Величина отражающая уровень профессиональной подготовки работника. Тарифная система оплаты труда. Основные стадии проведения поисковых НИР

Ордоньез Инесса

1. Главная задача инновационной стратегии:

а. концентрация государственных ресурсов на создании и распро­странении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;

б. управление процессами разработки и внедрения инноваций на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения адекватных методов организации и управления;

в. искать и использовать технологии, которые укрепят конкурентные преимущества;

г. укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновацион­ной деятельности.

2. Факторы, характерные для вариантов инновационного поведения компаний:

а. размер инновационной фирмы;

б. инновационные цели и источники инноваций

в. тип товара;

г. все перечисленное.

3. В отраслях, для которых характерна экономия на масштабах:

а. Основными источниками инноваций являются внутрифирменные отделы;

б. технологические изменения генерируются на стадии проектирования и создания

сложных производственных систем и продуктов;

в. технические изменения приходят исключительно от поставщиков оборудования и материалов;

г. технологические инновации возникают в основном в корпоративных лабораториях и сильно зависят от академических знаний и навыков.

4. Фирмы, которые могут быть классифицированы как специализированные поставщики:

а. являются, как правило, малыми, но при этом обеспечивающими существенный вклад в сложные производственные системы в форме оборудования, комплектующих, инструментов и программных продуктов

б. являются малыми предприятиями, на основе авторских разработок, защищенных патентами, производят переносной газовый анализатор;

в. возникли только 10-15 лет тому назад прежде всего в сфере услуг: финансы, розничная торговля, средства массовой информации, туризм и др.;

г. занимаются проектированием, разработкой и тиражированием высокотехнологичных решений для банков, а также предоставляют услуги в области IT- консалтинга, обучения и поставки оборудования

Ответы: 1-в,2-г,3-б,4-а

Тесты на 4 тему:

1. Основные стадии проведения поисковых НИР:

а. анализ имеющихся научных и технических разработок;

б. . возникновение идеи нового метода решения актуальных проблем

в. обоснование и экспериментальная проверка нового метода

г. все перечисленное.

2. На втором этапе инновационного процесса проводятся:

а. поисковые НИР;

б. прикладные НИР;

в. фундаментальные исследования

г. конъюнктурные исследования

3. Пробный маркетинг (маркетинг-тест) –

а. сложный комплекс разнохарактерных работ;

б. экспериментальные работы, направленные на определение способов воплощения теоретических результатов в

технических системах;

в. завершающий этап инновационного цикла и одновременно начало жизненного цикла товара;

г. стадия инновационного процесса, на которой товар и его маркетинговая программа проходят проверку в условиях, близких к рыночным.

4. Анализируя источники и природу инноваций, исследователи выделяют пять поколений (типов) моделей инновационного процесса. Первым подходом, который доминировал в 50-60-х гг. прошлого века, являлась модель:

а. научного толчка;

б. модель «спрос тянет»;

в. двойственная модель;

г. интегрированная модель.

Ответы: 1-г,2-б,3-г,4-а.

Савенко Нина

1. Сколько стадий имеет инновационный процесс?

2. К фактором, определяющим инновационное поведение фирмы не относиться?

А. Тип товара.

Б. Финансовый план.

В. Инновационные цели.

Г. Источники инноваций.

3. К какой из отраслевых траекторий инновационного развития относиться металлургические предприятия?

А. Отрасли с доминированием поставщика.

Б. Отрасли с эффектом масштаба.

В. Отрасли наукоемких продуктов.

Г. Отрасли специализированных поставок.

4. Интеграция – это____?

А. Объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними.

Б. Союз, объединение (например, государств, организаций) на основе формальных либо неформальных договорных обязательств.

В. Временное объединение компаний, банков на основе общего соглашения для осуществления капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа.

Г. Совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний.

5. Что может быть примером технологической интеграции?

А. Гибридный автомобиль.

Б. Сотрудничество для разработки элементов лайнера.

В. Сотрудничество в области моделирования нефтяных потоков в пористой среде.

Г. Сотрудничество в области медицины.

6. Какой из факторов не влияет на формы и характер НИС?

А. Размер страны.

Б. Природные ресурсы.

В. Особенности исторического развития.

Г. Потребительские предпочтения.

7. Для чего создаться Межфирменная научно-техническая кооперация?

А. Для совместного проведения научно – технических работ.

Б. для решения сложных технологических задач общими силами.

В. Для финансирования НИОКР.

Г. Все варианты верны.

8. Что не относиться к мотивам создания совместных предприятий?

А. Получение опыта в управлении.

Б. Восполнение недостатка финансовых средств.

В. Получение передовой технологии производства.

Г. Изменения корпоративной стратегии.

9. Что не относиться к основным отличиям интерактивной модели от линейной?

А. Не существует четкой грани между исследовательским и техническим трудом.

Б. Инновации стимулируются спросом.

В. Существует более одного прямого пути от исследования до коммерциализации инноваций.

Г. Результаты исследований используются в той или иной форме на

всех стадиях инновационного процесса.

10. Сколько выделяют основных стадий проведения поисковых НИР?

Г. Все варианты не верны.

Ответы:

Бергаль Ольга

1. Какова главная задача инновационной стратегии?

а) помочь фирме разбогатеть

б) помочь фирме стать самой влиятельной на рынке (компания-лидер)

в) искать и использовать технологии, которые укрепят конкурентные преимущества

г) производить, как можно больше новых товаров

2. Сколько существует основных технологических траекторий инновационного развития?

3. Последовательность взаимосвязанных действий, начинающихся с фундаментального научного исследования и заканчивающихся промышленным производством и распространением новой технологии называется:

б) Диффузия инноваций

в) НИР (научно-исследовательская работа)

г) Процесс создания и внедрения инновации

4. Какая страна производит меньше всего затрат на исследования и разработки?

а) Россия

в) Япония

г) Европейский Союз

Величина, отражающая сложность труда и квалификацию работника - это

а) Тарифный разряд

б) Тарифная ставка

в) Тарифная сетка

г) Тарифная система

1. Ст 143 ТК РФ дает понятие тарифной системы и называет все ее элементы. Она в большей части носит характер нормы-дефиниции.

2. Тарифная система представляет собой совокупность нормативов, при помощи которых производится дифференциация заработной платы различных категорий работников в зависимости от сложности, интенсивности, условий труда, природно-климатических условий выполнения работы. Она включает в себя следующие элементы: тарифные ставки, оклады (должностные оклады); тарифные коэффициенты; тарифную сетку.

Традиционно к тарифной системе относили также тарифно-квалификационные справочники работ и профессий; тарифно-квалификационные характеристики; локальный акт тарификации работ на основе оценки рабочих мест; районные коэффициенты к заработной плате, доплаты и надбавки, носящие компенсационный характер.

Часть 9 статьи 142 ТК РФ подчеркивает, что тарифные системы разрабатываются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, т.е. значение актов, содержащих квалификационные характеристики, сохраняется.

При разработке тарифной системы должны учитываться государственные гарантии по оплате труда, т.е. обязанность работодателя регулярно производить индексацию заработной платы, в повышенном размере оплачивать работу с особыми условиями труда, недопустимость установления оплаты труда ниже установленного федеральным законом минимума и др.

3. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих содержат квалификационные характеристики основных видов работ в зависимости от их сложности, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам работников. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих предназначен для тарификации работ (определения разряда их сложности) и присвоения разрядов рабочим. Он представляет собой сборник тарифно-квалификационных характеристик для всех профессий рабочих, сгруппированных в разделы по производствам и видам работ. На основе тарифно-квалификационного справочника определяется разряд работ и присваиваются разряды рабочим.

Порядок тарификации (отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда) определяется локальными нормативными актами.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих служит основой для дифференциации оплаты труда указанных категорий работников.

Тарифно-квалификационные справочники в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787 "О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" (СЗ РФ. 2002. N 44. Ст. 4399) разрабатываются Министерством труда и социального развития РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, и утверждаются Минтрудом России. Минтруд России определяет и порядок их применения.

В связи с возложением функций, ранее выполнявшихся Минтрудом России, на Минздравсоцразвития России именно это Министерство должно осуществлять эту деятельность.

В настоящее время применяются Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС в 1983 г. и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России 21 августа 1998 г. N 37 (Бюллетень Минтруда России. 1998. N 12).

4. Следующим элементом тарифной системы являются тарифные ставки. Они определяют размер оплаты труда работников соответствующих разрядов в единицу времени (час, день, месяц) - ч 6 ст 143 ТК РФ.

Тарифная ставка первого разряда - это размер вознаграждения за простой труд (труд низшего уровня квалификации), произведенный в единицу времени (день, час, месяц). Размер тарифной ставки первого разряда не может быть ниже минимального размера заработной платы, установленной законом.

Тарифные ставки первого разряда на практике обычно дифференцируются по формам оплаты (сдельная и повременная) и по отдельным профессиональным группам (с обычной и повышенной интенсивностью труда).

Тарифные ставки второго и последующих разрядов определяются умножением тарифной ставки первого разряда на тарифные коэффициенты соответствующих разрядов.

Наряду с тарифными ставками тарифная система включает оклады, а также должностные оклады для руководителей, специалистов и служащих.

Оклады могут устанавливаться и для рабочих. Должностные оклады (ежемесячный размер оплаты труда работника, устанавливаемый в соответствии с занимаемой должностью и квалификацией) устанавливаются в штатном расписании.

5. Важнейшим элементом тарифной системы является тарифная сетка. Она представляет собой совокупность квалификационных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, с помощью которых устанавливается непосредственная зависимость заработной платы рабочего от его квалификации.

Тарифные сетки имеют следующие параметры: число разрядов, диапазон сетки (соотношение тарифных коэффициентов крайних ее разрядов); межразрядные соотношения (абсолютное и относительное нарастание тарифных коэффициентов от разряда к разряду).

6. Тарифный разряд отражает сложность труда и требуемый от работника квалификационный уровень. Квалификационный разряд отражает уровень профессиональный подготовки работника. Эти разряды могут не совпадать в тех случаях, когда профессиональная подготовка работника ниже или выше той, которая требуется для выполняемой работы.

7. Часть 9 статьи 143 ТК РФ определяет порядок установления тарифных систем. Независимо от вида работодателя и формы собственности организации тарифные системы устанавливаются в едином порядке - коллективным договором, соглашением или локальным нормативным актом.

О выборе и соотношении указанных актов см. коммент. к ст. 135.

  • Предмет, метод и система российского трудового права
    • Предмет трудового права
    • Метод трудового права
    • Система отрасли трудового права и система науки трудового права
    • Соотношение трудового права и смежных отраслей права
  • Основные принципы правового регулирования труда
    • Понятие и значение основных принципов правового регулирования труда
    • Содержание основных принципов трудового права
  • Источники трудового права
    • Понятие источников трудового права, их классификация
    • Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
  • Субъекты трудового права
    • Понятие и виды субъектов трудового права
    • Гражданин (работник) как субъект трудового права
    • Регулирование трудовой правосубъектности граждан (работодателей и работников)
    • Работодатели (организации) как субъекты трудового права
    • Кооперативные организации как субъекты трудового права
    • Унитарное государственное и муниципальное предприятие как субъект трудового права
    • Трудовой коллектив организации как субъект трудового права
    • Профсоюзные и иные организации как субъекты трудового права
  • Правовое положение профсоюзов в сфере труда
    • Законодательное регулирование деятельности профсоюзов
    • Основные права профсоюзов и их классификация
    • Гарантии прав профсоюзов и выборных профсоюзных работников
    • Ответственность профсоюзов
  • Правовые отношения в сфере наемного труда
    • Понятия и виды правоотношений в трудовом праве
    • Содержание, возникновение, изменение и прекращение трудовых правоотношений
    • Социальное партнерство в сфере труда
    • Правоотношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников
    • Правоотношения по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением трудового законодательства
    • Правоотношения по рассмотрению трудовых споров
  • Коллективные договоры и соглашения
    • Понятие коллективного договора
    • Стороны коллективного договора и порядок его заключения
    • Содержание и структура коллективного договора
    • Реализация коллективного договора и контроль за его выполнением
    • Ответственность за нарушение коллективного договора
    • Социально-партнерские соглашения
  • Правовое регулирование занятости и трудовой договор
  • Основы правового регулирования занятости и трудоустройства
    • Законодательство о занятости населения
    • Правовое регулирование высвобождения работников
    • Правовой статус безработного
    • Пособия по безработице
    • Участие работодателей в обеспечении занятости населения
    • Трудоустройство граждан
  • Трудовой договор
    • Понятие и значение трудового договора
    • Общий порядок заключения трудового договора
    • Изменение трудового договора
    • Прекращение трудового договора
    • Оформление расторжения трудового договора. Выходное пособие
    • Защита персональных данных работника
  • Правовое регулирование организации и применения наемного труда
  • Рабочее время и время отдыха
    • Понятие, виды и нормы рабочего времени
    • Режим рабочего времени
    • Понятие и виды времени отдыха
    • Отпуска
    • Льготы работникам, совмещающим работу с обучением
  • Оплата и нормирование труда
    • Понятие оплаты труда
    • Минимальный размер оплаты труда
    • Тарифная система
    • Оплата труда руководителей, специалистов и служащих
    • Индексация оплаты труда
    • Оплата труда, применяемого в особых условиях
    • Системы заработной платы
    • Порядок, место и сроки выплаты заработной платы
    • Ограничение удержаний из заработной платы
    • Нормирование труда
    • Средний заработок и его исчисление
  • Гарантии и компенсации
    • Гарантии при направлении работников в служебные командировки и переезде на работу в другую местность
    • Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей
    • Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением
    • Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора
    • Другие гарантии и компенсации
  • Трудовой распорядок. Дисциплина труда
    • Понятие и значение дисциплины труда, методы ее обеспечения
    • Внутренний трудовой распорядок
    • Меры поощрения и порядок их применения
    • Дисциплинарная ответственность и ее виды
  • Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
    • Понятие профессиональной подготовки и переподготовки работников
    • Ученический договор
  • Охрана труда
    • Понятие охраны труда по трудовому праву
    • Права и обязанности работников и работодателей по обеспечению охраны труда
    • Требования охраны труда
    • Организация охраны труда
    • Обеспечение прав работников на охрану труда
    • Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету
  • Материальная ответственность сторон трудового договора
    • Понятие и виды материальной ответственности
    • Материальная ответственность работодателей перед работником
    • Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю: понятие и виды
  • Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
    • Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями
    • Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет
    • Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации
    • Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству
    • Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев
    • Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах
    • Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом
    • Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей - физических лиц
    • Особенности регулирования труда надомников
    • Труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
    • Особенности регулирования труда работников транспорта
    • Особенности регулирования труда педагогических работников
    • Особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей
    • Особенности регулирования труда работников религиозных организаций
    • Особенности регулирования труда других категорий работников
  • Защита трудовых прав работников
    • Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
    • Защита трудовых прав работников профессиональными союзами и самозащита
  • Разрешение трудовых споров
    • Общие вопросы разрешения трудовых споров
    • Рассмотрение индивидуальных трудовых споров
    • Рассмотрение трудовых споров в КТС
    • Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в суде. Подведомственность трудовых споров судам
    • Особенности рассмотрения трудовых споров работников отдельных категорий
    • Рассмотрение коллективных трудовых споров
  • Виды ответственности за нарушение трудового законодательства
    • Понятие и виды юридической ответственности
    • Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
  • Международное трудовое право
  • Международно-правовое регулирование труда
    • Нормы международного права
    • Источники международно-правового регулирования труда
    • Основные права человека в области труда
    • Занятость и трудоустройство
    • Условия труда
    • Правовое регулирование охраны труда
    • Социальное сотрудничество организаций работников и работодателей. Мирные способы разрешения трудовых конфликтов

Тарифная система

Тарифная система получила свое название от слова «тариф» - исходный размер оплаты труда определенного вида, характера, квалификации.

Тарифная система - это совокупность организационно-правовых норм (тарифов), установленных в коллективных договорах, тарифных соглашениях, а также централизованными нормативными актами в целях регулирования заработной платы соответствующих групп работников в зависимости от сложности и условий труда, значимости, интенсивности и характера производства, природно-климатических условий, в которых функционируют организации.

Применение тарифных ставок при оплате труда рабочих, предусмотренное ст. 143 ТК РФ, предполагает использование тарифной системы, на основе которой осуществляется регулирование соотношений в оплате труда по отдельным организациям, разнородным группам и категориям работников.

Тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.

Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты.

Тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.

Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.

Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.

Тарификация работ - отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.

Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом «Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих», «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом «Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих», «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

При дифференциации заработной платы в зависимости от сложности (квалификации) труда необходимо решить две важнейшие задачи:

  1. определить количественные соотношения в уровне оплаты труда рабочих разной квалификации, т.е. установить степень увеличения ставок в зависимости от сложности выполняемых работ - для этой цели разрабатываются тарифные сетки;
  2. распределить по установленным разрядам тарифной сетки все многообразие конкретных работ, выполняемых в различных отраслях промышленности, с учетом организационных и технических условий их выполнения - эта задача решается с помощью тарифно-квалификационных справочников.

Сочетание этих элементов дает возможность правильно учесть при оплате труда рабочих уровень их квалификации.

Тарифные сетки характеризуются следующими параметрами: числом разрядов; диапазоном сетки, т.е. соотношением тарифных коэффициентов крайних разрядов сетки; межразрядными соотношениями, т.е. абсолютными и относительными (в процентах) нарастаниями тарифных коэффициентов от разряда к разряду.

В настоящее время подавляющее большинство рабочих оплачивается по 6-разрядной сетке. Только там, где в тарифных сетках учитываются условия труда (тяжесть, вредность), число разрядов достигает восьми.

Каждому разряду сетки соответствует тарифный коэффициент , который показывает, во сколько раз тарифные ставки рабочих второго и последующих разрядов выше ставки рабочих первого разряда. Зная тарифную ставку первого разряда и соответствующие тарифные коэффициенты, можно определить ставку рабочего любого разряда.

Время подготовки кадров выражает то общее, что характерно для любого вида труда. Но для различных категорий рабочих это время неодинаково. Например, для подготовки квалифицированного рабочего оно складывается из времени общеобразовательной подготовки, специальной подготовки при данной системе обучения, практической работы по специальности, необходимой для полного овладения всем кругом обязанностей.

Основным инструментом в действующей тарифной системе является тарифно-квалификационный справочник, который предназначен для тарификации работ и присвоения разрядов рабочим и представляет собой сборник тарифно-квалификационных характеристик для всех профессий рабочих, сгруппированных в разделы по производствам и видам работ. С его помощью решается наиболее трудная задача сопоставления (соизмерения) разнообразных видов работ по степени их сложности и по уровню квалификации работников, которые должны выполнять работу той или иной сложности.

При присвоении рабочему разряда оценивается его квалификация, что во многом определяет размер оплаты его труда, так как чем выше разряд, тем больше тарифная ставка. Это особенно важно для рабочих-повременщиков, у которых заработная плата находится в прямой зависимости от отработанного времени.

В целях межрайонного регулирования оплаты труда работников вводятся районные коэффициенты к заработной плате, которые представляют собой показатели относительного увеличения заработной платы.

Районный коэффициент не образует новых ставок и окладов и применяется ко всему заработку за вычетом надбавок за работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, персональных надбавок, вознаграждения за выслугу лет и всех выплат, исчисляемых из расчета среднего заработка (оплата отпусков, выполнение государственных обязанностей и т.п.).

Районный коэффициент устанавливается по отраслям, а в ряде случаев - по отдельным предприятиям и организациям актами центральных органов государственной власти и государственного управления.

Кроме районного коэффициента для рабочих и служащих, занятых на работах в высокогорной, пустынной и безводной местностях, устанавливаются специальные коэффициенты.

Хотя ст. 143 ТК РФ устанавливает, что вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала организации определяют самостоятельно и фиксируют их в коллективных договорах, иных локальных нормативных актах, районные коэффициенты обязательны для сторон коллективного договора и работодателя организации независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности.

Межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы утверждаются Правительством РФ по согласованию с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей.

Тарифная система оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, устанавливается на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, утверждаемой в порядке, установленном федеральным законом, и являющейся гарантией по оплате труда работников бюджетной сферы. Тарифная система оплаты труда работников других организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда.

Работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором.

Порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и др.) в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами государственной власти соответствующего субъекта, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.

СТ 143 ТК РФ .

Тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе
дифференциации заработной платы работников различных категорий.

Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий
включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные
коэффициенты.

Тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей),
определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с
помощью тарифных коэффициентов.

Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации
работника.

Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной
подготовки работника.

Тарификация работ - отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным
категориям в зависимости от сложности труда.

Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с
учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения
утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами,
соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством
и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные
системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника
работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных
гарантий по оплате труда.

Комментарий к Ст. 143 Трудового кодекса РФ

1. В комментируемой статье дано легальное определение понятия "тарифная система оплаты труда" и ее элементов, которое ранее содержалось в ст. 129 ТК РФ, закреплены порядок тарификации работ и присвоения тарифных разрядов работникам, а также порядок установления тарифной системы работодателем.

Тарифная система оплаты труда представляет собой совокупность закрепленных в нормативных правовых актах, коллективных соглашениях и договорах правил, предназначенных для дифференциации заработной платы работников различных категорий, т.е. отражения в заработной плате содержания, сложности и условий труда, квалификации работника, особенностей производства и его природно-климатической среды. Она позволяет осуществить дифференциацию размеров оплаты труда в зависимости от его количества и качества, квалификации работника и сложности выполняемой работы, т.е. реализовать требования ст. 132 ТК РФ.

2. В соответствии с комментируемой статьей в структуру тарифной системы входят тарифные ставки (оклады, должностные оклады), тарифная сетка, тарифные коэффициенты. Для практического применения тарифной системы необходимы также тарифно-квалификационные справочники.

Тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени. В зависимости от избранной единицы времени различают часовую, дневную и месячную тарифную ставку. Тарифная ставка устанавливается в зависимости от сложности, интенсивности, условий труда, а также его экономической и социальной значимости. Основной расчетной величиной является тарифная ставка первого разряда, которая определяет минимальную оплату наиболее простого труда.

Оклад - это фиксированный размер месячной оплаты труда, который устанавливается руководителям, специалистам и служащим, а также тем рабочим, труд которых не поддается нормированию.

Для определения размера тарифной ставки второго и последующих разрядов применяется тарифная сетка. Она устанавливает соотношение в оплате труда в зависимости от сложности работ и квалификации работников. Параметрами тарифной сетки являются: число тарифных разрядов, тарифные коэффициенты, диапазон тарифной сетки. Первый разряд соответствует наиболее простым работам, последний - наиболее сложным.

Самой распространенной по числу разрядов является 6-разрядная тарифная сетка. В более сложных производствах используются 7-разрядная (нефте- и газодобыча, прокатное и трубное производство черной металлургии, железнодорожный транспорт и т.д.) и 8-разрядная (слесарные, слесарно-сборочные и сварочные работы, доменное и сталеплавильное производство, судостроение и судоремонт и т.п.) сетки.

3. Тарификация работ представляет собой отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.

Присвоение работникам тарифных разрядов производится в целях оценки квалификации работника и сложности выполняемой им работы, а квалификационных разрядов - в целях оценки уровня профессиональной подготовки работника.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам осуществляются на основании тарифно-квалификационных справочников. К тарифно-квалификационным справочникам относятся тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Порядок утверждения справочников утвержден Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787 "О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", а Порядок применения справочников - Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 9 февраля 2004 г. N 9.

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих.

До недавнего времени тарифно-квалификационные справочники, утвержденные в установленном порядке, носили обязательный характер. В настоящее время они являются рекомендательными.

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих состоит из ряда выпусков, посвященных отдельным отраслям и сферам производства. Каждый из выпусков принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и применяется во всех организациях, расположенных на территории РФ.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих утвержден Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 21 августа 1998 г. N 37. Он содержит два раздела: общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях (должности руководителей, специалистов и других служащих), и квалификационные характеристики работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях (должности руководящих, научных и инженерно-технических работников, общие для научно-исследовательских учреждений, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организаций; должности руководящих и инженерно-технических работников конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организаций; должности работников редакционно-издательских подразделений). Каждая квалификационная характеристика содержит три раздела: "Должностные обязанности", "Должен знать", "Требования к квалификации".

4. Основным принципом тарифного регулирования оплаты труда является осуществление разработки всех условий оплаты труда, включая определение размеров тарифных ставок и должностных окладов и их дифференциацию по разрядам, профессионально-квалификационным группам и должностям на локальном уровне. Тарифная система оплаты труда вводится в организации (за исключением финансируемых за счет бюджета) на основании коллективного договора, соглашений, действие которых распространяется на данную организацию, а также локальных нормативных актов. При этом должны соблюдаться государственные гарантии по оплате труда (см. ст. 130 ТК РФ и комментарий к ней).