Что такое лампады. Духовный смысл горящей лампады. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова

Обычай затеплять лампадку перед иконами пришел к нам при святом князе Владимире из Греции - вместе с православной верой. Hо не в греческих храмах он возник.
История лампадного масла восходит к временам Ветхого Завета, когда Господь Бог заповедал Своему пророку Моисею устроить Ему в скинии собрания светильник: "И сказал Господь Моисею, говоря: прикажи сынам Израилевым, чтобы они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера и до утра всегда: это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда” (Лев, 24:1-4).
"И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время” (Исх, 27:20).
Елей, который Господь заповедал возжигать в светильнике, также называют деревянным маслом (1Пар, 27:28).
Елей и деревянное масло - разные наименования одного и того же масла - оливкового. Деревянное масло, в отличие от растительного, получают из плодов, растущих на дереве, а не из семян и трав, - отсюда и название.
Именно по этой причине боголюбивые чада всего православного мира, следуя заповеди, данной Господом, всегда использовали в лампадах в качестве жертвы очищенное оливковое масло, имеющее, как известно, растительное происхождение.
Почему же теперь мы называем "деревянным” масло, не имеющее к оливковому маслу никакого отношения? Это произошло потому, что постепенно был утрачен первоначальный, истинный смысл этого названия и заменен другим. Причиной такой подмены явилось постепенное оскудение веры и благочестия и, как следствие, формальное отношение к церковному богослужению. Такое отношение Господь назвал закваской фарисейской (Мк, 8:15). Лампада для многих - лишь внешний атрибут храма или домашних икон, элемент украшения, и только. И какое масло в ней горит - неважно, лишь бы "подешевле”.
Православным христианам не следует экономить на святыне, употреблять в качестве жертвы Творцу не самое чистое и лучшее, а плохое дешевое техническое масло, зачастую "сдобренное” различными парфюмерными примесями, чтобы отбить запах нефти и керосина. Церковь никогда не благословляла ароматизировать лампадное масло, хотя ароматы и благовония присутствуют в других частях богослужения как обязательный элемент. Чистота - главное требование, предъявляемое Св. Писанием к лампадному маслу. Нечистое масло при помазании у многих вызывает аллергию, а уж об употреблении в пищу его не может быть и речи. При горении запах керосина "пробивает” все парфюмерные добавки, это часто вызывает у людей, долго находящихся рядом с горящей лампадой, плохое самочувствие, головную боль и даже отравление, а помещение постепенно наполняется удушливым смрадом. Плохое масло наносит храмам значительный ущерб, коптя иконы и фрески, а сгорает оно быстрее хорошего масла, так что экономия здесь мнимая.
И все же, настоящее лампадное масло - это деревянное (оливковое) масло, которое уже несколько тысячелетий употребляет Святая Церковь. Только чистое оливковое масло, без примесей и добавок, должно приноситься в жертву Творцу и Богу нашему, как и было заповедано Самим Господом.
Ему же слава во веки веков. Аминь.

В древних храмах был полумрак даже в самый яркий день. Полумрак - это не тьма, не полное отсутствие света, а символ земной человеческой жизни, погруженной в сумрак греха и неведения, в котором, однако, светит свет Веры, свет Божий: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5).
Сумрак в храме является образом того мысленного духовного сумрака, которым окружены тайны Божии. Светом в истинном смысле для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божием.
Как мы уже говорили выше, символами этого истинного света с древнейших времен служат горящие перед святынями лампады и свечи. Церковные светильники всегда имели духовно-символическое значение, закрепленное уставом Церкви. Они возжигаются и ночью, и днем во время дневных служб, когда света из окон достаточно для общего освещения. В уставных случаях церковные светильники во время вечерних и ночных богослужений могут возжигаться в очень небольшом количестве. А при чтении Шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить все свечи, кроме свечей в середине храма для чтеца, пред иконами Христа, Богоматери и храмовой иконой в иконостасе. Зато при праздничных и воскресных богослужениях по чину возжигаются все светильники, в том числе и верхние - паникандило и поликандила, создавая образ того полного света Божия, который воссияет верным в Царствии Небесном.
В пояснениях к Уставу Богослужения Православной Церкви есть специальная глава "О светильниках и об освещении", где подробно рассказано о символике и назначении каждого из светильников (подсвечников, кадил, лампад).
Образ и форма светильников в значительной степени определяются его предназначением и местоположением. Одиночный огонь лампады может означать одного из святых Церкви. Напольные светильники первообразом своим имеют Божество, являющееся людям, согласно Ветхому Завету, в виде огненных сущностей: столпа, водившего народ Израиля по Египту, неопалимой купины, представшей Моисею. Любой светильник со свечами, на каждой лампаде разнообразно постановленными, может служить образом неопалимой купины. Особый статус имеет церковное паникадило - самый большой из всех храмовых светильников.
“Настольная книга священнослужителя” трактует паникадило, ниспускающееся сверху в центральную часть храма, иполикандила, находящиеся в боковых приделах, как символы “собрания, созвездия людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных oгнем веры, горящих огнем любви к Богу...”Литургист XV в. блаженный Симеон, архиепископ Солунский,уподобляет свечи в хоросе звездам, а круг, где поставлены свечи, называет твердию. Церковное паникадило несет в себе характеристики трех высших ангельских чинов: Серафимов как существ “пламенеющих, или горящих”; Херувимов, имеющих свойство “обилия познания, или излияния мудрости”; и Престолов, способных “постоянно возвышаться над всем дольним, премирно стремиться в горние”. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям.
Важнейшее место в храме - за престолом в алтаре - занимает семисвечник. Древнейший его прототип, о котором упоминалось выше, описан в Ветхом Завете, при устройстве Скинии Моисея. В Апокалипсисе семь звезд означают семь Ангелов семи церквей, а семь светильников - семь церквей, семь духов Божиих (Откр. 1:20, 4:5). Семь светильников горят перед престолом Вседержителя. Так объясняется число светильников в семисвечнике. Для семисвечника также характерна форма стилизованного дерева. Расположенный за престолом в алтаре, то есть в самом центре церкви, в сердце ее микрокосмоса, этот светильник символизирует мировое древо жизни, которое росло в центре ветхозаветного Рая.
Другой тип церковных светильников – лампады, которые, подобно звездам в небе, во множестве сияют в церковной полутьме. Неслучайно перед иконами ставятся сразу два источника света: подсвечник с восковыми свечами и лампада с горящим елеем. Блаженный Симеон Солунский, объясняя символическое значение воска, говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу подобно мягкости и податливости воска. Выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев воск символически означает приношение Богу, как бы от лица всего творения. А горящая восковая свеча - превращение воска в огонь - означает обожение, превращение земного человека в новую тварь под воздействием огня и теплоты Божественной любви и благодати.
lampada.jpg Елей, как и воск, означает чистоту и искренность человека в его поклонении Богу. Поэтому елей возжигают перед святыми иконами – в храмах и в домах верующих. Но он имеет и другое значение: свидетельствуя чистоту человеческих отношений к Богу, елей является знамением милости Божией к людям - он смягчает раны, оказывает целебное действие, одобряет пищу. Так, перед иконой происходит символическая встреча, диалог Небесного Отца и его паствы.
На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висят одна или несколько лампад, стоят подсвечники с горящими свечами. По словам святого прав. Иоанна Кронштадтского, «светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества - престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники, горящие и светящие всему миру своею верою и добродетелями». То же говорил в VII веке по Р.Х. Софроний, патриарх Иерусалимский: «Лампады и свечи суть образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники».
Святой прав. Иоанн Кронштадтский продолжает: «Огонь горящих… свечей и лампад… служат для нас образом огня духовного - Духа Святаго, сшедшего в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу. Огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. Так, в храме все поучительно, и нет ничего праздного, ненужного».
Святой Григорий Богослов в «Слове на святое крещение» придает таинственное значение благочестивому обычаю возжигания лампад: «Светильники, которые возжешь, таинственно образуют тамошнее световодство, с которым мы, чистые и девственные души, изыдем в сретение жениху, имея ясные светильники веры».
Как обобщение многогранности духовного значения горящей лампады звучат слова из «Миссионерских поучений» Святителя Николая Сербского: "Зачем перед иконой зажигается лампадка? Во-первых, потому, что вера наша есть свет. Сказал Христос: Я свет миру (Ин. 8, 12.). Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души. Во-вторых, для того, чтобы напомнить нам о светлом нраве святого, перед иконой которого мы возжигаем лампадку. Ибо святые названы сынами света (Ин. 12, 36.) В-третьих, для того, чтобы служить нам укором за наши темные дела, злые помыслы и желания, и для того, чтобы позвать нас на путь евангельского света, чтобы мы с большей ревностью заботились об исполнении заповеди Спасителя: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела (Мф. 5, 16.). В-четвертых, чтобы стала она нашей малой жертвой Господу, Который всего Себя принес в жертву за нас, малым знаком великой благодарности и светлой нашей любви к Тому, у Кого в наших молитвах мы просим жизни, здоровья и спасения - всего того, что может дать одна только безграничная Небесная Любовь. В-пятых, чтобы устрашить силы зла, которые нападают на нас иногда и во время молитвы, отводя наши мысли от Творца. Ибо силы зла любят тьму и трепещут света, особенно того, который служит Богу и угодникам Его. В-шестых, чтобы побуждать нас к жертвенности. Подобно тому, как горят в лампадке елей и фитиль, покорные нашей воле, так же пусть горят пламенем любви и наши души, во всех страданиях покорные воле Божией. В-седьмых, чтобы напоминать нам о том, что как лампадка не может зажечься без нашей руки, так и сердце наше, эта наша внутренняя лампадка, не сможет загореться без святого огня Божественной благодати, даже если будет исполнено оно всякой добродетели. Ибо добродетели наши - горючее, которое воспламеняет Своим огнем Господь» (Миссионерские поучения, письмо 18).
Лампадное масло от производителя С древних времен известно немало чудес, в которых с помощью горящих лампад и елея проверялась твердость веры в Господа Бога и знаменовалась милость Божия к верующим. Так, в конце II века в Иерусалимской Церкви Бог сотворил чудо: когда на Пасху в храме не оказалось елея для лампад, то епископ Наркис велел налить в лампады колодезную воду - и они горели всю Пасху, как будто были заправлены самым лучшим маслом.
И на нашей освященной крещением земле было явлено немало чудес, раскрывающих смысл этой церковной традиции. В обители преподобного Феодосия Киево-Печерского однажды произошел следующий случай. Приближался праздник Успения Пресвятой Богородицы, а в храме не было деревянного масла, чтобы возжечь в этот день лампады; и церковный строитель задумал выжать масла из полевых семян и наполнить лампады им, взамен деревянного. Спросив о том преп. Феодосия и получив его благословение, строитель поступил, как задумал. Когда же он собрался налить приготовленное масло в лампады, то увидал в сосуде с маслом мертвую мышь. Тогда он поспешил к преподобному и рассказал ему о случившемся, заверяя, что он со всякою осторожностью накрыл сосуд с елеем и не разумеет, каким образом туда влезла мышь. Преподобный же, поняв, что это случилось по Божьему смотрению, осудил свое неверие и сказал ему: «Нужно нам, брат, иметь надежду на Бога и уповать, что Он силен подать нам нужное; а не делать по неверию то, чего не следовало. Иди, вылей масло то на землю, и, молясь Богу, потерпим немного, и Он подаст нам сегодня масло в изобилии». Когда преподобный отдал строителю это приказание и помолился - был уже вечерний час. В это время один богач привез в дар монастырю большую бочку, наполненную деревянным маслом. Видя это, преподобный прославил Бога, что Он так скоро услышал молитву его. Маслом наполнили все лампады, и еще большая часть его осталась. И на другой день светло отпраздновали праздник Пресвятой Богородицы.
Преподобный старец Серафим Саровский в своей молитве за усопших и живых придавал особое значение жертвенному смыслу горевших в его келии лампад и свечей. В ноябре 1831 года сам отец Серафим в беседе с Н.А. Мотовиловым объяснил это.
- Я, - рассказывал Николай Александрович, - видев у батюшки отца Серафима много лампад, в особенности многие кучи восковых свечей… подумал про себя: «Для чего это батюшка отец Серафим возжигает такое множество свечей и лампад, производя в келии своей нестерпимый жар от теплоты огненной? А он, как бы заставляя мои помыслы умолкнуть, сказал мне:
- Вы хотите знать, ваше боголюбие, для чего я зажигаю так много лампад и свечей перед святыми иконами Божиими? Это вот для чего. Я имею, как и вам известно, многих особ, усердствующих ко мне и благотворящих мельничным сиротам моим (дивеевским сестрам - прим. ред.). Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться за них. Вот когда я читаю правило свое, то и поминаю их сначала единожды. А так как, по множеству имен, я не смогу повторять их на каждом месте правила, где следует, тогда и времени мне недостало бы на совершение моего правила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече, за иных - за несколько человек одну большую свечу, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать их, говорю: «Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз, убогий, сии свещи и кандила» (то есть лампады - прим. ред.). А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или так, простое мое усердие, ни на чем не основанное, то и приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшего к нему: «Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандила во дни и в нощи: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть». Так вот, ваше боголюбие, почему Святая Церковь Божия прияла в обычай возжигать кандилы, или лампады, пред святыми иконами Господа, Божией Матери, святых Ангелов и святых человеков, Богу благоугодивших.
Мы зажигаем лампады перед святыми образами, как видимое выражение огня нашей любви к Господу и к ближнему, от всего нашего чистого сердца. Если же приносишь жертву, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь, то напрасна и жертва твоя Богу: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23–24). Нельзя истинно любить Господа, не любя своих близких.
* * *
К сожалению, ныне многие не знают духовного смысла лампады и горящего в ней елея и не придают им большого значения; а потому не гнушаются использовать для лампад дешевое некачественное масло, изготовленное из различных смесей, сдобренное парфюмерными добавками, скрывающих неприятный запах этих суррогатов. Сегодня такое масло часто именуется «деревянным», хотя не имеет к оливковому маслу никакого отношения. Первоначальный истинный смысл «деревянного масла» почти утрачен, и название это из-за привлекательности стали использовать для дешевых масел. Причина такой подмены - оскудение веры и благочестия и, как следствие, формальное отношение к церковному богослужению. Такое отношение Господь назвал закваской фарисейской (Мк. 8:15). Лампада для многих - лишь внешний атрибут храма или домашних икон, элемент украшения - и только.
Молитва на разжигание лампады Основным аргументом использования плохого масла является его дешевизна. Но не надо забывать, что«елей и воск как самые чистые из веществ, употребляемых для горения, означают чистоту и искренностьприношения, делаемого к прославлению святаго Имени Божьего (Исх. 27:20). Елей же (масло), в частности, означает усердие людей, подобное усердию мудрых дев, которые взяли елей со светильниками своими для встречи Жениха (Мф. 25:3,4), т. е. означает желание христиан быть угодными Богу делами своими, жизнию, а не верою только (ср. Пс. 44:8)» (Пособие к изучению Устава Богослужения Православной Церкви К. Никольского, Спб., 1874).
В чем тогда выражается усердие людей, зажигающих в лампаде дешевое, но не чистое масло? Можно ли их приношение назвать искренним и чистым? Неужели для встречи Господа Иисуса мы возьмем из соображения экономии светильники с плохим маслом, оправдываясь тем, что нам не на что было купить хорошего?
В Ветхом Завете устами пророка Малахии Господь так укорял священников за принесение к святому жертвеннику недостойной жертвы: «Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, а говорите: «чем мы бесславим Тебя?» - Тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения». И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф. Итак, молитесь Богу, чтобы помиловал нас; а когда такое исходит из рук ваших, то может ли Он милостиво принимать вас? говорит Господь Саваоф» (Мал. 1:7–9).
Не является ли нечистое масло подобием жертвенного животного слепого и хромого? И если мы выбираем подарок любимому человеку, то неужели мы будем руководствоваться лишь соображением дешевизны, а не качества?
Преосвященный Никанор, епископ Херсонский и Одесский, так говорил в своем поучении: «Давно ли мелкокорыстное лукавство стало благоприятной жертвой Богу? Давно ли потеряло смысл русское присловье «На Тебе, Боже, что мне негоже», которым схвачена и метко очерчена эта непривлекательная черта наших доморощенных фарисеев. Ведь еще в Ветхом Завете заповедано, что не пригоже приносить в жертву Богу то, что нам самим негоже (Лев. 22:21–22). А ты, православное чадо Нового Завета, христианская душа, а не жидовин, приносишь к жертвеннику Господню не вола, не овцу, не козла, а только грошовую свечку, да и тут норовишь, чтобы она была даже не грошовой, а копеечной. Кого же ты обманываешь, подобно Анании и Сапфире? Сущее твое не с тобой ли было?».
Одно внешнее исполнение данной заповеди не может спасти человека. Чистой должна быть не только сама наша жертва, но дела и помыслы наши: «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь… когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю» (Ис. 1:11, 15–18).
Господь ждет от Своих учеников, от нас, православных христиан, не подарка в виде лучшего и драгоценного масла, но все сердце наше, весь ум, всю душу нашу, все силы наши и в Духе Святом возлюбить ближнего своего, как самого себя. Это-то и есть больше всех всесожжений и жертв. (Мк. 12:32–33).

Первые лампады использовались христианами для освещения тёмных пещер, в которых они, опасаясь преследования, совершали богослужения. В дальнейшем лампады стали важной деталью праздничного и богатого убранства христианского храма. В широком смысле «лампада» - это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами или наверху больших стационарных подсвечников. Символическое значение лампады - вечный огонь веры в Христа, разгоняющий тьму зла и неверия. В домах Православных Христиан перед иконами принято вешать или ставить на подставке лампадки. Это древняя благочестивая традиция, которая символизирует непрестанную молитву Христиан к Богу. Если в доме нет лампады, то дом этот как бы духовно слеп, темен, здесь не всегда прославляют Имя Божие.

В доме может быть как одна лампада, так и больше. Есть благочестивая традиция зажигать в домах негасимые лампады, которые горят и ночью, и тогда, когда хозяев нет дома. Но в современных условиях это не всегда возможно и желательно, так как может стать соблазном для неверующих или маловерующих членов семей. Чаще всего Христианин зажигает лампадку, когда приходит домой, и не гасит ее до тех пор, пока не уходит из дома. В случае если нет лампад, зажигают церковные свечи во время молитвы.

Современные подвижники говорят, что зажженная лампадка очищает воздух от всякой скверны и тогда в доме царит благодать. Ни в коем случае нельзя использовать огонь от лампады в бытовых целях — это неблагоговейно по отношению к святыне. Не принято зажигать лампаду от спички, для этого используется церковная свеча. Про неблагоговейных монахов в монастырях раньше говорили: «Он от спички лампаду зажигает…»

Лампадное масло (изначально — оливковое), так же как и фитилек, можно купить в церковной лавке или в Православном магазине. Можно сделать фитилек самому из бинта или другой тряпицы: узкую полоску тонкой материи туго скручивают в жгут и протягивают через поплавок лампадки.

Лампадки бывают разных цветов — красная, синяя, зеленая. Есть традиция в посты зажигать более темные по цвету лампадки (синюю, зеленую), а в праздники — красную.

Висящую лампаду прикрепляют к потолку или к киоту икон. Ее принято вешать возле наиболее чтимых икон.

Есть благочестивая традиция в случае болезни или неблагополучных обстоятельств крестообразно помазывать маслом от лампады детей и близких. Так поступал Преподобный Серафим Саровский, помазывая маслом от лампадки всех приходивших к нему.

Не нужно, чтобы лампадный огонек горел очень сильно и коптил, достаточно, чтобы он был размером с одну-две спичечные головки.

Детей нужно приучать зажигать лампаду.

Есть специальная молитва, читаемая при зажжении лампады: «Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь».

О важности зажигания лампады сказано в житии праведной Марфы —

Святая праведная Марфа, мать святого Симеона Дивногорца, умирая, завещала, дабы тело ее было погребено на том месте, на котором хоронят странников и нищих. Но преподобный сын ее Симеон, имея откровение от Бога о преставлении своей матери и послав некоторых из своих учеников, перенес тело ее к себе на Дивную гору, дабы похоронить его при своем столпе.

…После погребения преподобной братия установили обычай возжигать над ее гробницею лампаду, дабы она, ради почтения святой, горела день и ночь. Спустя некоторое время братия перестали по нерадению возжигать лампаду. Между тем, замечая сие, преподобный Симеон молчал, не приказывая ничего относительно лампады, дабы не подумали о нем ученики его, что он безмерно почитает свою мать после смерти. В то время тяжко заболел эконом обители, так что находился почти при смерти.

В полночь больному явилась святая Марфа, говоря: «По какой причине не возжигаете вы моего светильника? Знайте, что я не нуждаюсь в возжжении мне свечей, будучи сподоблена от Бога моего небесного вечного света; но тем не менее, когда вы возжигаете при моем гробе светильник, то сие делаете для собственного спасения, ибо вы тогда возбуждаете меня к ходатайству за вас пред Господом». При сих словах святая держала в правой руке как бы пресветлый бисер - частицу животворящего Тела Христова; прикоснувшись этой частицей к больному, она сказала: «Будь жив и здоров от сего».

Произнесши сие, она стала невидима. Больной же немедленно встал здоровым и отправился к гробнице святой; припавши к ней, орошал землю слезами, с одной стороны, испрашивая прощения за свое нерадение, а с другой, благодаря за исцеление.

После сего он устроил так, чтобы перед гробницею святой горел неугасимый светильник. При гробе святой совершалось также много и других чудес: прозирали слепые, изгонялись бесы из людей и подавались скорые исцеления от всяких недугов по молитвам святой праведной Марфы и по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому воссылается слава со Отцом и Святым Духом ныне и в бесконечные веки. Аминь.

из книги — азы православия

Одним из главных символов неугасимой веры человека в Бога считается церковная лампада.

В далекие времена христиане освещали ей темные пещеры, где собирались местные жители для совершения Божественных служб. Там же они скрывались от возможных нападений со стороны врагов и преследователей.

Позднее лампадки стали использовать в качестве убранства церквей и храмов, а также для проведения различных церковных таинств.

Простыми словами, лампада представляет собой видоизмененную свечу, пламя которой не угасает продолжительное время. В зависимости от габаритов, методов использования и применения выделяют несколько видов лампадок:

  • настольные и настенные;
  • подвесные – встречаются только в церквях и храмах;
  • гасимые;
  • неугасимые (с непрерывным горением) – располагаются возле икон, мощей святых, почитаемых святынь;
  • для церковных шествий – используются короткие свечи широкого диаметра, вставленные в продолговатый сосуд, что способствует долгому и равномерному горению;
  • для домашнего использования.

Основными составляющими светильника являются резервуар для парафина, подставка любой формы, и находящийся на ней хрустальный цветной стаканчик. Красный – используется на пасху, синий или бесцветный – во время Великого Поста, зеленый – ежедневно.

Значение церковной лампады

Тлеющая лампада символизирует очертания Божественного света, исходящего с небес. Светящиеся атрибуты храмов никогда не применялись для прямого назначения. Они олицетворяют духовность, заставляют верующего человека задуматься о самом сокровенном.

Начинаются размышления о том, что сделано в этой жизни и сколько еще предстоит совершить, о смысле существования и загробном мире. В такие минуты наступает просветление, и открываются все плохие деяния, за которые обязательно нужно покаяться.

Лампада, горящая перед образом святого, означает искреннюю благодарность ему за прощение и спасение души. Кладбищенские огоньки означают своеобразную молитву о прощении грехов умершего. В домашней обстановке светильник указывает на соблюдение правил Божьего закона.

Стоит отметить: нельзя подходить к лампаде с плохим настроением и закрытым сердцем. Человек должен быть настроен на общение с Богом. То, что в этот момент происходит в душе, считается особенно ценным.

Как сделать лампадку

Изготовить ее своими руками совсем несложно. Для начала нужно определиться с основой. Это может быть какая угодно жестяная банка, например, из-под кофе или печенья. Расцветка тоже может быть абсолютно любой.

Итак, с чего начать:

  1. Приготовьте проволоку средней жесткости и стержень шариковой ручки.
  2. Поверх проволоки крестообразно положите стержень. Обмотайте его проволокой, чтобы получилась спираль, а каждый завиток плотно прилегал друг к другу.
  3. Достаньте стержень, а получившийся держатель расположите точно по центру банки со стороны отверстия. Выступ за пределы основы не должен превышать 0,5 см.
  4. По бокам банки проколите шилом маленькие дыры, через которые будет проходить держатель.
  5. Протяните его через отверстия, загнув выступающие концы.

Для изготовления фитиля понадобится небольшой кусочек медицинского бинта, который нужно разрезать на две равные части. С одной стороны завязываем образовавшиеся полоски в узел, хорошо скатываем и перевязываем.

Протаскиваем тонкой проволокой фитиль в держатель, вытащив 2 см, и вырезаем верхний узел. Затем наполняем лампадку маслом и аккуратно поджигаем.

Когда можно зажигать лампадку дома перед иконами

Несмотря на то, что лампада является мощным символом обращения к Богу, молиться дома можно и без нее. Если все же решили зажечь церковный светильник, то не нужно придавать этому какое-то сверхъестественное значение.

Многие ошибочно утверждают, что пламя является священным, а дым обладает магической силой. На самом деле, поджигать лампадку – старая хорошая традиция, не содержащая в себе никакого сакрального смысла.

Используют ее в дни церковных праздников, при воскресных Богослужениях, во время ежедневных молитв, даже в обычные дни не воспрещается ее применение.

Почему тухнет лампада


Возможными причинами недолгого горения или постоянного затухания пламени являются следующие факторы:

  • сильный сквозняк в помещении;
  • отсутствие масла;
  • наличие в составе фитиля синтетики вместо х/б материи;
  • образовавшаяся корка нагара;
  • слишком толстый или тонкий фитиль.

Как правильно зажигать лампадку

  1. Вставленный в поплавок фитиль протягивают до середины и окунают в масло тем краем, который потом нужно будет поджечь.
  2. Вытягивают за сухую сторону так, чтобы край фитиля выделялся на 2 – 3 мм;
  3. Поплавок располагают таким образом, чтобы фитиль полностью погрузился в масло.
  4. Поджигают лампаду пламенем от освященной церковной свечи (спичкой или зажигалкой это делать запрещено).

Почему коптит лампада

Основной причиной сильной копоти является неправильно сделанный фитилек. Его размер не должен превышать спичечную головку. Если он значительно больше, рекомендуется укоротить его, тогда огонь уменьшится, и копоть прекратится.

Главное – не делайте из своего жилища подобие церкви с постоянно горящими лампадами. Все-таки дома нужно не только молиться, но и просто жить. Поэтому достаточно одного-двух мест для их использования.

Объясняет иерей Андрей Чиженко.

По православному вероучению человек – двусоставное существо: духовно-телесное. Душа является образом и подобием Божиим в человеке. Через тело человек соединяется с материальным животным миром. В этом состоит великая задача человека. Обожиться самому (т. е. начать путь восхождения к Богу, путь познания Его, соединения с Ним, вернее, с Божественными нетварными энергиями) и через обожение обожить-освятить и всю остальную материальную природу, так как человек – центр и царь ее. Он существует словно бы на пересечении двух миров – духовного и материального. Исходя из этого, тело человеческое – сотрудник души в деле спасения. Оно суть храм Божий. Именно потому в православии так бережно относятся к телу. Это видно из чина погребения.

Поэтому все Таинства церковные и, как следствие, богослужение имеют также двойственную природу. Пример: в Таинстве Крещения священник призывает имя Святой Троицы – это духовная главная составляющая. Но вещество крещения вполне материально – вода. Таинство Причащения. Его сердцевина – Тело и Кровь Христова. А вещества для Таинства – просфора, вино, вода. Поэтому православное богослужение воздействует благодатью Святого Духа не только на душу, но и на тело. Елей для помазывания (осязание), колокольный звон, пение (слух), иконы, роспись (зрение), просфора, крещенская вода (вкус), каждение ладаном (обоняние).

Семья – малая церковь. Это тоже своего рода служение Богу и ближним своим. Естественно, мы хотим, чтобы Божья благодать освящала и нас самих, и наши жилища, защищала нас от всякого зла да скверны. Кроме того, в раю праведники и святые Ангелы пребывают в непрерывном богослужении – славословии Всевышнего. Поэтому мы с Божьей помощью стараемся будто бы продолжить храмовое богослужение (в разумных пределах, конечно) и у себя дома. Сродни этому монашеский чин панагии (с греческого языка – «всесвятая»), когда богородичную просфору, из которой вынимается частичка в честь Девы Марии на проскомидии после Литургии, монахи торжественно переносят из храма в трапезную, где вкушают ее с определенными молитвами, а затем начинают трапезу. Таким образом Литургия как будто бы продолжается, и она длится и в келейных условиях монашеских общежитий. Примерно то же в духовном смысле происходит и с нами, когда мы словно бы «приносим храм и богослужение домой», устраивая из своей жизни богослужение, жертву Всевышнему. Потому, например, раньше в каждом православном доме был «красный» (красивый из устаревшего) угол, где помещались иконы, воскуряли ладан, зажигали лампадку. Часто он делался на восток, наподобие алтаря храма. Собственно говоря, красный угол и есть своеобразным домашним алтарем. Вообще, это очень хорошая традиция. Правильная. Семья делает посильную жертву Богу и устраивает для Него жилище в своем доме, и Он, конечно, поселяется в нем, потому что любящие сердца Его чад жаждут встречи со своим Отцом Небесным.

Не всегда, конечно, получается устроить красный угол на восток в современных условиях, но, в принципе, сделать его вообще по силам каждой семье. Это наше выражение любви к Богу. Единственное, что хотелось бы по этому поводу сказать из опыта… Нужно для образов святых все-таки отделить место в доме, так сказать, расчистить его от других мирских вещей. А то часто приходится видеть в домах, как иконы заставлены рюмками или другими вполне мирскими вещами. Иногда происходят и другие невольные святотатственные действия, когда иконы помещают вместе с набравшими популярности японскими божками-нэцкэ, различными «денежными жабами», «приносящими» богатство и успех, или эротическими картинами. Безусловно, это неприемлемо. Человек должен разобраться в себе, Кому он служит: Христу или велиару. Языческие идолы лучше выбросить или сжечь, не держать у себя дома.

Что касается лампадки, то, например, у меня она горит постоянно сутками. Вспомним притчу о десяти девах (см. Мф. 25:1–13). На мой взгляд, горящая лампада, уход за ней, покупка лампадного масла, свечей для ее возжжения – наша посильная жертва Христу (своеобразная тактильная молитва Богу) и посильная финансовая жертва Церкви (лампадное масло, свечи, фитильки, сама лампадка). Некоторые зажигают лампадку перед молитвой. Это тоже хорошо и благотворно. Любую посильную для человека жертву примет Бог, если она совершена с благоговением любящим сердцем. Лампадка, конечно, возжигается перед иконами.

Из своего опыта скажу, что для лампады лучше брать очищенное специализированное лампадное масло. Сколько я не пробовал использовать обычное подсолнечное масло и даже очищенное рафинированное, оно горит плохо, лампадка коптит и засоряется.

Что касается благовоний – ладана и фимиама, тоже вполне возможно применение его в домашних условиях. Только нужно не имитировать каждение священнослужителем в храме (это все-таки прерогатива священника), скорее воскурять ладан, а не кадить им.

Сейчас в церковных лавках очень большой выбор и ладана, и кадильниц. Есть специальные «паучки» – легкие металлические конструкции, которые крепятся на лампадку. Сверху на них площадка. На нее кладется ладан. От теплоты лампадного огня металл нагревается – и ладан начинает благоухать. Есть специальные стационарные кадильницы – глиняные, фарфоровые, металлические. Для них нужен уголек. Он зажигается, кладется в кадильницу, сверху кладутся кусочки ладана. В крышечке данной кадильницы есть специальные отверстия для дыма. Можно зажигать кадильницы перед молитвой, можно пройтись с Иисусовой или любой другой молитвой по дому, наполняя его комнаты сердечным воззванием к Богу, которое возносится в небо так легко, как дым от кадильницы.

Утилизировать сгоревшие угольки нужно следующим образом. Если вы живете в частном доме, желательно сделать в палисаднике или в саду ямку в чистой земле, можно под деревом или кустом, куда вытряхивать пепел (в том числе и кадильный) от сжигания освященных вещей. Можно выбрасывать пепел в проточную воду, в реку. Если вы живете в квартире, то сжигать остатки освященных вещей также целесообразно где-то в парке или на клумбах, потом закапывать пепел в чистую землю. Можно вытряхивать остатки сгоревшего угля в вазоны с комнатными растениями.

От чего хотелось бы предостеречь.

Не нужно превращать весь дом в церковь. Важно понимать, что в доме следует не только молиться, но и жить. Достаточно одного-двух-трех мест в доме, выделенных на духовные нужды. Оставьте пространство в жилище и для себя, для супруга (супруги), детей своих. Все хорошо в меру.

Иерей Андрей Чиженко