Как провести тренинг сопровождения профильного обучения. Программа психолого-педагогического сопровождения профильного обучения. Профильное обучение в рамках развития сети общеобразовательных учреждений проблемы и перспективы

Несчастная судьба многих людей – следствие несделанного ими выбора. Жизнь оказывается бременем, бесцельным занятием. Никто не может помочь ближнему, сделав выбор за него. Все, чем может помочь один человек другому – это раскрыть перед ним правдиво и с любовью, но без иллюзий, существование альтернативы. Эрих Фромм




Основные задачи 1)Мониторинг и своевременное устранение возможных неравномерностей развития обучающихся. устранение 2) Психологическая диагностика при отборе обучающихся в профильные классы, определение профиля обучения для каждого ученика.диагностика 3) Углубленная профориентация обучающихся.профориентация #7. Углубленная профориентация обучающихся




Психологическая диагностика при отборе обучающихся в профильные классы. Определение профиля обучения для каждого ученика Методики определения оптимального профиля обучения «Профиль» «Тип мышления» «Эрудит» Опросник профессиональных склонностей и т.д. #4. Основные задачи


Углубленная профориентация обучающихся Психолого-педагогическое сопровождение (ППС) обучающихся старшего звена в условиях профилизации образования – это поэтапный процесс, в ходе которого происходит формирование профессионально и социально зрелой личности, способной реализовать себя в любых социально-экономических условиях. #9. Слайд 9 #9. Слайд 9 4 сопровождающих цикла ППС Предподготовительный 8 класс Подготовительный 9 класс Адаптационный 10 класс Заключительный 11 класс








Профильный цикл ППС - 10 класс Основная цель работы психолога – способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения. Задачи: 1) Совместная с классными руководителями работа по программе адаптации в начале учебного года; 2) Отслеживание актуального состояния учащихся профильных классов, выявление симптомов дезадаптации; 3) Психологическое просвещение родителей и педагогов относительно адаптационного периода у десятиклассников. 4) Создание условий для формирования адекватной самооценки своих потребностей и возможностей.


Заключительный цикл ППС - 11 класс Основной целью психолога является помощь старшеклассникам в определении и формировании социальной и профессиональной готовности. Задачи: 1) определение и коррекция уровня профессиональной и социальной готовности; 2) проведение развивающей работы с учащимися; 3) психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах будущего выпускника школы.






«Школьный психолог. Введение в профессию» Позволит окунуться в мир профессий, узнать профессию школьного психолога изнутри, разовьёт коммуникативные и организаторские способности, будет способствовать самопознанию, саморазвитию и профессиональному самоопределению.


Таким образом, возможно осуществление главной цели психолого-педагогического сопровождения – создание таких социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира.




Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.


Предпрофильное обучение

(9 класс)

Профильное обучение

(10 - 11 класс)


  • реализация профильности ставит выпускника основной школы перед необходимостью ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления.
  • педагоги и психологи должны не только помочь школьнику осуществить выбор профиля, но и сформировать собственную аргументированную позицию по этому вопросу.

Предпрофильная подготовка – это система работы образовательного учреждения, обеспечивающая учащимся основной школы ответственный выбор предварительного самоопределения в отношении будущей профилирующей деятельности.


КОМПРОМИСС

ИНТЕРЕСЫ ШКОЛЬНИКА

(т.е. «ХОЧУ»)

СПОСОБНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

(т.е. «МОГУ»)


Комплексная модель психолого-педагогического сопровождения требует:

не просто поддержать школьника в его профессиональном выборе, а обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору.



Программа

психолого-педагогического сопровождения предпрофильного обучения

«Я выбираю профессию»

(36 часов)


Цель программы:

1. Содействовать актуализации процессов и механизмов профессионального самоопределения учащихся и обогащению их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути.

2. Оказать помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессиональной деятельности.

3. Совершенствовать коммуникативные навыки учащихся


Для реализации целей необходимо решить следующие задачи:

1. Повышение уровня психологической компетенции учащихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, способствовать межличностному росту;

2. Создание условий для раскрытия творческого потенциала: формирование у школьников положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии;

3. Выявление интересов, склонностей учащихся, направлен­ности личности, первичных профнамерений и их динамики; определение социальных установок и помощь в их фор­мировании;

4. Определение мотивации выбора и ее структуры; формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

  • 1. Повышение уровня психологической компетенции учащихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, способствовать межличностному росту; 2. Создание условий для раскрытия творческого потенциала: формирование у школьников положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии; 3. Выявление интересов, склонностей учащихся, направлен­ности личности, первичных профнамерений и их динамики; определение социальных установок и помощь в их фор­мировании; 4. Определение мотивации выбора и ее структуры; формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний; 5. Определение выраженности и структуры способностей;

  • практические и лабораторные работы
  • заполнение рабочих тетрадей по курсу
  • рекомендации по эффективному построению своего жизненного пути и выбору своей будущей профессии
  • межличностному общения в быту, с партнерами по бизнесу, коллегами по работе

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся старшего звена в условиях профилизации образования – это поэтапный процесс, в ходе которого происходит формирование профессионально и социально зрелой личности, способной реализовать себя в любых социально-экономических условиях .


Психолого-педагогическое сопровождение профильных классов

подготовительный цикл

(9 класс)

заключительный цикл

(11 класс)

адаптационный цикл

(10 класс)



Основная цель:

способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения.


  • совместная с классными руководителями работа по программе адаптации в начале учебного года;
  • отслеживание актуального состояния учащихся профильных классов, выявление симптомов дезадаптации;
  • психологическое просвещение родителей и педагогов относительно адаптационного периода у десятиклассников.


Основная цель:

помощь старшеклассникам в определении и формировании социальной и профессиональной готовности


  • определение и коррекция уровня профессиональной и социальной готовности;
  • проведение развивающей работы с учащимися;
  • психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах будущего выпускника школы

Развивающий курс «Новая жизнь»

Цель данного курса – помочь старшеклассникам в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы будущего, в профессиональном и личностном самоопределении


Курс состоит из 6 занятий:

1. “Моя линия жизни”. Занятие направлено на развитие временной перспективы.

2. “На пути к цели” - здесь отрабатываются навыки преодоления препятствий на пути к достижению целей.

3. “У меня все получится”. На занятии формируются приемы уверенного поведения.

4. “Нет проблем!” - дальнейшая отработка приемов уверенного поведения.

5. “Поговорим о жизненных ценностях”. Основная цель занятия – осмысление старшеклассниками своих жизненных ценностей.

6. “Пожелай мне доброго пути”. Главная цель здесь – получение обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов участников занятий.


Модель психолого-педагогического сопровождения профильной школы

Психологическое сопровождение профильной школы

Предпрофильная подготовка

Профильное обучение

Портфолио

Курсы по выбору

Профильные предметы

Элективные куры


Предпрофильная подготовка

Родители

Учащиеся

1. Собрание по теме: “Модернизация образования в старшей школе”

2. Работа с сопротивлениями родителей

3. Информирование о системе профильного обучения.

4. Семинар по теме “Особенности подросткового и юношеского возраста. Психологическая поддержка в ситуации выбора профиля обучения”.

5. Анкетирование по ППиПО.

6. Привлечение родителей к организации социальных практик.

1. Проведение ориентационных курсов по выбору профессии.

2. Изучение интересов, способностей, склонностей.

3. Изучение образовательных потребностей.

4. Консультирование по освоению алгоритма выбора.

5. Помощь в написании резюме, автобиографии и планов на будущее.

6. Посещение программы “Я выбираю профессию”

7. Консультации по построению ИПО (индивидуального профиля обучения)

Педагоги

1. Освоение механизмов работы с портфолио. Смена установок на систему оценки достижений ребенка.

2. Помощь в организации и проведении мероприятий по информированию родителей.

3. Консультирование по возрастным и психологическим особенностям ребенка.


Профильное обучение

Родители

Педагоги

Учащиеся

1. Психологическая экспертиза по реализации компетентностного подхода на занятиях по профилю и элективных курсах.

2. Консультирование по профессиональному самоопределению школьников.

3. Консультирование по построению индивидуальных образовательных программ учащихся.

4. Консультирование по освоению новых педагогических технологий.

1. Просвещение о профиле или ИПО (профильные предметы и элективные курсы).

2. Информирование о профессиональных учебных заведениях и уровнях профобразования, перспективных отраслях с учетом развития рынка труда.

3. Ознакомление с итогами профдиагностической работы с учащимися.

4. Поиск альтернатив (консультации, беседы).

1. Поиск альтернатив в выборе профиля.

2. Помощь в профессиональном самоопределении.

3. Изучение индивидуальных склонностей, способностей, интересов.

4. Изучение профессиональных и образовательных потребностей.

5. Проведение тренинга “Личностного роста”

6. Элективные курсы

Анализ и коррекция ИПО.




  • Структура интеллекта тестом Амтхауэра;
  • Диагностика предпочитаемых сфер деятельности;
  • Анкетирование учащихся по вопросам планирования профессионального будущего;
  • Анкетирование родителей по вопросам планирования профессионального будущего

  • Предоставление информации администрации при комплектовании профильных классов;
  • Проведение индивидуальных и семейных консультаций по проблематике выбора профиля обучения;
  • Психолого-педагогическая оценка потенциала скомплектованных профильных классов.

Результаты адаптационного периода (анкетирование 10-х классов)

Пришли сознательно в 10-й класс

10 А

10Б

Пришли неосознанно в 10-ый класс

10В

10Г

общ


По профилю обучения

Профиль

10А

+

(%)

1. гуманитарная направленность

10Б

-

(%)

2. физико-математическая направленность

+

(%)

3. общая направленность

10В

-

(%)

+

(%)

10Г

-

(%)

+

(%)

-

(%)








11 «А» класс: I подгруппа – физико-математический профиль II подгруппа – химико-биологический профиль


I подгруппа физико-математический профиль

  • Отличаются выдвижением на первый план экстремальной личностной направленности – сочетанием конвенциональности поведения со скрытой потребностью в признании со стороны окружающих;
  • Фактор самоактуализации выявляет важность преодоления психологических защит для построения адекватного и доброжелательного общения;
  • Повышение позитивной «Я – концепции», контактности и коммуникабельности учащихся происходит за счет обесценивания гуманистических ценностей;
  • Наименее значимыми факторами выступают реалистичность базы суждений и поступков, скептицизм;

  • В направлении указанных поведенческих тенденций отсутствует полная удовлетворенность собой и имеется тенденция к дальнейшему самосовершенствованию;
  • Выявляется проблема скрытой контролируемой агрессивности, которую учащиеся преобразуют в отстаивание собственной позиции и попытку построения доминантного поведения;
  • Учащиеся удовлетворены сложившимся стабильным стилем межличностного взаимодействия, который предполагает ориентацию на мнение значимых окружающих, сотрудничество и допущение ведомой позиции.

II подгруппа Химико-биологический профиль

  • Учащиеся наиболее направлены на самоактуализацию;
  • Для них характерна устойчивость стремлений к самостоятельности мышления и оригинальности идей в сочетании со склонностью к компромиссам, конгруэнтностью и ответственностью в контактах с окружающими;
  • Внутренняя потребность в уверенности, независимости подавлена, и компенсаторные усилия направлены на повышение своего социального статуса;

11 «Б» класс: Социально-гуманитарный профиль


  • Отличаются наибольшей актуализацией креативности и контактности, выраженной не только способностью к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими, но и стремлением к нивелированию социальных стереотипов, способности к адекватному самовыражению в общении;
  • Самоактуализация представлена наиболее полно и гармонично;
  • Наличие амбивалентности внутриличностных мотивов: мотив самоактуализации (в силу своей незрелости) вступает в противоречие с мотивом лидерского самоутверждения и установления отношений сотрудничества в группе;

  • Учащиеся удовлетворены сложившимся стабильным стилем межличностного взаимодействия, демонстрирующим устойчивость стремлений к самостоятельности мышления и оригинальность идей в сочетании с легкостью вживания в разные социальные роли, эмоциональной вовлеченностью и доброжелательностью;
  • В то же время у отдельных учащихся с повышением интеллектуального уровня отмечается ослабление предрасположенности к взаимно полезным и приятным контактам, уход от лидерства, усиление реалистичной базы суждений и скептицизма.

  • Выбор профиля обучения в большинстве случаев не обусловлен осознанной направленностью на профессию, механизмы личностного и профессионального самоопределения отличаются незрелостью;
  • Явление самоактуализации у учащихся профильных 11-х классов наполнено процессами, направленными преимущественно на постижение собственной индивидуальности и самопрезентацию в ущерб познанию социальных процессов и поиску своего места среди них, выявляя диссонанс между внутриличностным поиском, самопознанием и демонстрируемым образом себя, личностью для себя и личностью для других;

  • В классе гуманитарного направления приоритетным являются индивидуально-личностное развитие и оригинальность мышления, а для учащихся математической и биологической направленности более важна комфортная и поддерживающая социальная ситуация;
  • Анализ желаний учащихся 11-х профильных классов о том, на какую специальности они пойдут учиться в дальнейшем выявляет неполную реализацию профильного выбора при продолжении обучения, особенно в классе гуманитарного направления

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения

Основной целью системы психолого-педагогического сопровождения является координация усилий администрации школы, учителей, учащихся и родителей для предотвращения и решения проблем, связанных с выбором образовательного и профессионального маршрута, самоопределением и саморазвитием.

Данная цель достигается путем решения следующих задач

    Создание профилей обучения исходя из социального заказа обучающихся.

    Содействовать сознательному выбору дальнейшего пути обучения с опорой на свои возможности.

    Помогать учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы самоопределения и саморазвития, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.

    Повышать мотивацию обучения путем введения элективных курсов (курсы различной направленности по выбору учащихся) и активных методов обучения.

    Психологическое обеспечение элективных курсов, анализ уроков с позиций здоровьесбережения.

    Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов, администрации школы.

В реализации системы психолого-педагогической поддержки учащихся принимают участие все субъекты образовательного процесса: ученики, классные руководители, учителя-предметники, педагог-психолог, администрация, медицинский персонал, родители, учреждения, которые сотрудничают со школой в плане реализации предпрофильной и профильной подготовки.

1) Ученик 9-11 класса . Одним из направлений работы с учениками является формирование активной социальной позиции, направленной на развитие личности. Для этого ученикам предложены различные элективные курсы «Предпрофильная подготовка» и «Имидж делового человека», «Я – Психолог», «Психология спорта».

Организовано всестороннее изучение профессиональных и личностных особенностей учащихся 9 классов, их профессиональных интересов и склонностей путем психологической диагностики. Активно осуществляется внедрение здоровьесберегающих технологий в обучение, сохранение и укрепление здоровья детей, формирование установок на здоровый образ жизни. Развитие навыков саморегуляции и управления стрессом. Так же ведется работа по организации самоуправления, что позволяет выделить детей с яркими лидерскими качествами.

2) Педагогический коллектив . Ведущими задачами педагогов являются: создание благоприятных условий для творческого развития и саморазвития личности школьника; учет возрастных и психофизиологических особенностей учащихся; помощь в осознании основных социальных ценностей, в формирование ответственности и возможности самостоятельного выбора; помощь учащимся осознать ценности здоровья; внедрение развивающих, здоровьесберегающих технологий обучения.

В обязанности классных руководителей входят: Проведение классных часов «Старшие классы – возраст новых вершин» «Мы сами творим свою судьбу» «Давай посмотрим на себя со стороны», индивидуальные беседы с учащимися и родителями.

Таким образом, образовательный процесс имеет творческий характер. Это служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека и его адаптационный потенциал. Такой подход способствует достижению цели работы школы в рамках профильного обучения

3 ) Административно-правовая работа (директор, заместители директора)

    Информационная работа (просветительская работа): информационные стенды для родителей, информационные стенды для детей, индивидуальные беседы с учащимися 9 классов и их родителями по вопросу формирования профилей на будущий год обучения, консультирование родителей старшеклассников по вопросам профессионального определения, рынка профессий, вариантов сдачи государственных экзаменов для поступления на выбранную специальность.

    Нормативно-правовая деятельность: локально-правовые акты, регулирующие деятельность ОУ. Классно-обощающий контроль за успеваемостью в профильных классах. Отслеживается мотивация учеников на обучение. Строятся планы работы с классными коллективами.

    Родительский всеобуч на тему «Организация и проведение государственной аттестации», родительские собрания: «Организация профильного обучения в старших классах»

4) Школа-родители . В данной системе работы взаимодействие “педагог-родители“ является одним из основных слагаемых успешного решения поставленных задач. Для родителей организуются родительские собрания, с приглашением психолога. Рассматриваются такиетемы, как «Повышение школьной мотивации», «Организация итоговой аттестации», «Профессии в современном мире», «Такие сложные и интересные старшие подростки»

5) Педагог-психолог . Цель работы психологической и социальной службы школы – формировать позитивное отношение к обучению, рекомендовать меры по созданию комфортных условий на занятиях, стимуляция саморазвития.

Задачи деятельности психолога: 1) Отслеживание результатов психологического развития учащихся на различных этапах обучения. 2) Создание условий для оказания психологической помощи учащимся в решении проблем развития. 3) Осуществление психологического анализа внутришкольных образовательных программ и технологий с точки зрения их соответствия индивидуальным и возрастным особенностям учащихся данной школы. 4) Консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания, развития детей в образовательной среде школы.

В рамках данной системы педагог-психолог осуществляет следующие виды деятельности:

    Психолого-педагогическая диагностика (учебной мотивации, психофизиологических особенностей – тип нервной системы, доминирующее полушарие, канал восприятия, диагностика утомления, а как следствие профпригодность к тем или иным специальностям). Проводится по запросу со стороны взрослых (педагог, родитель) или самого ребенка и в плановом порядке. По итогам диагностики психолог готовит рекомендации для учащихся, педагогов и родителей, организует консультативные или коррекционно-развивающие встречи с ребенком, совместно с автором запроса планирует работу, направленную на решение проблем ребенка.

    Коррекционно-развивающая и консультативная работа . Проводится по запросу и по итогам психологической диагностики. Работа развивающего характера, ориентированная на благополучно развивающихся детей, организуется в виде факультативов или классных часов по запросу самих детей или классных руководителей.

Основная цель развивающей профконсультации - это активизация про­цесса формирования психологической готовности учащегося к профессио­нальному самоопределению, которая включается в учебно-воспитательный процесс. Причем деятельность по системе развивающих профконсультаций подразумевает работу с учащимися разного возраста

Главный принцип развивающейпрофконсультации - перенесение ак­цента с акта выбора профессии на подготовку к ней путем правильной оценки природных особенностей и направленного формирования необходимых ка­честв и свойств личности.

Основными формами деятельности психологической службы в рамках сопровождения профориентационной работы школы являются:

1) психологическая диагностика с целью:

Использования ее результатов для выявления недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности;

Учета ее результатов при принятии решения о характере коррекционно-развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии;

Учета результатов диагностического обследования для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъяв­ляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида;

Использования результатов для стимулирования потребностей учаще­гося к самопознанию и самосовершенствованию в ходе подготовки к своему профессиональному трупу в будущем.

В основе диагностического комплекта:

Комплексная методика Л.А. Ясюковой «Профессиональное самоопределение старшеклассников» (позволяет получить "интеллектуальный профиль" испытуемого, степень выраженности гуманитарных, математических, технических и других способностей, а также способностей к различным сферам профессиональной деятельности),

Школьный тест умственного развития (ШГУР) помогает определить выраженность способностей к трем циклам дисциплин: гуманитарных, естест­венно-научных, физико-математических;

- «Карта, интересов» А.Е.Голомштока» методика Л. А Верещагина, опрос­ник ДДО Е А Климова - помогают выявить сферу познавательных и профессио­нальных интересов учеников,

Опросник Дж.Хэлланда помогает исследовать взаимосвязи типа лично­сти и сферы профессиональной деятельности;

Личностный опросник Айзенка.

2) Развивающая профконсультация для учащихся, построенная на принципе сотрудничества, цель которой - активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития.

Структура развивающей профконсультации:

Констатация стадии профессионального плана учащегося;

Проведение диагностического обследования интересов, склоннотей, способностей, типологических особенностей ученика;

Оценка вместе с учащимся полученных результатов, совместная разра­ботка плана подготовки к профессиональному выбору,

Подготовка для учащегося индивидуальной системы коррекционно-развивающих мероприятий по самовоспитанию, развитию необходи­мых качеств;

Проведение контроля за тем, как осуществляется намеченный план подготовки к профессии;

Завершающая беседа с обсуждением всей проведенной работы, совме­стное принятие решения о продолжении выполнения намеченного плана либо о пересмотре первоначально избранных сфер деятельности, корректировка профнамерений, смена их, переориентация на другую профессию.