Педразвитие - публикация педагога на тему риторика. Рабочая программа по риторике общения Риторика для малышей конспекты занятий

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №3 г.Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области

Рабочая программа

курса «Риторика общения»

в группе кратковременного пребывания

«Будущий первоклассник»

Составила: педагог-психолог

Плотникова Т.Н.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предназначена для ГКП «Будущий первоклассник» МБОУ гимназии №3

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г.

4 Конституция РФ

5 Методическое письмо «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» от 09.08.2000 г.

6 Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №2189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г.)

7 Образовательная программа ДО МБОУ гимназии №3

8 Устав МБОУ гимназии №3

9 Положение о ГКП «Будущий первоклассник»


Общая характеристика предмета.

Предлагаемая программа является первой попыткой органи­зовать целенаправленную работу по обучению детей 5,5-6,5 лет об­щению. Хотя в дошкольных учреждениях уделяется немало вни­мания развитию речи, однако специально разработанной систе­мы по обучению общению нет.

Дошкольный курс риторики призван как можно раньше знако­мить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несом­ненно, окажет благотворное влияние на результаты последующей работы в этом направлении.

Общение ребенка со взрослым начинается очень рано. По ут­верждению психологов, с самого первого дня рождения (В. Штерн), а потребность в доброжелательном общении у здо­рового малыша возникает примерно в 2-2,5 месяца. (М. Лисина) Нельзя не учитывать, что современный ребенок уже с первых лет жизни смотрит телепередачи и видеофильмы, слушает ра­дио, грампластинки, магнитофон, слышит речь разных стилей. Словарный запас современного малыша гораздо больше, чем его ровесника лет 10-15 назад. Помня о том, что дошкольники овла­девают родной речью в процессе общения, необходимо уделять больше внимания именно этой проблеме.

Ритм современной жизни таков, что не позволяет родителям целенаправленно и планомерно развивать культуру речевого по­ведения ребенка. Поэтому дошкольные учреждения могут оказать в этом отношении существенную помощь семье.

В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, детьми младшего возраста, взрос­лыми; родными, близкими; чужими, незнакомыми. Поэтому ре­бенку нужно решать разные коммуникативные задачи: как по­приветствовать или попрощаться; как выразить просьбу; как вести диалог по телефону; что значит - быть внимательным слу­шателем; существуют ли правила общения и т.д. Этим и другим вопросам и посвящен курс дошкольной риторики.

Направленность: коммуникативное развитие, культура речевого поведения.

Актуальность: воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

Основные цели программы:

    во-первых, развитие у дошкольников осознанного отноше­ния к оценке речевого поступка с точки зрения нравственных ценностей;

    во-вторых, развитие у детей чувства коммуникативной целе­сообразности высказывания;

    в-третьих, использование потенциальных возможностей дошкольников в совершенствовании устной речи;

    в-четвертых, разгрузка довольно насыщенной программы по риторике для начальной школы.

Задачи программы:

    учить видеть дошкольников в слове не только средство об­щения, но и орудие, способное влиять на собеседника как поло­жительно, так и негативно; практически реализовывать главную идею курса - бережно относиться к слову, с которым мы обраща­емся к собеседнику;

    способствовать разрушению психологического барьера, воз­никающего при общении ребенка с собеседником в разных рече­вых ситуациях;

    познакомить дошкольников с наиболее употребительными (для данного возраста) устными речевыми жанрами;

    совершенствовать невербальные средства общения;

    подготовить дошкольников к восприятию курса «Детская риторика».

В соответствии с целями и задачами курса основные линии программы таковы:

    нравственный аспект речевого поведения;

    речевой этикет в разных ситуациях общения (формы привет­ствия и прощания, формы выражения благодарности и извине­ния, разговор по телефону и др.);

    средства выразительности устной речи (интонация; темп, скорость речи; громкость звучания, тембр и т.д.)

    культура слушания;

    невербальные средства общения (мимика, жесты, телодви­жения).

Принципы программы

В основу организации образовательного процесса определен комплексно – тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

Технологии обучения

Здоровьесберегающая, игровая.

Виды и формы контроля

    Вводный, текущий, итоговый,

    Фронтальный,комбинированный, устный

    Наблюдение, самостоятельная работа.

Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане

    Всего 36 часов; в неделю 1 час.

Предметное содержание

В программе дошкольного курса риторики выделяются три части, которые взаимосвязаны, пересекаются, а не следуют одна за другой:

I . Общение.

Что такое общение? Для чего люди общаются? Общение письменное и устное. Речевая ситуация, компоненты речевой ситуации (Кто? Кому? Зачем? Как?). Правила общения. Несловесные средства общения (мимика, жесты, телодвижения). Слушание. Слушать - значит понимать.

П. Речевой этикет.

Приветствие. Прощание. Обращение. Поздравление. Благодарность. Извинение. Просьба. Разговор по телефону.

III . Техника речи.

Речевое дыхание. Четкость дикции. Чистоговорки и скороговорки, Интонация. Голос - наш помощник.

Результаты освоения программы

    оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого (так говорить можно _ так говорить нельзя; так верно выражена мысль - так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь - так плохо звучит речь и т.п.);

    ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать;

Достижения ребенка

Исходя из сказанного выше, у ребенка 5,5-6,5 лет необходимо формировать следующие речевые умения :

    оценивать собственное речевое поведение и речевое поведе­ние другого (так говорить можно - так говорить нельзя; так вер­но выражена мысль - так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь - так плохо звучит речь и т.п.)

    ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы рече­вого этикета будет использовать;

    внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего;

    соотносить вербальные и невербальные средства общения.

Для реализации программного содержания используются следующие издания:

1. З.И. Курцева. «Ты – словечко, я – словечко…» (Варианты занятий по дошкольной риторике с комментариями). – М.: Баласс, 2007. – 96 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

2. З.И. Курцева. «Ты – словечко, я – словечко…» Методические рекомендации к программе для воспитателей, учителей и родителей. – М.: Баласс, 2007. – 96 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

Выявить уровень развития детей педагог может как с помощью приведенного выше перечня умений, так и с помощью пособия «Диагностика развития и воспитание дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» (авторы М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова).

Календарно-тематическое планирование по курсу «Риторика общения»

на 2014-2015 уч. год.

занятия

Тема занятия

Кол-во уроков

Дата
проведения

Приме

чание

Знакомьтесь!

Что такое общение

Что такое общение

Для чего люди общаются

Для чего люди общаются

Общение бывает разным

Устное общение

«Говорит она беззвучно...»

Письменное общение

Зачем быть вежливым?

Здравствуйте!

До свидания

Кто? Кому? Зачем? Как?

Тихо или громко?

Поспешишь - людей насмешишь

Не сломай язык

Каким тоном?

Благодарность

«От улыбки стало всем светлей...»

Можно ли общаться без слов?

Отгадай, что я сказал!

Как обратиться к собеседнику?

Как обратиться с просьбой?

В магазине

Не забудь извиниться!

Алло! Алло!

Ты - слушатель

Какой ты слушатель?

Правила общения

Правила общения

«День рожденья только раз в году»

Ты - зритель

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь

Человек без друзей, что дерево без корней

Играем и вспоминаем

людмила юхарева
Программа дополнительного образования детей по дошкольной риторике общения «Ты - словечко, я - словечко…»

Программа

дополнительного образования детей

по дошкольной риторике общения на тему :

«Ты – словечко , я – словечко

Пояснительная записка

к программе дополнительного образования

«Ты – словечко , я – словечко

Направленность : коммуникативное развитие, культура речевого поведения.

Актуальность : воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста .

Цели программы :

Развитие у дошкольников осознанного отношения к оценке речевого поступка с точки зрения нравственных ценностей;

Развитие у детей чувства коммуникативной целесообразности высказывания ;

Использование потенциальных возможностей дошкольников в совершенствовании устной речи.

Задачи программы :

Учить дошкольников видеть в слове не только средство общения , но и орудие, способное влиять на собеседника как положительно, так и негативно;

Способствовать разрушению психологического барьера, возникающего при общении ребенка с собеседником в разных речевых ситуациях;

Познакомить дошкольников с наиболее употребительными (для данного возраста) устными речевыми жанрами;

Совершенствовать невербальные средства общения .

Основные линии программы :

Нравственный аспект речевого поведения;

Речевой этикет в разных ситуациях общения (формы приветствия и прощания, формы выражения благодарности и извинения, разговор по телефону и др.);

Средства выразительности устной речи (интонация; темп, скорость речи; громкость звучания, тембр и т. д.) ;

Культура слушания;

Невербальные средства) общения (мимика, жесты, телодвижения) .

Коммуникативно-речевые умения :

Оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого;

Ориентироваться в разных ситуациях общения ;

Внимательно слушать собеседника;

Соотносить вербальные и невербальные средства общения .

Отличительные особенности программы :

проведение занятий по дошкольной риторике с детьми и развитие творческих способностей детей .

1. Занятия с детьми из многодетных (сложных) семей :

Умение общаться;

Умение пользоваться «волшебными словами » .

2. Развитие творческих способностей :

Разыгрывание «историй»

Участие в создании сказки.

Возраст детей , участвующих в реализации программы : 5 – 6 лет

Сроки реализации программы : 1 год

Первоначальный этап :

Диагностика детей

Основной этап :

Проведение занятий с детьми

Заключительный этап :

Творческий отчет о проведенной работе

Формы и режим занятий :

продолжительность занятий – 25 – 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю, с группой детей по 12 – 14 человек . Для проведения занятия необходимо иметь пособие для дошкольников «Ты – словечко , я – словечко Занятие состоит из трех частей : вводной, основной, заключительной.

1. Вводная часть : оргмомент, речевая разминка (упр-ия : дыхательные, артикуляционные, фонетические, дикционные) :

цели речевой разминки :

Подготовка речевого аппарата к говорению;

Развитие речевого дыхания;

Отработка четкой дикции;

2. Основная часть : вспоминаем и узнаем новое.

3. Заключительная часть : работа в тетради (пособие для дош-ка)

Основные принципы построения занятий :

общение педагога с детьми ;

Индивидуальный и дифференцированный подход;

Систематическое проведение занятий;

Подбор доступного материала для детей ;

Соблюдение санитарно – гигиенических норм.

Соблюдение необходимых условий , обеспечивающих благоприятную психоэмоциональную обстановку :

Создавать мотивацию и интерес к предстоящему действию;

Использовать музыкальное сопровождение для эмоционального раскрепощения детей

Использование (целесообразное ) средств наглядности (СН) :

Раздаточный изобразительный материал ;

Аудиозаписи, иллюстрирующая устная речь;

Фрагменты диафильмов;

Видеоматериалы (фрагменты мультфильмов, детских кинофильмов, сказок) .

Взаимодействие с семьей :

Оформление стенда для фиксации достижений, т. е., чему научились дети и каких успехов достигли.

1. общение ;

2. речевой этикет;

3. техника речи.

Примерное планирование деятельности по дошкольной риторике

(32 – 33 занятия)

№ занятия Тема занятия Кол-во

I полугодие – 16 занятий

1 Знакомьтесь! 1

2 Что такое общение ? 1

3 Для чего люди общаются? 1

4 Общение бывает разным . 1

5 Устное общение . 1

6 «Говорит она беззвучно.» 1

7 Письменное общение . 1

8 Зачем быть вежливым? 1

9 Здравствуйте! 1

10 До свидания! 1

11 Кто? Кому? Зачем? Как? 1

13 Тихо или громко? 1

14 Поспешишь – людей насмешишь. 1

15 Не ломай язык. 1

16 Каким тоном. 1

II полугодие – 16 – 17 занятий

17 Благодарность. 1

18 «От улыбки стало всем светлей.» 1

19 Можно ли общаться без слов ? 1

20 Отгадай, что я сказал? 1

21 Как обратиться к собеседнику ? 1

22 Как обратиться с просьбой ? 1

23 В магазине. 1

24 Не забудь извиниться! 1

25 Алло! Алло! 1

26 Ты – слушатель. 1

27 Какой ты слушатель? 1

28 Правила общения . 1

29 «День рожденья только раз в году» 1

30 Ты – зритель. 1

31 Слово не воробей , вылетит – не поймаешь. 1

32 Человек без труда, что дерево без корней. 1

33 Играем и вспоминаем. 1

Занятие №1

Тема : ЗНАКОМЬТЕСЬ!

Цель : знакомим дошкольников с общими задачами курса, с пособием и героем Риториком .

Занятие №2

Тема : ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕНИЕ ?

Цель :

Показываем дошкольникам , что :

Без общения жизнь человека невозможна;

- общение предполагает взаимопонимание людей;

- общение должно быть доброжелательным;

Воспитываем любовь к животным.

Занятие №3

Тема : ДЛЯ ЧЕГО ЛЮДИ ОБЩАЮТСЯ?

Цель :

Знакомим дошкольников с основными (типовыми) коммуникативными целями;

Занятие №4

Тема : ОБЩЕНИЕ БЫВАЕТ РАЗНЫМ

Цель :

Знакомим дошкольников с некоторыми видами общения (контактным – дистантным, устным – письменным) ;

Показываем, что может быть «посредником» , с помощью чего можно общаться на расстоянии;

обращаем внимание детей на визуальный контакт при контактном общении .

Занятие №5

Тема : УСТНОЕ ОБЩЕНИЕ

Цель :

Показываем дошкольникам значимость устного общения ;

Знакомим с дыхательными упражнениями.

Занятие №6

Тема : ГОВОРИТ ОНА БЕЗЗВУЧНО

Цель :

Показываем роль книги в жизни человека;

Доказываем, что чтение книги – это тоже общение ;

Прививаем любовь к книге, бережное к ней отношение.

Занятие №7

Тема : ПИСЬМЕННОЕ ОБЩЕНИЕ

Цель :

Показываем дошкольникам , что письменное общение может осуществляться по-разному (с помощью рисунка, каких-либо знаков, символов) ;

Знакомим детей с техникой разгадывания ребусов;

Развиваем логическое мышление

Занятие №8

Тема : ЗАЧЕМ БЫТЬ ВЕЖЛИВЫМ?

Цель :

Объясняем дошкольникам , что :

Вежливость помогает человеку налаживать контакт с собеседником;

Вежливым нужно быть всегда;

Вежливость должна быть искренней.

Занятие №10

Тема : ДО СВИДАНИЯ!

Цель :

Продолжаем работу по речевому этикету;

Знакомим дошкольника с формулами речевого этикета в ситуации прощания;

Объясняем детям, что выбор слов в этой ситуации зависит от адресата.

Занятие №11

Тема : КТО? КОМУ? ЗАЧЕМ? КАК?

Цель :

Знакомим дошкольников с такими основными компонентами речевой ситуации, как : кто говорит, зачем, с какой целью он говорит, как говорит;

обращаем внимание на разную интонацию в зависимости от цели говорящего;

Показываем, что только доброжелательная интонация является залогом успешного общения .

Занятие №12

Тема : ТИХО ИЛИ ГРОМКО?

Цель :

Что уровень громкости всегда соотносится с конкретной речевой ситуацией и видом общения ;

Учим детей «управлять» своим голосом;

Воспитываем у детей такие качества , как сочувствие к другому человеку, понимание собеседника.

Занятие №16

Тема : КАКИМ ТОНОМ?

Цель :

Учим дошкольников использовать интонацию в зависимости от конкретного речевого жанра;

Воспитываем в детях чувство искренности и доброжелательности по отношению к собеседнику.

Занятие №18

Тема : «ОТ УЛЫБКИ СТАЛО ВСЕМ СВЕТЛЕЙ.»

Цель :

Показываем дошкольникам , что улыбка помогает налаживать контакт между собеседниками, что улыбка – признак доброго расположения говорящих друг к другу.

Занятие №19

Тема : МОЖНО ЛИ ОБЩАТЬСЯ БЕЗ СЛОВ ?

Цель :

Знакомим дошкольников с невербальными (несловесными ) средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями) ;

Формируем умение адекватно воспринимать несловесную информацию , отличать близкие, но нетождественные эмоциональные состояния собеседника.

Занятие №22

Тема : КАК ОБРАТИТЬСЯ С ПРОСЬБОЙ ?

Цель :

Учим дошкольников вежливо обращаться с просьбой к собеседнику;

Объясняем, что просьба должна быть мотивированное.

Занятие №24

Тема : НЕ ЗАБУДЬ ИЗВИНИТЬСЯ!

Цель :

Знакомим детей с речевыми формулами, которые используются при извинении;

обращаем внимание дошкольников на то , что извинение должно быть с объяснением;

Объясняем детям, что чувство вины создает душевный дискомфорт, поэтому не нужно стесняться в признании своей вины;

Воспитываем в детях внимательное отношение к окружающим.

Занятие №25

Тема : АЛЛО! АЛЛО!

Цель :

Знакомим (первично) дошкольников с тем , как нужно вежливо отвечать на телефонный звонок;

Как реагировать на ситуацию, если плохо слышно или вовсе не слышно того, кто вам звонит;

обращаем внимание детей на то , что нужно быть не только вежливым, разговаривая по телефону, но и осмотрительным в случае беседы с незнакомым человеком.

Занятие №26

Тема : ТЫ – СЛУШАТЕЛЬ

Цель :

Объясняем детям, что, общаясь, мы не только говорим, но и слушаем.

(слушать – значит принимать активное участие в диалоге) ;

Помогаем детям осознать, что слушатель должен быть внимательным и вежливым.

Занятие №27

Тема : КАКОЙ ТЫ СЛУШАТЕЛЬ?

Цель :

Объясняем детям суть не рефлексивного слушания;

Формируем умение адекватно воспринимать информацию;

Учим детей оценивать себя как слушателя.

Занятие №28

Тема : ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ

Цель :

Вспоминаем с дошкольниками правила общения , с которыми мы познакомились;

обращаем внимание детей на то , что одними из главных правил являются такие : будь вежливым, внимательным, доброжелательным и искренним.

Занятие №30

Тема : ТЫ – ЗРИТЕЛЬ

Цель :

Знакомим детей с правилами поведения в театре;

Объясняем дошкольникам , сто значит зрительская культура.

Занятие №31

Тема : СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ , ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ

Цель :

Объясняем детям, что слово человека могущественно : словом мы можем пожалеть , приободрить, обидеть, огорчить и т. п. ;

Предупреждаем дошкольников : прежде чем сказать, подумай, как к твоим словам отнесется собеседник;

Убеждаем детей , что только доброе и ласковое слово поможет найти собеседникам взаимопонимание.

Занятие №32

Тема : ЧЕЛОВЕК БЕЗ ДРУЗЕЙ, ЧТО ДЕРЕВО БЕЗ КОРНЕЙ

Цель :

Объясняем детям, что в основе дружбы лежит взаимопонимание, добрые и сердечные отношения.

Разделы: Работа с дошкольниками

I. В В Е Д Е Н И Е.

З Н А Ч Е Н И Е К У Р С А

"ОСНОВЫ РИТОРИКИ В ДЕТСКОМ САДУ"

Внесение изменений в действующее законодательство в части федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования заставляет нас сегодня перейти от простой передачи детям знаний к необходимости формирования у детей умения учиться, самому добывать и анализировать знания на основе развивающего обучения, интеграции содержания в соответствии с возрастными возможностями детей, а также со спецификой и возможностями образовательных областей. Не менее важен акцент делается сегодня на реализацию образовательных задач именно в различных видах детской деятельности: игровой коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

В настоящее время одной из важных социальных задач является формирование будущего члена общества с дошкольного возраста, человека с развитым мышлением, разносторонними потребностями, яркими творческими проявлениями, знакомого с основами общечеловеческой культуры, обладающего широкими и разнообразными представлениями об окружающем мире. Поэтому родители и воспитатели должны постоянно поддерживать и развивать в ребёнке его собственное "Я" и стремление к познанию окружающего.

"Коммуникация" - это новая образовательная область. Слово рано начинает волновать ребенка, потому что является одной из наиболее доступных и интересных средств самовыражение ребенка и в то же время основой общих интересов со сверстниками. Но многие педагоги и родители отмечают, что современные дети не очень умеют взаимодействовать между собой. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольного учреждения. Если в середине и конце ХХ века большую роль в формировании коммуникативных навыков играли дворы, в которых дети проводили много времени, играя и общаясь, то сейчас значительную часть времени дошкольники проводят у компьютера и телевизора. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. От этого страдает и речь дошкольника - она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов.

В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях большое значение уделяется процессу становления данного направления. Неслучайно в дошкольной педагогике все больше стали обращать внимание на необходимость формирования детско-взрослых сообществ. И это естественно, т.к. именно на занятиях этого образовательного курса, переживая множество ситуаций, отношений и поступков, ребенок укрепляет свою духовную жизнь, делает ее подвижной, отзывчивой, доброй, более способной к сопереживанию и пониманию своих сверстников.

Слово таит в себе огромное богатство для успешного эмоционального и нравственного воспитания, он раскрывает и растит духовные силы, воспитывает любовь к родному языку. Занимаясь риторикой ребенок познает красоту и силу слова, развивается нравственно, овладевает навыками общения в интеграции (соприкосновении) с музыкой, с художественной литературой, с фольклором.

В дошкольном возрасте ребенок, согласно точному образу М.Монтессори, является строителем самого себя. Именно на это время выпадают периоды максимальной интенсивности сенситивных периодов в его развитии - речевого, сенсорного, социального, двигательного. В авторитетных психолого-педагогических исследованиях дошкольное детство в период с 3 до 7 лет рассматривается как переходный - от игры к учению- возраст. Дошкольное обучение - начальная ступень образования нашего общества, его необходимо организовать и осуществить таким образом, чтобы оно по своей системе целей, содержанию организационным формам, технологиям, характеру управления образовательными системами, их внутренними и внешними связями реализовывало идею развития каждого ребенка и строилось на принципах преемственности с общим начальным образованием в целом.

В заключение хочется отметить, что гармоничное развитие личности дошкольника происходит более многогранно, если осуществлять его, во-первых, на основе индивидуально-дифференцированного подхода развивающего обучения, во-вторых, в дошкольной группе обучения, т.е. в детском саду, создав благоприятную образовательную среду и необходимую атмосферу для эмоционального восприятия детьми речевой деятельности.

Необходимо начать работу с дошкольниками с самого малого, но очень выразительного, интересного и близкого душевному состоянию детей 3-7 лет.

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В основе педагогической концепции развивающего обучения лежит развитие ребенка, обеспечивая становление его коммуникативной, духовно - нравственной сферы личности, нравственно - эстетическое становления, ориентирующего педагога на индивидуальные особенности. Данные задачи нашли отражение в авторской программе "Основы риторики в детском саду".

Развивающий курс данной программы, как составная часть предмета "Риторика", органически дополняет образовательную программу ДОУ, "Развитие речи", "Чтение художественной литературы", "Азбука вежливости", "Культура речи", "Фольклор. Народное творчество", является логическим продолжением обучения дошкольников по системе М. Монтессори и назначена для коллектива детей, которые способны в своих действиях развернуть работу по совершенствованию речевого развития ребенка и формированию правильной речи, коммуникабельности, а также по обогащению внутренней духовно-нравственной жизни дошкольника, развитию восприятия, памяти, фантазии, внимания, воображения, а также могут развить в ребенке способность выразить себя не только словом, но и мимикой, жестом и др..

Данная программа является образовательно-развивающей и направлена на речевое развитие ребенка, его творческих литературных способностей, а также формирование коммуникабельности дошкольника. Кроме того, представленная программа способна в своих планируемых действиях развернуть работу по развитию речи, голоса, темпа, громкости речи, расширению интереса к развитию речи ребенка, тем самым помогая адаптироваться дошкольнику к обучению в общеобразовательном учреждении.

При разработке программы использованы методики педагогов М. Монтессори Давыдова В.В., Выготского Л.С., Эльконина В.А. и др.

Занятия по программе "Основы риторики в детском саду" позволят решить ряд проблем, касающихся детей 3-7 лет (развитие речи, формирование коммуникабельности и др.).

Программа построена с учетом основных принципов педагогики сотрудничества (гуманизация и индивидуализация педагогического процесса) и является значимой и актуальной в настоящее время, так как дошкольники, испытывают трудности в организации различных видов речевой деятельности, культуры речевого поведения, ведь культура речевого поведения- это проявление общей культуры человека. В процессе моей работы дети приближаются к осознанию важных идей- о связи языка и действительности, языка и мышления, о значении культуры речевого поведения в жизни. Дети читая, познают, познавая, рассказывают о том, что узнали, взаимодействуют со сверстниками и взрослым в процессе исследований и обсуждений, что обеспечивает формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Именно поэтому особую роль в моей авторской риторической системе играют те задачи и упражнения, которые развивают в детях критическое восприятие речи- чувство уместности высказывания (как говорят лингвисты, чувство коммуникативной целесообразности). Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку.

Программа является открытой, что позволяет варьировать количество часов на прохождение отдельных тем в зависимости от уровня развития детей, качественного состава группы и усвоения программы ребенком в целом.

Все выше перечисленное подтверждает необходимость создания данной авторской образовательной программы, которая направлена на достижение цели.

ЦЕЛЬ КУРСА:

Овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающими людьми, адаптация дошкольника в социуме посредством развития речевых умений и навыков и природных задатков.

ЗАДАЧИ КУРСА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: выявление и развитие речевых способностей детей;

  • дать начальные представления об основных понятиях риторики повседневного и делового общения;
  • научить владеть основными элементами правильной точной речи;
  • формировать начальные умения анализировать и оценивать общение и речь.
  • формирование творческой личности через приобщение ребенка к риторической деятельности;
  • РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие речи детей через систему специальных продуктивных упражнений;

  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи- диалогической и монологической форм;
  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитие произносительно-импровизационных умений дошкольника;
  • развитие понятия уместности использования несловесных (невербальных) средств общения- жестов, мимики, телодвижений, интонации;
  • развитие основных свойств устной речи дошкольника: окраска голоса, громкость, темп и др.;
  • развитие умения взаимодействовать с партнером общения; анализировать свое речевое поведение;
  • развитие коммуникативных качеств ребенка.
  • ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного мировосприятия;

  • воспитание чувства уважения и гордости родного языка;
  • создание детям условий для их духовно-нравственного роста
  • На четвертом году жизни у ребенка происходит постепенное переключение интереса и внимания на результат его деятельности, качества того, что он создает. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью овладевает им, толкает к поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в нем с рождения. Чтобы помочь дошкольнику раскрыть себя, воспитатель реализует принципы, составляющие его педагогическую позицию:

    • р азвитие ребенка;
    • уважение к свободе и достоинству каждого ребенка;
    • бережное отношение к результатам детского творчества;
    • научной обоснованности и практической применимости и возможности реализации в массовой практике дошкольного образования с учетом возрастных и психологических особенностей детей при отборе содержания и методов обучения;
    • сочетание развивающего компонента с обучающим;
    • планирование и подбор тематики с учетом интересов, навыков и умений детей;
    • интеграции речевой деятельности с другими видами деятельности (игра, наблюдения и др.).

    Данный подход позволяет решить проблемы эмоционального и речевого развития детей, поддержать ребенка, используя в целях достижения успеха различные жизненные и игровые ситуации.

    Темы, разработанные в программе, соотнесены с тремя блоками:

    Обучение основам риторики как процесс (методология).

    Ритор: знания, умения, навыки (субъективный аспект).

    Ритор и аудитория (объективный аспект).

    Первый блок посвящен общетеоретическим вопросам. Цель блока - показать, что мастерство ритора основывается на теоретических положениях техники речи, которая рассматривается в качестве комплексного курса, включая в себя психологический, нравственный, эмоциональный и другие аспекты общения. Знакомство с темами блоков помогает понять, что риторика как наука, складывающаяся на протяжении веков, имеет свой статус и особенности на доступном уровне для данного возраста детей.

    Второй (субъективный аспект) включает темы, дающие методические знания, посвященные выработке речевых умений и навыков, становлению личности дошкольника. В программе значительное место отводится риторическому анализу, как важнейшему компоненту речевого развития.

    Третий блок не представляет особых трудностей при изучении и направлен на выработку умения проявлять и предъявлять себя, свое творчество окружающим, соотносить свое творение с запросами окружающего мира.

    Основу всего курса "Основы риторики для дошкольников" составляют два раздела: теория и практика.

    Вопросы теоретического раздела программы определены необходимостью дать детям знания об основных речевых жанрах, о роли слова в жизни человека. Теоретические знание передаются детям в доступной форме (беседа - сообщение, показ, видеопутешествие и др.).

    Практический раздел курса направлен на действия, которые способствуют формированию коммуникации детей, развитию правильной речи, голоса и его окраски, громкости, темпа, а также речевого этикета; позитивного, нравственного и эмоционального восприятия видов общения и понимания единства содержания и способов выражения речевой деятельности.

    Занятия в данной группе могут строиться по различным алгоритмам:

    I вариант:

    1. Изложение фрагмента темы с использованием вопросно - ответной беседы, беседы -сообщения детям, обязательно основывающихся на игровых методиках обучения.

    2. Демонстрация самим воспитателем способов выражения речевой деятельности.

    3. Изложение вопроса практической части, отработка умений и навыков, закрепление теории и практики.

    II вариант:

    1. Творческая развивающая игра по закреплению полученных навыков (индивидуальная работа).

    2. Корректировка воспитателем недочетов, допущенных обучающимися, при демонстрации риторических умений (по алгоритму).

    III вариант:

    1.Закрепление пройденного материала в форме риторических игр.

    2.Отработка в различных игровых ситуациях практических риторических умений и навыков.

    Тема может быть взята целиком или разбита на подтемы. Практические занятия можно органически встраивать в изложение, проводимое методом беседы-демонстрации.

    Отражение и учет результативности идет через принципы совместной деятельности педагога и ребенка:

    • принцип развивающего обучения (Выготский Л.С., ЭльконинВ.А. и др.)
    • принцип воспитывающего обучения;
    • принцип доступности;
    • принцип постепенности, последовательности и систематичности;
    • принцип наглядности;
    • принципа эмоциональной насыщенности (подбор тематики зависит от способностей и успешного продвижения ребенка);
    • принципа мотивации к риторической практике;
    • связи теории с практикой.

    Основными приемами обучения считаются:

    • показ с пояснением;
    • игровые приемы;
    • организация самостоятельной поисковой деятельности;
    • ситуативные, сюжетно-ролевые, игровые задачи, вопросы к детям и др.

    К основным видам деятельности на занятии относятся:

    • игровая деятельность;
    • познавательно-исследовательская деятельность;
    • показ воспитателем особенностей речевой деятельности;
    • риторический анализ текстов различных речевых жанров;
    • рассматривание изобразительного материала;
    • риторические игры;
    • пятиминутки речевой гимнастики;
    • ортологические разминки;
    • импровизационные игровые задачи;
    • психолого-эмоциональная разгрузка (физкультминутки)и др.

    Особенностью программы является идея обогащения знаниями и развития риторических навыков дошкольника для успешных занятий, так как это должно способствовать наиболее полному усвоению понятийных и инструментальных знаний детей, повышению их заинтересованности к овладению речевым этикетом и правильной хорошей речью.

    III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    (всего 70 часов)

    1-й год обучения:

    Теоретический курс обучения

    № п/п Основные понятия
    (разделы)
    Темы занятий.
    Инструментальные знания.
    Кол-во часов Итого
    I. Риторика повседневного общения Вводное занятие.

    Знакомство с риторикой.

    Чему учит риторика.

    1ч. 1ч.
    II. Общение. Виды общения Устное и письменное общение. Словесное (вербальное) и несловесное (невербальное) общение. 1ч. 3ч.
    Общение в быту (повседневное): по телефону, за столом, на прогулке и др.. 1ч.
    Жесты, мимика, телодвижения, интонация в устной речи. 1ч.
    III. Речевой этикет В чем состоит вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость).

    Вежливо-невежливо-грубо.

    1ч. 2ч.
    Приветствие, прощание, благодарность, поздравление. 1ч.
    V. Речевая деятельность Слушание. Слушать и слышать.

    Слушали- услышали. Правила для слушающего (учимся слушать друг друга, педагога и др.)

    1ч. 3ч.
    Слушаем и стараемся понять. Приемы слушания: фиксация заголовка и опорных слов. 1ч.
    Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп говоримой речи. Правила для говорящих. 1ч.
    V. Правильная и хорошая речь Речь правильная (соответствующая нормам литературного языка). Нормы -что это такое. Зачем нужны нормы 1ч. 2ч.
    Выразительность речи. Богатство языка. 1ч.
    VI. Речевые жанры. Текст. Что такое текст.

    Основная мысль и заголовок текста.

    Ключевые (опорные слова).

    1ч. 4ч.
    Сжатый пересказ. 1ч.
    Подробный пересказ. 1ч.
    Описание предмета. 1ч.
    ИТОГО: 15 часов

    Практический курс обучения

    № п/п Основные понятия
    (разделы)
    Темы занятий.
    Инструментальные знания
    Кол-во часов Итого
    I. Общение. Виды общения Риторический анализ словесного (вербального) и несловесного (невербального) общение. 1ч. 5ч.
    Выполнение речевых задач общение в быту (повседневное): по телефону, за столом, на прогулке и др.(К.Чуковский "Телефон") 2ч.
    Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд. (сказка К.Чуковского "Цыпленок") 2ч.
    II. Речевой этикет Аукцион вежливых слов. 1ч. 4ч.
    Карусель поговорок. Речевые задачи по стихотворению В.Бокова "Доброе слово" 1ч.
    Анализ речевых ситуаций: приветствие, прощание, благодарность, поздравление. 2ч.
    III. Речевая деятельность Правила для слушающего(учимся слушать друг друга, воспитателя и др.) 1ч. 4ч.
    Приемы слушания: фиксация заголовка и опорных слов. "Скрюченная песенка" (в пер.К. Чуковского) 1ч.
    Голос, его окраска, громкость, темп говоримой речи. Правила для говорящих. Анализ чистоговорок, скороговорок. Громкость-от шепота до крика. 2ч.
    IV. Правильная и хорошая речь Выразительность речи. Богатство языка. Сочини загадку. Рифма.(Д.Чиарди "Об удивительных птицах") 2ч. 2ч.
    V. Речевые жанры. Текст. Что такое текст.

    Основная мысль и заголовок текста. Ключевые (опорные слова).Составление текста по сюжетным рисункам.

    2ч. 5ч.
    Сжатый пересказ. 1ч.
    Подробный пересказ. 1ч.
    Описание предмета. 1ч.
    ИТОГО: 20 часов

    2-й год обучения:

    Теоретический курс обучения

    № п/п Основные понятия
    (разделы)
    Темы занятий.
    Инструментальные знания
    Кол-во часов Итого
    I.

    Общение. Виды общения

    Вводное занятие.

    Для чего люди общаются.

    Речевая ситуация: кто говорит -кому. Цели общения.Твой адресат: кому ты говоришь. Твои цели общения.Общение: один-один; один-немного (личное) Общение для контакта и для сообщения информации

    1ч. 2ч.
    Общение в официальной (деловой) обстановке (д/с группа, театр, почта, и др.) 1ч.
    II. Речевой этикет Азбука вежливости. Этикетные слова, словосочетания. Тон вежливой речи. Обращение к знакомым и незнакомым людям. Одобрение, похвала (комплимент). 1ч. 3ч.
    Этикетные формы выражения извинения, просьбы. Вежливый отказ в просьбе.Приглашение, поздравление (устное). 1ч.
    Способы выражения согласия, вежливое возражение в споре (спор, но не ссора). Утешение, сочувствие (способы выражения) 1ч.
    III. Речевая деятельность 1ч. 4ч.

    Основной тон, смысловое (логическое ударение).

    1ч.
    Неподготовленная (спонтанная) и подготовленная речь 1ч.
    Особенности спонтанного говорения. 1ч.
    IV. Правильная и хорошая речь Точность речи. Нормы (нормативные словари). Коммуникативные промахи.

    Выразительность речи. Богатство языка. Богатство твоей речи.

    1ч. 1ч.
    V. Речевые жанры. Текст. Заголовок текста. Основная мысль текста.Основные структурно-смысловые части текста (начало, средняя часть, концовка)Ключевые (опорные слова). 1ч. 3ч.
    Типы текстов. Речевые жанры. Сжатый пересказ.

    Подробный пересказ.

    1ч.
    Рассуждение. Описательная характеристика предмета. 1ч.
    ИТОГО:13 часов

    Практический курс обучения:

    № п/п Основные понятия
    (разделы)
    Темы занятий.
    Инструментальные знания
    Кол-во часов Итого
    I. Риторика повседневного и делового общения

    Общение. Виды общения

    Работа по рисунку.

    Речи вести- не лапти плести.

    Речевая ситуация: анализ текста (Пер. с эст. М.Яснов)

    Твой адресат: кому ты говоришь. Анализ речевых ситуаций ("Разговоры" Г.Горбовский)

    1ч. 3ч.
    Общение в быту (повседневное).

    Общение: один-один; один-немного (личное)("Добрые дела, добрые слова") Общение для контакта и для сообщения информации. Сообщение по ТВ (речевые роли)

    1ч.
    Общение в официальной (деловой) обстановке (д/с группа, театр, почта, и др.) Риторический анализ диалогов, монологов. 1ч.
    II. Речевой этикет Этикетные диалоги. Оценивание корректности речевого поведения. Одобрение, похвала (комплимент). Работа по рисункам, схемам. 1ч. 5ч.
    Этикетные формы

    выражения извинения, просьбы. Риторический анализ стихотворения С.Михалкова "Лапуся".

    1ч.
    Решение речевых задач Этикетные диалоги: приглашение, поздравление (устное, письменное. 1ч.
    Способы выражения согласия, вежливое возражение в споре (спор, но не ссора) (отрывок из сказки Д. Мамина -Сибиряка "Пора спать" ("Аленушкины сказки") 1ч.
    Решение речевых задач Этикетные диалоги: утешение, сочувствие (способы выражения).
    III. Речевая деятельность Основные этапы речевой деятельности (до того как сказал, услышал, в процессе и после того) 1ч. 5ч.
    Приемы слушания: составление плана. Работа с текстом. 1ч.
    Основной тон, смысловое (логическое ударение). Работа с текстом. 1ч.
    Неподготовленная (спонтанная) речь. Особенности спонтанного говорения.

    Риторический анализ отрывка из сказки Л.Кэрролла "Приключения Алисы в стране чудес"

    1ч.
    Подготовленная речь. Подготовка рассказа о своей лучшей подруге (друге) по плану(внешность, увлечения, черты характера) 1ч.
    IV. Правильная и хорошая речь Точность речи. Нормы (нормативные словари). Путешествие в страну СЛОВАРИю. 1ч. 2ч.
    Выразительность речи. Богатство языка. Сочинение сказочных историй. 1ч.
    VI. Речевые жанры. Текст Работа с текстом. Речевая игра "Уточни тему" 1ч. 7ч.
    Выделение в текстах их основных структурно-смысловых частей (начало, средняя часть, концовка) 1ч.
    Угадай сказку по опорным словам. 1ч.
    Сжатый пересказ.

    Подробный пересказ.

    1ч.
    Рассуждение. 1ч.
    Описательная характеристика предмета. 1ч.
    ИТОГО: 22 ч.

    IV. ПРОГРАММА

    (всего 70 часов)

    Теоретический курс обучения:

    Тема 1.

    Вводное занятие. Знакомство с риторикой. Чему учит риторика. Для чего люди общаются.

    Тема 2. Общение. Виды общения .

    Устное общение. Словесное (вербальное) общение.

    Общение в быту (повседневное): в магазине, по телефону, за столом, на прогулке и др..

    Жесты, мимика, телодвижения, интонация в устной речи.

    Речевая ситуация: кто говорит -кому. Цели общения.

    Твой адресат: кому ты говоришь. Твои цели общения.

    Общение в быту (повседневное).

    Общение: один-один; один- немного (личное)

    Общение в официальной (деловой) обстановке (д/с группа, театр, почта, и др.)

    Общение для контакта и для сообщения информации

    Тема 3. Речевой этикет

    В чем состоит вежливость. Вежливая речь (словесная вежливость).

    Вежливо-невежливо-грубо.

    Приветствие, прощание, благодарность, поздравление.

    Этикетные слова, словосочетания. Тон вежливой речи. Обращение к знакомым и незнакомым людям.

    Этикетные формы выражения извинения, просьбы. Вежливый отказ в просьбе.

    Одобрение, похвала (комплимент).

    Приглашение, поздравление (устное, письменное).

    Способы выражения согласия, вежливое возражение в споре (спор, но не ссора).

    Утешение, сочувствие (способы выражения)

    Тема 4. Речевая деятельность

    Слушание. Слушать и слышать.

    Слушали- услышали. Правила для слушающего (учимся слушать друг друга, педагога и др.)

    Слушаем и стараемся понять. Приемы слушания: фиксация заголовка и опорных слов.

    Основные этапы речевой деятельности (до того как сказал, услышал, в процессе и после того)

    Приемы слушания: составление плана.

    Основной тон, смысловое (логическое ударение).

    Неподготовленная (спонтанная) и подготовленная речь

    Особенности спонтанного говорения.

    Тема 5. Правильная и хорошая речь.

    Речь правильная (соответствующая нормам литературного языка). Нормы -что это такое. Зачем нужны нормы.

    Точность речи. Нормы (нормативные словари). Коммуникативные промахи.

    Выразительность речи. Богатство языка. Богатство твоей речи.

    Тема 6. Речевые жанры. Текст.

    Что такое текст.

    Основная мысль и заголовок текста.

    Ключевые (опорные слова).

    Сжатый пересказ. Подробный пересказ. Описание предмета.

    Заголовок текста. Тема текста.

    Основные структурно-смысловые части текста (начало, средняя часть, концовка). Типы текстов. Речевые жанры. Рассуждение.

    Практический курс обучения:

    Тема 1. Риторика повседневного и делового общения

    Работа по рисунку.

    Речи вести - не лапти плести

    Тема 2. Общение. Виды общения .

    Риторический анализ словесного (вербального) и несловесного (невербального) общение.

    А. Барто "Я люблю ходить вдвоем"

    Выполнение речевых задач общение в быту (повседневное): по телефону, за столом, на прогулке и др.(К.Чуковский "Телефон")

    Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд. (сказка К.Чуковского "Цыпленок")

    Речевая ситуация: анализ текста (Пер. с эст. М.Яснов)

    Твой адресат: кому ты говоришь. Анализ речевых ситуаций ("Разговоры" Г.Горбовский)

    Общение в быту (повседневное).

    Общение: один-один; один-немного (личное)("Добрые дела, добрые слова")

    Общение в официальной (деловой) обстановке (д/с группа, театр, почта, и др.) Риторический анализ диалогов, монологов.

    Общение для контакта и для сообщения информации. Сообщение по ТВ (речевые роли)

    Тема 3. Речевой этикет

    Аукцион вежливых слов. Карусель поговорок. Речевые задачи по стихотворению В. Бокова "Доброе слово". Анализ речевых ситуаций: приветствие, прощание, благодарность, поздравление.

    Этикетные диалоги. Оценивание корректности речевого поведения. Работа по рисункам, схемам. Этикетные формы выражения извинения, просьбы. Риторический анализ стихотворения С. Михалкова "Лапуся".Одобрение, похвала (комплимент), конкурс "Давайте говорить друг другу комплименты..".

    Решение речевых задач.Этикетные диалоги: приглашение, поздравление (устное, письменное). Способы выражения согласия, вежливое возражение в споре (спор, но не ссора) (отрывок из сказки Д. Мамина -Сибиряка "Пора спать" ("Аленушкины сказки"). Решение речевых задач Этикетные диалоги: утешение, сочувствие (способы выражения).

    Тема 4. Речевая деятельность

    Правила для слушающего(учимся слушать друг друга, педагога и др.)

    Приемы слушания: фиксация заголовка и опорных слов. "Скрюченная песенка" (в пер. К. Чуковского)

    Основные этапы речевой деятельности (до того как сказал, услышал, в процессе и после того). Приемы слушания: составление плана. Работа с текстом. Основной тон, смысловое (логическое ударение). Работа с текстом.

    Неподготовленная (спонтанная) речь. Особенности спонтанного говорения.

    Риторический анализ отрывка из сказки Л.Кэрролла "Приключения Алисы в стране чудес". Подготовленная речь. Подготовка рассказа о своей лучшей подруге (друге) по плану(внешность, увлечения, черты характера)

    Тема 5. Правильная и хорошая речь.

    Выразительность речи. Богатство языка. Сочини загадку. Рифма.(Д.Чиарди "Об удивительных птицах"). Точность речи. Нормы (нормативные словари). Путешествие в страну СЛОВАРИю. Выразительность речи. Богатство языка. Сочинение сказочных историй.

    Тема 6. Речевые жанры. Текст.

    Что такое текст. Основная мысль и заголовок текста. Ключевые (опорные слова).Составление текста по сюжетным рисункам. Сжатый пересказ. Подробный пересказ. Рассуждение. Описание предмета. Работа с текстом. Речевая игра "Уточни тему". Выделение в текстах их основных структурно-смысловых частей (начало, средняя часть, концовка). Угадай сказку по опорным словам.

    Программа курса "Основы риторики для дошкольников" предусматривает возможность развития риторических умений и навыков в речевой сфере деятельности и предполагает овладение обучающимися основами правильной речи.

    Курс "Основы риторики для дошкольников" рассчитан на два года обучения, построен на индивидуальной и групповой форме работы с детьми в пределах времени, отведенного учебным планом.

    Занятия проводятся в группе по 8 человек (первый год обучения) или 8-10 человек (второй год обучения) два раза в месяц по одному часу.

    Занятия проходят на базе детского сада.

    Формы общения с дошкольниками может предусматривать индивидуальные и групповые занятия с детьми по ступеням:

    Процесс обучения должен идти совершенно естественно в соответствии с возрастным развитием детей. Успешность занятий зависит от умения воспитателя создать комфортные условия, где каждый ребенок почувствовал бы себя благополучным, принятым, любимым, уверенным в себе. Таким образом, благоприятная образовательно - развивающая среда будет способствовать своевременному развитию у ребенка психических и творческих процессов.

    В работе с детьми дошкольного возраста необходимо помнить о том, что каждый ребенок (и даже самый маленький),- это Личность, которая имеет право на свой собственный, уникальный путь развития. И роль взрослого заключается в помощи раскрыться возможностям и способностям детей.

    Воспитатель находится в позиции организатора развивающей среды. Он исследователь и наблюдатель, который уважает право детей быть непохожими на взрослых и друг на друга, право на свою индивидуальность.

    Воспитатель-ритор - это уважительный собеседник в диалоге, старший друг направляющий его в нужное русло, но не навязывающий свои мысли и свою волю. Это консультант, помощник в подготовке монологов и диалогов, отнюдь не критик и контролер, прежде всего человек, поощряющий любые находки- особенно оригинальные, - стимулирующий речевую активность и демонстрирующий тактичное поведение и творческий подход к делу.

    При обучении дошкольников необходимо использовать игровые технологии, формы групповой и индивидуальной работы, методы наблюдения, сравнения, инновационные приемы педагогической техники развивающего и поискового обучения.

    Структура занятий состоит из компонентов, наиболее приемлемыми из которых являются:

    1. Приветствие педагога с детьми.

    2. Вхождение в тему.

    3. Речевая гимнастика.

    4. Погружение в тему.

    5. Фантастическая добавка.

    6. Проведение риторических речевых игр.

    7. Физкультминутка

    8. Дополнительные задания, так называемые сквозные виды работ.

    9. Закрепление изученного.

    10. Итог занятия.

    11. Прощание с детьми.

    Поставленные задачи решаются в комплексе на каждом встрече с детьми через заявленные виды деятельности.

    При обучении риторике предлагается использовать различные приемы педагогической техники:

    1. "Удивляй"

    ФОРМУЛА: педагог находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

    2. "Волшебные ручки" и "волшебные ножки "

    ФОРМУЛА: одушевленные герои каждого занятия, с которыми необходимо прежде здороваться, вспоминая правила работы с ними.

    3. Отсроченная отгадка .

    ФОРМУЛА1:в начале занятия педагог дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на занятии при работе с новым материалом.

    ФОРМУЛА2: загадку (удивительный факт) дать в конце занятия, чтобы начать с нее следующее занятие.

    4. Фантастическая добавка

    ФОРМУЛА: педагог дополняет реальную ситуацию фантастикой

    Как контроль полученных знаний и умений проводятся творческие отчеты в конце учебного года), активное участие воспитанников студии в различных Событиях, проводимых в детском саду и др.

    Программа курса "Основы риторики для дошкольников" в целом, а особенно ее практическая часть, очень важны для дошкольников, т.к. на занятиях ребята учатся своим трудом добывать знания. В этот момент происходит процесс слияния творческой деятельности педагога и детей. И как результат - сотворчество, высшая ступень развития и становления совместной творческой деятельности.

    VI. ОПИСАНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

    Дети, обучающиеся по воспитательно-образовательному курсу "Основы риторики в детском саду", прежде всего "погружаются" в пространство, создаваемое посредством программы, которое способствует развитию у ребят уникального человеческого дара-дара слова, помогает детям осмыслить свою речевую практику, чтобы на этой основе дать возможность пойти им вперед в овладении умением общаться.

    Форма работы кружка "Основы риторики для дошкольников" направлена на развитие активной речевой деятельности ребенка (общения, культуры речевого поведения, творческого воображения и литературных способностей). В дальнейшем это позволить детям успешно освоить мир человеческих отношений.

    Основными достижениями работы кружка являются, во-первых, успехи ребят в развитии речи, во-вторых, умения и навыки речевой деятельности, которая способна кардинально преобразить речь ребенка.

    Личностно-ориентированная основа деятельности способствует осознанию дошкольником своего отличия от других, своей слабости и силы (речевой, эмоциональной, коммуникабельной, творческой), самостоятельному продвижению в дифференцированном образовании, выборе собственного смысла жизни.

    В качестве существенного показателя развития, безусловно, выступает самооценка. От ее уровня зависит активность ребенка, его участие в деятельности коллектива, стремление к самовоспитанию, потому что чувства к самому себе формируются и подкрепляются у детей благодаря реакциям других.

    В целом к предполагаемым результатам можно отнести:

    Воспитательные и развивающие задачи Качества, которые формируются Механизм отслеживания
    1. Формирование навыков и умений эффективного общения Способность дать адекватную оценку в повседневном общении и уместности выбранных средств общения. Включенное педагогическое наблюдение, беседы
    3. Воспитание коммуникативных качеств обучающихся Коммуникативные навыки, культура речи. Чувство ответственности к занятиям. Качество выполнения заданий
    4. Развитие специальных навыков анализировать и оценивать говоримую (устную) речь Соответствие основного тона, темпа, громкости речи, выделенных смысловых ударений речевой задаче говорящего Качество выполнения заданий
    5. Развитие творческих речевых способностей через систему специальных продуктивных заданий Самостоятельность, инициатива, воображение Через систему специальных заданий

    Итогами двух лет работы с детьми по программе "Основы риторики в детском саду" являются:

    • Желание и возможности детей для самореализации в речевой творческой коллективной деятельности.
    • Устойчивый интерес ребенка к развитию речи и желание совершенствоваться в этом направлении.
    • Сформированность у дошкольников культуры речи и определенного культурного кругозора.
    • Появление и реализация собственных (совместно со взрослыми) творческих проектов.

    Программой определены основные учебно-творческие и общевоспитательные задачи и последовательность их усложнения от темы к теме. Контроль за достижениями обучающихся проводится в конце года обучения в марте ежегодно, приурочив творческий отчет ко Дню рождения детского сада.

    В заключение отмечу, что важным фактором в достижении положительных результатов в работе по программе является умелое создание педагогом ситуации успеха.

    Основным методом контроля является систематическое включенное наблюдение за речевой деятельностью обучающихся как в процессе деятельности, так и "контрольных точках" - творческих событиях и др. Кроме того, психолог проводит тестирование (на предмет развития творческих речевых способностей, развитости основных психических процессов и др.). Результаты личностного и творческого роста ребенка заносятся в Личную карту, которая хранится у воспитателя.

    Контроль за техническими навыками обучающихся:

    VII. УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ

    Главным условием для реализации программы является сам педагог - воспитатель. Он выступает в разных качествах: ритор, воспитатель, актер, сказочник и др. Его живое слово, артистизм, умение наглядно показать речевое мастерство, создать атмосферу общения является примером для детей. Это дает возможность выявления и развития способностей и талантов у дошкольников.

    Сначала создается атмосфера, благоприятная для творческой деятельности, условия для максимально свободной реализации данных природой интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных для данного обучающегося.

    Педагог должен:

    • владеть методикой преподавания курса "Основы риторики", "Развитие речи", "Этикет" и "Культура речи", "Чтение художественной литературы" и др.;
    • иметь базовые знания по анатомии, возрастной психологии, филологии;
    • знать новые детские мультфильмы, игрушки, передачи, книги и использовать это в своей работе при необходимости.
    • Живое слово педагога, его художественный вкус, мастерское владение словом является примером для обучающихся.

    Для успешной работы студии "Основы риторики в детском саду" и обеспечения прогнозируемых результатов необходимы определенные условия:

    • Уютное эстетическое пространство для занятий
    • Комплекты раздаточного дидактического материала (сюжетных рисунков и др.)
    • Библиотеку детских стихотворений, сказок и рассказов.
    • Учебные пособия (библиотеку научно-методической литературы по риторике, а также книги по развитию речи).
    • Медиатека по данному направлению деятельности.

    VIII. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Котелевская В. В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. - Феникс, 2007

  • Метод М.Монтессори в России
  • Гризик Т. Познавательное развитие детей 4-5 лет. М., 2007
  • Скажи по-другому/ Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии/Под ред. О.С.Ушаковой. Самара, 2008
  • Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 3-7 лет с литературой. М., 2010
  • Виды работ по развитию речи. - М.: Министерство просвещения, 2003
  • Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. Для развития речи дошкольников. - М.: АСТ. Астрель, 2002
  • Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Я.: Академия развития. Академия К.,1998
  • Львов М.Р. Риторика: Учеб. пособие.- М.: Академия. 1995
  • Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? - Т.: Пеленг, 2003
  • Методика развития речи. - М.: Просвещение. 2000
  • Гин А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя.-3-е изд.-М.: Вита Пресс, 2007
  • «Занимательная риторика» Использование риторики с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития речевых умений и навыков общения Подготовил: Клаптюх И.Л., воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида 7 г.Шебекино Белгородской области»




    Принципы программы: 1)Развитие ребенка. 2)Уважение к свободе и достоинству каждого ребенка. 3)Бережное отношение к результатам детского творчества. 4)Научная обоснованность и практическая применимость и возможности реализации в массовой практике дошкольного образования с учетом возрастных и психологических особенностей детей при отборе содержания и методов обучения. 5)Сочетание развивающего компонента с обучающим. 6)Планирование и подбор тематики с учетом интересов, навыков и умений детей. 7)Интеграции речевой деятельности с другими видами деятельности (игра, наблюдения и др.).


    Образовательные задачи: 1) Выявление и развитие речевых способностей детей. 2) Дать начальные представления об основных понятиях риторики повседневного и делового общения. 3) Научить владеть основными элементами правильной точной речи. 4) Формировать начальные умения анализировать и оценивать общение и речь. 5) Формирование творческой личности через приобщение ребенка к риторической деятельности.


    Развивающие задачи программы: 1) Развитие речи детей через систему специальных продуктивных упражнений. 2) Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи- диалогической и монологической форм. 3) Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. 4) Развитие произносительно-импровизационных умений дошкольника. 5) Развитие понятия уместности использования несловесных (невербальных) средств общения- жестов, мимики, телодвижений, интонации. 6) Развитие основных свойств устной речи дошкольника: окраска голоса, громкость, темп и др. 7) Развитие умения взаимодействовать с партнером общения; анализировать свое речевое поведение; 8) Развитие коммуникативных качеств ребенка.










    2 компонент. Дыхательная гимнастика. Цель: приучать ребёнка контролировать своё дыхание, правильно дышать, укрепляя дыхательную мускулатуру, увеличивая «жизненный объём» лёгких. Это могут быть: - упражнения на развитие речевого дыхания по методике А.В. Ястребова, О.И.Лазаренко; - «Дыхательные» игры; - элементы дыхательной системы по Стрельниковой;


    3 компонент. Артикуляционная гимнастика. Цель: - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. - биоэнегропластика (это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки по методике А.В. Ястребова, О.И.Лазаренко); - сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка (упражнения для одновременной работы пальцев и языка).


    4 компонент. Речевая гимнастика. Цель: -формирование умения управлять своим голосом, развитие дикции. - дикционные упражнения (скороговорки, чистоговорки, считалки и т.д.) -ортологическая гимнастика (упражнения на усвоение произносительных, словообразования и других норм литературного языка)


    5 компонент. Пальчиковые игры. Цель: - формирование речи импульсами, идущими от рук. - упражнения для массажа (или самомассажа) рук (японская методика пальцевого массажа) - упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга; -упражнения без предметов; - упражнения с различными предметами; - гимнастика для пальцев; - упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук.


    6 компонент. Новая информация. Цель: - активизировать ценностно – смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций; - научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре; - развивать умение чувствовать и понимать другого.


    7 компонент. Моделирование речевых ситуаций. Цель: Решение, разыгрывание проблемных ситуаций с элементами театральных игр в соответствии с содержанием разделов «Азбука общения» и «Искусство спора и диалога». Сюда входят: коммуникативно – лингвистические игры, игры на развитие мимики, пантомимики, внешней культуры.






    В качестве отдыха, физкультминутки используются координационно – подвижные игры. Ценность координационно – подвижных игр заключается в том, что они: - являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий; - дают возможность детям «играть» своим телом как инструментом, передающим творческую активность; - развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование;


    Отражение и учет результативности идет через принципы совместной деятельности педагога и ребенка: - принцип развивающего обучения (Выготский Л.С., Эльконин В.А. и др.); - принцип воспитывающего обучения; - принцип доступности; - принцип постепенности, последовательности и систематичности; - принцип наглядности; - принципа эмоциональной насыщенности (подбор тематики зависит от способностей и успешного продвижения ребенка); - принципа мотивации к риторической практике; связи теории с практикой.




    К основным видам деятельности на занятии относятся: - игровая деятельность; -познавательно-исследовательская деятельность; -показ воспитателем особенностей речевой деятельности; -риторический анализ текстов различных речевых жанров; -рассматривание изобразительного материала; -риторические игры; -пятиминутки речевой гимнастики; -ортологические разминки; -импровизационные игровые задачи;




    Литература: Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. Для развития речи дошкольников/ А.Е.Белая, В.И.Мирясова. – М.: АСТ. Астрель, 2002 – 163 с. Гин А.Л. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя./А.Л.Гин. -М.: Вита Пресс, – 203 с. Гризик Т. Г. Познавательное развитие детей 4-5 лет/ Т.Г. Гризик. - М.: ТЦ Сфера, – 92 с. Ельцова О.М. Риторика для дошкольников. Программа и методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ О.М. Ельцова. – Санкт – Петербург,2009. – 208 с. Курцева З.И. Ты – словечко, я – словечко… Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей/ З.И. Курцева. – М. : – 64 с.


    Используя в своей работе здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного занимаемся на массажных ковриках, расположенных по кругу. Воспитатель собеседник детей, который помогает им раскрепоститься; делится своими мыслями, знаниями; советует, как лучше поступить и что сказать в конкретной речевой ситуации.