Навыки ориентирования. Способы ориентирования на местности. По таянию снега

Понятие ориентирование на местности известно человеку с древних времен, когда он еще был первобытным человеком и искал добычу в лесу, а потом искал путь домой, в свою пещеру. Это было для него жизненно необходимо.

Так что такое ориентирование на местности?

Почему иметь навыки ориентирования на местности остается важным элементом жизни человека до сих пор? В наш век использования для навигации сотовых телефонов и спутников. Почему важно получить первые знания и навыки в ориентировании в школьные годы, как это произошло со мной? Об этом хотелось мне немного рассказать.

Еще совсем недавно, в недалеком детстве, во время учебы в школе, я и представления не имела, что есть такие слова – ориентирование на местности , а если и имела, то очень туманное.

Но именно в школьном возрасте я обрели первые навыки в ориентировании, что впоследствии меня привело в секцию по занятию туризмом.Об этом я не жалею нисколько, т.к. все то мое образование и опыт пригодились в жизни, когда я стала путешествовать уже серьезно.

Будучи ребенком, я и не думала, что каждый человек в мире, в том числе я и мои друзья,подруги ежедневно пользуются своими способностями ориентироваться на местности, хотя и не задумываются об этом.

У каждого эти способности есть и они разные: у взрослого человека и у ребенка. Особенно эти способности разные у человека обученного и безграмотного в ориентировании.

Заинтересовал,помог мне в этом разобраться и понять мой отец, бывший летчик. Он рассказал, как это важно для человека уметь ориентироваться на местности, особенно для летчиков, путешественников, геологов. Рассказал он мне, что есть такая игра и вид соревнований со смешным названием - «Охота на лис».

В игре используется знакомый всем предмет, то есть прибор- компас с магнитной стрелкой. «Лиса» прячется в лесу, а ее по компасу и карте человеку нужно найти.

Однажды отец предложил мне поиграть в эту игру. Живую лису для игры мы не нашли, но за «лису» сошла игрушечная лиса, «лиса пряталась», а я по координатам, с компасом ее находила. Оказалось, что это очень простая и забавная игра. Играть можно и в лесу и даже на улице - во дворе своего дома.

Мне показалось, что играя, я была в этот момент настоящим путешественником, кладоискателем или спасателем.

После таких игр, а особенно после изучения специальных книжек и посещения секции по туризму я поняла, что знания и опыт в ориентировании на местности очень необходимы каждому человеку. Они нужны для его же собственной обычной жизни, а особенно для безопасности человека в трудных жизненных случаях и приключениях.

Мне даже довелось в школе написать реферат на тему ориентирования. Если кому интересно, он у меня сохранился, ниже будет ссылка для скачивания реферата по ориентированию. За него я получила пятерку по географии.

Из истории спортивного ориентирования

Люди так увлеклись ориентированием, игрой в «охоту на лис», что придумали для себя новый вид спорта под названием спортивное ориентирование. Как вид спорта ориентирование зародилось в Норвегии. В 1962 году там состоялся первый турнир Европы. А первый Чемпионат Мира по ориентированию прошёл в Финляндии в 1966 году. В Россию ориентирование "проникло" через Прибалтику. Первые соревнования в нашей стране были в 1963 году в городе Ужгороде на Украине.

В наши дни спортивное ориентирование популярно во всём мире. В ориентирование играют в 50 странах мира. Национальные федерации спортивного ориентирования объединяют огромное количество взрослых и детских клубов по ориентированию. Есть даже Международная Федерация ориентирования и она постоянно проводит Чемпионаты мира.

Самые крупные международные соревнования проходят в стране Швеция и собирают около 20 тысяч участников.Это много. В чем же секрет такой популярности ориентирования в мире?

Почему ориентирование так популярно и интересно?

Секрет популярности ориентирования, как я поняла, заключается в следующем.

Во-первых, в его простоте доступности для каждого человека: для этого не требуются специальные спортивные сооружения, соревнования проводятся на свежем воздухе.

Во-вторых, ориентирование – это очень красивый и гармоничный вид спорта. Он требует физической активности, движения и хорошей работы мозгов.

В-третьих, такие соревнования вызывают интерес не только у детей, но и у взрослых.

В-четвертых, ориентированием могут заниматься люди любого возраста и тренировки.

В –пятых, ориентированием заниматься можно не только бегая, но и на лыжах, велосипеде.

Что же такое собственно ориентирование и зачем это нужно

Теперь о главном, что же такое ориентирование и зачем это нужно конкретно?

Мы часто ходим в лес в поход, но не у каждого есть карта местности. Знания, которые я получила, помогают мне ориентироваться и не заблудиться в поле в лесу, без карты. Вы так же можете легко это освоить.

Ориентирование на местности - это определение Вашего или моего местоположения относительно сторон света (Юг, Север, Запад, Восток), относительно горизонта и выделяющихся предметов на местности (ориентиров) и точный выбор направления движения. Умение сохранять выбранное направление движения.

Умение быстро и точно ориентироваться на чужой местности, необходимо в чужом городе, в лесу и в условиях когда плохо видно- в тумане.

Вывод: все то поможет Вам не заблудиться и знать:где Вы находитесь и куда идти дальше.

Развить свои навыки в ориентировании легко в лесу, на туристическом сборе, например, на молодежном всероссийском слете молодых и активных людей в Селигере. Он проходит ежегодно. Если Вам туда удастся попасть. Не пожалейте времени и денег, организуйте себе отдых на Селигере – посмотреть по ссылке . Вы не пожалеете об этом. Уверяю Вас.

А теперь предлагаю скачать мой обещанный небольшой реферат на этой . Там все основные и простые навыки ориентирования и описаны мной.

При выполнении многих боевых задач действия командиров неизбежно связаны с ориентированием на местности. Умение ориентироваться необходимо, например, на марше, в бою, в разведке для выдерживания направления движения, целеуказания, нанесения на карту (схему местности) ориентиров, целей и других объектов, управления подразделением и огнем. Закрепленные опытом знания и навыки в ориентировании помогают более уверенно и успешно выполнять боевые задачи в различных условиях боевой обстановки и на незнакомой местности.

Ориентироваться на местности - это значит определить свое местоположение и направления на стороны горизонта относительно окружающих местных предметов и форм рельефа, найти указанное направление движения и точно выдержать его в пути. При ориентировании в боевой обстановке определяют также местоположение подразделения относительно своих войск и войск противника, расположение ориентиров, направление и глубину действий.

Сущность ориентирования. Ориентирование на местности может быть общее и детальное.

Общее ориентирование заключается в приближенном определении своего местонахождения, направления движения и времени, необходимого для достижения конечного пункта движения. Такое ориентирование чаще всего применяется на марше, когда экипаж машины не имеет карты, а использует лишь заранее составленную схему или список населенных пунктов и других ориентиров по маршруту. Для выдерживания направления движения в таком случае необходимо постоянно следить за временем движения, пройденным расстоянием, определяемым по спидометру машины, и контролировать по схеме (списку) прохождение населенных пунктов и других ориентиров.

Детальное ориентирование заключается в точном определении своего местоположения и направления движения. Оно применяется при ориентировании по карте, аэроснимкам, приборам наземной навигации, при движении по азимуту, нанесении на карту или схему разведанных объектов и целей, при определении достигнутых рубежей и в других случаях.

При ориентировании на местности широко используются простейшие способы ориентирования : по компасу, небесным светилам и признакам местных предметов, а также, более сложный способ – ориентирование по карте.

2. Ориентирование на местности без карты: определение сторон горизонта по небесным светилам и признакам местных предметов

Для отыскания направления по сторонам света вначале определяют направление север-юг; после чего, став лицом к северу, определяющий будет иметь направо - восток, налево - запад. Стороны света обыкновенно находят по компасу, а при отсутствии его - по Солнцу, Луне, звездам и по некоторым признакам местных предметов.

2.1 Определение направлений на стороны горизонта по небесным светилам

При отсутствии компаса или в районах магнитных аномалий, где компас может дать ошибочные показания (отсчеты), стороны горизонта можно определить по небесным светилам: днем - по Солнцу, а ночью - по Полярной звезде или Луне.

По Солнцу

В северном полушарии места восхода и захода Солнца по временам года следующее:

  • зимой Солнце восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе;
  • летом Солнце восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе;
  • весной и осенью Солнце восходит на востоке, а заходит на западе.

Солнце примерно находится в 7.00 на востоке, в 13.00 - на юге, в 19.00 - на западе. Положение Солнца в эти часы и укажет соответственно направления на восток, юг и запад.

Самая короткая тень от местных предметов бывает в 13 часов, и направление тени от вертикально расположенных местных предметов в это время будет указывать на север.

Для более точного определения сторон горизонта по Солнцу используются наручные часы.

Рис. 1. Определение сторон горизонта по Солнцу и часам. а – до 13 часов; б – после 13 часов.

Рис. 2. Определение сторон горизонта по Полярной звезде

По Луне

Для приблизительного ориентирования (см. таблица 1) нужно знать, что летом в первую четверть Луна в 19 асов находится на юге, в 1час ночи - на западе, в последнюю четверть в 1час ночи - на востоке, в 7часов утра - на юге.

При полнолунии ночью стороны горизонта определяются так же, как по Солнцу и часам, причем Луна принимается за Солнце (рис. 3).

По Солнцу и часам

В горизонтальном положении часы устанавливаются так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 на циферблате часов делится пополам прямой линией, которая указывает направление на юг. До полудня надо делить пополам ту дугу (угол), которую стрелка должна пройти до 13.00 (рис. 1, а), а после полудня - ту дугу, которую она прошла после 13.00 (рис. 1, б).

По Полярной звезде

Полярная звезда всегда находится на севере. Чтобы найти Полярную звезду, надо сначала найти созвездие Большой Медведицы, напоминающее ковш, составленный из семи довольно ярких звезд. Затем через две крайние правые звезды Большой Медведицы мысленно провести линию, на которой отложить пять раз расстояние между этими крайними звездами, и тогда в конце этой линии найдем Полярную звезду, которая, в свою очередь, находится в хвосте другого созвездия, называемого Малой Медведицей. Став лицом к Полярной звезде, мы получим направление на север (рис. 2).

Рис. 3. Определение сторон горизонта по луне и часам.

Таблица 1

Стороны света Первая четверть (видна, правая половина диска Луны) Полнолуние (виден весь диск Луны) Последняя четверть (видна левая половина диска Луны)

На востоке

- 19 часов

01 час (ночи)

19 часов 01 час (ночи) 07 часов (утра)
На западе 01 час (ночи) 07 часов (утра)

2.2 Определение направлений на стороны горизонта по признакам местных предметов

Если нет компаса и не видно небесных светил, то стороны горизонта могут быть определены по некоторым признакам местных предметов.

По таянию снега

Известно, что южная сторона предметов нагревается больше чем северная, соответственно и таяние снега с этой стороны происходит быстрее. Это хорошо видно ранней весной и во время оттепелей зимой на склонах оврагов, лунках у деревьев, снегу, прилипшему к камням.

По тени

В полдень направление тени (она будет самая короткая) указывает на север. Не дожидаясь самой короткой тени можно ориентироваться следующим способом. Воткните в землю палку около 1 метра длиной. Отметьте конец тени. Подождите 10-15 минут и повторите процедуру. Проведите линию от первой позиции тени до второй и продлите на шаг дальше второй отметки. Станьте носком левой ноги напротив первой отметки, а правой - в конце линии, которую вы начертили. Сейчас вы стоите лицом на север.

По местным предметам

Известно, что смола больше выступает на южной половине ствола хвойного дерева, муравьи устраивают свои жилища с южной стороны дерева или куста и делают южный склон муравейника более пологим, чем северный (рис. 4).

Рис. 4. Определение сторон горизонта

по признакам местных предметов.Кора березы и сосны на северной стороне темнее, чем на южной, а стволы деревьев, камни, выступы скал гуще покрыты мхом и лишайниками.

В больших массивах культурного леса определить стороны горизонта можно по просекам, которые, как правило, прорубаются строго по линиям север-юг и восток-запад, а также по надписям номеров кварталов на столбах, установленных на пересечениях просек.

На каждом таком столбе в верхней его части и на каждой из четырех граней проставляются цифры - нумерация противолежащих кварталов леса; ребро между двумя гранями с наименьшими цифрами показывает направление на север (нумерация кварталов лесных массивов в СНГ идет с запада на восток и далее на юг).
По постройкам

К постройкам, которые довольно строго ориентированы по сторонам горизонта, относятся церкви, мечети, синагоги.

Алтари и часовни христианских и лютеранских церквей обращены на восток, колокольни на запад.

Опущенный край нижней перекладины креста на куполе православной церкви обращен к югу, приподнятый - к северу.

Алтари католических костелов располагаются на западной стороне.

Двери еврейских синагог и мусульманских мечетей обращены примерно на север, их противоположные стороны направлены: мечетей - на Мекку в Аравии, лежащую на меридиане Воронежа, а синагог - на Иерусалим в Палестине, лежащий на меридиане Днепропетровска.

Кумирни, пагоды, буддийские монастыри фасадами обращены на юг.

Выход из юрт обычно делают на юг.

В домах сельской местности больше окон в жилых помещениях прорубается с южной стороны, а краска на стенах строений с южной стороны выцветает больше и имеет жухлый цвет.

3. Определение сторон горизонта, магнитных азимутов, горизонтальных углов и направления движения по компасу

3.1 Определение направлений на стороны горизонта по компасу

При помощи компаса наиболее удобно и быстро можно определить север, юг, запад и восток (рис. 5). Для этого нужно компасу придать горизонтальное положение, освободить от зажима стрелку, дать ей успокоиться. Тогда стреловидный конец стрелки будет направлен на север.

Рис. 5 Определение сторон горизонта по компасу.

Для определения точности отклонения направления движения от направления на север или для определения положений точек местности по отношению к направлению на север и отсчета их, на компасе нанесены деления, из которых нижние обозначены в градусных мерах (цена деление равно 3°), а верхние деления угломера в десятках «тысячных». Градусы отсчитываются по ходу часовой стрелки от 0 до 360°, а деления угломера - против хода часовой стрелки от 0 до 600°. Нулевое деление находится у буквы «С» (север), там же нанесен светящийся в темноте треугольник, заменяющий в некоторых компасах букву «С».

Под буквами «В» (восток), «Ю» (юг), «3» (запад) нанесены светящиеся точки. На подвижной крышке компаса имеется визирное приспособление (прицел и мушка), против которых укреплены светящиеся указатели, служащие для обозначения направления движения ночью. В армии наиболее распространены компас системы Андрианова и артиллерийский компас.

При работе с компасом следует всегда помнить, что сильные электромагнитные поля или близко расположенные металлические предметы отклоняют стрелку от правильного ее положения. Поэтому при определении направлений по компасу необходимо отходить на 40- 50 м от линий электропередач, железнодорожного полотна, боевых машин и других крупных металлических предметов.

Определение направлений на стороны горизонта по компасу выполняется следующим образом. Мушку визирного устройства ставят на нулевое деление шкалы, а компас - в горизонтальное положение. Затем отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас так, чтобы северный ее конец совпал с нулевым отсчетом. После этого, не меняя положения компаса, визированием через целик и мушку замечают удаленный ориентир, который и используется для указания направления на север.

Рис. 6. Взаимное положение сторон горизонта>Направления на стороны горизонта взаимосвязаны между собой (рис. 6), и, если известно хотя бы одно из них, можно определить остальные.

В противоположном направлении по отношению к северу будет юг, справа-восток, а слева - запад.

3.2 Определение магнитного азимута по компасу

Магнитный азимут направления определяется с помощью компаса (рис. 7). При этом отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы.

Затем, не меняя положения компаса, устанавливают визирное приспособление так, чтобы линия визирования через целик и мушку совпала с направлением на предмет. Отсчет шкалы против мушки соответствует величине определяемого магнитного азимута направления на местный предмет.

Азимут направления с точки стояния на местный предмет называется прямым магнитным азимутом. В некоторых случаях, например для отыскания обратного пути, используют обратный магнитный азимут , который отличается от прямого на 180°. Чтобы определить обратный азимут, нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если он меньше 180°, или вычесть 180°, если он больше 180°.

Рис. 7. Определение магнитного азимут направления на отдельно стоящее дерево

3.3 Определение горизонтальных углов по компасу

Вначале мушку визирного устройства компаса устанавливают на нулевой отсчет шкалы. Затем поворотом компаса в горизонтальной плоскости совмещают через целик и мушку линию визирования с направлением на левый предмет (ориентир).

После этого, не меняя положения компаса, визирное устройство переводят в направление на правый предмет и снимают по шкале отсчет, который будет соответствовать величине измеряемого угла в градусах .

При измерении угла в тысячных линию визирования совмещают сначала с направлением на правый предмет (ориентир), так как счет тысячных возрастает против хода часовой стрелки.

4. Способы определения расстояний на местности и целеуказание

4.1. Способы определения расстояний на местности

Очень часто требуется определять расстояния до различных предметов на местности. Наиболее точно и быстро расстояния определяются посредством специальных приборов (дальномеров) и дальномерных шкал биноклей, стереотруб, прицелов. Но из-за отсутствия приборов нередко расстояния определяют с помощью подручных средств и на глаз.

К числу распространенных способов определения дальности (расстояний) до объектов на местности относятся следующие: по угловым размерам объекта; по линейным размерам объектов; глазомерный; по видимости (различимости) объектов; по звуку и др..

Рис. 8. Определение расстояний по угловым размерам объекта (предмета)

Определение расстояний по угловым размерам предметов (рис. 8) основано на зависимости между угловыми и линейными величинами. Угловые размеры предметов измеряют в тысячных с помощью бинокля, приборов наблюдения и прицеливания, линейки и т. д.

Некоторые угловые величины (в тысячных долях дистанции) приведены в таблице 2.

Таблица 2

Расстояние до предметов в метрах определяют по формуле: , где В - высота (ширина) предмета в метрах; У - угловая величина предмета в тысячных.

Например (см. рис. 8):

Определение расстояний по линейным размерам предметов заключается в следующем (рис. 9). С помощью линейки, расположенной на расстоянии 50 см от глаза, измеряют в миллиметрах высоту (ширину) наблюдаемого предмета. Затем действительную высоту (ширину) предмета в сантиметрах делят на измеренную по линейке в миллиметрах, результат умножают на постоянное число 5 и получают искомую высоту предмета в метрах:

Рис. 9. Определение расстояний по линейным размерам объекта (предмета)

Например, расстояние между телеграфными столбами равное 50 м (рис.8) закрывается на линейке отрезок 10 мм. Следовательно, расстояние до телеграфной линии равно:

Точность определения расстояний по угловым и линейным величинам составляет 5-10% длины измеряемого расстояния. Для определения расстояний по угловым и линейным размерам предметов рекомендуется запомнить величины (ширину, высоту, длину) некоторых из них, приведенные в табл. 3.

Таблица 3

Предмет Размеры, м
Высота Длина Ширина
Средний танк 2-2,5 6-7 3-3 5
Бронетранспортер 2 5-6 2-2,4
Мотоцикл с коляской 1 2 1,2
Грузовой автомобиль 2-2,5 5-6 2-3,5
Легковой автомобиль 1,6 4 1,5
Пассажирский вагон четырехосный 4 20 3
Железнодорожная цистерна четырехосная 3 9 2,8
Деревянный столб линии связи 5-7 - -
Человек среднего роста 1,7 - -

Определение расстояний глазомерным способом

Глазомерный - это самый простой и быстрый способ. Главное в нем - тренированность зрительной памяти и умение мысленно откладывать на местности хорошо представляемую постоянную меру (50, 100, 200, 500 метров). Закрепив в памяти эти эталоны, нетрудно сравнивать с ними и оценивать расстояния на местности.

При измерении расстояния путем последовательного мысленного откладывания хорошо изученной постоянной меры надо помнить, что местность и местные предметы кажутся уменьшенными в соответствии с их удалением, то есть при удалении в два раза и предмет будет казаться в два раза меньше. Поэтому при измерении расстояний мысленно откладываемые отрезки (меры местности) будут уменьшаться соответственно удалению.

При этом необходимо учитывать следующее:

  • чем ближе расстояние, тем яснее и резче нам кажется видимый предмет;
  • чем ближе предмет, тем он кажется больше;
  • более крупные предметы кажутся ближе мелких предметов, находящихся на том же расстоянии;
  • предмет более яркой окраски кажется ближе, чем предмет темного цвета;
  • ярко освещенные предметы кажутся ближе слабо освещенных, находящихся на том же расстоянии;
  • во время тумана, дождя, в сумерки, пасмурные дни, при насыщенности воздуха пылью наблюдаемые предметы кажутся дальше, чем в ясные и солнечные дни;
  • чем резче разница в окраске предмета и фона, на котором он виден, тем более уменьшенными кажутся расстояния; так, например, зимой снежное поле как бы приближает находящиеся на нем более темные предметы;
  • предметы на ровной местности кажутся ближе, чем на холмистой, особенно сокращенными кажутся расстояния, определяемые через обширные водные пространства;
  • складки местности (долины рек, впадины, овраги), невидимые или не полностью видимые наблюдателем, скрадывают расстояние;
  • при наблюдении лежа предметы кажутся ближе, чем при наблюдении стоя;
  • при наблюдении снизу вверх - от подошвы горы к вершине, предметы кажутся ближе, а при наблюдении сверху вниз - дальше;
  • когда солнце находится позади военнослужащего, расстояние скрадывается; светит в глаза - кажется большим, чем в действительности;
  • чем меньше предметов на рассматриваемом участке (при наблюдении через водное пространство, ровный луг, степь, пашню), тем расстояния кажутся меньше.

Точность глазомера зависит от натренированности военнослужащего. Для расстояния 1000 м обычная ошибка колеблется в пределах 10-20%.

Определение расстояний по видимости (различимости) объектов

Невооруженным глазом можно приблизительно определить расстояние до целей (предметов) по степени их видимости. Военнослужащий с нормальной остротой зрения может увидеть и различить некоторые предметы со следующих предельных расстояний, указанных в таблице 4.

Надо иметь в виду, что в таблице указаны предельные расстояния, с которых начинают быть видны те или иные предметы. Например, если военнослужащий увидел трубу на крыше дома, то это означает, что до дома не более 3 км, а не ровно 3 км. Пользоваться данной таблицей как справочной не рекомендуется. Каждый военнослужащий должен индивидуально для себя уточнить эти данные.

Таблица 4

Объекты и признаки Расстояния, с которых они
становятся видимы (различимы)
Отдельный небольшой дом, изба 5 км
Труба на крыше 3 км
Самолет на земле танк на месте 1 2 км
Стволы деревьев, километровые столбы и столбы линии связи 1,0 км
Движение ног и рук бегущего или идущего человека 700 м
Станковый пулемет, миномет, противотанковая пушка, колья проволочных заграждений 500 м
Ручной пулемет, винтовка, цвет и части одежды на человеке, овал его лица 250 - 300 м
Черепица на крышах, листья деревьев, проволока на кольях 200 м
Пуговицы и пряжки, подробности вооружения солдата 100 м
Черты лица человека, кисти рук, детали стрелкового оружия 100 м

Ориентирование по звукам.

Ночью и в туман, когда наблюдение ограничено или вообще невозможно (а на сильно пересеченной местности и в лесу, как ночью, так и днем) на помощь зрению приходит слух.

Военнослужащие обязательно должны учиться определять характер звуков (то есть что они означают), расстояние до источников звуков и направление, откуда они исходят. Если слышны различные звуки, военнослужащий должен уметь отличать их один от другого. Развитие такой способности достигается длительной тренировкой (таким же образом профессиональный музыкант различает голоса инструментов в оркестре).

Почти все звуки, означающие опасность, производятся человеком. Поэтому если военнослужащий слышит даже самый слабый подозрительный шум, он должен замереть на месте и слушать. Если противник начнет двигаться первым, выдав тем самым свое месторасположение, то он первым и будет обнаружен.

В тихую летнюю ночь даже обычный человеческий голос на открытом пространстве слышно далеко, иногда на полкилометра. В морозную осеннюю или зимнюю ночь всевозможные звуки и шумы слышны очень далеко. Это касается и речи, и шагов, и звяканья посуды либо оружия. В туманную погоду звуки тоже слышны далеко, но их направление определить трудно. По поверхности спокойной воды и в лесу, когда нет ветра, звуки разносятся на очень большое расстояние. А вот дождь сильно глушит звуки. Ветер, дующий в сторону военнослужащего, приближает звуки, а от него - удаляет. Он также относит звук в сторону, создавая искаженное представление о местонахождении его источника. Горы, леса, здания, овраги, ущелья и глубокие лощины изменяют направление звука, создавая эхо. Порождают эхо и водные пространства, способствуя его распространению на большие дальности.

Звук меняется, когда источник его передвигается по мягкой, мокрой или жесткой почве, по улице, по проселочной или полевой дороге, по мостовой или покрытой листьями почве. Необходимо учитывать, что сухая земля лучше передает звуки, чем воздух. Ночью звуки особенно хорошо передаются через землю. Потому часто прислушиваются, приложив ухо к земле или к стволам деревьев. Средняя дальность слышимости различных звуков днем на ровной местности, км (летом), приведена в таблице 5.

Таблица 5

Характер звука Дальность
слышимости, м
Треск сломанной ветки До 80
Шаги идущего по дороге человека 40-100
Удар весел по воде До 1000
Удар топора, звон поперечной пилы 300-400
Отрывка окопов лопатами в твердом грунте 500-1000
Негромкий разговор 200-300
Громкий крик 1000-1500
Стук металлических частей снаряжения До 300
Заряжание стрелкового оружия До 500
Двигатель танка, работающий на месте До 1000
Движение войск в пешем порядке:
- по грунтовой дороге До 300
- по шоссе До 600
Движение автомобиля:
- по грунтовой дороге До 500
- по шоссе До 1000
Движение танка:
- по грунтовой дороге До 1200
- по шоссе 3000-4000
Выстрел:
- из винтовки 2000-3000
- из орудия 5000 и более
Орудийная стрельба До 15000

Для прослушивания звуков лежа необходимо лечь на живот и слушает лежа, стараясь определить направление звуков. Это легче сделать, повернув одно ухо в ту сторону, откуда доносится подозрительный шум. Для улучшения слышимости рекомендуется при этом приложить к ушной раковине согнутые ладони, котелок, отрезок трубы.

Для лучшего прослушивания звуков можно приложить ухо к положенной на землю сухой доске, которая выполняет роль собирателя звука, или к сухому бревну, вкопанному в землю.

Определение расстояний по спидометру. Расстояние, пройденное машиной, определяется как разность показаний спидометра в начале и конце пути. При движении по дорогам с твердым покрытием оно будет на 3-5%, а по вязкому грунту на 8-12% больше действительного расстояния. Такие погрешности в определении расстояний по спидометру возникают от пробуксовки колес (проскальзывания гусениц), износа протекторов покрышек и изменения давления в шинах. Если необходимо определить пройденное машиной расстояние возможно точнее, надо в показания спидометра внести поправку. Такая необходимость возникает, например, пря движении по азимуту или при ориентировании с использованием навигационных приборов.

Величина поправки определяется перед маршем. Для этого выбирается участок дороги, который по характеру рельефа и почвенного покрова подобен предстоящему маршруту. Этот участок проезжают с маршевой скоростью в прямом и обратном направлениях, снимая показания спидометра в начале и конце участка. По полученным данным определяют среднее значение протяженности контрольного участка и вычитают из него величину этого же участка, определенную по карте или на местности лентой (рулеткой). Разделив полученный результат на длину участка, измеренного по карте (на местности), и умножив на 100, получают коэффициент поправки.

Например, если среднее значение контрольного участка равно 4,2 км, а измеренное по карте 3,8 км, то коэффициент поправки равен:

Таким образом, если длина маршрута, измеренного по карте, составляет 50 км, то на спидометре будет отсчет 55 км, т. е. на 10% больше. Разница в 5 км и есть величина поправки. В некоторых случаях она может быть отрицательной.

Измерение расстояний шагами. Этот способ применяется обычно при движении по азимуту, составлении схем местности, нанесении на карту (схему) отдельных объектов и ориентиров и в других случаях. Счет шагов ведется, как правило, парами. При измерении расстоянии большой протяженности шаги более удобно считать тройками попеременно под левую и правую ногу. После каждой сотни пар или троек шагов делается отметка каким-нибудь способом и отсчет начинается снова.

При переводе измеренного расстояния шагами в метры число пар или троек шагов умножают на длину одной пары или тройки шагов.

Например, между точками поворота на маршруте пройдено 254 пары шагов. Длина одной пары шагов равна 1,6 м. Тогда:

Обычно шаг человека среднего роста равен 0,7-0,8 м. Длину своего шага достаточно точно можно определить по формуле:

Где Д-длина одного шага в метрах; Р - рост человека в метрах.

Например, если рост человека 1,72 м, то длина его шага будет равна:

aligncenter" src="https://plankonspekt.ru/wp-content/uploads/top/image020.gif" width="107" height="41">

Определение расстояний геометрическими построениями на местности. Этот способ может применяться при определении ширины труднопроходимых или непроходимых участков местности и препятствий (рек, озер, затопленных зон и т. п.). На рис.10 показано определение ширины реки построением на местности равнобедренного треугольника.

Так как в таком треугольнике катеты равны, то ширина реки АВ равна длине катета АС.

Точка А выбирается на местности так, чтобы с нее был виден местный предмет (точка В) на противоположном берегу, а также вдоль берега реки можно было измерить расстояние, равное ее ширине.

Рис.10. Определение расстояний геометрическими построениями на местности. Положение точки С находят методом приближения, измеряя угол АСВ компасом до тех пор, пока его значение не станет равным 45°.

Другой вариант этого способа показан на рис. 10, б.

Точка С выбирается так, чтобы угол АСВ был равен 60°.

Известно, что тангенс угла 60° равен 1/2, следовательно, ширина реки равна удвоенному значению расстояния АС.
Как в первом, так и во втором случае угол при точке А должен быть равен 90°.

Ориентирование по свету весьма удобно для выдерживания направления или для определения положения объекта на местности. Двигаться ночью на источник света наиболее надежно. Расстояния, на которых обнаруживаются источники света невооруженным глазом ночью, приведены в таблице 6.

Таблица 6

4.2. Целеуказание

Целеуказание – это умение быстро и правильно указывать цели, ориентиры и другие объекты на местности. Целеуказание имеет важное практическое значение для управления подразделением и огнем в бою. Целеуказание может производиться как непосредственно на местности, так и по карте или аэроснимку.

При целеуказании соблюдаются следующие основные требования: местоположение целей указывать быстро, кратко, ясно и точно; цели указывать в строго установленном порядке, пользуясь принятыми единицами измерения; передающий и принимающий должны иметь общие ориентиры и твердо знать их расположение, иметь единое кодирование местности.

Целеуказание на местности осуществляется от ориентира или по азимуту и дальности до цели, а также наведением оружия в цель.

Целеуказание от ориентира - наиболее распространенный способ. Вначале называют ближайший к цели ориентир, затем угол между направлением на ориентир и направлением на цель в тысячных и удаление цели от ориентира в метрах. Например: «Ориентир два, вправо сорок пять, дальше сто, у отдельного дерева - наблюдатель».

Если передающий и принимающий цель имеют приборы наблюдения, то вместо удаления цели от ориентира может указываться вертикальный угол между ориентиром и целью в тысячных. Например: «Ориентир четыре, влево тридцать, ниже десять - боевая машина в окопе».

В некоторых случаях, особенно при выдаче целеуказания по малозаметным целям, используются местные предметы, находящиеся вблизи цели. Например: «Ориентир два, вправо тридцать - отдельное дерево, дальше двести - развалины, влево двадцать, под кустом - пулемет».

Целеуказание по азимуту и дальности до цели.

Азимут направления на появившуюся цель определяют с помощью компаса в градусах, а дальность до нее в метрах с помощью бинокля (прибора наблюдения) или глазомерно. Получив эти данные, передают их, например: «Тридцать два, семьсот - боевая машина».

Целеуказание наведением оружия в цель

О замеченных на поле боя целях необходимо немедленно доложить командиру и правильно указать их расположение. Цель указывается устным докладом или трассирующими пулями.

Доклад должен быть кратким, ясным и точным, например: «Прямо - широкий куст, слева - пулемет». «Ориентир второй, вправо два пальца, под кустом - наблюдатель». При целеуказании трассирующими пулями произвести в направлении цели одну-две короткие очереди.

Спортивное ориентирование на местности своеобразный вид спорта. Новички не всегда сразу вникают в его специфику, правила и его задачи. Человеку не знакомому с ориентированием тяжело объяснить его суть. Хотя на первый взгляд она проста – быстрее всех найти и правильно отметить контрольные пункты

Чтобы понять, что такое спортивное ориентирование, надо попробовать это самому. Ведь даже после изучения определения остается много вопросов. Ориентировщики часто сталкиваются с вопросами со стороны: «Спортивное ориентирование? А что это» После этого начинаются долгие объяснения специфики спорта или же лаконичное описание основной задачи, которая стоит перед спортсменом на старте.

В самом широком значении суть спортивного ориентирования заключается в том, чтобы спортсмен с помощью карты, компаса, чипа и своих навыков ориентирования и чтения карты смог как можно быстрее и, что еще немало важно, правильно преодолеть отмеченную на карте дистанцию. Сразу после старта спортсмен остается один на один с природой. А в этой природе расположены контрольные пункты, которые он – спортсмен должен найти и отметить с помощью чипа.

Практически каждый сталкивался в своей жизни с картами. Это могли быть карты дорог России, топографические карты мира на занятиях в школе или ВУЗе, электронная карта в своем смартфоне и прочее. Когда ты сидишь и спокойно разглядываешь ее, то, кажется, что нет ничего сложного в том, чтобы выбрать путь движения от точки А к точке Б и пройти его. На соревнованиях по спортивному ориентированию у атлета просто нет времени на долгое разглядывание карты. Выбирать путь движения, продумывать его приходится прямо на ходу, в условиях .

Еще один фактор, который делает «соревновательную жизнь» ориентировщика интереснее – это психологическое давление. Каждый пытается сэкономить драгоценное время и выбрать более выгодный путь движения. В условиях соревновательной борьбы зачастую спортсмены допускают ошибки в выборе пути движения или просто теряют себя на карте. Все это результат психологического давления соревновательного момента. Поэтому одними из главных качеств, которыми должен обладать ориентировщик являются стойкость и стрессоустойчивость.

Итак, спортсмен выходит на старт. Он получает карту, стартует и сразу скрывается из поля зрения зрителей и других спортсменов. На спортивной карте в виде уловных знаков отмечено все, что находится на определенном участке местности. Помимо этого, в карте отмечены КП, на которых ориентировщик должен произвести отметку. На ходу он должен успевать выбирать путь движения и читать карту, чтобы не потеряться. После прохождения всей дистанции участник прибегает на финиш, который также отмечен в карте. Победитель определяется по лучшему времени и правильности прохождения дистанции.

В чем изюминка ориентирования?

Спортивное ориентирование на местности – это тот вид спорта, в котором нельзя победить, имея только быстрые ноги, или умную голову. Чтобы стать лучшим, спортсмен должен развивать в себе одновременно и физические качества и учиться правильно, быстро и безошибочно читать карту. Достигается это только за счет многократных тренировок и приобретения опыта на соревнованиях.

Подготовиться к определенным условиям практически невозможно. Соревнования по спортивному ориентированию проходят во всех уголках планеты. Старты могут быть и в горах, и в лесах, и в полях, и даже в городских условиях. По ходу дистанции ориентировщики могут столкнуться с препятствиями в виде ручьев, рек, валежника, крутых гор, непролазных кустов и любых других творений природы. Спортсмен любого другого вида спорта может только завидовать тому, с чем приходится сталкиваться ориентировщикам на соревнованиях.

Правила спортивного ориентирования

Сразу после того, как новичок ознакамливается с задачами и вникает в суть ориентирования, он должен выучить и ряд важных правил, без знания которых не получится успешно выступать на соревнованиях. Так, например, за нарушения многих правил спортсмен просто дисквалифицируется с соревнований. Чтобы, не омрачить свое выступление надо быть всегда в курсе новых изменений в правилах, хотя основные правила спортивного ориентирования не меняются из года в год.

В первую очередь ориентировщик должен проходить дистанцию именно в том порядке, в котором она отмечена у него в карте. Если же будет нарушен порядок прохождения дистанции или будут отмечены чужие КП (контрольные пункты), то результат спортсмена на дистанции аннулируется. Сейчас этот вопрос очень строго контролируется с помощью современных технологий.

Спортсмен должен уложиться во время, отведенное судьями на преодоление дистанции. В противном случае участник так же дисквалифицируется. Хотя, в основном контрольного времени более чем хватает на прохождение дистанции полностью.

На карте специальными знаками могут быть отмечены участки местности, которые нельзя пересекать, или наоборот их обязательно пробежать. Примером первого могут быть опасные для жизни и здоровья спортсмена участки местности, а второго маркированные участки или места преодоления рек вброд или переходы через оживленные трассы.

До того, как будет дан старт, спортсмен не должен покидать зону разминки и выходить на карту соревнований. Это правило действует с той целью, чтобы участник заранее не нашел контрольные пункты и не выбрал путь движения к ним.

Большой перечень правил касается и организаторов, которые должны обеспечивать безопасность спортсменов на дистанции различными способами, например, разметкой все тех же опасных участков, контролировать соответствие расположения контрольных пунктов на местности карте.

Раньше существовало интересное правило, согласно которому участник не имел права преследовать другого по дистанции. Сейчас же такой прием не запрещен правилами. То есть участник может просто пробежать за другим, который следует по идентичной дистанции. Никакой санкции за это сегодня не последует, но интерес спорта резко падает, к тому же никто не исключает вероятность ошибки «ведущего» спортсмена.

Пособие по спортивному ориентированию

Чтобы лучше ознакомиться со всеми приемами и способами ориентирования спортсмены и тренера изучают различную литературу. В ней могут описываться различные интересные методы, способы и приемы, которые могут улучшить результат спортсмена. Скачать такое пособие по спортивному ориентированию можно по ссылке:

В нем подробно расписаны все понятия, терминология, приемы и способы работы с картой и компасом, основные правила и психологические советы.

Правда, ряд положений из этого пособия уже морально и технически устарели. Например, на современных соревнованиях для отметки участники используют чипы, а в пособии описываются карточки для отметки. Раньше отметка на контрольных пунктах производилась с помощью компостера и картонной карточки для отметок, сейчас же она уже практически нигде не применяется.

Итог

Чтобы понять суть спортивного ориентирования на местности достаточно будет хотя бы раз выйти на старт, хотя бы тренировочный, и окунуться с головой в этот замечательный спорт, прочувствовать на собственной шкуре, насколько это одновременно тяжело и интересно. Ведь многие ошибочно полагают, что это простая беготня по лесам с картой.

Чтобы не омрачить воспоминания о старте, надо обязательно знать и безукоснительно выполнять правила спортивного ориентирования. А чтобы совершенствоваться, необходимо изучать дополнительную литературу, пособия и общаться с более опытными спортсменами.

Разделы: Внеклассная работа

Для эффективного обучения технике спортивного ориентирования вначале определим перечень тех знаний, умений и навыков, освоение которых даст возможность считать, что ученик освоил начальный этап и можно продвигаться дальше.

Перечень:

  1. Знание условных знаков.
  2. Привыкание к лесу, к ориентированию.
  3. Понимание схемы, карты.
  4. Определение сторон света без компаса, ориентирование карты.
  5. Определение азимута на ориентир.
  6. Измерение расстояния на карте, контроль расстояния на местности.
  7. Ориентирование вдоль отдельных тропинок.
  8. Ориентирование с тропинки на тропинку, срезки с тропинки на тропинку.
  9. Подгибание карты, слежение с помощью большого пальца.
  10. Чтение рельефа.

Упражнения для обучения знаниям, умениям и навыкам

1. Условные знаки (далее УЗ) карт спортивного ориентирования, безусловно один из важнейших знаний, без которого спортсмен подобен ученику пытающемуся без знания букв понять, что написано в книге. Для изучения УЗ можно применить следующие упражнения:

1.1 .Объяснить таблицу УЗ – сопоставить графическое изображение с реальными объектами.

1.2. Сделать из УЗ “лото”: на табличках нарисовать условные знаки, на “бочонках” написать название – из мешка достаем название, тот, у кого на таблице нарисован данный УЗ, закрывает клетку, все остальное как в лото.

1.3. Раздать спортивные карты, задание – перерисовать УЗ по группам:
а) гидрография,
б) растительность,
в) рельеф,
г) скалы и камни,
д) искусственные сооружения.

1.4. На одинаковых картах дать задание найти на скорость самую маленькую или большую поляну, то же озеро, то же болото, подсчитать количество микроямок и других точечных ориентиров, назвать знаки, сориентированные вдоль линии магнитного меридиана.

1.5. “Путешествие” по карте вдоль линии магнитного меридиана или произвольно – называем УЗ, ученики называют объект или наоборот.

1.6. Эстафета, в которой на линии поворота вешаем контрольные пункты (далее КП) с УЗ вместо номера, участники передают карточки, в которых пишут название УЗ.

1.7. “Диктант” - тренер словесно описывает путь, ученики рисуют схему с помощью УЗ.

1.8. На карточке нарисованы по пять УЗ, один из которых не соответствует группе, например, четыре точечные, один линейный, ученики должны определить не соответствующий знак.

2. Привыкание к лесу, к ориентированию – данный навык необходим для преодоления естественного страха перед незнакомым лесом и для привыкания детей к процессуориентирования.

2.1. Пробежки группой с тренером по маркированной трассе, вдоль трассы около ориентиров вывесить таблички с рисунком УЗ.

2.2. Пробежки сначала группой, затем по одному по маркированной трассе, отметить на карточке встречающиеся КП или некоторые, например, те на которых изображен УЗ группы “рельеф”.

2.3. В классе, в спортзале или на школьном дворе оборудовать до 20 КП, задание – отметить все КП по порядку, отметить КП с УЗ гидрографии. То же с эстафетой.

2.4. Тренер словесно с карты описывает путь движения, ученики по картам следят, контроль производится на КП – ученики показывают, где находятся.

2.5. Ученики по карте с нарисованной “ниткой” словесно описывают, что они “видят” вокруг себя: “иду по тропинке, слева вижу в двадцати метрах микроямку” и т.д.

2.6. Тренер схематично рисует в увеличенном изображении фрагменты из карты, ученики ищут соответствующие места на карте, вариант – кусочки дистанции.

3. Понимание схемы, карты – навык, необходимый для понимания спортивной карты – что собой представляет, как создается, как используется в спортивном ориентировании.

3.1. Задание нарисовать карту своей руки, назвать пальцы на карте и в реальности.

3.2. Нарисовать карту парты, самим расположив предметы на ней – начало масштабирования.

3.3. Расположив на поле несколько предметов, дать задание нарисовать карту.

3.4. Вместе с группой составить карту класса, спортивного зала, школьного двора, по очереди поставить дистанции с КП.

3.5. Сравнить карты и схемы географические, землеустроительные, лесоустроительные, городские и т.д. Рассмотреть аэрофотоснимки.

3.6. “Мозаика” - карту разрезать на части, для новичков на крупные фрагменты, для более опытных на мелкие, задание – сложить карту, на время или в эстафете.

4. Определение сторон света – этот навык необходим прежде всего для соблюдения безопасности при занятиях спортивным ориентированием, неопытные ориентировщики в лесу иногда теряют ориентацию, компас может потеряться или сломаться, его не может быть вовсе. Ориентирование карты необходимо для успешного выполнения ориентирования – главные навыки: “север” карты должен совпадать с направлением на север, карту нужно читать “от себя”.

4.1. Научить определять направление на север по деревьям, по муравейникам, по солнцу, по звездам.

4.2. На листе в клеточку нарисовать линию север-юг, обозначить старт и провести диктант по направлениям и количеству клеток движения. Например: “на север три клетки, на северо-запад две клетки” и т.д.

4.3. Ученики делятся на две команды, тренер указывает направление на север, вызывает по одному участнику и показывает направление – кто раньше назовет, тот зарабатывает балл для команды.

4.4. В спортивном зале на полу рисуем клетки и маршрут, на руках “карта” - участники ходят по маршруту и при изменении направления движения поворачивают карту, выполняя принцип чтения “от себя”.

4.5. На местности во время прогулки или кросса группа по команде двигается в определенном направлении с контролем расстояния, например, на северо-восток 200 метров, затем тренер меняет направление и расстояние.

4.6. “Диктант” движения по карте, ученики при каждой смене направления меняют положение карты, чтобы читать “от себя”

5. Определение азимута на ориентир – в это умение входит навык пользования компасом, не только определение азимута, но и контроль направления в движении.

5.1. Изучение компаса, обучение определению азимута на ориентир, азимута на КП по карте.

5.2. У каждого учащегося карты с дистанцией и компаса, во время выполнения физических упражнений по команде все берут азимут на следующий КП, показывают тренеру направление движения.

5.3. На местности вокруг старта ставим КП на различном удалении, задание – с помощью азимута найти по очереди все КП, возвращаясь на старт после каждого выполнения.

5.4. На местности ставим по “белой” карте (лист бумаги с дистанцией без условных знаков, с направлением на север) замкнутую дистанцию, все проходят дистанцию по азимуту с учетом указанного масштаба.

5.5. В солнечный день ученики определяют азимут на КП с помощью компаса, но находят КП, оставив компас на старте – используют для выдерживания направления тени от деревьев. Проводится как на “белой”, так и на обычной карте.

6. Измерение расстояния на карте, перевод в метры с учетом масштаба, контроль расстояния на местности – ориентировщик должен по карте точно определять расстояние до ориентира, которое он должен преодолеть и проконтролировать пройденное расстояние на местности.

6.1. На карточку нанести различной длины линии, сначала прямые, затем криволинейные – задание измерить в миллиметрах длины линий, перевести в метры при разных масштабах карт, записать ответ на карточках. Измерения проводить глазомерно, с проверкой себя с помощью линейки.

6.2. По команде тренера учащиеся наносят в тетрадь отрезки различной длины: в сантиметрах, в миллиметрах, в метрах при таком-то масштабе.

6.3. Тренер описывает движение по карте с указанием расстояния в метрах, далее с указанием расстояния в сантиметрах в другом, нежели у учащихся, масштабе.

6.4. Отмерить в различной местности (по дороге, в поле, в лесу, на болоте и т.д.) 100 метров, подсчитать в беге на соревновательной скорости шаги одной ногой (только левой или только правой) – так называемые пары шагов, запомнить каждому свои показатели.

6.5. Во время кроссовых тренировок измерять счетом пар шагов пройденное расстояние, контролировать по карте или взаимно.

6.6. Во время кросса глазомерно определять расстояние до ориентира, контролировать счетом пар шагов.

6.7. КП поставить на учебной дистанции на линейных ориентирах (на расстоянии от них до 10 метров) с указанием на каждом расстояния до следующего.

6.8. Учащиеся проходят дистанцию по словесному описанию, например: по тропе 200 метров, свернуть на юго-запад, по азимуту 195 градусов пройти 160 метров, по ручью вниз 250 метров и т.д.

7. Ориентирование вдоль отдельных тропинок – задача на этом этапе научить новичка не просто бегать по местности, а двигаться по дистанции с постоянным чтением карты.

7.1. На знакомой местности на 2-3 тропинках поставить КП – на развилках, на пересечении с полянами, с ручьями, возле заметных, однозначных ориентиров, пробегать группой, отметить на карте расположение КП, на следующей тренировке дать задание самостоятельно пробежать ту же трассу и отметить КП (поменять местоположения КП), далее дать карту с другими КП на той же трассе – задание самостоятельно найти КП.

7.2. На карте по тропинкам провести линию – “нитку”, установить КП на ориентирах, учащиеся пробегают по тропинкам, стараясь придерживаться нарисованной линии, отмечают на карте местонахождение всех КП.

8. Ориентирование с тропинки на тропинку – данный навык продолжает развитие мышления ориентировщика, является этапом к постоянному ориентированию.

8.1. Бег по маркированной дистанции с переходом с тропинки на тропинку по маркировке.

8.2. Бег по тропинке с КП на переходе с тропы на тропу, на КП стрелка, указывающая направление перехода, на второй тропе тоже стоит КП.

8.3. Бег группой по тропинкам, взятие КП с ориентиров на тропе, КП находятся не очень далеко от троп.

8.4. Самостоятельная постановка КП, сначала на развилках троп, на местах пересечения троп с полянами, с ручьями, далее на точечных или площадных ориентирах недалеко от троп.

9. Подгибание карты, слежение с помощью большого пальца – при подгибании карты необходимо сохранять максимум информации при удобствах работы с картой (большое рабочее поле - карта рвется, с ней неудобно работать, маленькое рабочее поле – можно не увидеть важную информацию).

9.1. Во время обсуждения дистанций в аудитории следить за складыванием карты, слежением за движением с помощью большого пальца (большой палец руки должен находиться на том месте карты, где спортсмен определился в данный момент, или в последний раз).

9.2. Во время кросса в парах, один рассказывает второму, глядя на бегу в карту, свой оптимальный вариант движения по дистанции, второй контролирует движение по карте, складывание карты и сопровождение с помощью большого пальца первого участника, время от времени меняются ролями.

10. Чтение рельефа – очень много КП ставятся на рельефе местности, поэтому очень важно правильно прочитать рельеф, кроме того, при движении по дистанции практически все время используется рельеф местности как ориентир.

10.1. На карточках нарисовать несколько профилей и горизонталей вершин, задание – найти соответствующие профилю рисунки горизонталей.

10.2. Определить по рисунку горизонталей, какой холм самый высокий, низкий, какой склон крутой, какой пологий.

10.3. Для 5-6 описаний подобрать соответствующие профили и рисунок горизонталей, например: а) холм высотой 15 метров в одной вершиной посередине, б) с двумя вершинами, равными по высоте и т.д.

10.4. На карте закрасить красным цветом выступы рельефа, синим – лощины и впадины.

10.5. На карте с мелким и средним рельефом нарисовать круги диаметром 3-4 сантиметра, внутри круга точкой отметить “солнце”, задание - карандашом нарисовать тени от “солнца” внутри круга.

10.6. Взять карту с дистанцией и чистый лист бумаги, задание – нарисовать профиль по сечению рельефа вдоль прямой линии, соединяющей КП, с соблюдением масштаба и сечения рельефа.

10.7. На карте с дистанцией найти и нарисовать карандашом путь с наименьшим (наибольшим) набором высоты между двумя КП.

Ориентированием на местности принято называть совокупность действий по определению своего положения (точки стояния) среди окружающих объектов или ориентиров, сторон горизонта, направления движения и достаточно точному выдерживанию этого направления. В понятие ориентирования входит также умение быстро и точно запоминать незнакомую местность, пройденный путь и при необходимости безошибочно находить обратную дорогу.

Из всего многообразия объектов местности для ориентирования обычно используют характерные, выделяющиеся на местности предметы, или ориентиры - точечные, линейные и площадные.

Точечные ориентиры - предметы, изображающиеся на топографических картах внемасштабными условными знаками (отдельные строения, башни, трубы, пункты геодезической сети, курганы, воронки), или точки пересечения линейных ориентиров и изломов контуров (развилки дорог, перекрестки просек, слияние ручьев, углы и выступы контуров леса, луга, населенного пункта).

Линейные ориентиры - объекты, имеющие существенную длину на местности и изображающиеся на карте линейными условными знаками (дороги, реки, каналы, берега озер и морей, линии связи и электропередачи, лесные просеки, вытянутые формы рельефа - овраги, хребты, впадины).

Площадные ориентиры - объекты с хорошо выраженными контурами, занимающими определенную, сравнительно небольшую площадь (озеро, болото, луг, опушка леса, роща, населенный пункт).

Ориентирование на местности принято подразделять на общее и детальное. Общим называют такое ориентирование, при котором известны направление движения, район местонахождения, расстояние до ближайших крупных ориентиров. Общим ориентированием ограничиваются в тех случаях, когда нет нужды в детальном изучении местности, точном определении точки стояния для нахождения пути к какому-либо конкретному ориентиру.

При детальном ориентировании точно определяются положение точки стояния (местонахождение группы), направление сторон горизонта в пути следования, опознаются окружающие географические объекты и определяется их положение. Детальное ориентирование устанавливается и сохраняется в ключевых точках маршрута, например когда надо выяснить путь к перевальной седловине, причалить у входа в опасный порог, свернуть из основной долины в одну из боковых, ведущих к нужной вершине, на развилке дорог выбрать именно ту, которая приведет к цели пути. Очевидно, что восстановление детальной ориентировки необходимо перед началом глазомерных съемок местности для уточнения ходовой карты или создания схемы перевала, порога и т. п.

Надежными ориентирами служат высокие, резко выделяющиеся на общем однообразном фоне объекты: горные вершины, отдельные скалы, искусственные сооружения башенного типа, такие, как вышки геодезических сигналов, колокольни, трубы, ретрансляторы и т. п.

Правильное ориентирование позволяет совершать поход точно по маршруту, без существенных отклонений от заранее намеченного графика движения. Для уверенного ориентирования необходимы навыки в работе с картой и компасом.

Работа с картой включает: чтение ее и правильное ориентирование (по компасу, местным предметам, небесным светилам), определение точки стояния. Работа с компасом включает: ориентирование карты, определение азимутов по карте, определение азимутов на местности. Большое значение имеют навыки ориентирования при отсутствии карты и компаса (определение сторон горизонта по небесным светилам и местным предметам).

Освоение техники ориентирования на местности в туристском походе основано на выполнении обучаемыми ряда упражнений. Например, ориентирование карты по компасу и линиям местности; определение на карте точки стояния; определение сторон горизонта по небесным светилам; определение сторон горизонта по местным предметам; продолжительное азимутальное движение в направлении заданного ориентира; определение масштаба карты.

К важным элементам техники ориентирования на местности относятся также ориентирование карты по линиям местности и определение точки стояния.

Умение правильно ориентировать карту по линиям местности, т. е. по крупным линейным ориентирам (просеки и дороги, реки, границы леса, протяженные формы рельефа), особенно важно, когда необходимо выполнить ориентирование карты без компаса или с компасом, но при отсутствии знания точной величины магнитного склонения для данной местности.

Для определения точки стояния - одного из важнейших элементов техники ориентирования - существуют различные приемы, включающие методы засечек, тщательное сличение карты с местностью с учетом возможных параллельных ситуаций (хорошо известных в практике спортивного ориентирования) и т. п.

Важно также умение определять масштаб карты, если он по тем или иным причинам неизвестен: имеется, например, лишь отрывок (фрагмент) карты либо ее фотокопия без указания масштаба. Существует несколько приемов определения масштаба карты.

Если измерить на карте расстояние между двумя точками, выраженными на местности надежными ориентирами (такие измерения обычно выполняются с помощью курвиметра или линейки компаса), а затем определить реальное расстояние на местности глазомерно, по времени и скорости движения или даже шагами, то масштаб карты легко найти методом пропорций.

Другой способ установления масштаба карты - по географической (координатной) сетке. Для этого нужно лишь помнить, что одна минута широты соответствует одной "морской" миле, т. е. 1852 м. Пусть, например, разность широт двух смежных параллелей составляет 30, а расстояние между ними на карте равно 5,6 см. Степень уменьшения размеров можно вычислить: M=(30"*1852*100)/5,6=1000000.

В этом вычислении коэффициент 100 введен для согласования размерностей (метров и сантиметров), а масштаб карты, следовательно, составляет величину 1: 1 000 000.

В малонаселенных равнинных районах при отсутствии надежных ориентиров и слабой информативности туристской картосхемы основным приемом ориентирования служит азимутальное движение с надежным счислением пути. Выполнение этого приема значительно усложняется при неблагоприятных метеорологических условиях (туман, "белая мгла" в лыжных походах и т. п.). В таких случаях выдерживание заданного направления осуществляется специальными приемами организации движения: направляющий идет в 20-30 м впереди руководителя или штурмана группы, который имеет компас и подает направляющему соответствующие команды, корректируя направление движения. Другими словами, направляющий выполняет роль ориентира.

В лыжных походах по населенным или часто посещаемым туристами районам группа может использовать готовую лыжню. В таких случаях техника ориентирования имеет много общего с приемами, применяемыми в спортивном ориентировании на маркированной трассе.

Много аналогий с ориентированием на маркированной трассе и в водных походах при сплаве по реке. Здесь также путь задан, но необходимо в каждый данный момент знать свое местонахождение, которое определяют сличением карты с местностью и учетом (при отсутствии однозначных ориентиров и возможном наличии параллельных ситуаций) пройденного расстояния. Специфика ориентирования при сплаве - достаточно высокая скорость движения и отсутствие обзора. Для уточнения своего местоположения (что особенно важно, если впереди ожидаются препятствия, требующие пристального внимания или обноса) туристы-водники причаливают и тщательно сличают карту с местностью. В водных походах на открытых водоемах (большие озера) при ориентировании используется азимутальное движение.

В горных походах обычная карта или картосхема, в которой изображение рельефа выполняется гипсометрическим способом, уступает место орографической схеме высокогорного района, в которой хребты изображаются ломаными линиями с нанесенными на них положениями основных вершин и известных перевалов. Сличение такой схемы с местностью всегда затруднительно из-за обилия информации (большое число вершин) и невозможности надежно идентифицировать вершины и перевалы на схеме и на местности. Большую помощь при ориентировании в высокогорных районах оказывают панорамные фотоснимки, выполненные туристскими группами, уже побывавшими в этом районе, а при ориентировании в среднегорных районах, не имеющих ярко выраженных вершин и перевалов, важна тщательная предварительная проработка картосхем в части гидрографии- максимально возможная точность в нанесении на схему рек и их притоков, озер, наледей и ледников.


Похожая информация.