Функциональные нарушения желудочно кишечного тракта детей. Функциональные нарушения ЖКТ: причины, симптомы и лечение. Общие методы лечения

С.К. Аршба, врач-педиатр, Консультативно-диагностический центр НЦЗД РАМН, канд. мед. наук

Функциональные нарушения ЖКТ – состояния, не связанные с воспалительными или структурными изменениями в органах. Они могут наблюдаться у детей разного возраста и характеризуются нарушениями моторики (дискинезии), секреции, переваривания (мальдигестии), всасывания (мальабсорбции), а также приводят к угнетению местного иммунитета.

Среди причин функциональных нарушений ЖКТ можно выделить три основные:

  1. анатомическая или функциональная незрелость органов пищеварения;
  2. нарушение нервно-гуморальной регуляции деятельности органов пищеварения;
  3. нарушения микробиоценоза кишечника.

Колики

Одним из вариантов функциональных нарушений ЖКТ, в особенности в неонатальном периоде, являются боли в животе (колики). Это наиболее частая причина обращений родителей к педиатрам на первом году жизни ребенка. Не вызывая тяжелых нарушений в состоянии здоровья, кишечные колики у младенцев приводят к снижению качества жизни семьи в целом, дискомфорту в состоянии младенца. Известно, что в основном причина колик – адаптационные механизмы незрелой пищеварительной системы младенца и гипоксическое поражение ЦНС, вызывающее дисбаланс в работе вегетативных центров. Однако, учитывая, что заболевания кишечника в этом возрасте носят функциональный характер, зачастую им сопутствует дисбактериоз.

Бесспорным остается поступательный подход в терапии кишечных колик у младенцев:

  1. коррекция рациона мамы (при грудном вскармливании), исключающая продукты, вызывающие брожение и повышенный метеоризм (свежий хлеб, газированные напитки, бобовые, виноград, огурцы);
  2. коррекция и рациональные адаптированные смеси, содержащие загустители (для детей, находящихся на искусственном вскармливании).

С целью лекарственной коррекции применяются препараты, устраняющие кишечные колики различной этиологии. К таким препаратам относится симетикон (активированный диметикон); он представляет собой комбинацию метилированных линейных силоксановых полимеров. Снижая поверхностное натяжение на границе раздела фаз, симетикон затрудняет образование и способствует разрушению газовых пузырьков в содержимом кишечника. Высвобождаемые при этом газы могут поглощаться в кишечнике или выводиться благодаря перистальтике. Симетикон не всасывается из ЖКТ, не влияет на процесс пищеварения. Привыкание к нему не развивается. Препараты симетикона применяются во время возникновения болевого синдрома, и, как правило, он купируется в течение нескольких минут.

Боботик – препарат, содержащий симетикон и предназначенный для лечения кишечных колик, начиная с грудного возраста (на прием нужно всего 8 капель). В составе препарата Боботик отсутствует лактоза, что особенно важно для детей, у которых пищеварительные дисфункции сочетаются с гиполактазией.

Результаты клинического исследования эффективности и безопасности лекарственного препарата Боботик, проведенные в НЦЗД РАМН, выявили его положительный клинический эффект.

Препарат обладает хорошей переносимостью; не было выявлено неблагоприятных побочных эффектов. Это дает основание рекомендовать Боботик для лечения кишечных колик у грудных детей .

Дисбактериоз

Согласно отраслевому стандарту, под дисбактериозом кишечника понимают клиниколабораторный синдром, возникающий при ряде заболеваний и характеризующийся:

  • симптомами поражения кишечника;
  • изменением качественного и/или количественного состава нормальной микрофлоры;
  • транслокацией различных микроорганизмов в несвойственные биотопы;
  • избыточным ростом микрофлоры.

    Ведущая роль в формировании дисбактериоза принадлежит нарушению популяционного уровня бифидо- и лактобактерий. Условно-патогенные бактерии, колонизирующие слизистую оболочку кишечника, вызывают нарушение всасывания углеводов, жирных кислот, аминокислот, азота, витаминов, конкурируют с микроорганизмами полезной флоры за участие в ферментации и усвоении питательных веществ, поступающих с пищей. Продукты метаболизма (индол, скатол, сероводород) и токсины, продуцируемые условнопатогенными бактериями, снижают детоксикационную способность печени, усугубляют симптомы интоксикации, подавляют регенерацию слизистой оболочки, способствуют образованию опухолей, угнетают перистальтику и обусловливают развитие диспепсического синдрома .

    В настоящее время для коррекции дисбактериоза наиболее широко применяются пробиотики – живые микроорганизмы, которые благоприятно влияют на здоровье человека, нормализуя его кишечную микрофлору. Пробиотики могут включаться в питание в качестве диетических добавок в виде лиофилизированных порошков, содержащих бифидобактерии, лактобактерии и их комбинации . Бифидо- и лактобактерии, применяемые в составе пробиотиков, обеспечивают стабилизацию микрофлоры организма человека, восстанавливают ее нарушенный баланс, а также целостность эпителиальных клеточных образований и стимулируют иммунологические функции слизистой оболочки пищеварительного тракта.

    Пребиотиками считаются пищевые ингредиенты, которые не перевариваются ферментами человека и не усваиваются в верхних отделах пищеварительного тракта, стимулирующие рост и развитие микроорганизмов (МО). К ним относятся фруктоолигосахариды, инулин, пищевые волокна, лактулоза.

    Оптимальным является использование синбиотиков (например, препарата Нормобакт). Синбиотики представляют собой комбинацию пробиотиков и пребиотиков, которая оказывает положительный эффект на здоровье человека, способствуя росту и размножению в кишечнике живых бактериальных добавок, избирательно стимулируя рост и активацию метаболизма лакто- и бифидобактерий. Сочетание пробиотика с пребиотиком в препарате Нормобакт продлевает период жизни «хороших» бактерий, значительно увеличивает количество собственных полезных бактерий, позволяя сократить срок коррекции дисбактериоза до 10 дней. Нормобакт содержит штаммы двух живых бактерий Lactobacillus acidophilus LA-5 и Bifidobacterium lactis BB-12 в соотношении 1:1.

    Нормобакт устойчив к широкому кругу антибактериальных средств, поэтому в профилактических целях его можно применять в один период с курсом антибиотикотерапии. После завершения приема антибактериального препарата или их комбинации прием препарата Нормобакт необходимо продолжить еще в течение 3–4 дней. При этом достаточно провести общий десятидневный курс коррекции дисбактериоза. Рациональным будет повторение курса через 30 дней (см. табл.).

    Таблица
    Расчет дозы препарата Нормобакт

    Нормобакт разработан как для маленьких детей, так и для взрослых. Он представляет собой лиофильно высушенную смесь бактерий, для удобства использования помещенных в саше. Содержимое одного саше можно употребить в первоначальном виде (сухое саше) либо развести с водой, йогуртом или молоком. Единственным условием применения, позволяющим сохранить полезные свойства МО, – не растворять в горячей воде (выше +40°С). В целях гарантии высокой эффективности Нормобакт необходимо хранить в холодильнике.

    Результаты проведенных клинических (в том числе на базе НЦЗД РАМН) и микробиологических исследований свидетельствуют о нормализующем влиянии препарата Нормобакт на функциональную деятельность ЖКТ и положительном воздействии на состав кишечной микрофлоры у большинства детей раннего возраста, страдающих дисбиозом кишечника. .

    Список литературы:

    1. Бельмер С.В., Малкоч А.В. «Дисбактериоз кишечника и роль пробиотиков в его коррекции». Лечащий врач, 2006, № 6.
    2. Хавкин А.И. Микрофлора пищеварительного тракта. М., 2006, 416 с.
    3. Яцык Г.В., Беляева И.А., Евдокимова А.Н. Препараты симетикона в комплексной терапии кишечных колик у детей.
    4. Fanaro S., Chierici R., Guerrini P., Vigi V. Intestinal microflora in early infancy: composition and development.//Act. Paediatr. Suppl. 2003; 91: 48–55.
    5. Fuller R. Probiotics in man and animals.// Jornal of Applied Bacteriology. 1989; 66 (5): 365–378.
    6. Sullivan A., Edlund C., Nord C.E. Effect of antimicrobial agents on the ecological balance of human microflora.//The Lancet Infect. Dis., 2001; 1 (2): 101–114.
    7. Боровик Т.Э., Семенова Н.Н., Кутафина Е.К., Скворцова В.А. Опыт применения биологически активной добавки «Нормобакт» у детей раннего возраста с дисбактериозом кишечника, НЦЗД РАМН. Медицинский вестник Северного Кавказа, № 3, 2010, стр. 12.

  • Итак, мы с вами говорили вчера о проблемах у детей с желудком и развитием состояния функционального расстройства желудка, возникающего как результат различного рода влияний, в том числе и родительских стараний в питании детей. Это состояние, хотя и не имеет в своей основе органических изменений в тканях желудка, тем не менее, достаточно неприятно и дискомфортно для детей, так как нарушает самочувствие и влияет на процесс пищеварения. А если еще и повторяются приступы часто – это резко снижает качество жизни ребенка.

    Функциональные расстройства в желудке ребенка могут протекать с достаточно неприятными и сложными симптомами, порой принимаемыми за различные патологии желудочно-кишечного тракта. К самым частым и самым распространенным из них относятся возникающие болезненные ощущения в области желудка или боли в области живота, при этом боли могут быть различного характера, длительности и тяжести. Чаще всего боли могут иметь приступообразный характер, либо это боли с коликообразными приступами, при этом типичным симптомом таких болей является постоянная смена их локализации. Обычно, в большинстве случаев, боли могут концентрироваться в области пупка, проявляясь с разных его сторон – слева, справа или в надпупочной зоне. Чем младше ребенок, тем сложнее ему точно локализовать и показать область болей. При этом, в такого рода приступах с возникновением функциональных болей могут отлично помогать препараты из группы спазмолитиков.

    Гораздо реже, чем возникают боли, может формироваться чувство тяжести в области желудка, часты приступы отрыжек, в том числе отрыжки тухлым или кислотой, могут также возникать приступы тошноты и даже иногда может возникать рвота. Частые приступы рвоты в детском возрасте обычно возникают при пилороспазмах, это состояние функциональных нарушений в моторике пищеварительной трубки, особенно в области перехода самого желудка в тонкую кишку. Могут быть также и состояния кардиоспазма – это спастические судорожные сокращения области переходной части пищевода в желудок, и тогда могут формироваться проблемы с проглатыванием всей или только твердой пищи, частые срыгивания непереваренной пищей, а иногда во время еды могут возникать приступы рвоты фонтаном. Обычно, если проводится прощупывание живота у малышей, они не дают беспокойства и проявления признаков сильной болезненности в области всего живота, хотя вполне может выявляться легкое состояние болезненности в области зоны эпигастрия (под грудиной, нижней ее части, где смыкаются ребра). Но такие боли имеют непостоянный характер и могут быстро проходить сами собой.

    Каким образом можно будет поставить диагноз?

    Учитывая функциональность данной патологии, устанавливают подобный диагноз функционального расстройства желудка путем поэтапного исключения всех возможных органических поражений желудка по типу гастритов и прочего, а также исключают все возможные морфологические (в тканях) изменения. Для постановки такого диагноза самым основным будет подробный расспрос или осмотр ребенка, с исключением у него таких возможных патологий, как гастриты, язвенные поражения области желудка и начальных отделов тонкой кишки, а также наличие эрозивных поражений и органических патологий кишечника. Однако, данных с подробной беседы с родителями и предъявляемых ими и ребенком жалоб совершенно недостаточно для того, чтобы можно было установить подобного рода диагноз. Это связано с тем, что по проявлениям многие пищеварительные расстройства как функционального плана, так и органической природы могут быть очень похожими по клинике друг на дружку.

    Самым важным в данном состоянии будет оценка секреторной способности желез желудка – исследуются как количественные характеристики желудочного сока, так и его качество, это проводят при помощи желудочного зонирования и процедуры рн-метрии. Обычно при таких состояниях отмечается или нормальная, или несколько повышенная секреция желудочного сока, и также стоит отмечать и проявления моторных (двигательных) нарушений желудка. Это могут быть спазмы в области сфинктеров, усиленная сократимость желудка и кишки, проблемы с работой пищевода или тонкой кишки с выявленим рефлюксов (обратный заброс содержимого). Иногда проводятся также особые пробы с желудочным соком и с нагрузкой особыми препаратами, которые могут как стимулировать перистальтику и синтез соков, так и подавлять их – это могут быть "Гастрин" или "Секретин", физическая нагрузка или "Гистамин".

    Как лечится подобное расстройство?

    Изначально, основу лечения и методов профилактики подобных функциональных нарушений в области желудка составляет активное устранение всех тех причин, которые приводят к возникновению данных патологий. В принципы терапии входит нормализация режима питания ребенка с соблюдением качественных и количественных характеристик пищи, соответствие всех продуктов питания и блюд, возраст ребенка. Из рациона питания детей с функциональными расстройствами желудка подвергаются исключению все острые и жирные блюда, копченые жареные, сильно соленые и пряные продукты, газировки продукты с кофеином, сухарики и чипсы, жвачки, колбасы и все леденцы, фаст-фуды. Ребенок должен регулярно питаться, причем это должно быть горячее питание с первыми блюдами, и все приемы пищи должны быть в строго одни и те же часы. В подавляющем большинстве случаев расстройства желудка, нормализация режима питания и рациона приводят к значительным улучшениям в состоянии.

    Также необходимо корректировать и все фоновые заболевания ребенка, наличие у него вегетативных расстройств – применяют препараты ваготонического эффекта седативными свойствами, а также седативные настои и травы, могут применяться малые транквилизаторы или психотерапия. Отличными методами коррекции вегетативных расстройств могут быть такие препараты, как корректоры вегетатики ("Фенибут"), адаптогенные препараты – женьшень, элеуторококк, золотой корень. Помощь в устранении всех видов вегетативных расстройств могут оказать такие способы лечения, как точечный массаж и иглорефлексотерапия, проведение электрофореза с кальцием или бромом, витаминными препаратами, а также применение электросна и массажа, лечебной физкультуры и водных процедур. При этом обычно самих пищеварительных нарушений корректировать уже и не требуется при условии устранения причин, которые их вызвали, так как после устранения провоцирующих факторов расстройства исчезают сами по себе бесследно.

    Если нарушена моторная функция желудка, могут применяться средства и препараты для ее коррекции. При наличии спазматических болей и коликообразных, могут применяться спазмолитики или травы со спазмолитическим эффектом, также препараты нитратов или блокаторы каналов кальция, но их пропишет только врач. Если возникает тошнота с рвотой, могут также понадобиться препараты прокинетиков – "Церукал" или "Мотилиум", их аналоги. При нарушениях секреции могут применяться антациды при повышении кислотности и секреции, а если секреция очень большая, более серьезная терапия. Лечение обычно протекает не длительно и дает эффект. А в дальнейшем нужно только проводить меры профилактики.

    Еще статьи на тему "Мифы в педиатрии":

    2, 3
    1 ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия
    2 ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора, Москва
    3 ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва


    Для цитирования: Яблокова Е.А., Горелов А.В. Функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта у детей: диагностика и возможности спазмолитической терапии // РМЖ. 2015. №21. С. 1263-1267

    Статья посвящена проблеме функциональных расстройств желудочно-кишечного тракта у детей и вопросам их диагностики и лечения

    Для цитирования. Яблокова Е.А., Горелов А.В. Функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта у детей: диагностика и возможности спазмолитической терапии // РМЖ. 2015. № 21. С. 1263–1267.

    Введение
    Функциональные нарушения (ФН) желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) – одна из самых распространенных проблем в детской гастроэнтерологии. По данным различных авторов, ФН ЖКТ встречаются у 55–75% детей первых месяцев жизни . По мере взросления ребенка частота функциональных расстройств нарастает, формы их становятся более разнообразными. У многих детей c возрастом наблюдается эволюция симптомов ФН, к примеру: срыгивания у детей до 1 года, циклическая рвота у детей 3–8 лет и абдоминальные боли, диспепсия у детей старше 8 лет . Этому способствуют анатомо-физиологические возрастные особенности развития ЖКТ у детей, нарушения режима и техники вскармливания у младенцев, режима и характера питания – у старших детей, а также нарастающие физические и психоэмоциональные нагрузки, частая сочетанная патология ЦНС. Особенностями детского возраста являются неспецифичность жалоб, которые может предъявить маленький пациент, невозможность локализации боли у детей младшего возраста. Многочисленные жалобы ребенка вызывают значительную тревогу у родителей. На их простые вопросы «Что не так с моим ребенком? Почему такое происходит? Как долго это будет продолжаться? Можно ли это вылечить?» должен ответить педиатр.

    Терминология и классификация
    Согласно Римским критериям III пересмотра (РК III, 2006) (табл. 1), гастроинтестинальные ФН у детей и подростков включают разнообразную комбинацию хронических или рецидивирующих симптомов без структурных или биохимических нарушений.
    Задача педиатра на первичном приеме при сборе анамнеза болезни и осмотре ребенка обратить внимание на возможные «симптомы тревоги» («красные флаги») (табл. 2) для исключения органической патологии ЖКТ . Такие изменения требуют углубленного, нередко инвазивного обследования.
    Преимущественный симптом ФН позволяет установить диагноз и определить подходы к терапии. РК III являются важным диагностическим инструментом в ежедневной работе педиатра.
    Наиболее часто среди детей и подростков выявляются следующие ФН ЖКТ: абдоминальная боль (25–40% случаев), функциональная диспепсия (ФД) (до 27% случаев), синдром раздраженного кишечника (СРК) (до 45% детей) и функциональный запор (ФЗ) (до 25% случаев). Остальные расстройства (рвота и аэрофагия, абдоминальная мигрень, детская функциональная абдоминальная боль, недержание стула) наблюдаются значительно реже .
    H2. Функциональные расстройства ЖКТ, связанные с абдоминальной болью
    Абдоминальная боль – самая частая, пугающая, но неспецифичная из жалоб у детей при ФН ЖКТ. Она заставляет пациентов и их родителей обращаться за врачебной помощью. 10–15% детей и подростков, не имеющих каких-либо органических заболеваний, предъявляют жалобы на боли в животе , т. е. имеют ФН. С другой стороны, боли в животе у ребенка в 90% случаев являются функциональными.

    Диагностические РК III позволяют установить преимущественную форму ФН.
    H2a. Функциональная диспепсия (табл. 3)
    Диспепсия беспокоит от 3,5 до 27% детей и подростков в различных странах . Разграничение диспепсии на варианты – язвенноподобный и дискинетический – у младших детей не оправданно вследствие неспецифичности жалоб, невозможности разграничить чувства боли и дискомфорта в животе .
    Обязательная необходимость эндоскопического обследования при постановке такого диагноза ставится под сомнение. Частота изменений слизистой оболочки верхних отделов ЖКТ, объясняющих диспепсические жалобы, у детей значительно меньше, чем у взрослых . При «симптомах тревоги» (табл. 2) проведение эзофагогастродуоденоскопии, подтверждение ассоциации с Helicobacter pylori (H. pylori) обязательно, особенно при наличии дисфагии и сохранении или рецидиве упорной симптоматики на фоне антисекреторной терапии . Диспепсия может длительно сохраняться после перенесенных кишечных и респираторных вирусных инфекций . Поэтому наличие умеренных воспалительных изменений в биоптатах слизистой оболочки пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки при морфологическом исследовании не противоречит диагнозу ФН . У детей с ФД наблюдаются: расстройства миоэлектрической активности желудка, замедленная эвакуация пищи из желудка, изменение антродуоденальной моторики, снижение ответа стенки желудка на нагрузку объемом пищи .
    Принципы и подходы к терапии ФД у детей: отказ от применения нестероидных противовоспалительных препаратов, диета с исключением/ограничением провоцирующих продуктов (таких как кофеин, специи, жирная пища). При преимущественно болевом синдроме применяются антисекреторные препараты (ингибиторы протонной помпы), прокинетики – при дискомфорте в верхней половине живота . При подтверждении H. pylori-этиологии функциональных расстройств показана эрадикационная терапия .
    H2b. Синдром раздраженного кишечника (табл. 4)

    Согласно данным западных исследователей, СРК встречается у 22–45% детей 4–18 лет .
    Подтверждают диагноз СРК сочетание дискомфорта или боли в животе с изменениями стула: частоты (4 и более раз в день или 2 и менее раз в неделю), формы (от «овечьего»/твердого стула до неоформленного/водянистого), нарушение пассажа стула (натуживание, внезапные позывы к дефекации или ощущение неполного опорожнения прямой кишки), пассаж слизи, метеоризм .
    Основным патогенетическим компонентом СРК является висцеральная гиперчувствительность , возникающая из-за ряда патологических процессов: инфекций, воспаления, травмы кишечника, аллергии, нарушающих моторику кишечника . Также имеют значение генетическая предрасположенность, стрессовые ситуации, наличие схожих нарушений у родителей. Часто симптомам СРК сопутствуют тревожность, депрессия и спектр различных соматических жалоб.
    В зависимости от ведущего клинического синдрома выделяют 3 варианта течения СРК: с преобладанием болей и метеоризма, с запорами, с диареей. Хотя нередки комбинации и чередование основных симптомов СРК.

    Внимательное изучение анамнеза заболевания, возможных триггерных факторов возникновения СРК у пациента, отсутствие «симптомов тревоги», нормальные данные физикального обследования, неизмененные ростовые кривые ребенка позволяют избежать инвазивных процедур в большинстве случаев .
    Принципы и подходы к терапии разнообразны: беседа с родителями и самим пациентом (снижение тревожности, объяснение причин и механизмов развития данных нарушений), психологическая коррекция, диетотерапия, фармакотерапия (в зависимости от варианта течения СРК – спазмолитики, слабительные или антидиарейные, седативные препараты, пре- и пробиотики), лечебная физкультура и физиотерапия, в т. ч. иглорефлексотерапия.

    Лечение
    Лечение СРК начинается с изменения стиля жизни, выработки определенного стереотипного поведения в отношении туалета: регулярное посещение туалета и ведение дневника стула, поощрение продуктивного посещения туалета.
    Диетотерапия при преобладающих запорах обогащена пищевыми волокнами, включает достаточный объем жидкости, продукты, стимулирующие моторику толстой кишки (фрукты и овощи, молочнокислые продукты). При преобладании диареи включаются продукты с закрепляющим действием. При преобладании метеоризма исключают газообразующие продукты.
    Фармакотерапия СРК зависит от варианта его течения , общим является обязательное подключение седативных средств, адаптогенов, которые может назначить педиатр или невролог. Предпочтительны в педиатрии растительные седативные средства с доказанной эффективностью на основе мяты перечной, мяты лимонной, валерианы. Полезен их дополнительный спазмолитический эффект. Также дополнительный терапевтический эффект при любом варианте СРК дает присоединение к терапии ферментов (при запорах – желчесодержащих), пре- и пробиотиков.


    При преимущественно болевом синдроме применяются спазмолитики различных групп и средства, уменьшающие метеоризм (симетикон).
    При запорах показаны слабительные, увеличивающие объем каловых масс (лактулоза, макрогол и др.), короткие курсы стимулирующих слабительных, спазмолитики. При диарее применяются антидиарейные средства (лоперамид), сорбенты, спазмолитики. Интересно применение комплексного препарата, содержащего релиз-активные антитела к гистамину, фактору некроза опухоли-a, белку S-100, применяемого при различных вариантах СРК . Терапия направлена не только на купирование основных симптомов СРК, но и на нормализацию моторных нарушений кишки, снижение висцеральной гиперчувствительности, коррекцию механизмов восприятия болей.
    H3. Функциональный запор (табл. 5)

    Каждый четвертый ребенок страдает запорами , более чем у 1/3 детей с этой проблемой заболевание принимает хроническое течение. Истинная частота запоров неизвестна, т. к. не все родители понимают серьезность проблемы и не обращаются за медицинской помощью, занимаясь самолечением. Кроме того, имеется множество возрастных и индивидуальных детских особенностей строения и развития толстой кишки, что обусловливает значительную вариабельность частоты стула у ребенка.
    Запор (от лат. constipatio) (по W.G. Thommpson, 1999 ) – нарушение функции кишечника, выражающееся увеличением интервалов между актами дефекации по сравнению с индивидуальной физиологической нормой, затруднением акта дефекации, чувством неполного опорожнения кишечника, отхождением малого количества кала повышенной плотности (табл. 6).
    Запоры принято подразделять на первичные (функциональные, идиопатические) либо вторичные, связанные с множеством патогенетических механизмов. Вторичные запоры чаще связаны с органическими и неврологическими причинами и очень редко – с эндокринными . Хронические запоры вследствие органических причин, как правило, развиваются постепенно, утяжеляются с ростом ребенка и отражают декомпенсацию функции кишки. Большая часть детей (до 95%) страдают ФЗ .
    При сборе анамнеза болезни и осмотре следует обратить внимание на возможные «симптомы тревоги» , подозрительные в отношении врожденной органической патологии толстой кишки, аномалии развития спинного мозга и метаболических расстройств: возникновение запора с рождения, позднее (более 48 ч) отхождение мекония; отставание в развитии ребенка; выраженный метеоризм и рвота; нарушения раннего моторного развития.

    Оценка комплекса данных анамнеза и специализированного физикального обследования ребенка с запором, включающего осмотр перианальной области, ягодиц, спины, оценку мышечного тонуса, силы и рефлексов в нижних конечностях, в некоторых случаях – пальцевое ректальное исследование, позволяет решить вопрос о необходимости дальнейших диагностических мероприятий. Если запор носит функциональный характер, назначается стартовая терапия. В большинстве случаев не требуется дальнейших инструментальных исследований. Обнаружение «симптомов тревоги» является показанием к дообследованию ребенка .

    Для успешного лечения запора необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. Нужно учитывать все возможные факторы: возраст ребенка, этиологию и длительность запора, наличие сочетанной патологии, эффективность ранее проведенного лечения. Комплексное лечение запоров включает изменение образа жизни, коррекцию питания, медикаментозные и немедикаментозные методы лечения (лечебная физкультура, физиотерапевтические процедуры, санаторно-курортное лечение, методика биологической обратной связи).
    Для ребенка старшего возраста крайне важна «информационная поддержка»: в беседе с ребенком и родителями обсуждаются вопросы о частоте и качестве стула, запорах, на руки даются материал о содержании диеты, лечебной физкультуре, памятка о приеме лекарств, информация о наблюдении для участкового педиатра. В рационе ребенка старше 1 года, страдающего запором, должна быть пища с высоким содержанием пищевых волокон (отруби, овощи, фрукты), лакто- и ацидофильными бактериями.
    Для профилактики запоров у детей старшего возраста необходимым условием является постоянная физическая нагрузка. Лечебная физкультура должна быть направлена на повышение давления в брюшной полости, стимуляцию кишечной моторики, укрепление мышц тазового дна. Необходимы соблюдение режима дня, профилактика острых инфекционных заболеваний.
    Согласно данным большинства исследователей, даже стартовая терапия запоров не должна ограничиваться рекомендациями относительно режима и диеты (достаточный прием жидкости и пищевых волокон) . Имеющиеся в арсенале педиатра слабительные средства разделяются на группы по механизму действия (табл. 7) .
    Лекарственная терапия запоров для детей до 1 года: в качестве смягчителей показаны лактулоза, сорбит, кукурузный сироп, изредка стимулирующие слабительные, не показаны минеральные масла. Дети старше 1 года: возможна диетическая коррекция (фрукты, овощи, зерна), из лекарственных средств применяются минеральные масла, магния сульфат, лактулоза, сорбитол, короткие курсы стимулирующих слабительных(возможно использование пикосульфата натрия (Гуттулакс®) у детей младше 4-х лет в дозировке 1 капля на 2 кг массы тела), длительный прием полиэтиленгликоля (макрогол) в низких дозах у детей с упорным запором .

    Дополнительное назначение препаратов определяется преимущественным механизмом развития запора и спектром сочетанной патологии, применяются спазмолитики, прокинетики, желчегонные препараты, ферменты с желчными кислотами, пре- и пробиотики.
    Правильное формирование туалетных навыков, метод биологической обратной связи высокоэффективны при аноректальной дисфункции .
    Гладкомышечный спазм часто является патогенетически последним звеном и основной причиной многих ФН ЖКТ у детей, прежде всего синдрома абдоминальной боли, СРК, большинства случаев ФЗ.
    В арсенале педиатра имеется большой спектр спазмолитических препаратов, список их постоянно пополняется .
    Регуляция активности гладкомышечных клеток осуществляется центральной и вегетативной нервными системами, а также воздействием на опиоидные и серотониновые рецепторы с помощью нейропептидов. Спазмолитические препараты можно разделить на 2 группы: нейротропные и миотропные.

    Нейротропные препараты влияют на проведение импульса в вегетативной нервной системе путем действия на холино- и адренорецепторы. Наиболее известен и активно применяется в педиатрии препарат тримебутин, действующий на энкефалиновые рецепторы нервных сплетений Мейсснера и Ауэрбаха, обладающий прокинетическим и спазмолитическим действием. Показания к применению анксиолитиков и антидепрессантов, также обладающих нейротропным спазмолитическим действием, в педиатрии ограничены.
    В практической педиатрии наиболее широко применяются миоспазмолитики. Возбуждение М-холинорецепторов вызывает открытие натриевых каналов, поступление ионов натрия в клетку приводит к деполяризации мембраны, открытию потенциал-зависимых кальциевых каналов и поступлению ионов кальция в клетку. Далее следует каскад биохимических реакций, приводящий к образованию актин-миозинового комплекса, сокращению миоцита. Расслабление миоцита происходит за счет накопления в клетке циклического аденозинмонофосфата (цАМФ) и циклического гуанозинмонофосфата.
    В настоящее время известно несколько групп миотропных спазмолитиков, отличающихся по механизму действия.

    Дротаверин и папаверин давно используются в педиатрии и доказали свою эффективность. Препараты ингибируют фосфодиэстеразу 4-го типа, что ведет к накоплению цАМФ и расслаблению миоцита. Однако системность их действия на гладкомышечные органы, наличие постспазмовой гипотонии ограничивают курсовое применение, препараты чаще применяются по требованию.
    Необходимость селективного действия спазмолитиков привела к созданию новых препаратов.

    Мебеверин – миотропный спазмолитик, блокирующий натриевые каналы. Эффективность препарата выше, чем у традиционных спазмолитиков, он хорошо переносится, действует длительно (до 12 ч), включен в схемы лечения заболеваний кишечника, билиарных путей, поджелудочной железы, но имеет возрастные ограничения – применяется только с 18 лет.
    Сочетанное действие пинаверия бромида связано с блокадой кальциевых каналов, подавлением спазма, вызванного холецистокинином и субстанцией Р, умеренным М-холиноблокирующим эффектом. Препарат широко используется в гастроэнтерологии при многих ФН ЖКТ у взрослых больных. Опыт применения его в педиатрии ограничен, препарат не рекомендован до 18 лет.
    К спазмолитикам первой ступени применяется ряд требований: высокий уровень безопасности, высокая спазмолитическая активность, длительный спазмолитический эффект, большой международный опыт применения, доступность (невысокая стоимость), возможность самолечения (безрецептурный отпуск), наличие пероральных форм.
    Гиосцина бутилбромид (Бускопан®, «Берингер Ингельхайм Фарма», Германия) как медицинский препарат известен с 1950-х гг., впервые получен и применен в Германии и неоднократно доказал свою эффективность и безопасность во многих странах при различных заболеваниях, сопровождающихся болевым синдромом . Гиосцина бутибромид – М-холиноблокатор на натуральной основе (получен из листа растения Datura stramonium) и является уникальным спазмолитиком направленного действия, тропным к гладкомышечным клеткам стенок внутренних органов: ЖКТ, желчевыводящих и мочевыводящих путей . Бускопан® обладает также антисекреторным эффектом, снижая секрецию пищеварительных желез. Быстрый клинический эффект (через 15 мин) объясняется прямым М-холиноблокирующим действием. Действие холинолитических препаратов тем сильнее, чем выше начальный тонус блуждающего нерва, что важно при вегетативной дисфункции, являющейся фоном ФН ЖКТ.

    Гиосцина бутилбромид является четвертичным аммониевым производным и не проникает через гематоэнцефалический барьер , поэтому не оказывает антихолинэргического влияния на ЦНС, что важно для более свободного и безопасного применения препарата Бускопан® в педиатрии. Большим преимуществом данного лекарственного средства является избирательность его спазмолитического действия – только в месте возникновения спазмов. Сохранение перистальтической активности ЖКТ при ФН способствует нормализации моторной функции толстой кишки.
    Бускопан® имеет широкий спектр показаний к применению: различные спастические состояния – желчные, кишечные и почечные колики, спастическая дискинезия желчевыводящих путей, пилороспазм, комплексная терапия обострений язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, холецистита. Однозначным преимуществом для применения в педиатрии является наличие различных форм препарата: Бускопан® выпускается в виде таблеток, покрытых сахарной оболочкой, и ректальных суппозиториев по 10 мг; назначается детям старше 6 лет по 1–2 таблетке (10 мг) 3 р./сут или по 1 суппозиторию (10 мг) 3 р./сут per rectum .

    Множество исследований показало безопасность и эффективность применения препарата Бускопан® в педиатрии для купирования абдоминального болевого сидрома, различных диспепсических расстройств, симптомов СРК, улучшения качества жизни таких пациентов. Интересно применение различных форм препарата в комплексной терапии хронических ФЗ у детей в зависимости от преимущественного механизма их возникновения . Подчеркивается дополнительное преимущество ректальной формы препарата (прямое спазмолитическое на сфинктеры прямой кишки и местнораздражающее действие) при дисфункции анального сфинктера.
    Таким образом, ФН ЖКТ – распространенная проблема среди детей различного возраста. Проявления ФН ЖКТ разнообразны, имеются определенная динамика и эволюция симптомов с возрастом. ФН любой локализации свойственны рецидивирующее течение, повышенная тревожность пациента, сочетанные нарушения со стороны других систем органов, что значительно снижает качество жизни ребенка.

    Учитывая необходимость уменьшения инвазивности процедур в детском возрасте диагностика функциональных состояний ЖКТ педиатром возможна на основе РК III, но следует осуществлять обязательный динамический контроль «симптомов тревоги».
    Патогенетическая терапия ФН ЖКТ может быть только комплексной с обязательной коррекцией сопутствующих нейрогенных расстройств, сочетанным применением медикаментозной и различных методов немедикаментозной терапии.
    Гиосцина бутилбромид (Бускопан®) является высокоэффективным безопасным спазмолитиком для купирования спастических состояний при различных ФН ЖКТ у детей, особенно при ФН с диспепсией, абдоминальной болью, СРК, ФЗ. Наличие оральных и ректальных форм препарата удобно в педиатрии, в т. ч. при запорах с аноректальной дисфункцией.


    Литература

    1. Iacono G., Merolla R., D’Amico D., Bonci E., Cavataio F., Di Prima L., Scalici C., Indinnimeo L., Averna M. R., Carroccio A. Gastrointestinal symptoms in infancy: a population-based prospective study // Dig Liver Dis. 2005 Jun. Vol. 37 (6). Р. 432–438.
    2. Печкуров Д.В., Горелов А.В. Синдром диспепсии у детей, дифференциальный диагноз, дифференцированный подход к лечению // РМЖ. 2012. № 17.
    3. Rasquin A., Di Lorenzo C., Fobbes D., Guiraldes E., Hyams J.S., Staiano A., Walker L.S. Childhood Functional Gastrointestinal Disorders: Child/Adolescent // Gastroenterology. 2006. Vol. 130. Р. 1519–1526.
    4. American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. 4th ed. Washington, DC: American Psychiatric Association, 1994.
    5. Di Lorenzo C., Colletti R.B., Lehmann H.P., Boyle J.T., Gerson W.T., Hyams J.S. et al. Chronic abdominal pain in children: a clinical report of the American Academy of Pediatrics and the North American society for Pediatric Gastroenterology, Hepatology and Nutrition // J Pediatric Gastroenterol Nutr. 2005. Vol. 40. Р. 245–248.
    6. Apley J. The child with abdomenal pain. Blackwell Scientific Publications Ltd., London, 1975.
    7. Hyams J.S., Davis P., Sylvester F.A., Zeiter D.K., Justinich C.J. et al. Dyspepsia in children and adolescents: a prospective study // J Pediatric Gastroenterol Nutr. 2000. Vol. 30. Р. 413–418.
    8. Gold B.D., Colletti R.B., Abbot M., Czinn S.J., Elitsur Y., Hassall E. et al. Helicobacter pylory infection in children: recommendations for diagnosis and treatment // J Pediatric Gastroenterol Nutr. 2000. Vol. 31. Р. 490–497.
    9. Sigurdsson L., Flores A., Putnam P.E., Hyman P.E., Di Lorenzo C. Postviral gastroparesis: presentation, treatment, and outcome // J Pediatr. 1997. Vol. 131. Р. 751–754.
    10. Cucchiara S., Riezzo G., Minella R., Pezzolla F., Giorgio I., Auricchio S. Electrogastrography in non-ulcer dyspepsia // Arch Dis Child. 1992. Vol. 67. Р. 613–617.
    11. Barbar M., Steffen R., Wyllie R., Goske M. Electrogastrography versus gastric emptying scintigraphy in children with symptoms suggestive of gastric motility disorders // J Pediatr Gastroenterol Nutr. 2000. Vol. 30. Р. 193–197.
    12. Di Lorenzo C., Hyman P.E., Flores A.F., Kashyap P., Tomomasa T., Lo S., Snape W.J. Jr. Antroduodenal manometry in children and adults with severe non-ulcer dyspepsia // Scand J Gastroenterol. 1994. Vol. 29. Р. 799–806.
    13. Gold B.D., Colletti R.B., Abbott M., Czinn S.J., Elitsur Y., Hassall E., Macarthur C., Snyder J., Sherman P.M. Helicobacter pylori infection in children: recommendations for diagnosis and treatment // J Pediatr Gastroenterol Nutr. 2000. Vol. 31. Р. 490–497.
    14. Caplan A., Walker L., Rasquin A. Validation of the pediatric Rome II criteria for functional gastrointestinal disorders using the questionnaire on pediatric gastrointestinal symptoms // J Pediatr Gastroenterol Nutr. 2005. Vol. 41. Р. 305–316.
    15. Di Lorenzo C., Youssef N.N., Sigurdsson L., Scharff L., Griffiths J., Wald A. Visceral hyperalgesia in children with functional abdominal pain // J Pediatr. 2001. Vol. 139. Р. 838–843.
    16. Milla P.J. Irritable bowel syndrome in childhood // Gastroenterology. 2001. Vol. 120. Р. 287–290.
    17. Hyams J.S. Irritable bowel syndrome, functional dyspepsia and functional abdominal pain syndrome // Adolesc Med Clin. 2004. Vol. 15. Р. 1–15.
    18. Ивашкин В.Т., Шелыгин Ю.А., Баранская Е.К., Белоусова Е.А., Васильев С.В. и соавт. Клинические рекомендации Российской гастроэнтерологической ассоциации, Ассоциации колопроктологов России по диагностике и лечению больных с синдромом раздраженного кишечника // РЖГГК. 2014. № 2. С. 92–101.
    19. Щербаков П.Л. Синдром раздраженного кишечника у детей и подростков // Вопросы современной педиатрии. 2006. № 5 (3). С. 52.
    20. Самсонов А.А. Особенности пациентов с СРК, основанные на поливалентности фона заболевания // Consilium medicum. Гастроэнтерология (приложение). 2014. № 1.
    21. Heaton K.W., Radvan J. et al. Defecstion frequency and fiming, and stool form in the general population: a prospective study // Gut. 1992. Vol. 33. Р. 818–824.
    22. Thompson W.G., Longstreth G.H., Drossman D.A. et al. Functional bowel disorders and functional abdominal pain // Gut. 1999. Vol. 45. Р. 43–47.
    23. Müller-Lissner S. Constipation // Dtsch Arztebl Int. 2009. Vol. 106 (25). Р. 424–432.
    24. Хавкин А.И., Жихарева Н.С., Рачкова Н.С. Хронические запоры у детей // Лечащий врач. 2003. № 5. С. 42–44.
    25. Evaluation and treatment of constipation in infants and children: Recommendation of the North American Society for Pediatric Gastroenterology, Hepatology and Nutrition // JPGN. 2006. Vol. 43. Р. 1–13.
    26. Constipation in children and young people. Diagnosis and management of idiopathic childhood constipation in primary and secondary care. NICE clinical guideline 99. Developed by National Collaborating Centre for Woman’s and Children’s Health, London, 2010.
    27. Потапов А.С., Полякова С.И. Возможность применения лактулозы в терапии хронического запора у детей // Вопросы современной педиатрии. 2003. № 2 (2). С. 65–70.
    28. Захарова И.Н., Сугян Н.Г., Москвич И.К. Российские и международные рекомендации по ведению детей с запорами // Вопросы современной педиатрии. 2014. № 13 (1). С. 74–83.
    29. Звягин А.А., Почивалов А.В., Черток Е.Д. Спазмолитики в терапии гастроэнтерологических заболеваний у детей: сравнительная харатеристика и возможности применения // Педиатрия. 2012. № 91 (4). С. 79–83.
    30. Jailwala J., Imperiale T., Kroenke K. Pharmacologic treatment of the irritable bowel syndrome: a systematic review of randomized, controlled trials // Ann. Intern. Med. 2000. Vol. 133. Р. 136–147.
    31. Инструкция по медицинскому применению препарата Бускопан. Vidal. Справочник лекарственных средств, 2015.
    32. How Buscopan works: Targeted and effective relief from abdominal pain and cramps. www.buscopan.com/Main/buscopan/efficacy/index.jsp.
    33. Шульпекова Ю.О. Сравнительная характеристика спазмолитических препаратов, применяемых в практике гастроэнтеролога // Клинические перспективы гастроэнтерологии, гепатологии. 2002. № 5. С. 6–11.
    34. Корниенко Е.А. и соавт. Актуальные проблемы абдоминальной патологии у детей (по материалам Конгресса педиатров России) // Вопросы современной педиатрии. 2009. № 8 (2). С. 76–80.
    35. Арифуллина К.В. Терапия синдрома раздраженного кишечника у детей: результаты плацебо-контролируемого исследования эффективности гиосцина бутилбромида // Вопросы современной педиатрии. 2008. № 7 (2). С. 32–35.
    36. Потапов А.С., Комарова Е.В., Петрова А.В., Подмаренкова Л.Ф., Дворяковский И.В. Роль спазмолитической терапии в лечении хронических запоров у детей // Педиатрическая фармакология. 2007. № 4 (2). С. 84–86.



    Для цитирования: Кешишян Е.С., Бердникова Е.К. Функциональные нарушения желудочно–кишечного тракта у детей раннего возраста // РМЖ. 2006. №19. С. 1397

    Учитывая анатомо-физиологические особенности ребенка, можно с уверенностью утверждать, что кишечные дисфункции в той или иной степени возникают практически у всех детей раннего возраста и являются функциональным, в какой-то мере «условно» физиологическим состоянием периода адаптации и созревания желудочно-кишечного тракта грудного ребенка .

    Однако c учетом частоты жалоб и обращений со стороны родителей и различной тяжести клинических проявлений у ребенка, эта проблема по-прежнему вызывает интерес не только у педиатров и неонатологов, но и у гастроэнтерологов и невропатологов.
    К функциональным относятся состояния желудочно-кишечного тракта, заключающиеся в несовершенстве моторной функции (физиологический гастро-эзофагальный рефлюкс, нарушение аккомодации желудка и антропилорической моторики, дискинезии тонкой и толстой кишки) и секреции (значительная вариабельность активности желудочной, панкреатической и кишечной липазы, низкая активность пепсина, незрелость дисахаридаз, в частности, лактазы), лежащие в основе синдромов срыгиваний, кишечных колик, метеоризма, диспепсии, не связанные с органическими причинами и не влияющие на состояние здоровья ребенка .
    Дисфункции желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста наиболее часто клинически проявляются следующими синдромами: синдром срыгивания; синдром кишечной колики (метеоризм в сочетании со схваткообразными болями в животе и криком); синдром нерегулярного стула со склонностью к запорам и периодическими периодами послабления .
    Характерной особенностью срыгиваний является то, что они появляются внезапно, без каких-либо предвестников и происходят без заметного участия мышц живота и диафрагмы. Срыгивания не сопровождаются вегетативными симптомами, не отражаются на самочувствии, поведении, аппетите ребенка и прибавке массы тела. Последнее является наиболее важным для дифференциальной диагностики с хирургической патологией (пилоростеноз), требующей срочного вмешательства. Срыгивания редко являются проявлением неврологической патологии, хотя, к сожалению, многие педиатры ошибочно считают, что срыгивания характерны для внутричерепной гипертензии. Однако внутричерепная гипертензия провоцирует типичные рвоты с вегето-висцеральным компонентом, состоянием продромы, отказом от кормления, отсутствием прибавки массы, сопровождается длительным криком. Все это значительно отличается от клинической картины функциональных срыгиваний.
    Функциональные срыгивания не нарушают состояния ребенка, в большей степени вызывая волнение родителей. Поэтому для коррекции функциональных срыгиваний необходимо прежде всего правильно проконсультировать родителей, объяснить механизм срыгиваний, снять психологическую тревогу в семье. Также важно оценить вскармливание, правильность прикладывания к груди. При грудном вскармливании не нужно сразу изменять положение ребенка и «ставить его столбиком» для отхождения воздуха. При правильном прикладывании к груди аэрофагии не должно быть, а изменение положения ребенка может быть провокацией срыгивания. При использовании бутылочки, напротив, необходимо, чтобы ребенок отрыгнул воздух, и не важно, что это может сопровождаться небольшим отхождением молока.
    Кроме того, срыгивания могут быть одним из компонентов кишечных колик и реакцией на спазм кишки.
    Колика - происходит от греческого «коликос», что означает «боль в толстой кишке». Под этим понимают приступообразные боли в животе, вызывающее дискомфорт чувство распирания или сдавливания в брюшной полости. Клинически кишечные колики у младенцев протекают так же, как и у взрослых - боли в животе, носящие спастический характер, но у ребенка это состояние сопровождается длительным плачем, беспокойством, «сучением» ножек. Кишечные колики определяются совокупностью причин: морфофункциональная незрелость периферической иннервации кишечника, дисфункция центральной регуляции, поздний старт ферментативной системы, нарушения становления микробиоценоза кишечника. Болевой синдром во время колик связан с повышенным газонаполнением кишечника на фоне кормления или в процессе переваривания пищи, сопровождаемым спазмом участков кишечника, что вызвано незрелостью регуляции сокращений различных его участков. О патогенезе этого состояния в настоящее время нет единого мнения. Большинство авторов считают, что функциональные кишечные колики обусловлены незрелостью нервной регуляции деятельности кишечника . Также рассматриваются различные диетические версии: непереносимость белков коровьего молока у детей, находящихся на искусственном вскармливании, ферментопатии, в том числе и лактазная недостаточность, что, по нашему мнению, достаточно спорно, так как в данной ситуации кишечная колика является лишь симптомом.
    Клиническая картина характерна. Приступ, как правило, начинается внезапно, ребенок громко и пронзительно кричит. Так называемые пароксизмы могут продолжаться долго, может отмечаться покраснение лица или бледность носогубного треугольника. Живот вздут и напряжен, ноги подтянуты к животу и могут мгновенно выпрямляться, стопы нередко холодны на ощупь, руки прижаты к туловищу. В тяжелых случаях приступ иногда заканчивается только после того, как ребенок полностью изнурен. Часто заметное облегчение наступает сразу после дефекации. Приступы возникают во время или вскоре после кормления . Несмотря на то, что приступы кишечных колик повторяются часто и представляют собой весьма удручающую картину для родителей, можно считать, что реально общее состояние ребенка не нарушено - в период между приступами он спокоен, нормально прибавляет в весе, имеет хороший аппетит.
    Основной вопрос, который необходимо решить для себя каждому врачу, который занимается ведением детей раннего возраста: если приступы колик свойственны практически всем детям, можно ли назвать это патологией? Мы отвечаем «нет» и поэтому предлагаем не лечение малыша, а симптоматическую коррекцию этого состояния, отдавая основную роль физиологии развития и созревания .
    Таким образом, мы считаем целесообразным изменить сам принцип подхода к ведению детей с кишечными коликами, сделав основной акцент на том, что это состояние функциональное.
    В настоящее время многие врачи, не анализируя особенности состояния ребенка и ситуацию в семье, связанную с волнениями по поводу болевого синдрома у ребенка, предлагают сразу же 2 обследования - анализ кала на дисбактериоз и исследования уровня углеводов кала. И тот, и другой анализ практически всегда у детей первых месяцев жизни имеет отклонения от условной нормы, что позволяет в какой-то мере спекулятивно тут же ставить диагноз - дисбактериоз и лактазная недостаточность и предпринимать активные действия, вводя лекарственные препараты - от пре- или пробиотиков до фагов, антибиотиков и ферментов, а также изменения питания вплоть до снятия ребенка с грудного вскармливания. По нашему мнению, и то и другое является нецелесообразным, что доказывается абсолютным отсутствием эффекта от подобной терапии при проведении сопоставления групп детей, которые находились на этой терапии и без нее. Становление микробиоценоза у всех детей идет постепенно, и если у ребенка не было предшествующего антибактериального лечения или серьезного заболевания желудочно-кишечного тракта (что бывает крайне редко в первые месяцы жизни), у него вряд ли будет дисбактериоз, а формирование микробиоценоза в этом возрасте в большей степени обусловлено правильным питанием, в частности, грудным молоком, которое насыщено веществами, обладающими пребиотическими свойствами. В связи с этим начинать коррекцию кишечных колик с обследования на дисбактериоз вряд ли целесообразно. Кроме того, полученные анализы с имеющими отклонениями от условной нормы внесут еще большую тревогу в семью.
    Первичная лактазная недостаточность является достаточно редкой патологией и характеризуется резким вздутием живота, жидким частым и обильным стулом, срыгиваниями, рвотами и отсутствием прибавки в весе .
    Транзиторная лактазная недостаточность - довольно частое состояние. Однако в грудном молоке всегда имеется и лактоза и лактаза, что позволяет хорошо усваивать грудное молоко именно в период созревания ферментной системы у ребенка. Известно, что снижение уровня лактазы характерно для многих людей, которые плохо переносят молоко, испытывая дискомфорт и вздутие живота после потребления животного молока. Есть целые когорты людей, у которых в норме имеется недостаточность лактазы, например, люди желтой расы, северные народы, которые не переносят коровье молоко и никогда не употребляют его в пищу. Однако их дети прекрасно вскармливаются грудным молоком. Таким образом, даже если на грудном молоке отмечается недостаточное переваривание углеводов, что определяется повышенным его уровнем в кале это еще не означает, что целесообразно переводить ребенка на специализированную низко- или безлактозную смесь, ограничивая грудное молоко. Напротив, необходимо лишь ограничить мать в потреблении коровьего молока, но сохранить грудное вскармливание в полном объеме.
    Таким образом, значимость и роль общепринятых диагнозов у детей раннего возраста - дисбактериоз и лактазная недостаточность - являются крайне преувеличенными, и их лечение может даже нанести ребенку вред.
    Нами разработана определенная этапность действий при купировании кишечных колик, апробированная более чем на 1000 детей. Выделяются мероприятия для снятия острого болевого приступа кишечных колик и фоновая коррекция.
    Первым этапом и, на наш взгляд, очень важным (чему не всегда придают большое значение) - это проведение беседы с растерянными и напуганными родителями, объяснение им причин колик, того, что это не болезнь, объяснение, как они протекают и когда должны закончиться эти муки. Снятие психологического напряжения, создание ауры уверенности также помогает уменьшить боль у ребенка и правильно выполнить все назначения педиатра. Кроме того, в последнее время появилось много работ, доказывающих, что функциональные расстройства ЖКТ значительно чаще встречаются у первенцев, долгожданных детей, детей пожилых родителей и в семьях с высоким уровнем жизни, т.е. там, где имеется высокий порог тревожности по поводу состояния здоровья ребенка . В немалой степени это обусловлено тем, что напуганные родители начинают «принимать меры», в результате чего эти расстройства закрепляются и усиливаются. Поэтому во всех случаях функциональных расстройств деятельности ЖКТ лечение следует начинать с общих мероприятий, которые направлены на создание спокойного психологического климата в окружении ребенка, нормализацию образа жизни семьи и ребенка.
    Необходимо выяснить, как питается мать, и при сохранении разнообразия и полноценности питания предложить ограничение жирных продуктов и тех, которые вызывают метеоризм (огурцы, майонез, виноград, фасоль, кукуруза) и экстрактивных веществ (бульоны, приправы). Если мама не любит молоко и редко пила его до беременности или после него усиливался метеоризм, то лучше и сейчас не пить молока, а заменить его кисломолочными продуктами.
    Если у мамы достаточно грудного молока, вряд ли врач имеет моральное право ограничить естественное вскармливание и предложить матери смесь, пусть даже и лечебную. Однако надо убедиться, что грудное вскармливание происходит правильно - ребенок правильно прикладывается к груди, кормится по желанию и мать достаточно долго держит его у груди, так, чтобы младенец высасывал не только переднее, но и заднее молоко, которое особенно обогащено лактазой. Нет никаких строгих ограничений в длительности прикладывания к груди - одни малыши сосут быстро и активно, другие более медленно, с перерывами. Во всех случаях длительность должна определяться ребенком, когда он сам перестает сосать и затем спокойно выдерживает перерыв между кормлениями более двух часов. В ряде случаев только этих мер может оказаться достаточно, чтобы значительно уменьшить частоту, длительность и силу проявлений кишечных колик.
    Если ребенок находится на смешанном и искусственном вскармливании, то можно оценить вид смеси и изменить питание, например, исключить наличие в ней животных жиров, кисломолочной составляющей, с учетом очень индивидуальной реакции ребенка на кисломолочные бактерии или частично гидролизированный белок для облегчения переваривания.
    Вторым этапом являются физические методы: традиционно принято удерживать ребенка в вертикальном положении или лежа на животе, желательно с согнутыми в коленных суставах ножками, на теплой грелке или пеленке, полезен массаж области живота.
    Необходимо разграничить коррекцию острого приступа кишечных колик, включающих в себя такие мероприятия, как тепло на живот, массаж в области живота, назначение препаратов симетикона, и фоновую коррекцию, способствующую снижению частоты и тяжести кишечных колик.
    Фоновая коррекция включает в себя правильное вскармливание ребенка и проведение фоновой терапии. К препаратам фонового действия относятся растительные средства ветрогонного и мягкого спазмолитического действия. Наилучшие результаты дает применение такой лекарственной формы, как фито чай Плантекс. Плоды фенхеля и эфирное масло, входящее в Плантекс, стимулируют пищеварение, увеличивая секрецию желудочного сока и перистальтику кишечника, поэтому пища быстрее расщепляется и всасывается. Активные вещества препарата предупреждают скопление газов и способствуют их отхождению, смягчают спазмы кишечника. Плантекс можно давать от 1 до 2 пакетиков в день в виде заменителя питья, особенно при искусственном вскармливании. Поить ребенка чаем Плантекс можно не только перед кормлением или после кормления, но и использовать его в качестве замены всех жидкостей после месячного возраста.
    Для коррекции острого приступа кишечных колик возможно использование препаратов симетикона. Эти препараты обладают ветрогонным действием, затрудняют образование и способствует разрушению газовых пузырьков в питательной взвеси и слизи ЖКТ. Высвобождаемые при этом газы могут поглощаться стенками кишечника или выводится из организма благодаря перистальтике. Исходя из механизма действия эти препараты вряд ли могут служить средством профилактики колик. Необходимо иметь в виду, что если в генезе колики преимущественную роль играет метеоризм, то эффект будет замечательный. Если в генезе преимущественно играет роль нарушение перистальтики за счет незрелости иннервации кишечника, то эффект будет наименьшим. Препараты симетикона лучше использовать не в профилактическом режиме (добавление в питание, как указано в инструкции), а в момент колики, при возникновении болей - тогда при наличии метеоризма эффект наступит через несколько минут. В профилактическом режиме лучше использовать препараты фоновой терапии.
    Следующий этап - пассаж газов и кала при помощи газоотводной трубки или клизмы, возможно введение свечи с глицерином. К сожалению, дети, у которых имеется незрелость или патология со стороны нервной регуляции, будут вынуждены чаще прибегать именно к этому способу купирования колик.
    При отсутствии положительного эффекта - назначаются прокинетики и спазмолитические препараты.
    Отмечено, что эффективность этапной терапии кишечных колик одинакова у всех детей и может использоваться как у доношенных, так и у недоношенных.
    В настоящее время обсуждается эффективность более широкого использования физиотерапии, в частности магнитотерапии у детей с незрелостью регуляции перистальтики кишечника, при отсутствии эффекта от вышеизложенных шагов поэтапной терапии
    Мы провели анализ эффективности предложенной схемы коррекционных мероприятий: Использование только 1 этапа дает - 15% эффективности, 1 и 2 этапа - 62% эффективности, и только 13% детей потребовали использования всего комплекса мер для купирования болевого синдрома. В нашем исследовании не установлено снижения частоты колик и силы болевого синдрома при включении в предложенную схему ферментов и биопрепаратов.
    Таким образом, предложенная схема позволяет с наименьшей медикаментозной нагрузкой и экономическими затратами проводить коррекцию состояния у подавляющего числа детей и лишь при отсутствии эффективности назначать дорогостоящее обследование и лечение.

    Литература
    1. Хавкин А.И. «Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста» Пособие для врачей, Москва, 2001г. стр.16-17.
    2. Leung AK, Lemau JF. Infantile colik: a review J R Soc Health. 2004 Jul; 124 (4): 162.
    3. Ittmann P.I., Amarnath R., Berseth C.L., Maturation of antroduodenalmotor activiti in preterm and term infants. Digestive dis Sci 1992; 37(1): 14-19.
    4. Коровина Н.А., Захарова И.Н., Малова Н.Е. «Лактазная недостаточность у детей». Вопросы современной педиатрии 2002;1(4):57-61.
    5. Соколов А.Л., Копанев Ю.А. «Лактазная недостаточность: новый взгляд на проблему» Вопросы детской диетологии, т.2 №3 2004г., стр.77.
    6. Мухина Ю.Г., Чубарова А.И., Гераськина В.П. «Современные аспекты проблемы лактазной недостаточности у детей раннего возраста» Вопросы детской диетологии, т.2 №1 2003г. стр.50
    7. Бердникова Е.К. Хавкин А.И. Кешишян Е.С. Влияние психоэмоционльного состояния родителей на выраженность синдрома «беспокойного ребенка». Тез. Докл на 2 Конгрессе «Современные технологии в педиатрии и детской хирургии» стр 234.


    Все патологические состояния в любой системе человеческого организма, подразделяют на органические и функциональные.

    Органическая патология связана с повреждением органа - от грубой аномалии до тонкой энзимопатии.

    Функциональные нарушения - это нарушения функций органа без нарушения его структуры. Причина функциональных нарушений связана с нарушением регуляции, нервной или гормональной. В настоящее время, говоря о функциональных нарушениях органов пищеварения подразумеваются нарушения моторики. Все моторные нарушения желудочно-кишечного тракта можно сгруппировать следующим образом:

    • Изменение активности моторики: снижение - повышение;
    • Изменение тонуса сфинктеров: снижение - повышение;
    • Появление ретроградной моторики (обратный заброс);
    • Возникновение градиента давлений в смежных отделах пищеварительного тракта.

    Жалобы больного - это интерпретация больным информации от рецепторов, расположенных во внутренних органах. На восприятие больного влияют:

    • характер патологии;
    • чувствительность рецепторов;

    Важно!!! Незначительные по своей силе стимулы (например, растяжение стенки кишки) могут провоцировать интенсивный поток импульсов в центральные отделы нервной системы, создавая образ тяжелого поражения.

    • особенности проводящей системы;
    • интерпретация информации от органов корой больших полушарий.

    Последнее звено оказывает решающее влияние на характер жалоб, нивелируя их в одних случаях и агравируя (усиливая) - в других, а также придавая им индивидуальную эмоциональную окраску.

    Следовательно, можно выделить три уровня формирования жалобы, например, боли: органный, нервный, психический.

    Генератор симптома может располагаться на любом уровне, однако формирование эмоционально окрашенной жалобы происходит только на уровне психической деятельности. При этом, болевая жалоба, сгенерированная без поражения органа может ничем не отличаться от таковой, возникшей вследствие истинного повреждения. Истинная жалоба определяется поражением того или иного внутреннего органа, а различные отделы нервной системы передают сигналы на уровень психики или в обратном направлении.

    Генератором соматоподобных жалоб может быть сама нервная система и ее высшие отделы. При этом психический уровень является абсолютно самодостаточным и здесь могут «зарождаться» жалобы не имеющие своего прообраза в органах, но не отличимые от истинных соматических жалоб.

    Нарушения моторики органов пищеварения любого происхождения неизбежно вызывают вторичные изменения - нарушение процессов переваривания и всасывания, а также нарушение микробиоцсиоза кишечника. Перечисленные нарушения усугубляют моторные нарушения, замыкая патогенетический «порочный круг».

    Важно!!! Прогноз при функциональных нарушениях неоднозначен. Возможна их эволюцию в органическую патологию. Так, заболевания, сопровождающиеся гастроэзофагальным рефлюксом могут эволюционировать в гастроэзофагальную рефлюксную болезнь, функциональная диспепсия - в гастрит, а синдром раздраженного кишечника - в колит.

    Таким образом, отношение к функциональным заболеваниям должно быть достаточно серьезным, а меры лечения - адекватными.

    Когда ставят диагноз функциональные нарушения ЖКТ

    Перед тем как поставить диагноз функциональные нарушения необходимо исключить всю возможную органическую патологию. Лишь после этого можно с уверенностью говорить о функциональном характере заболевания. Жалобы при функциональных нарушениях многообразна. Жалобы должны присутствовать 12 месяцев и более - не обязательно непрерывно!..

    Важно!!! Следует отметить «симптомы тревоги», при наличии которых функциональное нарушение маловероятно.

    К «симптомам тревоги» относятся:

    Подъемы температуры
    Резкое похудание
    Дисфагия
    Рвота кровью
    Кровь в кале
    Низкий гемоглобин (анемия)
    Высокий уровень лейкоцитов (лейкоцитоз)
    Увеличение СОЭ

    Важно!!! Если отмечается хотя бы один из «симптомов тревоги» требуется серьезное обследование для выявления причины.

    Так как функциональные нарушения практически всегда связаны с теми или иными нарушениями со стороны нервной системы, при обследовании таких пациентов всегда следует проводить консультации невропатолога, психолога, психоневролога.

    Классификация функциональных нарушений органов пищеварения

    Последняя классификация функциональных нарушений органов пищеварения у детей в нашей стране была принята в 2004 г на XI Конгрессе детских гастроэнтерологов России (Москва) в рамках «Рабочего протокола диагностики и лечения функциональных нарушений органов пищеварения у детей». Основой для данной классификации послужила классификация, предложенная педиатрической группой экспертов, работавших в рамках проекта «Римские критерии II».

    Рабочая классификация функциональных заболеваний органов пищеварения у детей
    (XI Конгресс детских гастроэнтерологов России, Москва, 2004)

    I. Функциональные расстройства, проявляющиеся рвотой

    1.1. Регургитация (МКБ-10, XVIII, R11).
    1.2. Руминация (МКБ-10, XVIII, R19).
    1.3. Циклическая (функциональная) рвота (МКБ-10, XVIII, R11).
    1.4. Аэрофагия (МКБ-10, F45.3).

    II. Функциональные расстройства, проявляющиеся абдоминальной болью

    2.1. Функциональная диспепсия (МКБ-10, К30).
    2.2. Синдром раздраженной кишки (МКБ-10, К58).
    2.3. Функциональная абдоминальная боль, кишечная колика (МКБ-10, R10.4).
    2.4. Абдоминальная мигрень (МКБ-10, G43.820).

    III. Функциональные расстройства дефекации

    3.1. Функциональная диарея (МКБ-10, XI, К59).
    3.2. Функциональный (МКБ-10, XI, К59).
    3.3. Функциональная задержка стула.
    3.4. Функциональный энкопрез (МКБ-10, XI, К59).

    IV. Функциональные расстройства билиарного тракта

    4.1. Дискинезия желчного пузыря (МКБ-10, XI, К82) и дистония сфинктера Одди (МКБ-10, XI, К83).