Теоретические подходы в психологическом консультировании. Понятие «психологическое консультирование» в отечественной и зарубежной психологии. Взаимоотношения родителей с детьми-дошкольниками

Цели и задачи психологического консультирования. Подходы к психологическому консультированию
в отечественной психологии

Для того чтобы осознанно продвигаться в каком-либо виде деятельности, нужно предварительно определить свою цель, а затем спланировать эту деятельность, наметив задачи, последовательное осуществление которых приведет к желаемой цели. Это верно и для психологического консультирования.

Цели и задачи психологического консультирования можно определять по-разному - в зависимости от того подхода к психологическому консультированию, в рамках которого мы предпочитаем работать.

Алешина Юлия Евгеньевна (1994) основную цель психологического консультирования определяет какоказаниепсихологической помощи , то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими. Применительно к этой цели выдвигаются следующие задачи:

· 1. Выслушивание клиента , в результате чего должно расшириться его представление о себе и собственной ситуации, возникнуть пища для размышлений.

· 2. Облегчение эмоционального состояния клиента , то есть благодаря работе психолога-консультанта клиенту должно стать легче.

· 3. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним . Имеется в виду, что в ходе консультации фокус жалобы клиента должен быть переведен на него самого, человек должен ощутить свою ответственность и вину за происходящее, только в этом случае он будет действительно стараться измениться и изменить ситуацию, в противном случае он будет лишь ожидать помощи и изменений со стороны окружающих. Программа-минимум здесь - показать клиенту, что он сам, хотя бы отчасти, способствует тому, что его проблемы, и отношения с людьми носят такой сложный и негативный характер.

· 4. Помощь психолога в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации.

Взглянув на приведенный выше список задач, нетрудно заметить, что вторая и третья задачи противоположны друг другу. Если мы захотим облегчить эмоциональное состояние клиента, то невольно начнем говорить о том, что он не виноват в том, что так случилось, что нельзя приписывать себе так много ответственности за происходящее - не все от нас зависит, всем людям свойственно ошибаться. И, наоборот, если мы захотим побуждать клиента к принятию ответственности за все, что с ним происходит, то заметим, что это неминуемо приводит одновременно и к ухудшению его эмоционального состояния. Психолог-консультант вынужден балансировать между двумя полюсами, задаваемыми этими задачами. В каждом конкретном случае он должен самостоятельно решать, какая из этих задач более актуальна. Бывают ситуации, когда тему ответственности и вины с клиентом обсуждать вообще не следует, например, если клиент перенес серьезную утрату. Здесь необходимо скорректировать неадекватные представления, снять груз вины, ответственности.

Рассмотрим, как решается вопрос о целях и задачах психологического консультирования в других подходах к психологическому консультированию, выработанных в рамках отечественной психологической традиции.

Абрамова Галина Сергеевна (2001, с.186) определяет целью психологического консультирования культурно-продуктивную личность клиента, чтобы человек обладал чувством перспективы, действовал осознанно, был способным разрабатывать различные стратегии поведения и анализировать ситуацию с различных точек зрения. В связи с этим главную задачу психолога-консультанта Г.С. Абрамова видит в том, чтобы создать для нормального, психически здорового клиента условия, в которых он начал бы создавать осознанные нешаблонные способы действия, которые позволили бы ему действовать в соответствии с возможностями культуры.

На близких позициях находится Кочюнас Римантас-Антанас Броневич (1999). Целью психологического консультирования, с его точки зрения, является появление у клиента черт зрелой личности. Первоочередная задача здесь - появление черт зрелой личности у самого психолога-консультанта. Эти черты Кочюнас Р.-А. Б. подробно описывает (1999, с.25-32). Во многом появление этих черт у консультанта Кочюнас Р.-А. Б. связывает с разнообразием стиля личной и профессиональной жизни у психолога-консультанта.

Обозов Н.Н. (1993) , как мы уже говорили, цель психолога в консультировании видел в том, чтобы прояснять клиенту причины и следствия жизненных ситуаций. Задачей здесь будет доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации. Эта задача порождает еще одну - изучение индивидуально-психологических особенностей клиента, чтобы, исходя из них, правильно доводить эту информацию, учитывать, что и в какой форме человек готов принять. В связи с этим Обозов Н.Н. заложил основы типологии клиентов, наметил адекватные способы поведения по отношению к разным типам клиентов психологов-консультантов.

Флоренская Тамара Александровна (1994) свой подход к психологическому консультированию назвала духовно ориентированным подходом . В качестве основной задачи, стоящей перед психологом-консультантом, она называет задачу помочь клиенту осознать реальность своего «Духовного Я». В структуре личности Т.А. Флоренская выделяет два образования:

· 1. «Эмпирическое обыденное Я» - средоточие прижизненно приобретенных личностью качеств.

С точки зрения Т.А. Флоренской, высшие проявления любви, готовность к самопожертвованию, способность преодоления инстинкта самосохранения ради высшего смысла - проявления «духовного Я» человека.

«Духовное Я» может не осознаваться или смутно осознаваться, но, даже будучи неосознанным, оно может руководить человеком, если его установки не противоречат голосу его «Духовного Я». Формой сосуществования «Духовного Я» и «Эмпирического обыденного Я» является внутренний диалог. «Духовное Я» и «Эмпирическое обыденное Я» нередко вступают в конфликт, следствием чего может быть вытеснение «Духовного Я» из сознания, отказ от желания прислушиваться к его голосу. Симптомы такого вытеснения - томящие человека неудовлетворенность, бессмысленность существования, нежелание жить.

Флоренская Т.А. описала условия, при которых личность может возвратиться к осознанию реальности своего «Духовного Я», начать жить в соответствии с его требованиями. Во-первых, в результате участливого выслушивания клиента он сам может вернуться на позиции своего «Духовного Я». Если этого не происходит, то психолог, во-вторых, может поступить следующим образом. Услышав в рассказе клиента внутренний диалог, психолог-консультант встает в этом диалоге на предполагаемую позицию «Духовного Я» клиента, таким образом, пробуждает и подтверждает его собственное духовное знание. Важным условием работы здесь является «позиция вненаходимости» - психолог не должен опускаться до доводов «Эмпирического обыденного Я» клиента, становиться на предлагаемую ими позицию.

Копьев Андрей Феликсович (1992, 1991) свой подход к консультированию назвал диалогическим . Целью работы с клиентом в рамках этого подхода, как это видно из работ А.Ф. Копьева, является достижение высших степеней диалогического общения, когда можно зафиксировать момент самообнаружения личности в максимально искреннем обсуждении значимых личностных проблем. Обсуждение становится при этом исследовательским полем, позволяющим прикоснуться к наиболее глубинным и интимным закономерностям внутренней жизни и межличностного общения.

Первой задачей на пути к этому является достижение «диалогического прорыва», то есть момента, когда происходит преодоление болезненной самозамкнутости личности в отношении существенных сторон бытия. Признаками самозамкнутости являются страх самораскрытия, дискомфорт от ощущения того, что придется перейти к общению, более глубокому, более личностному, возможно измениться в процессе этого общения. Человек боится динамики внутри своей личности и вне нее, он почти потерял пластичность. Он держится за свою усвоенную в процессе жизни ригидность и боится ее потерять. Психолог же, будучи готов к диалогу, побуждает к нему клиента. Состояние самозамкнутости у клиента должно смениться состоянием диалогической интенции - готовности серьезно и с полной самоотдачей обсуждать и решать свои проблемы здесь и сейчас, с данным консультантом. Состояния закрытости, самозамкнутости являются состояниями блокады диалогической интенции. Примером такой блокады может быть и повышенная говорливость.

Копьев А.Ф. описал несколько типичных и не всегда распознаваемых начинающими психологами форм блокады диалогической интенции:

· 1. Психологическая интоксикация. Выглядит как совершенно непродуктивный, рассуждательный интерес к психологии и психотерапии. Осознание и подача себя в понятиях тех или иных психологических концепций становится эффективным средством избежать ответственности за свою жизнь, вывести свое поведение из зоны действия нравственных категорий. Сродни обыденному объяснению «Среда заела». Подлинные обстоятельства жизни, поступки, мысли, чувства оказываются более или менее зашумленными психологическим диагнозом. Человек отказался от своей воли. Обращение к психологу выполняет защитную функцию - позволяет клиенту ничего не менять, снимая с него ответственность за нелепости и неустройства его жизни, но при этом отражает подспудную неудовлетворенность и тревогу человека за то, что происходит в его судьбе.

· 2. Эстетизация личностных проблем. Человек воспринимает свои проблемы, невзгоды и «комплексы» как эстетическую ценность, как нечто, что сообщает его личности значительность и глубину. Это связано и с повсеместным распространением кино и телевидения - «фабрики грез». В результате, одержимый другим, двойником человек не может жить для себя. Клиенты говорят об «этапах большого пути», сообщают, что «это - материал для романа». Человек становится как бы невменяемым, в стороне от себя самого.

· 3. Манипуляция -пристрастие. Клиент фиксирован на манипуляции другими людьми, его жизнь - активный поиск путей для достижения поставленных целей в отношении тех или иных людей из своего окружения. Желанная цель настолько захватывает клиента, что ставит его как бы вне этики. В психологе такой клиент ищет инструктора, который бы научил его совершенным техникам манипулирования. В основе такого поведения, как правило, лежит глубокая разочарованность, отчаяние. Клиент не верит, что люди способны принять и полюбить его таким, какой он есть на самом деле, поэтому прибегает к манипуляции.

В качестве одного из способов работы с ситуациями блокады диалогической интенции А.Ф. Копьев предлагает использовать молчание. Консультант должен сохранять «душевную автономию» и не включаться в предлагаемую клиентом игру. Принципиальный дефицит значимых реакций психолога по отношению к высказываниям и реакциям клиента, которые носят искусственный, игровой характер, создает между ними как бы «свободное пространство», побуждающее клиента к самораскрытию и самоопределению.

Капустин Сергей Александрович (1993) основную цель психологического консультирования видит в разрушении полярности оценочной позиции . Оценочная позиция - пристрастное отношение человека к своей жизни, задающее ее целевую направленность, субъективную значимость реализации для самого человека тех или иных жизненных целей. Полярность оценочной позиции означает, что человек признает для себя реализацию только каких-то одних жизненных требований и обесценивает реализацию противоположных. Полярность оценочной позиции чаще всего бывает навязана человеку его социальным окружением, она не является результатом его свободного самоопределения. При этом человек отказывается от свободного самоопределения в жизни, сознательно отвергает оппозиционные по отношению к оценочной позиции требования жизни.

Горностай П.П. и Васьковская С.В. (1995) определяют свой подход к психологическому консультированию как проблемный . Цель работы психолога-консультанта они видят в решении клиентом своих психологических проблем. Акцент здесь делается на слове «Проблемы». Проблемы ставятся в центр работы и рассматриваются не как помеха, а как движущие силы развития личности клиента. Человек, имеющий психологические трудности, преимущественно концентрирует свои усилия в плоскости эмоционально насыщенных образов и переживаний. Он ощущает дискомфорт и стремится от него избавиться. Он зачастую далек от мыслей о том, что возможно в том, что он столкнулся с проблемой, имеется положительный для него смысл. Задача психолога состоит в том, чтобы помочь клиенту найти этот смысл. Обращается внимание на то, что в результате преодоления проблем человек обогащает свой опыт, гармонизирует свою жизнь.

Заметим, что эти психологи являются авторами и еще одного интересного пособия, только фамилии их на обложке этого пособия поменялись местами - Васьковская С.В., Горностай П.П. (1996). В этом пособии изложены примеры психологического консультирования применительно к значительному количеству консультативных ситуаций, приведены различные варианты работы для каждой ситуации в зависимости от результатов диагностики. Книгу эту можно найти, например, в Российской государственной библиотеке.

Мастеров Борис Михайлович (1998) свой подход к психологическому консультированию называет реконструктивным . Первоочередной задачей психолога-консультанта в рамках этого подхода является реконструкция в ситуации «здесь и теперь» фрагмента субъективной картины мира клиента, имеющей отношение к его проблеме. Следующей задачей психолога-консультанта является обращение внимания клиента на какие-либо аспекты его субъективной картины мира и опыта, которые он ранее не замечал, не анализировал, не рассматривал. Это помогает клиенту получить новый опыт в реконструированной реальности, что можно определить в рамках данного подхода как цель консультирования.

Мастеров Б.М. выделил и описал базовые элементы субъективной картины мира, позволяющие облегчить и систематизировать процесс вычленения в тексте клиента глубинных категорий. Это, прежде всего, пространство, время и оценка . Выделены миры: чувств и эмоциональных состояний, телесных ощущений, правил, норм и долженствований, отношений, образов; физический, эстетический, психологический, символический и другие миры.

Юпитов А.В. (1995) выдвинул интересную цель для психологического консультирования применительно к особенностям психологического консультирования в вузе - воздействие на сферу ценностно-смысловых ориентаций личности, опосредование текущих инструментальных действий в разных ситуациях в опоре на ведущие ценности личности и коррекция текущего поведения в соответствии с этими ценностями. Например, стоит ли ссориться с пусть даже некомпетентным преподавателем, если это закроет дорогу к диплому и к последующей деятельности, которая имеет для тебя большой смысл. Продвижение по направлению к этой цели выдвигает задачу изучения ценностно-смысловых ориентаций личности на диагностическом этапе консультирования.

Меновщиков В.Ю. (1998) цель психологического консультирования определяет как адаптацию к жизни за счет активации жизненных ресурсов. Психологическое консультирование он определяет как решение задачи, ориентированной на мышление . Люди редко воспринимают свои затруднения как задачу, ориентированную на мышление. В этом, возможно, их ошибка. Потребность в мышлении возникает, когда в ходе жизни перед человеком встает новая цель, новые обстоятельства и условия деятельности, а старые средства и способы деятельности недостаточны для их достижения. С помощью умственной деятельности, берущей начало в проблемной ситуации, удается создать новые способы, средства достижения целей и удовлетворения потребностей. Именно в проблемных ситуациях возникает потребность в консультировании. Такой подход к психологическому консультированию выдвигает задачу овладения специальными знаниями по психологии мышления, навыками активизации мышления. Этапы психологического консультирования в рамках этого подхода совпадают с этапами мыслительного процесса.

5. Общая характеристика подходов в психологическом консультировании, ориентированных на инсайт. Психологическое консультирование. Единого понимания этого термина также не существует. В самом общем виде консультирование понимается как профессиональная помощь человеку или группе людей (например, организации) в поиске путей разрешения или решении определенной трудной или проблемной ситуации и в настоящее время широко используется в различных сферах человеческой практики: школьное консультирование, семейное консультирование, профессиональное консультирование, организационное консультирование. Все эти виды консультирования, как правило, включают и психологические, и социально-психологические аспекты, связанные с межличностным взаимодействием, групповой динамикой, психологическими аспектами управления. Собственно психологическое консультирование традиционно рассматривается как процесс, направленный на помощь человеку в разрешении (поиске путей разрешения) возникающих у него проблем и затруднений психологического характера. Существуют три основных подхода к психологическому консультированию: а) проблемно-ориентированное консультирование, фокусирующееся на анализе сущности и внешних причин проблемы, поиске путей ее разрешения; б) личностно-ориентированное консультирование, направленное на анализ индивидуальных, личностных причин возникновения проблемных и конфликтных ситуаций и путей предотвращения их в будущем; в) консультирование, ориентированное на выявление ресурсов для решения проблемы. Очевидно, что личностно-ориентированное консультирование по своей направленности близко к психотерапии.
Трудно провести четкую границу между понятиями «психологическое консультирование» и «психотерапия». Определение психотерапии как работы с больными, а консультирования - со здоровыми, удовлетворяет не полностью даже формальному критерию. Психологическое консультирование используется и в медицине (например, психологическое консультирование беременных или пациентов с соматическими и нервно-органическими заболеваниями, не проходящими собственно психотерапевтического лечения, а обратившихся за помощью в связи с личными проблемами, прямо не связанными с их заболеванием), а психологическая работа с лицами, имеющими серьезные личностные проблемы, содержательно ничем не отличается от психотерапии.
Большинство авторов подчеркивают скорее сходство между психотерапией и психологическим консультированием. Психотерапия и психологическое консультирование: а) используют психологические средства воздействия; б) выполняют в основном функции развития и профилактики (а иногда - и лечения, и реабилитации); в) имеют своей целью достижение позитивных изменений в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах в сторону увеличения их эффективности; г) содержат в качестве своей научной основы психологические теории; д) нуждаются в эмпирической проверке (изучении эффективности); е) осуществляются в профессиональных рамках. В отношении различий между психотерапией и консультированием существуют различные взгляды. Так, Нельсон-Джоунс рассматривает психологическое консультирование как психологический процесс, ориентированный на профилактику и развитие. Автор выделяет в консультировании цели, связанные с коррекцией (например, преодоление тревоги или страха) и с развитием (например, развитие коммуникативных навыков). С его точки зрения, консультирование преимущественно является коррекционным. Коррекционные цели обеспечивают выполнение профилактических функций. Развитие связано с задачами, которые человеку необходимо решать на различных этапах своей жизни (профессиональное самоопределение, отделение от родителей, начало самостоятельной жизни, создание семьи, реализация собственных возможностей, раскрытие ресурсов). Большое значение придается также повышению личной ответственности за собственную жизнь. Конечная цель консультирования - научить людей оказывать помощь самим себе и таким образом научить их быть своими собственными консультантами. Нельсон-Джоунс видит различия между психотерапией и психологической коррекцией в том, что психотерапия делает акцент на личностном (личном) изменении, а консультирование - на помощи человеку в лучшем использовании собственных ресурсов и улучшении качества жизни. Он также подчеркивает, что, в отличие от психотерапии, большая часть информации, полученной при консультировании, проявляется в сознании пациента в интервалах между занятиями, а также в периоды, когда люди пытаются помочь себе сами после окончания консультирования.

6. Экзистенциальное консультирование .

Экзистенциальная психотерапия, по определению И. Ялома, является динамическим терапевтическим подходом, фокусирующимся на базисных проблемах существования индивидуума. Как любой другой динамический подход (фрейдистский, неофрейдистский) экзистенциальная терапия основывается на динамической модели функционирования психики, согласно которой на различных уровнях психики (сознания и бессознательном) в индивидууме присутствуют конфликтующие силы, мысли и эмоции, а поведение (и адаптивное, и психопатологические) представляет собой результат их взаимодействия. Такими силами в экзистенциальном подходе считаются конфронтации индивидуума с конечными данностями существования: смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью . Предполагается, что осознание человеком этих конечных данностей порождает в нем страдание, страхи и вызывает тревогу, которая, в свою очередь, запускает психологические защиты. Соответственно, принято говорить о четырех экзистенциальных конфликтах:

  1. между осознанием неизбежности смерти и желанием про­должать жить;
  2. между осознанием собственной свободы и необходимостью быть ответственным за свою жизнь;
  3. между осознанием собственного глобального одиночества и желанием быть частью большего целого;
  4. между потребностью в некой структуре, смысле жизни и осознанием безразличия (равнодушия) Вселенной, не предлагающей конкретных смыслов.

Каждый экзистенциальный конфликт вызывает тревогу. Причем, тревога может либо оставаться нормальной, либо перерастать в невротическую. Проиллюстрируем данное положение на примере тревоги, возникающей из-за человеческой экзистенциальной уязвимости по отношению к смерти. Тревога считается нормальной, если люди используют экзистенциальную угрозу смерти с пользой для себя, как обучающий опыт, и продолжают разви­ваться. Особенно яркими являются случаи, когда, узнав о смертельной болезни, человек начинает более осмысленно, продуктивно и творчески проживать свою жизнь. Свидетельством невротической тревоги являются психологические защиты. Так, например, смертельно больной человек, испытывающий невротическую тревогу, может неоправданно рисковать своей жизнью, проявляя маниакальный героизм. Невротическая тревога подразумевает также подавление и является скорее разрушительной, чем конструктивной. Следует отметить, что экзистенциальные консультанты, работая с тревогой, не стараются убрать ее совсем, а стремятся ее уменьшить до комфортного уровня и затем использовать имеющуюся тревогу для увеличения осознавания и витальности клиента .

Гештальт-консультирование.

Гештальт-консультирование базируется на анализе целостных структур – гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам. Гештальт-ориентированное консультирование выступает против выдвинутого психологией структурной принципа расчленения сознания на элементы и построения из них – по законам ассоциации или творческого синтеза – сложных психических феноменов.

Тема: Основные п одходы в консультировании.

Можно выделить два основных подхода в консультировании и терапии

  1. Предложили американские терапевты Коттлер, Браун

ориентир ованн ые на инсайт ориентированные на действие

клиент-центрированное поведенческое

экзистенциальное рационально-эмотивное

психоаналитическое стратегическое

гештальт-консультирование

Ориентированное на инсайт – связь с самосознанием, пониманием себя и самораскрытием, что и обеспечивает истинный личностный рост. Вера в то, что инсайт предшествует появлению сколько-нибудь реального и стойкого изменения.

Ориентированное на действие – развитие осознания себя и понимания процесса консультирования, проведение непосредственных вмешательств, приводящих к освобождению от симптомов.

  1. Предложила российская психолог Абрамова г.С. Она разделила все направления на:

    психодинамический подход (психоанализ - З. Фрейд, индивидуальная психология – А. Адлер, аналитическая психология - К. Юнг, транзактный анализ – Э. Берн).

    поведенческон направление – социальное на учение, тренинг социальной компетентности; самообучение, когнитивная терапия; рационально-эмотивная терапия - Эллис А.

    психодинамический подход – групповая терапия – Роджерс К.

Психоанализ – самостоятельно.

Гештальт-консультирование – самостоятельно.

Адлерианское консультирование (Альфред Адлер)

Основные положения ( Рудольф Дрейкерс, 1950):

1. Социальная обусловленность. Практически любая проблема имеет социальный контекст и появляется вследствие потребности человека принадлежать к группе или найти в ней свое место. 2. Самостоятельность и креативность: Адлер полагал, что люди являются активными участниками своей жизни и могут менять ее.

3. Целенаправленность. По Адлеру, поведение направлено на достижение целей, ко­торые вытекают из потенциального результата действий. Искать причины поведе­ния бесполезно, так как они непознаваемы, но даже если бы это было не так, то их все равно невозможно изменить. Цели же, если они осознаны, можно менять и вы­бирать по своему усмотрению. 4. Субъективизм. Не так важно, что с нами происходит, а важно, как мы это воспринимаем. 5. Холизм. Люди по своей природе целостны, и их невозможно разложить на отдель­ные, самостоятельные единицы. В общении мы имеем дело с целостной личностью.

В адлерианской психологии чувство неполноценности является основой тревоги и разрушительно для клиента.

Цель консультирования: восстано­вив веру в себя, клиент смог преодолеть чувство неполноценности. Процесс индиви­дуального консультирования включает в себя четыре шага.

1. Осознать свои стереотипы. 2. Перестать бояться совершить ошибку. 3. Разрешить себе быть несовершенным. 4. Получать удовольствие от деятельности.

Клиент - центрированное направление (недирективное, личностно-центрированное, гуманистическое, роджерианское; консультирование, основанное на теории «Я»).

Основатель - К. Роджерс.

Однако существуют универсальные цели, которые упоминаются теоретиками разных школ: 1)Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.

2)Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

3)Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений.

4)Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения, развивать социальные навыки клиента.

5)Способствовать повышению потенциала личности и его реализации.

Направление Цели консультирования
Психоаналитическое направление Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность
Адлерианское направление Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми
Терапия поведения Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению
Рационально-эмоциональная терапия (A.Ellis) Устранить "саморазрушающий" подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем
Ориентированная на клиента терапия (C.Rogers) Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность
Экзистенциальная терапия Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы

Цели консультанта и клиента соприкасаются, хотя каждый консультант имеет в виду свою систему общих целей, соответствующую его теоретической ориентации, а каждый клиент свои индивидуальные цели, приведшие его к специалисту. Очень часто формулировка и переформулиров. целей происходят в процессе консультирования при взаимодействии. Реализация целей консультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента.

7. Психодинамический подход в консультировании. Основные техники психоаналитического интервьирюивания. Ограничения и практическое значение в психодинамического подхода в кон­сультировании.

Психоаналитическое направление Сущность человека определяется психической энергией сексуальной природы и опытом раннего детства. Основу структуры личности составляют три инстанции: ид, эго и суперэго. Поведение мотивируется агрессивными и сексуальными побуждениями. Патология возникает из-за вытесненных в детском возрасте конфликтов. Нормальное развитие основывается на своевременном чередовании стадий сексуального развития и интеграции

Психодинамическое направление исходит из того, что вся происходящая в нас внутренняя жизнь - это проявление динамики внутренних импульсов в их столкновении с представлениями о реальности, игра индивидуального или коллективного бессознательного, проявление нашей внутренней природы, как реализующей наши инстинкты, так и подталкивающей нас к развитию и самоактуализации. Этот подход в консультировании исходит из того, что психическая жизнь человека - это только поверхность, под которой лежит основание - бессознательное. А бессознательное живет конфликтами, борьбой внутренних сил. Авторы, принадлежащие к различным направлениям психодинамического подхода, по-разному толкуют понятие конфликта, тем не менее все коррекционные и психотерапевтические методы направлены на разрешение этих конфликтов.

Цель консультирования : помочь осознать вытесненный в бессознательное материал; помочь воспроизвести свой ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность

Задача консультанта - помочь клиенту осознать динамику, осознать свое бессознательное. Работа строится в двух основных направлениях:

1. Работа с клиентом над осознаванием неосознаваемого (мотивов фиксации защитных механизмов, способов поведения) и принятие клиентом адекватной и реалистической интерпретации.

2. Работа с клиентом по усилению его Эго для построения более реалистичного поведения.

Психоаналитическое интервьюирование . Редко заключается в одном лишь задавании вопросов и получении на них ответов. В данном интервью применяются методы психоанализа, т.е такие техники как:

1. Метод свободных ассоциаций заключается в том, что психолог-аналитик предлагает клиенту высказывать любые предположения, которые появляются у клиента и отражают его переживания. Высказывания могут вестись в случайном порядке, они являются спонтанными, непроизвольными. Для консультанта-аналитика важны следующие моменты: содержание высказываний; последовательность высказываний; блокировка высказываний.



2. Толкование (интерпретация) сновидений . Задача консультанта-аналитика состоит в обеспечении интерпретаций, раскрытии латентного содержания сновидений и побуждении клиента к высказыванию свободных ассоциаций, связанных со сновидением, а отсюда и помощь ему в осознании реальных событий прошлого и настоящего, вызвавших те или иные картины снов.

3. Интерпретация. Представляет собой разъяснение неясного или скрытого для клиента значения некоторых аспектов его переживания или поведения. При этом неосознанные феномены становятся осознанными. Интерпретация включает три основные процедуры: 1. Идентификацию (обозначение). 2. Разъяснение (собственно толкование). 3. Перевод толкования на язык повседневной жизни клиента. Основные правила интерпретации

· Идти от поверхности вглубь.

· Интерпретировать то, что клиент способен уже принять.

· Прежде чем интерпретировать то или иное переживание клиента, необходимо указать ему на защитный механизм, лежащий в его основе.

4. Анализ сопротивления . Основные функции этой техники - обеспечить осознание клиентом своих защитных механизмов и принять необходимую конфронтацию по отношению к ним, учитывая, что именно сопротивление Эго является главной помехой осознания личных проблем.

5. Анализ переноса . Он способствует осознанию фиксаций, определяющих поведение и переживание клиента таким образом, что фигура психолога становится как бы фантомом, на который налагаются отношения и переживания, связанные с эмоциональными травмами первых лет жизни клиента. Смысл анализа переноса состоит в обнаружении подлинных психоэмоциональных основ, зафиксированных форм поведения, интерпретации их и тем самым помощи в их проработке и изживании.

Ограничения психодинамического подхода : противопоказаниями для работы является наличие психических заболеваний, особенно шизофрении, суицидальных мыслей. Важным является стремление клиента тесно сотрудничать с психологом, желание и состояние понять процесс психоанализа.

Практическое значение психодинамического подхода : Ориентирован на понимание и разрешение человеком внутренних эмоциональных конфликтов, возникших в наиболее ранних отношениях, определяющих субъективное значение его последующего опыта и воспроизводящихся в последующей жизни. В процессе применения психодинамической терапии для человека создается пространство, в котором он начинает «понимать» свои трудности.

Он получает возможность увидеть, как он воспринимает окружающих и как на них реагирует, понять природу своих отношений с другими людьми и свои типичные методы решения возникающих проблем. Этот подход помогает осознать свой внутренний мир и взглянуть на собственные проблемы с определенной долей объективности.

8.Поведенческий подход в консультировании. Основные поведенческие техники в психологиче­ском консультировании. Ограничения и практическое применение поведенческого подхода в пси­хологическом консультировании.

Человек - продукт среды и одновременно ее творец. Поведение формируется в процессе обучения. Нормальному поведению обучают посредством подкрепления и имитации. Проблемы возникают в результате плохого обучения

Суть подхода, восходящего к теории Павлова и Скиннера, состоит в модификации поведенческих стереотипов ч-з использование принципов теории научения. Поведенч и эмоц пробл понимаются как закрепленные в рез-те поощрения и подкрепления дезадаптивных реакций. Задание состоит в их ликвидации или модификации. Осн цель коррекц воздействий - обеспечение новых условий для научения, т.е. выработка нового адаптивного поведения или преодоления поведения, кот стало дезадаптиыным.

Позиция психол . Образец для подражания, каким он выступ в глазах клиента. Требования и ожидания от клиента. Поощрять активность, сознательность в постановке целей, желание сотрудничать и импровизировать с новыми формами поведения.

Техники: 1. М-ка "негативного воздействия". От навязчивой негативной привычки можно избавиться, если сознательно многократно повторять ее.

4. М-ки, основ на п-пах положит и отриц подкрепл . Положит подкрепл - предъявл стимула, вызыв у кл-та позитивно окраш эмоц реакцию, усиление опред поведенч р-ций. Отриц подкрепл - удаление стимула, вызыв негативно окраш р-цию и поэтому также привод к усил опред поведенч р-ций. Даже положит подкрепл повед имеет тенденцию к самоистощ, если оно продолж в течение длит врем."Наказание". Исп отриц (аверсивн) стимула сразу за р-цией, ко необх угасить.

Имитационное научение - при использовании этого метода клиенту предлагается наблюдать и имитировать желательные паттерны поведения (например, поведение терапевта или ассистента терапевта). Для этого может использоваться не только «живая модель» (реальный человек), но и «символическая модель», которой может быть герой книги или образ, созданный воображением самого клиента. Одной из форм научения по образцу является самомоделирование. Этот прием заключается в том, что терапевт производит видеозапись успешных моментов поведения клиента, а затем демонстрирует клиенту эту видеозапись.

Ролевой тренинг - методика, используемая для научения определенным типам поведения (например, тренинг навыков общения), является разновидностью ролевой игры. Эффект ролевого тренинга основан на сочетании приемов конфронтации, систематической десенсибилизации (что способствует снижению тревожности) и подкреплении удачного поведения в виде положительной обратной связи со стороны терапевта. При применении этой техники пациент и терапевт разыгрывают проблемную ситуацию. Эта техника может быть также использована в групповой терапии. Чаще всего пациент играет самого себя, но иногда это делает терапевт или кто-то из членов группы, что позволяет пациенту увидеть свою проблему со стороны, а также понять, что в этой проблемной ситуации можно действовать по-другому.

Биологическая обратная связь - методика, в которой используется аппаратура, отслеживающая признаки стресса у пациента. По мере того как пациенту удается достичь состояния мышечного расслабления, он получает положительное зрительное или звуковое подкрепление (например, приятная музыка или изображение на экране компьютера).

Методы отучивания (аверсивная терапия ) это терапия, направленная на то, чтобы вызывать у человека с пагубной зависимостью неприятные ощущения от вредной привычки. Больному дают медикаменты, назначают курс лечения, после которого он избавляется от наркотиков, алкоголя и пр. После проведенного курса лечения у больного возникают неприятные ассоциации, которые предотвращают возвращение к пагубным привычкам.

Систематическая десенсибилизация На первом этапе пациент обучается методике глубокого расслабления (при помощи гипноза или наркотизации); на втором этапе терапевтом и пациентом составляется так называемый „Лист иерархии страхов“, в начале которого указывается ситуация (или предмет), вызывающая наименьший страх, в конце - наибольший, с промежуточными 8–15 ситуациями; на третьем этапе начинается собственно тренинг десенсибилизации. При этом пациенту, который находится в состоянии полного расслабления, предлагается мысленно воспроизвести такую ситуацию, которая вызывает у него минимальный страх, и постараться „вжиться“ в нее. Таким образом прорабатываются все позиции „Листа иерархии страхов“

Имплозивная терапия одна из форм поведенческой психотерапии, используется при фобиях и тревожном расстройстве, включая ПТСР. Сущность лечения состоит в намеренном погружении пациента в травмирующие воспоминания с целью реинтеграции подавленных эмоций.

Шейпинг (моделирование поведения) многошаговый процесс, модифицирующий поведение индивида с помощью положительных и отрицательных подкреплений

Метод аутоинструкций Сначала клиент повторяет самоинструкции, которые произносит терапевт. Затем он самостоятельно формулирует эти самоинструкции перед началом поведенческого акта. В процессе тренинга эти инструкции постепенно интериоризируются, превращаясь в навык, вплетенный в схему действия

Метод «остановки мысли» это метод поведенческой психотерапии, предназначенный для устранения навязчивых или вызывающих тревогу мыслей. Шаг 1 Необходимо составить список неприятных или тревожных мыслей, от которых трудно избавиться. Рекомендуется выбрать мысль из списка и работать с ней в течение одной недели. При этом не следует работать с несколькими мыслями одновременно. Шаг 2 Следует закрыть глаза и представить себе ситуацию, в которой обычно появляется навязчивая или тревожная мысль. Затем надо «остановить» эту мысль, при этом позволяя себе думать о том, что успокаивает или вызывает позитивные эмоции (освоение методики начинается с этого этапа потому, что остановить мысль легче, если проблемная ситуация является не реальной, а воображаемой).Шаг 3 На этом этапе для остановки мысли используется внешний сигнал: необходимо установить секундомер или таймер на три минуты. Затем следует закрыть глаза и сосредоточить внимание на мысли, которая должна быть устранена. Как только раздастся сигнал таймера, следует громко сказать «Стоп!». Затем следует в течение некоторого времени позволить себе продумывать лишь нейтральные или позитивные мысли. Если навязчивая или тревожная мысль возвращается, надо снова дать себе команду «Стоп». Как только раздается команда «Стоп», следует переключить внимание на нейтральные или позитивные мысли. Шаг 4 На этом этапе следует научиться контролировать свои мысли без «напоминания» от внешнего источника (таймера или магнитофона). Переход на мысленную команду «Стоп» необходим для того, чтобы метод мог использоваться без привлечения внимания окружающих. Шаг 5 На этом этапе следует начать заменять негативные и тревожные мысли успокаивающими и позитивными утверждениями или образами, поскольку при отсутствии такой замены нежелательная мысль немедленно возвращается. Например, при аэрофобии можно сказать себе: «Самолёт - самое безопасное транспортное средство. Я могу удобно устроиться в кресле и расслабиться». Можно также вообразить, как самолет благополучно прибывает в место назначения. При этом следует варьировать слова и образы, поскольку при долгом применении они становятся менее эффективными. Это можно дополнять мыслями о чем-то приятном или использовать приемы релаксации.

Ограничения и практическое применение:

К преимуществам поведенч коррекции м-но отнести непродолжит, что позволяет контролир вызыв ею эффекты. М-ды широко примен при разл ф-мах деструктивн повед: курен, алкогол, фобиях, заикании и т. д. Многие отмеч эффект-ть при раб с детьми. Считается, что для провед поведенч терапии практически нет возрастн границ. Особенно поддаются ей энурез, страхи, расстр-ва сна и аппетита, приступы раздражит.

Нужно ли в психологическом консультировании опираться на какую-либо психологическую теорию? Этот вопрос до сих пор остается достаточно спорным и дискуссионным. Те специалисты, которые выступают против жесткого разделения консультирования и психотерапии, считают консультирование начальной стадией психотерапии и, следовательно, отстаивают точку зрения, что консультант, как и психотерапевт, должен пройти специализацию по одному из теоретических направлений в психотерапии, получить соответствующий сертификат и далее работать в рамках этого подхода. Те же, кто считает психологическое консультирование отдельным от психотерапии видом профессиональной деятельности, придерживаются точки зрения, что консультирование обладает собственной системой техник, в то время как психотерапевтические техники, рассчитанные, как правило, на длительную работу с клиентом, для консультирования не подходят.

Какова же роль теоретического подхода в консультировании?

Даже если психолог использует эклектический подход с точки зрения технологии консультирования, т.е. использует разнообразные техники для достижения результата по конкретной проблеме, его теоретические представления задают направление поиска источников проблемы клиента, выполняют роль "карты", указывающей эффективные способы разрешения данной проблемы. Без опоры па теорию консультирование будет осуществляться интуитивно и станет больше походить на житейскую беседу, чем на профессиональную работу.

Теория помогает сформулировать консультативные гипотезы, позволяет чувствовать себя в безопасности при столкновении с хаотичным внутренним миром клиента.

Итак, функции теории в психологическом консультировании могут быть следующие:

  • 1) обобщение накопленной информации;
  • 2) делает более понятными сложные психические явления, объясняет действие их механизмов;
  • 3) предсказывает последствия разных обстоятельств;
  • 4) способствует поиску новых фактов, выдвижению и проверке консультативных гипотез.

Теория помогает психологу обобщить опыт работы с самыми разными клиентами, понять природу их проблем, способствует эффективному применению конкретных методов.

Каждый психолог на основе собственной практики конструирует свою теорию, которая опирается на одну из известных парадигм. С накоплением опыта постоянно происходят корректировка, расширение, укрепление теоретической базы.

От чего зависит выбор теории? В основном - от взгляда консультанта на природу человека. Что есть человек? Какие врожденные тенденции он имеет? Свободен ли он в своем выборе? Может ли он измениться? Именно ответы на эти вопросы помогут выбрать теоретический подход.

В практике консультирования при ориентации на любое теоретическое направление можно добиться сходной эффективности консультирования. Решающее значение имеет не столько сама теория, сколько зрелость личности консультанта и его профессиональная подготовка, подразумевающая высокую интеграцию теоретических познаний и практических навыков.

Многие психологи считают, что используют эклектический подход. Однако, как правило, при более тщательном анализе обнаруживается, что эклектическое консультирование опирается на системную интеграцию нескольких теоретических подходов в стремлении найти единое начало и проверить, как новая система работает на практике. Создание собственного эклектического подхода - это итог всей профессиональной деятельности психолога- консультанта.

Пример из практики

Исследование А. Ф. Бондаренко было посвящено профессиональной идентификации психолога. Исследователи пытались выяснить, какими теориями пользуются в России психологи-консультанты и психотерапевты. Было опрошено 46 психологов со стажем практической работы от одного года до 20 лет, в том числе 18 зарубежных.

Наиболее выраженными подходами оказались:

  • эклектика (80% респондентов, давших такой ответ, оказались отечественными психологами);
  • гештальт-терапия;
  • роджерианство;
  • поведенческая терапия;
  • не знаю (100% давших такой ответ были отечественными психологами, среди зарубежных психологов таких ответов не было).

Менее выражены оказались следующие подходы:

  • экзистенциальная психология;
  • транзактный анализ;
  • адлеровская психотерапия;
  • рационально-эмотивная терапия (РЭТ).

Наиболее слабо оказался представлен психоанализ.

Классификация теоретических подходов, использующихся в психологическом консультировании. В современной психологии существует множество теорий и подходов. И с каждым днем появляются все новые. Для современного консультирования все более характерным становится эклектизм, смешение теорий, использование самых разнообразных техник. Возможно выделить следующие основные теоретические подходы.

Классические подходы.

  • 1. Глубинная психология (психоанализ) и ее модификации, в том числе современный неопсихоанализ (Хорни, Фромм, Салливен).
  • 2. Поведенческий подход и его современная форма - когнитивно-поведенческий подход (Бандура, Бек, Эллис).
  • 3. Экзистенциально-гуманистический подход (Роджерс, Маслоу, Олпорт, Перлз, Франкл).
  • 4. Эклектические подходы, соединяющие принципы различных основных классических подходов - трансактный анализ (Берн), психосинтез (Ассаджиоли), нейролингвистическое программирование (НЛП).

Неклассические направления.

  • 1. Телесно-ориентированная психотерапия (Райх, Лоуэн, Александер, Янов, Фельденкрайс и др.).
  • 2. Гипнотерапия.
  • 3. Медитативная терапия.
  • 4. Трансперсональная терапия (С. Гроф).
  • 5. Арттерапия, включающая множество вариаций.

В рамках данного учебника невозможен подробный анализ всех подходов в консультировании и психотерапии. Для получения этой информации следует обратиться к специальной литературе . Рассмотрим лишь основные классические теоретические подходы, которые чаще всего используются в психологическом консультировании. В основе каждого подхода лежит понимание природы человека, а также роли консультанта (терапевта). Поэтому от выбора того или иного теоретического подхода в значительной степени зависят характер консультативного контакта и сам процесс консультирования.

  • Бондаренко А. Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика // Московский психотерапевтический журнал. 1993. № 1. С. 63-77
  • См.: Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000: Бондаренко А. Психологическая помощь: теория и практика. М. : Изд-во Института психотерапии, 2000 и др

Основоположник психоанализа австрийский врач - психопатолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Основные идеи психоанализа изложены в его работах: "По ту сторону принципа удовольствия" (1920 г.) , "Массовая психология и анализ человеческого "Я"" (1921 г.) , ""Я" и "Оно"" (1923 г.) и др. Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания, как они проявлялись у здорового человека. Фрейд, как психопатолог, исследуя характер и причины неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая раньше никак не изучалась, но которая имела большое значение для жизнедеятельности человека - бессознательное.

Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияния на индивидуальную и общественную жизнь было главной заслугой З. Фрейда.

З. Фрейд представил бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию. Согласно его концепции, психика человека состоит из трех пластов.

Самый нижний и самый мощный слой - "Оно" (Id) находится за пределами сознания. По своему объему он сравним с подводной частью айсберга. В нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти, прежде всего сексуального характера, и вытесненные из сознания идеи. Затем следует сравнительно небольшой слой сознательного - это "Я" (Ego) человека. Верхний пласт человеческого духа - "Сверх-Я" (Super Ego) - это идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура. По Фрейду, личность, человеческое "Я" вынуждено постоянно терзаться и разрываться между Сциллой и Харибдой - неосознанными осуждаемыми "Оно" и нравственно-культурной цензурой "Сверх-Я". Таким образом, оказывается, что собственное "Я" - сознание человека не является "хозяином в собственном доме". Именно сфера "Оно", всецело подчиненная принципу удовольствия и наслаждения, оказывает, по Фрейду, решающее влияние на мысли, чувства и поступки человека.

Задача психоанализа, по его мнению, состоит в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить своим целям.

Фрейд считал, что психоанализ может быть использован и для объяснения и регулирования общественных процессов. Человек не существует изолированно от других людей, в его психической жизни всегда присутствует "Другой", с которым он вступает в контакт. Механизмы психического взаимодействия между различными инстанциями в личности находят свой аналог в культурных процессах общества.



Люди, подчеркивал он, постоянно находятся в состоянии страха и беспокойства от достижений цивилизации, поскольку таковые могут быть использованы против человека. Чувство страха и беспокойства усиливается от того, что социальные инструменты, регулирующие отношение между людьми в семье, обществе и государстве, противостоят им как чуждые и непонятные силы. Однако, при объяснении этих явлений Фрейд концентрирует внимание не на социальной организации общества, а на природной склонности человека к агрессии и разрушению. Противоречия между культурой и внутренними устремлениями человека ведут к неврозам. Поскольку культура является достоянием не одного человека, а всей массы людей, то возникает проблема коллективного невроза.

33. Рационально-эмотивное поведенческое консультирование .

Рационально-эмотивная терапия поведения Альберт Эллис

Основная цель РЭТП - помочь людям осознать, что они могут жить более рационально и продуктивно. «В первом приближении рационально-эмотивная терапия представляет собой попытку устранения нежелательных эмоций путем исправления ошибок в логике рассуждений клиента».

Многие считают, что желания должны осуществляться и что, если желания остаются невыполненными, результат будет катастрофическим. РЭТП помогает клиентам прекратить формирование таких требований и превращение неудачи в «катастрофу». В РЭТП клиенты могут выражать некоторые отрицательные чувства, но главная цель состоит в том, чтобы помочь им избежать чрезмерной эмоциональной реакции на событие.

РЭТП поощряет клиентов быть более терпимым к себе и другим и добиваться достижения личных целей. Эти цели достигаются путем обучения людей рациональному мышлению, с тем чтобы изменить пагубное поведение и помочь им научиться новым способам деятельности.

Показания к проведению рационально-эмоциональной терапии. А. Александров выделяет следующие категории клиентов, которым может быть показана рационально-эмоциональная терапия:



Клиенты с плохой приспособляемостью, умеренной тревожностью, а также с супружескими проблемами;

Сексуальные нарушения;

Неврозы;

Расстройства характера;

Прогульщики школы, дети-правонарушители и взрослые преступники;

Синдром пограничного расстройства личности;

Психотические клиенты, включая больных с галлюцинациями, когда они в контакте с реальностью;

Индивиды с легкими формами умственной отсталости;

Клиенты с психосоматическими проблемами.

Эллис поясняет. Клиент испытывает тревогу во время психологического сеанса. Психолог может сосредоточиться на возбуждающих событиях в жизни клиента, которые, по-видимому, вызывают тревогу. Например, клиенту можно показать, что мать постоянно указывала ему на недостатки, что он всегда боялся, что учителя будут ругать его за плохой ответ на уроке, что он боится разговаривать с авторитетными лицами, которые могут не одобрить его и т. д. Следовательно, из-за всех его прежних и настоящих страхов в ситуациях А-1, А-2, А-3…А-n, он сейчас испытывает тревогу во время беседы с психологом. В результате такого анализа клиент может сказать себе: «Да, теперь я понимаю, что испытываю тревогу тогда, когда сталкиваюсь с авторитетными фигурами. Неудивительно, что я тревожен даже с собственным психологом!» После этого клиент может почувствовать себя значительно лучше и временно избавится от тревоги.

34. Когнитивный теоретический подход в психологическом консультировании Психологическое консультирование - прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами.

Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование. Задачи: Выслушивание клиента. Облегчение эмоционального состояния клиента. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. Помощь психолога в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации. Цель психологического консультирования определяет как оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими. Цель психологического консультирование по Р. Кочюнасу:

способствовать изменению поведения клиента или изменению отношения на ситуацию, помочь клиенту испытывать удовольствие от жизни и жить продуктивно; развить навыки по преодолению жизненных трудностей; обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений;

развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения;

облегчить реализацию и повышение потенциала личности. Принципы психологического консультирования: доброжелательное и безоценночное отношение к клиенту; ориентация на нормы и ценности клиента; осторожное отношение к советам; разграничение личных и профессиональных отношений; включенность клиента и психолога в процесс консультирования.

Когнитивный подход.

Восходит к работам А. Бэка и опирается на представления о решающей роли мышления, познавательных (когнитивных) процессов в происхождении нарушений. Подобно психодинамическому подходу он обращается к неявным, скрытым причинам нарушений и подобно бихевиоральному - к дизадаптивным поведенческим стереотипам. Но фокус внимания этого подхода сосредоточен не на динамике основных психических сил и переживаний и не на стимул-реактивных цепочках, а на схемах мышления: любой ответ на внешние обстоятельства опосредован внутренней организацией психических процессов, паттернами мышления. Сбой этих паттернов запускает "негативные познавательные схемы", что принципиально сравнимо с ошибками программирования и вирусными искажениями компьютерных программ.

Различные школы в рамках этого подхода подчеркивают значение индивидуальных когнитивных стилей, когнитивной сложности, когнитивного баланса, когнитивного диссонанса и т. д. Цели и задачи психотерапии ориентированы на "перепрограммирование" мышления и когнитивных процессов как механизма возникновения проблем и образования симптомов. Круг методов очень широк - от рациональной психотерапии по П. Дюбуа до рационально-эмотивной психотерапии А. Эллиса. Подобно поведенческому, когнитивный подход базируется на директивной позиции терапевта.