Югославия 90 е годы. Что мы знаем о югославской войне? Причины конфликта между ссср и югославией

Югославия во время войны понесла огромные потери: погибло более 1.700 тыс. чел. - гораздо больше, чем в Англии, Франции и США вместе взятых. Оккупанты уничтожили или вывели из строя большинство предприятий металлургической, химической, текстильной промышленности, взорвали мосты, разрушили или повредили 223 шахты, все железнодорожные пути.

Уже в ходе военных действий стало ясно, что возврата к прежнему централизованному государственному строю в Югославии быть не может. В апреле-мае 1945 г были сформированы правительства Сербии, Хорватии, Македонии, Черногории, Боснии и Герцеговины, Словении. В Югославии был создан новый государственный аппарат 7 марта 1945 г Иосип Броз Тито сформировал в Белграде правительство, куда вошли только представители Национального комитета освобождения Югославии.

Провозглашение республики

Выборы в Учредительную скупщину (парламент страны) проходили под контролем коммунистов. 29 ноября 1945 г. Учредительная скупщина упразднила монархию и провозгласила Югославию федеративной народной республикой (ФНРЮ). 31 января 1946 г. Скупщина утвердила новую конституцию. Югославия провозглашалась федерацией шести равноправных республик - Сербии, Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины, Македонии, Черногории. В составе Сербии были образованы автономный край Воеводина и автономная область Косово-Метохия.

Укрепив свое положение, руководство коммунистической партии (КПЮ) ликвидировало оппозиционные политические организации. Драже Михайлович, бывший лидер четников и бывший министр обороны эмигрантского правительства в Лондоне, был обвинен в сотрудничестве с гитлеровцами и военных преступлениях и расстрелян. Так же поступили и с руководителем словенских коллаборационистов Рупником. Таким путем была стабилизирована политическая обстановка в стране.

Развитие экономики ФНРЮ

Еще в августе 1945 г. была проведена аграрная реформа. Устанавливался максимум земельного владения - 25-35 га. Все крупные землевладения, в том числе монастырские, церковные, банковские, без выкупа переходили в руки государства или частную собственность крестьян. Всего было изъято 1.566 тыс. га земли. Более половины из них получили крестьяне, а 270 тыс. - государство. В результате аграрной реформы было ликвидировано и помещичье землевладение.

Следующим этапом экономических преобразований явилась ликвидация частной собственности в промышленности. Все частные предприятия были национализированы за небольшой выкуп. В результате социалистический сектор в экономике стал господствующим. Крупная и средняя буржуазия были ликвидированы.

В Югославии начали внедряться плановые начала развития экономики. В феврале 1946 г была образована Союзная плановая комиссия; началась подготовка годичных и пятилетнего планов.

Экономическое строительство в Югославии началось успешно. Уже к 1947 г был достигнут довоенный уровень. В 1947-1951 гг. был осуществлен первый пятилетний план. Его задачами являлись индустриализация и электрификация Югославии, превращение ее из отсталой аграрной в индустриально-аграрную страну

Началось строительство новых промышленных предприятий, электростанций, шоссейных дорог, создавались новые отрасли промышленности, главным образом тяжелой. В деревне был взят курс на массовую коллективизацию.

Большие изменения происходили и в области культуры. Обучение в стране стало бесплатным; школа была отделена от церкви; возникли новые учебные заведения; шла ликвидация неграмотности.

В осуществлении планов экономического и культурного развития большую роль играла помощь Советского Союза. 11 апреля 1945 г. во время визита И. Броз Тито в Москву был подписан Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве.

Причины конфликта между СССР и Югославией

Однако впоследствии отношения между СССР и Югославией постепенно стали перерастать во враждебные.

Основой конфликта явились великодержавные тенденции в политике обоих государств. Югославское руководство претендовало на руководящую роль на Балканском полуострове. Оно пыталось разместить на территории Албании югославский авиаполк, а затем начало бурную деятельность по созданию балканской федерации, в которую должны были войти балканские страны. Многие внешнеполитические акции югославское правительство предпринимало без согласования с советским правительством, хотя между Югославией и СССР были подписаны протоколы о двухсторонних консультациях по всем важным международным вопросам, представляющим взаимный интерес.

Это вызвало раздражение Сталина. Из Югославии были отозваны все советские специалисты, помогавшие в строительстве промышленных предприятий и военных объектов.

К середине 1949 г. СССР практически прекратил экономические связи с Югославией. То же самое сделали и другие страны Восточной Европы.

После смерти Сталина в 1953 г. между двумя странами были восстановлены дипломатические отношения. Началось восстановление экономических и культурных связей.

Внедрение принципов «самоуправленческого социализма»

В начале 50-х годов Югославия переживала экономические трудности. Она испытывала недостаток средств для капиталовложений, остановились гигантские стройки, не хватало квалифицированных кадров.

В этих условиях руководство Югославии решилось на коренные изменения в экономической структуре страны. Были разработаны новые формы, структуры и методы экономического и политического управления, которые были названы «самоуправленческим социализмом». Он был близок к рыночной экономике. Предприятиями стали руководить рабочие советы, которые сами создавали производственные планы, осуществляли контроль за их реализацией, заботились о трудовой дисциплине, распределяли чистый доход предприятия между работниками, тогда как государственные планы намечали лишь общие принципиальные направления.

На местах вводилось самоуправление. Местные органы избирались на демократической основе. Народные комитеты состояли из двух палат- одна избиралась всем населением, вторая представителями производительных сил, которые должны были решать производственные вопросы местного масштаба. Колхозы были распущены. Разрешалась свободная продажа и аренда земли, использование наемной рабочей силы. Вместе с тем уменьшался размер земельного владения до 10-15 га, чтобы предотвратить рост крупного землевладения.

В январе 1953 г. был принят Конституционный закон, по которому преобразования в общественном и политическом устройстве ФНРЮ проводились в соответствии с «самоуправленческим социализмом». Высшим органом государственной власти становилась Союзная народная скупщина в составе двух палат’ Союзного вече и Вече производителей. Союзная народная скупщина избрала И. Броз Тито президентом страны и главой правительства. ФНРЮ отказывалась от тоталитаризма.

Итоги развития страны в 50-60-е годы

Преобразования благотворно сказались на экономической, политической и социальной жизни страны. К концу 50-х годов объем промышленного производства вырос в 3 раза по сравнению с Довоенным уровнем, а продукция сельского хозяйства увеличилась на 40%. Увеличились производство электроэнергии и добыча нефти. Быстро росла доля продукции электротехнической, химической, металлургической отраслей промышленности. Наблюдался подъем жизненного уровня населения. Югославская промышленная продукция стала конкурентоспособной на мировом рынке.

В 1965 г. в Югославии была завершена индустриализация страны. Промышленность и строительство давали вместе 55% национального дохода. Большое развитие получила машиностроительная промышленность, продукция которой получила доступ на мировой рынок. В 1962 г. в Скопье началось строительство крупнейшего на Балканах металлургического комбината.

В 1966-1970 гг. в соответствии с реформами был изменен курс динара, экспорт и импорт стали осуществляться непосредственно самими предприятиями при минимальном контроле со стороны государства. Экономика страны приспосабливалась к условиям внешнего рынка. Реформы привели к дальнейшему расширению прав предприятий. Работа предприятия определялась по качеству, рентабельности и конкурентоспособности продукции на мировом рынке. Новые предприятия строились по новой передовой технологии. Свободный рынок начал господствовать в югославской экономике. Темпы промышленного развития к началу 80-х годов замедлились, но качество югославской промышленной продукции повысилось и страна стала играть заметную роль в европейских экономических отношениях.

Рост сепаратистского движения

Между тем развитие рыночного хозяйства и расширение прав республик привели к росту сепаратистского движения. В начале 70-х годов обострилась политическая ситуация в стране. Активизировались националистические силы. Осенью 1971 г в Хорватии вспыхнули крупные волнения. Их участники требовали создания независимого самостоятельного государства.

В феврале 1974 г. была принята конституция страны, которая ограничивала права союзных республик. В Хорватии, Сербии и Воеводине представители националистических организаций были отстранены от руководства государственными органами. В мае 1974 г. президентом страны без ограничения срока был избран И. Броз Тито.

Причины спада экономики

Вскоре в стране начались и экономические трудности, Снизились темпы экономического роста, выросла инфляция, продолжался рост цен. Около 1 млн югославов выехали в Европу в поисках работы. Снизился жизненный уровень населения, начались перебои в снабжении рынка товарами первой необходимости, участились забастовки.

Главной причиной экономических трудностей была огромная задолженность Югославии западным странам. Долг страны в 1980 г. составил 40 млрд долларов, а у Югославии не было источников покрытия долгов.

Политическая ситуация в Югославии во многом была связана с личным авторитетом президента И. Броз Тито. Он был главой государства и партии, признанным народным героем, борцом против фашизма и тоталитаризма, руководителем Движения неприсоединения. Его влияние как внутри страны, так и на международном уровне было значительным. Он крепко держал нити управления государством и партией в своих руках в течение 35 лет. 4 мая 1980 г. он скончался на 88-м году жизни, оставив после себя тяжелое наследие.

Броз Тито Иосип (1892-1980) - председатель правительства ФНРЮ (1946-1963), президент Югославии с 1953 до 1980 г. С 1948 г. выдвинул собственную модель развития страны, отказавшись следовать линии СССР. Один из лидеров Движения неприсоединения.

Экономическое положение продолжало ухудшаться. Идея «самоуправленческого социализма» оказалась на практике неэффективной. Попытка после Тито произнести корректировку развития народного хозяйства с опорой на собственные силы привела к дальнейшему Усилению кризисных явлений. Новое руководство вновь было вынуждено обратиться за помощью: в 1983 г Югославия получила от европейских стран и коммерческих Данков кредит на сумму более 4 млрд долларов. Ей было также отсрочено погашение прежних кредитов. Югославия окончательно попала в полную зависимость от международного капитала.

Распад Югославии. Гражданская война и ее итоги

Но новые кредиты не изменили положения. В конце 80-х годов экономика Югославии была охвачена новым витком кризиса.

В июне 1991 г. Хорватия и Словения провозгласили себя суверенными республиками. Поспешное признание их независимости западными странами привело к провозглашению независимости Македонии, а в январе 1992 г - Боснии и Герцеговины.

Сербия начала борьбу за сохранение единого югославского государства. Председатель сербской социалистической партии (ССП) Слободан Милошевич (род. в 1941 г.) в мае 1989 г был избран президентом Сербской республики, а выборы в декабре 1989 г принесли победу его партии. ССП стала проводить политику великодержавного шовинизма с целью сохранения единого югославского государства под управлением сербов.

По приказу из Белграда федеральные вооруженные силы попытались свергнуть новое правительство Хорватии, но натолкнулись на сопротивление. Одновременно завязалась кровавая схватка в Боснии и Герцеговине между мусульманами, сербами-христианами и хорватами. В Югославии начались военные действия. Война в Хорватии длилась 5 месяцев, ее итог - 5 тысяч убитых и 500 тысяч беженцев.

В итоге событий в Югославии 10 тысяч человек бежали от расправы в Венгрию, десятки тысяч нашли приют в странах Западной Европы.

В 1991 г. была отменена автономия края Косово, где преобладало албанское население. Это вызвало активизацию национального движения в Косово за возвращение автономии.

В 1992 г. Сербия и Черногория образовали Союзную Республику Югославию. Национальное движение в Косово нарастало. В ответ на это правительство Югославии начало применять репрессии. Западные державы потребовали ввести на территорию Косово войска НАТО, чтобы установить мир. Отказ С. Милошевича дать согласие на это привел в марте 1999 г. к крупномасштабным военно-воздушным операциям НАТО против Сербии. Только под военным давлением в сентябре 1999 г правительство Югославии дало согласие на ввод войск НАТО на территорию Косово.

В сентябре 2000 г С. Милошевич провел всеобщие парламентские выборы с целью укрепления своей власти. Выборы были сфальсифицированы, и было объявлено о победе ССП. В знак протеста начались массовые выступления. Этим воспользовались оппозиционеры во главе с В. Коштуницей, которые пришли к власти. С. Милошевич был арестован и 28 июня

2001 г выдан Международному трибуналу ООН по делам Югославии в Гааге, где ему было предъявлено обвинение в военных преступлениях.

После выдачи С. Милошевича США предоставили Югославии кредит, Совет безопасности ООН снял санкции против нее. В марте 2002 г. Югославия была преобразована в Федерацию Сербии и Черногории. Приход к власти демократов не смог остановить процесс ухудшения политического и экономического положения. В 2003 г инфляция составила 42%, безработица выросла до 30%. Демократические реформы были приостановлены. На выборах в 2003 г. демократическая коалиция во главе с В. Коштуницей проиграла.

Резюме

Огромные потери в годы Второй мировой войны (погибло более 1 млн 700 тыс человек), уничтожена вся промышленность
7 марта 1945 г. - сформировано правительство во главе с Иосипом Броз Тито
11 ноября 1945 г. - выборы в парламент страны - Учредительную скупщину
29 ноября 1945 г. - упразднение монархии и провозглашение ФНРЮ
31 января 1946 г. - принятие конституции ФНРЮ, провозглашение федерации в составе Сербии, Хорватии,
Словении, Боснии и Герцеговины, Македонии, Черногории
февраль 1946 г. - образование Союзной плановой комиссии
национализация предприятий (за выкуп), господство государственного сектора в экономике
1947-1951 гг. - осуществление первого пятилетнего плана
1949 г. - разрыв дипломатических отношений с СССР и другими социалистическими странами
1953 г - восстановление дипломатических отношений с СССР
строительство «самоуправленческого социализма» - переход на рыночные отношения, демократические основы управления, отказ от тоталитаризма
конец 50-х годов - крупные экономические успехи, подъем жизненного уровня населения
1965 г. - завершение индустриализации страны
1971 г. - начало сепаратистского движения за образование самостоятельных государств (Хорватия)
1974 г. - принятие конституции страны, ограничивающей права союзных республик
экономические трудности (большой внешний долг, инфляция, рост цен, безработица)
4 мая 1980 г - смерть И. Б. Тито
1983 г. - страна в полной зависимости от иностранного капитала
1991 г. - Хорватия, Словения и Македония объявляют себя независимыми республиками
январь 1992 г. - независимость провозглашает Босния и Герцеговина
Сербия начинает борьбу за сохранение единого государства (С. Милошевич)
гражданская война
национальное движение в Косово за автономию Ф сентябрь 1999 г. - ввод войск НАТО
2002 г. - Югославия преобразована в Федерацию Сербии и Черногории

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

Югославия в 50-90-х годах Обновлено: Декабрь 7, 2016 Автором: admin

Символом крайнего обострения угрозы межнациональной розни стала судьба Югославской федерации. Начался демонтаж социалистической государственности, итогом которого стали декларации 1991 г. о национальном суверенитете Хорватии и Словении. После столкновений с отрядами местной самообороны югославская армия отступила за пределы Словакии. Сепаратизм хорватского руководства Ф. Туджмана вызвал создание вооруженных отрядов сербского населения. Началась гражданская война. С помощью миротворческих сил ООН удалось приостановить развитие конфликта. Более мирно произошло отделение Македонии. В начале 1992 г. в ответ на проведение референдума о независимости Боснии и Герцеговины сербское население провозгласило Боснийскую Сербскую Республику. Это стало поводом к военным действиям между вооруженными формированиями 3-х общин (сербской, хорватской, мусульманской). Косвенно в конфликт были втянуты Хорватия и новая Югославская федерация, образованная в апреле 1992 г. Сербией и Черногорией. Запад стал поддерживать хорватские силы, мусульманские страны Ближнего и Среднего Востока - мусульман. Был создан антисербский фронт. При фактической поддержке авиации НАТО хорватским формированиям удалось уничтожить сербскую автономную республику. В ответ началось наступление сербов против мусульманских формирований в Боснии. Но лидер Югославии (СРЮ) С.Милошевич стал склонятся к компромиссу с Западом. В ноябре 1995 г. В.Туджман, С.Милошевич и мусульманский президент Боснии А.Изетбегович подписали договор о разграничении этнических зон в Боснии. "Голубые каски" ООН блокировали сопротивление местных сербских сил. Дейтонские соглашения 1995 г. означали создание двуединого государства Боснии и Герцеговины - Хорвато-мусульманской федерации и Республики Сербской. К концу 80-х гг. резко обострился давно развивавшийся Косовский кризис. Действия албанских сепаратистов активизировались после урезания прав автономии края Косово. В ответ на нападения косовских (албанских) боевиков на сербскую полицию сербские власти применили силу. НАТО 24 марта 1999 г. нарушив нормы международного права, начали бомбардировку Югославии. СБ ООН подтвердил свою приверженность суверенитету и территориальной целостности СРЮ и территориального самоуправления для Косово. Югославия обязывалась прекратить насилие в Косово и начать поэтапный вывод войск и полицейских формирований. Боевики из "Армии Освобождения Косово" должны были разоружаться. С отводом войск Сербии из Косово албанцы начали изгонять из родных мест местных сербов. Албанские боевики активизировались и в соседней с СРЮ Македонией, спровоцировав военные действия. В июне 2006 года получил независимость Черногория.

5. Особенности становления независимых государств на "постъюгославском"пространстве

7. Особенности трансформации стран Востока в 1-ой пол XX в

26. Япония в период стабильного роста и экономического кризиса 70-х

В течение 70-х годов Япония стояла перед лицом экономических и экологических трудностей, вызванных нефтяным кризисом. В марте 1981 г. была создана вторая временная комиссия для проведения реформ. Задачами её были пересмотр механизмов госуправления, проведение исследований и составление рекомендаций в помощь правительству. Конечный доклад комиссии был представлен в марте 1983 г. Главной целью реформы было восстановление финансового здоровья путём снижения расходов без повышений налогов. Два вопроса - создание обеспеченного общества и благоприятное содействие мировому сообществу - были определены в качестве целей правительства. Дополнительно были поставлены ещё четыре цели: реагирование на изменения и адаптация к ним, сохранение последовательности в политике, повышение эффективности совершенствования правительственных действий, приобретение доверия народа. Большинство этих целей были достигнуты.

Этническая напряженность растет. Неонацистские организации вооружаются.

Демографическая ситуация обостряет эту проблему.

Прежде всего, на юге страны постоянно происходят кровавые столкновения между различными этническими группами. Кроме того, в ближайшие годы, как ожидается, в Россию приедут десять миллионов мигрантов, об этом пишет немецкая Die Welt.

Нападавшие приехали на автомобилях в отдаленную деревню Сагра на Урале, и их было, судя по всему, не менее 60 человек. Все они - этнические азербайджанцы. В руках у них были цепи, ножи и огнестрельное оружие. По дороге они встретили пару подростков, которых они стали оскорблять, а затем избивать. Жители деревни спрятались в своих домах. Никто не знал, что будет дальше. В конечном итоге дорогу им преградила горстка смелых русских мужчин. "Что нам оставалось делать? Мы должны были защищать свою деревню", - скажут они позже при составлении полицейского протокола. Началась массовая драка, и жителям деревни удается отбросить нападавших. В России любят подобного рода истории о героической борьбе против агрессивных непрошенных гостей, и сообщения об этом случае опубликовали все российские газеты. Уже в школе детям рассказывают истории о том, как в свое время московские князья защищали христианский Запад от монголов, о том, как царь Александр изгнал Наполеона, а Красная Армия – гитлеровских палачей. Все это часть российского самосознания – в конце побеждают хорошие люди, то есть мы. Но кто был здесь на самом деле хорошим?..

Столкновения в Сагре произошли после того, как жители деревни с применением силы изгнали одного азербайджанца. Говорят, он торговал наркотиками, однако позднее полиция это не подтвердила. В адрес других азербайджанцев в деревне звучали расистские оскорбления. Потасовка закончилась тем, что "защищавшиеся" жители деревни застрелили одного из нападавших. Этот убитый стал в этом году в России 15 жертвой с расистской подоплекой. Тем не менее географ из американского Рэдфордского университета Григорий Иоффе, изучающий российское миграционное общество, считает: "Произошедшие беспорядки являются всего лишь предвестниками того, что будет происходить в будущем".

В настоящее время в России проживают 12 миллионов иммигрантов – больше их только в Соединенных Штатах. В основном это выходцы из бывших советских республик Средней Азии и Кавказа. Против этих приезжих и направлена ненависть местного населения. При этом часто не делается никакого различия между собственно мигрантами и представителями различных этнических меньшинств Российской Федерации.

Проведенные опросы показывают, что более половины россиян охотно поддержали бы выдворение определенных этнических меньшинств из страны. Расистские оскорбления на улице стали уже привычным делом. "В школе меня часто называли иностранцем или черным", - так говорит 24-летний армянин Артур Карапетян о своем детстве в России. Многие россияне считают, что иностранцы отнимают у них рабочие места. Если прогуляться по улицам Москвы, то нетрудно будет заметить, насколько непропорционально сотрудники полиции проверяют людей с нерусской внешностью. Неправительственная организация "Сова", выступающая в защиту прав мигрантов, приводит в качестве примера показательный случай. В прошлом году армянин, на которого напали четверо русских хулиганов, использовал для защиты разбитую бутылку. Кода появились представители полиции, они отпустили русских и задержали армянина.

Когда во время футбольных матчей мяч попадает к чернокожему игроку, из рядов болельщиков раздается такой вой, что не слышно даже свистка судьи. Бразильская суперзвезда Роберто Карлос недавно покинул футбольное поле, качая головой, после того как уже не в первый раз рядом с ним оказался брошенный кем-то из болельщиков банан. Есть также примеры того, как руководство страны использует в своих интересах существующие в народе расистские настроения и иногда даже их провоцирует. В начале 2009 года, когда Россия со всей силой почувствовала последствия финансового кризиса, премьер-министр Владимир Путин переложил часть вины на незаконных мигрантов.

В прошлом десятилетии насилие на расовой почве стало составной частью российской жизни. В 2008 году ежемесячно в России в результате расистских нападений погибали девять человек. Правые радикалы сформировали военизированные группировки, они носят форму и проводят в подмосковных лесах занятия по стрельбе. "Праворадикальные идеи пользуются особой популярностью среди молодых людей, - считает руководитель "Совы" Александр Верховский. Основная масса российских неонацистов – это школьники и студенты.

Два года назад президент Дмитрий Медведев объявил о начале борьбы против правого радикализма. Некоторые неонацисты были арестованы, праворадикальные организациями запрещены. С того времени количество насильственных действий на расистской почве постоянно уменьшается. В других сферах также отмечаются положительные сдвиги. В прошлом году в селе Новозавидово в поселковый совет был избран Жан Грегуар Сагбо (Jean Gregoire Sagbo), и он стал первым уроженцем Африки на такого рода официальной должности.

Однако эти успехи носят поверхностный характер, поскольку сокращение насилия на почве расизма не является выражением изменения настроений среди населения страны. "Меньше насилия стало просто потому, что большинство праворадикальных преступников оказалось за решеткой", - считает Верховский. По его словам, Москва ничего не смогла изменить в ситуации, связанной с проявлениями расизма. Медведев недавно заявил, что принятых мер недостаточно, и нужно бороться против причин возникновения расизма. Однако пока в этом отношении ничего не сделано.

Недавно премьер-министр Путин встретился с представителями различных меньшинств и сообщил им о том, что он создаст специальное ведомство по разрешению национальных конфликтов. Однако его полезность вызывает сомнение. "Правительство не в состоянии решить эту проблему", - подчеркивает Верховский. Слишком глубоко, по его мнению, укоренились в российском обществе ксенофобские настроения.

Советский Союз пытался использовать в этих целях идею "дружбы народов". Но она перестала существовать вместе с коммунизмом. Новая Россия продолжает оставаться многонациональным государством, но все больше рассматривает себя как национальное государство русского народа. Война против исламско-кавказских чеченцев в республике, расположенной в юго-западной части страны, только усилила эти настроения. В школах историю России преподают исключительно как историю русского народа. А такие меньшинства как татары или башкиры предстают в учебниках как враги. Очень характерной была реакция в прошлом российского руководства на проявления расистских настроений – призывов к терпимости не было, а была программа по укреплению однородной русской доминирующей культуры.

При этом агрессивная национальная гордость уже давно представляет собой угрозу для внутренней безопасности. Несмотря на все меры правительства в декабре 2010 года состоялась крупнейшая расистская манифестация в истории страны. В течение многих часов примерно 6000 неонацистов терроризировали центр города и избивали иностранцев. Поводом для этого послужило убийство русского футбольного болельщика бандитами с Северного Кавказа. Недавно в Москве начался судебный процесс по этому делу. Если приговор не устроит правых радикалов, дальнейшие беспорядки гарантированы. В настоящее время кровавые столкновения регулярно происходят в кавказской провинции Дагестан. "Этническая напряженность в России уже сейчас достигла такого уровня, как это было в Югославии в 90-е годы", - утверждает исследователь проблем мигрантов Григорий Иоффе.

Потенциал напряженности будет, скорее всего, увеличиваться в результате влияния демографических факторов. Русское население сокращается с пугающей быстротой. Уже сейчас русских стало на 7 миллионов меньше, чем в 1992 году. Причина этого – низкий уровень рождаемости. К 2026 году работоспособное население страны сократится на 17 миллионов человек, то есть на 25%. Иоффе считает, что в этот же период времени в страну приедут около 10 миллионов новых мигрантов. "Нехватка рабочей силы будет притягивать их как магнит", - отмечает он. Находящейся в сложном положении российской экономике необходим приток мигрантов, однако никто не знает, каким образом на это будет реагировать местное население. На юге страны русские во многих местах уже составляют меньшинство. Исследователь Иоффе наблюдал, как в Ставропольском крае русские начинают уезжать, как только они становятся меньшинством. "Многие открыто говорят о том, что их беспокоит судьба страны", - подчеркивает этот эксперт. И между представителями различных меньшинств также растет напряженность.

Вариант решения этой дилеммы пока не просматривается. Правозащитник Верховский советует провести реформу учебных планов и признать многокультурный характер истории России. Расизму можно было бы также противопоставить более эффективный закон, направленный против дискриминации. Но Верховский далек от оптимизма. Эксперт в области миграции Иоффе также не видит возможного варианта решения. "Может быть, насилие должно прежде достичь определенного уровня для того, чтобы люди осознали, что они делают", - считает он. На вопрос о том, что это за уровень, он ответа не дает.


Первые признаки распада Югославии на отдельные республики появились в этом федеративном государстве сразу же после смерти в 1980 г. общепризнанного лидера страны и героя освободительной борьбы против фашистских захватчиков Иосипа Броз Тито. Своим авторитетом и тонкой политикой ему удавалось сглаживать противоречия между хорватами, сербами, боснийцами, македонцами, словенцами, косовскими албанцами и другими этническими группами этой многонациональной страны.

Однако к концу 80-х гг. ситуация в корне изменилась, что и привело к распаду Югославии. В январе 1990 г. компартия Югославии отказалась от монополии на политическую власть в стране и провозгласила переход к рыночной экономике. Одновременно радикально настроенные сербские националисты провозгласили план создания Великой Сербии, то есть объединения всех сербов, проживающих за пределами одноименной республики. При этом они признавали право на отделение только за хорватами и словенцами, не распространяя его на другие народы многонациональной Югославии. Это и положило начало межэтническим конфликтам в этой стране.

На первых свободных выборах в Югославии в 1990 г. президентом был избран лидер Сербской социалистической партии С. Милошевич, выступивший за сохранение доминирующего положения сербов на территории Югославии. Это событие вызвало болезненную реакцию в других республиках и вскоре там стало нарастать недовольство позицией Сербии и участились требования провозглашения независимости. Так, например, Словения заявила об этом еще 23 декабря 1990 г. после проведения плебисцита.

В мае 1991 г. Президиум Скупщины Югославии предоставляет особые полномочия Югославской национальной армии для проведения военных действий в Хорватии. Тем самым был фактически отменен государственный контроль над действиями армейского командования, что привело к усилению военного конфликта и нарушения законности. В сентябре 1991 г. независимой республикой провозглашает себя Македония. В октябре за ней последовала союзная республика Босния и Герцеговина

Принятая в 1990 г. конституция Сербии свела правовой статус края к территориальной и культурной автономии, лишив его всех элементов государственности. В знак протеста албанцы начали компанию гражданского неповиновения: создавались параллельные структуры власти (подпольный парламент и правительство), албанские учителя отказывались следовать новой школьной программе и начали учить по албанской школьной программе в подполье. В условиях подполья занимался и албанский университет. В результате весь край разделился на два параллельных общества – албанское и сербское. Каждое имело свою власть, свою экономику, свое просвещение и культуру. В официальной экономике несомненно доминировали албанцы, используя частные фирмы и частный капитал. В политической структуре были представлены исключительно сербы, т.к. албанцы бойкотировали выборы. В сентябре 1991 г. албанцы провели референдум о независимости Косово и создании независимой республики и все высказались “за”. 24 мая 1992 г. состоялись выборы президента и парламента, сербы не участвовали, а албанцы выбрали президентом Ругову.

Летом 1991 г. Югославия начала распадаться. Из нее вышли и провозгласили независимость Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония. В составе Югославии остались Сербия и Черногория. В момент отделения Хорватии, Боснии и Герцеговины жившие там сербы заявили о своем стремлении выделиться из них и присоединиться к Сербии. Конфликт принял вооруженный характер. В ходе конфликта проводились “этнические чистки”, выселение с захваченных территорий других народов. Уже к началу 1993 г. в этом конфликте погибло более 160 тысяч человек.

Гражданская война возобновилась, и теперь мусульмане и хорваты обычно вместе воевали против сербов. 18 марта 1994 г. представители мусульман и хорватов подписали в Вашингтоне соглашение о создании Мусульмано-Хорватской Боснийской федерации со столицей в Сараево. Однако часть мусульман, так называемые автономисты во главе с Фикретом Абдичем, не признали это решение и создали на крайнем западе Боснии фактически независимую республику со столицей в городке Велика Кладуша. 27 ноября 1994 г. автономисты при поддержке сербов заняли Бихач, вытеснив оттуда войска, подчинявшиеся Изетбеговичу.

На третьем этапе гражданская война охватила, помимо Боснии и Герцеговины, Хорватию. 25 января 1995 г. обе самопровозглашенные сербские республики – в Боснии и в Хорватии – заключили военный союз. Боснийские хорваты в ответ в тот же день объявили Франьо Тужмана «президентом всех хорватов». В апреле боевые действия охватили значительные территории Боснии и Хорватии. 5 августа 1995 г. хорватская армия заняла Книн. Сербская республика в Хорватии была ликвидирована, более 250 тыс. сербов переселились из Крайны в Сербию и Боснию.

В 1997г. на заседании союзного парламента СРЮ президентом был избран Милошевич. В параллельных выборах в 1997г. в Косово был выбран “президент” Ибрагим Ругова (непризнанный), который отстаивал мирный путь приобретения независимости. Косовары (косовские албанцы) могли выбрать до 40 парламентариев из 250 участников союзного парламента (Скупщина), но не участвовали, т.к. после ликвидации автономии взяли курс на приобретение независимости. Была образована Освободительная Армия Косово (ОАК), с ними вели борьбу вооруженные силы Югославии, начались этнические чистки.

К 1998 г. среди косовского руководства стал заметен раскол, который обозначил тенденцию усиления позиций радикалов.

Тем временем белградская оппозиция режиму С. Милошевича стала проводить бессрочные акции протеста и требовать демократических преобразований, а Черногория - последняя союзница Сербии – фактически стала независимым от Белграда государством. В октябре 2000 г. в Сербии прошли президентские выборы, победу на которых одержал представитель оппозиционных сил Воислав Коштуница. Выборы сопровождались массовыми выступлениями противников С. Милошевича, протестующих против фальсификации итогов выборов со стороны правящего режима.

В 1990 г. Ф. Туджман сделал ставку на национализм и вскоре вывел республику Хорватию из состава Югославии. В начале 1992 г. в Хорватии и других республиках бывшей Югославии начинается размещение миротворческих сил ООН. Мировое сообщество квалифицировало проводимые сербами этнические чистки (насильственное выселение из мест проживания косовских албанцев, хорватов, боснийцев и др.) как военные преступления, а Совет Безопасности ООН создал Трибунал для расследования преступлений на территории бывшей Югославии, - первый международный трибунал после Нюрнбергского. В сентябре 1995 г. в Женеве члены «Контактной группы» подписывают соглашение об основных принципах заключения мирного договора между воюющими сторонами в Боснии и Герцеговине, однако в последующие дни наступление мусульман против сербов продолжилось, что привело к уменьшению контролируемой ими территории.

Парламентские выборы 1996 г. прошли под знаком ожесточенной борьбы хорватских националистов против сербов, в результате чего количество последних в Хорватии уменьшилось более чем в 3 раза. Международный трибунал в Гааге выдвинул обвинения против многих граждан Хорватии в участии в военных преступлениях и потребовал прекратить насилие.

Созданное Ф. Туджманом и правившее долгие годы Хорватское демократическое содружество (ХДС) распалось после смерти лидера, а на первое место вышли оппозиционные партии социал-демократов и социал-либералов, которые вместе с другими мелкими группами могут составить очередную правящую коалицию в Хорватии.

Еще более сложное положение сложилось в конце 90-х гг. в соседней Боснии и Герцеговине (БиГ). В конце 1990 г. первым президентом Боснии и Герцеговины стал лидер Мусульманской партии демократической акции (МПДА) Алия Изетбегович, который с самого начала взял курс на создание унитарного исламского государства, что вызвало возмущение проживавших в республике хорватов и сербов. В результате острых и во многом непримиримых противоречий на территории Боснии разгорелась гражданская война, конец которой был положен только в середине 90-х гг.

После подписания в декабре 1995 г. Дейтонских соглашений, Босния и Герцеговина была разделена на два национальные образования – мусульманско-хорватскую федерацию и Республику Сербскую. Фактически же продолжает существовать и третья часть – хорватское государственное образование Герцог-Босна, у которого до сих пор сохраняются серьезные противоречия с лидерами мусульманской общины Боснии.

С середины 90-х гг. Запад отчаянно пытается наладить нормальные отношения между сербами, хорватами и мусульманами в рамках единого государства, и пока ему удается поддерживать мир в этой стране, чего нельзя сказать о наведении порядка в социально-экономической жизни. Вся полнота власти в республике по-прежнему находится в руках миротворческих сил ООН, которые опираются на НАТО и по своему произволу назначают и снимают избранных народом политических деятелей. А о передаче власти законно избранному правительству Боснии и Гегрцеговины пока и речи быть не может. Многие наблюдатели отмечают, что подобный режим «многонационального государства» больше напоминает коллективный неоколониализм западных держав по отношению к формально суверенному государству.

Положение осложняется еще и тем, что духовным лидером боснийских сербов по-прежнему остается Радован Караджич, которого Международный трибунал в Гааге обвиняет в совершении тяжких преступлений против мусульман в период острой вооруженной борьбы в 1992-1996 гг.

Одной из самых слаборазвитых республик бывшей Югославии по-прежнему остается Македония. Провозгласив в сентябре 1991 г. полную независимость от Югославии, она так и не смогла начать широкомасштабные реформы, довольствуясь лишь полумерами. Македонские власти делают все возможное, чтобы раз и навсегда избавиться от непрошеных гостей и направить освободившиеся ресурсы на хозяйственное развитие страны. С этой целью многих беженцев из Косово встречают на границе, усаживают в автобусы и отправляют обратно в Косово или в Албанию.

Подобная практика вызвала серьезные дипломатические демарши со стороны Албании, но македонцы стараются не обращать на это внимания. Президент Македонии Киро Глигоров отверг все нападки Албании и неустанно повторял, что экономика небольшой бедной страны не выдержит многотысячного натиска беженцев. В конце 90-х гг. поток беженцев из Косово в Македонию еще больше увеличился. Каждые сутки границу переходило до 8 тысяч человек, а общее количество косоваров на территории Македонии превысило 210 тысяч.

До начала натовских бомбардировок Югославии албанцы в этой стране составляли около 25 % населения, а в 2000 г. их количество возросло до 35%. При этом около 100 тысяч косоваров растворилось в других районах Македонии и отнюдь не собираются возвращаться на родину. Руководство Македонии и большинство населения этой страны опасаются, что с ними может произойти то же, что уже произошло с сербами. При определенных обстоятельствах косовские албанцы станут просто-напросто вытеснять македонцев и требовать для себя широкой автономии.

Впоследствии все эти опасения оказались вполне обоснованными. Весной 2001 г. албанские боевики развернули вооруженное наступление на правительственные силы Македонии, развязав против нее полномасштабную войну. Миротворческие силы НАТО предпочли не ввязываться в этот конфликт, но все же своим присутствием сдерживают агрессивные посягательства косоваров на часть македонской территории. Албанские партии в Македонии откровенно потребовали от властей изменения конституции и признания албанского меньшинства «равноправной нацией государства», что, несомненно, было бы первым шагом к расколу страны и началу гражданской войны

В мае 2001 г. в столице Албании Тиране прошла очередная встреча министров иностранных дел организации «Процесс сотрудничества на Юго-востоке Европы», в ходе которой были предприняты меры по укреплению стабильности на Балканах. Несмотря на все сложности сложившейся в этом регионе ситуации, есть надежда, что в первом десятилетии нового века (21) главные проблемы будут все-таки решены.

Политические преобразования 90-х гг. выявили определенные тенденции в принципах и методах формирования исполнительной власти. В одних странах (Чехии, Венгрии, Словакии, Болгарии, Словении и отчасти Польше) сложились традиционные парламентские республики, где средоточием власти является правительство, формируемое парламентским большинством. В других (Румыния, Сербия и Хорватия) утвердились жестко централизованные президентские формы правления, которые, как показал опыт, дают меньше возможностей для ускорения процесса демократизации, чем парламентские.

Югославия, в которой в начале XXI века оставалось две республики, превратилась в Малую Югославию (Сербию и Черногорию): c 1992 по 2003 г. - Союзная Республика Югославия, (СРЮ), с 2003 по 2006 г. - конфедеративный Государственный Союз Сербии и Черногории (ГCCX). Югославия окончательно прекратила существование c выходом из союза Черногории 3 июня 2006 г.



Гражданская война в бывшей Социалистической Республике Югославия представляла собой ряд вооруженных межнациональных конфликтов, которые привели в конце концов к полному развалу страны в 1992 году. Территориальные претензии разных народов, входивших до этого момента в республику, и острое межнациональное противостояние продемонстрировали определенную искусственность их объединения под социалистическим стягом державы, которая носила название «Югославия».

Югославские войны

Стоит отметить, что население Югославии отличалось большой пестротой. На ее территории проживали словенцы, сербы, хорваты, македонцы, венгры, румыны, турки, боснийцы, албанцы, черногорцы. Все они были неравномерно распределены по 6-ти республикам Югославии: Боснии и Герцеговине (одна республика), Македонии, Словении, Черногории, Хорватии, Сербии.

Начало продолжительным боевым действиям положила так называемая «10-дневная война в Словении», развязанная в 1991-ом. Словенцы потребовали признания независимости своей республики. В ходе вооруженных действий с югославской стороны погибло 45 человек, 1,5 сотни ранены. Со словенской - 19 убитых, около 2-х сотен раненых. 5 тысяч военнослужащих югославской армии попали в плен.

Вслед за этим началась более длительная (1991-1995) война за независимость Хорватии. За ее выходом из состава Югославии последовали вооруженные конфликты уже внутри новой независимой республики между сербским и хорватским населением. Хорватская война унесла жизни более 20 тысяч человек. 12 тысяч - с хорватской стороны (причем, 4,5 тысячи - мирные граждане). Было разрушено сотни тысяч зданий, а весь материальный ущерб исчисляется 27-ю млрд долларов.

Практически параллельно с этим внутри разваливающейся на составляющие Югославии вспыхнула еще одна гражданская война - Боснийская (1992-1995). В ней участвовало сразу несколько этнических групп: сербы, хорваты, боснийские мусульмане и так называемые мусульмане-автономисты, проживающие на западе Боснии. За 3 года было уничтожено более 100 тысяч человек. Материальный ущерб - колоссальный: взорваны 2 тысячи км дорог, снесено 70 мостов. Железнодорожное сообщение уничтожено полностью. 2/3 зданий разрушены и не пригодны для использования.

На объятых войной территориях были открыты концлагеря (с обеих сторон). В ходе военных действий происходили вопиющие случаи террора: массовые изнасилования мусульманок, этнические чистки, в ходе которых было убито несколько тысяч боснийских мусульман. Все убитые принадлежали к гражданскому населению. Хорватские боевики расстреливали даже 3-х месячных детей.

Кризис в странах бывшего соцлагеря

Если не вдаваться в тонкости всех межнациональных и территориальных претензий и обид, то можно дать приблизительно следующую характеристику описанным гражданским войнам: с Югославией происходило то же самое, что происходило в это же время с Советским Союзом. Страны бывшего соцлагеря переживали острый кризис. Социалистическая доктрина «дружбы братских народов» перестала действовать, и все захотели независимости.

Советский Союз в плане вооруженных столкновений и применения силы по сравнению с Югославией буквально «отделался легким испугом». Развал СССР проходил не так кроваво, как это было в сербско-хорвато-боснийском регионе. Вслед за Боснийской войной на территории уже бывшей Республики Югославия начались затяжные вооруженные противостояния в Косове, Македонии и Южной Сербии (или Прешевской долине). В общей сложности гражданская война в бывшей Югославии продолжалась 10 лет, вплоть до 2001 года. Жертвы исчисляются многими сотнями тысяч.

Реакция соседей

Эта война отличалась исключительной жестокостью. Европа, руководствуясь принципами демократии, поначалу старалась держаться в стороне. Бывшие «югославы» имели право сами выяснить свои территориальные претензии и разобраться внутри страны. Поначалу югославская армия пыталась уладить конфликт, но вслед за распадом самой Югославии она была упразднена. В первые годы войны югославские вооруженные силы тоже проявляли нечеловеческую жестокость.

Война слишком затянулась. Европа и, в первую очередь, США решили, что такое напряженное и длительное противостояние может угрожать безопасности других стран. Особое возмущение мировой общественности вызывали массовые этнические чистки, унесшие жизни десятков тысяч ни в чем не повинных людей. В ответ на них в 1999-ом НАТО начал бомбить Югославию. Российское правительство однозначно выступало против подобного решения конфликта. Президент Ельцин заявлял, что агрессия НАТО может подтолкнуть Россию к более решительным действиям.

Но после развала Союза прошло всего 8 лет. Россия и сама была сильно ослаблена. У страны просто не было ресурсов для развязывания конфликта, а других рычагов влияния пока не существовало. Россия не была способна помочь сербам, и в НАТО это прекрасно осознавали. Мнением России тогда элементарно пренебрегли, поскольку она слишком мало весила на политической арене.