Блаженная муза. Память блаженной отроковицы музы. В изложении святителя Димитрия Ростовского

День воскресный. Неделя о самарянке.

Сегодня совершается память: сщмч. Александра, епископа Иерусалимского (III). Мчч. самого начала IV века Вита, Модеста и мц. Крискентии. Прп. Феодора Освященного, игумена (IV). Блж. отроковицы Музы Римляныни (V). Прпп. отцов, в Лавре св. Саввы избиенных в начале VII века. Свт. Георгия II, епископа Митиленского (IX). Перенесение мощей прп. Ефрема Перекомского, игумена, Новгородского чудотворца и прпп. Кассиана и Лаврентия Комельских (XVI). Мч. Вукашина, Сербского святого, убиенного в 1943 году.

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

Братья и сестры, сегодня мы познакомимся с житием очень юной святой угодницы Божией. Блаженная отроковица Муза жила в V веке. О ней рассказал своему архидиакону Петру святой Григорий Двоеслов, папа Римский, знаменитый учитель Западной Церкви, живший в VI веке. А рассказал он то, что слышал сам от брата святой Музы, по имени Пров: «Когда Муза была еще юной отроковицей, ей ночью явилась в сонном видении Пресвятая Дева Мария. Матери Божией сопутствовали многие отроковицы столь же юного возраста, как и Муза. Богоматерь спросила Музу:

Не желаешь ли ты жить вместе с этими отроковицами и всегда следовать за Мной?

На это Муза отвечала:

Весьма желаю, Госпожа моя».

Тогда Богородица сказала Музе, чтобы она воздерживалась от детских игр и от всего небогоугодного, так как через тридцать дней Муза придет к Ней и присоединится к лику прочих юных дев. С этого времени Муза переменила жизнь свою: оставив детские игры и забавы, она всецело посвятила себя жизни богоугодной.

Видя такую перемену в жизни своей дочери, родители Музы весьма удивились. Когда же они спросили ее о причине такой перемены, то Муза сказала им, что видела во сне Пресвятую Богородицу, рассказала им о заповеди, которую дала ей Пречистая Дева. Она поведала также и о том, в какой день отойдет от жизни этой и присоединится к сонму прочих дев, сопутствовавших Матери Божией.

При наступлении двадцать пятого дня после явления Музе Девы Марии отроковица впала в тяжкую болезнь, она вся пылала как в огне. На тридцатый день, когда приблизилось время преставления блаженной отроковицы, Муза снова увидела Богородицу, пришедшую к ней в сопровождении тех же отроковиц. Матерь Божия стала звать к Себе Музу. Блаженная отроковица отвечала Ей тихим голосом: «Иду, Госпожа моя, иду!» С этими словами блаженная Муза предала душу свою в руки Пресвятой Богородицы и, оставив эту земную жизнь, вселилась в обителях вечных с прочими девами, сопутствовавшими Пречистой Владычице нашей.

Братья и сестры, в Евангелии мы встречаем слова Господа: Много званных, а мало избранных (Мф. 22, 14). Конечно же, многие святые были именно избранниками Господа, как сказано Богом о пророке Иеремии: Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя (Иер. 1, 5) А некоторые, наверное, были благоразумными званными, которые не пренебрегли своим призванием и старательно потрудились в деле следования Святому Евангелию. Глядя в историю веков, мы как на ладони видим результат жизни людей: кто-то остался безразличным к призванию Господню, кто-то ревностно на него ответил, а кто-то был избран Богом особым образом, подобно блаженной отроковице Музе. Но когда мы смотрим на нашу жизнь, то не можем ответить на вопрос, кто призван, кого Господь еще призовет, а кто отмечен Богом еще от утробы матери, - все это открывается постепенно. Так и родители святой музы не могли даже предполагать, как скоро их дочка станет ходатаицей за весь человеческий род. И очень многие наши новомученики и исповедники XX века не подозревали о том, что для них от Господа уготован мученический венец.

Братья и сестры, каждый из нас находится в каких-то отношениях с Господом, и эти отношения налагают на нашу жизнь определенную ответственность. Нести на себе особое избрание - очень трудно и далеко не каждый мог бы его вынести. Быть преподобным, мученицей, блаженной, праведным или святителем - удел не всех, но единиц. А у нас, тех, кто относится к категории «званные», есть другой риск, о котором говорит Господь, - риск не принять Его приглашение на брак и подвергнуться за это осуждению. Отказавшись от благодатных Даров, которые, например, всегда нам доступны в виде Святых Тела и Крови Христовых, можно оказаться по левую руку от Спасителя и услышать слова идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41). Ибо сказал Господь: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи! » войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21).

Для нас, обычных людей, нет необходимости в каких-то особых откровениях или явлениях святых, нам это только повредит, введет в заблуждение, в тщеславие и гордыню. Нам дано Святое Евангелие, именно через него Спаситель зовет нас на Свой пир в Небесном Царствии. В Евангелии мы находим все необходимые указания для совершения нашего спасения, а у святых отцов - дополнительные пояснения к этим указаниям. Ведь все, что нужно, все дано. Но не так легко оторвать себя от мирских дел, не так легко последовать за призывом, для этого нужно приложить хорошее усилие. А если сил не хватает, то мы обращаемся в молитве за помощью не только к Богу и Деве Марии, но и ко многим святым, и они, как люди, уже прошедшие свой путь и пребывающие с Господом на небесах, безотказно помогают нам.

Святая блаженная Муза, моли Бога о нас!

Всего вам доброго, дорогие телезрители! Христос Воскресе!

Диакон Михаил Кудрявцев

Бла-жен-ная Му-за жи-ла в V ве-ке. Из-вест-но, что она от-ли-ча-лась бла-го-нра-ви-ем. О ней рас-ска-зал свя-той , па-па Рим-ский, сво-е-му ар-хи-ди-а-ко-ну Пет-ру то, что слы-шал от бра-та Му-зы, Про-ва. Од-на-жды во сне бла-жен-ной яви-лась Пре-свя-тая Бо-го-ро-ди-ца, окру-жен-ная от-ро-ко-ви-ца-ми, и спро-си-ла ее: "Хо-чешь ли сле-до-вать за Мною и жить вме-сте с эти-ми от-ро-ко-ви-ца-ми?" "Хо-чу", - от-ве-ча-ла де-воч-ка. "Не де-лай же ни-че-го нехо-ро-ше-го, из-бе-гай сме-ха и дет-ских игр. В 30-й день Я при-ду за то-бою, и ты бу-дешь с на-ми". С то-го вре-ме-ни Му-за ста-ла се-рьез-ной и по-сто-ян-но со-сре-до-то-чен-но мо-ли-лась. От-ве-чая на рас-спро-сы удив-лен-ных ро-ди-те-лей, свя-тая Му-за рас-ска-за-ла им о ви-де-нии. На 25-й день де-воч-ка за-бо-ле-ла, а в 30-ый сно-ва уви-де-ла Бо-жию Ма-терь. Со сло-ва-ми: "Иду, иду, Гос-по-жа моя!" - бла-жен-ная от-ро-ко-ви-ца пре-ста-ви-лась к Бо-гу.

ПАНИХИДА О УСОПШИХ. ЧТО ЗНАЧИТ СЛОВО "ПОМЯНУТЬ". Во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа Да, Господь знает. О каждом из нас знает всё. Всё и до конца, до каждой нашей клеточки. До каждой нашей мысли. И, конечно, приходя на Суд Божий, мы получим по делом своим. Как жили, как любили, как в Бога верили, как сделали выбор свой жизненный. Как обрели Бога и как смогли не потерять Его. Это важно. Но мы молимся. Идем и молимся в Храм о тех, кто ушел. О тех, кто уснул. А Бог всё знает. А мы просим. Нет ли здесь противоречия? Нет, родненькие, нет. Господь сказал: «Идите научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Уча их всему, что я заповедал вам, и сия с вами есть во вся дни до скончания века»… И вот, уходит человек. Уходит человек… Казалось бы, нет в нем ничего приметного, грешник. А все говорят: «Ничего у нас без него не получается». Вот, родные. Вот здесь суть. Вот здесь суть. Не то, как мы доказываем что-то другим… Не то, как мы там за праздничным столом за рюмкой водки рассказываем о том, какие мы хорошие, перечисляем свои заслуги, пытаемся рассказать, сколько у нас добрых дел сделано!.. А вот это необходимое – мы не можем без этого человека. Мы не можем без его дел, без его сердца. Не можем без него. Царство Божие – это там, где соберутся те, кто друг без друга не могут! Там, где живут те, кто здесь на земле живут не для себя! А во Имя Божье! Которые здесь проповедуют! А вы скажете: «Кто в наше время проповедует? А ведь проповедь – это не только то, что говорит слова священник. Есть бОльшая проповедь, есть важнейшая проповедь! Это образ жизни, как ты живешь, человек. Какой ты перед другими людьми. Каков ты, настоящий или нарисованный? Или придуманный, или рассказанный? Какой ты? Вот эти неприметные старушечки, которых мы сейчас вспоминаем, и те старички, которых мы сейчас вспоминаем, а может эти молодые люди, которых мы вспоминаем, о которых мы говорим: «Не можем без них!» - ведь они проповедуют как? Мы говорим детям своим и внукам своим: «Вот была бабушка такая. Она за всю жизнь ничего чужого не взяла! Или вот был дедушка такой. Он за всю жизнь грубого слова не сказал! Или вот мать у нас была. Да, может быть, не грамотная, но она никогда никого не осудила! – вот проповедь. Вот проповедь жизни. И когда мы размениваемся здесь, вот на этой жизни, на этой земле размениваемся на временное – где-то на кого-то сорваться наорать, где-то наврать, где-то осудить, где-то обиду свою показать… Когда на это вот временное – мы забываем о Боге.. Не в мыслях о Боге, а просто уходим от Бога. Уходим. Что значит слово «помянуть»? Это что, водки выпить? Да упаси Бог. Помянуть – это вспомнить. Это вспомнить то, что незабываемо! То, что незабываемое. Поэтому, у нас сейчас есть такие поминки, когда люди приходят и не помнят, где они уже находятся! Когда смеются и рассказывают всё, что угодно! Ушел человек, душа ушла, космос ушел, Вселенная ушла – а его никто не помнит! Уже там, где, казалось бы, надо помнить! А бывает безродный уйдет, а весь двор все вокруг вспоминают. Вот это поминки, вот это по настоящему. И это не только услышать их проповедь – тех, кто уже ушел с этой земли, кто ушел на Суд Божий, кто ушел к Богу. Не только услышать, когда устами других говорят о их делах добрых, и о сердцах добрых, о их незаменимости! А это еще, родненькие, и нам в назидание, и в размышление: «Вспомнят ли о нас? Помянут ли нас? Может быть, и поставят кутю и борщ, и картошку..»А надо так, чтоб вспомнили. В этом и есть Царство Небесное, когда мы помним друг о друге, когда мы живем друг для друга. И когда мы друг для друга не хвастуны, а мы друг для друга незаменимы. Без друг друга мы не можем. Аминь Радости вам, добра, жизни о Господе, жизни о Христе, мира и Божией помощи. Протоиерей Владимир Астахов.

Церковь, 29 мая, молитвенно вспоминает память святой отроковицы Музы, которая в свои малые лета была настолько взрослой духом, что сподобилась видения Пресвятой Богородицы!

Давайте же прочтем о святой Музе удивительное повествование, оставленное нам святителем Григорием Двоесловом.

С вятой Григорий Двоеслов, папа Римский, поведал своему архидиакону Петру такое сказание о блаженной отроковице Музе (со слов Прова, брата Музы).

─ Когда Муза была еще юной отроковицей, ей ночью явилась в сонном видении Пресвятая Богородица Приснодева Мария; Матери Божией сопутствовали многие отроковицы столь же юного возраста, как и Муза. Богоматерь спросила Музу:

─ Не желаешь ли ты жить вместе с этими отроковицами и всегда следовать за Мной?

На это Муза отвечала:

─ Весьма желаю, Госпожа моя.

Тогда Матерь Божия сказала Музе, чтобы она воздерживалась от детских игр и от всего небогоугодного, так как через тридцать дней Муза придет к Ней и присоединится к лику прочих юных дев.

С этого времени Муза переменила жизнь свою: оставив детские игры и забавы, она всецело посвятила себя жизни богоугодной.

Видя такую перемену в жизни дочери своей, родители Музы весьма удивились. Когда же они спросили ее о причине такой перемены, то Муза сказала им, что она видела во сне Пресвятую Богородицу; сказала им о заповеди, которую дала ей Матерь Божия; поведала также и о том, в какой день она отойдет от жизни этой и присоединится к сонму прочих дев, сопутствовавших Матери Божией.

При наступлении двадцать пятого дня после явления Музе Матери Божией, отроковица впала в тяжкую болезнь; она вся пылала как в огне. На тридцатый день, когда приблизилось время преставления блаженной отроковицы, Муза снова увидела Матерь Божию, пришедшую к ней в сопровождении тех же отроковиц. Матерь Божия стала звать к Себе Музу. Блаженная же отроковица ответствовала Ей тихим голосом:

─ Иду, Госпожа моя, иду!

С этими словами блаженная Муза предала душу свою в руки Пресвятой Богородицы и, оставив эту земную жизнь, вселилась в обителях вечных с прочими девами, сопутствовавшими Матери Божией.

Когда архидиакон Петр выслушал эту повесть, то спросил святого папу Григория:

─ Я хотел бы знать, честной владыка, могут ли быть приняты на небесах души праведников прежде, чем они разлучатся от тела?

Святой же Григорий отвечал:

─ Мы не можем сказать о всех без исключения праведных людях, что души их будут приняты на небесах; точно также не можем и сказать, чьи души не будут приняты на небесах. Но вероятно есть люди праведные, души которых находятся как бы в некоем отдалении от Царствия небесного. Причину этого следует видеть именно в том, что те люди в продолжении земной жизни своей не достигли известного совершенства в добродетельной жизни. Что же касается того, что души праведников, живших богоугодно на земле, когда отрешаются от союза с плотью, то поселяются в обителях небесных, то эта истина — яснее самого света солнечного, ибо Сам Господь наш Иисус Христос говорит: «ибо, где будет труп, там соберутся орлы» (Мф. 24:28), то есть, где будет Господь наш Иисус Христос с принятою на Себя человеческою плотью нашею, там без всякого сомнения будут и души праведников. И святой Апостол Павел весьма желал «разрешиться и быть со Христом» (Филип. 1:23). Верующий в то, что Господь пребывает на небесах, должен веровать и в то, что и Павлова душа пребывает на небесах со Христом. Тот же Апостол очевидно для всех свидетельствует, что души праведников по разлучении с телом, водворятся в отечестве небесном, ибо он говорит: «знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный»(2Кор. 5:1). Богу нашему да воссылается слава, честь и поклонение, ныне и в бесконечные веки. Аминь.


Святой Григорий Двоеслов, папа Римский, поведал своему архидиакону Петру такое сказание о блаженной отроковице Музе (со слов Прова, брата Музы):

Когда Муза была еще юной отроковицей, ей ночью явилась в сонном видении Пресвятая Богородица Приснодева Мария; Матери Божией сопутствовали многие отроковицы столь же юного возраста, как и Муза. Богоматерь спросила Музу:
- Не желаешь ли ты жить вместе с этими отроковицами и всегда следовать за Мной?

На это Муза отвечала:
- Весьма желаю, Госпожа моя.
Тогда Матерь Божия сказала Музе, чтобы она воздерживалась от детских игр и от всего небогоугодного, так как через тридцать дней Муза придет к Ней и присоединится к лику прочих юных дев.

С этого времени Муза переменила жизнь свою: оставив детские игры и забавы, она всецело посвятила себя жизни богоугодной.
Видя такую перемену в жизни дочери своей, родители Музы весьма удивились. Когда же они спросили ее о причине такой перемены, то Муза сказала им, что она видела во сне Пресвятую Богородицу; сказала им о заповеди, которую дала ей Матерь Божия; поведала также и о том, в какой день она отойдет от жизни этой и присоединится к сонму прочих дев, сопутствовавших Матери Божией.

При наступлении двадцать пятого дня после явления Музе Матери Божией, отроковица впала в тяжкую болезнь; она вся пылала как в огне. На тридцатый день, когда приблизилось время преставления блаженной отроковицы, Муза снова увидела Матерь Божию, пришедшую к ней в сопровождении тех же отроковиц. Матерь Божия стала звать к Себе Музу. Блаженная же отроковица ответствовала Ей тихим голосом:
- Иду, Госпожа моя, иду! С этими словами блаженная Муза предала душу свою в руки Пресвятой Богородицы и, оставив эту земную жизнь, вселилась в обителях вечных с прочими девами, сопутствовавшими Матери Божией.

Когда архидиакон Петр выслушал эту повесть, то спросил святого папу Григория:
- Я хотел бы знать, честной владыка, могут ли быть приняты на небесах души праведников прежде, чем они разлучатся от тела?

Святой же Григорий отвечал:
- Мы не можем сказать о всех без исключения праведных людях, что души их будут приняты на небесах; точно также не можем и сказать, чьи души не будут приняты на небесах. Но вероятно есть люди праведные, души которых находятся как бы в некоем отдалении от Царствия небесного. Причину этого следует видеть именно в том, что те люди в продолжении земной жизни своей не достигли известного совершенства в добродетельной жизни. Что же касается того, что души праведников, живших богоугодно на земле, когда отрешаются от союза с плотью, то поселяются в обителях небесных, то эта истина - яснее самого света солнечного, ибо Сам Господь наш Иисус Христос говорит: «ибо, где будет труп, там соберутся орлы» (Мф. 24:28), то есть, где будет Господь наш Иисус Христос с принятою на Себя человеческою плотью нашею, там без всякого сомнения будут и души праведников. И святой Апостол Павел весьма желал «разрешиться и быть со Христом» (Филип. 1:23).

Верующий в то, что Господь пребывает на небесах, должен веровать и в то, что и Павлова душа пребывает на небесах со Христом. Тот же Апостол очевидно для всех свидетельствует, что души праведников по разлучении с телом, водворятся в отечестве небесном, ибо он говорит: «знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2Кор. 5:1). Богу нашему да воссылается слава, честь и поклонение, ныне и в бесконечные веки. Аминь.
Мария Пронина Автор-составитель 01.08.2011