Дед мазай и зайцы мои впечатления. Урок литературного чтения на тему " дед мазай и зайцы". Разбор слов по составу

Некрасов Н. сказка "Дедушка Мазай и зайцы"

Жанр: литературная сказка в стихах

Главные герои сказки "Дедушка Мазай и зайцы" и их характеристика

  1. Дедушка Мазай. Старый опытный охотник. Вдовец, у него есть внук. Фантазер и рассказчик. Умный и наблюдательный. Веселый.
  2. Поэт, автор. Охотник, любит детей.
План пересказа сказки "Дедушка Мазай и зайцы"
  1. Летний дождь.
  2. Деревенька Мазая
  3. Байки Мазая.
  4. Половодье
  5. Зайцы на острове
  6. Заяц на пне
  7. Зайчиха
  8. Бревно с зайцами
  9. Берег близок
  10. Зайцы убежали
  11. Последняя пара зайцев
  12. Напутствие Мазая.
Кратчайшее содержание сказки "Дедушка Мазай и зайцы" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Поэт любил охотиться вместе с Мазаем, стариком, который знал множество смешных историй.
  2. В этот раз Мазай стал рассказывать о половодье прошлой весной.
  3. Тогда он плыл по реке и вдруг увидел целый островок зайцев.
  4. Мазай посадил зайцев в лодку, и подбирал других зайцев по реке.
  5. Последним Мазай зацепил багром бревно, с сидящими на нем зайцами.
  6. У деревни Мазай отпустил зайцев, сказав им не попадаться ему зимой.
Главная мысль сказки "Дедушка Мазай и зайцы"
Любое животное заслуживает жалости и заботы, потому что оно живое существо.

Чему учит сказка "Дедушка Мазай и зайцы"
Сказка учит быть веселым, уметь фантазировать, уметь рассказывать интересные истории и анекдоты. Учит любить животных и бережно к ним относиться. Учит не брать от природы лишнего, а только то, что потребно.

Отзыв на сказку "Дедушка Мазай и зайцы"
Мне понравилась эта веселая история. про спасенных зайцев. Дедушка Мазай поступил очень хорошо, не дав зайцам погибнуть при половодье. Он действовал прямо как сотрудник МЧС в наши дни.

Пословицы к сказке "Дедушка Мазай и зайцы"
Сам погибай, а товарища выручай.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Жизнь дана на добрые дела.
Поневоле заяц бежит, когда лететь не на чем.
Кто живет у воды, тому наводнение привычно.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Дедушка Мазай и зайцы"
Поэт был на охоте со старом Мазаем, когда на казалось бы совершенно чистом небе появилась маленькая тучка и вдруг хлынул ливень. Поэт и Мазай бегом устремились к сараю и спрятались в нем.
Деревня, в которой живет Мазай, стоит на низменном месте и весной ее затопляют талые воды. Но Мазай любит свою деревню и лес, в который он ходит постоянно - за грибами, брусникой, охотиться.
Мазай не верит в лешего и один раз даже специально караулил лешего в лесу, но никого не поймал. А вот ночью в лесу страшно и тихо как в храме.
Мазай старый и опытный охотник, но глаза его к старости стали подводить, и он часто промахивается. Зато знает много анекдотов про других охотников. Например про охотника, который прежде чем стрелять, греет руки над угольками.
Однажды весной Мазай плыл по реке на лодке. Вода поднялась высоко и затопила всю низменность. И вот видит Мазай островок, на котором набилось множество зайцев. А вода все пребывает и вот под зайцами осталось земли меньше аршина.
Мазай схватил одного зайца и перебросил в лодку. А остальным просто скомандовал прыгать. И зайцы гурьбой попрыгали в его лодку.
Плывет Мазаый дальше. Видит заяц застыл на пне. Снял его. Потом зайчиху с зайчатами прихватил возле кустов. Наконец увидел Мазай бревно, которое плыло по реке, а на бревне с десяток зайцев.
Садить их было уже некуда и Мазай просто зацепил бревно с зайцами багром.
Так и приплыл он обратно в деревню. Бабы и ребятня так все со смеху и покатились, глядя на странную процессию.
А зайцы, увидев берег заволновались, стали скакать в лодке. А когда лодка подошла к берегу, они всей гурьбой попрыгали из лодки и дали стрекача вверх по холму.
Только два зайца, совсем замерзшие, остались в лодке. Мазай взял их домой и отогрел. Утром, сухие зайцы тоже убежали в лес.
А Мазай пригрозил им, чтобы зимой ему не попадались на прицел. Ведь летом и весной он зайцев не бьет - шкура у них плохая.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Дедушка Мазай и зайцы"

Мазай опытный охотник, постоянно живущий в деревне. Плывёт на своей лодке, чтобы заготовить дров. Видит погибающих зайцев, спасает их, сколько может. Но замечает, что зимними днями пощады не будет. Сказка основана на историях дедушки Мазая: про охотников, про зайцев и дружеских беседах автора с ним. Частично переданы традиции и особенности крестьянского быта. Долгожитель в мире и согласии с природой, чтит и уважает её законы.

Душа у героя болит за родной край, он понимает, что надо беречь, сохранять и преумножать природные сокровища. Надо быть милосердным и помогать в трудных ситуациях живым существам. Автор традиционно каждый год навещает друга.

Читать краткое содержание Некрасов Дед Мазай и зайцы

Автор приехал в деревню летом (в августе - месяце), под названием «Малые Вежи». С другом (по имени Мазай), они охотились на белокуприков (дупелей). Солнце забежало за тучу, и пошёл сильный дождь. Автор сравнивает струи дождя с прутьями, вонзающимися в недрах земли. Промокшие друзья убежали в старый сарай.

Некрасов хочет рассказать про то, как приезжает в гости к своему любимому другу Мозаю и гостит у него, целую неделю. Каждый год повторяется это семидневное событие.

В деревне много зелёных садов, жилые дома на высоких деревянных брёвнах. Со старых времён в ней развивается растение – хмель.

С наступлением ранней весны, происходит таяние снега и поднимается вода, что всё плывёт. Автор сравнивает это событие с Венецией. Живущий в этом крае Мазай, не может без него жить, и очень его любит. Жена умерла, детей своих нет, есть лишь внук. Он не выбирает лёгких путей. И не боится пешком сквозь леса пройти путь до Костромы. Не боится он ни диких зверей, ни обитающих пернатых, не верит в Леших. Когда – то на них хотел посмотреть, пытался вызвать, но никого не увидел. Много в тех краях растёт: грибов, спелой малины, любит он собирать и есть сразу бруснику. Нравится пение пеночки, и как в пустой деревянный бочонок, исполняет песни птица удод. Дедушка подмечает каждую травинку, каждую бабочку и цветок.

По ночам летает сыч и ухает. У него крупные, светящиеся в темноте глаза, аккуратно стоят рожки.

Автор признаётся, что иногда в ночное время испытывал он страх, когда кругом очень тихо. Сравнивает скрип сосны с ворчанием во сне старухи. Считает, что если бы не охотился его друг, то жил спокойно и беззаботно. С возрастом зрение ухудшилось, и старик иногда стрелял мимо. Во время охоты, если дедушка промахнулся, и зайчик ушёл не унывает и грозит косому пальцем.

Множество рассказов об охотниках поведал он автору: Кузя сломал курок, заманивает тетерева, и с помощью спичек делает выстрелы. Другой охотник – зверолов берёт в дорогу горшок с угольками. Использует ружьё для выстрела в стоящую жертву, когда погреет руки над углём. Такие особенности у охотников, вызывают смех у старика. Автор подчёркивает, что крестьянские анекдоты не хуже дворянских смешных историй!

Душа старичка болит за то место, где он родился и продолжает жить: ловят сетями рыбу, давят силками дичь, топят и ловят, погибающих весной зайцев.

Писатель рассказывает эпизод о спасении бедных зайцев во время наводнения, услышанный от старика Мазая в сарае. Свою Родину он называет: «болотистым, низменным краем». В этот период старик поплыл за дровами. Увидел небольшой остров и сидящих на нем косых зайцев. Воды становится всё больше, островок потихоньку уходил под воду. И дедушка командует серым длинноухим животным прыгать в лодку.

После того как они сели в лодку, островок ушёл под воду. Старичок разговаривает с ними как с детьми, проплывая дальше, спасает ещё одного зайчонка, называя его горемыкой. Продолжает плыть дальше, беременная зайчиха тонет. Спасает и её, глупую даму. Мимо проплывало бревно, на котором десяток зайчат. В лодку они не помещались, спас и их, привязал к краю. Все смеялись над проделкой старичка.

Почувствовав землю, зайцы начали двигаться и вставать на задние лапки. Мешать грести вёслами спасителю. Подвёз их берегу и отпустил зверей, но предупредил, чтоб зимой на глаза не попадались, пощады не будет, охота есть охота. Ослабленную пару он посадил в мешок и понёс домой, просушил, отогрел, дал поспать и из мешка выпустил. И тоже сказал зимой, чтоб не попадались. Летом и весной он не охотится, в это время у животного плохая шкура, так как он линяет.

Картинка или рисунок Дед Мазай и зайцы

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Золотой теленок Ильф и Петров

    Действия происходят в 1930 году. Первая сцена – Остап Бендер заходит в кабинет председателя исполкома, и, представившись сыном лейтенанта Шмидта, просит дать ему денег. Затем в кабинет входит другой мужчина

    Трагедия «Ромео и Джульетта» Шекспира повествует о несчастной судьбе двух молодых любящих друг друга людей, которые стали жертвами вражды между их знатными родами Монтекки и Капулетти.

«Дедушка Мазай и зайцы» Некрасов

« Дедушка Мазай и зайцы » анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Поэма «Дедушка» написана Некрасовым в 1870 г. Она описывает приезд старого декабриста в усадьбу сына. Начало действия поэмы относится к 1856 году, когда был издан манифест, возвращавший декабристов из ссылки.

Образ дедушки собирательный. Прототипом считают Сергея Волконского, вернувшегося 68-летним стариком, всё ещё красивым и статным. Разжалованный генерал Волконский любил беседовать с мужиками, а крестьянские дети звали его дедушкой. Прототипом считается также темпераментный Михаил Бестужев, с которым Некрасов общался в 1869 г.

Поэма посвящена З-н-ч-е (Зиночке), то есть Зинаиде Николаевне Некрасовой, гражданской жене Некрасова.

Литературное направление, жанр

«Дедушка» - реалистическая поэма. По цензурным соображениям Некрасов не говорит прямо, что дедушка - декабрист. Герой мечтает о свободе и богатстве народа, обещая крестьянам, солдатам, что скоро им будет жить легче (намёк на реформы Александра ІІ).

Образ главного героя

Читатель видит дедушку глазами внука. Сначала Саша замечает портрет молодого генерала (очевидно, войны 1812 года). Затем узнаёт от родителей, что дедушка окружён какой-то печальной тайной. Потом мамаша открывает Саше, что дедушка добрый, смелый и несчастный. Приехав издалека, дедушка объявляет, что со всем примирился. Но дальнейшие события позволяют предположить, что это не так. Дедушка живёт мыслью о мести, призывает Сашу дорожить честью и отомстить за обиды. Он подобен библейскому герою, пострадавшему за народ: сын падает ему в ноги, мать Саши расчёсывает седые кудри, Саша спрашивает о ранах на руке и ноге.

Портрет описан с помощью эпитетов: «Древен годами, но ещё бодр и красив». У дедушки целые зубы, твёрдые поступь и осанка, белые кудри, серебряная борода, святая улыбка.

Библейскую природу образа дедушки подчёркивают перепевы героем библейских фраз: «Имеющий уши да слышит, имеющий глаза да видит».

На родине дедушка гуляет с внуком, восхищается природой, сравнивая её с глухой, унылой, безлюдной природой места ссылки, «гладит крестьянских ребят», толкует с мужиками. Он не может сидеть без работы: пашет, копает гряды, переплетает, тачает.

Дедушку приближает к народу песня. Он поёт о декабристах, об их ссылке. Некрасов тоже пел «о Трубецкой и Волконской»: его поэма «Дедушка» открывала цикл поэм о декабристах.

Сокровенные мысли Некрасов доверил дедушке: успешна та страна, в которой населению присуща не тупая покорность, а сила, единодушье и разум. Некрасов словами дедушки взывает к читателю: «Горе стране разорённой, горе стране отсталой».

Отрицательные образы поэмы

Чиновники и господа давят из народа сок (метафора), подьячие подлые (эпитет), выходят в поход против войска, казны и народа (метафора), алчная стая хищников (метафора и эпитет) готовит гибель отчизне, «стоны рабов заглушая лестью да свистом бичей» (метафора). Военный начальник зверствует, душу вколачивает в пятки, так что зубы сыплются градом, даже дышать в строю не позволяет (гиперболы).

Тема, основная мысль и композиция

Тема поэмы - передача новым поколениям истинных, с точки зрения автора, ценностей (свобода и счастье народа, процветание страны).

Основная мысль: дело декабристов не погибло. Его продолжат следующие, правильно воспитанные, поколения.

Поэма состоит из 22 главок, многие заканчиваются рефреном: «Вырастешь, Саша, узнаешь...». Другие - риторическими вопросами: «Кто же имеющий душу мог это вынести? Кто?»

Действие поэмы занимает несколько лет. Оно начинается с вопроса маленького Саши о портрете дедушки. Дедушка рассказывает внуку о произволе помещиков былых времён (очевидно, до восстания декабристов), обобщая его: «Зрелище бедствий народных невыносимо, мой друг». Заканчивается поэма готовностью Саши узнать печальную быль. Ему хватает и знаний, и сердечного расположения: «Глупых и злых ненавидит, бедным желает добра». У поэмы открытый финал.

Во вставных эпизодах дедушка рассказывает Саше историю об утопическом поселении, которое он встретил в Сибири, в Тарбагатае. Раскольников сослали в пустынное место, и уже через год там стояла деревня, а через полвека вырос целый посад: «Воля и труд человека дивные дивы творят».

Размер и рифмовка

Поэма написана трёхстопным дактилем. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

(Программа 21 век, учебник “ Литературное чтение, уроки слушания” 1 класс авт. Л.А. Ефросинина)

Цель урока: Познакомить учащихся со стихотворением Николая Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы”.

1.Образовательные: формировать умение слушать художественное слово и чувствовать красоту родной природы; учить выражать свое отношение к произведению, герою и описанным событиям; учить выражать свою читательскую точку зрения; учить коллективной работе в группе и взаимодействию друг с другом в группе.

2.Развивающие: развивать внимание, аккуратность, выразительность чтения, словарный запас.

3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и животным; повторить правила поведения весной во время таяния снега и льда.

4.Оборудование: Мультфильм “Дедушка Мазай и зайцы” (По мотивам стихотворений Н. Некрасова; реж.-пост. Г. Тургенева, худ. Н. Павлов, муз. оформл. Е. Черницкая. Производство Свердловской киностудии 1980г), цветные карандаши и фломастеры; карточки с заданиями, кроссворд; иллюстрации; заголовки на доску; слова на доску.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

Проверить готовность к уроку.

Напомнить о правильной посадке.

2. Повторение пройденного, проверка домашнего задания.

Ребята! Давайте вспомним, какое произведение мы слушали на прошлом уроке? Покажите модель обложки к этому стихотворению.

(Вывешиваю модель обложки на доске). (Приложение 1)

О чем это стихотворение? (о временах года).

Назовите их. Вывешиваю на доску названия времен года. (Приложение 2 – заголовки к временам года – лето, осень, зима, весна).

Дети читают отрывок из произведения Трутневой “Когда это бывает?” к каждому времени года.

Пока дети читают отрывки стихотворения, один ребенок у доски получает конверт со словами – явлениями природы в разные времена года, которые он должен правильно соотнести с карточками на доске.

Молодцы ребята. Вы все справились хорошо с заданием.

3.Знакомство с новым произведением.

Ребята! А какое время года наступило сейчас? (весна)

А давайте вспомним, что бывает на реках и озерах весной, когда разливаются реки? Кто назовет эти явления природы? (Ледоход, Наводнение, Половодье) вывешиваю иллюстрации (Приложение 3).

Сегодня мы с вами побываем в гостях у дедушки Мазая и узнаем о том, что бывает каждую весну в его деревеньке. А поможет нам в этом замечательный русский поэт Николай Некрасов (вывешиваю потрет).

Но прежде чем отправиться в гости, давайте познакомимся с трудными словами, которые нам встретятся.

Словарная работа

СИЛКИ - приспособлении е в виде затянутой петли для ловли птиц и мелких животных. (вывешиваю картинку)

АРШИН – старорусская мера длины (вывешиваю картинку)

САЖЕНЬ – старорусская мера длины (вывешиваю картинку)

ЗИПУН – Старинная верхняя одежда крестьян, типа кафтана без воротника, изготовленная из грубого сукна яркого цвета (вывешиваю картинку).

БАГОР – длинная палка с загнутым металлическим крюком. (вывешиваю картинку)

ГУТОРИТЬ – говорить.

ГОРЕМЫКА – слово образовано из двух слов: горе и мыкать, что обозначает страдать. (Приложения , , )

Ну что, хотите попасть в гости к дедушке Мазаю? Тогда слушайте. (Начинаю читать отрывок из стихотворения)

Вопросы по прослушанному

Кто приехал в гости к деду Мазаю?

Почему вся деревенька весною всплывает?

Ну а теперь давайте посмотрим, что было дальше. (Смотрим мультфильм)

4. Беседа по первичному восприятию.

В какое время года происходят события, описанные Некрасовым?

Почему в этой деревеньке все дома на высоких столбах?

Кому помог дедушка Мазай?

Почему дедушка Мазай решил помочь зайцам?

Как дед Мазай относился к животным? Докажите.

А как вы относитесь к деду Мазаю? (спросить по группам)

5. Физкультминутка. (про зайцев)

6. Закрепление пройденного (работа в группах)

Каждой группе даю иллюстрацию и отрывок из прослушанного стихотворения. (Приложения , 8).

7. Физкультминутка.

8. Итоговая работа в группах.

1группа - Раскрась и дорисуй иллюстрацию. Приложение 9.*

2 группа – Аппликация (Работа с учителем ИЗО).**

3 группа- Разгадывание кроссворда. Приложение 10 .

4 группа- Работа с моделью обложки (выбрать нужную модель и оформить ее). Приложение 11 .

9. Итог урока.

Понравился ли вам урок?

С кем мы познакомились?

У кого в гостях побывали?

Кому помог дед Мазай?

Чему научил вас дедушка Мазай?

Что мы делали на уроке?

Какое задание особенно понравилось?

А теперь давайте посмотрим, сколько фишек заработала каждая группа?

Приложение 9

* Иллюстрация взята и увеличена (формат А3) из рабочей тетради, Урок 43 (Литературное чтение уроки слушания 1 класс – автор Л. А. Ефросинина) к произведению “Дедушка Мазай и зайцы”.

** Была заготовлена картина к произведению Н.А. Некрасова “Наводнение” и отдельно фигуры – Дедушка Мазай, лодка и зайцы. Дети должны были расположить правильно персонажей данного произведения.

Страница 1

Творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821 – 1877) в области детской поэзии было новым шагом в ее развитии.

Хорошо понимая значение детского чтения в формировании личности ребенка, ее гражданских качеств, Некрасов адресовал свои стихи тем, на кого он возлагал большие надежды в свершении грядущих судеб России, - крестьянским детям.

Одно из стихотворений Некрасова, прочно вошедших в детское чтение, - «Дедушка Мазай и зайцы» (1870).

Главной темой этого стихотворения стала любовь к природе, к бережному отношению к ней, причем любви разумной.

Поэт предоставляет слово и самому Мазаю:

Я от Мазая рассказы слыхал.

Дети, для вас я один записал…

В стихотворении Мазай рассказывает о том, как весной, в половодье, плыл он по разлившейся реке и подбирал зайчишек: сначала снял нескольких с островка, на котором зайцы столпились, чтобы спастись от поступавшей кругом воды, затем подобрал зайца с пня, на котором, «лапки скрестивши», стоял «горемыка», ну а бревно с десятком сидевших на нем зверюшек пришлось зацепить багром – в лодку бы все они не поместились.

В этом стихотворении поэт-гражданин раскрывает маленьким читателям поэзию крестьянской жизни, внушает им любовь и уважение к простому народу, показывая душевную щедрость таких самобытных натур, как дедушка Мазай.

Завязкой этого произведения является то, как автор приехал в Малые Вежи охотиться со старым Мазаем:

В августе, около Малых Вежей,

С старым Мазаем я бил дупелей.

Кульминация в этом стихотворении это рассказ Мазая о спасении зайцев:

В лодке поехал – их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет –

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Концовкой здесь является то, как Мазай отпускает зайцев с советом: «Не попадайтесь зимой!».

Вынес я их на лужок; из мешка

Вытряхнул, ухнул – и дали стречка!

Я проводил их все тем же советом:

«Не попадайтесь зимой!»

Дед Мазай пронизан подлинной любовью ко всему живому. Он реальный, живой человек-гуманист, рачительный хозяин и добрый охотник, которому честь и доброе сердце не позволяют пользоваться бедой, пришедшей к зверькам.

В стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» речь не утомляет маленького читателя: его внимание переключается с предмета на предмет. Здесь и меткие замечания о вечернем пении пеночки, и уханье удода, о сыче:

Вечером пеночка нежно поет,

Словно как в бочку пустую удод

Ухает; сыч разлетается к ночи,

Рожки точены, рисованы очи.

Здесь и крестьянский «анекдот» о каком-то Кузе, который сломал курок у ружьишка и затравку поджигал спичками; о другом «зверолове», который, чтобы не зябли руки, таскал с собой на охоту горшок с угольками:

Знает он много рассказов забавных

Про деревенских охотников славных:

Кузя сломал у ружьишка курок,

Спичек таскает с собой коробок,

Сядет за кустом – тетерю подманит,

Спичку к затравке приложит - и грянет!

Ходит с ружьишком другой зверолов,

Носит с собою горшок угольков.

«Что ты таскаешь горшок с угольками?» -

Больно, родимый, я зябок руками…

В произведении имеются сравнения. Поэт сравнивает дождь со стальными прутьями:

Прямы светлы, как прутья стальные,

В землю вонзались струи дождевые.

Скрип сосны с ворчанием старухи:

Разве какая сосна заскрипит,

Словно старуха во сне проворчит…

Так же здесь есть и эпитеты – зеленые сады, рисованные очи.

Летом ее убирая красиво,

Исстари хмель в ней родится на диво,

Вся она тонет в зеленых садах…

…Ухает; сыч разлетаются к ночи,

Рожки точены, рисованы очи.

Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» рекомендовано для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Стихотворение дает детям урок любви к природе, причем любви бережной и разумной, здесь даны прекрасные картины природы. Поэт не избегает «жестоких» описаний, его доверие к сердцу и разуму маленького читателя настолько велико, что дает ему право и в этом стихотворении детского цикла открывать те стороны жизни, которых старалась не касаться детская литература того времени.