Тест по русскому языку «Обособленные определения и обстоятельства. Тест Обособленные обстоятельства тест по русскому языку (11 класс) на тему Тест по теме обособление обстоятельств

06/16/2014

Вариант -1.

1. Найди предложение, в котором необходимо обособить обстоятельство.

1) Выполняли они свою работу спустя рукава.
2) Он постоял несколько минут молча.
3) Несмотря на усталость путешественники отправились в путь.
4) Ленивый сидя спит, лёжа работает.

2. Укажи предложение с обособленным обстоятельством (знаки препинания не расставлены).

1) С печки свесясь гляжу на собравшихся гостей.
2) Увалы холмы долины уходили вдаль.
3) Смышлёные звери бобры зимуют разумно.
4) Измученный и продрогший я едва добрался домой.

3.


4. Среди предложений 1-3 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

(1) На причале человек в синей куртке ловко подхватил верёвку и потянул к себе, сноровисто перебирая её руками. (2) Верёвка была привязана к тросу, который с шумом, подняв высоко брызги, бухнулся с парохода в реку.(3) Такой же трос перебросили на берег и с кормы, и наконец пароход был привязан, или, как говорят моряки, пришвартован к причалу. (Е.Коковин)

5.

Пожизненный найм (1) не обязывая владельцев предприятий заботиться о каждом сотруднике (2) ставил рабочих в крайне зависимое положение (3) и (4) прочно укрепившись в японском обществе (5) обрёл силу юридического закона.
1) 1, 2, 3 2) 2, 3, 4 3) 3, 4, 5 4) 1, 2, 4, 5

6. Среди предложений 1 - 4 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

(1) Тревожно хрустели сучья. (2) Кто-то большой, сильный шел сквозь лес, не разбирая дороги. (3) Затрещали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. (4) Сорока вскрикнула и, распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь. (Б.Полевой)

7. Найдите неверное утверждение

1) Обособленные уточняющие члены предложения могут присоединяться к уточняемым при помощи союзов ТО ЕСТЬ, ИЛИ (ТО ЕСТЬ), ИМЕННО.
2) Если уточняющие члены предложения присоединяются при помощи слов ОСОБЕННО, ДАЖЕ, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ, НАПРИМЕР и т.п., они не обособляются
3) Обособляться могут и дополнения с предлогом КРОМЕ, ВМЕСТО, ПОМИМО, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ и т. п
4) Как уточняющие члены могут употребляться и приложения

8. Обособленное уточняющее приложение есть в предложении (знаки препинания не расставлены)


3) У зверей за исключением птиц обоняние развито очень сильно.
4) Не переставая звонить пароход направлялся теперь все дальше от берегов к югу где чудился конец света.

9.

Здесь в спальне царил мертвый покой. (А. Чехов)

1) вводное слово.
2) уточняющее дополнение.

10. Предложение с обособленным уточняющим обстоятельством времени:

1) Взволнованный, он не мог уснуть. (М. Шолохов)
2) Мы гуляли долго, до самого вечера. (И. С. Тургенев)
3) Внизу, в закурившемся тумане, глухо шумел лес. (А. Н. Толстой)
4) Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвратилась с прогулки. (И. C. Тургенев)

11. Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, когда находится:

1) перед определяемым словом;
2) после определяемого слова;
3) в любом месте предложения.

12. Объясните постановку запятых в предложении: Кругом было поле, безжизненное, унылое.

1) определение стоит после определяемого слова;
2) определение обособляется всегда.

13.

На воде всплескивали фонтаны, похожие на сахарные головы. (В.Тренев)

14.

Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. (К.Паустовский)
1) Обособленное распространённое определение
2) Обособленное распространённое приложение
3) Обособленное определение, выраженное прилагательным
4) Необособленное нераспространённое приложение

15. Укажите тип определения в предложении:

К ребятам подошел квартирант со второго этажа инженер Гусев - заядлый охотник и рыболов. (Е.Коковин)
1) Необособленные приложения
2) Обособленное определение
3) Обособленные определения, выраженные прилагательными
4) Обособленные приложения

16. Одно из утверждений неверно. Найдите его.

1) Вводные конструкции не являются членами предложения.
2) Вводные конструкции выделяются на письме только запятыми.
3) Вводные слова могут употребляться в качестве самостоятельных предложений.
4) Вводные слова при произнесении выделяются интонацией (паузами и сравнительно быстрым произнесением).

17. Укажите, в каком предложении слово КАЖЕТСЯ не является вводным.

1) Солнце и кажется само небо пряталось за скалами.
2) Пес мой мог бы кажется почуять птицу и под землей.
3) Парусное учение на всей эскадре прошло кажется хорошо.
4) Ей кажется что лес молчит укоризненно, сухо, сердито.

18. Укажите предложения, в которых вводные слова и словосочетания не имеют значения «Оценка достоверности сообщения (ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ)».

1) Мы, возможно, немного опоздаем к ужину.
2) За эти три дня мы, кажется, сделали все необходимое: подготовили лодку, пересушили хлеб на сухари, пришили оторванные пуговицы.
3) Когда мы шли на реку, щенок, конечно, увязывался с нами.
4) Из всех дикорастущих лекарственных растений земляника, пожалуй, наиболее богатое по химическому составу растение.

19. Укажите предложения, в которых вводные слова и словосочетания не имеют значения «Эмоциональная оценка сообщения».

1) К счастью, озеро оказалось богатым рыбой, больше всего окунем.
2) Человек, говорят, ко всему привыкает.
3) Дождь, к сожалению, не прекращался.
4) Дрова, как на грех, попались сырые и плохо горели.

20.
Один из героев романа (1) конечно (2) Евгений Онегин - типичный молодой дворянин начала ХIХ века. Но главный герой (3) без сомнения (4) сам А.С.Пушкин - автор произведения.

1) 1, 2 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

Тест по теме «Обособленные обстоятельства, определения, приложения, уточняющие слова и вводные конструкции» 8 класс.

Вариант - 2.

1. Найдите предложения, в которых неправильно обособлен деепричастный оборот.

1) Мир осинам, что раскинув ветки, загляделись в розовую водь.
2) Напившись чаю, перед рассветом я выходил на охоту.
3) В окно весело играя, заглядывал юный солнечный луч.
4) Вон, покинув звездный хоровод, на трубе сидит звезда-красавица.

2. Укажите предложение, в котором не нужно обособлять одиночное деепричастие (знаки препинания не расставлены).

1) Прощаясь молодые люди раскланивались.
2) Отец не оборачиваясь кивнул головой.
3) Смотрел на бабушку прищурясь.
4) Мальчик вздрогнув уронил ложку.

3. В каком предложении нет грамматической ошибки (верно построено предложение с деепричастным оборотом)?

1) Занимаясь с ребёнком с утра до вечера, у матери лопнуло терпение.
2) Склонившись над рисунком, у малыша был задумчивый вид.
3) Находясь в открытом море, пароход попал в жестокий шторм.

4. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(1) Джентльмену было скучно, и он побрел на набережную посмотреть, как мальчишки ловят рыбу. (2) Любимым его развлечением было бросать в воду монетки и смотреть, как за ними ныряют ребята. (3) Кстати, у него сейчас были монеты, ему совершенно не нужные. (4) А мальчишки все равно будут нырять. (5) Этого джентльмена-бездельника все портовые ребята уже знали. (6) При его появлении некоторые из них быстро разделись. (7) Несмотря на свой ребячий возраст, это были отличные ныряльщики и пловцы. (Е.Коковин)

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Коммерческие банки вынуждены анализировать ситуацию (1) вникая во все детали (2) и (3) найдя выход (4) преодолевать (5) и политические трудности
1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 5 3) 1, 2, 3, 5 4) 1, 2, 3, 4

6. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными распространёнными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.

(1) Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, а между ними и течет речушка, которая обозначена на карте такой голубой краской. (2) С обрыва, на котором остановился Норкин, хорошо видны мелкие камни, устилающие дно. (3) Вода, искрясь, пробегает над ними. (4) На самой середине речки стоит теленок и, отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, пьет воду, низко опустив свою безрогую голову. (О.Селянкин)

7. С чем нельзя согласиться?

1) Уточняющие члены предложения конкретизируют, сужают значение слова, к которому они относятся
2) Уточняющие члены предложения выделяются при произношении интонацией, а на письме — запятыми.
3) Чаще всего обособляются уточняющие обстоятельства места и времени
4) В качестве уточняющих членов предложения не могут выступать определения.

8. Обособленное уточняющее обстоятельство есть в предложении (знаки препинания не расставлены)

1) На пристани никого не было кроме сторожа с фонарем.
2) Степь или безлесная равнина окружала нас со всех сторон.
3) Бывало выглянешь в поле а вьюга свистит заметая на бегу следы по ухабистой дороге.
4) Зимой с начала ноября и до апреля бури неустанно заносили снегами и поля и деревню и березу.

9. В этом предложении надо выделить запятыми

Поздно вечером то есть часов в одиннадцать я пошел погулять по липовой аллее бульвара. (М. Лермонтов)

1) вводное слово.
2) уточняющее дополнение.
3) уточняющее обстоятельство места.
4) уточняющее обстоятельство времени.

10. Обособленное уточняющее обстоятельство времени есть в предложении

1) Во время ненастья лес имеет особенно унылый вид.
2) Мы, уставшие, но довольные, вернулись домой через три часа.
3) В конце ноября, в ясный день, в слободу явились гости. (В. Короленко)
4) Против двери, у стены, стоял комод, крытый вязаной скатертью. (И. Бунин)

11. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если находятся:

1) перед местоимением;
2) в любом месте предложения;
3) после местоимения.

12. Объясните постановку запятой в предложении: Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник.

1) определение относится к личному местоимению;
2) определение стоит перед определяемым словом.

13. Укажите способ выражения определения в предложении:

Из репродуктора, установленного над капитанским мостиком, доносились прощальные звуки вальса. (И.Гребенюк)
1) Обособленное нераспространённое определение
2) Обособленное определение, выраженное прилагательным
3) Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами
4) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом

14. Укажите способ выражения определения в предложении:

Трава, сочная, свежая, пестрела крупными золотисто-жёлтыми цветами. (З.Сорокин)
1) Обособленное определение
2) Обособленные определения, выраженные причастиями
3) Обособленные нераспространённые определения, выраженные прилагательными
4) Обособленные приложения

15. Укажите тип определения в предложении:

Пораженный, Уваров не мог оторвать удивленного взгляда от Акима. (М.Алексеев)
1) Обособленное распространённое приложение
2) Обособленное нераспространенное приложение
3) Обособленное нераспространённое определение
4) Обособленное распространённое определение

16. Какие утверждения являются неправильными?

1) Вводные конструкции — это слова, словосочетания, предложения, которые употребляются в составе предложения для передачи различных оценок характеристики высказывания.
2) При помощи вводных слов могут передаваться модальная оценка, эмоциональная оценка, указание на обычность-необычность сообщаемого, ссылка на источник сообщения и т.п.
3) Вводные конструкции связаны синтаксически с другими членами предложения.
4) Вводные конструкции могут быть в предложении сказуемым и обстоятельством.

17. Определите, в каком предложении слово ПРАВДА является вводным.

1) Правда в доме было гораздо холодней, чем на улице.
2) Правда глаза колет.
3) Правда в огне не горит и в воде не тонет.
4) Деньги смогут много, а правда все.

18. Укажите предложения, в которых вводные слова и словосочетания не имеют значения «Оценка достоверности сообщения (УВЕРЕННОСТЬ)»

1) Предстоящие соревнования, несомненно, пройдут в острой спортивной борьбе.
2) Старые друзья — это, конечно, штука хорошая, но их уже ничем не удивишь.
3) Эта женщина, без сомнения, была замечательно хороша собой.
4) Поп говорил отрывисто, делая большие паузы, повторяя слова и, видимо, с трудом находя их.

19. Укажите предложения, в которых вводные слова и словосочетания не имеют значения «Призыв к собеседнику».

1) Те, кто привык к утренней гимнастике, не расстаются с ней до конца жизни и, поверьте, не жалеют об этом.
2) После того разговора, веришь ли, я как будто вновь с ним познакомился.
3) Вот и дождик, посмотри-ка, хлынул словно из ведра.
4) Утро было пасмурное, и мы, признаться, встали поздно.

20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
«Осенний день в Сокольниках» - единственная (1) по всей видимости (2) картина Левитана, в которой присутствует человек. Это пейзаж, где серая осень (3) поистине (4) оживает.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 3

Тест по русскому языку для 7 класса

«Обособленное определение и обстоятельство»

А1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Юрка стал раздеваться. Снял свитер (1) не развязывая шнурков (2) стащил стоптанные ботинки, затем носки (3) и (4) неожиданно (5) остановившись(6) разревелся в голос.

1) 1, 2, 4, 6 2) 2, 3, 5 3) 4, 5, 6 4) 1, 2, 4, 6 А2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Под ногами (1) заросшее травой (2) и мелким кустарником (3) сухое болото (4) окружённое высоким бугристым лесом. 1) 1, 2 2) 1, 2, 3 3) 4 4) 1, 2, 3, 4 А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Седые сумерки (1) на короткое время хозяйничали (2) в этом уголке природы (3) окунувшемся с головой (4) в сладкую пору белых северных ночей.

1) 3, 4 2) 3 3) 1, 2 4) 1, 4 А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Широко раскрытые (1) глаза майора (2) в ужасе глядели (3) в медленно открывающуюся (4) пасть северного крокодила.

1) 1 2) нет запятых 3) 3, 4 4) 2 А5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Бык в агонии прыгнул (1) не разбирая (2) пути. Гармония (3) веками создаваемая (4) была нарушена (5) одним выстрелом.

1) 2, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 3 4) 1, 3, 4

А6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Одежду аккуратно вешаю на борт (1) выброшенного штормом (2) разбитого баркаса. Нащупывая (3) опору (4) по склизкому от водорослей и тины каменистому дну (5) едва-едва продвигаюсь к лодке.

1) 4 2) 1, 2 3) 1, 2, 4 4) 3, 5

А7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Солнце дохнуло жаром на (1) спящих под корой (2) деревьев (3) насекомых (4) пробуждая их ото сна (5) на деревенских кошек (6) заставив их нежиться на крыльце.

1) 1, 3, 4 2) 2, 3, 5, 6 3) 4, 5, 6 4) 1, 4, 6

А8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? С обеда серые тучи (1) устав (2) замедлили ход (3) и (4) лениво теснясь (5) наползали друг на друга.

1) 1, 2 2) 1, 2, 4, 5 3) 3, 5 4) 1, 3, 4

А9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Николай (1) ухватив за ошейник (2) перевёл собаку (3) из вольера (4) в наглухо сколоченный дощатый сарайчик (5) поставил перед мордой миску геркулесовой каши и плотно закрыл снаружи дверь.

1) 1, 2, 4 2) 4, 5 3) 1, 2, 3, 4, 5 4) 3

А10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Стараясь (1) не тревожить (2) склонившуюся над заводью (3) тишину (4) он неторопливо оттолкнул лодку от берега.

1) 2, 3 2) 1, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 4

Прочитайте текст и ответы на задания В1 - В3 запишите цифрами.

(1) В тростнике раздался всплеск. (2) Кольцами по воде пошли, затухая, круги.

(3) – Вон – щука жорится. (4) Она хватает ту рыбёшку, что помельче, а мы – её и друг друга.

(5) Над лесом, где подтягивалось к горизонту солнце, ярко заалело. (6) Воздух становился светлым и прозрачным. (7) Туман над водой рассеивался.

(8) Всё вокруг, умытое росой, заискрилось, засверкало. (9) Солнце, выглянув из-за дальнего леса, бросило на зеркальную поверхность яркий золотой мазок. (10) Какая-то птица завела возню в камышах. (11) Потеплело.

(12) Комары выпили ещё по одной капле нашей крови. (13) На посошок!

(14) Недружно затянули песню лесные птахи, выражая своё восхищение новым днём, восхваляя трелями дивное устройство жизни.

В1. Среди предложений 1 - 7 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным одиночным деепричастием. Укажите его номер. В2. Среди предложений 5 - 11 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Укажите его номер . В3. Среди предложений 8 - 14 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Укажите его номер. В4. Среди предложений 5 - 12 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Укажите его номер.

Вопрос

Тест по русскому языку для 7 класса

«Обособленное определение и обстоятельство»

А1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Юрка стал раздеваться. Снял свитер (1) не развязывая шнурков (2) стащил стоптанные ботинки, затем носки (3) и (4) неожиданно (5) остановившись(6) разревелся в голос.

1) 1, 2, 4, 6 2) 2, 3, 5 3) 4, 5, 6 4) 1, 2, 4, 6

А2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Под ногами (1) заросшее травой (2) и мелким кустарником (3) сухое болото (4) окружённое высоким бугристым лесом.

1) 1, 2 2) 1, 2, 3 3) 4 4) 1, 2, 3, 4

А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Седые сумерки (1) на короткое время хозяйничали (2) в этом уголке природы (3) окунувшемся с головой (4) в сладкую пору белых северных ночей.

1) 3, 4 2) 3 3) 1, 2 4) 1, 4

А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Широко раскрытые (1) глаза майора (2) в ужасе глядели (3) в медленно открывающуюся (4) пасть северного крокодила.

1) 1 2) нет запятых 3) 3, 4 4) 2

А5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Бык в агонии прыгнул (1) не разбирая (2) пути. Гармония (3) веками создаваемая (4) была нарушена (5) одним выстрелом.

1) 2, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 3 4) 1, 3, 4

А6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Одежду аккуратно вешаю на борт (1) выброшенного штормом (2) разбитого баркаса. Нащупывая (3) опору (4) по склизкому от водорослей и тины каменистому дну (5) едва-едва продвигаюсь к лодке.

1) 4 2) 1, 2 3) 1, 2, 4 4) 3, 5

А7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Солнце дохнуло жаром на (1) спящих под корой (2) деревьев (3) насекомых (4) пробуждая их ото сна (5) на деревенских кошек (6) заставив их нежиться на крыльце.

1) 1, 3, 4 2) 2, 3, 5, 6 3) 4, 5, 6 4) 1, 4, 6

А8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

С обеда серые тучи (1) устав (2) замедлили ход (3) и (4) лениво теснясь (5) наползали друг на друга.

1) 1, 2 2) 1, 2, 4, 5 3) 3, 5 4) 1, 3, 4

А9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Николай (1) ухватив за ошейник (2) перевёл собаку (3) из вольера (4) в наглухо сколоченный дощатый сарайчик (5) поставил перед мордой миску геркулесовой каши и плотно закрыл снаружи дверь.

1) 1, 2, 4 2) 4, 5 3) 1, 2, 3, 4, 5 4) 3

А10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Стараясь (1) не тревожить (2) склонившуюся над заводью (3) тишину (4) он неторопливо оттолкнул лодку от берега.

1) 2, 3 2) 1, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 4

Прочитайте текст и ответы на задания В1 — В3 запишите цифрами.

(1) В тростнике раздался всплеск. (2) Кольцами по воде пошли, затухая, круги.

(3) – Вон – щука жорится. (4) Она хватает ту рыбёшку, что помельче, а мы – её и друг друга.

(5) Над лесом, где подтягивалось к горизонту солнце, ярко заалело. (6) Воздух становился светлым и прозрачным. (7) Туман над водой рассеивался.

(8) Всё вокруг, умытое росой, заискрилось, засверкало. (9) Солнце, выглянув из-за дальнего леса, бросило на зеркальную поверхность яркий золотой мазок. (10) Какая-то птица завела возню в камышах. (11) Потеплело.

(12) Комары выпили ещё по одной капле нашей крови. (13) На посошок!

(14) Недружно затянули песню лесные птахи, выражая своё восхищение новым днём, восхваляя трелями дивное устройство жизни.

В1. Среди предложений 1 — 7 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным одиночным деепричастием. Укажите его номер.

В2. Среди предложений 5 — 11 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Укажите его номер .

В3. Среди предложений 8 — 14 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Укажите его номер.

В4. Среди предложений 5 — 12 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Укажите его номер.

Вопрос

Организация: МБОУ «Белорецкий лицей-интернат»

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Белорецк

Дидактические материалы. Р.С.Яганова, МБОУ «Белорецкий лицей-интернат», г.Белорецк Республика Башкортостан РФ

Предложения с обособленными членами

Вариант 1

1. Укажите предложение, в котором имеются обособленные члены предложения со значением сравнения. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Сколь­ко раз на сво­ем ве­ку бы­вал Хай­рет­дин в ле­су но вся­кий раз буд­то всту­пал под его зе­леный те­нис­тый на­вес впер­вые и ди­вил­ся все­му как ма­лый ре­бенок.

2) Она су­дорож­но глот­ну­ла воз­дух и об­ве­ла взгля­дом чу­дом пре­об­ра­зив­ший­ся дом.

3) Стер­тые до крас­но­ты опух­шие от дол­гой стир­ки ру­ки дро­жали и го­рели ог­нем.

4) Ог­ля­нув­шись по сто­ронам Хай­рет­дин вы­нул тя­желый ка­мень по­катал на ла­дони.

2. В каких предложениях определение выражено причастным оборотом?

1) В это мгно­вение и приш­ла к не­му счас­тли­вая, бро­сив­шая его в ра­дос­тный оз­ноб мысль - а что, ес­ли это са­моро­док?

2) Убе­жав от Хуп­пи­нисы, ре­бятиш­ки сно­ва соб­ра­лись вмес­те.

3) На­кышев пос­мотрел на Са­бито­ва, на жал­кое его крас­ное, ис­пу­ган­ное ли­цо.

4) Он нат­кнул­ся на гус­тые кус­ты смо­роди­ны, усы­пан­ные еще не соз­ревши­ми яго­дами, на­бил ими пол­ный рот и дол­го же­вал, мор­щась и да­же весь пе­редер­ги­ва­ясь от тер­пко­го ос­тро­го со­ка.

3.

1) Маль­чик опус­тил го­лову уже по­нимая что от­ца ему не уго­ворить.

2) Гос­ти не вста­вая вы­мыли ру­ки по­дог­ре­той во­дой вы­тер­ли по­лотен­цем и рас­се­лись по­удоб­нее.

3) На­по­ив те­лят Гай­зул­ла выг­нал их на тра­вянис­тый при­горок пос­тре­ливая как зап­рав­ский пас­тух кну­том сби­вая ста­до в ку­чу.

4) Он и не по­думал со­бирать те­лят а бро­сил­ся нап­ря­мик че­рез ча­щобу спо­тыка­ясь и па­дая не чувс­твуя как хле­щут по ли­цу вет­ви как сби­ва­ют­ся в кровь бо­сые но­ги.

4.

Гай­зул­ла от по­ляны свер­нул по тро­пин­ке к ов­ра­гу(1)кинул­ся в его прох­ла­ду (2)и(3)прис­лу­шива­ясь к про­бива­юще­муся сквозь ше­лест лис­твы плес­ку во­ды(4) ско­ро выб­рел к реч­ке.

5.

1) Пе­рего­рожен­ная дос­ка­ми ре­чон­ка бро­силась к от­ва­лам, под­мы­вая их сни­зу и уно­ся с со­бой гли­ну.
2) Смол­кли пти­цы, лес на­супил­ся, ис­пу­ган­ны­ми те­нями за­мета­лись сре­ди де­ревь­ев ле­тучие мы­ши, тон­ко и нуд­но за­ныли ко­мары.

3) С да­лекой по­ляны сквозь ус­то­яв­шу­юся ве­чер­нюю ти­шину до­носи­лись не­раз­борчи­вые кри­ки.

4) Ста­рате­ли рас­сме­ялись соб­равши­еся кру­гом

6. В приведенном ниже предложении найдите обособленное определение и определяемое слово. Напишите, какой частью речи выражено определяемое слово.

Весь сжи­га­емый зло­бой, он во­шел во двор, хо­дил из од­но­го кон­ца в дру­гой и все ни­как не мог ус­по­ко­ить­ся, прий­ти в се­бя.

7.

Без не­вес­ты, од­на­ко, дол­го не уси­дел на свадь­бе и же­них - Ха­жисул­тан-бай.

8. Из приведенного ниже предложения выпишите обособленное определение.

Но по­чему ка­мень та­кой тя­желый, как кос­тя­ная баб­ка, на­литая свин­цом?

9. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах.

Ту­ман рас­се­ивал­ся дол­го,(1)под­ни­ма­ясь от зем­ли по­луп­розрач­ны­ми клочь­ями и мед­ленно всплы­вая вверх,(2) к вер­ши­нам со­сен. Вни­зу,(3) в ло­щине он рас­те­кал­ся го­лубо­ватым мо­локом,(4) из не­го тор­ча­ли лишь вет­ки кус­тарни­ка,(5) а тра­вы вов­се не бы­ло вид­но.

10. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном определении.

Силь­ный по­рыв вет­ра от­бра­сывал дым кос­тра то в од­ну,(1) то в дру­гую сто­рону,(2)и,(3)не ус­пев вов­ре­мя от­сту­пить,(4)Ап­тра­хим вдруг по­чувс­тво­вал,(5) как что-то боль­но коль­ну­ло его в глаз.

Вариант 2

1.

1) Обес­по­ко­ен­ный ка­ким-то шу­мом Ниг­ма­тул­ла под­нялся, дол­го и нап­ря­жен­но вслу­шивал­ся.

2) Об­леплен­ные до­рож­ной грязью хлю­пали по гли­не ко­леса скри­пели втул­ки ло­шади сту­пали в жел­то-се­рые лу­жи под­ни­мая квер­ху ош­метья гря­зи.

3) Сдер­жи­вав­ший­ся на лю­дях он при­жал те­перь ру­ки к ли­цу и зап­ла­кал гром­ко со всхли­пами и за­выва­ни­ями при­читая и сжи­мая в ла­донях го­лову.

4) Вы­валив эр­кет в боль­шие ча­ны жен­щи­ны на­чали по­меши­вать гус­тую бе­лую мас­су.

2. Укажите все предложения, в которых имеется обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Прос­то труд­но по­верить что во­да пе­река­тывая и про­мывая его дол­гие го­ды вы­лепи­ла поч­ти жи­вого коз­ленка.

2) Он шел от­во­дя од­ной ру­кой ко­лючие вет­ки а в дру­гой сжи­мая до бо­ли в паль­цах шер­ша­вый узе­лок.

3) Он чуть не нас­ту­пил на ужа пе­репол­завше­го тро­пин­ку от­ско­чил в ис­пу­ге и дол­го сто­ял слу­шая как бь­ет­ся в клю­чицы сер­дце.

4) Хис­ма­тул­ла пок­раснел по­мол­чал с ми­нуту ра­ду­ясь что в тем­но­те мать не уви­дит его ли­ца.

3. Укажите все предложения, в которых имеются распространенные приложения.

1) Хис­ма­тул­ла под­сел к ним, уз­нав ста­рого зна­комо­го, уса­того ста­рате­ля, ко­торый ког­да-то за­щитил его.

2) К ре­ке по­тяну­лись не толь­ко муж­чи­ны-ста­рате­ли, но и жен­щи­ны, и да­же де­ти.

3) Зо­лото­нос­ны­ми жи­лами на бе­регах Юр­гашты, Кы­рака и Езе­ма в не­запа­мят­ные вре­мена еще ов­ла­дел пра­дед Га­ли­ах­ме­та-бая, все­силь­ный и всев­лас­тный Габ­ду­рах­ман-бай.

4) Его фи­гур­ка, ко­выля­ющая по до­роге, стран­ным об­ра­зом бы­ла по­хожа на то­нень­кий, ис­крив­ленный ствол бе­резы, ря­дом с ко­торой он толь­ко что сто­ял…

4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Плыл меж ство­лов приз­рачный дым(1)как кру­жево(2)прос­ве­чива­ли вет­ки над го­ловой(3)зас­ве­тилась в лес­ных су­мер­ках бе­реза(4)слу­чай­но ока­зав­ша­яся ря­дом с чер­ны­ми елями.

5. Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении обособленных членов предложения.

1) Не до­ходя де­сяти ша­гов до бая, ста­рате­ли стя­нули с го­лов шап­ки и ос­та­нови­лись .
2) На небе, наполовину очистившемся от туч, горели звезды.

3) Распрощавшись с ребятами, учительница продолжала стоять у дома, зачарованная красотой тихой морозной лунной ночи.

4) На­фиса за­дум­чи­во си­дела у ок­на, сло­жив ру­ки на ко­ленях.

6. В приведенном ниже предложении найдите обособленное определение. Напишите определяемое слово.

Это бы­ла ста­рин­ная баш­кир­ская пес­ня, пол­ная свет­лой тос­ки и со­жале­ния о нес­бывшем­ся счастье, она всег­да сжи­мала сер­дце Хис­ма­тул­лы, и он го­тов был пла­кать, ког­да слы­шал ее.

7.

Уз­кая гли­нис­тая тро­пин­ка сбе­гала вниз, пет­ляя и из­ви­ва­ясь, но­ги сколь­зи­ли, крыш­ка пус­то­го пу­зато­го чай­ни­ка под­ска­кива­ла и зве­нела в ру­ках у За­гита, шед­ше­го за от­цом.

8. В приведенном ниже предложении найдите приложение. Напишите это приложение.

Они счи­та­ют, что, ес­ли мы убе­рем с до­роги Ла­пен­ко­ва, хо­зя­ина Кэ­жэн­ско­го за­вода, и на­шего уп­равля­юще­го На­кыше­ва, жить ста­нет луч­ше.

9. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом.

Лишь время от времени мальчик дергал легонько вожжи,(1) посвистывал для порядка,(2) погоняя коня и не обращая внимания на девчат,(3) покачивающихся в арбе,(4) задумчиво пел.

10. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных определениях.

Ха­ким ос­та­новил­ся на са­мом краю стой­би­ща,(1)при­над­ле­жав­ше­го ро­ду Кы­зыр,(2) у не­боль­ших,(3) нас­пех сло­жен­ных из не­ров­ных суч­ко­ватых бре­вен стро­ений,(4)уже гус­то за­рос­ших ле­бедой и кра­пивой.

Вариант 3

1. Укажите все предложения, в которых распространенное определение, находящееся перед именем существительным, имеет добавочное обстоятельственное значение. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Про­низан­ный вне­зап­ной дрожью маль­чик вско­чил на но­ги и хо­тел бы­ло зак­ри­чать от ис­пу­га, но вни­зу толь­ко по-преж­не­му би­лись о бе­рег тем­ные вол­ны.

2) Соб­равши­еся в по­меще­нии од­но­сель­ча­не за­шуме­ли.

3) Хис­ма­тул­ла от­крыл гла­за и уви­дел си­дяще­го ря­дом на по­лу Са­фу­ана.

4) От­став­шие от те­леги Сул­танга­ли и За­гит еле во­лочи­ли но­ги, ког­да впе­реди за пе­рева­лом по­казал­ся лес.

2. Укажите все предложения, в которых имеется обособленное обстоятельство. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Реч­ка бе­жала че­рез лес по­иг­ры­вая на пе­река­тах жел­тым пес­ком ве­село бол­тая о чем то но на этот раз Гай­зул­ла не стал ее дол­го слу­шать.

2) Ос­тавшись с че­тырь­мя ре­бятиш­ка­ми мал ма­ла мень­ше Сай­де­ямал поз­на­ла всю горь­кую тя­жесть нуж­ды.

3) Душ­ный гус­той от пы­ли воз­дух об­те­кал крас­ные ус­та­лые ли­ца бо­ка ло­шадей по­тем­не­ли от по­та.

4) Уди­вив­шись Фат­хия по­шари­ла ру­кой на шес­тке наш­ла лу­чину и зас­ве­тила ее.

3. В каком предложении распространенное приложение относится к местоимению?

1) И я, их отец, очень хочу, чтобы сыновья наши были храбрыми и честно служили своей Родине…

2) А Хабибулла стоял и смотрел, как вдоль берега, покачиваясь под тяжелым коромыслом, идет Малика, дочь старого Загидуллы…

3) Классная руководительница Зоя Нигматулловна, прервав объяснение, строго посмотрела на Миннигали.

4) Если бы Зоя-апай не знала, что мы собираемся, ни за что бы не пришла.

4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ин­же­нер док­ла­дывал не­тороп­ли­во(1)спо­кой­но(2) иног­да вы­нимая из кар­ма­на блок­нот и при­водя циф­ры(3)или(4)встав и по­дой­дя к кар­те(5)ле­жав­шей на сто­ле уп­равля­юще­го(6)во­дил по ней паль­цем

5. Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении обособленных членов предложения.

1) Он пе­релез че­рез пле­тень и, кра­дучись, про­шел че­рез двор к ок­ну.

2) Кор­шун кам­нем упал воз­ле из­го­роди и тот­час взмыл, дер­жав в клю­ве цып­ленка.

3) В ки­сете, вы­шитом би­сером и цвет­ным сук­ном, ле­жала де­сяти­руб­левка и тща­тель­но свер­ну­тый кло­чок бу­маги.

4) В ле­су ста­нови­лось свет­лее от лу­ны, под­ни­мав­шей­ся над вер­хушка­ми со­сен, по­ляны буд­то за­тянул го­лубо­ватый ту­ман.

6.

На ста­ром пне, об­леплен­ном блед­ны­ми гри­бами, не­жилась на сол­нце зе­леная яще­рица.

7. В приведенном ниже предложении найдите приложение(-я). Напишите это(-и) приложение(-я).

И Гайзулла не стал бы, потому что все они видят лучше и дальше, чем он, Загит, еще не нашедший свой путь в жизни .

8. В приведенном ниже предложении найдите обособленное обстоятельство. Напишите, чем выражено это обстоятельство.

При­сажи­ва­ясь на кор­точки, ре­бята под­со­выва­ли ру­ки под плос­кие кам­ни и ко­ряги ос­то­рож­но, ста­ра­ясь не спуг­нуть ры­бу.

9. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве

Об­ша­ривая оче­ред­ную ко­рягу,(1)маль­чик вдруг ощу­тил ка­кое-то дви­жение у паль­цев,(2)и в сле­ду­ющую ми­нуту ру­ки его уже дер­жа­ли сколь­зкую,(3)вы­рыва­ющу­юся ры­бу.

10. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении.

Ус­лы­шав сло­во ба­ба,(1)маль­чи­ки,(2)сто­яв­шие у из­го­роди,(3)по­пяти­лись и,(4) отой­дя по­тихонь­ку,(5)что­бы не по­терять дос­то­инс­тво,(6)при­пус­ти­ли к сво­им юр­там.

Вариант 4

1. Укажите предложение, в котором распространенное определение, стоящее перед определяемым словом, имеет дополнительное обстоятельственное значение. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Оду­рев­ший от сна он еще нем­но­го ле­жал на зем­ле по­том вска­кивал и быс­тро шел к стой­би­щу.

2) Свер­ху в ча­нах глы­бами всплы­вала губ­ча­тая лег­кая пе­на и ре­бятиш­ки на­бежав­шие с лож­ка­ми про­бова­ли ее.

3) По­махи­вая хвос­ти­ками ни хва­тали ку­сочек по­ боль­ше и быс­тро уле­тали прочь .

4) На­конец впе­реди в прос­ве­тах меж­ду де­ревь­ями заб­лесте­ла зо­лотая на сол­нце во­да Юр­гашты.

2. Укажите предложение, в котором имеется обособленное обстоятельство, выраженное именем существительным с предлогом.

1) Сай­де­ямал не пла­кала, а толь­ко смот­ре­ла, не от­ры­ва­ясь, на сы­на.

2) Ло­шаден­ка, нес­мотря на свой за­мух­ры­шеч­ный вид, бы­ла как буд­то с но­ровом: маль­чик то хлес­тал ее кну­том, то по­нукал вож­жа­ми, но та в от­вет толь­ко би­ла зад­ни­ми ко­пыта­ми по ог­лобле и пе­ред­кам са­ней.

3) Хис­ма­тул­ла дол­го бро­дил вдоль Кэ­жэн, опус­тив го­лову и под­да­вая но­гой мел­кие ка­меш­ки.

4) Лю­дей, ок­ру­жав­ших его, и вся­ких там не­доволь­ных он не бо­ял­ся.

3. Укажите предложение, в котором имеется приложение.

1) Еле-еле от­ра­ботав свои шес­тнад­цать ча­сов, Хис­ма­тул­ла поп­лелся к се­бе в ба­рак, го­лод­ный, прок­ли­ная все на све­те.

2) Сайдеямал думала о Хисматулле, единственном близком человеке, и не могла позволить ему совершить необдуманный шаг.

3) Он вдруг вы­пус­тил пар­ня и встал пе­ред ним, улы­ба­ясь, с ви­дом и удив­ленным и од­новре­мен­но оби­жен­ным.

4) Пол­ные гу­бы улы­бались, чуть вздра­гивая и об­на­жая свер­ка­ющую по­лос­ку зу­бов.

4. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Но вот са­моро­док(1) вы­битый уда­ром но­ги(2) от­ско­чил в сто­рону(3) упал пря­мо воз­ле маль­чи­ка(4) и Хай­рет­дин схва­тил его.

5. Укажите предложение, в котором допущена ошибка при употреблении обособленных членов предложения.

1) За­гит раз­ве­сил на про­воло­ке, опо­ясы­ва­ющей чу­вал, ока­менев­шие от хо­лода лап­ти и мок­рые, сколь­зкие от гли­ны пор­тянки и, ук­рывшись ту­лупом, под­сел к Га­миле и Сул­танга­ли .

2) Иног­да она ос­во­бож­да­ла од­ну ру­ку и, взяв но­вую горсть зе­рен, ссы­пала их в от­вер­стие жер­но­ва.

3) Спус­ка­ясь, маль­чик пос­коль­знул­ся и шлеп­нулся в жел­тое ме­сиво гли­ны, раз­брыз­ги­вая ско­пив­шу­юся в ям­ках та­лую во­ду.

4) Маль­чик ос­то­рож­но при­сел у чу­вала, про­тягивая но­ги к ог­ню, и стал наб­лю­дать, как иг­ра­ют ря­дом на по­лу де­ти.

6. В приведенном ниже предложении найдите определяемое слово. Напишите это слово.

Хай­рет­дин шел в глу­бину ле­са, не ис­пы­тывая стра­ха, рав­но­душ­ный к то­му, что мо­жет слу­чить­ся с ним, ду­мал о маль­чи­ке, и ду­ша его бо­лела и бо­лела, не ути­хая…

7. В приведенном ниже предложении найдите приложение. Напишите это приложение.

Че­тыре го­да на­зад он не по­жалел род­но­го от­ца, Хажигали-агай, и увел из его до­ма единс­твен­ную ко­рову, про­дал ее на ба­заре и по­том как в во­ду ка­нул.

8 . В приведенном ниже предложении найдите обособленное обстоятельство. Напишите, чем выражено это обстоятельство.

Ско­ро Хис­ма­тул­ле на­до­ело слу­шать раз­го­воры о жен­щи­нах и во­ров­ском ис­кусс­тве, и, от­вернув­шись к сте­не, он стал ду­мать о ма­тери.

9. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном обстоятельстве, выраженном одиночным деепричастием.

Пе­реп­ры­гивая че­рез ма­лень­кие ру­чей­ки,(1)весь мок­рый,(2)За­гит доб­рался до ша­лаша и,(3)вле­тев,(4)стал от­жи­мать ру­баху и шта­ны.

10. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном определении.

Ша­хар­ба­ну,(1)ле­жав­шая ря­дом с Хуп­пи­нисой,(2)за­воро­чалась,(3)при­под­ня­лась на лок­те и,(4) не­доволь­но пос­мотрев в сто­рону Не­вес­тки,(5) про­бур­ча­ла.

Список используемой литература:

1. Русский язык 8 класс. Тематические тесты/Л.И.Мальцева, Э.С.Сурвило. – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А..: Народное образование, 2017. -224с.

2. Хамматов, Я.Х. Золото собирается крупицами. Роман. Авториз. пер. с баш. Е.Мальцева.- Уфа: Башкирское книжное издательство,1981. –408с.

3. Хамматов, Я.Х. День рождения. Роман. Авториз. пер. с баш. А.Скалона. –Москва: Воениздат, 1983. -266с.