Как провести тренинг сопровождения профильного обучения. Программа психолого-педагогического сопровождения профильного обучения. Профильное обучение в рамках развития сети общеобразовательных учреждений проблемы и перспективы
Несчастная судьба многих людей – следствие несделанного ими выбора. Жизнь оказывается бременем, бесцельным занятием. Никто не может помочь ближнему, сделав выбор за него. Все, чем может помочь один человек другому – это раскрыть перед ним правдиво и с любовью, но без иллюзий, существование альтернативы. Эрих Фромм
Основные задачи 1)Мониторинг и своевременное устранение возможных неравномерностей развития обучающихся. устранение 2) Психологическая диагностика при отборе обучающихся в профильные классы, определение профиля обучения для каждого ученика.диагностика 3) Углубленная профориентация обучающихся.профориентация #7. Углубленная профориентация обучающихся
Психологическая диагностика при отборе обучающихся в профильные классы. Определение профиля обучения для каждого ученика Методики определения оптимального профиля обучения «Профиль» «Тип мышления» «Эрудит» Опросник профессиональных склонностей и т.д. #4. Основные задачи
Углубленная профориентация обучающихся Психолого-педагогическое сопровождение (ППС) обучающихся старшего звена в условиях профилизации образования – это поэтапный процесс, в ходе которого происходит формирование профессионально и социально зрелой личности, способной реализовать себя в любых социально-экономических условиях. #9. Слайд 9 #9. Слайд 9 4 сопровождающих цикла ППС Предподготовительный 8 класс Подготовительный 9 класс Адаптационный 10 класс Заключительный 11 класс
Профильный цикл ППС - 10 класс Основная цель работы психолога – способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения. Задачи: 1) Совместная с классными руководителями работа по программе адаптации в начале учебного года; 2) Отслеживание актуального состояния учащихся профильных классов, выявление симптомов дезадаптации; 3) Психологическое просвещение родителей и педагогов относительно адаптационного периода у десятиклассников. 4) Создание условий для формирования адекватной самооценки своих потребностей и возможностей.
Заключительный цикл ППС - 11 класс Основной целью психолога является помощь старшеклассникам в определении и формировании социальной и профессиональной готовности. Задачи: 1) определение и коррекция уровня профессиональной и социальной готовности; 2) проведение развивающей работы с учащимися; 3) психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах будущего выпускника школы.
«Школьный психолог. Введение в профессию» Позволит окунуться в мир профессий, узнать профессию школьного психолога изнутри, разовьёт коммуникативные и организаторские способности, будет способствовать самопознанию, саморазвитию и профессиональному самоопределению.
Таким образом, возможно осуществление главной цели психолого-педагогического сопровождения – создание таких социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира.
Тревога - дитя эволюции
Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.
Предпрофильное обучение
(9 класс)
Профильное обучение
(10 - 11 класс)
- реализация профильности ставит выпускника основной школы перед необходимостью ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления.
- педагоги и психологи должны не только помочь школьнику осуществить выбор профиля, но и сформировать собственную аргументированную позицию по этому вопросу.
Предпрофильная подготовка – это система работы образовательного учреждения, обеспечивающая учащимся основной школы ответственный выбор предварительного самоопределения в отношении будущей профилирующей деятельности.
КОМПРОМИСС
ИНТЕРЕСЫ ШКОЛЬНИКА
(т.е. «ХОЧУ»)
СПОСОБНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
(т.е. «МОГУ»)
Комплексная модель психолого-педагогического сопровождения требует:
не просто поддержать школьника в его профессиональном выборе, а обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору.
Программа
психолого-педагогического сопровождения предпрофильного обучения
«Я выбираю профессию»
(36 часов)
Цель программы:
1. Содействовать актуализации процессов и механизмов профессионального самоопределения учащихся и обогащению их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути.
2. Оказать помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессиональной деятельности.
3. Совершенствовать коммуникативные навыки учащихся
Для реализации целей необходимо решить следующие задачи:
1. Повышение уровня психологической компетенции учащихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, способствовать межличностному росту;
2. Создание условий для раскрытия творческого потенциала: формирование у школьников положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии;
3. Выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики; определение социальных установок и помощь в их формировании;
4. Определение мотивации выбора и ее структуры; формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
- 1. Повышение уровня психологической компетенции учащихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, способствовать межличностному росту; 2. Создание условий для раскрытия творческого потенциала: формирование у школьников положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии; 3. Выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики; определение социальных установок и помощь в их формировании; 4. Определение мотивации выбора и ее структуры; формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний; 5. Определение выраженности и структуры способностей;
- практические и лабораторные работы
- заполнение рабочих тетрадей по курсу
- рекомендации по эффективному построению своего жизненного пути и выбору своей будущей профессии
- межличностному общения в быту, с партнерами по бизнесу, коллегами по работе
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся старшего звена в условиях профилизации образования – это поэтапный процесс, в ходе которого происходит формирование профессионально и социально зрелой личности, способной реализовать себя в любых социально-экономических условиях .
Психолого-педагогическое сопровождение профильных классов
подготовительный цикл
(9 класс)
заключительный цикл
(11 класс)
адаптационный цикл
(10 класс)
Основная цель:
способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения.
- совместная с классными руководителями работа по программе адаптации в начале учебного года;
- отслеживание актуального состояния учащихся профильных классов, выявление симптомов дезадаптации;
- психологическое просвещение родителей и педагогов относительно адаптационного периода у десятиклассников.
Основная цель:
помощь старшеклассникам в определении и формировании социальной и профессиональной готовности
- определение и коррекция уровня профессиональной и социальной готовности;
- проведение развивающей работы с учащимися;
- психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах будущего выпускника школы
Развивающий курс «Новая жизнь»
Цель данного курса – помочь старшеклассникам в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы будущего, в профессиональном и личностном самоопределении
Курс состоит из 6 занятий:
1. “Моя линия жизни”. Занятие направлено на развитие временной перспективы.
2. “На пути к цели” - здесь отрабатываются навыки преодоления препятствий на пути к достижению целей.
3. “У меня все получится”. На занятии формируются приемы уверенного поведения.
4. “Нет проблем!” - дальнейшая отработка приемов уверенного поведения.
5. “Поговорим о жизненных ценностях”. Основная цель занятия – осмысление старшеклассниками своих жизненных ценностей.
6. “Пожелай мне доброго пути”. Главная цель здесь – получение обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов участников занятий.
Модель психолого-педагогического сопровождения профильной школы
Психологическое сопровождение профильной школы
Предпрофильная подготовка
Профильное обучение
Портфолио
Курсы по выбору
Профильные предметы
Элективные куры
Предпрофильная подготовка
Родители
Учащиеся
1. Собрание по теме: “Модернизация образования в старшей школе”
2. Работа с сопротивлениями родителей
3. Информирование о системе профильного обучения.
4. Семинар по теме “Особенности подросткового и юношеского возраста. Психологическая поддержка в ситуации выбора профиля обучения”.
5. Анкетирование по ППиПО.
6. Привлечение родителей к организации социальных практик.
1. Проведение ориентационных курсов по выбору профессии.
2. Изучение интересов, способностей, склонностей.
3. Изучение образовательных потребностей.
4. Консультирование по освоению алгоритма выбора.
5. Помощь в написании резюме, автобиографии и планов на будущее.
6. Посещение программы “Я выбираю профессию”
7. Консультации по построению ИПО (индивидуального профиля обучения)
Педагоги
1. Освоение механизмов работы с портфолио. Смена установок на систему оценки достижений ребенка.
2. Помощь в организации и проведении мероприятий по информированию родителей.
3. Консультирование по возрастным и психологическим особенностям ребенка.
Профильное обучение
Родители
Педагоги
Учащиеся
1. Психологическая экспертиза по реализации компетентностного подхода на занятиях по профилю и элективных курсах.
2. Консультирование по профессиональному самоопределению школьников.
3. Консультирование по построению индивидуальных образовательных программ учащихся.
4. Консультирование по освоению новых педагогических технологий.
1. Просвещение о профиле или ИПО (профильные предметы и элективные курсы).
2. Информирование о профессиональных учебных заведениях и уровнях профобразования, перспективных отраслях с учетом развития рынка труда.
3. Ознакомление с итогами профдиагностической работы с учащимися.
4. Поиск альтернатив (консультации, беседы).
1. Поиск альтернатив в выборе профиля.
2. Помощь в профессиональном самоопределении.
3. Изучение индивидуальных склонностей, способностей, интересов.
4. Изучение профессиональных и образовательных потребностей.
5. Проведение тренинга “Личностного роста”
6. Элективные курсы
Анализ и коррекция ИПО.
- Структура интеллекта тестом Амтхауэра;
- Диагностика предпочитаемых сфер деятельности;
- Анкетирование учащихся по вопросам планирования профессионального будущего;
- Анкетирование родителей по вопросам планирования профессионального будущего
- Предоставление информации администрации при комплектовании профильных классов;
- Проведение индивидуальных и семейных консультаций по проблематике выбора профиля обучения;
- Психолого-педагогическая оценка потенциала скомплектованных профильных классов.
Результаты адаптационного периода (анкетирование 10-х классов)
Пришли сознательно в 10-й класс
10 А
10Б
Пришли неосознанно в 10-ый класс
10В
10Г
общ
По профилю обучения
Профиль
10А
+
(%)
1. гуманитарная направленность
10Б
-
(%)
2. физико-математическая направленность
+
(%)
3. общая направленность
10В
-
(%)
+
(%)
10Г
-
(%)
+
(%)
-
(%)
11 «А» класс: I подгруппа – физико-математический профиль II подгруппа – химико-биологический профиль
I подгруппа физико-математический профиль
- Отличаются выдвижением на первый план экстремальной личностной направленности – сочетанием конвенциональности поведения со скрытой потребностью в признании со стороны окружающих;
- Фактор самоактуализации выявляет важность преодоления психологических защит для построения адекватного и доброжелательного общения;
- Повышение позитивной «Я – концепции», контактности и коммуникабельности учащихся происходит за счет обесценивания гуманистических ценностей;
- Наименее значимыми факторами выступают реалистичность базы суждений и поступков, скептицизм;
- В направлении указанных поведенческих тенденций отсутствует полная удовлетворенность собой и имеется тенденция к дальнейшему самосовершенствованию;
- Выявляется проблема скрытой контролируемой агрессивности, которую учащиеся преобразуют в отстаивание собственной позиции и попытку построения доминантного поведения;
- Учащиеся удовлетворены сложившимся стабильным стилем межличностного взаимодействия, который предполагает ориентацию на мнение значимых окружающих, сотрудничество и допущение ведомой позиции.
II подгруппа Химико-биологический профиль
- Учащиеся наиболее направлены на самоактуализацию;
- Для них характерна устойчивость стремлений к самостоятельности мышления и оригинальности идей в сочетании со склонностью к компромиссам, конгруэнтностью и ответственностью в контактах с окружающими;
- Внутренняя потребность в уверенности, независимости подавлена, и компенсаторные усилия направлены на повышение своего социального статуса;
11 «Б» класс: Социально-гуманитарный профиль
- Отличаются наибольшей актуализацией креативности и контактности, выраженной не только способностью к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими, но и стремлением к нивелированию социальных стереотипов, способности к адекватному самовыражению в общении;
- Самоактуализация представлена наиболее полно и гармонично;
- Наличие амбивалентности внутриличностных мотивов: мотив самоактуализации (в силу своей незрелости) вступает в противоречие с мотивом лидерского самоутверждения и установления отношений сотрудничества в группе;
- Учащиеся удовлетворены сложившимся стабильным стилем межличностного взаимодействия, демонстрирующим устойчивость стремлений к самостоятельности мышления и оригинальность идей в сочетании с легкостью вживания в разные социальные роли, эмоциональной вовлеченностью и доброжелательностью;
- В то же время у отдельных учащихся с повышением интеллектуального уровня отмечается ослабление предрасположенности к взаимно полезным и приятным контактам, уход от лидерства, усиление реалистичной базы суждений и скептицизма.
- Выбор профиля обучения в большинстве случаев не обусловлен осознанной направленностью на профессию, механизмы личностного и профессионального самоопределения отличаются незрелостью;
- Явление самоактуализации у учащихся профильных 11-х классов наполнено процессами, направленными преимущественно на постижение собственной индивидуальности и самопрезентацию в ущерб познанию социальных процессов и поиску своего места среди них, выявляя диссонанс между внутриличностным поиском, самопознанием и демонстрируемым образом себя, личностью для себя и личностью для других;
- В классе гуманитарного направления приоритетным являются индивидуально-личностное развитие и оригинальность мышления, а для учащихся математической и биологической направленности более важна комфортная и поддерживающая социальная ситуация;
- Анализ желаний учащихся 11-х профильных классов о том, на какую специальности они пойдут учиться в дальнейшем выявляет неполную реализацию профильного выбора при продолжении обучения, особенно в классе гуманитарного направления
Тревога - дитя эволюции
Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.
Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения
Основной целью системы психолого-педагогического сопровождения является координация усилий администрации школы, учителей, учащихся и родителей для предотвращения и решения проблем, связанных с выбором образовательного и профессионального маршрута, самоопределением и саморазвитием.
Данная цель достигается путем решения следующих задач
Создание профилей обучения исходя из социального заказа обучающихся.
Содействовать сознательному выбору дальнейшего пути обучения с опорой на свои возможности.
Помогать учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы самоопределения и саморазвития, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.
Повышать мотивацию обучения путем введения элективных курсов (курсы различной направленности по выбору учащихся) и активных методов обучения.
Психологическое обеспечение элективных курсов, анализ уроков с позиций здоровьесбережения.
Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов, администрации школы.
В реализации системы психолого-педагогической поддержки учащихся принимают участие все субъекты образовательного процесса: ученики, классные руководители, учителя-предметники, педагог-психолог, администрация, медицинский персонал, родители, учреждения, которые сотрудничают со школой в плане реализации предпрофильной и профильной подготовки.
1) Ученик 9-11 класса . Одним из направлений работы с учениками является формирование активной социальной позиции, направленной на развитие личности. Для этого ученикам предложены различные элективные курсы «Предпрофильная подготовка» и «Имидж делового человека», «Я – Психолог», «Психология спорта».
Организовано всестороннее изучение профессиональных и личностных особенностей учащихся 9 классов, их профессиональных интересов и склонностей путем психологической диагностики. Активно осуществляется внедрение здоровьесберегающих технологий в обучение, сохранение и укрепление здоровья детей, формирование установок на здоровый образ жизни. Развитие навыков саморегуляции и управления стрессом. Так же ведется работа по организации самоуправления, что позволяет выделить детей с яркими лидерскими качествами.
2) Педагогический коллектив . Ведущими задачами педагогов являются: создание благоприятных условий для творческого развития и саморазвития личности школьника; учет возрастных и психофизиологических особенностей учащихся; помощь в осознании основных социальных ценностей, в формирование ответственности и возможности самостоятельного выбора; помощь учащимся осознать ценности здоровья; внедрение развивающих, здоровьесберегающих технологий обучения.
В обязанности классных руководителей входят: Проведение классных часов «Старшие классы – возраст новых вершин» «Мы сами творим свою судьбу» «Давай посмотрим на себя со стороны», индивидуальные беседы с учащимися и родителями.
Таким образом, образовательный процесс имеет творческий характер. Это служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека и его адаптационный потенциал. Такой подход способствует достижению цели работы школы в рамках профильного обучения
3 ) Административно-правовая работа (директор, заместители директора)
Информационная работа (просветительская работа): информационные стенды для родителей, информационные стенды для детей, индивидуальные беседы с учащимися 9 классов и их родителями по вопросу формирования профилей на будущий год обучения, консультирование родителей старшеклассников по вопросам профессионального определения, рынка профессий, вариантов сдачи государственных экзаменов для поступления на выбранную специальность.
Нормативно-правовая деятельность: локально-правовые акты, регулирующие деятельность ОУ. Классно-обощающий контроль за успеваемостью в профильных классах. Отслеживается мотивация учеников на обучение. Строятся планы работы с классными коллективами.
Родительский всеобуч на тему «Организация и проведение государственной аттестации», родительские собрания: «Организация профильного обучения в старших классах»
4) Школа-родители . В данной системе работы взаимодействие “педагог-родители“ является одним из основных слагаемых успешного решения поставленных задач. Для родителей организуются родительские собрания, с приглашением психолога. Рассматриваются такиетемы, как «Повышение школьной мотивации», «Организация итоговой аттестации», «Профессии в современном мире», «Такие сложные и интересные старшие подростки»
5) Педагог-психолог . Цель работы психологической и социальной службы школы – формировать позитивное отношение к обучению, рекомендовать меры по созданию комфортных условий на занятиях, стимуляция саморазвития.
Задачи деятельности психолога: 1) Отслеживание результатов психологического развития учащихся на различных этапах обучения. 2) Создание условий для оказания психологической помощи учащимся в решении проблем развития. 3) Осуществление психологического анализа внутришкольных образовательных программ и технологий с точки зрения их соответствия индивидуальным и возрастным особенностям учащихся данной школы. 4) Консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания, развития детей в образовательной среде школы.
В рамках данной системы педагог-психолог осуществляет следующие виды деятельности:
Психолого-педагогическая диагностика (учебной мотивации, психофизиологических особенностей – тип нервной системы, доминирующее полушарие, канал восприятия, диагностика утомления, а как следствие профпригодность к тем или иным специальностям). Проводится по запросу со стороны взрослых (педагог, родитель) или самого ребенка и в плановом порядке. По итогам диагностики психолог готовит рекомендации для учащихся, педагогов и родителей, организует консультативные или коррекционно-развивающие встречи с ребенком, совместно с автором запроса планирует работу, направленную на решение проблем ребенка.
Коррекционно-развивающая и консультативная работа . Проводится по запросу и по итогам психологической диагностики. Работа развивающего характера, ориентированная на благополучно развивающихся детей, организуется в виде факультативов или классных часов по запросу самих детей или классных руководителей.
Основная цель развивающей профконсультации - это активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению, которая включается в учебно-воспитательный процесс. Причем деятельность по системе развивающих профконсультаций подразумевает работу с учащимися разного возраста
Главный принцип развивающейпрофконсультации - перенесение акцента с акта выбора профессии на подготовку к ней путем правильной оценки природных особенностей и направленного формирования необходимых качеств и свойств личности.
Основными формами деятельности психологической службы в рамках сопровождения профориентационной работы школы являются:
1) психологическая диагностика с целью:
Использования ее результатов для выявления недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности;
Учета ее результатов при принятии решения о характере коррекционно-развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии;
Учета результатов диагностического обследования для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида;
Использования результатов для стимулирования потребностей учащегося к самопознанию и самосовершенствованию в ходе подготовки к своему профессиональному трупу в будущем.
В основе диагностического комплекта:
Комплексная методика Л.А. Ясюковой «Профессиональное самоопределение старшеклассников» (позволяет получить "интеллектуальный профиль" испытуемого, степень выраженности гуманитарных, математических, технических и других способностей, а также способностей к различным сферам профессиональной деятельности),
Школьный тест умственного развития (ШГУР) помогает определить выраженность способностей к трем циклам дисциплин: гуманитарных, естественно-научных, физико-математических;
- «Карта, интересов» А.Е.Голомштока» методика Л. А Верещагина, опросник ДДО Е А Климова - помогают выявить сферу познавательных и профессиональных интересов учеников,
Опросник Дж.Хэлланда помогает исследовать взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности;
Личностный опросник Айзенка.
2) Развивающая профконсультация для учащихся, построенная на принципе сотрудничества, цель которой - активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития.
Структура развивающей профконсультации:
Констатация стадии профессионального плана учащегося;
Проведение диагностического обследования интересов, склоннотей, способностей, типологических особенностей ученика;
Оценка вместе с учащимся полученных результатов, совместная разработка плана подготовки к профессиональному выбору,
Подготовка для учащегося индивидуальной системы коррекционно-развивающих мероприятий по самовоспитанию, развитию необходимых качеств;
Проведение контроля за тем, как осуществляется намеченный план подготовки к профессии;
Завершающая беседа с обсуждением всей проведенной работы, совместное принятие решения о продолжении выполнения намеченного плана либо о пересмотре первоначально избранных сфер деятельности, корректировка профнамерений, смена их, переориентация на другую профессию.