Пищевая цепь. Кто что ест? 3 примера цепи питания

Учитель Силаева Наталья Александровна

Тема урока: Кто что ест? Цепи питания Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели:
Образовательная: формирование умения классифицировать животных по типу питания;
составление цепей питания и установление взаимосвязей;
обоснование необходимости поддержания человеком природных цепей питания.
Развивающая: способствовать развитию речи и логического мышления;
способствовать умению сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:

личностные: быть способным к самооценке на основе создания ситуации успеха;

формировать позитивное отношение к учебе.
регулятивные - уметь управлять своей учебной деятельностью, определять и формулировать цели урока, высказывать и аргументировать свою точку зрения, проявлять инициативность и саморегуляцию;
познавательные - устанавливать причинно-следственные связи в природе, уметь извлекать информацию из разных источников, находить ответы на вопросы с опорой на жизненный опыт;
коммуникативные - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога, развивать навык сотрудничества, осуществлять работу в паре и группе.

Планируемые результаты

Знать животных по типу питания;
- уметь работать с текстом и добывать информацию из различных источников;
- уметь составлять цепи питания;
- поддерживать желание заботиться о природе, необходимости ее охраны.

Основные понятия: животные, цепи питания, растительноядные, всеядные, хищники, экологические проблемы.

Ресурсы: информационные: учебник А.А.Плешаков "Окружающий мир", рабочая тетрадь "Окружающий мир. 3 класс" интерактивный материал: авторская презентация "Кто что ест. Цепи питания".
Формы организации: фронтальная, групповая, в парах.

Этап урока

Действия педагога

Действия обучающегося

1. Самоопределение к деятельности

Орг. момент

Здравствуйте, ребята.

- Проверьте свою готовность к уроку и настроение. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.

Начинаем работу.

Приветствуют учителя и гостей.

Настраиваются на урок.

2. Актуализация знаний, мотивация

Слайд № 1

Слайды

3 - 8

На какие группы учёные разделили царство животных?

Вспомним эти группы.

Надо догадаться:

Название какой группы спряталось за картинкой,

Назвать представителей и их основные особенности.

Вы любите играть? Тогда поиграем в «Крестики-нолики» (раздает листочки).

-«+» -правильное утверждение, « -« -неправиль ное утверждение.

    Пиявки живут в водоёмах.

    У всех моллюсков тело защищено раковиной.

    Земноводные – это животные, у которых кожа голая, нежная.

    Тритоны относятся к рыбам.

    Морские лилии – это цветы.

    У насекомых 6 ног.

    Млекопитающие вскармливают своих детёнышей молоком.

    Крокодилы относятся к земноводным.

    Морская звезда, морской огурец – это иглокожие.

    Летучая мышь относится к птицам.

    Паук – это насекомое.

    Крабы и креветки – это ракообразные.

Тема предыдущего урока: «Разнообразие животных»

Работают с интерактивной доской. Для определения группы животных отгадывают загадку на верхней карточки, касаются её и проверяют ответ. Далее, опираясь на картинки рассказывают о представителях данной группы.

Отвечают на вопросы теста.

3. Постановка учебной задачи

Слайд № 9

Итак, мы узнали, что животных можно классифицировать по их строению, но есть и другие способы классификации животных.

Рассмотрите животных (Медведь, заяц, волк)

Какие у вас есть предположения?

Прочитайте информацию на карточках. По какому признаку можно разделить животных?

Карточки

Медведь всеяден, он ест и животную, и растительную пищу. Ест жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли растений. В его рацион входят насекомые (муравьи), черви, ящерицы, лягушки, мыши. Медведь – отличный рыбак, он ловко ловит рыбу в реках и с удовольствием съедает.

Заяц летом ест травы, зимой – почки, молодые побеги, тонкие веточки, кору, семена, ягоды деревьев.

Волку достаточно съесть бобра, или кролика, или мышь, или птицу, и он будет сыт. Стае волков нужна крупная добыча – лось или кабан. Их жертвами становятся старые, больные животные, Поэтому их называют санитарами леса.

Кто догадался, по какому признаку мы сегодня будем группировать животных?

Назовите тему урока.

Что мы узнаем на уроке?

Высказывают предположения.

Выбирают нужные формулировки

Формулируют цели урока.

Распределить животных по типу питания. Узнать чем питаются разные животные.

4. Открытие детьми нового знания

Слайд № 10

Слайд № 11

Слайд

12 - 15

Слайд № 16

Слайд № 17

Слайд № 18

Слайд № 19

Обсудите в паре: чем питаются животные?

Чем питается заяц? А как мы назовем животных, которые питаются растениями?

Чем питается волк? Как назовём таких животных?

Что вы знаете про пищу медведя? Как назовём таких животных?

А животных, которые едят насекомых?

- Перечислите группы животных по типу питания.

Какие же животные входят в эти группы?

Игра «К какой группе относится данное животное?»

Физкультминутка.

Ребята, чем же питаются животные?

Значит они связаны...

Какова задача на данном этапе урока? Чему вы должны научиться?

С чего должна начинаться цепь питания

и кто должен её продолжить?

Расположите правильно опорные слова:

Прочитайте на с. 94-95 текст о цепях питания. Правильно ли мы определили – с чего начинаются цепи питания.

Работают в парах по карточкам

Отвечают на вопрос.

Животные могут питаться растениями, животными, насекомыми, а некоторые - животными и растениями.

Растительноядные

Хищники

Всеядные

насекомоядные

Ученики подходят к доске называют изображенного на слайде животного и группу. Касаются картинки, она переворачивается и проверяют свой ответ.

Животные питаются растениями и другими животными

они связаны между собой в цепи питания.

Узнать, что такое цепи питания

Составлять цепи питания

Предлагают варианты

Работают с информацией из учебника.

5.

Первичное закрепление

(Применение алгоритма на практике)

Слайд № 20

Слайд № 21-23

Слайд № 24

Составим цепи питания. Я вам предлагаю такие звенья: сова, жёлуди, мышь

Составьте цепи питания, используя текст карточек.

Карточка 1.

В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре её покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться непарный шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях. Могучие дубы высохли.

Карточка 2.

В крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом нависла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревца.

Карточка 3.

Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало ещё хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки, и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые насаждения.

Проверим.

Проанализируйте информацию о питании.

Работа в тетради на печатной основе

1 (с.55).

Давайте проверим.

Составляют цепь питания

Работают в парах

Проверка ответов по слайдам

Работают в паре. Взаимопроверка

Проверка ответов по слайдам

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Слайды № 25

Слайд № 26

Слайд № 27

Слайд № 28

Слайд № 29-30

Слайд № 31

(клип)

Назовите группы животных. Закрасьте кружок.

Проверим

4 с.56

Составьте цепи питания, работая в паре.

Проверьте друг друга.

Теперь посмотрите на правильные ответы на доске.

Прочитайте текст в учебнике на с.95 «Кто как приспособлен» и найдите примеры приспособленности животных.

А нужны ли хищники или надоедливые мухи?

Работа в паре с взаимопроверкой.

Индивидуальная работа. Взаимопроверка.

Работа в паре. Взаимопроверка.

Рассказывают о приспособленности животных.

Высказывают предположение

7. Итог занятий.

Рефлексия

Слайд № 32

Слайд № 33

Что нового узнали на уроке?

Дополните данные предложения.

Самым интересным на уроке для меня было…

Я научился…

Теперь бы я хотел ещё узнать…

Мне не понравилось…

Мне понравилось

Покажите с помощью карточек: всё ли было понятно?

(Объявляются отметки за урок)

- Урок окончен. Спасибо за работу.

Дополняют предложения на слайде.

Зелёный цвет – всё понятно, жёлтый – остались некоторые вопросы, красный –ничего не узнал на уроке).

Оценивают себя. (Зелёный цвет- активно работал, жёлтый - не всегда был активен, красный – не старался)

Домашнее задание

Домашнее задание. С.94-97. Ответить на вопросы «Проверь себя» и на с.97 №1творческое задание.

В рабочей тетради, с.56 №3.

Записывают задание в дневник

В экосистемах продуценты, консументы и редуценты объединены сложными процессами переноса веществ и энергии, которая заключена в пище, созданной преимущественно растениями.

Перенос потенциальной энергии пищи, созданной растениями, через ряд организмов путем поедания одних видов другими называется трофической (пищевой) цепью, а каждое ее звено называется трофическим уровнем.

Все организмы, пользующиеся одним типом пищи, принадлежат к одному трофическому уровню.

На рис.4. представлена схема трофической цепи.

Рис.4. Схема пищевой цепи.

Рис.4. Схема пищевой цепи.

Первый трофический уровень образуют продуценты (зеленые растения), которые аккумулируют солнечную энергию и создают органические вещества в процессе фотосинтеза.

При этом более половины энергии, запасенной в органических веществах, расходуется в процессах жизнедеятельности растений, превращаясь при этом в тепло и рассеиваясь в пространстве, а остальная часть поступает в пищевые цепи и может быть использована гетеротрофными организмами последующих трофических уровней при питании.

Второй трофический уровень образуют консументы 1-го порядка - это растительноядные организмы (фитофаги), которые питаются продуцентами.

Консументы первого порядка большую часть энергии, которая содержится в пище, расходуют на обеспечение своих жизненных процессов, а остальную часть энергии используют на построение собственного тела, преобразуя тем самым растительные ткани в животные.

Таким образом, консументы 1-го порядка осуществляют первый, принципиальный этап трансформации органического вещества, синтезированного продуцентами.

Первичные консументы могут служить источником питания для консументов 2-го порядка.

Третий трофический уровень образуют консументы 2-го порядка - это плотоядные организмы (зоофаги), которые питаются исключительно растительноядными организмами (фитофагами).

Консументы 2-го порядка осуществляют второй этап трансформации органического вещества в цепях питания.

Однако, химические вещества, из которых строятся ткани животных организмов, довольно однородны и поэтому трансформация органического вещества при переходе со второго трофического уровня консументов на третий не имеет столь принципиального характера, как при переходе с первого трофического уровня на второй, где происходит преобразование растительных тканей в животные.

Вторичные консументы могут служить источником питания для консументов 3-го порядка.

Четвертый трофический уровень образуют консументы 3-го порядка - это плотоядные животные, питающиеся только плотоядными организмами.

Последний уровень трофической цепи занимают редуценты (деструкторы и детритофаги).

Редуценты-деструкторы (бактерии, грибы, простейшие) в процессе своей жизнедеятельности разлагают органические остатки всех трофических уровней продуцентов и консументов до минеральных веществ, которые вновь возвращаются к продуцентам.

Все звенья трофической цепи взаимосвязаны и взаимозависимы.

Между ними от первого к последнему звену осуществляется передача веществ и энергии. Однако, необходимо отметить, что при передаче энергии с одного трофического уровня на другой происходит ее потеря. В результате цепь питания не может быть длинной и чаще всего состоит из 4-6 звеньев.

Однако, такие пищевые цепи в чистом виде в природе обычно не встречаются, поскольку каждый организм имеет несколько источников питания, т.е. пользуется несколькими типами пищи, и сам используется как продукт питания другими многочисленными организмами из одной и той же трофической цепи или даже из разных цепей питания.

Например:

    всеядные организмы потребляют в пищу как продуцентов, так и консументов, т.е. являются одновременно консументами первого, второго, а иногда и третьего порядка;

    комар, питающийся кровью человека и хищных животных, находится на очень высоком трофическом уровне. Но комарами питается болотное растение росянка, которая, таким образом, является и продуцентом и консументом высокого порядка.

Поэтому, практически любой организм, входящий в состав одной трофической цепи, одновременно может входить и в состав других трофических цепей.

Таким образом, трофические цепи могут многократно разветвляться и переплетаться, образуя сложные сети питания или трофические (пищевые) сети , в которых многочисленность и разнообразие пищевых связей выступает как важный механизм поддержания целостности и функциональной устойчивости экосистем.

На рис.5. показана упрощенная схема сети питания для наземной экосистемы.

Вмешательство человека в природные сообщества организмов путем намеренного или ненамеренного устранения какого-либо вида часто имеет непредсказуемые негативные последствия и приводит к нарушению устойчивости экосистем.

Рис.5. Схема трофической сети.

Существует два основных типа трофических цепей:

    пастбищные цепи (цепи выедания или или цепи потребления);

    детритные цепи (цепи разложения).

Пастбищные цепи (цепи выедания или цепи потребления) - это процессы синтеза и трансформации органических веществ в трофических цепях.

Пастбищные цепи начинаются с продуцентов. Живые растения поедаются фитофагами (консументами первого порядка), а сами фитофаги являются пищей для плотоядных животных (консументов второго порядка), которыми могут питаться консументы третьего порядка и т.д.

Примеры пастбищных цепей для наземных экосистем:

3 звена: осина → заяц → лиса; растение → овца → человек.

4 звена: растения → кузнечики → ящерицы → ястреб ;

нектар цветка растения → муха → насекомоядная птица →

хищная птица .

5 звеньев: растения → кузнечики → лягушки → змеи → орел.

Примеры пастбищных цепей для водных экосистем:→

3 звена: фитопланктон → зоопланктон → рыбы;

5 звеньев: фитопланктон → зоопланктон → рыбы → хищные рыбы →

хищные птицы.

Детритные цепи (цепи разложения) - это процессы поэтапной деструкции и минерализации органических веществ в трофических цепях.

Детритные цепи начинаются с поэтапного разрушения мертвого органического вещества детритофагами, которые последовательно сменяют друг друга в соответствии со специфичным типом питания.

На последних стадиях деструкционных процессов функционируют редуценты-деструкторы, минерализующие остатки органических соединений до простых неорганических веществ, которые вновь используются продуцентами.

Например, при разложении мертвой древесины последовательно сменяют друг друга: жуки → дятлы → муравьи и термиты → грибы-деструкторы.

Детритные цепи наиболее распространены в лесах, где большая часть (около 90%) ежегодного прироста биомассы растений не потребляется непосредственно растительноядными животными, а отмирает и попадает в эти цепи в виде листового опада, подвергаясь затем разложению и минерализации.

В водных экосистемах большая часть вещества и энергии включается в пастбищные цепи, а в наземных экосистемах наибольшее значение имеют детритные цепи.

Таким образом, на уровне консументов происходит разделение потока органического вещества по разным группам потребителей:

    живое органическое вещество следует по пастбищным цепям;

    мертвое органическое вещество идет по детритным цепям.

Цель: расширить знания о биотических факторах среды.

Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты животных, иллюстрации различных растений и животных.

Ход работы:

1. Используйте оборудование и составьте две цепи питания. Помните, что цепь всегда начинается продуцентом и заканчивается редуцентом.

Растения насекомые ящерица бактерии

Растения кузнечик лягушка бактерии

Вспомните свои наблюдения в природе и составьте две цепи питания. Подпишите продуценты, консументы (1 и 2 порядков), редуценты.

Фиалка Ногохвостки хищные клещи хищные многоножки бактерии

Продуцент- консумент1- консумент2 - консумент2 - редуцент

Капуста слизень лягушка бактерии

Продуцент – консумент1 - консумент2 - редуцент

Что такое цепь питания и что лежит в её основе? Чем определяется устойчивость биоценоза? Сформулируйте вывод.

Вывод:

Пищева́я (трофи́ческая ) цепь - ряды видов растений, животных, грибов и микроорганизмов, которые связаны друг с другом отношениями: пища - потребитель (последовательность организмов, в которой происходит поэтапный перенос вещества и энергии от источника к потребителю). Организмы, последующего звена поедают организмы предыдущего звена, и таким образом осуществляется цепной перенос энергии и вещества, лежащий в основе круговорота веществ в природе. При каждом переносе от звена к звену теряется большая часть (до 80-90 %) потенциальной энергии, рассеивающейся в виде тепла. По этой причине число звеньев (видов) в цепи питания ограничено и не превышает обычно 4-5. Устойчивость биоценоза определяется разнообразием его видового состава. Продуце́нты - организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических, то есть, все автотрофы. Консументы - гетеротрофы, организмы, потребляющие готовые органические вещества, создаваемые автотрофами (продуцентами). В отличие от редуцентов



, консументы не способны разлагать органические вещества до неорганических.Редуце́нты - микроорганизмы (бактерии и грибы), разрушающие отмершие остатки живых существ, превращающие их в неорганические и простейшие органические соединения.

3. Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей.

1) Паук, лиса

2) древоед-гусеница, ястреб-змеед

3) гусеница

4. Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть:

трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.

1. Трава (100%) -- кузнечик (10%) -- лягушка (1%) -- уж (0,1%) -- бактерии гниения (0,01%).

2. Кустарник (100%) -- заяц (10%) -- волк (1%) -- бактерии гниения (0,1%).

3. Трава (100%) -- муха (10%) -- синица (1%) -- волк (0,1%) -- бактерии гниения (0,01%).

4. Трава (100%) -- комар (10%) -- лягушка (1%) -- уж (0,1%) -- бактерии гниения (0,01%).

5. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около10%), постройте пирамиду биомассы третьей пищевой цепи (задание 1). Биомасса растений составляет 40 тонн.

Трава (40 тонн) -- кузнечик (4 тонны) -- воробей (0,4 тонны) -- лиса (0,04).

6. Вывод: что отражают правила экологических пирамид?

Правило экологических пирамид очень условно передает закономерность передачи энергии с одного уровня питания на следующий, в пищевой цепочке. Впервые эти графические модели были разработаны Ч. Элтоном в 1927 году. По этой закономерности суммарная масса растений должна быть на порядок больше растительноядных животных, а суммарная масса растительноядных животных на порядок больше хищников первого уровня и т.д. до самого конца пищевой цепи.

Лабораторная работа № 1

Кто что ест

Составь цепь питания, рассказывающую о героях песенки "В траве сидел кузнечик"

Животные, которые питаются растительной пищей, называются растительноядными. Те животные, которые едят насекомых, называются насекомоядными. На более крупную добычу охотятся хищные животные, или хищники. Насекомых, которые поедают других насекомых, тоже считают хищниками. Существуют, наконец, и всеядные животные (они едят и растительную, и животную пищу).

На какие группы можно разделить животных по способам питания? Заполни схему.


Цепи питания

Живые существа связаны между собой в цепи питания. Например: В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Получается такая цепь питания: осина - заяц - волк.

Составь и запиши цепи питания.
а) паук, скворец, муха
Ответ: муха - паук - скворец
б) аист, муха, лягушка
Ответ: муха - лягушка - аист
в) мышь, зерно, сова
Ответ: зерно - мышь - сова
г) слизень, гриб, лягушка
Ответ: гриб - слизень - лягушка
д) ястреб, бурундук, шишка
Ответ: шишка - бурундук - ястреб

Прочитай короткие тексты о животных из книги "С любовью к природе". Определи и запиши тип питания животных.

Осенью барсук начинает готовиться к зиме. Он отъедается и сильно жиреет. Пищей ему служит всё, что попадается: жуки, слизни, ящерицы, лягушки, мыши, а иногда даже маленькие зайчата. Ест он и лесные ягоды, и плоды.
Ответ: барсук всеядный

Зимой лисица ловит под снегом мышей, иногда куропаток. Иногда она охотится за зайцами. Но зайцы бегают быстрее лисицы и могут убежать от неё. Зимой лисицы близко подходят к селениям людей и нападают на домашнюю птицу.
Ответ: лисица плотоядная

В конце лета и осенью белка собирает грибы. Она накалывает их на ветки деревьев, чтобы грибы засохли. А ещё белочка рассовывает по дуплам и щёлкам орехи и жёлуди. Всё это пригодиться ей в зимнюю бескормицу.
Ответ: белка растительноядная

Волк - опасный зверь. Летом он нападает на разных зверей. Ест также мышей, лягушек, ящериц. Разоряет птичьи гнёзда на земле, поедает яйца, птенцов, птиц.
Ответ: волк плотоядный

Медведь разламывает гнилые пни и выискивает в них жирных личинок жуков-дровосеков и других насекомых, питающихся древесиной. Он ест всё: ловит лягушек, ящериц, одним словом, что только попадётся. Выкапывает из земли луковицы и клубни растений. Часто можно встретить медведя на ягодниках, на которых он с жадностью поедает ягоды. Иногда голодный медведь нападает на лосей, оленей.
Ответ: медведь всеядный

По текстам из предыдущего задания составь и запиши несколько цепей питания.

1. земляника - слизень - барсук
2. кора деревьев - заяц - лисица
3. зерно - птица - волк
4. древесина - личинки жука - дровосека - медведь
5. молодые побеги деревьев - олень - медведь

Составь цепь питания, используя рисунки.

Урок 3 Тема: « Питание животных. Цепи питания в природе». Цепи питания в природе».Цель: - Продолжить формировать понятие «животные – живые организмы», сформировать понятия «животные травоядные», «животные хищные», «животные всеядные», умение различать эти группы. Ознакомить учащихся с понятием « цепь питания»;рассмотреть цепи питания в животном мире; умение составлять их и анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; прививать любовь к животным.




























Это интересно знать…… Одна травоядная лягушка за сутки съедает до семи насекомых. А за период с апреля по сентябрь она съедает больше тысячи всевозможных комаров, мух. Одна травоядная лягушка за сутки съедает до семи насекомых. А за период с апреля по сентябрь она съедает больше тысячи всевозможных комаров, мух.


Это интересно знать… Личинка божьей коровки за свою короткую, трехнедельную жизнь съедает 1000 тлей. Личинка божьей коровки за свою короткую, трехнедельную жизнь съедает 1000 тлей. За свою жизнь жук божьей коровки съедает 4 тыс. тлей. За свою жизнь жук божьей коровки съедает 4 тыс. тлей.




Интересная история… Однажды вблизи Бостона появилась неисчислимая масса гусениц. Они проникали в сады и на поля, уничтожали все подряд: посевы, плоды на деревьях, овощи. Людям грозил голод. Но они ничего не могли поделать. К счастью, на гусениц- вредителей обратил внимание воробей. Он в короткий срок справился с насекомыми. Однажды вблизи Бостона появилась неисчислимая масса гусениц. Они проникали в сады и на поля, уничтожали все подряд: посевы, плоды на деревьях, овощи. Людям грозил голод. Но они ничего не могли поделать. К счастью, на гусениц- вредителей обратил внимание воробей. Он в короткий срок справился с насекомыми. В честь такого важного события жители Бостона воздвигли в главном парке памятник ВОРОБЬЮ. В честь такого важного события жители Бостона воздвигли в главном парке памятник ВОРОБЬЮ.






Домашнее задание С, пересказывать, отвечать на вопросы. 1 группа 1 группа Составить 2- 3 цепи питания. 2 группа 2 группа Опиши по плану (с. 140 учебника) любимое животное. Опиши по плану (с. 140 учебника) любимое животное.