Поздравляю с причастием. "Возраст распознания" и первое причастие у девочки в Католической церкви. Козни врага во время говения

И я желаю поздравленье
от всей души преподнести,
и в самый сладкий день рожденья
дарю экспромт, как конфетти.

Пусть ярко Солнышко сияет
и вдохновенье дарит нам!
Пусть в январе, как было в мае,
Любовь подарит нам она!!!

Пускай Блистающей...

https://www.сайт/poetry/167311

Вот и выпал, наконец-то, первый снег,
От заоблачных проснувшись нег.
На землю грешную спускаются с небес,
Освящая светом ночь, поля и лес

Сонмы ангелов-снежинок всё кружат,
Разбрызгивая в небо света кружева
Чтоб наполнить мир красой и...

https://www.сайт/poetry/1135520

... – по большей части словенскую, но также и французскую, испанскую, английскую, арабскую, датскую и даже русскую. Ковац и Мелер посадили детей перед черными экранами мониторов, на которых справа и слева горели два белых квадрата. В первой части эксперимента ученые произносили бессмысленное трехсложное слово – вроде «ла-бу-да», после чего в одном из квадратов – допустим, правом – появлялся...

https://www.сайт/journal/117807

Атлантов), повели тех из людей, у которых в сердце жила ЛЮБОВЬ. Именно там Учителя Рас 4 расы начали свои первые генетические разработки по созданию ПЕРВЫХ Людей - Атлантов 4 расы из генов семи Животных: Быка, Лошади, Льва, Свиньи, Обезьяны, Птицы и Рыбы. ... велись и ведутся заранее! Именно по этой причине Зевс во всех мифах Греции представлен, как любвеобильный бог, у которого много детей ! Подробно о сценарии Конца Света, который испытали люди 3 расы, написан в «Книге Дзиан», часть 2. Все они - ...

https://www.сайт/religion/19083

По электронной почте и, к сожалению, не знаю его источник). «Мы хотим познакомить вас с подборкой писем, которые дети адресовали напрямую Богу. Эта идея пришла в голову рижскому писателю и кинодраматургу Михаилу Дымову. Это невозможно прокомментировать даже. ... , как маленький, Значит, он и правда плачет. Марик, 4 кл. Я с ней два года ходил в садик, целых полгода учился в первом классе, и вот однажды она мне заявила: "Мы с тобой два разные человека". Ты представляешь, я хуже, чем умер. Акадий, 2 кл. ...

Строка поиска: причастие

Найдено записей : 375

Подскажите, что нужно отвечать людям после Причастия на слова: "С Причастием вас", которые сами не причащались? Я один раз просто кивнула от неожиданности, проговрив "угу", т.к. раньше в другом храме мне никто ничего не говорил, а потом другая женщина налетела на меня с поздравлением, ей я уже сказала "спасибо", но при этом мне стало как-то не по себе, что меня вообще трогают. А как правильно отвечать? Или молча мимо проходить? А бывает ещё, что в конце Литургии, когда все подходят прикладываться к кресту, батюшка тоже поздравляет с Причастием. Что нужно отвечать ему?

Ирина

На такие случаи есть универсальный православный ответ: «Спаси Господи!», а еще можно улыбнуться, ведь кто-то радуется за Вас.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте, батюшка. Хочу придти на исповедь и причаститься, однако испытываю проблему с постом перед исповедью. Пост держала за всю жизнь только раз, в прошлом году, но это по причине попыток стать вегетарианкой. Полгода не ела животную пищу, кроме молочной. Я не держу пост сейчас, беспокоит состояние здоровья, и лишать себя полноценной еды врач, мягко говоря, не советует. Принимала около года много лекарств, рекомендовали питаться хорошо, не скудно. Что мне делать, мне очень нужно на исповедь и причастие. Спасибо за ответ.

Елена

Елена, три дня поста еще никому не повредили. Пост и молитвенное правило перед причастием дается для того, чтобы разбудить свою душу, покаяться, подготовить себя к принятию этого великого и спасительного таинства. Постарайтесь выполнить хотя бы такой пост, а на исповеди объясните священнику свои проблемы со здоровьем. Кстати, чтобы поисповедоваться, не обязательно поститься. Хотя Вам необходимы оба таинства, так как телесные недуги чаще всего даются нам по нашим грехам.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, обязательно ли просить благословение у священника для вышивания иконы, и какие правила нужно соблюдать при вышивании?

Ирина

Ирина, икона – это не картинка, а «видимый образ невидимого Первообраза», как учат святые отцы Церкви. Поэтому приступать к вышивке нужно с особым благоговением и трепетом. Нужна благочестивая жизнь, регулярное посещение храма, исповедь и причастие. Придите в храм, поговорите со священником, возьмите благословение на труд и обсудите правила, которые нужно соблюдать при вышивке. Хорошо бы при этом взять с собой заготовку иконы и показать ее батюшке. Если Вы обсудите все нюансы, то по окончании работы не будет проблем с освящением иконы.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Спасибо всем, работающим на этом сайте, за вашу помощь и ответы на наши вопросы! Спаси, Господи, всех Вас и ваши семьи! У меня есть такой вопрос. К вере я пришла недавно, постилась только перед причастием. Сейчас стараюсь держать пост, но вот, вычитала, что нельзя есть овощи и грибы консервированные. Неужели это правда? А я ела. И можно ли иногда употреблять заменитель молока, постный майонез, бульонные кубики (куриные, мясные)? Можно ли пить кофе? Спасибо.

Елена

Елена! В пост можно употреблять любую растительную пищу, в том числе овощи, кофе, грибы, постный майонез, продукты из сои и т.д. Не надо относиться к посту по-фарисейски. Апостол Павел сказал: «Все мне позволено, но ничто не должно обладать мною» (1Кор., 6;12). Например, если Вы кофеман, не можете обойтись без кофе ни дня, то стоит отказаться от него на время поста. Можно есть соевую колбасу, но тогда чем время поста будет отличаться от обычных дней, если страсть чревоугодия будет так же удовлетворяться, только «разрешенными» продуктами? Пост дается для борьбы со страстями, а не для ограничения в пище как таковой.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Хочу выразить огромную благодарность всем батюшкам на этом сайте. Спасибо Вам за вашу неоценимую помощь и ответы на наши многочисленные вопросы! Спаси, Господи, всех Вас и ваши семьи! У меня есть несколько вопросов. 1. В воскресенье моя дочь, ей 5 лет, причастилась. Мы пришли домой, она пообедала, и ее стошнило в ванную, а я все смыла (извините за подробности)... После причастия прошло 2,5 часа. Это плохо? Ведь она причастилась, а тут такое у нас впервые. 2. У меня двое детей - 2 г. 10 мес. и 5 лет. Можно ли им причащаться, если ночью накануне причастия они пьют воду, а иногда даже утром? Младший без воды спать не может, капризничает. 3. Можно ли каноны и правило ко причастию вычитывать не в один день, а в течение 3-4 дней, т. к. с двумя детьми все сразу читать не хватает времени и сил? 4. Является ли грехом использование декоративной косметики, например, на работе или каком-то мероприятии, не с целью соблазнить, естественно, а потому что так принято? Хотя я не раз замечала, что с косметикой на меня обращают внимание другие мужчины, а это, по-сути, и есть соблазнение? Значит, в моем случае краситься нельзя вообще?

Татьяна

Татьяна, конечно, нужно стараться сделать все для того, чтобы избежать подобных ситуаций. Если ребенка все-таки вырвало (или малыш срыгнул), нужно все извергнутое собрать, предать огню или чистой проточной воде, а пепел или золу закопать в непопираемом месте. О случившемся расскажите на исповеди, так как Вы, по незнанию, поступили неблагоговейно. 2. Маленьким детям допускается пить перед причастием, приучать ребенка причащаться натощак необходимо постепенно, к пяти или семи годам. 3. Правило к причащению допустимо вычитывать за несколько дней, в которые Вы готовитесь к причастию. 4. Лучше женщине не пользоваться декоративной косметикой. Но в современном обществе это не всегда осуществимо. Если на работе с Вас требуют использовать косметику в обязательном порядке, придется подчиниться. Сдержанный, неброский макияж не будет обращать на себя большого внимания. Краситься ярко и вызывающе не надо.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Пожалуйста, помогите! У меня появился страх открытого пространства. Несмотря на причастие, исповедь и советы батюшки, ничего в моем состоянии не меняется. Транквилизаторы только на время притупляют страх, а душу они губят. Помогите!

юлия

Юлия, я думаю, надо обратиться к докторам, не пренебрегайте помощью специалистов.

игумен Никон (Головко)

Добрый день! Если Бог даст, собираюсь причаститься на Литургии Преждеосвященных Даров, она в нашем храме начинается в 18 часов, в 17 утреня. С какого времени в этот день ничего не есть - с самого утра (не завтракать) или до 12 дня можно вкушать пищу? У батюшки не спросила, а служащие женщины в храме сказали, что с 12-ти. Что-то сомневаюсь. Спасибо!

Елена

Елена, лично я бы не вкушал ничего с полуночи. Меня тоже смущает то, что Вам сказали. У нас, знаете ли, как-то странно все получается: некоторые батюшки возрождают традицию и начинают служить Литургию Преждеосвященных Даров вечером, как это и должно быть, и это – хорошо, но в то же время они же идут на поводу какой-то странной либеральности и снисходительности, и зачем-то разрешают прихожанам есть перед причастием. И что пользы тогда от таких традиций?! Невольно хочется сказать: хотите служить как древние, так и поститесь как древние! Не можете – тогда зачем коверкать святую традицию, идущую из древности?!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Читала о соблюдении супругов в чистоте в праздники, воскресенья, постные дни, особенно в Великий пост. Большинство выдержек прочитала мужу. В ответ - насмешки, да и вся прожитая жизнь прошла в этом грехе, не хочет и слышать, постоянно ругань, маты, раньше было и рукоприкладство, поступает назло, особенно перед причастием. Мне уже неудобно исповедоваться. На душе страх. Как быть, что предпринять?

Лидия

Лидия! Необходимо помнить слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5). То есть вопрос этот решается супругами по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Церковь же рекомендует духовникам «с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи» (см. Основы социальной концепции РПЦ). Если муж не верующий и настроен категорично, то воздерживайтесь тогда, когда это возможно.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, в Пасхальную ночь исповедь и Причастие проводятся?

Вика

Виктория, исповедь и причастие бывает каждый раз, когда в храме совершается литургия. Проводятся они и в пасхальную ночь. А вот расписание служб и исповеди в Вашем храме в этот день лучше узнайте заранее. Чаще всего расписание служб составляется сразу на неделю.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Я хочу начать воцерковляться, но не знаю, с чего начать, хотя читала некоторую литературу, все же страшно, что многого не знаю. Вот, например: пошла в воскресенье на вечернее Богослужение, смотрела, как другие делают, и так же делала, но когда все стали зажигать свечки, а у меня не было свечки, мне стало стыдно, я не знала, что нужно будет так сделать - глаза в пол опустила и стояла, смущалась. Я даже не знала, что Великий пост сейчас идет! Потом всех начали помазывать, я пошла самая последняя, я думала, что будут причащать, а мне же нельзя, я еще не исповедовалась даже... Батюшка, дайте совет, как правильно ходить в церковь, и что делать, когда всех будут причащать, а мне нельзя - просто уйти? Заранее спасибо.

Юлия

Юлия, просто продолжайте ходить и не смущайтесь. Знаете, это как учиться плавать: не все же сразу умеют, вот и приходят учиться, и глупо стыдиться того, что ты чего-то не умеешь, не знаешь. Стыдно не не знать, а не стремиться узнать. А в этом плане Вам помогут православные брошюрки, которые в изобилии продаются обычно в наших храмах – брошюрки о том, как вести себя в храме, как сделать первые шаги, что означают различные действия при богослужении, что есть причастие и как к нему приготовиться. Дерзайте! Смущаться нечего! Это враг Вас смущает, от Вашей гордыни, а это неправильно.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, дорогие батюшки! Скажите, вот если в маленьком храме служит один батюшка и нет дьякона, то батюшка служит Литургию, причащается, после причастия мирян батюшка оставшиеся дары должен потребить. А как это будет считаться? Это не значит, что 2 раза причастился? Или после того, как перед возгласом "Всегда, ныне и присно и во веки веков" в Чашу опускают частички,вынутые на проскомидии из просфор, поминальные частицы о здравии и о упокоении, то Святые Христовы Тайны опять становятся хлебом и вином, или я что-то не так понимаю?

Елена

Нет, Елена, потребление Св. Даров относится к тому же, первому причастию. Кстати, священник или диакон, которому предстоит потреблять Дары в конце службы, именно по этой причине не запивает тут же причастие св. теплотой, как делают все остальные в алтаре и прихожане в храме.

игумен Никон (Головко)

Не могу исповедаться и причаститься, помогите, пожалуйста. Добрый день! Меня зовут Наталья, мне 28 лет. Я не могу решиться на причащение, т.к. прочла, что нужно очень сильно желать этого, а у меня, насколько я себя понимаю, сильного желания нет, я просто знаю, что это нужно делать, да и смысла этого таинства я до конца не понимаю. Из-за этого не решаюсь идти причаститься, боюсь, что сделаю это в осуждение. Помогите, что мне делать? Стоит ли спешить с причастием или пока лучше сходить только на исповедь, ведь и на исповеди я еще ни разу не была? Зарание благодарю за помощь!

Наталья

Здравствуйте, Наталья. Начните сначала. Регулярно посещайте храм в воскресные и праздничные дни (когда есть возможность), вникайте в богослужение, просите у Бога вразумления. Начинайте и заканчивайте день молитвой, лучше всего следовать православной традиции и пользоваться молитвословом. Первое время - в русском переводе, а потом переходить на церковнославянский оригинал. Каждый день прочитывайте по одной главе из Нового Завета, с толкованиями блаженного Феофилакта. Обращайте внимание на Заповеди Христа. Необходимо понуждать себя к осуществлению этих заповедей в своей жизни. Только так Вы увидите, что грех - это не погрешность против кем-то установленных правил, а самое настоящее зло, которое мы причиняем сами себе. А тогда сможете искренне покаяться. Вот это и будет необходимая подготовка к достойному причащению. Очень рекомендую Вам послушать общественные лекции А.И.Осипова: http://alexey-osipov.ru/. Сейчас время благодатное для духовной работы над собой. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, советом. Мне Бог попустил болезнь кишечника по грехам моим, поэтому я не могу поститься физически. Не употребляю сейчас мясо, но этим тоже нарушаю рекомендации врача. Вопрос в том, что я не знаю, как приступать к таинству Причастия в моем случае. Меня смущает, что я подхожу к Чаше, не постившись. Батюшка, которому я исповедуюсь постоянно, знает о моей болезни и разрешает Причастие. Может, это смущение от лукавого, и не надо обращать на это внимания?

Вера

Здравствуйте, Вера. Поверьте, просто воздержанием в пище мы нисколько не делаем себя более достойными причащения Святых Таин. Достоин тот, кто со слезами осознал свое недостоинство. Подобно мытарю, который глаз не смел поднять и только бил себя в грудь со словам: «Боже, милостив буди ми грешнику». Если духовник благословляет, причащайтесь без смущения.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! Мое письмо личного характера. Батюшка, я в прошлом году рассталась с женатым мужчиной, после чего исповедовалась и причастилась, но мужчина от меня не отстает. Прошу Вас, помолитесь пожалуйста, чтобы он от меня отвязался наконец, сколько же я могу отбиваться, он не понимает, что не имеет на меня никаких прав. Его зовут Олег, он крещеный. Я хожу на исповедь и причастие раз в две недели, последний раз была в это воскресенье, соблюдаю пост. Надеюсь на Вашу молитвенную помощь. Спаси, Господи!

Инна

А отбиться очень просто: скажите, что если не отстанет, сообщите его семье. Вот и вся проблема. Вопрос только в Вашей решительности.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Я верующая, в церковь хожу, исповедуюсь и причащаюсь. У меня двое деток (мужа нет-разошлись), работаю. Дети проблемные, отнимают много душевных сил, их тоже вожу в храм на причастие почти каждое воскресенье, также они у меня ходят в воскресную школу. Там не хватает преподавателей и помощников, и меня попросили помогать воспитательнице, которая занимается с маленькими детками в воскресной школе. Но я отказалась, так как с работы прихожу в течение недели уставшая, сил не хватает на своих деток, а они уговаривают всего на 2 часа в воскресенье, и, честно, нет у меня этого желания, женщины, которые там участвуют, они почти все не работают (у них есть добытчики) - я им говорю, что мне с детками тяжело одной, а они меня не слышат и не понимают. Вчера мне уже батюшка стал намекать - помогать им. Ну нет у меня сил и желания! И вот вопрос- грех ли, что я отказываюсь им помогать, мучает меня совесть, и нет желания. Помогите мне, батюшки, с правильным решением и ответом!

елена

Если нет возможности и желания работать в школе, то, разумеется, Вы можете и должны отказаться от этой работы. Я не знаю, почему простых истин у вас на приходе не понимают.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте. Можно ли кормить ребенка до причастия? Ребенку 2 годика. Причастие проходит около 11 часов дня.

Татьяна

Можно до 5-7 лет! Возраст зависит от конкретного ребенка. Только не перекармливайте, чтобы не срыгивал.

протоиерей Максим Хижий

Вопрос православному священнику: когда мама узнала про диагноз - РАК - я сразу спросила ее, хочет ли она пособороваться и причаститься. Она уверенно сказала: "Да". Через неделю пришел батюшка и провел соборование и исповедь с причастием. Я сама накануне подсказала ей, о чем надо бы сказать - про аборт, и на ее усмотрение. Проблема в том, что она дочь партработника, и в церковь при жизни не ходила, но против церкви негативно не высказывалась. Поэтому особо понятия у нее нет о том, что говорить на исповеди. Короче, батюшка сказал, что причащает ее, только потому, что он ее соборовал. Я хочу знать, действительно ли ее причащение, и как мне теперь за нее молиться? И прощаются ли при соборовании неназванные грехи? Могу ли я возместить ее недостатки духовности милостыней и заупокойными службами? Сама в церковь хожу. Можно ли считать ее согласие на соборование обращением к Богу?

Ксения

Да, Ксения, причастие действительно, не сомневайтесь, все хорошо и правильно. Молиться можете так же, как и о всяком православном христианине. Забытые грехи в Таинстве соборования прощаются. Что касается заупокойных служб и милостыни, то, конечно, они очень помогают человеку в загробной участи.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Я уже не раз обращаюсь к Вам за советом. Спасибо за мудрые ответы! Подскажите мне еще раз, пожалуйста! У моего мужа есть крестник, мальчик 3-х лет. Отец мальчика (двоюродный брат моего мужа) покончил жизнь самоубийством почти за полгода до рождения ребенка (предположительно, из-за конфликтов с матерью малыша, с которой они не были в браке). Так вот, ситуация сложилась так, что эта девушка - мать мальчика, ведет несколько асоциальный образ жизни - выпивает сильно и т.д. Часто случались ситуации, когда она уходила в загул на неделю, оставляя малыша. У мальчика есть бабушки, дедушки, но почему-то никто не предпринимает усилий чтобы хоть как-то изменить ситуацию (может, никто не хочет с этой девушкой связываться- не мне судить). Но дело в том, что мальчик страдает от невнимания матери, часто видит ее в тяжелой степени опьянения и все в таком роде - жалко его. Мой вопрос такой, скажите, могу ли я помочь молитвой этому ребенку? Если да, то как мне молиться? Могу ли я молиться о вразумлении этой девушки? Мальчик крещеный - Андрей. Если можно, помолитесь и Вы за него!

Ваше желание чаще причащаться удобоисполнимо. Имейте у себя запасные Святые Дары: частицы Тела, пропитанного Кровию... и причащайтесь, когда потребность или как положите... В монастыре много дарохранительниц свободных. Попросите и употребляйте. Дома держите дарохранительницу со Святыми Таинами на почетнейшем месте, среди святых икон (1, с. 36).

2. Таинство Тела и Крови совершается Господом. Служащий есть только орудие

Таинство Тела и Крови совершается Господом чрез действо всей Церкви. Служащий есть только орудие. Коль скоро на нем нет неразрешенного греха, он с дерзновенным упованием может и совершить Таинство, и причащаться (1, с. 71).

3. Исповедь и Святое Причастие необходимы: одна возочищает, другая – баня, пластырь и пища

Исповедь и Святое Причастие неизбежно необходимы: одна возочищает, другая – баня, пластырь и пища(1, с. 206).

4. Святое Причастие силу свою являет не от нашего достоинства, а по благости Божией. Готовность к Причащению – исповедание грехов с крепкой решимостью не грешить

Святое Причастие силу свою являет не от нашего достоинства, а по благости Божией. Готовность же к достойному Причастию – исповедание грехов с крепкою решимостью не уступать греху и не опускать ничего хорошего, предлежащего к деланию. Эта решимость и ревность есть корень жизни и основа. Когда это есть, дом для Господа готов (1, с. 227).

5. Последование к Святому Причащению совершать лучше в один раз, только не на службе

Последование ко Святому Причащению, думаю, не погрешительно совершать и не в один раз, но, кажется, за один раз лучше. Но вычитывать его в церкви – нехорошая привычка... церковная служба своего требует внимания (2, с. 59).

6. Как приступать ко Святому Причащению

Чтобы не было в грех (Святое Причащение), надо грехи очистить покаянием и, приступая, приступать с верою и страхом, в сокрушении сердца, без мечтаний о каких-либо преимуществах пред другими, не причащающимися, а всегда со смиренными и самоуничиженными чувствами. Главное – иметь желание и ревность угождать Богу, а не себе. Ибо, и добро делая, можно себе угождать (2, с. 212).

7. Разъяснение о Причащении в двунадесятые праздники

Я не вижу, что высокопреосвящ. Иосиф наложил на вас Причащение Святых Таин в двунадесятые праздники как неотложное правило. Он дал вам только совет и благословил на это, и вы хорошо поступите, если будете исполнять это, когда нет препятствий, с должным всегда приготовлением и очищенною совестию. Слушайтесь в сем советов иерея Божия о. Иоанна N (3, с. 3).

8. О полезности частого Причащения для духовной жизни

Что причащались дважды в пост – добре. Благослови, Господи! Можно почаще причащаться, как вздумаете. Священник каждый день приглашает причащаться православных – только никто не откликается. Если найдете возможным почаще причащаться, не будет худо (3, с. 78).

9. Причащаться можно, как только душа потребует

Вы уже поговели... И еще поговейте и причаститесь. Говеть можно непрестанно и причащаться почасту, как дух потребует. Благослови вас, Господи! (3, с. 93).

10. Козни врага во время говения

Что бывает с вами во время говения... страх, волненье... полагать надо, исходит от врага. Он, верно, около вас разживается чем-нибудь. Исповедь же и Причащение опаляют его и прогоняют. Вот он, предвидя сие, и поднимает тревогу. Потрудитесь не отходить от памяти Божией и памяти смертной... Они не только во время говения, но и во всякое гонят его и опаляют, и приступа к вам не дадут. Сами видите, как душеспасительно для вас говение... и можете сами же себе повелеть почаще говеть (3, с. 118).

11. Об усовершенствовании дела говения

Положив говеть в настоящий пост, вы прописали, что недовольны бываете своим говением, хотя любите говеть и желали бы чаще совершать это дело благочестия христианского. Как вы не указали, в чем недовольны своим говением, то ничего про это не скажу... только приложу: старайтесь довесть свое говение до того, чтобы удовлетворяло вас. Можете у духовника спросить, как поправить свое говение. Что касается до чаще, то не надо учащать, потому что частость эта отнимет немалую часть благоговения к сему величайшему делу... разумею говение и Причащение (3, с. 177).

Я, кажется, уже писал вам, что довольно поговеть и причаститься в каждый большой пост из 4. А в посты пред Пасхою и Рождеством – по два раза. И больше не ищите. Старайтесь более свое внутреннее упорядочивать и приводить в совершенство (3, с. 177).

12. Как часто можно причащаться?

Как часто говеть? Так часто, как сможете.

Но наперед положите все посты говеть и из них большие, Великий и Рождественский, раза по два или по три. Спрашивайте своего духовного отца (4, с. 10).

13. Причащение – самая крепкая поддержка духовной жизни от общения с Господом

Говели три раза. Добре! Самая крепкая поддержка духовной жизни – общение с Господом, ибо без Него что мы (4, с. 18)?

14. О смущениях перед Причащением

К Таинству же Причащения приступайте ничтоже сумняся. Если приступаете с верою в Господа, присущего в Таинах, с благоговением и готовностию все силы свои посвятить на служение Ему единому, то нечего колебаться недостоинством. Достойным вполне причастником никто почесть себя не может. Все упокоиваются на милости Божией. И вы так делайте. Господь любит причащающихся и милостиво снисходит недостаткам в должном настроении души. Потом само Причащение мало-помалу и исправит сии недостатки (4, с. 83).

15. Причащаясь Святых Таин, мы принимаем Господа

Благослови, Господи, ваше Святое Причащение! Прияли вы Господа: Он один да исполняет сердце ваше так, чтобы там уже не оставалось места ни для какой твари. Господь близ! Если будете к Нему воздыхать, то никакой нужды духовной не встретите непреодолимой и неудовлетворимой (4, с. 88–89).

Относительно Святого Причастия... хульные посмыслы или неверие... прямо от врага. Гоните и молитесь. Сам Господь дал сие Таинство... говоря: Сие есть тело Мое, сия есть Кровь Моя... и заповедал: Сие творите в Мое воспоминание . Апостолы и начали делать сие... и с того времени сие делание в Церкви Святой не прекращалось и не прекратится до скончания века... Совершитель Таинства есть Сам Господь. Священниковы только уста, произносящие освятительную молитву, и рука, благословляющая Дары... Действующая же сила от Господа исходит. Господь везде есть. И в один момент по всей земле может повторить Тайную вечерю (4, с. 103).

Молитесь Господу и просите приложить веру. Кладите во время утренней и вечерней молитвы поклона по три со словами: «Господи, приложи мне веру... ибо враг смущает меня, всевая помыслы неверия»... И даст Господь. Только не переставайте с усердием молиться... И всякую свою нужду духовную всеусердно Господу открывайте, и Он поможет. Всеусердно желаю, чтобы Господь всегда являл вас победительницею (4, с. 103–104).

16. По Причащении

Благие мысли у вас по Святом Причащении. Клеть внутри... Если будете там, Господу не скучно будет у вас. Потрудитесь занять Его молитвенною беседою – и Он будет внимать не отходя.

Там и брачный чертог у вас будет... и предивное сочетание... А за ним блаженство нескончаемое (4, с. 119).

17. На вопрос о Причащении с малым приготовлением

Причаститься можно вам... Недостаток пощенья ныне вознаградите пощением потом, наипаче же внутренними чувствами сокрушения и возжелания Господа.

Это краткое внутреннее и внешнее утруждение себя даст вам, по вере вашей в милосердие Господа, с дерзновением приступить к Святым Таинам. Впрочем, если будет недоставать дерзновения по вере, а, напротив, будет слышаться внутри некое прещение, то лучше отложить сие святое дело. Скоро ведь можете сподобиться сего и дома. Делаю заметку сию на случай. Но лучше, если своею верою и возжеланием Господа окрылитесь к дерзновению... Обще говоря, мы ведь никогда не сможем вполне достодолжно приступать к Таинам. Всегда покрываемся упованием на безмерное милосердие Господне (4, с. 126).

18. Наставление готовящейся к Причастию

Благо намерение ваше исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Потрудитесь хорошенько определить, что следует пресечь и отбросить, и, дав обет на сие, решение засвидетельствуйте строго исполнить. И мир Божий водворится... и особенно – несмущенное воззрение на Господа во время молитвы (4, с. 129).

19. Нападки врага перед говением

Что испытываете нападки, и особенно когда поговеть решаетесь, это вражья уловка. Он силится сам или отклонить от говенья, или испортить его. Но когда сопротивлялись и не уступали... то это знак победы, а не поражения и не только не мешает приступлению к Таинствам, напротив, служит лучшим украшением сего дела Божия, т.е. Причащения. Вы хорошо делали, что с самого первого появления нападения восстали и воспротивились. И всегда так делайте... как только покажется – тотчас сопротивление, отвержение, ненависть и молитва. Если тайный голос говорит, что было допущено соизволение на помыслы... покаянием надо сие очистить и сокрушением с твердою решимостию не уступать более. Что нападки – это не беда... это к венцам приглашение... Беда в уступках. Господь да вооружит вас! Молитва Иисусова – первое орудие и всемощное... Не выпускайте его из рук (4, с. 140)!

20. Частое Причащение может привести к равнодушию

Святых Таин причащайтесь почаще, как дух[овный] отец разрешит... только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением, и паче – со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно. По привычке нам солнце нипочем – а от него всякая жизнь. Так и к Святым Таинам привыкнуть можно и стать к тому равнодушной, что очень неодобрительно (4, с. 150).

О частом Причащении ничего нельзя сказать неодобрительного... Но мера в месяц однажды или два раза – самая мерная (4, с. 254–255).

21. О Причащении в двунадесятые праздники

Уж коли положили причащаться в двунадесятые праздники, и надо бы так вести. Но и то правда, что иногда сии праздники идут скоро один за другим, так что их на один месяц приходится два, тогда как на другой – ни одного. В таком случае, точно, лучше в один какой праздник опустить Святое Причащение и перенесть его в другой месяц, приурочив к какому-нибудь дню. Сами устройте это, как лучше (4, с. 234).

22. Можно ли давать запасные частицы в путь шествующим

В даянии запасных частиц в путь шествующей тоже ничего не вижу грешного. Бывало прежде в употреблении и теперь может быть. Отменено не по неуместности дела, а по некиим злоупотреблениям. Когда не предполагаются злоупотребления, можно дать место древнему обычаю (4, с. 255).

Приступая к Святым Таинам, приступайте в простоте сердца, с полною верою, что Господа приемлете в себя, и с соответственным тому благоговеинством. Чему быть на душе после сего, предоставьте сделать то Самому Господу. Многие наперед вожделевают получить от Святого Причастия то и то, а потом, не видя того, смущаются и даже в вере в силу Таинства колеблются. А вина – не в Таинстве, а в этих излишних догадках. Ничего себе не обещайте, а все предоставьте Господу, прося у Него одной милости – укрепить вас на всякое добро в угодность Ему. Плод Причащения чаще всего отзывается в сердце сладким миром, иногда приносит оно просвещение в мыслях и воодушевление в преданности Господу, иногда ничего почти не видно, но после в делах обнаруживается большая крепость и стойкость в обещанной исправности. Замечу и здесь, что плодов от Святого Причастия ощутительных не видим мы оттого, что редко причащаемся. Положите себе как можно чаще причащаться, и увидите плоды от сего Таинства утешительные (9, с. 153–154).

24. Поздравление и благожелание причастившемуся Святых Христовых Таин

Теперь, наверное, вы уж исповедались и причастились. Поздравляю! Даруй, Господи, чтобы сие было вам в окрыление духа, в прилепление сердца к Господу, в льготу и отраду на пути жизни, в нравственную крепость на дела богоугодные.

Но паче же всего желаю вам ощутить радость спасения в Господе. Ибо Господь в вас, а где Господь, там и спасение. Один языческий царь, когда буря застала его на море и корабельники в страхе не знали что делать, по свойственной ему заносчивости, сказал: «Чего боитесь? Вы везете такого царя». – То была пустая речь. Но Господь, когда однажды буря ветреная подвергала опасности корабль, на котором Он плыл с учениками чрез озеро Генисаретское, и последние, не зная что делать, воззвали к Нему: Господи, спаси ны, погибаем! – прежде запретил ветру и волнению водному и, когда уже улеглись волны и бысть тишина, сказал: Где вера ваша? (см. ). Таким образом, только в отношении ко Господу можно поистине говорить: «Чего боитесь? Господь с вами». Сие и говорю вам: ни внутренних, ни внешних волн не бойтесь, ибо Господь с вами. Не теряйте живой веры в сие, и сердце ваше будет исповедать: аще пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси (). И всем причастникам прилично петь: Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль () (9, с. 154–155).

25. Святые Таины прообразованы манною

Заняло меня состояние вашего сердца после причастия Святых Таин. Ведь Святые Таины прообразованы манною. Она принимала вкус по нуждам каждого. Вот и причастие Святых Таин дало вам вкусить, что вам нужно. Теперь знает сердце ваше, что значит быть с Господом и что без Него (11, с. 10).

26. О Причащении Святых Христовых Таин

Вы спрашивали о Святом Причащении. Нисколько не помешает часто причащаться с приготовлением истинным. Хорошо бы – каждый пост, а в Великий и предрождественский и по дважды. Впрочем, как Господь по сердцу положит; только хорошо причащаться (11, с. 70).

Кто же это так нелепо говорил о Таинстве Тела и Крови Христовой?

Мысль эта кальвинская. А по-православному вот как надо веровать: «Кто не вкусит тела Господня и не пиет Крови Его, живота не имать в себе». Кто в Господе пребывает? – ядый Плоть Его и пияй Кровь Его. Тут нет ничего неясного и никакого иносказания. Так веровали все спасшиеся о Господе, так веровать подобает и нам. Мало ли чего не наговорят не понимающие и не хотящие вникнуть! И еще толкуют про какое-то утешение! Откуда же оно зайдет к ним? Господь не взойдет в сердце неверующее, хоть стоит у дверей и толчет, а вне Господа какие утешения (11, с. 80)?

27. О сохранении плодов Причащения

Жалеете, что благонастроение, приобретаемое говением, исповедию и Причащением скоро ослабевает. Это и достойно сожаления, и тем достойнее, что избежать сего в нашей власти... Не надо предавать себя на жертву внешних впечатлений: они уносят внимание из сердца и заставляют его блуждать на стороне, далеко от себя. Не надо допускать вкушать сласти душевнотелесные. У нас два вкуса: один духовный, другой душевно-телесный. Они прогоняют друг друга. Когда есть вкушение духовного, все прочее – трава; а когда придется вкусить душевно-телесного, тогда умаляется вкус к духовному. Из сего сами видите, что подобает делать, чтобы сохранить вкушение духовных благ (6, с. 48– 49).

28. О частом причащении

Поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Буди во спасение!

И во второй раз причаститься хорошо будет. Чем чаще, тем лучше (8, с. 16)!

Вот и добре, что с таким убеждением причастились. Причащение – великое благо. И вы хорошо бы сделали, если бы устроили почаще причащаться – не только в посты, но и между постами (8, с. 45).

29. Домашнее говение и епитимия

Неудобно выехать из дома – дома поститесь. Дело говения можете совершить дома, а потом исповедаться и причаститься в церкви.

Неприятности же и все, что приходится перечувствовать скорбного, переносите благодушно, и милостивый Господь вменит то в епитимии, какие всем следует нести за грехи свои по чину Церкви (8, с. 40).

30. Причащаться всегда можно

Когда неудобно было говеть на первой – поговейте, как предполагаете. Чаша Господня всегда открыта, и все на всякий день приглашаются к ней. Потому никогда нельзя говорить, что время безвозвратно пропущено. Ныне пропущено – завтра готово (8, с. 68).

31. Отчего иногда не чувствуется действие Таинств

Слава Богу, что причастились. Что в чувстве не засвидетельствовалось благотворное действие сего Таинства, это надо приписывать нездоровью и вследствие того, может быть, недостатку духовного напряжения. Но действие Таинств не всегда отражаются в чувстве, а действуют сокровенно, что, конечно, имело место и у вас, как обыкновенно (8, с. 123).

Как вести себя после причащения?

Если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи. (2 Пет. 2, 20-22).

По причастии нужно показать исправление, засвидетельствовать любовь к Богу и ближнему, благодарение, тщание усердное о новом, святом и непорочном житии.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

По причащении же Святых Таин Христовых войди тотчас в сокровенности сердца своего и, поклонившись там Господу с благоговейным смирением, обратись к Нему мысленно с такими словами: Ты видишь, Мой Всеблагой Господь, как легко впадаю я в грехи на гибель себе, какую силу имеет надо мной борющая меня страсть и как сам я бессилен освободиться от нее. Помоги мне и усиль бессильные усилия мои или лучше Сам восприими оружие мое вместо меня, порази вконец этого неистового врага моего... Поклонись этому Богу Единому, во Святой Троице славимому и нам благодеющему, и, воздав благоговейное Ему благодарение как некий дар, предложи непреклонное решение, готовность и порывы к борьбе со своим грехом в надежде преодолеть его силою Единого Триипостасного Бога.

Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809).

После приобщения надо просить Господа, чтобы дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, то есть прежние грехи.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

Каждый раз, когда тебя Господь сподобит причаститься Святых и Животворящих Таин Христовых, так размышляй: какое мне сегодня счастье, Господь вошел в дом сердца моего, не возгнушался меня грешного и нечистого! Какая ко мне милость Божия, какая мне радость, ведь сегодня я не один, а в гостях у меня Сам Христос, мой Господь и Спаситель!

Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874-1937).

Теперь всякий грех, соделанный нами, будет оскорблением, нанесенным Господу; всякое порочное действие ≈ явной обидой Сладчайшему Искупителю. Всякое злоупотребление нашего тела будет оплеванием, заушением и биением, которые Он претерпел от врагов. Теперь уже мы не одни, но с нами и в нас Господь. Мы не должны отказываться от добрых дел, от подвигов благочестия.

А главное, причастники должны быть благодушными и великодушными во всех обстоятельствах жизни.

Каждый из нас должен беречь принятое сокровище, а не бросать его как попало. Каждый из нас должен не забывать ни того, что он есть христианин, а главное, что он причастившийся христианин. При всяких искушениях он должен вспоминать, что причастился страшных Христовых Тайн в жизнь вечную, что он с Причастием не готов расстаться, ни променять их на удовлетворение какой-либо страсти. Каждый из нас должен вспоминать настоящие светлые минуты, когда мы все чисты пред Господом, омыты Его Пречистой Кровью и напитаны Его Пречистой Плотью. Каждый из нас должен памятовать любовь к нам Господа и ту любовь, какую мы пред Ним засвидетельствовали. Мы сегодня говорили Господу: Веруем и исповедуем, что Ты Сын Бога Живаго, пришедший в мир спасти грешников; веруем, что не в осуждение я принимаю святые Тайны, но во исцеление души и тела. Я лобзал Тебя, Господи, не изменническим поцелуем Иуды ≈ предателя, но лобзанием невинным и святым. Если позабудем про это, то нас позабудет Сам Господь. И мы снова будем блуждать во тьме греха, и отнимется от нас свет Христов, отнимется от нас радость и спокойствие совести, больше и нужнее которого ничего нет в целом мире.

Протоиерей Валентин Амфитеатров (1836-1908).

Приняв Христовы Тайны, мы несем в себе Христа. Мы становимся подобны человеку, который несет чашу, наполненную до краев вином или водой: если он будет неосторожен, то может расплескать часть жидкости, а если споткнется и упадет, то потеряет все, что было в чаше. Причастившись Христовых Таин, мы должны сознавать, Что и Кого мы в себе несем. И с момента Причастия без паузы, без перерыва должна начаться наша подготовка к следующему Причастию. И не надо думать, что, если мы причастились сегодня, то к следующей Евхаристии можно готовиться за день или за три дня до нее, а в остальное время можно жить так, как будто Христос не присутствует в нас.

Епископ Иларион (Алфеев) (XX-XXI вв.).

Плоды Святого Причащения действуют, если мы не оскорбляем святыню. Если же оскорбляем ее, то в тот же день причащения она перестает действовать. А оскорбляем мы святыню чем? Зрением, слухом и другими чувствами; многословием и осуждением. Потому в день причащения надо преимущественно хранить зрение и больше молчать, держать язык за зубами.

Преподобный Алексий Зосимовский (1844-1928).

Часто после усердной молитвы бесы нападают на нас с большой силой, как бы желая отомстить нам. Мало того, они даже после Приобщения с величайшим ожесточением стараются вселить в нас нечистые мысли и пожелания, с тем, чтобы отомстить нам за сопротивление и победу над ними, и с тем, чтобы уменьшить в нас веру, стараясь как бы доказать, что нет нам никакой пользы от Святого Причащения, и наоборот, еще хуже бывает борение. Но не должно унывать от этого, понимая коварство врага побеждать его верой и упорством в борьбе с ним.

Свщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский (1883ок. 1937).

Есть старческое выражение: всякому доброму делу или предшествует или последует искушение. А такие добрые дела, как молитва от всего сердца, а особенно, причащение, не могут остаться без мести дьявола. Он употребляет все силы, чтобы не дать помолиться, как следует, и причаститься. А если не мог этого сделать, то старается потом напакостить так, чтобы и следа не осталось от полученной пользы. Это очень хорошо известно всем, причастным духовной жизни. Вот почему нужно со смирением и сокрушением сердечным, по возможности, просить от Господа, чтобы Он охранил от козней врага, действующего или прямо на душу, или через людей, ему подвластных.

Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).

Помни всегда, что после обедни и причащения ты должен всегда обедать медленно и умеренно. Так же точно и на ночь.

Принявши в себя пречистую Плоть и Кровь Господа, не устремляйся потом, пришедши домой, с жадностью на плоть животного; соблюдай крайнюю умеренность в употреблении ее не предавайся долгому сну днем. Всё это способствует загрублению сердца, которое крайне нужно сохранять в святой нежности и чувствительности, получаемой нами после достойного принятия пречистых Тайн.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Когда человек наестся жирных кушаний или вообще объестся после причащения, он сразу может наблюдать за собою, как гибнет в нем то светлое, тонкое, духовное, что только пред этим он явно ощущал.

Подмечено, что если причастник вскоре после причащения ложится спать (особенно после сытного обеда), то, проснувшись, не чувствует уже благодати. Праздник для него как бы кончился уже. И это понятно: преданность сну свидетельствует о невнимательности к небесному Гостю, Господу и Владыке мира; и благодать отходит от нерадивого участника Царской вечери. Лучше это время проводить в чтении, размышлении, даже внимательной прогулке. Так мне пришлось наблюдать это среди монахов. А в миру можно посетить больного, сделать кому-либо доброе или насладиться благочестивым общением с братьями или сходить на кладбище к усопшим.

Митрополит Вениамин (Федченков) (1880-1961).

После смерти мы будем сильно истязуемы, если не храним благодати Святого Духа. Если случится в день причащения вам раздражиться, огорчить, осудить кого-нибудь, то это пятно в душе будем стараться очистить покаянием. Этот день лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца.

Схиигумен Савва Псково-Печерский (1898-1980).

Чтобы нам вернее сохранить себя после исповеди от повторения грехов, потщимся, особенно на первых порах, пока мы еще не окрепли нравственно, избегать встречи со грехом: удаляться тех лиц и тех мест, какие могут подать нам повод к падению.

Архимандрит Кирилл (Павлов) (р. в 1919).

Сын, милый мой, я – сожалею,
Что не могу тебя обнять,
Расцеловать, в момент преддверья,
Очередного Дня Рожденья,
И, в этот день, Отцом предстать,
Перед тобой, без раздраженья…
Душу открыть, зарисовать,
Судьбы короткие мгновенья,
Наши, с...

https://www.сайт/poetry/19798

Дорогой любимый Слава!
Самый лучший в мире брат!
Тебя поздравить с юбилеем
Сегодня каждый очень рад.

Спешили мы издалека
И горим все нетерпеньем:
Так хотим родного брата
Все поздравить с Днём Рожденья!

Мы поздравляем все тебя...

https://www.сайт/poetry/150506

Твой…» Так начинает Рамбам свод законов Мишне Тора, вместивший в себя все 613 заповедей. Если бы он сказал «первая заповедь – верить…», то пришел бы к следующему логическому протворечию: «Для неверующего понятие «заповедь» не существует. И, следовательно... сделал все возможное, чтобы избежать его. Именно поэтому он не написал «…прежде всего нам заповедано верить», а сказал: «Первая заповедь – знать». Но тогда возникает следующий вопрос: «А можно ли приказать человеку знать? И если он не может или...