Ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами углем. Ресурсообеспеченность отдльных стран некоторыми видами минерального сырья. Классификация природных ресурсов мира

Практические работы по географии для учащихся 10-11 классов

Кощина Елена Анатольевна

МОУ «Погореловская СОШ»

Пояснительная записка.

Практическая работа учащихся на уроках географии - один из важнейших элементов приобретения знаний, умений, навыков. Она во многом зависит от мастерства учителя: найти главное, выделить его, дать анализ –составные части самостоятельной работы старшеклассников.

Настоящее методическое пособие состоит из 12 практических работ по курсу «Экономическая и социальная география мира» под редакцией В.П. Максаковского для 10-11 классов. Каждая работа рассчитана на 1 урок.

В условиях модернизации образования встает сложная проблема содержания образования по каждому учебному предмету. Не обошла эта проблема и географию. Каждый творческий учитель решает ее по -своему.

Основываясь на дидактические принципы развития личностно- ориентированного обучения, представленный курс практических работ для 10-11 классов. подразумевает не только передачу ученикам определенной системы знаний и умений, но и приобретение ими навыков самостоятельной добычи информации.

Целью данного методического пособия является:


  • усиление практической направленности уроков школьной географии в старшей школе

  • развитие у учащихся навыка самостоятельной работы с различными источниками знаний.
При разработке пособия учтен собственный педагогический опыт. Апробация практических работ прошла в 2006-07 учебном году и дала положительные результаты в оценке качества знаний учащихся 10-11 классов.

Ценным считаю то, что на этих уроках ученики с большим удовольствием занимались практической исследовательской деятельностью, учились делать самостоятельно выводы, постигая такую многогранную и увлекательную науку как география.

Практическая работа № 1.

Тема: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (ТЭК).


№ п\п

Страна

Нефть, млрд. т

Газ, трлн. м3

Уголь, млрд. т

Р

З

Д

Р

З

Д

Р

З

Д

1

Россия

6,7

0,3

4,8

0,5

202

0,1

2

США

3,8

0,3

4,5

0,5

445

0,9

3

Канада

1,5

0,1

2,2

0,1

15

0,03

4

Китай

4,0

4,0

1,6

0,3

296

1

* Примечание.

З- запасы; Д- добыча; Р- ресурсообеспеченность.

2. Сделать вывод о ресурсообеспеченности и развитии экономики страны.
Практическая работа №2.

Тема: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира.


  1. Экономико-географическое положение страны.

  2. На основании данных атласа дай оценку минеральным ресурсам страны.

  3. На основании данных атласа дай оценку водным ресурсам страны.

  4. На основании данных атласа дай оценку лесным и земельным ресурсам страны.

  5. Сделай общий вывод о ресурсообеспеченности страны.
* Примечание.

1 вариант-США

2 вариант- Россия

3 вариант-Китай

Практическая работа № 3.

Тема: Характеристика политико- географического положения страны.



  1. Оценка ресурсной базы экономики страны:

    • Минеральные ресурсы

    • Лесные ресурсы

    • Водные ресурсы

    • Земельные ресурсы.

  2. Дай характеристику отраслей специализации страны.

  3. Сделай анализ политической ситуации в данной стране.

  4. * На контурную карту нанеси « горячие точки» планеты (опережающее домашнее задание).

Практическая работа №4.

Тема: Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй и основные формы административно –территориального устройства».

На основании материала учебника и данных атласа заполни следующую таблицу:

Практическая работа №5.

Тема:Объяснение процессов воспроизводства населения в странах мира.


  1. Экономико- географическое положение страны.

  2. Охарактеризовать процессы воспроизводства населения в данных странах.

  3. Объяснить причины различий и сходств в процессах воспроизводствах.

  4. Сделать вывод о связи воспроизводства населения с экономическим развитием этих стран.
* Примечание.

1 вариант- Россия и Китай

2 вариант-Италия и Корея

3 вариант-Швеция и Малайзия

4 вариант-США и Вьетнам

Практическая работа №6.

Тема: Объяснение региональных и отраслевых различий в структуре занятости населения

стран мира.


  1. Указать тип воспроизводства в каждой стране, по атласу определить среднюю плотность населения.

  2. Указать различия в структуре занятости населения представленных стран, используя данные таблицы.

  3. Объяснить причины различия занятости населения.

  4. Сделать общий вывод.
* Примечание.

1 вариант-США и Индонезия

2 вариант-Китай и Нигерия

Занятость населения (в%).


№ п\п

Страна

Аграрный сектор

Добыв. пром.

Обраб. пром.

Строитель

ство


торговля

Сфера услуг

1

США

8

4

5

17

19

47

2

Индонезия

54

3

2

5

11

25

3

Китай

7

12

56

6

11

8

4

Нигерия

42

4

6

3

26

19

Практическая работа №7.

Тема: Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран мира (в виде таблицы)


Страна

Страна

ЭГП

ЭГП



Численность населения и районы с большей плотностью.



Тип воспроизводства, есть ли прирост населения.



Возрастной и половой состав населения.



Занятость населения, доля городского и сельского населения.



Вывод об обеспеченности страны трудовыми ресурсами.

* Примечание.

1 вариант- Канада и Алжир

2 вариант- Германия и ОАЭ.
Практическая работа №8.

Тема: Объяснение причин миграционных процессов.


  1. Установить направления миграционных потоков в пределах указанной территории.

  2. Показать на контурной карте стрелками направление миграционных потоков.

  3. Объяснить причины миграционных потоков.
* Примечание.

1 вариант-Европа

2 вариант -Северная Америка

3 вариант- Азиатское пространство.
Практическая работа № 9.

Тема: Характеристика центров мирового хозяйства.


  1. Проведи анализ условиям (климатическими, географическими, природными), которые способствовали формированию этого экономического центра.

  2. Составь в виде круговой диаграммы структуру отраслей хозяйства этого экономического центра и сделай общий вывод о преимущественном направлении.

  3. Перечисли основные статьи экспорта и импорта данного экономического центра.

  4. К каким международным группировкам относится этот экономический центр.
* Примечание.

1 вариант-Европа

2 вариант-Азия

Практическая работа №10.

Тема: Составление картосхемы « Региональные и отраслевые группировки стран мира».


  1. Нанеси на контурную карту страны данной группы, обозначив их определенным цветом.

  2. Заполни таблицу и сделай вывод о наличии одинаковых отраслей экономики:

  1. Сформулируй основные причины формирования этих отраслей (ресурсы, население, транспорт).

  2. Сделай общий вывод о структуре экономики этой группы стран.
* Примечание.

1 вариант- страны доиндустриальной экономики

2 вариант- страны индустриальной экономики

3 вариант- страны постидустриальной экономики

Практическая работа №11.

Тема:Составление картосхемы «Угольная промышленность мира»


  1. На контурной карте обозначить 10 стран- лидеров по добыче угля.

  2. Обозначить основные направления международных грузопотоков угля.

  3. Выделить регион мира, являющийся лидером по добыче угля.

  4. Выделить главные угледобывающие страны, не являющиеся экспортёрами угля.

Практическая работа №12.

Тема: Составление картосхемы «Металлургия мира».


  1. На контурной карте обозначить 10 стран- лидеров по добыче железной руды.

  2. Указать основные направления международных грузопотоков железной руды.

  3. Обозначить 10 стран- лидеров по производству стали.

  4. Отметить 5 стран-лидеров по производству первичного алюминия (методом кардиограммы).

  5. Выделить регион мира, являющийся лидером по добыче железной руды и производству стали.
  • 3. Определение по половозрастной пирамиде типа воспроизводства населения страны.
  • 1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.
  • 3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.
  • 1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.
  • 2. Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.
  • 3. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя).
  • 1. Закономерности размещения минеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресурсов.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).
  • 1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.
  • 2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Характеристика по картам эгп (экономико-географического положения) страны (по выбору учителя).
  • 1. Водные ресурсы суши и их распределение на планете. Проблема водообеспечения и возможные пути ее решения.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Восточной Европы.
  • 3. Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры страны (по выбору учителя).
  • 1. Лесные ресурсы мира и их значение для жизни и деятельности человечества. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Восточной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Определение и сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира (по выбору учителя).
  • 1. Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, энергетические и биологические. Проблемы рационального использования ресурсов Мирового океана.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика сша.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков железной руды.
  • 1. Рекреационные ресурсы и их размещение на планете. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика Японии.
  • 3. Объяснение по картам направлений основных грузопотоков нефти.
  • 1. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Виды загрязнений и их распространение. Пути решения экологических проблем человечества.
  • 2. Сельское хозяйство. Состав, особенности развития в развитых и развивающихся странах. Сельское хозяйство и окружающая среда.
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов (по выбору учителя).
  • 1. Численность населения мира и ее изменения. Естественный прирост населения и факторы, влияющие на его изменение. Два типа воспроизводства населения и их распространение в разных странах.
  • 2. Растениеводство: границы размещения, основные культуры и районы их возделывания, страны-экспортеры.
  • 3. Сравнение международной специализации одной из развитых и одной из развивающихся стран, объяснение различий.
  • 1. «Демографический взрыв». Проблема численности населения и ее особенности в разных странах. Демографическая политика.
  • 2. Химическая промышленность: состав, значение, особенности размещения. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспеченности одной из стран (по выбору учителя).
  • 1. Возрастной и половой состав населения мира. Географические различия. Половозрастные пирамиды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.
  • 3. Сравнительная характеристика по карте обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями.
  • 1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.
  • 2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.
  • 3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).
  • 1. Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселенные районы мира.
  • 2. Электроэнергетика: значение, страны, выделяющиеся по абсолютным и душевым показателям производства электроэнергии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров зерна.
  • 1. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика кнр.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля.
  • 1. Городское и сельское население мира. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации. Проблемы и последствия урбанизации в современном мире.
  • 2. Животноводство: распространение, основные отрасли, особенности размещения, страны-экспортеры.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков газа.
  • 1. Мировое хозяйство: сущность и основные этапы формирования. Международное географическое разделение труда и его примеры.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран водными ресурсами.
  • 1. Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран современного мира.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Африки.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров хлопка.
  • 1. Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива. Важнейшие страны-производители и экспортеры. Главные международные грузопотоки топлива.
  • 2. Международные экономические отношения: формы и географические особенности.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров сахара.
  • 1. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Африки (по выбору учащегося).
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух сельскохозяйственных районов (по выбору учителя).
  • 1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность: состав, размещение. Географические различия.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Азии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров кофе.
  • 1. Легкая промышленность: состав, особенности размещения. Проблемы и перспективы развития.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии (по выбору учащегося).
  • 3. Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя).
  • 1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.

    2. Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.

    3. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя).

    1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.

    Природные ресурсы - компоненты природы, которые на данном уровне развития общества используются или могут быть использованы в качестве средств производства и предметов потребления.

    Потребность человека в различных видах природных ресурсов неодинакова. Например, без кислорода человек не может прожить и нескольких минут, в то время как без урана он обходился тысячелетиями.

    Современная промышленность потребляет огромное количество сырья. Его стоимость в суммарных затратах на производство промышленной продукции составляет около 75 %.

    Многие природные ресурсы (прежде всего: нефть, газ, уголь) постепенно оскудевают (это факт печальный). Но, во-первых, они ещё не только неисчерпаны, но и разведаны далеко не полностью. Во-вторых, добываемые природные ресурсы всё ещё используются малоэффективно. В-третьих, открытия в промышленной сфере ближайшего будущего предугадать трудно (новые конструкционные материалы и т.п.).

    Существуют разные подходы к классификации природных ресурсов:

    По происхождению выделяют:

    1) минеральные;

    2) водные;

    3) ресурсы Мирового океана;

    4) земельные;

    5) биологические;

    6) климатические;

    7) космические ресурсы.

    По исчерпаемости подразделяют на:

    1) исчерпаемые:

    а) возобновимые (биологические, земельные, водные);

    б) невозобновимые (минеральные);

    2) неисчерпаемые (климатические, энергия текущей воды, солнца, ветра).

    По способу использования:

    а) агроклиматические;

    б) энергетические;

    в) рекреационные и т.п.

    Размещение природных ресурсов по планете неравномерно. Так, Ближний Восток выделяется крупными ресурсами нефти и газа, Андские страны - медных и полиметаллических руд, страны экваториальной Африки - ценной древесиной и т.д.

    В мире есть несколько государств, имеющих практически все виды природных ресурсов. Это Россия, США и КНР (Китай).

    Многие страны обладают крупными запасами мирового значения одного или нескольких ресурсов: Габон - марганца, Кувейт - нефть и т.д.

    Нет ни одной страны в мире, которая не обладала бы теми или иными ресурсами.

    Наличие природных ресурсов может помочь в экономическом развитии стран, хотя возможности их использования есть не у всех. И наоборот, бедность природными ресурсами - это не показатель бедности страны (например, Япония).

    Национальное богатство страны измеряется прежде всего людьми, их опытом и трудолюбием и т.д.

    Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчёта на душу населения.

    Оценить обеспеченность страны определённым видом природных ресурсов можно двумя способами:

    1) разделить размеры запасов данного ресурса на современный объём его добычи в год и в результате получить количество лет, на которые должно хватить данного ресурса;

    2) разделить количество запасов данного ресурса на численность населения страны и узнать таким образом, какое количество этого ресурса приходится на душу населения.

    2. Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.

    Транспорт - это кровеносная система в сложном организме мирового хозяйства. Он является основой географического разделения труда и помогает преодолевать территориальный разрыв между производством и потребителем товаров и услуг, способствует общению людей.

    Все пути сообщения, транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему, масштабы которой очень велики.

    К сведению: на мировом транспорте занято более 100 млн. человек. Общая длина транспортной сети мира (без морских трасс) превышает 35 млн. км. Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится более 100 млрд. тонн грузов и более 1 трлн. пассажиров.

    Научно-техническая революция коснулась всех видов транспорта: увеличились скорости, выросла грузоподъёмность и пропускная способность путей, увеличился подвижной состав.

    Транспорт экономически развитых стран отличается, как правило, высоким техническим уровнем. На эти страны приходится 75-80 % общей длины транспортной сети, мирового грузо- и пассажирооборота. Здесь также велика густота дорог.

    В развивающихся странах транспорт, в большинстве случаев, - отстающая отрасль.

    Виды транспорта и их особенности:

    I. Сухопутные:

    1) железнодорожный: его роль в последнее время несколько снизилась, но остаётся важной в перевозке массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов.

    По длине железных дорог лидируют: США, Россия, Канада, Индия, Китай, Австралия, Аргентина и т.д. По густоте железных дорог лидируют страны Европы.

    2) автомобильный лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках, велико значение в междугородних и международных перевозках.

    По длине лидируют: США, Россия, Индия. По плотности автомобильной сети - страны Западной Европы и Япония.

    3) трубопроводный: получил развитие в связи с добычей нефти и газа. Наиболее длинные трубопроводы в России, Канаде и США.

    II. Водные:

    4) морской: обеспечивает почти 80 % перевозок между странами.

    Морские суда транспортируют, главным образом, массовые грузы - наливные (нефть, нефтепродукты), насыпные и навалочные (уголь, руда, зерно).

    Наибольший тоннаж (вместимость) морского торгового флота у Либерии, Панамы, Японии, Греции, США, Кипра, Китая, России. Причём, наличие большого морского флота у некоторых развивающихся стран объясняется тем, что под флагами этих государств, на самом деле, плавают суда крупных держав.

    Крупнейшие морские порты: Роттердам (Нидерланды), Нью-Орлеан (США), Марсель (Франция), Гамбург (ФРГ) и др.

    По размерам перевозок лидирует Атлантический океан.

    5) речной и озёрный: обслуживают, преимущественно, внутренние потребности стран, но осуществляют и международные перевозки.

    Крупными водными артериями являются: Рейн, Дунай, Одер, Эльба, Миссисипи, Великие озёра и т.д.

    Крупные каналы: Береговой (США), Беломоро-Балтийский и Волго-Донской (Россия) и т.д.

    III. Воздушный: очень молодой и динамичный; занимает I место в межконтинентальных перевозках.

    Крупнейшие воздушные державы: США, Россия, Япония, Франция, Великобритания и др.

    Транспорт в настоящее время стал менее зависим от природных условий. Природные препятствия (водные пространства, горы и др.) перестали быть непреодолимыми. Пробиваются тоннели в скалах, прокладываются подводные тоннели, сооружаются искусственные водные пути.

    Вместе с тем растёт и отрицательное воздействие транспорта на окружающую среду. Главный загрязнитель атмосферы - автомобильный (2/3 всех выбросов в воздух), воздушный - загрязняет шлейфами тысяч самолётов, железнодорожный - твёрдыми частицами. Кроме того, транспорт - источник шума, загрязнитель вод (нефтью и нефтепродуктами).

    Многие страны принимают меры для снижения негативного воздействия транспортных средств на природу путём разработок новейших технологий, использования экологически чистых видов топлива (электричество - в электромобилях) и т.д.

    3. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя)

    Прирост населения любой страны мира состоит из:

    1) естественного прироста жителей, что представляет собой - разницу между количеством родившихся и умерших людей;

    2) механического прироста населения (миграции).

    Определим и сравним показатели прироста населения во Франции и Саудовской Аравии.

    Начнём с Франции:

    1) естественный прирост:

    Рождаемость - менее 15 человек на 1000 жителей - низкая из-за следующих факторов:

    а) позднего возраста вступления в брак;

    б) вовлечения женщин в производство;

    в) отношения к разводам, абортам;

    г) представления о нормальном количестве детей;

    д) увеличения числа пожилых людей и т.д.

    Смертность - 10-15 человек на 1000 жителей - низкая, благодаря следующему:

    а) хорошему медицинскому обслуживанию;

    б) увеличению продолжительности жизни стариков;

    в) стабильной экономической ситуации в стране;

    2) миграции: сюда наблюдается поток переселенцев из стран Восточной Европы, СНГ, Испании, Алжира на заработки, вследствие нестабильной ситуации в своих государствах.

    Теперь проследим те же показатели в Саудовской Аравии:

    1) естественный прирост:

    Рождаемость - 40-50 человек на 1000 жителей - высокая в результате:

    а) национальных и религиозных традиций;

    б) слабого вовлечения женщин в производство и т.д.

    Смертность - 5-10 человек на 1000 жителей - средняя и постоянно снижается из-за:

    а) улучшения медицинского обслуживания;

    б) повышения благосостояния людей и т.п.

    2) миграции: сюда наблюдается поток в основном временных переселенцев из стран ближнего зарубежья (Сирии, Египта и т.д.) для работы на добыче нефти.

    В конечном итоге, можно сделать следующие выводы: сходство показателей прироста населения во Франции и Саудовской Аравии заключается в близких величинах смертности (низкая и средняя) и потоке внешних мигрантов в обоих странах; главное различие - в рождаемости (низкая и высокая), что является следствием разных национальных и религиозных традиций (в основном).

    3-ий вопрос в билете легче всего рассматривать на сравнении стран Западной Европы, США и государств Азии, Африки по плану приведённого выше примера ответа.

    Билет № 6

    Главная > Документ

    Тема: ВИДЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ. РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТЬ.

    ОЦЕНКА РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТИ СТРАНЫ.

    Цели и задачи: познакомить с понятиями «географ.среда», «ресурсообеспеченность» видами природных ресурсов и делением их на группы. Научить

    давать общую и сравнительную оценку обеспеченности мира и

    отдельных его регионов различными видами минеральных ресурсов,

    производить расчеты такой обеспеченности.

      Изучение нового материала.

    Природные ресурсы – компоненты природы, которые на данном уровне развития общества используются или м.б. использованы в качестве средств производства и предметов потребления. Природные ресурсы – категория историческая, связанная с изменением потребностей и возможностей общества, развитием науки и техники на разных исторических этапах.

    Н-р, в эпоху НТР резко возросло значение руд цветных металлов и энергетических ресурсов.

    По происхождению выделяют : минеральные, водные, ресурсы Мирового океана, земельные, биологические, климатические, космические.

    По исчерпаемости

    исчерпаемые – возобновимые (биологические, земельные, водные);

    невозобновимые (минеральные); частично возобновимые (почвенные);

    неисчерпаемые – климатические, энергия текучей воды, солнца, ветра и т.п.

    По способу использования : агроклиматические, энергетические, рекреационные и т.д.

    Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается запасами из расчета на душу населения или количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса при современных темпах добычи или использования.

    Оценить обеспеченность страны определенным видом природных ресурсов можно двумя способами:

    1) разделить размеры запасов данного ресурса на современный объем добычи в год и получить количество лет, на которые данного ресурса должно хватить.

    2) разделить количество запасов данного ресурса на численность населения страны и узнать, какое количество данного ресурса приходится на душу населения. Сделать выводы.

    Существуют заметные различия не только между странами, но и регионами. Ближний Восток выделяется крупными ресурсами нефти и газа, Андские страны – медных и полиметаллических руд. РФ, США и КНР – практически обладают всеми видами пр.ресурсов. Высокообеспеченными являются: Индия, Бразилия, Австралия. Многие страны обладают крупными запасами мирового значения одного или нескольких ресурсов. Так, Габон выделяется запасами марганца, Кувейт – нефти, Марокко – фосфоритов.

      Закрепление.

      что такое природные ресурсы, на какие группы они подразделяются?

      Что называется ресурсообеспеченностью, в каких единицах она измеряется?

      Какие природные ресурсы относятся к ресурсам Мирового океана? Какие из них используются наиболее интенсивно?

      Приведите примеры стран с богатой ресурсной базой и с ограниченной ресурсной базой. Имеется ли связь между ресурсным потенциалом страны и уровнем ее развития? Обоснуйте свой ответ.

    3. Выполнить практическую работу.

    Практическая работа №1

    Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира.

    Запасы, млрд. тонн

    Добыча, млн. тонн

    Вариант 1 (нефть)

    Великобритания

    Венесуэла

    Саудовская Аравия

    Вариант 2 (каменный уголь)

    Германия

    Австралия

    Сделать выводы о ресурсообеспеченности этих стран данным видом полезных ископаемых

    3. Задание на дом: тема 2, параграф 2

    Запасы, млрд. тонн

    Добыча, млн. тонн

    Вариант 1 (нефть)

    Великобритания

    Венесуэла

    Саудовская Аравия

    Вариант 2 (каменный уголь)

    Германия

    Австралия

    Тема урока: «Географическая среда как сфера взаимодействия общества». Практическая работа по теме: «Ресурсообеспеченность стран» (Слайд1)

    Цель урока : (Слайд2-Слайд3)

      Сформировать у учащихся понятие «ресурсообеспеченность», основные закономерности размещения природных ресурсов, главные районы их концентрации на земном шаре.

    2. Развивать умение учащихся давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами природных ресурсов. Определять по таблице и картосхемам размеры запасов соответствующего вида полезных ископаемых, выделять главное в содержании изучаемого материала.

    3. Стимулировать экологическое воспитание учащихся в системе рационального природопользования.

    Оборудование : мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Географическая среда как сфера взаимодействия общества», атласы, контурные карты, рабочие тетради.

    Ход работы.

    Планета Железяка. Полезных ископаемых нет.

    Воды нет. Растительности нет. Населена роботами.

    Мотивация

    Наша Земля имеет уникальные запасы природных ресурсов. Они также разнообразны как и эти удивительные камни. На предыдущих уроках вы изучили особенности формирования и размещения природных ресурсов. Сегодня на уроке мы закрепим с вами классификацию природных ресурсов, выявим проблемы и перспективы развития.

    Закрепление изученного материала

    Блиц опрос

    (Слайд 4)

    1.Скажите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите выражение «Природные ресурсы»? (Обсуждение).

    2. В каких случаях обычно говорят о ресурсах? Какие проблемы с ними связывают?

    (Слайд5)

    3. На какие группы можно подразделить природные ресурсы?

    (Слайд6)

    4. Как природные ресурсы подразделяются по происхождению?

    (Слайд7)

    5. Назовите классификацию природных ресурсов по применению.

    6. Как вы думаете в чем главная особенность рекреационных ресурсов мира (Слайд 8)

    (Слайд9)

    7. Перечислите классификацию природных ресурсов по исчерпаемости.

    8. Достаточно часто в географии встречается термин «Ресурсообеспеченность». Как вы считаете, что он обозначает? (Слайд 10)

    Выполнение практической работы

    Под запись: Ресурсообеспеченность это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования, которое выражается количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасами на душу населения.

    (Слайд 11)

    9. Перечислите страны с максимальными и минимальными запасами нефти и каменного угля

    Задание

    (Слайд 12-13)

    Проанализируйте картосхему и объясните распределение экспорта и импорта нефти и природного газа в странах мира.

    10. Как вы считаете от чего будут зависеть запасы природных ресурсов?

    (Слайд 14)

    Под запись: природопользование: рациональное и нерациональное.

    1 вариант-США, Канада

    2 вариант- Россия, Китай

    п\п

    Страна

    Нефть, млрд. т

    Уголь, млрд. т

    Россия

    Канада

    Китай

    Задание: (Слайд 16)

      Нанесение на контурную карту главных ареалов размещения основных видов топливных ресурсов мира .

      Вариант 1: нефть и природный газ.

      Вариант2. Каменный уголь и железные руды.

    Задание: (Слайд17)

    Используя данные диаграммы и таблицы

    рассчитайте обеспеченность стран лесными ресурсами на душу населения.

    Задание (Слайд18)

    Проанализируйте карту «Лесные зоны земли». С помощью этой карты, а также текста в учебнике охарактеризуйте два главных лесных пояса планеты. Дайте оценку обеспеченности лесными ресурсами отдельных стран мира, выделив страны очень богатые и очень бедные ими.

    Задание (Слайд19)

    Используя данные таблицы, рассчитайте обеспеченность стран земельными ресурсами

    Название страны

    Численность населения

    (млн.чел.)

    Земельные ресурсы страны (млн.га)

    Германия

    Франция

    Польша

    Индия

    Задание: (Слайд20)

    Проанализируйте карту «Мировые земельные ресурсы и данные таблицы. Сравните обеспеченность отдельных регионов и стран пахотными землями. Приведите примеры
    многоземельных и малоземельных стран. Объясните причины таких различий.

    Задание: (Слайд 21)

    Проанализировать особенности размещения ресурсов. Выявить проблемы нерационального природопользования и предложить пути решения по улучшению экологического состояния природных ресурсов. Результаты записать в тетрадь.

      Вариант 1. Ресурсы Мирового океана.

      Вариант 2. Биологические ресурсы мира.

    Домашнее задание

    Подготовиться по вопросам:

      В чём заключается выдающаяся роль Мирового океана в биосфере планеты, в жизни и хозяйственной деятельности человека?

      Какие богатства Мирового океана осваиваются сейчас?