У ребенка получился или случился нервный срыв. Что делать, если ребенок нервный и непослушный? Как избавиться от детских истерик? Низким уровнем социализации

Практически все родители рано или поздно сталкиваются с непослушанием своих детей. Необходимо выявить причину и следствие капризов и истерик своего чада. Чаще всего исправить поведение ребенка можно, но только изменив принципы воспитания.

Нервозное состояние малыша подразумевает повышенную возбудимость, поведенческие изменения периода сна и бодрствования, истеричность, частое раздражение.

Общение с капризным ребенком бывает весьма трудным.

Родителям сложно оставаться спокойными, когда на любую просьбу ребенок реагирует истерикой. Но больше всего такое поведение приносит вред самому малышу.

Нервные дети не способны адекватно общаться с ровесниками, радоваться жизни и беззаботно играть.

Ученые и врачи считают, что неправильное воспитание в самом раннем возрасте является причиной проявления неврозов у детей.

Между плохим поведением ребенка и его нервным состоянием имеется прямая связь. Очень сложно выявить истинного виновника ситуации. И родители, и сами дети косвенно влияют друг на друга.

К основным причинам детского непослушания можно отнести :

  • Привлечение внимания взрослых
  • При недостатке ласки и заботы, ребенок инстинктивно начинает провоцировать родителей на яркое проявление эмоций.

    Детский мозг сразу замечает, что при совершении какого-либо проступка, родители моментально обращают все свое внимание на него.

  • Излишняя опека над детьми


Ребенок, который окружен постоянным контролем и запретами, не может быть самостоятельным.

Для того чтобы отстоять свою точку зрения и расширить зону свободных действий, малыш начинает проявлять непослушание.

  • Обиды ребенка , даже самые незначительные на взрослый взгляд, оставляют неизгладимый след в его душе
  • При сильных ссорах родителей, при необдуманном обмане ребенка или при неправильном поведении окружающих, у детей может возникать желание отомстить.

  • Расстройство малыша , когда он не может самостоятельно выполнить что-то задуманное
  • Особенно это касается вещей, легко выполняемых другими.

  • Утрата уверенности в себе
  • При частых унижениях и одергиваниях ребенка, придирках и наставлениях, при отсутствии похвалы и добрых слов, самооценка малыша сильно снижается. Сравнение с другими детьми также негативно влияет на психику.

  • Нездоровая семейная обстановка
  • При частых ссорах родителей, криках и оскорблениях, увеличивается тревожность маленьких членов семьи, развивается замкнутость и проявляется непослушание.

  • Недостаток словарного запаса и неправильное выражение эмоций
  • Маленьким детям бывает сложно правильно выразить свои мысли и чувства.

  • Наличие психических расстройств и патологий нервной системы .

Модель детского поведения тесно связана с психоэмоциональным развитием. Только при серьезных неврологических заболеваниях можно считать непослушание болезнью.

Во всех остальных случаях, капризы и истерики малыша должны побудить родителей пересмотреть свои методы воспитания. Если вы подозреваете, что есть гиперактивность, проконсультируйтесь с детским неврологом, он сможет определить, есть ли нарушения в вашем случае.

В следующем материале мы расскажем в чем заключается .

Причины и симптомы детских неврозов

Детская нервная система еще не сформирована, поэтому она легко поддается различным расстройствам и болезням.

Внимание родителей должно сразу сконцентрироваться на необъяснимых капризах своего чада.

Истерики и непослушание должны стать поводом к активным действиям.

Обиды, недостаток внимания и психические стрессы накапливаются и постепенно переходят в болезненный невроз у ребенка.

Врачи считают, что расстройство психики ребенка при различных стрессовых ситуациях приводит именно к неврозу. Такое состояние вызывает неадекватные действия малыша.

Мнение эксперта

Особое внимание родителей следует обратить на поведение ребенка в возрасте психического становления. Это возраст от 2 до 4 лет, от 5 до 8 лет и подростковый период.

Обычно неврозы проявляются в районе 5-6 лет. Но первые тревожные признаки можно наблюдать значительно раньше.

К основным причинам проявления психического расстройства у детей относятся :

  • Психологически тяжелые ситуации, травмирующие нервную систему.
  • Это может быть адаптационный период в обществе и связанные с ним сложности общения, родительские ссоры.

  • Тяжелое психологическое воздействие, которое вызвало испуг ребенка.
  • Либо частое перевозбуждение нервной системы.

  • Отсутствие внимания и родительской заботы.
  • Жесткость и излишняя строгость воспитания.
  • Отношения взрослых между собой и эмоциональный фон внутри семьи.
  • Ревность, вызванная появлением младшего ребенка.

Внешние события, происходящие вокруг малыша, также могут стать причиной появления неврозов. Берегите нервную систему ребенка!

Первые симптомы, свидетельствующие о наличии заболевание нервной системы :

  • Тревожное состояние, необоснованные страхи, плаксивость
  • Проблемный сон (с частыми пробуждениями, сложным засыпанием)
  • Кашель
  • Речевые проблемы (заикание)
  • Проблемы с пищеварением, расстройства стула
  • Сложности во взаимодействии с людьми

Чрезмерная возбудимость и агрессивность, замкнутое поведение малыша – это тревожный звонок для взрослых.

Мнение эксперта

Клименко Наталья Геннадьевна – психолог

Практикующий психолог муниципальной женской консультации

С подобными вопросами желательно сразу обратиться к специалисту. Он объяснит вам, что нужно делать для укрепления нервной системы. Пассивное поведение родителей чревато более серьезным развитием болезни.

В будущем у таких детей возникают сложности в жизни: отсутствие коммуникативных навыков, нерешительность, боязнь трудных проблем.

Если обычный ритм жизни нарушается непослушанием и истериками ребенка, то стоит обратиться за помощью.

Комплексное решение проблем позволит помочь ребенку в нормальном психологическом развитии.

Нервный тик у ребенка: признаки и причины

Нервный тик у малыша – это непроизвольное движение какой-либо группой мышц, контролировать которое он не в состоянии.

По данным врачей, каждый пятый ребенок сталкивается с кратковременным заиканием хотя бы раз в жизни.

У 10% детей заболевание протекает в хронической форме.

Такие ужасающие цифры свидетельствуют о том, что большое количество детей и подростков страдают от сложностей в общении, комплексов и неуверенности в себе.

Проблема очень серьезна, и вызывает массу негативных последствий, особенно во взрослой жизни.

Выделяют три основных типа детского нервного тика:

  1. Ритуальные .
  2. Стискивание зубов, почесывание отдельных частей тела (уши, нос), теребление волос.

  3. Моторные .
  4. Непроизвольные гримасы (частое моргание, нахмуренные брови), прикус губ, дерганые конечности.

  5. Вокальные .
  6. К ним относятся все непроизвольные звуки (шипение, покашливание, кряхтение и другие).

Нервные тики также можно разделить по степени проявления :

  • Локальные
  • При действии только одной группы мышц.

  • Множественные
  • Движения совершаются сразу несколькими мышечными группами.

    Тики также разделяются по типу возникновения.

Первичное течение заболевания может быть вызвано:

    Замечали ли вы признаки нервного тика у ребенка?

    Да Нет

  • Недостаток полезных микроэлементов в организме при несбалансированном питании.
  • Психоэмоциональные проблемы.
  • Употребление большого количества напитков, влияющих на нервное состояние.
  • Наследственная предрасположенность.
  • В 50% случаев нервный тик передается от родителей к детям

  • Чрезмерная усталость.
  • Вторичный тип нервного тика может развиваться при наличии проблем:

  • Травмы и новообразования головного мозга
  • Патологии нервной системы
  • Энцефалит

Болезнь оказывает влияние на сон ребенка. Дети сложней засыпают и беспокойно спят.

Если вы отчаялись найти общий язык со своим чадом, то вам определенно стоит прочитать книги Юлии Гиппенрейтер “Самая важная книга для родителей” или “Общаться с ребенком. Как?”

Также очень подробно описываются способы решения конфликтных ситуаций в книгах другого детского психолога – Людмилы Петрановской: “Если с ребенком трудно” и “Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка” . Эти книги – настоящие бестселлеры, они помогли вернуть мир во многие семьи, попробуйте и вы.

Лечение нервного тика

Появление у ребенка нервного тика должно насторожить родителей. Необходимо обратиться к врачу, если наблюдаются следующие признаки:


Для эффективного лечения нервного тика необходимо создание благоприятной и спокойной домашней обстановки, организация правильного распорядка дня, длительные прогулки, занятия спортом, сбалансированное питание.

В качестве народных средств используют травяные отвары: ромашку, пустырник, валериану, боярышник.

Мнение эксперта

Клименко Наталья Геннадьевна – психолог

Практикующий психолог муниципальной женской консультации

Лечение заболевания зависит и от возраста. У детей от 3 до 6 лет течение болезни будет непредсказуемым. Даже при выздоровлении и исчезновении симптомов, необходимо ежедневно контролировать состояние ребенка, вплоть до окончания подросткового возраста.

Появление тика у малышей в возрасте до 3 лет особенно опасно. Такое возможно при наличии серьезных заболеваниях.

Тики, возникшие у детей от 6 до 8 лет, легче всего поддаются лечению, и обычно больше не проявляются.

Воспитание нервных детей

Эффективное лечение неврозов у детей может быть осуществлено только в комплексном взаимодействии врача и родителей.

Специальные виды терапии, медикаментозное лечение и помощь взрослых помогут избавить малыша от нервного расстройства.

Ребенок перестанет испытывать робость и стеснение, станет более активным и жизнерадостным.

Работа родителей в данном вопросе очень важна. Необходимо обеспечить комфортную окружающую обстановку для ребенка, выяснить причины нервных срывов.

Зажатый в строгие рамки воспитания ребенок должен получить свою долю самостоятельности. Не стоит контролировать каждый шаг малыша. Каждая мама должна правильно расставить приоритеты по времени.

Можно выделить определенный час или два в день, когда она полностью будет сфокусирована на общении со своим ребенком.

Обязанностью каждого родителя является воспитание нормального, психологически здорового ребенка. Гармоничная и спокойная обстановка позволит вырастить из малыша человека со здоровой нервной системой.

Кризисы у детей

Проблемы в общении взрослых и детей возникают в определенные периоды, когда детская психика наиболее подвержена негативному влиянию.

Выделяют 4 периода кризиса:

  1. От 1 до полутора лет.
  2. Маленький человек не способен совместить свои желания и возможности.

  3. От 2,5 до 3 лет.
  4. Проявление чрезмерной самостоятельности у ребенка, с которой совладать он не может, в силу своего возраста.

  5. От 6 до 7 лет.
  6. Этот период тесно связан с походом первый раз в школу. Понимание трудного состояния ребенка, терпение и внимание родителей помогут справиться малышу с первыми шагами во взрослой жизни.

  7. После 10 лет.

Близок период подросткового возраста, связанного с юношеским максимализмом. Четкое стремление разделить весь мир на «хорошее» и «плохое».

От родителей потребуется предельная честность в общении, уважение к маленькому человеку и терпение.

Четкого разделения кризисов по возрасту нет. В каждом случае ребенок развивается индивидуально. И те или иные поступки появляются в разное время.

«Трудные» дети

В определенных жизненных ситуациях, послушные дети превращаются в капризных маленьких тиранов.

  • Спокойствие родителей в любой ситуации – залог успеха
  • Вам удается оставаться спокойными во время наказания ребенка?

    Нет Да

    Ровный и спокойный тон взрослых даже при наказании ребенка имеет большое значение.

  • Необходимо следить за тем, чтобы ребенок всегда понимал причину наказания
  • Хороший пример для ребенка – лучший метод воспитания
  • Своим примером можно убедить малыша делать так, как правильно.

    Слова «делай так, как я говорю» не действенны для детей. Поведение крохи всегда является отражением поведения родителей.

  • Всегда нужно внимательно слушать ребенка, особенно в более старшем возрасте (после 10 лет)
    Дети уже могут аргументировать свои поступки, а родители должны дать понять, что обсуждение проблемы всегда возможно.
  • Дети должны понимать, что после любого действия будут последствия
  • Важно проговорить их, чтобы малыш усвоил.

    При контроле над своим поведением и регулярном анализе ситуаций непослушания, родители легко могут справиться с воспитанием детей.

    Доктор Комаровский о непослушных детях

    Как утверждает известный доктор Комаровский, правильное и несгибаемое поведение взрослых, последовательность и их принципиальность, позволяет исправить даже самого непослушного и шумного ребенка.

    Стойко выдержав детские истерики, и не поддавшись на манипуляцию, малыш вскоре поймет, что добиться криком он ничего не сможет.

    Воспитание детей – это сложный процесс, требующий полной отдачи от всех членов семьи. Грамотное и доверительное построение взаимоотношений, спокойствие и терпение родителей, позволят перевоспитать даже самого непослушного и раздражительного малыша.

    Нервный срыв представляет собой острое состояние, вызванное внешними раздражителями и имеющее признаки депрессии и невроза. Человеку без медицинского образования, сложно определить симптомы и по признакам распознать приближающийся срыв, т.к. они схожи с другими душевными расстройствами.

    Симптомы нервного срыва

    • раздражительность;
    • утомляемость и чувство усталости;
    • резкая смена настроения;
    • нарушения сна и режима питания;
    • мигрени;
    • тревожность;
    • панические атаки;
    • апатия;
    • мысли о самоубийстве.

    Однако приступы острого состояния не обязательно сопровождаются бурной реакцией, иногда отклонение протекает тихо, пациент замыкается в себе, становится апатичным, ничего не хочет и не жалуется.

    Если вовремя заметить признаки нервного срыва, то последствия будут не такими тяжелыми.

    Эмоциональные признаки

    • беспокойство и тревожность;
    • плаксивость и растущее чувство вины;
    • снижение самооценки;
    • отсутствие интереса к работе, друзьям и жизни;
    • депрессия;
    • мысли о суициде.

    Физические признаки

    • усталость и ослабление организма;
    • мигрени;
    • отсутствие аппетита и бессонница;
    • проблемы с ЖКТ;
    • после и во время расстройства болит сердце;
    • снижение сексуального влечения;
    • нерегулярный менструальный цикл.

    Причина нервного срыва. Фото: dobryjson.ru

    Поведенческие признаки

    • при нервном срыве возможны истерики;
    • резкие перепады настроения;
    • приступы гнева и насилия;
    • ухудшается положение с сердечно-сосудистой системой.

    Схема замкнутой цепи нервного срыва. Фото: pp.userapi.com

    Что же является причиной и как проявляется нервное нарушение.

    • Главной причиной медики называют сильнейшее эмоциональное потрясение, например, смерть близкого, разрыв отношений, смена места жительства, потеря рабочего места и сильный .
    • Но иногда сильное потрясение может произойти на фоне истощения, например, от постоянного перенапряжения на работе, стрессов, недосыпа и депрессивного состояния.
    • Кроме того нарушения в выработке гормонов, алкоголизм, наркотики и наследственность могут привести к неполадкам с психическим здоровьем.

    Интересно! В УК РФ не существует статьи о доведении сотрудника до нервного срыва на рабочем месте, однако, если есть медицинское подтверждение, то с работодателя через суд можно получить материальное возмещение ущерба психическому здоровью.

    Причина ослабления здоровья довольно проста — это реакция организма на стрессовые ситуации. Трудности на работе, в семье, отношениях, а также радостные события, например рождения ребенка или свадьба, приводит к перенапряжению, и ввергает пациента в состояние полного истощения.

    К факторам риска относят:

    • наследственную предрасположенность;
    • случаи ;
    • ВСД, сердечно-сосудистые заболевания;
    • неполадки со ;
    • дефицит витаминов;
    • злоупотребление и наркотическими веществами.

    Стадии нервного срыва

    Нервный срыв не возникает внезапно, она проходит несколько этапов, прежде чем вылиться в серьезную проблему.

    1. На первой стадии личность пропадает на работе, его трудоспособность повышается, он становится оптимистичным, но при этом тревога и беспокойство в его душе лишь растут и приводят к нарушениям. Возможны тремор, повышение температуры и бессонница.
    2. Активная деятельность в первой фазе приводит к полному физическому и эмоциональному ослаблению. Индивидуум считает, что он ничего не может, что все его усилия не приводят к успеху. Он начинает раздражаться по любому поводу, появляются сложности со сном, головные боли, панические атаки, учащенное сердцебиение.
    3. К третьему этапу личность полностью разуверяется в своих силах. Самооценка критически падает, проявляется апатичность и депрессивное настроение. Частым явлением становятся головокружения, скачки давления, приступы тошноты, плохой аппетит. Месячные после нервного срыва могут идти не регулярно, кроме того .

    Нервный срыв у мужчин

    Сильная половина человечества реже встречается с психическими заболеваниями, т.к. обладают более устойчивой психикой и высоким уровнем стрессоустойчивости.

    Если же мужчина и находится на грани нервного срыва, он не будет плакать или отказываться от труда, он будет всего лишь раздражителен и агрессивен. Поэтому важно следить за своими близкими и друзьями. Отмечается, что отказ от еды или переедание, бессонница, вспышки гнева и агрессии, отказ от любимого хобби и разговоры о смерти — это то, на что следует обратить пристальное внимание.

    Нервный срыв у женщин

    Слабый пол наиболее подвержен сложностям с психикой, и понять, что женщина находится на грани нервного срыва довольно просто. Девушка более плаксива и обидчива, случаются истерики, растет беспокойство и тревожность. Самооценка падает, случаются резкие перепады настроения, даже мелкие проблемы становятся трудноразрешимыми.

    К физическим симптомам у женщин, указывающим на отклонения, относят постоянные головные боли, головокружения, отсутствие сна и аппетита, снижение либидо и чрезмерное чувство вины, которое как последствие переходит в форму паранойи .

    Нервный срыв у беременных

    Во время беременности женщина становится более уязвимой и ранимой, поэтому психические заболевания в декрете — обычное дело.

    • Отклонению сопутствуют частые головные боли, головокружения, чувство тревоги и беспокойства, кошмарные сны или бессонница. Нервный срыв, который может случиться с дамой во время беременности, имеет тяжелые последствия не только для нее, но и для ее будущего малыша. Это отрицательно скажется на его здоровье.
    • Кроме того будущей маме не следует слишком переживать, т.к. сильное потрясение может вызвать тонус матки и стать причиной выкидыша.
    • Стрессовые ситуации могут стать причиной нарушения режима питания и сна, мигреней и усилению токсикоза. Также истощение может привести к тому, что после родов новорожденный будет гиперактивным и истеричным.

    Нервный срыв у детей и подростков

    Душевные болезни проявляются в любом возрасте. По симптомам можно выявить отклонения даже у маленького ребенка.

    Сложности в семье или садике могут привести к тому, что у малыша случится истерика. Существует два типа ее проявления — громкий и тихий.

    1. Во время громкой истерики ребенок кричит, плачет, агрессивно себя ведет, бросается вещами. Это хорошо, т.к. таким образом, ребенок избавляется от негативных эмоций.
    2. Тихая истерика намного хуже, т.к. дитя закрывается в себе, не разговаривает, тихо плачет, грызет ногти, кроме того во время или после нервного припадка может подняться высокая температура.

    При любом проявлении истерики, главное, вовремя заметить самочувствие ребенка и помочь ему справиться с отрицательными эмоциями.

    После того, как ребенок отправляется в школу, вероятность срыва растет. К причинам возникновения нервного срыва у подростков относят отсутствие друзей, любимого занятия, частые ссоры в семье, непосильная нагрузка в школе.

    Симптомы нервного срыва у подростков

    • бессонница;
    • тревожность;
    • отсутствие аппетита;
    • ссоры со сверстниками;
    • раздражительность и агрессивность.

    Эти симптомы нервного срыва, которые появляются у подростков в преддверии припадка, имеют дурные последствия, например, дружба с плохой компанией, нежелание учиться, употребление алкоголя и наркотиков.

    Мнение экспертов по вопросу нервного срыва у подростков

    Отвечает Янышева Вера Александровна

    «Нервный срыв у подростков в нашем мире высоких технологий. Осветить причины возникновения такого состояния, зависит ли такое состояние от возраста, симптомы нервного срыва. Надо ли бороться с нервным срывом и как можно решить эти проблемы, обезопасив ребенка.

    Как вы думаете, что главное для подростка? Верно, найти себя. Ему надо получить ответы на вопросы: «Кто я? «, «Для чего я живу? «, «Что такое жизнь? «, «Что я делаю в этом мире? «.

    Он начинает задумываться о смысле жизни, анализирует свою жизнь и мир вокруг — и не всегда видит мир идеальным. Он видит, что в нашем мире высоких технологий большое внимание уделяется именно материальной составляющей. На каждом интернет-ресурсе — грандиозные предложения по работе и выбору профессии. Вокруг пестрят заголовки, что богатым и успешным стать просто, как тот или иной гений уже в свои 16 лет — бизнесмен-миллионер. Это все должно стать для подростка призывом к действию, но подчас работает совсем наоборот. Он видит, что не соответствует требованиям социума.

    Подросток оглядывается в поисках моральной поддержки, а все его родные и близкие всегда «заняты». И даже если свободны, могут уделить время своим детям, то искренне не понимают в чем в общем-то его беда. Родители считают, что обеспечивают своему ребенку все необходимое: одевают, кормят, водят во всевозможные развивающие кружки и задаются «Чего еще не хватает? «.

    Ко мне нередко обращаются родители детей с нервным срывом. Нужно отметить, что обычно в таких случаях психиатры — не помощники. Они назначают лекарственные вещества, купирующие симптомы и синдромы. Как правило, детям это только вредит: им нужны силы и чистая голова, а после таблеток бывает не так, как хочется.

    Когда у подростков возникает нервный срыв?

    В детстве ребенок привязан к родителям. Когда он идет в школу, для него более значимыми становятся учителя. Затем и они теряют в глазах подростка значимость. Вскоре значимость переходит к друзьям, коллективу — таким же подросткам. Это — нормальная реакция для кризиса пубертата. Она называется реакцией группирования .

    Но даже подросшим детям необходимо душевное тепло, поддержка и принятие со стороны собственных учителей, особенно важно — со стороны родителей. А откуда им их взять, если взрослые сами поддержки и тепла практически не получали? Ведь наши родители заботились о нас именно так же, как мы о своих детях: они нас одевали, обували, а о нашем внутреннем душевном мире забывали.

    За время моей практической деятельности психолога-психотерапевта я заметила определенные закономерности психики: дети, подростки и даже молодежь отражают внутреннее состояние своих родителей. Есть такое понятие: сценарная программа поведения . Она передается ксерокопическим образом от старшего поколения к младшему.

    Доказано практикой: непроработанные родительские проблемы на психологическом уровне переносятся на детей.

    Мозг ребенка как компьютер считывает негативные мысли своих родителей и неосознанно начинает ощущать их внутреннее напряжение, волнение, тревогу и беспокойство. Частое и долгое неосознаваемое внутреннее напряжение подростков ведет к нервному срыву.

    Нервный срыв у подростков — частое явление. Казалось бы, некоторые спокойно относятся к жизненным проблемам, но это только на первый взгляд. Такой человек обычно скрывает свое внутреннее дисбалансированное состояние. Нервный срыв приводит к агрессивному или депрессивному психоэмоциональному состоянию.

    Причинами, которые приводят к нервному срыву и дисгармоничному состоянию, можно назвать следующие:

    • развод родителей или близкое к этому состояние;
    • потеря работы матерью или отцом;
    • финансовые трудности в семье, в том числе возникшие из-за выплаты ипотеки или смерти близкого человека, которые обеспечивал семью материально;
    • другие негативные чрезвычайные ситуации или кризисы в стране и в мире.

    Есть причины и у самого подростка:

    • он не может найти свое место в коллективе сверстников;
    • у него низкая самооценка, неуверенность в себе;
    • он прошел через унижение, обиды, непринятие сверстниками.

    В этих ситуациях у ребенка возникает волнение, беспокойство, тревога, страх за завтрашний день. Именно в такие минуты хочется защиты, поддержки. А с детьми нет теплого контакта. Это приводит к ощущениям ненужности, одиночества, непринятия, нелюбви. И эти негативные состояния все время «откладываются».

    Они копятся в подсознании, копятся, и когда их число достигает критической для этого ребенка массы — происходит взрыв. Это же может произойти и на фоне внезапного стресса. Он может неблагоприятно закончиться как для окружающих, так и для самого подростка — вплоть до соматических заболеваний и психических отклонений.

    О том, что причиной нервного срыва становятся проблемы родителей, а не самого подростка, свидетельствуют и мои психотерапевтические работы. О них я расскажу ниже.

    В каком возрасте ожидать нервного срыва?

    Нервный срыв может произойти в любом возрасте. Чаще всего это происходит в период кризиса пубертата: в 12-16 лет . Но я встречалась с такими ситуациями и в более старшем возрасте: в 19, 20, 21 год .

    Как проявляется нервный срыв

    Это состояние может проявиться по-разному. У детей появляется ощущение тревоги, беспокойства и страха. Подросток ощущает, что не может понять, что с ним происходит, не понимает себя, свои чувства, свои поступки. Поэтому дети могут замыкаться в себе: может наблюдаться угнетенность эмоциональной сферы: появляется раздражительность, агрессивность, нарушение сна, аппетита.

    Нервный срыв у ребенка. Фото: ya-roditel.ru

    Например, спокойный до этого ребенок может начать агрессировать: бунтовать, всячески выказывать свое неуважение старшим или грубить. Может он и начать депрессировать: замыкаться, уходить в себя, плакать. Некоторые подростки могут прекращать учиться и переставать общаться с окружающими.

    К нервному срыву в кризис пубертата могут приводить также употребление алкоголя и наркотиков. Эти вещества ребенок может начать употреблять в компании своих сверстников для снятия внутренней тревоги и неосознаваемого напряжения, которые он переживает. Подросток не понимает, что происходит, но, когда принимает определенную дозу алкоголя или наркотика, он расслабляется и теряет контроль. Это происходит через воздействие этого вещества на лобные доли мозга, которые отвечают за мышление (там же находится воля и локус-контроль: это первый блок мозга по Александру Романовичу Лурия).

    Лурия Александр Романович, советский психолог и врач-невропатолог, один из основателей нейропсихологии. Доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), профессор (1944), действительный член Академии педагогических наук РСФСР. Фото: i.pinimg.com

    Несколько случаев из своей практики

    Одна мама привела ко мне дочь, студентку 1-го курса университета. Девушка постоянно училась, не выходила из дома, сидела за компьютером, друзей у нее не было. Если она общалась в интернете, то общалась в таком, как сказала мама, тревожном состоянии, и контакты были случайные и мимолетные. Более того, девушка ненавидела заниматься шоппингом, как ее одногодки. Ее абсолютно устраивала та одежда, которая у нее была.

    Мы проработали одну сессию с этой девушкой. Практически всю сессию я слышала только одно: «Да у меня все хорошо! У меня нет проблем!». Я проработала с ней по всем вопросам, со всех сторон провела проверку ее внутреннего состояния, такую массивную работу, но практически ничего у нее не вышло.

    Следующей зашла ко мне ее мама. Мы с ней проработали 3 часа. Все, что маме не нравилось в поведении дочери, оказалось в ней самой. Когда мы проработали с мамой уже 10 сессий, она мне позвонила и сказала: «Вы знаете, Вера Александровна, работаю я, а изменения происходят у моей дочери! У нее появился молодой человек, она полюбила шоппинг. Ей стали интересны многие другие жизненные проекты». Со слов мамы, девочка стала активной, интересной, начала хорошо и с интересом учиться в институте. Этот пример демонстрирует, что внутреннее состояние родителя передается его ребенку.

    А вот пример передачи сценарной программы поведения. Мама привела дочку, у которой был очень высокий IQ. Девушка три года поступала в физико-математический институт, но каждый раз бросала вуз. После третьего поступления и добровольного отчисления из вуза, у нее появились суицидальные наклонности.

    Конечно, мы провели с ней психотерапевтическую работу. Но было видно, что эта проблема шла прямо по роду. Тогда я предложила поработать маме, а потом и бабушке. У них один в один повторялись негативные установки, которые мы проработали и отпустили. В результате девочка и мама гармонизировали свое психоэмоциональное состояние, а девушка смогла продолжить учебу и устроиться на работу.

    Была и ещё одна очень интересная ситуация. Ко мне приводили молодого человека, у которого пропало желание учиться. Мама так и сказала: «Апатия полная. Мы не знаем, что делать». С мальчиком было очень тяжело работать. У него темперамент флегматика, и каждое слово нужно было тащить как «на аркане». Мы проработали с ним 2 сессии, и практически ничего не вышло.

    Но что же выходило у мамы? Страхи и ещё раз страхи. Эти мамины страхи передались ребенку, вместе с сильнейшим маминым напряжением. Молодой человек не понимал, почему он не хотел учиться, не осознавал, почему у него апатия. Конечно то, что можно было проработать, мы с ним сделали, но, в основном, вся работа шла с мамой. Менялось внутреннее состояние мамы — менялось эмоциональное состояние молодого человека.

    Таким образом, ко мне приводили многих подростков, чье поведение беспокоило родителей. Мы начинали работать с детьми, они не могли привести никаких доводов, что у них есть какие-то проблемы, не могли их проработать, потому что это проблемы их родителей. Начинаем работать с одним из родителей (чаще с мамой), и взрослый сам видит: «А ведь это проблемы не моего ребенка! Это проблема моя». Прорабатываем с родителем эту ситуацию и поведение подростка становится стабильным и гармоничным. И неосознаваемая тревога и напряжение покидают его навсегда.

    Как обезопасить ребенка от нервного срыва

    Надо ли бороться с нервным срывом? Да, но с ним надо не бороться, а убирать причины возникновения этого состояния. Нужно обратить внимание на то, что подростки страдают от нехватки внимания, нелюбви, ненужности и, конечно, от эмоционально-чувственного непринятия.

    Чтобы обезопасить своего ребенка от нервного срыва, вам нужно обеспечить ему поддержку, душевное тепло, принятие. Одним словом, любовь. А что есть любовь? Это когда на душе есть позитив и радость.

    Как можно решить эти проблемы?

    Главное — уже сейчас необходимо позаботиться о своих детях: убрать свои негативные сценарные программы поведения, чтобы оно не передалось детям. Это можно сделать в психотерапии Естественно-психического направления.

    Нужно вовремя приводить в гармонию свое психоэмоциональное состояние и обращать внимание на психоэмоциональное состояние своих детей. Кроме того, с самого рождения нужно завязать добрые отношения с ребенком. Не ждать, когда он вырастет. Когда он вырастет, вы ему уже будете не нужны, ему будут нужны его сверстники. А также важно грамотно адаптировать ребенка в социум, чтобы он не ощущал себя неполноценным и не сделался изгоем.

    Развивайтесь, любите и пусть вы и ваши дети будут здоровы!».

    Отвечает Сахарова Ольга Юрьевна

    Эксперт по отношениям

    «С 11 лет подросток начинает расширять социальные связи и воспринимать источником информации не столько родителей, а сверстников и чаще даже — интернет. Этот этап взросления и отделения от взрослого для ребенка очень важен и лучше всего будет, если взрослый грамотно сопроводит его в этом процессе. Не мешая, не ограничивая насильно, а аккуратно пытаясь найти точки соприкосновения. Подростки ищут себя, пробуют и общение на равных лишь укрепит их уверенность в себе. В противовес недоверия родителям, замкнутости и «зависания» в гаджетах. «Мам, я хочу покраситься в фиолетовый» — «Если хочешь, почему нет. Но если хочешь услышать мое мнение, какой тебе идет больше, я, конечно, могу сказать, но настаивать не буду». Если запретить — сделают наперекор мнению «родаков, которые учат жить», и чем больше запретов, тем больше пропасть между поколениями. Если «неправильное желание» заткнуть критикой, то не дать попробовать, пусть и ошибиться. Но сделать вывод самостоятельно. Учась доверять себе.

    С 12 до 18 лет у человека происходит половое созревание, сопровождаемое гормональным взрывом, формированием личности и усилением внутреннего напряжения. Чтобы взаимоотношения с родителями не переходили во взаимные контр-действия и конфликты, важно учиться слышать друг друга. А также объяснять подростку, что кроме прав, у него есть обязанности: учеба, стараться самостоятельно обслуживать себя, помогать по дому, заботе о младших и пр. Когда взрослый трезво и спокойно озвучивает такую позицию, своим примером показывает дисциплину и спрашивает с подростка, то у последнего автоматически растет уважение и желание взять пример со старшего родственника. Подросток почувствует свой вклад в общее дело, а времени на интернет и кризисы не останется».

    Отвечает Шведовский Евгений Феликсович

    Нейропсихолог, клинический психолог Центра Здоровья и Развития имени Святителя Луки, методист Федерального ресурсного центра МГППУ

    «Нервный срыв — сам по себе не отдельное заболевание. Это некоторый собирательный образ острого аффективного состояния, возникшего на невротической или депрессивной почве под воздействием сильного воздействия извне.

    Если говорить о подростковом возрасте, то нестабильность психики характерна для этого возраста. Пубертатный криз, начинающийся в среднем в 12 лет — один из нескольких возрастных кризисов детского возраста, из которого подросток может выйти либо в его преодоление — компенсацию, либо в какую-либо клиническую форму. Нередки случаи юношеской шизофрении, связываемой часто с неблагоприятным течением пубертатного криза. Поэтому можно сказать, что наиболее чувствительным возрастом для нервных срывов подростка является возраст начала пубертатного криза. Нервный срыв может сам по себе быть симптомом заболевания в виде психотического эпизода или же острой реакции на стресс, с которым растущему организму сложно справиться. Так как это не отдельное заболевание само по себе, конкретные симптомы назвать сложно.

    Профилактика и устранение последствий нервного срыва

    Конечно все индивидуально. Если ребенок сензитивен к факторам внешней среды (шум, большие скопления людей и т.д.), которые могут быть для него стрессогенными, то стоит подумать, как оградить его от этого. Думать над этим должны, конечно же родители в первую очередь, создавая благоприятные условия для гармоничного развития.

    Если говорить о преодолении последствий стрессовой реакции организма, то тут множество методов, начиная от самых простых и «физиологических» — неосознаваемых:

    • дыхательная гимнастика;
    • концентрация на определенных объектах, факторах;
    • отвод внимания от стрессового агента;

    — до методов, используемых в различных психологических подходах, н-р, КПТ (когнитивно-поведенческая терапия) — рационализация или арт-терапии «нарисуй свой страх».

    Что касается высоких технологий, то это стоит воспринимать рационально. П онятно, что в нашем мире они есть и никуда от них не деться — цифровизация, виртуализация и т.д. И приносят они как новые знания, так и новые проблемы.

    Прогресс в развитии науки с одной стороны и дополнительный стрессогенный фактор с другой стороны влиятельны не тем, что они есть как таковые, а тем что общение с помощью цифровых гаджетов, игры (преимущественно онлайн) и прочие технологии «виртуального общения» имеют очень высокую интенсивность. Приходится вступать в контакт с гораздо большим числом людей. К этому мозг ребенка тоже может быть не готов».

    Нервный срыв у пожилых людей

    Чем ближе к старости, тем больше люди ощущают свою беспомощность. Пожилые менее подвижны, дряхлеют, постоянно ощущают боль и приобретают хронические болезни, поэтому также подвержены психическому перенапряжению. Кроме того для взрослых смерть близких, выход на пенсию и плохое обращение, может стать причиной возникновения первичных симптомов и привести к тяжелым последствиям, например, неврозам и .

    Важно знать, что делать в ситуации, если пожилой находится на грани нервного срыва.

    Интересно! Если все тело пробивает дрожь или трясет, то это также является признаком сильнейшего стресса и может привести к началу припадка.

    Лечение нервного срыва

    Излечение истощения зависит от тяжести и самочувствия пациента. В некоторых случаях назначают медикаментозное лечение, в иных — можно обойтись без лекарств.

    • При первых признаках срыва нервной системы, лучше всего поддержать здоровье и начать принимать витаминные комплексы, успокоительные препараты на растительной основе и наладить распорядок дня.
    • Если состояние ухудшается и уже не возникает вопроса как понять, что у тебя нервный срыв? , то следует принимать глицин и антистрессовые лекарства, а также записаться к психологу.
    • Последняя стадия при срыве требует обязательного приема рецептурных медикаментов и обращения к какому-нибудь врачу, например психологу или психотерапевту.

    Лечение нервного срыва в домашних условиях

    В случае, если индивидуум осознает проблему и у него есть желание что-то исправить, можно справиться с нервным срывом без лекарств и обращения в больницу.

    • Спорт . Давно известно, что позволяет выпустить пар и негативные эмоции. Фитнес, борьба, или йога позволит отвлечься от забот, а после занятия они не будут казаться неразрешимыми или опасными. Кроме того, занятия медитацией и дыхательной практикой позволят купировать симптомы и помогут в лечении. Более того дыхательные упражнения можно использовать даже будучи среди людей, например, в школе или на рабочем месте.
    • Физиотерапия и релаксация . Физиотерапия давно известна своим положительным влиянием на человеческий организм. А для того, чтобы избавиться от симптомов и негативных последствий срыва необходимо посетить сеанс массажа, записаться на приятные СПА-процедуры, устроить , причем этот метод работает как на женщинах, так и на мужчинах. После такого отдыха от тревог не останется и следа.
    • Образ жизни и рацион . Для того чтобы не подвергать организм лишнему стрессу, важно внимательно следить за своим графиком. Отказаться от переработок, хорошо высыпаться, не пропускать завтраки, не злоупотреблять вредной пищей и алкоголем.
    • Травяные сборы . Чай с считается хорошим успокоительным, нормализует сон и снижают тревожность при нервном истощении. употребляют для борьбы с бессонницей и волнениями. оказывает седативное действие. Чай с листьями расслабляет и снимает раздражительность. Настойка зверобоя убирает последствия болезни и невроза. Кроме того хорошо себя зарекомендовали в борьбе со стрессом такие травы как душица, женьшень, элеутерококк, кипрей и хмель.

    Помощь врача

    Психотерапия не очень популярна в странах СНГ, однако иногда помощь специалиста неоценима и не стоит ею пренебрегать при нервном срыве. Именно общение с психотерапевтом поможет не допустить расстройства, а в случае, если срыв произошел, подскажет, как после него восстановиться.

    Препараты

    Если проблема глубже и в домашних условиях лечение нервного срыва не увенчалось успехом, нужно пускать в бой тяжелую артиллерию.

    • Успокоительные вещества, такие как , или выпускают без рецепта доктора, а потому, люди часто применяют эти лекарства самостоятельно. Однако следует быть осторожными, хоть эти лекарства и оказывают седативное действие, нормализуют сон, но они также вызывают побочные эффекты и имеют противопоказания.

    Глицин-Био. Фото: wave-life.ru

    Валосердин. Фото: nebolet.com

    • Седативные препараты на растительной основе, например, (на основе зверобоя) также не требует рецепта и эффективны при нервном срыве. Они быстро успокаивают, но при этом снижают концентрацию внимания, затормаживают реакции и после них клонит в сон. Поэтому употреблять их нужно с осторожностью, если пациент водит автомобиль.

    Ново-Пассит. Фото: aptekaforte.ru

    Негрустин. Фото: zdravzona.ru

    • Антистрессовые средства, такие как , или помогут успокоиться после нервного срыва. Они хороши тем, что не вызывают привыкания, но хорошо борются с чувством тревоги, беспокойством, защищают нейронную систему.

    Хеверт Калмвалера. Фото: uteka.ru

    Тенотен детский. Фото: socialochka.ru

    • Рецептурные препараты, например ,

      Феназепам. Фото: otrav.net

      Грандаксин. Фото: socialochka.ru

      Пиразидол. Фото: samson-pharma.ru

      Витамины

      В качестве дополнительной терапии показаны поливитаминные комплексы, например, и , которые поддерживают организм во время лечения после нервного срыва. Кроме того гомеопатические средства и БАДы также оказывают организму больного поддержку.

      Будет любопытно! Режиссер Педро Альмодовар снял фильм «Женщины на грани нервного срыва», который повествует о 4 женщинах, которые попадают в разные ситуации и стараются выйти из них всеми способами. В этой картине режиссер развеял много стереотипов о женщинах.

      Геримакс Энерджи. Фото: static.onlinetrade.ru

      Последствия нервного срыва

      После нервного срыва у человека могут возникать депрессия, различные фобии и, как следствие, мысли о самоубийстве. Кроме того эмоциональное истощение отрицательно влияют на состояние здоровья в целом — возникают резкие скачки давления, мигрени, проблемы с ЖКТ. Если не лечиться, то больной начинает злоупотреблять алкоголем или употреблять наркотики для того, что расслабиться и забыть о заботах.

      Профилактика

      При первых признаках, указывающих на нервный срыв не нужно делать никаких тестов, необходимо сразу же предпринимать действия. Например, скорректировать питание, высыпаться, гулять на свежем воздухе, сходить в кино или СПА-салон, принимать лекарства на растительной основе.

      Вывод

      Невозможно пропустить, как происходит нервный срыв, а потому при первых же проявлениях нужно обратиться к специалисту и задушить болезнь в самом ее начале. Несмотря на то, что женщины чаще оказываются в таком затруднительном положении, мужчинам также следует обращать внимание на свое состояние и знать, как восстановиться после расстройства.

    Поведение каждого ребенка в той или иной мере непредсказуемо и даже непонятно для родителей. Правда, мало, кто обеспокоен таким положением вещей. То, что ребенок очень нервный, часто списывают на особенности возраста, надеются, что перерастет. Более того, некоторые даже поощряют вредность и капризы малыша, так как пытаются дать ему все, что нужно.

    В любом случае, воспитание ребенка - ответственная и сложная задача, которую необходимо выполнять родителям. На их плечах лежит ноша социализации, которая адаптирует маленького человека к самостоятельной жизни, коммуникациям с другими людьми и правильному поведению.

    Если дети стабильно не слушаются родителей, постоянно капризничают, ведут себя нервно и даже агрессивно, независимо от их воспитания, следует обязательно обратиться к врачу. Эти симптомы могут свидетельствовать о развитии невроза, который нужно обязательно лечить.

    Почему ребенок не слушается

    Независимо от того, сколько лет малышу или даже школьнику, нервное поведение и непослушание может иметь общие корни. Все причины, которые вызывают у детей подобную картину, являются психогенными и связаны с особенностями детской психики.

    Важную роль играет повышенная нервная возбудимость у ребенка. Это физиологическое качество, которое влияет на темпы реагирования, темперамент человека. Возбудимость нервной системы контролирует силу аффективных реакций и нервных срывов у детей.

    Известно, что одни дети фактически рождаются таковыми и вредничают с самого маленького возраста. Другие же, наоборот, в какой-то момент становятся непослушными, агрессивными. В первом случае это врожденные особенности маленькой личности, которая только формируется. Во втором, реакция на внешние условия, воспитание или некоторые события в жизни семьи.

    Подобное поведение может наблюдаться постоянно, как составляющая характера, а может формировать приступы. Нервные срывы у детей - результат накопившегося психоэмоционального напряжения, которое пытается найти выход.

    В каждом отдельном случае детских капризов, истерик и даже слез кроется подсознательный фактор, который объясняет, почему ребенок нервный.

    Важно уметь распознавать эти факторы и во время корректировать поведение. В противоположном случае, оно будет переноситься во взрослую жизнь.

    Основные факторы, которые могут вызывать изменения в поведении детей:

    • Недостаток внимания. Часто нервные дети ощущают острую необходимость в общении с другими людьми, они нуждаются во взаимодействии даже тогда, когда ещё не умеют говорить. Часто в возрасте до 3 лет родители ведут себя с малышом, как с обычной куклой, которую нужно умыть, покормить, переодеть и уложить спать. Возможно, в темпе современного мира не хватает времени на общение или этому не уделяется достаточно внимания, но общие тенденции свидетельствуют о том, что с детьми стали меньше разговаривать. Эту связь, которая так необходима малышу, заменяют дорогими игрушками, конструкторами и мультфильмами, сказки читаются через наушники, воспитательные уроки возложены на детские мультфильмы и сериалы. Таким образом, дети не получают нужного внимания от других и пытаются достичь этого любым доступным способом.
    • Значимость. Даже самые маленькие дети нуждаются в признании их собственного мнения. Постоянное навязывание ребенку своих указаний ведет к принижению значимости детской личности. Даже в возрасте до 3 лет малыши нуждаются в самовыражении, они начинают осознавать свою индивидуальность, отождествлять себя с другими людьми и требовать от них соответствующего отношения. Если к ребенку относятся, как к безвольному человеку, не спрашивают мнения и всячески принижают его важность, это может вызвать ответную бунтарскую реакцию. Постоянный приказной тон, лидерское отношение к малышу будут провоцировать изменения поведения.
    • Самооценка. Важное значение для ребенка имеет также уверенность в себе. В детском возрасте самооценка довольно хрупкая и легко поддается влиянию посторонних мнений. Если часто говорить малышу, что он не способный, ущербный или непослушный, соответственно его поведение будет равняться на эти мнения. Именно поэтому, слова, брошенные со злости в адрес ребенка, быстро забываются родителями, но очень долго помнятся детьми. Если хорошие действия не оцениваются похвалами, нервный ребенок не чувствует необходимости поступать правильно и придерживаться установленных правил.
    • Месть. Для ребенка психоэмоциональные реакции довольно просты и не подвергаются анализу. Если обидеть его, он захочет отомстить. Если же похвалить, соответственно будет стараться обрадовать ещё раз. Необходимо помнить, что самоотдача у ребенка всегда в несколько раз сильнее. Обычная обида может обернуться бунтарским поведением, непослушанием. Если ребенок начал внезапно капризничать, вести себя агрессивно, следует обратить внимание, не обижен ли он. Необходимо помнить, что даже родители ошибаются и обычные извинения перед ребенком никак не принижают их репутацию, а показывают хороший пример поведения.

    Обязательно следует учитывать, что подобную симптоматику включают в психические расстройства детского возраста. Поэтому, если ситуация усугубится, нужно обратиться за помощью к врачу.

    Особенности каждого возрастного периода

    Плохое поведение, капризы и даже представления, которые устраивает ребенок время от времени - признаки непослушания и нервозности детей.

    В зависимости от конкретного возраста, наблюдаются те или иные поведенческие изменения. Также следует учитывать особенности и этапы развития личности, которые проходят в детстве:

    • До 3 лет. Чаще всего, если ребенок нервный в этом периоде, это врожденная особенность поведения. Младенец постоянно плачет, вредничает, наблюдаются нарушения сна. В некоторых случаях может наблюдаться аллергия на нервной почве у ребенка. Огромное значение имеет также рождение младшего брата или сестры в семье. Тогда внимание к старшему значительно сокращается, ему передается роль более взрослого в семье и это не всегда по душе самому ребенку. Он начинает нервничать, беспокоиться, пытается любыми способами привлечь внимание. Часто дети говорят, что у них болит живот или усиливают другие симптомы, чтобы вызвать сочувствие. В некоторых случаях даже учатся манипулировать другими людьми с помощью слез, капризов и нервного состояния.
    • От 3 до 4 лет. Представляет собой ранний дошкольный период, который характеризуется познанием уже не самого себя, а мира вокруг. Ребенок задает массу вопросов, интересуется всем, что его окружает, знакомится с другими правилами социума, кроме тех ограничений, которые устанавливают родители. Также в возрасте 3-4 лет он начинает взаимодействовать с другими детьми, ходит в детский сад или кружки, начинает отождествлять себя с определенными группами людей. Обычно, наблюдаются бунтарские проявления, упрямство и бессмысленные ультиматумы. Ребенок начинает сопротивляться тому, что говорят другие, делая все противоположно указаниям. В 3-4 года такой негативизм свидетельствует о сопротивлении, которое он пытается создать, как способ влияния на свою жизнь.
    • От 5 до 7 лет. В этом возрасте ребенок относится к старшему дошкольному периоду. Он довольно спокоен и нервных срывов у детей практически не бывает за эти 3 года. Развиваются в основном познавательные процессы, которые стимулируют ребенка к учебе, он начинает понимать свою успешность и возможности, пытается доказать, что он лучше и работает над этим. Силен дух соревнования, поэтому неудачи в процессе изучения чего-либо или даже в играх могут привести к изменению поведения ребенка.
    • От 8 до 10 лет. За это время учеба и познания нового мира успевают наложить свой отпечаток на впечатления ребенка. Формируется осознание себя, как части общества, развивается свое мнение насчет важных философских вопросов. В этом периоде может проявляться скрытая агрессия, которую ребенок выплескивает дома или на уроках. Наблюдается плохое поведение, как следствие неверно выбранных идеалов. До 10 лет это не страшно и легко скорректировать родителям самостоятельно.
    • От 10 лет до 16. Фактически в эту группу входят дети и подростки, которые имеют некую степень свободы действий. Они способны очень остро реагировать на неблагоприятные условия, некоторые ситуации в их жизни. Для детей от 10 до 16 лет практически каждая проблема видится ужасной и неразрешимой, следственно их действия полны демонстративности и радикальности. Нужно быть особенно осторожными, так как поведенческие изменения сопровождаются гормональными перестройками, перепадами настроения.

    Абсолютно все родители рано или поздно сталкиваются с проблемой одного или нескольких сложных периодов в жизни их ребенка. Поначалу, естественно, стараются закрывать на это глаза, но когда изменения в поведении выходят из-под контроля, нужно что-то с этим делать. Каждый родитель должен знать, как вести себя с нервным ребенком, чтобы не ухудшить ситуацию.

    Самое важное - это избегать нервных срывов у своего чада. Они могут быть опасными, как для детей, так и для окружающих. Именно поэтому, в воспитании нервных детей нужно придерживаться нескольких советов врача:

    • Спокойствие. Категорически нельзя срываться на ребенке или вымещать свою злость агрессивным поведением. Следует разделять все рабочие моменты и помнить о воспитании прежде, чем кричать на детей за свое плохое настроение.
    • Извинения. Одна из важных форм взаимодействия родителей и ребенка. Благодаря этому, маленький человек познает, что такое ошибка и почему нельзя этого повторять. Кроме того, если извиняются родители, он осознает важность просьбы прощения.
    • Терпение. Важная черта хорошего родителя. Не сразу получается научить ребенка вести себя правильно или донести до него нужную мысль. В большинстве случаев для этого нужно терпение и время. Капризы, упрямство ребенка - это его способ высказаться и следует это уважать. Если относиться терпеливей к подобным проявлениям, можно увидеть скрытый посыл в таком поведении.
    • Пример. Дети наследуют поведение их родителей постоянно, ведь они единственное звено с внешним миром. Если отец или мать ведут себя неправильно, вызывающе, употребляют нецензурную лексику, очень скоро ребенок будет делать так же. Поэтому, важно следить не только за детьми, но и за собой.
    • Роли. Нельзя безмерно баловать ребенка и ставить его в центре семьи. Следует распределять важность каждого человека, к которому он имеет отношение. Ребенок должен понимать, что все внимание не всегда должно доставаться ему, уметь делиться и спокойно воспринимать то, что он далеко не единственная забота родителей.
    • Выбор. Важно, чтобы дети чувствовали свою значимость и важность. Нельзя принимать абсолютно все решения за них. Даже в три года нужно спрашивать малыша, что он бы хотел на ужин, как бы он хотел одеться. Естественно, эти желания должны проходить критику, но обязательно следует объяснять, почему в этот раз к нему не прислушались.
    • Отказ. Каждый запрет или правило, которое устанавливается, касаемо детей, должно быть четко аргументировано. «Потому, что я так сказал» — совершенно не подходит для ребенка. Чтобы в следующий раз не возникало подобных ситуаций, следует объяснять, что именно считается неверным в этой схеме поведения. Чтобы отказы и правила не воспринимались слишком остро, следует настроить доверительные отношения с ребенком, создать авторитет, располагая к себе, а не устрашая.
    • Общение. Контакт и доверительный разговор имеют огромное значение даже, если это грудной ребенок. Дети и их представления о мире очень хрупки, поэтому доверительные отношения с родителями сформируют крепкую схему поддержки. Только пообщавшись, можно понять, как воспитывать нервного ребенка правильно. Категорически нельзя перекладывать таких детей и их воспитание на плечи педагогов в садиках, школах. Близкий родной человек быстрее найдет тот способ, который поможет ребенку открыться.

    Дети по своей сути склонны к изменчивому поведению и аффективным реакциям, их психические процессы ещё не созрели и только начинают функционировать. Именно поэтому, каждый родитель должен знать, что делать если его ребенок нервный и непослушный. Если повышенная возбудимость во время не будет замечена и скорректирована, может развиться гиперкинетический синдром у ребенка, который считается заболеванием психического спектра и нуждается в квалифицированной помощи.

    Вчера мы начали разговор о нервных срывах у дошкольников и младших школьников, и выяснили с вами, что в большей части нервных срывов и проблем психики детей «повинны» родительские пробелы в воспитании и дурной пример собственного неправильного поведения. Давайте поговорим с вами далее и разберем несколько примеров.

    Примеры положительного и отрицательного влияния взрослых

    Для иллюстрации влияния взрослых на формирование неврозов у детей приведу несколько примеров, отражающих неверную и верную реакции родителей и других взрослых, участвующих в воспитании.

    Ольга Р., 7 лет, до истерики боится мышей, даже на фотографиях и картинках, хотя в целом достаточно храбрая девочка, не боящаяся ни собак, ни диких животных. Почему же такая паника при виде мышей? Все дело в том, что еще будучи воспитанницей детского сада, во время занятий, она стала свидетелем панической реакции воспитательницы на прошмыгнувшего по полу мышонка. Воспитатель была высшим авторитетом для ребенка, и девочка запомнила реакцию женщины, которая с визгом и жутким криком вскочила на стул. В подсознании ребенка закрепился стереотип «мышь – это жуткий зверь!».

    Никита Ш., 6 лет, пошел с мамой в цирк на представление с дрессированными медведями. Когда ребенок увидел медведя, который направился в его сторону на самокате, ребенок очень сильно закричал и потерял дар речи, а в дальнейшем стал заикаться. Почему так произошло, ведь многие дети бывают на подобных представлениях, но не боятся? При выяснении обстоятельств было выяснено, что в три года ребенок был длительно у бабушки в деревне, которая за непослушание пугала ребенка тем, что придет медведь и утащит его в лес. Символ медведя стал для ребенка шоковым фактором, и при встрече с настоящим медведем произошел срыв.

    Ирина У., 4 лет, шла по улице с мамой, и на них кинулась соседская собака. Не смотря на опасность девочка не испугалась, так как мама ей всегда говорила, что собака – друг человека. Она потом сказала маме «собака лаяла и что-то хотела нам сообщить, поэтому так резко к нам подбежала». Это правильный стиль воспитания мамой, без запугивания и сгущения красок. И это далеко не все примеры разных подходов в воспитании.

    Дети обычно по-другому воспринимают опасность и они смелее взрослых. Вспомните, как в детстве вы не боялись забираться на высокие деревья, совать руки в клетки к зверям, разжигать костры или прыгать через глубокие канавы и рвы. Чувство страха формируется у детей на основе реакций родителей и накопления собственного негативного опыта. Приводят к боязни в основном указания взрослых на то, что это больно, опасно или страшно. По опыту было показано, что те дети, у которых возникали неврозы в результате сильного испуга, ранее в своей жизни испытывали многократно достаточно выраженные и сильные потрясения в результате ушибов или ожогов, наказаний или укусов животных. Эти реакции вызывали у них кратковременные реакции плача, но при этом они не сопровождались соответствующими реакциями взрослых об опасности. Также стоит знать, что даже сильные боли как у ребенка, так и у взрослого человека не вызовут невроза, если знать, что подобные боли не опасны – например, зубная боль это неприятно, но от нее нет неврозов.

    Однако, умеренные, но длительные по времени неприятные ощущения могут становиться причиной стойких неврозов, если ребенок, который их испытывает, будет полагать, что такие проявления опасны для жизни и здоровья. Например, сжимающие или колющие боли в области сердца могут приводить к развитию тяжелых кардионеврозов из-за страха за то, что сердце может остановиться. Но с другой стороны, даже тяжелые эмоциональные потрясения и горе детей, которое провоцируется достаточно трагическими событиями (гибель близкого человека), при тактичном и ласковом подходе и спокойном объяснении может утешить малыша и не дать его проблемам перейти в неврозы. Стоит помнить, что чем младше ребенок, тем менее развитыми в коре головного мозга будут процессы торможения, тем легче будут происходить срывы при перегрузке нервной системы. Это может происходить потому, что ребенка все время одергивают – «перестань», «это нельзя», «сиди спокойно» или «не тронь!».

    Стоит помнить – что дети непоседливы и любознательны, они имеют право на активную и радостную жизнь, им физически необходимо играть, бегать, шалить и скакать, это выход для их неуемной энергии. Нужно дать им больше самостоятельности и свободы в поведении, а запрещать необходимо лишь то, что является абсолютно недопустимым или угрожающим жизни и здоровью. Но в таком случае необходим строгий, твердый и безоговорочный запрет. Срывам в тормозных процессах ребенка и развитию его гиперактивности и неуемности может способствовать частое и необоснованное применение наказаний, которые связаны с длительным ограничением их свободы передвижения и подвижности. Это такие наказания как постановка в угол, лишение прогулок, запрет на бег или прыжки с сажанием на стульчик. При лишении детей свободы передвижения происходит перегрузка тормозных процессов, что приводит к повышению агрессивности (вспомните: собаки на цепи – символы агрессии).

    В этом возрасте – это столкновение процессов как возбуждения, так и торможения. Это ситуации, когда один и тот же поступок ребенка или событие в его жизни имеют одновременно как положительное подкрепление, так и отрицательное. Так, к примеру, ребенок испытывает к новорожденному младшему ребенку одновременно и нежность, и неприязнь из-за того, что малыш отвлекает на заботы о себе слишком много внимания матери. Либо другая ситуация – ребенок при расставании родителей испытывает к уходящему отцу одновременно и любовь, и обиду за то, что он бросает семью. Но это не особо типичные ситуации, гораздо чаще происходят срывы по вине самих родителей и их противоречивого отношения к ребенку, когда ребенка в один день наказывают за те проступки, которые до этого были вполне допустимыми, или когда мама разрешает делать или даже поощряет делать то, что категорически запрещает отец. Кроме того, плохо, когда родители потакают капризам и поступкам, за которые ребенок может быть наказан в школе или детском саду. Каков бы ни был механизм развития нервного срыва и невроза у ребенка, он постепенно закрепляется и переходит в стойкие неврозы, особенно если такое нервное состояние для ребенка приносит какие-либо моральные или физические выгоды.

    Как это лечить, как бороться?

    В отличие от многих других патологий – лечение нервных расстройств у ребенка является достаточно эффективным. Даже в случаях достаточно тяжелых неврозов у детей, с которыми работают психиатры, вылечить ребенка вполне можно с применением педагогических приемов, которые можно применить даже в домашних условиях при помощи специалиста. Основным методом в лечении нервных срывов и неврозов являются методы психотерапии, которым пользуются как врачи, так и педагоги и психологи, хотя они этот метод так и не называют. Одним из самых положительных методов в психотерапии является смена обстановки и устранение причин, которые вызвали отклонения в психике, а также формирование притока новых позитивных и радостных впечатлений. Помимо этого может применяться также и другой метод психотерапевтического воздействия, который специалисты называют речевым методом. Это лечение словесными воздействиями на ребенка и его сознание. При этом авторитетные слова воспитателей у детей имеют особенно большое значение при терапии нервных расстройств.

    Одним из методов, применяемых в психотерапии, является методика стимуляции, при которой основной целью ставится пробуждение в ребенке желания быстро и полностью выздороветь. И в конечном итоге необходимо сделать так, чтобы ребенок сам прикладывал свои собственные силы к процессу выздоровления, таким образом он еще и научится преодолевать в дальнейшем препятствия на жизненном пути. В этом методе особенно весомым будет слово именно воспитателей и врачей, как авторитетов для малыша. При этом даже маленькие победы в борьбе с заболеванием станут для ребенка огромным стимулом для движения дальше, они придадут уверенности в себе и жизнерадостности. Родителям важно всячески поддерживать и подбадривать ребенка, говорить ему о том, какой он молодец и как хорошо он справляется со всем, а также договориться о едином стиле воспитания, чтобы в дальнейшем не происходило перекосов.

    Нервный срыв – психическое состояние, сопровождающееся неадекватным поведением человека, аффективными реакциями. Это ответ организма на длительные, высокие перегрузки. Проще говоря, это то, что в народе называют «лопнуло терпение», «чаша переполнилась», «как-то все навалилось».

    Это защитная реакция организма. Если человек длительное время полноценно не отдыхает, сдерживает в себе отрицательные эмоции, пребывает в состоянии , то рано или поздно психика возьмет инициативу в свои руки. Нервный срыв – выплеск внутреннего напряжения, показатель максимального переутомления.

    Пик нервных срывов выпадает на 30-40 лет, и это не случайность. На этот период приходится максимальная активность человека в работе, построении семейной жизни. Действительно наваливается много всего и сразу, нужно успеть везде: быть хорошим специалистом, примерным мужем и отцом, отличным другом, порядочным гражданином.

    Причины

    Предпосылки нервного срыва:

    • умственное и физическое истощение, перегрузки;
    • , например, потеря близкого человека, расставание;
    • продолжительные конфликты, ссоры, трудности в отношениях;
    • неудачи на работе или в личной жизни;
    • условия повышенной ответственности на работе, в обществе, семье;
    • потеря работы, финансовые трудности;
    • развод;
    • известие о смертельной или серьезной болезни, в том числе близкого человека;
    • инвалидность;
    • систематические недосыпы;
    • недоедание, диеты;
    • изнурительные тренировки.

    Нервный срыв чаще возникает на фоне неприятных событий и жизненных изменений, но и, казалось бы, приятные моменты или ситуации, с которыми человек справляется, могут вызвать напряжение и срыв: рождение ребенка, свадьба, переезд, смена работы, начало трудовой деятельности и т. д.

    Группа риска

    Вероятность нервного срыва зависит не только от силы влияния факторов, но и от особенностей человека: уровень , свойства психики, особенности личности.

    В группу риска входят:

    • люди с тревожным расстройством и как чертой характера;
    • личности, люди с другими расстройствами;
    • невротические личности;
    • люди с нарушенным гормональным фоном, заболеваниями;
    • нарко- и алкозависимые.

    Усугубляет ситуацию авитаминоз. Нехватка калия, магния, кальция, витаминов группы В и Е вызывает ослабление деятельности нервной системы.

    Что делать

    Бороться нужно не с нервным срывом, а с его причиной. А причина одна – . Но вот факторы, вызвавшие его, у всех людей разные. Лучше пройти курс психотерапии, чтобы разобраться с истинными причинами.

    Независимо от возраста в момент срыва важны следующие действия:

    • Безопасность. Нужно сделать все, чтобы человек не покалечил себя и других. Для выплеска энергии можно дать ему побить подушку, грушу или поручить тяжелую физическую работу.
    • Принятие. В момент срыва нельзя кричать на человека, осуждать, винить в истеричности, просить успокоиться. Дайте выпустить пар.
    • Поддержка. Можно проговаривать чувства человека и предлагать свою помощь: «Ты зол, давай вместе подумаем, как это исправить. Я хочу тебе помочь». Не стоит говорить «я тебя понимаю». Подсознательно это злит, ведь каждый человек убежден в уникальности своих проблем. Часто это действительно так. А вот рассказать похожую, пусть и выдуманную историю можно: «А знаешь, мне как-то…».
    • Сдержанность и холодность реакций. Человек сам максимально заряжен эмоциями. Не нужно сюсюкаться, мямлить что-то, передавать свое напряжение. Говорите односложно по типу командования.
    • По возможности оставьте человека одного или останьтесь с ним один на один, но не забывайте про безопасность.
    • После того как он успокоится, обеспечьте отдых и восстановление сил: сон, питье, покой. Не устраивайте сразу же «разбор полетов».

    Если человек не агрессивен, а пребывает в состоянии шока, дрожит, то снять тремор можно с помощью его ускорения. Потрясите человека за плечи, но проговаривайте свои действия, чтобы он не принял это за агрессию.

    Срыв у ребенка

    Дети подвержены стрессам не меньше взрослых, а в некоторых ситуациях и больше, например, в момент адаптации к школе. Нервный срыв у ребенка – это истерика.

    Что делать:

    1. Быстро уберите все, чем ребенок может навредить себе или окружающим. Если истерика сильная, то физически сдерживайте самого ребенка.
    2. Отвлеките его. Начните неожиданно вести себя: хлопните, крикните. Или покажите любимую игрушку. Вам виднее, на что отреагирует ребенок.
    3. Охладите ребенка, умойте.
    4. Оставьте ребенка наедине с собой, но не выпускайте из виду. Не давите, но и не переставайте контролировать ситуацию.
    5. Заварите и напоите травяным чаем.

    Ни в коем случае не кричите на ребенка, не отвечайте такой же истерикой, не воспринимайте его оскорбления всерьез. Все, что нужно в этот момент – тотальное принятие, обеспечение безопасности. Поговорите потом, когда эмоции выйдут.

    Как и в случае со срывами у взрослых, нужно разобраться с истинной причиной срыва у ребенка: страх, переутомление, проблемы с друзьями, обида на взрослых, деструктивное , конфликты мамы и папы.

    Представленные методы – экстренная помощь в момент самой истерики, но это не решение проблемы. Поговорите с ребенком, попросите нарисовать то, что его тревожит, обратитесь к психотерапевту. Детям с запущенными проблемами нужны сеансы у психолога.

    Срыв у подростка

    Подростка физически сдержать сложнее, но также нужно максимально обезопасить пространство. Оставьте подростка одного, но не теряйте контроль. Позвольте выпустить пар: кричать, плакать. Постарайтесь избежать его ухода из дома, не провоцируйте на это. Не лезьте с разговорами, пока подросток этого не хочет.

    После приступа предложите свою поддержку. Поговорите о том, что волнует ребенка. Если он не может открываться вам или вы не знаете, как помочь, то обратитесь к психотерапевту.

    Срыв у взрослого

    В момент эмоционального взрыва человека нужно успокоить с помощью симптоматических медикаментов. Опять же за выпиской рецепта лучше обратиться к врачу. Он осмотрит, назначит соответствующие препараты: антидепрессанты, транквилизаторы, успокоительные.

    Самостоятельно можно принять растительное седативное средство: валериана, пустырник, мелисса. Рекомендуется провести пару дней дома, отлежаться.

    Послесловие

    Главная причина срыва – хронический стресс. Не нужно терпеть. Выход есть всегда, но также всегда позитивные изменения находятся за пределами , окружены