Тест по русскому языку «Обособленные определения и обстоятельства. Тест Обособленные обстоятельства тест по русскому языку (11 класс) на тему Тест по теме обособление обстоятельств
06/16/2014
Вариант -1.
1. Найди предложение, в котором необходимо обособить обстоятельство.
1) Выполняли они свою работу спустя рукава.
2) Он постоял несколько минут молча.
3) Несмотря на усталость путешественники отправились в путь.
4) Ленивый сидя спит, лёжа работает.
2. Укажи предложение с обособленным обстоятельством (знаки препинания не расставлены).
1) С печки свесясь гляжу на собравшихся гостей.
2) Увалы холмы долины уходили вдаль.
3) Смышлёные звери бобры зимуют разумно.
4) Измученный и продрогший я едва добрался домой.
3.
4. Среди предложений 1-3 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
(1) На причале человек в синей куртке ловко подхватил верёвку и потянул к себе, сноровисто перебирая её руками. (2) Верёвка была привязана к тросу, который с шумом, подняв высоко брызги, бухнулся с парохода в реку.(3) Такой же трос перебросили на берег и с кормы, и наконец пароход был привязан, или, как говорят моряки, пришвартован к причалу. (Е.Коковин)
5.
Пожизненный найм (1) не обязывая владельцев предприятий заботиться о каждом сотруднике (2) ставил рабочих в крайне зависимое положение (3) и (4) прочно укрепившись в японском обществе (5) обрёл силу юридического закона.
1) 1, 2, 3 2) 2, 3, 4 3) 3, 4, 5 4) 1, 2, 4, 5
6. Среди предложений 1 - 4 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
(1) Тревожно хрустели сучья. (2) Кто-то большой, сильный шел сквозь лес, не разбирая дороги. (3) Затрещали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. (4) Сорока вскрикнула и, распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь. (Б.Полевой)
7. Найдите неверное утверждение
1) Обособленные уточняющие члены предложения могут присоединяться к уточняемым при помощи союзов ТО ЕСТЬ, ИЛИ (ТО ЕСТЬ), ИМЕННО.
2) Если уточняющие члены предложения присоединяются при помощи слов ОСОБЕННО, ДАЖЕ, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ, НАПРИМЕР и т.п., они не обособляются
3) Обособляться могут и дополнения с предлогом КРОМЕ, ВМЕСТО, ПОМИМО, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ и т. п
4) Как уточняющие члены могут употребляться и приложения
8. Обособленное уточняющее приложение есть в предложении (знаки препинания не расставлены)
3) У зверей за исключением птиц обоняние развито очень сильно.
4) Не переставая звонить пароход направлялся теперь все дальше от берегов к югу где чудился конец света.
9.
Здесь в спальне царил мертвый покой. (А. Чехов)
1) вводное слово.
2) уточняющее дополнение.
10. Предложение с обособленным уточняющим обстоятельством времени:
1) Взволнованный, он не мог уснуть. (М. Шолохов)
2) Мы гуляли долго, до самого вечера. (И. С. Тургенев)
3) Внизу, в закурившемся тумане, глухо шумел лес. (А. Н. Толстой)
4) Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвратилась с прогулки. (И. C. Тургенев)
11. Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, когда находится:
1) перед определяемым словом;
2) после определяемого слова;
3) в любом месте предложения.
12. Объясните постановку запятых в предложении: Кругом было поле, безжизненное, унылое.
1) определение стоит после определяемого слова;
2) определение обособляется всегда.
13.
На воде всплескивали фонтаны, похожие на сахарные головы. (В.Тренев)
14.
Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. (К.Паустовский)
1) Обособленное распространённое определение
2) Обособленное распространённое приложение
3) Обособленное определение, выраженное прилагательным
4) Необособленное нераспространённое приложение
15. Укажите тип определения в предложении:
К ребятам подошел квартирант со второго этажа инженер Гусев - заядлый охотник и рыболов. (Е.Коковин)
1) Необособленные приложения
2) Обособленное определение
3) Обособленные определения, выраженные прилагательными
4) Обособленные приложения
16. Одно из утверждений неверно. Найдите его.
1) Вводные конструкции не являются членами предложения.
2) Вводные конструкции выделяются на письме только запятыми.
3) Вводные слова могут употребляться в качестве самостоятельных предложений.
4) Вводные слова при произнесении выделяются интонацией (паузами и сравнительно быстрым произнесением).
17. Укажите, в каком предложении слово КАЖЕТСЯ не является вводным.
1) Солнце и кажется само небо пряталось за скалами.
2) Пес мой мог бы кажется почуять птицу и под землей.
3) Парусное учение на всей эскадре прошло кажется хорошо.
4) Ей кажется что лес молчит укоризненно, сухо, сердито.
18. Укажите предложения, в которых вводные слова и словосочетания не имеют значения «Оценка достоверности сообщения (ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ)».
1) Мы, возможно, немного опоздаем к ужину.
2) За эти три дня мы, кажется, сделали все необходимое: подготовили лодку, пересушили хлеб на сухари, пришили оторванные пуговицы.
3) Когда мы шли на реку, щенок, конечно, увязывался с нами.
4) Из всех дикорастущих лекарственных растений земляника, пожалуй, наиболее богатое по химическому составу растение.
19. Укажите предложения, в которых вводные слова и словосочетания не имеют значения «Эмоциональная оценка сообщения».
1) К счастью, озеро оказалось богатым рыбой, больше всего окунем.
2) Человек, говорят, ко всему привыкает.
3) Дождь, к сожалению, не прекращался.
4) Дрова, как на грех, попались сырые и плохо горели.
20.
Один из героев романа (1) конечно (2) Евгений Онегин - типичный молодой дворянин начала ХIХ века. Но главный герой (3) без сомнения (4) сам А.С.Пушкин - автор произведения.
1) 1, 2 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
Тест по теме «Обособленные обстоятельства, определения, приложения, уточняющие слова и вводные конструкции» 8 класс.
Вариант - 2.
1. Найдите предложения, в которых неправильно обособлен деепричастный оборот.
1) Мир осинам, что раскинув ветки, загляделись в розовую водь.
2) Напившись чаю, перед рассветом я выходил на охоту.
3) В окно весело играя, заглядывал юный солнечный луч.
4) Вон, покинув звездный хоровод, на трубе сидит звезда-красавица.
2. Укажите предложение, в котором не нужно обособлять одиночное деепричастие (знаки препинания не расставлены).
1) Прощаясь молодые люди раскланивались.
2) Отец не оборачиваясь кивнул головой.
3) Смотрел на бабушку прищурясь.
4) Мальчик вздрогнув уронил ложку.
3. В каком предложении нет грамматической ошибки (верно построено предложение с деепричастным оборотом)?
1) Занимаясь с ребёнком с утра до вечера, у матери лопнуло терпение.
2) Склонившись над рисунком, у малыша был задумчивый вид.
3) Находясь в открытом море, пароход попал в жестокий шторм.
4. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(1) Джентльмену было скучно, и он побрел на набережную посмотреть, как мальчишки ловят рыбу. (2) Любимым его развлечением было бросать в воду монетки и смотреть, как за ними ныряют ребята. (3) Кстати, у него сейчас были монеты, ему совершенно не нужные. (4) А мальчишки все равно будут нырять. (5) Этого джентльмена-бездельника все портовые ребята уже знали. (6) При его появлении некоторые из них быстро разделись. (7) Несмотря на свой ребячий возраст, это были отличные ныряльщики и пловцы. (Е.Коковин)
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Коммерческие банки вынуждены анализировать ситуацию (1) вникая во все детали (2) и (3) найдя выход (4) преодолевать (5) и политические трудности
1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 5 3) 1, 2, 3, 5 4) 1, 2, 3, 4
6. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными распространёнными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.
(1) Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, а между ними и течет речушка, которая обозначена на карте такой голубой краской. (2) С обрыва, на котором остановился Норкин, хорошо видны мелкие камни, устилающие дно. (3) Вода, искрясь, пробегает над ними. (4) На самой середине речки стоит теленок и, отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, пьет воду, низко опустив свою безрогую голову. (О.Селянкин)
7. С чем нельзя согласиться?
1) Уточняющие члены предложения конкретизируют, сужают значение слова, к которому они относятся
2) Уточняющие члены предложения выделяются при произношении интонацией, а на письме — запятыми.
3) Чаще всего обособляются уточняющие обстоятельства места и времени
4) В качестве уточняющих членов предложения не могут выступать определения.
8. Обособленное уточняющее обстоятельство есть в предложении (знаки препинания не расставлены)
1) На пристани никого не было кроме сторожа с фонарем.
2) Степь или безлесная равнина окружала нас со всех сторон.
3) Бывало выглянешь в поле а вьюга свистит заметая на бегу следы по ухабистой дороге.
4) Зимой с начала ноября и до апреля бури неустанно заносили снегами и поля и деревню и березу.
9. В этом предложении надо выделить запятыми
Поздно вечером то есть часов в одиннадцать я пошел погулять по липовой аллее бульвара. (М. Лермонтов)
1) вводное слово.
2) уточняющее дополнение.
3) уточняющее обстоятельство места.
4) уточняющее обстоятельство времени.
10. Обособленное уточняющее обстоятельство времени есть в предложении
1) Во время ненастья лес имеет особенно унылый вид.
2) Мы, уставшие, но довольные, вернулись домой через три часа.
3) В конце ноября, в ясный день, в слободу явились гости. (В. Короленко)
4) Против двери, у стены, стоял комод, крытый вязаной скатертью. (И. Бунин)
11. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если находятся:
1) перед местоимением;
2) в любом месте предложения;
3) после местоимения.
12. Объясните постановку запятой в предложении: Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник.
1) определение относится к личному местоимению;
2) определение стоит перед определяемым словом.
13. Укажите способ выражения определения в предложении:
Из репродуктора, установленного над капитанским мостиком, доносились прощальные звуки вальса. (И.Гребенюк)
1) Обособленное нераспространённое определение
2) Обособленное определение, выраженное прилагательным
3) Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами
4) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом
14. Укажите способ выражения определения в предложении:
Трава, сочная, свежая, пестрела крупными золотисто-жёлтыми цветами. (З.Сорокин)
1) Обособленное определение
2) Обособленные определения, выраженные причастиями
3) Обособленные нераспространённые определения, выраженные прилагательными
4) Обособленные приложения
15. Укажите тип определения в предложении:
Пораженный, Уваров не мог оторвать удивленного взгляда от Акима. (М.Алексеев)
1) Обособленное распространённое приложение
2) Обособленное нераспространенное приложение
3) Обособленное нераспространённое определение
4) Обособленное распространённое определение
16. Какие утверждения являются неправильными?
1) Вводные конструкции — это слова, словосочетания, предложения, которые употребляются в составе предложения для передачи различных оценок характеристики высказывания.
2) При помощи вводных слов могут передаваться модальная оценка, эмоциональная оценка, указание на обычность-необычность сообщаемого, ссылка на источник сообщения и т.п.
3) Вводные конструкции связаны синтаксически с другими членами предложения.
4) Вводные конструкции могут быть в предложении сказуемым и обстоятельством.
17. Определите, в каком предложении слово ПРАВДА является вводным.
1) Правда в доме было гораздо холодней, чем на улице.
2) Правда глаза колет.
3) Правда в огне не горит и в воде не тонет.
4) Деньги смогут много, а правда все.
18. Укажите предложения, в которых вводные слова и словосочетания не имеют значения «Оценка достоверности сообщения (УВЕРЕННОСТЬ)»
1) Предстоящие соревнования, несомненно, пройдут в острой спортивной борьбе.
2) Старые друзья — это, конечно, штука хорошая, но их уже ничем не удивишь.
3) Эта женщина, без сомнения, была замечательно хороша собой.
4) Поп говорил отрывисто, делая большие паузы, повторяя слова и, видимо, с трудом находя их.
19. Укажите предложения, в которых вводные слова и словосочетания не имеют значения «Призыв к собеседнику».
1) Те, кто привык к утренней гимнастике, не расстаются с ней до конца жизни и, поверьте, не жалеют об этом.
2) После того разговора, веришь ли, я как будто вновь с ним познакомился.
3) Вот и дождик, посмотри-ка, хлынул словно из ведра.
4) Утро было пасмурное, и мы, признаться, встали поздно.
20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
«Осенний день в Сокольниках» - единственная (1) по всей видимости (2) картина Левитана, в которой присутствует человек. Это пейзаж, где серая осень (3) поистине (4) оживает.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3
Тест по русскому языку для 7 класса
«Обособленное определение и обстоятельство»
А1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?Юрка стал раздеваться. Снял свитер (1) не развязывая шнурков (2) стащил стоптанные ботинки, затем носки (3) и (4) неожиданно (5) остановившись(6) разревелся в голос.
1) 1, 2, 4, 6 2) 2, 3, 5 3) 4, 5, 6 4) 1, 2, 4, 6 А2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Под ногами (1) заросшее травой (2) и мелким кустарником (3) сухое болото (4) окружённое высоким бугристым лесом. 1) 1, 2 2) 1, 2, 3 3) 4 4) 1, 2, 3, 4 А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?Седые сумерки (1) на короткое время хозяйничали (2) в этом уголке природы (3) окунувшемся с головой (4) в сладкую пору белых северных ночей.
1) 3, 4 2) 3 3) 1, 2 4) 1, 4 А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?Широко раскрытые (1) глаза майора (2) в ужасе глядели (3) в медленно открывающуюся (4) пасть северного крокодила.
1) 1 2) нет запятых 3) 3, 4 4) 2 А5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?Бык в агонии прыгнул (1) не разбирая (2) пути. Гармония (3) веками создаваемая (4) была нарушена (5) одним выстрелом.
1) 2, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 3 4) 1, 3, 4
А6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?Одежду аккуратно вешаю на борт (1) выброшенного штормом (2) разбитого баркаса. Нащупывая (3) опору (4) по склизкому от водорослей и тины каменистому дну (5) едва-едва продвигаюсь к лодке.
1) 4 2) 1, 2 3) 1, 2, 4 4) 3, 5
А7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?Солнце дохнуло жаром на (1) спящих под корой (2) деревьев (3) насекомых (4) пробуждая их ото сна (5) на деревенских кошек (6) заставив их нежиться на крыльце.
1) 1, 3, 4 2) 2, 3, 5, 6 3) 4, 5, 6 4) 1, 4, 6
А8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? С обеда серые тучи (1) устав (2) замедлили ход (3) и (4) лениво теснясь (5) наползали друг на друга.1) 1, 2 2) 1, 2, 4, 5 3) 3, 5 4) 1, 3, 4
А9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?Николай (1) ухватив за ошейник (2) перевёл собаку (3) из вольера (4) в наглухо сколоченный дощатый сарайчик (5) поставил перед мордой миску геркулесовой каши и плотно закрыл снаружи дверь.
1) 1, 2, 4 2) 4, 5 3) 1, 2, 3, 4, 5 4) 3
А10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Стараясь (1) не тревожить (2) склонившуюся над заводью (3) тишину (4) он неторопливо оттолкнул лодку от берега.
1) 2, 3 2) 1, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 4
Прочитайте текст и ответы на задания В1 - В3 запишите цифрами.
(1) В тростнике раздался всплеск. (2) Кольцами по воде пошли, затухая, круги.
(3) – Вон – щука жорится. (4) Она хватает ту рыбёшку, что помельче, а мы – её и друг друга.
(5) Над лесом, где подтягивалось к горизонту солнце, ярко заалело. (6) Воздух становился светлым и прозрачным. (7) Туман над водой рассеивался.
(8) Всё вокруг, умытое росой, заискрилось, засверкало. (9) Солнце, выглянув из-за дальнего леса, бросило на зеркальную поверхность яркий золотой мазок. (10) Какая-то птица завела возню в камышах. (11) Потеплело.
(12) Комары выпили ещё по одной капле нашей крови. (13) На посошок!
(14) Недружно затянули песню лесные птахи, выражая своё восхищение новым днём, восхваляя трелями дивное устройство жизни.
В1. Среди предложений 1 - 7 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным одиночным деепричастием. Укажите его номер. В2. Среди предложений 5 - 11 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Укажите его номер . В3. Среди предложений 8 - 14 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Укажите его номер. В4. Среди предложений 5 - 12 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Укажите его номер.
Вопрос
Тест по русскому языку для 7 класса
«Обособленное определение и обстоятельство»
А1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Юрка стал раздеваться. Снял свитер (1) не развязывая шнурков (2) стащил стоптанные ботинки, затем носки (3) и (4) неожиданно (5) остановившись(6) разревелся в голос.
1) 1, 2, 4, 6 2) 2, 3, 5 3) 4, 5, 6 4) 1, 2, 4, 6
А2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Под ногами (1) заросшее травой (2) и мелким кустарником (3) сухое болото (4) окружённое высоким бугристым лесом.
1) 1, 2 2) 1, 2, 3 3) 4 4) 1, 2, 3, 4
А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Седые сумерки (1) на короткое время хозяйничали (2) в этом уголке природы (3) окунувшемся с головой (4) в сладкую пору белых северных ночей.
1) 3, 4 2) 3 3) 1, 2 4) 1, 4
А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Широко раскрытые (1) глаза майора (2) в ужасе глядели (3) в медленно открывающуюся (4) пасть северного крокодила.
1) 1 2) нет запятых 3) 3, 4 4) 2
А5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Бык в агонии прыгнул (1) не разбирая (2) пути. Гармония (3) веками создаваемая (4) была нарушена (5) одним выстрелом.
1) 2, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 3 4) 1, 3, 4
А6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Одежду аккуратно вешаю на борт (1) выброшенного штормом (2) разбитого баркаса. Нащупывая (3) опору (4) по склизкому от водорослей и тины каменистому дну (5) едва-едва продвигаюсь к лодке.
1) 4 2) 1, 2 3) 1, 2, 4 4) 3, 5
А7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Солнце дохнуло жаром на (1) спящих под корой (2) деревьев (3) насекомых (4) пробуждая их ото сна (5) на деревенских кошек (6) заставив их нежиться на крыльце.
1) 1, 3, 4 2) 2, 3, 5, 6 3) 4, 5, 6 4) 1, 4, 6
А8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
С обеда серые тучи (1) устав (2) замедлили ход (3) и (4) лениво теснясь (5) наползали друг на друга.
1) 1, 2 2) 1, 2, 4, 5 3) 3, 5 4) 1, 3, 4
А9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Николай (1) ухватив за ошейник (2) перевёл собаку (3) из вольера (4) в наглухо сколоченный дощатый сарайчик (5) поставил перед мордой миску геркулесовой каши и плотно закрыл снаружи дверь.
1) 1, 2, 4 2) 4, 5 3) 1, 2, 3, 4, 5 4) 3
А10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Стараясь (1) не тревожить (2) склонившуюся над заводью (3) тишину (4) он неторопливо оттолкнул лодку от берега.
1) 2, 3 2) 1, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 4
Прочитайте текст и ответы на задания В1 — В3 запишите цифрами.
(1) В тростнике раздался всплеск. (2) Кольцами по воде пошли, затухая, круги.
(3) – Вон – щука жорится. (4) Она хватает ту рыбёшку, что помельче, а мы – её и друг друга.
(5) Над лесом, где подтягивалось к горизонту солнце, ярко заалело. (6) Воздух становился светлым и прозрачным. (7) Туман над водой рассеивался.
(8) Всё вокруг, умытое росой, заискрилось, засверкало. (9) Солнце, выглянув из-за дальнего леса, бросило на зеркальную поверхность яркий золотой мазок. (10) Какая-то птица завела возню в камышах. (11) Потеплело.
(12) Комары выпили ещё по одной капле нашей крови. (13) На посошок!
(14) Недружно затянули песню лесные птахи, выражая своё восхищение новым днём, восхваляя трелями дивное устройство жизни.
В1. Среди предложений 1 — 7 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным одиночным деепричастием. Укажите его номер.
В2. Среди предложений 5 — 11 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Укажите его номер .
В3. Среди предложений 8 — 14 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Укажите его номер.
В4. Среди предложений 5 — 12 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Укажите его номер.
Организация: МБОУ «Белорецкий лицей-интернат»
Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Белорецк
Дидактические материалы. Р.С.Яганова, МБОУ «Белорецкий лицей-интернат», г.Белорецк Республика Башкортостан РФ
Предложения с обособленными членами
Вариант 1
1. Укажите предложение, в котором имеются обособленные члены предложения со значением сравнения. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Сколько раз на своем веку бывал Хайретдин в лесу но всякий раз будто вступал под его зеленый тенистый навес впервые и дивился всему как малый ребенок.
2) Она судорожно глотнула воздух и обвела взглядом чудом преобразившийся дом.
3) Стертые до красноты опухшие от долгой стирки руки дрожали и горели огнем.
4) Оглянувшись по сторонам Хайретдин вынул тяжелый камень покатал на ладони.
2. В каких предложениях определение выражено причастным оборотом?
1) В это мгновение и пришла к нему счастливая, бросившая его в радостный озноб мысль - а что, если это самородок?
2) Убежав от Хуппинисы, ребятишки снова собрались вместе.
3) Накышев посмотрел на Сабитова, на жалкое его красное, испуганное лицо.
4) Он наткнулся на густые кусты смородины, усыпанные еще не созревшими ягодами, набил ими полный рот и долго жевал, морщась и даже весь передергиваясь от терпкого острого сока.
3.
1) Мальчик опустил голову уже понимая что отца ему не уговорить.
2) Гости не вставая вымыли руки подогретой водой вытерли полотенцем и расселись поудобнее.
3) Напоив телят Гайзулла выгнал их на травянистый пригорок постреливая как заправский пастух кнутом сбивая стадо в кучу.
4) Он и не подумал собирать телят а бросился напрямик через чащобу спотыкаясь и падая не чувствуя как хлещут по лицу ветви как сбиваются в кровь босые ноги.
4.
Гайзулла от поляны свернул по тропинке к оврагу(1)кинулся в его прохладу (2)и(3)прислушиваясь к пробивающемуся сквозь шелест листвы плеску воды(4) скоро выбрел к речке.
5.
1) Перегороженная досками речонка бросилась к отвалам, подмывая их снизу и унося с собой
глину.
2) Смолкли птицы, лес насупился, испуганными тенями заметались среди деревьев летучие мыши, тонко и нудно заныли комары.
3) С далекой поляны сквозь устоявшуюся вечернюю тишину доносились неразборчивые крики.
4) Старатели рассмеялись собравшиеся кругом
6. В приведенном ниже предложении найдите обособленное определение и определяемое слово. Напишите, какой частью речи выражено определяемое слово.
Весь сжигаемый злобой, он вошел во двор, ходил из одного конца в другой и все никак не мог успокоиться, прийти в себя.
7.
Без невесты, однако, долго не усидел на свадьбе и жених - Хажисултан-бай.
8. Из приведенного ниже предложения выпишите обособленное определение.
Но почему камень такой тяжелый, как костяная бабка, налитая свинцом?
9. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах.
Туман рассеивался долго,(1)поднимаясь от земли полупрозрачными клочьями и медленно всплывая вверх,(2) к вершинам сосен. Внизу,(3) в лощине он растекался голубоватым молоком,(4) из него торчали лишь ветки кустарника,(5) а травы вовсе не было видно.
10. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном определении.
Сильный порыв ветра отбрасывал дым костра то в одну,(1) то в другую сторону,(2)и,(3)не успев вовремя отступить,(4)Аптрахим вдруг почувствовал,(5) как что-то больно кольнуло его в глаз.
Вариант 2
1.
1) Обеспокоенный каким-то шумом Нигматулла поднялся, долго и напряженно вслушивался.
2) Облепленные дорожной грязью хлюпали по глине колеса скрипели втулки лошади ступали в желто-серые лужи поднимая кверху ошметья грязи.
3) Сдерживавшийся на людях он прижал теперь руки к лицу и заплакал громко со всхлипами и завываниями причитая и сжимая в ладонях голову.
4) Вывалив эркет в большие чаны женщины начали помешивать густую белую массу.
2. Укажите все предложения, в которых имеется обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Просто трудно поверить что вода перекатывая и промывая его долгие годы вылепила почти живого козленка.
2) Он шел отводя одной рукой колючие ветки а в другой сжимая до боли в пальцах шершавый узелок.
3) Он чуть не наступил на ужа переползавшего тропинку отскочил в испуге и долго стоял слушая как бьется в ключицы сердце.
4) Хисматулла покраснел помолчал с минуту радуясь что в темноте мать не увидит его лица.
3. Укажите все предложения, в которых имеются распространенные приложения.
1) Хисматулла подсел к ним, узнав старого знакомого, усатого старателя, который когда-то защитил его.
2) К реке потянулись не только мужчины-старатели, но и женщины, и даже дети.
3) Золотоносными жилами на берегах Юргашты, Кырака и Езема в незапамятные времена еще овладел прадед Галиахмета-бая, всесильный и всевластный Габдурахман-бай.
4) Его фигурка, ковыляющая по дороге, странным образом была похожа на тоненький, искривленный ствол березы, рядом с которой он только что стоял…
4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Плыл меж стволов призрачный дым(1)как кружево(2)просвечивали ветки над головой(3)засветилась в лесных сумерках береза(4)случайно оказавшаяся рядом с черными елями.
5. Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении обособленных членов предложения.
1) Не доходя десяти шагов до бая, старатели стянули с голов шапки и остановились
.
2) На небе, наполовину очистившемся от туч, горели звезды.
3) Распрощавшись с ребятами, учительница продолжала стоять у дома, зачарованная красотой тихой морозной лунной ночи.
4) Нафиса задумчиво сидела у окна, сложив руки на коленях.
6. В приведенном ниже предложении найдите обособленное определение. Напишите определяемое слово.
Это была старинная башкирская песня, полная светлой тоски и сожаления о несбывшемся счастье, она всегда сжимала сердце Хисматуллы, и он готов был плакать, когда слышал ее.
7.
Узкая глинистая тропинка сбегала вниз, петляя и извиваясь, ноги скользили, крышка пустого пузатого чайника подскакивала и звенела в руках у Загита, шедшего за отцом.
8. В приведенном ниже предложении найдите приложение. Напишите это приложение.
Они считают, что, если мы уберем с дороги Лапенкова, хозяина Кэжэнского завода, и нашего управляющего Накышева, жить станет лучше.
9. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом.
Лишь время от времени мальчик дергал легонько вожжи,(1) посвистывал для порядка,(2) погоняя коня и не обращая внимания на девчат,(3) покачивающихся в арбе,(4) задумчиво пел.
10. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных определениях.
Хаким остановился на самом краю стойбища,(1)принадлежавшего роду Кызыр,(2) у небольших,(3) наспех сложенных из неровных сучковатых бревен строений,(4)уже густо заросших лебедой и крапивой.
Вариант 3
1. Укажите все предложения, в которых распространенное определение, находящееся перед именем существительным, имеет добавочное обстоятельственное значение. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Пронизанный внезапной дрожью мальчик вскочил на ноги и хотел было закричать от испуга, но внизу только по-прежнему бились о берег темные волны.
2) Собравшиеся в помещении односельчане зашумели.
3) Хисматулла открыл глаза и увидел сидящего рядом на полу Сафуана.
4) Отставшие от телеги Султангали и Загит еле волочили ноги, когда впереди за перевалом показался лес.
2. Укажите все предложения, в которых имеется обособленное обстоятельство. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Речка бежала через лес поигрывая на перекатах желтым песком весело болтая о чем то но на этот раз Гайзулла не стал ее долго слушать.
2) Оставшись с четырьмя ребятишками мал мала меньше Сайдеямал познала всю горькую тяжесть нужды.
3) Душный густой от пыли воздух обтекал красные усталые лица бока лошадей потемнели от пота.
4) Удивившись Фатхия пошарила рукой на шестке нашла лучину и засветила ее.
3. В каком предложении распространенное приложение относится к местоимению?
1) И я, их отец, очень хочу, чтобы сыновья наши были храбрыми и честно служили своей Родине…
2) А Хабибулла стоял и смотрел, как вдоль берега, покачиваясь под тяжелым коромыслом, идет Малика, дочь старого Загидуллы…
3) Классная руководительница Зоя Нигматулловна, прервав объяснение, строго посмотрела на Миннигали.
4) Если бы Зоя-апай не знала, что мы собираемся, ни за что бы не пришла.
4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Инженер докладывал неторопливо(1)спокойно(2) иногда вынимая из кармана блокнот и приводя цифры(3)или(4)встав и подойдя к карте(5)лежавшей на столе управляющего(6)водил по ней пальцем
5. Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении обособленных членов предложения.
1) Он перелез через плетень и, крадучись, прошел через двор к окну.
2) Коршун камнем упал возле изгороди и тотчас взмыл, держав в клюве цыпленка.
3) В кисете, вышитом бисером и цветным сукном, лежала десятирублевка и тщательно свернутый клочок бумаги.
4) В лесу становилось светлее от луны, поднимавшейся над верхушками сосен, поляны будто затянул голубоватый туман.
6.
На старом пне, облепленном бледными грибами, нежилась на солнце зеленая ящерица.
7. В приведенном ниже предложении найдите приложение(-я). Напишите это(-и) приложение(-я).
И Гайзулла не стал бы, потому что все они видят лучше и дальше, чем он, Загит, еще не нашедший свой путь в жизни .
8. В приведенном ниже предложении найдите обособленное обстоятельство. Напишите, чем выражено это обстоятельство.
Присаживаясь на корточки, ребята подсовывали руки под плоские камни и коряги осторожно, стараясь не спугнуть рыбу.
9. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве
Обшаривая очередную корягу,(1)мальчик вдруг ощутил какое-то движение у пальцев,(2)и в следующую минуту руки его уже держали скользкую,(3)вырывающуюся рыбу.
10. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении.
Услышав слово баба,(1)мальчики,(2)стоявшие у изгороди,(3)попятились и,(4) отойдя потихоньку,(5)чтобы не потерять достоинство,(6)припустили к своим юртам.
Вариант 4
1. Укажите предложение, в котором распространенное определение, стоящее перед определяемым словом, имеет дополнительное обстоятельственное значение. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Одуревший от сна он еще немного лежал на земле потом вскакивал и быстро шел к стойбищу.
2) Сверху в чанах глыбами всплывала губчатая легкая пена и ребятишки набежавшие с ложками пробовали ее.
3) Помахивая хвостиками ни хватали кусочек по больше и быстро улетали прочь .
4) Наконец впереди в просветах между деревьями заблестела золотая на солнце вода Юргашты.
2. Укажите предложение, в котором имеется обособленное обстоятельство, выраженное именем существительным с предлогом.
1) Сайдеямал не плакала, а только смотрела, не отрываясь, на сына.
2) Лошаденка, несмотря на свой замухрышечный вид, была как будто с норовом: мальчик то хлестал ее кнутом, то понукал вожжами, но та в ответ только била задними копытами по оглобле и передкам саней.
3) Хисматулла долго бродил вдоль Кэжэн, опустив голову и поддавая ногой мелкие камешки.
4) Людей, окружавших его, и всяких там недовольных он не боялся.
3. Укажите предложение, в котором имеется приложение.
1) Еле-еле отработав свои шестнадцать часов, Хисматулла поплелся к себе в барак, голодный, проклиная все на свете.
2) Сайдеямал думала о Хисматулле, единственном близком человеке, и не могла позволить ему совершить необдуманный шаг.
3) Он вдруг выпустил парня и встал перед ним, улыбаясь, с видом и удивленным и одновременно обиженным.
4) Полные губы улыбались, чуть вздрагивая и обнажая сверкающую полоску зубов.
4. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Но вот самородок(1) выбитый ударом ноги(2) отскочил в сторону(3) упал прямо возле мальчика(4) и Хайретдин схватил его.
5. Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении обособленных членов предложения.
1) Загит развесил на проволоке, опоясывающей чувал, окаменевшие от холода лапти и мокрые, скользкие от глины портянки и, укрывшись тулупом, подсел к Гамиле и Султангали .
2) Иногда она освобождала одну руку и, взяв новую горсть зерен, ссыпала их в отверстие жернова.
3) Спускаясь, мальчик поскользнулся и шлепнулся в желтое месиво глины, разбрызгивая скопившуюся в ямках талую воду.
4) Мальчик осторожно присел у чувала, протягивая ноги к огню, и стал наблюдать, как играют рядом на полу дети.
6. В приведенном ниже предложении найдите определяемое слово. Напишите это слово.
Хайретдин шел в глубину леса, не испытывая страха, равнодушный к тому, что может случиться с ним, думал о мальчике, и душа его болела и болела, не утихая…
7. В приведенном ниже предложении найдите приложение. Напишите это приложение.
Четыре года назад он не пожалел родного отца, Хажигали-агай, и увел из его дома единственную корову, продал ее на базаре и потом как в воду канул.
8 . В приведенном ниже предложении найдите обособленное обстоятельство. Напишите, чем выражено это обстоятельство.
Скоро Хисматулле надоело слушать разговоры о женщинах и воровском искусстве, и, отвернувшись к стене, он стал думать о матери.
9. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном обстоятельстве, выраженном одиночным деепричастием.
Перепрыгивая через маленькие ручейки,(1)весь мокрый,(2)Загит добрался до шалаша и,(3)влетев,(4)стал отжимать рубаху и штаны.
10. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном определении.
Шахарбану,(1)лежавшая рядом с Хуппинисой,(2)заворочалась,(3)приподнялась на локте и,(4) недовольно посмотрев в сторону Невестки,(5) пробурчала.
Список используемой литература:
1. Русский язык 8 класс. Тематические тесты/Л.И.Мальцева, Э.С.Сурвило. – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А..: Народное образование, 2017. -224с.
2. Хамматов, Я.Х. Золото собирается крупицами. Роман. Авториз. пер. с баш. Е.Мальцева.- Уфа: Башкирское книжное издательство,1981. –408с.
3. Хамматов, Я.Х. День рождения. Роман. Авториз. пер. с баш. А.Скалона. –Москва: Воениздат, 1983. -266с.