Что может сказку какую-нибудь волшебную. Сказки, придуманные детьми. Сказки о животных. Функция волшебной сказки

Мося и белки

Ж ил быт кот. Его звали Мося. Он был домашним котом и поэтому сидел дома, но хотел повидать мир. Когда люди выносили мусор, дверь была открыта и Мося убежал. Дверь в лифте тоже была открыта. Мося забежал в лифт, но не достал до кнопки. Лифт поехал вниз. Когда лифт остановился, кот вышел. В подъезде был мальчик Ваня. Он открыл дверь и Мося выбежал на улицу. Он побежал к школе. В школе была перемена и кот увидел там знакомого мальчика - Марика. Мося не остановился, он побежал дальше, потому что испугался, что Марик его заметит и вернёт домой. В шесть часов вечера кот прибежал к детскому садику. Во дворе детского сада он увидел клетку с белками. Мосе стало жалко белок, потому что они сидели в клетке. Он перегрыз замок и освободил белок. Они всё бегали и бегали, и радовались свободе. Белки поблагодарили Мосю. Мося предложил им отправиться в путешествие вместе с ним. Мося и белки отправились в лес. В лесу жил медведь. Медведь спал в своей берлоге, но белки шумели и разбудили его. Медведь проснулся, рассердился и напал на них. Мося спас белок: он укусил медведя за нос. Белки и Мося убежали, медведь их не поймал и снова заснул в берлоге. Мося сказал, что в лесу оставаться опасно, и они поехали путешествовать по разным странам. Друзья были в Китае и в Европе, но потом Мося соскучился по дому и они вернулись в Москву. Кот пришёл к своим

хозяевам, они очень обрадовались и пустили его домой. Мося больше не убегал из дома, а хозяева разрешали ему гулять вместе с белками.

О том как у собачки появился друг

Ж ила была собачка. Она была одинокая. Собачка ходила по улицам для того, чтобы с кем-нибудь познакомиться. Однажды она пошла на Радужную улицу и встретила там лошадку. Лошадка была маленькая и красивая, с длинной густой гривой. Лошадка спросила собачку: «Ты кто?» Собачка ответила: «Я собачка». У собачки не было имени, потому что она была бездомной, и некому было называть её по имени. Собачка спросила лошадку: «а как тебя зовут?» «Иго-го» - ответила лошадка. Иго-го предложила собачке дружить. Собачка очень обрадовалась и спросила, есть ли у лошадки еда. Иго-го знала, что едят собачки и, поэтому подошла к девочке-хозяйке и попросила у неё еды. Девочку звали Оля. «Можно я возьму кусочек мяса?» - спросила лошадка. «А зачем тебе мясо?» - удивилась Оля. Лошадка рассказала хозяйке о том, что у неё появился друг - собачка, у которой нет имени и сказала, что собачка хочет есть. Иго-го попросила ещё и воды для своего нового друга. Девочка пошла вместе с Иго-го. Она захотела познакомиться с собачкой. Когда она увидела собачку, она ей очень понравилась потому, что это был ещё маленький щенок. Девочка накормила щенка и предложил ему остаться жить вместе с ней и лошадкой. Девочка и лошадка придумали щенку имя. Его назвали Митей. Митя, Оля и Иго-го жили дружно и всегда помогали друг другу.

Коллективное сочинение 7 гр

Лошадка и собачка

Жила была лошадка. Однажды зимой она пошла гулять по лесу и увидела маленький домик. Когда лошадка шла мимо домика, она спотыкнулась о ветку. Ветка захрустела. Лошадка вскрикнула «Ой!» и из домика выскочил щенок. Щенок стал ругать лошадку: «Что ты меня разбудила? Я там спал». Лошадка ответила: «Извини меня, я не хотела тебя разбудить». Так они познакомились. Лошадку звали Роза, а щенка Дозор. Они подружились и стали ходить друг к другу в гости.

Как-то раз Роза была в гостях у Дозора. В это время мимо домика Дозора ехал Дед Мороз на санях и вез большой мешок с подарками. Вдруг из мешка выпал игрушечный зайчик. Дед Мороз этого не заметил. Зайчик остался лежать один в лесу. Мимо бежали Роза и Дозор. Они заметили зайчика, но не сразу поняли, откуда он взялся. И тут Дозор увидел на дороге следы от саней, и Роза догадалась, что это ехал дедушка Мороз. Дозор побежал за санями и вернул зайчика деду Морозу. Дедушка Мороз очень обрадовался, сказал «Спасибо большое» и подарил им подарки. Розе подарил куклу, а Дозору машинку, а зайчика подарил маленькой девочке.

Новогодняя елка

Щенок гулял по улице и увидел там оленя. Они познакомились, подружились и пошли гулять вместе. Друзья зашли в лес, выбрать себе елку на Новый год. Там олень и щенок увидели кошку. Кошка и щенок не дружили. Кошка спросила щенка: «Что ты здесь делаешь? Это моя территория». «А ты кто?» - спросил щенок. «Я Мурка» - «А ты кто?» . Щенок ответил: «Меня зовут Тузик». Кошка тоже пришла в лес выбирать себе ёлку. Они разошлись по лесу, чтобы найти подходящую ёлку.

Через некоторое время Тузик всех позвал и сказал: «я нашёл для нас самую подходящую елку, давайте встречать Новый год вместе». Кошка и олень согласились. Мурка сказала: «Давайте поставим ёлку ко мне домой». Тузик спросил: «А почему к тебе, а не к оленю». Олень сказал: «зачем вы спорите? Мы же друзья. Давайте оставим ёлку в лесу, а сами сходим за игрушками». Собачка принесла из дома нарядные стеклянные шарики разного цвета. Олень принёс золотые шарики с нарисованным дедушкой Морозом. Кошка принесла печенье с мандаринами и пакетики с портретами оленя и Тузика. Так щенок и кошка подружились вместе с оленем и стали жить дружно и весело.

Сказочная страна

В одной сказочной стране жила маленькая девочка, и она очень любила кататься по облакам на своей волшебной лошадке и собирать разные цветы. Солнышко пригревало, облака были как дорожки. Девочка всегда радовалась тому, что на свете есть такая замечательная лошадка, красивые цветы и солнце. Всё, что находилось вокруг, казалось ей очень добрым и хорошим. Один раз вечером, мимо девочки и её лошадки проехала машина. От машины шла копоть, и цветы рядом с ней завяли, облака почернели, а солнце перестало быть жёлтым, оно закуталось в одежду и позеленело. В машине сидел мальчик, и девочка крикнула ему, что надо остановить машину. Машина остановилась, мальчик вышел и увидел, что там, где он проехал, поникла трава и завяли цветы. Тогда, он сказал, что больше не будет ездить на машине, что надо ходить пешком. И они вместе с девочкой пошли пешком. Ребята принесли воды из речки и полили цветы. Тогда цветы ожили и навстречу ребятам вышли разные животные: слон, который собирал травку и лев, распушившей гриву. Животные поблагодарили мальчика и девочку за заботу о природе.

Путешествие огурца

Жил на грядке весёлый огурец. Это был необычный огурец: у него были маленькие ручки, он умел говорить и очень любил фотографировать. Огурцу было скучно сидеть на грядке вместе с другими овощами, ведь они не умели говорить. Он мечтал стать путешественником и найти волшебный кристалл, который исполняет желания. Однажды огурец отправился в путешествие, и, конечно же, взял с собой свой любимый фотоаппарат. Он пошёл в лес. В лесу огурец встретил Ёжика.

Ежик нёс с собой яблоки и груши.

Здравствуй, Ёжик - сказал огурец.

Здравствуй, огурец - ответил ёжик.

Давай дружить.

Куда ты идёшь? - спросил Ёжик.

Я ищу волшебный кристалл, который исполняет желания - ответил Огурец - пойдём вместе.

Здравствуй, лягушка - сказал огурец.

Здравствуйте, Огурец и Ёжик - ответила лягушка. - Куда вы идёте?

Мы ищем волшебный кристалл, который исполняет желания.

Огурец позвал медведя:

Косолапый, пойдём с нами искать кристалл!

И медведь пошёл вместе с ними. И тут путешественники увидели гору. Огурец знал, что кристалл находится в пещере в горах. Они зашли в самую глубокую пещеру в скале и увидели кристалл. Каждый загадал желание

Огурец соскучился по дому и загадал встретить свою семью.

Ёжик мечтал вырасти большим и сильным.

Лягушка захотела увидеть красивый пруд.

Медведь хотел съесть мёду и лечь спать в берлогу.

Кристалл засверкал. Друзья зажмурились. Когда они открыли глаза, увидели, что к ним вышел большой огурец. Это был папа маленького огурчика. А за папой вышла вся семья огурцов: мама, бабушка и дедушка. Звери тоже вспомнили о своих родителях и заскучали. И тут вышли родители зверят. Все очень обрадовались. Огурец сфотографировал их всех вместе на память.

Когда все вышли из пещеры, то Ёжик заметил, что он вырос, стал сильнее и может помогать маме, нести сумку. Лягушка пошла прямо по тропинке и вышла к большому пруду. Мишка съел банку мёда и лёг спать в берлогу.

А когда наши герои выросли, они встретили свою любовь, создали семьи и у них появились дети. Огурец подарил всем по фотографии. И друзья всегда помнили друг о друге.

Жила-была девочка Наташа. И задали ей в школе сочинить сказку. А она сказки и рассказывать-то не умела. Таблицу умножения наизусть рассказывать умела, про времена года и перелетных птиц - умела, а вот со сказками не получалось. Легла она спать очень расстроенная, что придет в школу с несделанным домашним заданием. А заснуть никак не получается. И вот лежит она, лежит, и вдруг слышит в углу шуршание. Испугалась, спрашивает: "Кто там шуршит?". А в ответ: "Это я, Шуршшшунчик. Я существо волшшшшебное, всегда у тебя в комнате по ночам гуляю. А вот почему ты не спишшшь?". И рассказала Наташа Шуршунчику о своем несделанном домашнем задании. Удивился Шуршунчик:
- Как же так? Ты совсем сказку сочинить не можешшшь? Ведь вокруг столько сказочного, волшшшебного!
- Да чего вокруг сказочного? Все понятное, обычное, неволшебное.
Шуршунчик даже обиделся.
- Ну знаешшь! А как же я? Я ведь волшшшебный?
- Нууу... волшебный.
- Вот видишшшь. И вон та луна в небе - волшшебная, и звезды в небе, и лужи на земле. Вот ты, наверное, даже не знаешшь, от какого волшшебства листья осенью желтеют и краснеют?
- Ну, это-то я знаю. Мне мама рассказывала. Света меньше становится, и в листьях веществ, от которых листья становятся зелеными, тоже меньше становится, они без света образовываться не могут.
- Да ну, ерунда какая! Уж я-то знаю! Ведь тут без нас, шшшуршунчиков, не обходится. Пойдем-ка со мной погулять, все сама и увидишшь.
И повел Шуршунчик Наташу по лунной дорожке прямо на улицу.
- Вот смотри. Есть на небе звезды желтые, а есть красноватые. И звезды эти в лужах отражаются.
Ткнул Шуршунчик хвостом в лужу в то место, где красноватая звезда отражалась, и как будто красная краска по луже расплылась, и хвост оказался как кисточка в красной краске.
- Держи мой хвост крепче, пойдем вон тот клен покрасим.
Взяла Наташа хвост Шуршунчика, и стала этим хвостом к листьям клена прикасаться. Где коснется, там лист красным становится. Пошли они опять к луже, выбрала Наташа желтую звезду. Покрасила листья другого клена, и березы, и липы. Так и гуляли Наташа с Шуршунчиком, и красили листья в желтый, красный цвета. Не все сразу, конечно. Чтобы и другие шуршунчики могли поучаствовать.

Утром мама разбудила Наташу в школу. Вышли они из дома, а кругом на деревьях уже столько желтых и красных листьев появилось.
- Смотри, дочка! - сказала мама. - Уже настоящая осень наступила, зеленых листьев совсем мало осталось.
"Как все же хорошо мы с Шуршунчиком ночью постарались" - подумала Наташа. И в клене рядом с ней тихо прошуршало: "Да, хорошшшшо!".

Прошу прощения за бред, но это так, наляпалось:))) Может, сойдет за основу... 16.09.2008 23:53:44, Тигренок в чайнике

В учебниках по литературному чтению некоторых УМК за 2-3 класс есть задания сочинить самостоятельно сказку или рассказ. На самом деле сделать это не сложно, нужно лишь ухватить идею. Зачастую дается не просто сочинить сказку, а сказку на определенную тему, к примеру смыслом ее должна стать какая-либо пословица. В программе планета знаний, к примеру: "за доброе дело берись умело" или другие на свой выбор.

Сочиненные сказки

Сначала потренируйтесь на чем-то простом, без заданной заранее темы (в УМК школа России, к примеру, фигурирует задание просто сочинить сказку). Может быть вы вспомните какой-то интересный и поучительный случай из жизни, можно и самим придумать. Можно по аналогии с известными сказками придумать свою. Вот примеры сочиненных детьми сказок, пусть они вас воодушевят на собственные сочинения.

Почему у зайца длинные уши.

Жил был маленький зайчишка. Он постоянно чем-нибудь хвастался. Хвастался своим белым пушистым хвостом, своими острыми зубками, своими зоркими глазками. Однажды он сидел на пенечке и хвастал на весь лес, что он смог перепрыгнуть самую высокую кочку в этом лесу. Не заметил зайчик, как подкрался сзади волк и ухватил его за уши. Вырывался зайка, вырывался, насилу вырвался. Глядь на себя, а уши-то волк ему вытянул. Теперь смотрит зайка на свои длинные уши и тихо под кустиком сидит, не высовывается.

Дубок.

Маленький желудь потерял свою шляпку и отправился на ее поиски. Он перепрыгивал через корни папы-дуба, ворошил пожухлую траву и заглядывал под листочки:

– Это не моя шляпка, она слишком большая и велика мне!
– А эта, двойная, подойдет желудям-близнецам.
– А это прошлогодняя, в этом сезоне такие уже не носят!

Долго искал желудь свою шляпку, устал и уснул. Проснулся он весной, солнышко греет, тепло. Смотрит, не желудь он, а маленький дубок, и шляпка ему уже не нужна.

Сказка о светофоре-зазнайке.

На перекрестке поставили новый светофор. Он был высок, строен и переполнен чувством собственного достоинства.

Кто сказал, что надо включать цвета по очереди, гораздо красивей переливаться всеми цветами сразу, – решил Светофор и вытаращил на дорогу все 12 глаз.
- Эй, ты чего! – забибикали автомобили.

Они испуганно сбились в кучу и тыкались друг в друга носами, как слепые котята.

Вы похожи на каракатиц! – кричал им сверху светофор и покачивался от смеха.

К переходу подошла девушка. “Какая хорошенькая!” – подумал светофор и подмигнул ей сразу тремя цветами. И снова возмущенный визг тормозов.

“Подумаешь”, – обиделся Светофор. “Вот возьму и отключусь! Посмотрим, как вы тут без меня справитесь!”

Подумал так и погас.
А на следующий день на перекресток поставили другой светофор, ответственный и надежный.

Сочини сказку или рассказ, названием и смыслом которого может быть одна из пословиц:

  1. Лучше с умным потерять, чем с дураком найти.
  2. На голове густо, а в голове пусто.
  3. Не копьём побивают, а умом.
  4. Был бы ум, будет и рубль.
  5. Глупый разум по миру пускает.

На голове густо, а в голове пусто

В одном небольшом городке жила-была девочка с прекрасными голубыми глазами и белокурыми локонами. Как и все девочки, она ходила в школу, где задавали много уроков. Ей это очень не нравилось: на уроках она думала о том, какая она красивая, а дома любовалась на себя в зеркало. Каждое утро ей приходилось делать домашнее задание, хотя её привлекали только многочисленные расчёски и заколки. Однажды она не удержалась и решила сделать себе красивую причёску вместо того, чтобы сесть за учебники. В школу она пришла с не выученными уроками. Когда её вызвали к доске, она растерялась и не знала, что ответить. Учитель укоризненно посмотрел на девочку и её красивую причёску и сказал: на голове густо, а в голове пусто. Ей стало очень стыдно, и завитые локоны уже не радовали.

Глупый разум по миру пускает

Как-то раз решил один паренек денег подзаработать. Дай, думает, помогу соседям, а они мне денег за это дадут. Пришел к первой соседке, предложил выгуливать ее собачку. Соседка согласилась. Спустил паренек собачку с поводка, а она убежала. Не заплатила ему соседка, да еще и денег с него затребовала за собаку. Подумал паренек, что легче сходить в магазин за продуктами другим соседям. Предложил им. А деньги в дырявый карман сунул, они по дороге и выпали. Ни продуктов, ни денег, опять пришлось свои соседям отдавать. Вот сидит и думает, как бы третьим соседям помочь, да бонус за это получить. Вот так глупый разум по миру пускает!

Был бы ум, будет и рубль

Жили-были два брата. Оба высокие, стройные, черноволосые - любо-дорого смотреть, но один умный, а другой не очень. Попалась им однажды в руки карта сокровищ. Решили братья на их поиски отправиться. Показано было на карте, что сокровища в дремучем лесу запрятаны. Подошли братья к большой ели на краю леса. От нее нужно на север. Смотрит старший брат, с какой стороны у дерева мураши муравейник построили, где мха больше, где меньше, да смекает, где север. А младший только затылок почесал, да за старшим пошел. Навстречу им медведь. Старший на дерево полез, зовет за собой младшего, а тот палку схватил и дразнит медведя. Медведь на него. Бросился паренек бежать, только пятки сверкают. А старший слез с дерева и откопал клад. Был бы ум, будет и рубль!

Не копьем побивают, а умом

Жил-был Ивашка. Он решил отправится в путешествие. Взял он собой пирожок и отправился по белу свету бродить. Ивашка нашёл пещеру. Там он встретил двух великанов. Они подумали, что Ивашка очень слабый, и решили устроить состязание. Кто сильней? Тому, кто выиграл, отдают пещеру. Первое состязание: надо выдавить из камня сок. Ивашка вспомнил, что он взял с собой пирожок. Он достал пирожок и выдавил начинку. "Ты силён" - сказал великан. Второе испытание: надо высоко бросить камень. "Твой камень на землю упал, а мой не упадёт". Ивашка поймал птицу, которая проходила мимо, и бросил вверх. Птица улетела. Отдал великан Ивашке пещеру. Не копьём побивают, а умом.

Больше всего на свете маленькие детишки любят сказки. Ведь это так приятно, обнять маму перед сном и окунуться в мир волшебства. Кроме того, что такие сказочные истории очень интересны малышам, они еще и полезны для их развития, поскольку с ранних лет прививают любовь к прекрасному и чувство справедливости, а также учат различать добро и зло. А с детьми постарше можно уже попробовать сочинять небольшие рассказы самостоятельно. Это даже входит в школьную программу 3 класса. Причем, волшебная сказка для 3 класса, придуманная детьми, очень часто не менее интересна, чем произведения известных авторов.

Придумать волшебную сказку для 3 класса маленькую

Именно такое задание нередко ставит родителей в тупик, ведь вместо интересного и связного рассказа у ребенка получается странная нелепица. Вот и приходится маме с папой вспоминать детство, приступая к исполнению домашней работы, предназначенной их малышу. Причем и это, как оказывается, не так уж и легко.
Для того чтобы избежать возникновения подобных ситуаций, нужно заранее позаботиться о том, чтобы ваш ребенок умел придумать волшебную сказку для 3 самостоятельно. Ведь на самом деле, это, во-первых, достаточно просто, а, во-вторых, очень полезно.

Зачем нужно уметь придумывать сказки

Значение сказки для развития детского творчества сложно переоценить. Это не только главный источник воображения, но и отличный тренажер перед взрослой жизнью, способствовавший развитию самокритичности и умения думать. Это связано главным образом з тем, что, придумывая сказку, ребенок учиться оценивать героев и разбираться в том, что хорошо, а что плохо. Кроме того, нельзя не отметить и важную роль сказки в развитии речи школьников.

Как научиться придумывать сказки: основные приемы

Придумать настоящую волшебную сказку очень легко. Для этого нужно владеть основными приемами ее создания. Таких приемов-секретов насчитывается достаточно много, но для домашнего развития детской фантазии на первых порах вам вполне хватит знакомства с 3 основными:
1. «Что будет, если…» После того, как вы прочитали сказку, не спешите ложиться спать. Сначала обсудите с ребенком сюжет, подумайте вместе, почему события развивались именно таким образом, а после этого попробуйте изменить реальность. Что бы случилось, если бы дедушка не нашел рукавичку? Как бы сложилась жизнь Колобка, если бы он сумел убежать от лисы. Такие вопросы помогут вашему ребенку развить свой творческий потенциал.
2. «Альтернативный вариант». Читая или рассказывая сказку, остановитесь на самом интересном месте. Дайте ребенку возможность придумать конец истории самостоятельно. Помогите ему сделать это наводящими вопросами.
3. «Сказочный салат». Очень полезно попробовать совместить приключения героев нескольких сказок. Подумайте, чем бы угощал Колобок Курочку Рябу, или против кого выступили бы вместе Илья Муромец и Никита Кожемяка.
Как видим, все эти приемы требуют, чтобы ребенок знал много сказок, поэтому если вы хотите создать условия для развития творчества и фантазии вашего малыша, читайте ему почаще и побольше. Кстати, об этом твердит и главный закон развития творческого воображения: в первую очередь оно зависит от личного опыта.
Если вы научитесь использовать хотя бы эти главные приемы, придумать волшебную сказку для 3 класса для вашего ребенка не составит труда. К тому же, после этого можно выучить и другие секреты создания волшебных историй. Кто знает, может кроме развития фантазии и речи, это поможет вашему малышу стать в будущем известным и популярным сказочником.

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!

Придумай сюжет бытовой сказки.

Пишем социально-бытовую сказку

Перечисли, какие черты характера тебе больше всего не нравятся. Напротив каждого качества или группы качеств и черт характера нарисуй и запиши портрет человека, внешность которого соответствует этому качеству или черте характера (используй в портрете эпитеты, сравнения, гиперболы).

Например.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были два брата: один – Жадка (очень уж жадный был), а другой – Щедротка (все, что имел, людям отдавал).

(Включи в сказку портретную характеристику братьев).

Продолжи сказку, отвечая на вопросы:

Как окружающие относились к братьям? (используй антитезу, подбери антонимы: любили – ненавидели, уважали – презирали, приходили в гости – обходили стороной и т.д.)

Что может произойти с богатством Жадки? (Варианты: пожар, наводнение от страшного ливня, ураган, нападение воров).

Как отплатили люди Щедротке за щедрость и доброту?

А как люди наказали Жадку?

Как ты думаешь, чем должна закончится сказка, если добро в ней должно победить зло? Должен ли Жадка измениться?

Стали ли братья жить дружно и добра наживать да с людьми делиться?

Озаглавь сказку.

  • Найди в написанной тобой с помощью вопросов бытовой сказке черты этого жанра, подчеркни их и подпиши.
  • Напиши бытовую сказку самостоятельно. Сделай иллюстрации.

А теперь начинается самое интересное. Придумай и запиши любые фантастические события. Но помни, в их основе должны лежать реальные происшествия.

И если в твоей сказке будут действовать инопланетяне, они все равно должны быть похожими на людей, так как предметом изображения в литературе всегда является жизнь человека, его взаимоотношения с другими людьми, с властью, с обществом, с окружающим миром.

  • Теперь попробуй написать сказку.

Используй эти советы:

В волшебной сказке можно рассказывать о превращениях героев, воскрешении из мертвых, наделять животных человеческой речью, придумывать образы фантастических существ или использовать образы известных тебе героев из мифов, легенд, поверий и верований.

Помни, что в волшебных сказках может присутствовать волшебный помощник главного героя.

В сюжете часто используется троекратное повторение.

Герой в волшебной сказке проходит ряд испытаний, получает награду за мужество, смелость, добросердечность, смекалку, трудолюбие. А злые, эгоистичные получают наказание.

Можно использовать образ пути-дорожки, который играет роль судьбы человека.

Силу героя, его помощников и его врагов можно преувеличивать.

Помни, в сказке должен быть счастливый конец.



Не придумывай очень много героев. Тебе будет трудно связать их действия в один сюжет.

Соблюдай привычную композицию и обязательные элементы сказки: сказочный зачин, повторы, фантастические события, присказки, прибаутки, фольклорные эпитеты (краса-девица, добрый молодец, темный лес, высокие горы, темные леса, синее море, шелковые травы, красно солнышко и др.), сказочную концовку.

Постарайся при описании героев и событий выразить свое отношение к происходящему.

Проанализировав структуру народной сказки, причем особенно тщательно - ее русский вариант (являющийся в значительной мере частью индоевропейского наследия, к которому принадлежат также немецкие и итальянские сказки), В.Я. Пропп сформулировал следующие три принципа:

Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются.

Число функций, известных волшебной сказке, ограниченно.

Последовательность функций всегда одинакова.

Согласно системе Проппа, этих функций - тридцать одна, а если учесть, что внутри они еще варьируются и видоизменяются, то материала вполне достаточно для того, чтобы дать описание формы сказки. Вот она:

1. Отлучка кого-либо из членов семьи.

Родители уходят на работу. "Надо было князю ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках". "Уезжает он (купец) как-то в чужие страны". Обычны формы отлучки: на работу, в лес, торговать, на войну, "по делам".

Усиленную форму отлучки представляет собой смерть родителей.

Иногда отлучаются лица младшего поколения. Они идут или едут в гости, рыбу ловить, гулять, за ягодами.

"В этот чулан не моги заглядывать". "Береги братца, не ходи со двора". "Ежели придет яга-баба, ты ничего не говори, молчи". "Много князь ее уговаривал, заповедал не покидать высока терема" и пр.

3. Нарушение запрета.

Формы нарушения соответствуют формам запрета, функции 2 и 3 составляют парный элемент.

4. Выведывание.

В сказку теперь вступает новое лицо, которое может быть названо антагонистом героя (вредителем). Его роль - нарушить покой счастливого семейства, вызвать какую-либо беду, нанести вред, ущерб. Противником героя может быть и змей, и черт, и разбойники, и ведьма, и мачеха и т.д. Выведывание имеет целью узнать местопребывание детей, иногда драгоценных предметов и пр. Медведь: "Кто же мне про царских детей скажет, куда они девались?" Приказчик: "Где вы эти самоцветные камни берете?"

5. Выдача.

Антагонист получает непосредственно ответ на свой вопрос.

6. Подвох.

Антагонист или вредитель принимает чужой облик. Змей обращается золотой козой, прекрасным юношей. Ведьма прикидывается "сердечной старушкой", подражает голосу матери. Воровка прикидывается нищей.

Затем следует и самая функция. Ведьма предлагает принять колечко, кума предлагает попариться, ведьма предлагает снять платье, выкупаться в пруду. Мачеха дает пасынку отравленные лепешки. Она втыкает в его одежду волшебную булавку. Злые сестры уставляют окно, через которое должен прилететь Финист, ножами и остриями.

7. Невольное пособничество.

Герой соглашается на все уговоры антагониста, т.е. берет колечко, идет париться, купаться и т.д. Можно заметить, что запреты всегда нарушаются, обманные предложения, наоборот, всегда принимаются и выполняются.

8. Вредительство (или недостача).

Эта функция чрезвычайно важна, так как ею, собственно, создается движение сказки.

Антагонист похищает человека. Он похищает или отнимает волшебное средство. Он расхищает или портит посев. Наносит телесное повреждение. Он вызывает внезапное исчезновение. Он изгоняет кого-либо. Он приказывает кого-либо бросить в море. Он околдовывает кого-либо или что-либо. Он совершает подмену. Он приказывает убить. Он совершает убийство. Он похищает человека. Он объявляет войну и т.д. и т.п. Здесь следует заметить, что вредитель наносит нередко два-три вреда сразу.

9. Посредничество.

Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его.

10. Начинающееся противодействие.

Герой соглашается или решается на противодействие. "Позволь нам твоих царевен разыскать".

11. Герой покидает дом.

Отправки героев-искателей и героев-пострадавших различны. Первые имеют целью поиски, вторые открывают начало того пути без поисков, на котором героя ждут различные приключения. Нужно иметь в виду следующее: если похищается девушка и за ней идет искатель, то дом покидается двумя лицами. Но путь, за которым следит рассказ, путь, на котором строится действие, есть путь искателя. Если же, например, изгоняется девушка и искателя нет, то повествование следит за отправкой и приключениями пострадавшего героя.

12. Даритель испытывает героя.

Герой встречает волшебного дарителя. Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника. Яга задает девушке домашние работы. Лесные богатыри предлагают герою три года служить. Умирающий или умерший просит оказать услугу. К герою обращаются с просьбой о пощаде и т.д.

13. Герой реагирует на действия будущего дарителя.

Герой выдерживает (не выдерживает) испытание. Герой отвечает (не отвечает) на приветствие. Он оказывает (не оказывает) услугу умершему. Он отпускает плененного. Он щадит просящего и т.д.

14. Получение волшебного средства.

Волшебными средствами могут служить: 1) животные (конь, орел и пр.); 2) предметы, из которых являются волшебные помощники (огниво с конем, кольцо с молодцами); 3) предметы, имеющие волшебное свойство, как, например, дубины, мечи, гусли, шары и многие другие; 4) качества, даруемые непосредственно, как, например, сила, способность превращаться в животных и т.д.

15. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков.

Он летит по воздуху. На коне, на птице, в образе птицы, на летучем корабле, на ковре-самолете, на спине великана или духа, в коляске черта и т.д. Полет на птице иногда сопровождается деталью: ее по пути нужно кормить, герой берет с собой быка и пр. Он едет по земле или воде. Верхом на коне или на волке. На корабле. Безрукий несет безногого. Кот переплывает реку на спине собаки. Клубочек указывает путь. Лисица ведет героя к царевне и т.д.

16. Герой и антагонист вступают в борьбу.

Они бьются на открытом поле. Сюда прежде всего относится бой со змеем или с Чудо-Юдой и пр., а также бой с неприятельским войском, с богатырем и т.д. Они вступают в состязание. Герой при помощи хитрости одерживает победу. Цыган обращает в бегство Змея, выжимая кусок творога вместо камня, выдавая удар дубины по затылку за свист, и т.д.

17. Героя метят.

Герой во время боя получает рану. Царевна будит его перед боем, нанося ему ранку ножом в щеку. Царевна метит героя перстнем в лоб. Она его целует, отчего на лбу загорается звезда. Герой получает кольцо или полотенце. Соединение двух форм мы имеем в том случае, если героя ранят в бою и рана перевязывается платочком царевны или короля.

18. Антагонист побежден.

Он побеждается в открытом бою. Он побеждается при состязании. Он проигрывает в карты. Он проигрывает при взвешивании. Он убивается без предварительного боя (Змея убивают спящим). Он непосредственно изгоняется и т.д.

19. Беда или недостача ликвидируется.

Данная функция образует пару с вредительством. Этой функцией рассказ достигает своей вершины.

20. Возвращение героя.

Возвращение обычно совершается в тех же формах, что и прибытие.

21. Герой подвергается преследованиям.

Преследователь летит за героем. Змей догоняет Ивана, ведьма летит за мальчиком, гуси летят за девочкой. Он преследует героя, быстро превращаясь в различных животных и пр. Колдун преследует героя в образе волка, щуки, человека, петуха. Преследователи (Змеевы жены и др.) обращаются заманчивыми предметами и становятся на пути героя. "Забегу вперед и пущу ему день жаркий, а сама сделаюсь зеленым лугом: в этом зеленом лугу обращусь я колодцем, в этом колодце станет плавать серебряная чарочка... Тут и разорвет их по макову зернышку".

22. Герой спасается от преследования.

Герой бежит, во время бегства ставит преследователю препятствия. Он бросает щетку, гребенку, полотенце. Они превращаются в горы, леса, озера. Вертогор и Вертодуб выворачивают горы и дубы, ставят их на пути Змеихи. Герой во время бегства обращается предметами, делающими его неузнаваемым. Царевна превращает себя и царевича в колодец и ковшик, в церковь и попа. Герой во время бегства прячется. Речка, яблоня, печь прячут девушку.

На спасении от преследования очень многие сказки кончаются. Герой прибывает домой, затем, если была добыта девушка, женится. Но это бывает далеко не всегда. Сказка заставляет героя пережить новую беду. Опять является его враг, у Ивана похищается добыча, сам он убивается и т.д. Словом, повторяется завязочное вредительство, иногда в тех же формах, что и в начале, иногда в других, для данной сказки новых. Этим дается начало новому рассказу. Специфических форм повторного вредительства нет, т.е. мы опять имеем похищение, околдование, убиение и т.д. Но есть специфические вредители для этой новой беды. Это - старшие братья Ивана. Незадолго до прибытия домой они отбирают у Ивана добычу, иногда убивают его самого. Если они оставляют его в живых, то для того, чтобы создалось новое искательство, нужно опять как-то проложить огромную пространственную грань между героем и предметом его поисков. Это достигается тем, что Ивана сбрасывают в пропасть (в яму, в подземное царство, иногда в море), куда он летит иногда целых три дня. Затем повторяется все сначала, т.е. опять случайная встреча с дарителем, выдержанное испытание или оказанная услуга и пр., получение волшебного средства и применение его, чтобы вернуться домой в свое царство. С этого момента развитие иное, чем в начале. Это явление означает, что многие сказки состоят из двух рядов функций, которые можно назвать ходами. Новая беда создает новый ход, и таким образом иногда соединяется в один рассказ целый ряд сказок. Впрочем, развитие, которое будет обрисовано ниже, хотя и создает новый ход, является продолжением данной сказки.

23. Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну.

24. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания.

25. Герою предлагается трудная задача.

26. Задача решается.

27. Героя узнают.

28. Ложный герой или антагонист изобличается.

29. Герою дается новый облик.

30. Враг наказывается.

31. Герой вступает в брак.

Разумеется, не во всех сказках наличествуют все функции; строгая последовательность функций может и нарушаться, возможны перескоки, добавления, синтез, однако это не противоречит основному ходу. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой или с двенадцатой, но - если, конечно, сказка достаточно старинная - вряд ли она будет возвращаться вспять, восстанавливать пропущенные куски.

На этом мы свои наблюдения над "пропповскими функциями" закончим; посоветуем лишь - тем, у кого появится охота, - поупражняться, сравнить приведенный перечень с сюжетом любого приключенческого фильма; удивительно, как много обнаружится совпадений и как будет почти в точности соблюден тот же порядок: вот что значит традиция сказки, как она нетленна, как вечно живет в нашей культуре. Той же канвы придерживаются и многие приключенческие книги.

Нас эти функции интересуют потому, что на их основе мы можем строить бесконечное множество рассказов, подобно тому как можно сочинять сколько угодно мелодий, располагая двенадцатью нотами (не считая четвертьтонов, то есть оставаясь в рамках принятой на Западе строго ограниченной звуковой системы периода доэлектронной музыки).

На своем семинаре в Реджо-Эмилии, чтобы испытать "пропповские функции" на продуктивность, мы свели их произвольно к двадцати, кое-какие опустив, а иные заменив тем же количеством тоже сказочных тем. Два наших друга-художника изготовили двадцать игральных карт, на каждой из которых значилось краткое название соответствующей функции и был изображен рисунок - условный или карикатурный, но всякий раз очень точный:

1. Предписание или запрет. 2. Нарушение. 3. Вредительство или недостача. 4. Отъезд героя. 5. Задача. 6. Встреча с дарителем. 7. Волшебные дары. 8. Появление героя. 9. Сверхъестественные свойства антагониста. 10. Борьба. 11. Победа. 12. Возвращение. 13. Прибытие домой. 14. Ложный герой. 15. Трудные испытания. 16. Беда ликвидируется. 17. Узнавание героя. 18. Ложный герой изобличается. 19. Наказание антагониста. 20. Свадьба.

Затем группа приступила к работе над придумыванием рассказа, построенного по системе "пропповского ряда", из двадцати "пропповских карт". Должен сказать, проходила она превесело, с заметным уклоном в пародию.

Я видел, что с помощью этих "карт" ребятам ничего не стоит сочинить сказку, потому что каждое слово ряда (обозначающее функцию или сказочную тему) насыщено сказочным материалом и легко поддается варьированию. Помню, как своеобразно был истолкован однажды "запрет": уходя из дома, отец запретил детям бросать с балкона горшки с цветами на головы прохожих...

Когда речь зашла о "трудных испытаниях", кто-то не преминул предложить, чтобы герой отправился в полночь на кладбище: до определенного возраста ребенку это представляется верхом мужества - страшнее ничего быть не может.

Но ребята любят также тасовать карты и придумывать свои правила; например, строить рассказ на вытащенных наугад трех картах, или начать сочинять с конца, или поделить колоду пополам и действовать двумя группами, соревнуясь, у кого рассказ получится занимательнее. Бывает, что на мысль о сказке наводит и одна-единственная карта. Так, карты с изображением "волшебных даров" оказалось достаточно одному ученику четвертого класса, чтобы придумать историю о пере, которое само делает уроки.

Колоду "пропповских карт" - из двадцати штук или тридцати одной, а то и из пятидесяти, как кому вздумается, - может сделать каждый: достаточно написать на картах названия функций или сказочных тем; без иллюстрации можно и обойтись.

Кое-кто впадает в ошибку, полагая, что эта игра напоминает головоломку, где тебе дают двадцать (или тысячу) кусков какого-нибудь рисунка с заданием этот рисунок-мозаику восстановить. Как уже было сказано, карты Проппа позволяют создать бессчетное число завершенных рисунков, ибо каждый отдельный элемент неоднозначен, каждый поддается множеству толкований..."

Чем еще нам могут помочь старые сказки в сочинении новых волшебных историй? Вот какие способы предлагает нам Джанни Родари в "Грамматике фантазии".

-- "Перевирание" старой сказки (например, Красная Шапочка зовет на помощь милицию и на мотоцикле гонится за Волком; Золушка едет на королевский бал, но приезжает в другое королевство).

Сказки "наизнанку" (например, Мальчика-с-Пальчик не убегает от Людоеда, а становится его другом, учит его есть кашу; Белоснежка встретила не семь гномов, а семь великанов).

Продолжение старой сказки: что было потом?

Смешение сказок (например, Буратино помогает Золушке по хозяйству и едет вместе с ней на бал; Спящую Красавицу предупреждает о происках злой ведьмы Дюймовочка).

Перенесение героев и сюжета старой сказки в другое время и другое место (например, Ганс-крысолов со своей волшебной дудочкой, звуки которой завораживают крыс, в современном городе так же "гипнотизирует" все автомобили и уводит их за собой в подземелье).

И это, конечно, далеко не все, что можно придумать.