он составляется на каждую учебную группу отдельно. В журнале записываются фамилия, имя, отчество занимающегося, его адрес, номер школы и краткие сведения о нем (учеба в школе, отношение к тренировкам, уровень физического развития, отдельные способности и наклонности). На каждом занятии отмечается посещаемость.

Тренер записывает в журнале краткое содержание занятия, замечания по его проведению, рекомендации (если необходимо) для следующего занятия, продолжительность (в часах) и расписывается в его проведении.

Дневник спортсмена - документ учета и контроля за ходом тренировки и состоянием занимающегося. Ведение дневника обязательно для юных фехтовальщиков с начала специализации. Фехтовальщики групп начальной подготовки ведут упрощенный дневник, записывая вид или характер занятий, его продолжительность. Измерение по утрам пульса, один раз в месяц веса и динамометрии вызывает у подростков интерес и приучает их следить за своим самочувствием, физическим развитием и совершенствованием двигательных качеств.

Фехтовальщики старших групп записывают в дневнике краткое содержание каждого занятия, его продолжительность, характер и объем нагрузок, отдельные замечания по своим действиям в индивидуальных уроках, тренировочных и соревновательных боях. Целесообразно ежедневно по утрам записывать пульс, один раз в неделю вес и динамометрию кисти.

Ведение дневника имеет большое организующее и воспитательное значение. Оно приучает занимающихся более осознанно и пытливо относиться к тренировке, вырабатывает способность анализировать ход тренировки и рост своего спортивного мастерства.