Конспект занятия на тему: "Пасха" в младшей группе. Занятие во второй младшей группе "пасха красная" Занятие в первой младшей группе к пасхе

Конспект занятия по ознакомлению детей второй младшей группы с праздником «Пасха»

Тема: «Словно в сказку попали, и о Пасхе мы узнали».

Программное содержание: 1. Дать детям элементарные знания о празднике Пасха.

2. Приобщать детей к культуре русского народа.

3. Воспитывать любовь и уважение к русским праздникам.

Материал: Кукла в народном костюме, наглядные пособия (Картинки кулича, пасхи, пасхальных крашеных яиц, загадки, стихи.

Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций – корзина с пасхальными крашеными яйцами, рассматривание кулича и Пасхи.

Ход НОД:

Звучит веселая музыка с пением птиц и журчанием воды (Звуки природы) .

* * *

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели,

В гости Пасха к нам пришла (К. Фофанов)

Ребята, сегодня к нам в гости пришла Кукла Маша в русском народном костюме.

Здравствуйте, ребята! Шла я к вам шла, и где то по дороге сундучок свой забыла.

Помогите мне ребята отыскать его, этот сундучок нам интересную и волшебную тайну откроет, отправится в сказку из которой вы узнаете о большом светлом празднике.

Поможем ребята нашей кукле Маше? Поищем сундучок? Ведь и вправду интересно, что же в нем находится.

(Вместе с ребятами отправляемся в разные уголки группы, и находим сундучок среди книг.)

Ребята, посмотрите, а сундучок то не простой и не пустой, а с загадками. А тут еще и записка: «Отгадаете загадки- попадете прямо в сказку»

Ну что ребята, будем загадки отгадывать?

Слушайте первую загадку:

«Напекли хозяюшки к празднику в печи

Пышные, румяные чудо-(куличи! »

Правильно, ребята, это куличи, слушайте следующую загадку:

«Солнышко играет, и щебечут птички,

Украшение стола – красные (яички) .»

Ребятки, мы загадки отгадали, и посмотрите в сундучке еще записка одна:

-«Вы загадки отгадали, только в сказку не попали, так закройте вы глаза, ожидайте чуда, палочкой волшебной, я взмахну легко, в сказке мы очутимся от группы далеко. »

Ребятки, присаживайтесь на стульчики. Посмотрите внимательно, что же это такое у нас изображено?

Да это же Пасхальные угощения на стол в праздник. Ребята, Пасху празднуют очень давно, с самых давних времен люди верили, что в Пасху происходят чудеса и волшебство.

Пасха - это наш самый главный праздник, а символами этого светлого праздника являются крашеные яички, куличи и конечно сама Пасха.

Яйцо - это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе! » В ответ следует сказать: «Воистину воскресе! » - и расцеловаться в знак всепрощения и любви к близким.

А еще когда все готовятся к празднику в доме обязательно все прибирают, чтобы встретить праздник с чистотой и уютом.

Так же на Пасху принято печь куличи, это очень вкусные высокие пироги украшенные сахаром и маленькими конфетками. А еще в Пасху обязательно делают Пасху – ее называют так в честь праздника и она сделана из творога, а не из теста.

А теперь послушайте ребята небольшое стихотворение о Пасхе, которым мы и завершим наше занятие:

«Радует природа в светлый праздник Пасхи,

Колоколен звоны рвутся ввысь небес!

Появилась зелень, стали ярче краски,

В храмах торжествуют, ведь Христос воскрес! »

Ребята, мы сегодня с вами познакомились с праздником светлой Пасхи. Я желаю вам всем помогать готовиться вместе с мамами, папами, бабушками, со всей семьей готовиться к этому замечательному светлому празднику.

Программное содержание:

  • Учить детей аккуратно наклеивать детали аппликации;
  • развивать творческую инициативу детей, самостоятельность;
  • воспитывать любовь и уважение к русским народным праздникам и традициям.

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», » Коммуникация«, «Здоровье».

Материалы и атрибуты:

  1. Атрибуты - Сюжетная картинка с изображением кулича, телеграмма, кукла - бабушка Глаша.
  2. Раздаточный материал для детей: ½ картона цветного, клейстер, кисточки, салфетки, детали для аппликации: прямоугольник - кулич, белый овал - вверх кулича, яйца, конфеты, ватные палочки, гуашь (3-4 цвета) - на каждого ребенка.

Предварительная работа:

  • Рассматривание альбома: «Великий праздник Пасхи»;
  • Чтение стихов по теме: «Пасха»;
  • Беседа: «Угощение на Пасху», «Праздник Пасха».

Ход непосредственной образовательной области

1. Организационный момент

В группу пришла телеграмма. Воспитатель читает ее:
- Здравствуйте, дорогие мои, ребята. Торопилась к Вам в гости, хотела рассказать про Великий праздник Пасхи, испекла вам вкусный кулич, но чувствую, что опаздываю, поэтому, в письмо вложила сюжетную картинку с изображением кулича. Скоро приеду, ждите! Ваша бабушка Глаша.

Воспитатель показывает картинку, и дети ведут беседу по ней:
- Ребята, давайте рассмотрим кулич?!
- Из чего сделан кулич? (из муки)
- Где испекли кулич? (в духовке)
- Чем кулич намазан сверху? (сахарной помадкой)
- Давайте, мы с вами для бабушки Глаши сделаем открытки, на которых будут наклеены куличи и яйца с конфетами.

2. Показ приемов наклеивания

Воспитатель показывает образец кулича, наклеенного на картон. Воспитатель показывает, что вначале нужно наклеить сам кулич, затем вверх кулича и яйца, конфеты - по желанию.

Намазываем обратную сторону деталей аккуратно, стараясь намазать клеем всю поверхность детали, наклеиваем ее на картон, лишний клей убираем салфеткой, разглаживаем деталь салфеткой. Как только ваш кулич будет «готов», нужно украсить вверх кулича цветной карамелью. Карамель мы будем рисовать ватной палочкой (сказать детям, что одна ватная палочка - для одного цвета, для другого цвета, нужно брать новую палочку) и цветной гуашью.

3. Самостоятельная работа детей (аппликация)

Воспитатель следит за осанкой детей, поощряет творческий подход к работам. Дети, кто быстро справился с работой предложить наклеить яйца и конфеты.

4. Пальчиковая игра

Испекли мы куличи (потирают ладошки друг о друга).
Вот какие куличи, вот какие куличи (показывают большими пальцами «класс»)!!!
Как пекли, как пекли сейчас мы вам расскажем (пожимают плечами вверх-вниз).

Положили два яйца (показывают большим и указательными пальцами яйца, затем резко опускаем вниз - на стол).
И налили молока (сжимают кулак правой руки, показывают, что наливают молоко)…
А теперь муки (двумя руками шевелим пальчиками).
Вот вам и куличи!!! (раскрывают ладоши и показывают на куличи).

4. Анализ работ

Воспитатель сообщает детям, что пришла бабушка Глаша и хочет рассмотреть ваши открытки. Бабушка Глаша отмечает наиболее красивые куличи, хвалит детей. Бабушка угощает детей настоящим вкусным куличом. Бабушка Глаша рассказывает про Великий праздник Пасхи и приглашает детей к себе в гости в русскую народную избу.

5. Прощание с бабушкой Глашой

Дети дарят бабушки открытки и обещают обязательно придти к ней в гости.

Цель: сформировать у детей элементарные представления о православном празднике Пасха.

Задачи:

  • познакомить детей с православным праздником Пасха, его историей, обычаями и обрядами.
  • создать условия для реализации творческой деятельности детей и развивать их творческие умения.
  • стимулировать творческую деятельность детей.
  • развивать интерес к русской культуре; воспитывать патриотические чувства к православным традициям своего народа.

Материалы: картон, гуашь, кисти, пластилин, блестки, пайетки.

Ход занятия:

Работа с детьми в подгруппах. В нашей группе в день занятия было 10 человек, поэтому разделили детей по 5 человек в группе.

В.: Ребята, в воскресенье будет проходить праздник, который называется Пасха! В этот день принято красить яйца и печь куличи или ваши мамы покупают их в магазине. Куличи – это такое праздничное блюдо, украшенное сверху вкусной помадкой. Мы сегодня с вами сделаем такие куличи.

Далее первая подгруппа садится за столы, перед ними стоит банка с водой, краска гуаши коричневого цвета, кисточка и картон в форме кулича. Детям предлагается закрасить нижнюю часть нашего кулича. Я провела краской линию, чтобы дети за нее не выходили, где собственно планируется создание помадки.

После того, как дети закончили первый этап работы, они отдыхают в игровой комнате, а воспитатель готовится к следующему этапу. После того, как приготовления закончены, первая группа детей начинает украшать куличи. Я предлагаю ребятам скатать из пластилина «колобки» и приклеить их на свободную от краски часть кулича. А после этого на сам пластилин наклеить бусинки, блестки или пайетки, на выбор самих детей.

После занятия я разложила все куличи на столе перед ребятами и рассказала им о празднике Пасха.

В.: Ребята, вот мы и сделали с вами куличи к празднику. Давным-давно, когда еще не было нас с вами, не было ваших родителей, жил один очень добрый человек, которого звали Иисус Христос. Он делал добрые дела: помогал людям, лечил их, не оставлял в обиде. Но его предали злые люди и распяли на кресте. Через несколько дней он воскрес, то есть ожил, и этот день принято называть Пасхой, и поэтому мы празднуем праздник, печем куличи и красим яйца.

Во время занятия в подгруппах я рассказывала вкратце об истории праздника, стимулировала детей проговаривать название праздника, постоянно высказывала каждому ребенку похвалу, когда он наклеивал элементы украшения на кулич. В общей сложности занятие проходило довольно продолжительное время, примерно 25 минут, но стоит отметить тот факт, что детям был предложен перерыв на самостоятельную игровую деятельность. Это способствовало отсутствию потери интереса. Каждый ребенок сделал свою уникальную красивую поделку, которую потом долго разглядывал и показывал родителям.

В этот день ходили люди в гости друг к другу и обменивались яйцами и выпечкой. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» - и три раза поцеловаться в знак прощения и любви к близким».

Воспитатель: «Давайте и мы с вами попробуем подарить пасхальное яйцо».

Воспитатель выбирает двоих желающих, дает одному из них в руки яйцо -писанку и предлагает детям поздороваться по Пасхальному обычаю.

Воспитатель показывает детям крашеные яйца: «Чем отличаются эти яйца?»

Воспитатель: «Правильно, ребята. Одно яйцо окрашено одним цветом, а на другом мы видим узор. Окрашенные краской яйца называют «крашенки», а расписанные тонкими узорами «писанки». Когда художник рисует, то говорят, что он пишет картину или узор.

А теперь узнаем, что такое куличи. Кулич символизирует красное солнышко, и если человек пробует кулич, то он вбирает в себя живительные лучики и становится добрым и сильным.

Пасха всегда приходилась на весну и люди наблюдали за погодой, так складывались народные приметы: Посмотрите на улице, лежит ли еще снег?

Воспитатель: «Народная примета говорит нам: «Если к Пасхе весь снег уже сошел, то год будет урожайным. А если снег еще лежит, то год будет бедным».

Воспитатель: «А теперь посмотрите, идет ли дождик или светит солнышко?»

Воспитатель: «есть и еще примета: если в Пасхальное воскресение стоит ясная солнечная погода, то лето будет жаркое, но сухое. Если пройдет «грибной дождь», то лето будет теплое, но дождливое. А если облачно, но без дождя, то лето будет холодное, но засушливое.

Воспитатель: «Как вы думаете, какое у нас будет лето?»

Воспитатель: «Издавна существовал и обряд «отпущения птиц на волю».

Давайте мы с вами представим, что в руках у нас птички, и мы их выпускаем.

Воспитатель: «Вот и мы с вами отпустили наших птичек на волю, чтобы весна поскорее пришла, чтобы снег растаял, чтобы цветы зацвели.

Пасха во всем мире является не только церковным, но и одним из самых любимых семейных праздников.

Подготовку к Пасхе начинают с уборки дома, многие собирают вещи для бедных и отдают их тем, кто в этом нуждается. Ведь Пасха - это праздник милосердия и сострадания, и каждый из нас может проявить эти качества помогая своему ближнему. А это, согласитесь, приятно и совсем несложно.

Вы тоже можете на Пасху вместе с родителями складывать вещи, из которых вы выросли и игрушки, в которые не играете, и отдавать их деткам помладше.

В четверг и пятницу хозяйки пекут куличи, а дети украшают их глазурью, посыпают разноцветными сахарными звездочками и горошинками.

Праздник Пасхи всегда сопровождался народными играми и забавами.

Хотите ли вы узнать, как праздник Пасхи отмечали наши дедушки и бабушки? (ответ детей)

Игра «Найди яйцо»: воспитатель показывает детям яйцо-писанку, после чего предлагает им закрыть глаза, а в это время прячет яйцо в группе. Желательно положить его на видное место. Затем детям предлагается найти писанку.

Игра «За двумя зайцами»: воспитатель берет три крашеных яйца. Два кладет рядом. А третье предлагает запустить детям так, чтобы оно попало в эти два и они раскатились в разные стороны. Дети «болеют» друг за друга.

Игра «Катание яиц»: воспитатель раскладывает небольшие сувениры и устанавливает небольшую самодельную горку или доску. Ребенок берет в руки яйцо и скатывает его с горки. К какому сувениру прикатится яйцо, тот подарок получает ребенок.

Игры на улице:

«Игра-несушка»: для этой игры понадобятся 2 яйца и 2 ложки. Дети делятся на две команды, воспитатель устанавливает флажки. По команде дети кладут яйцо в ложку и несут яйцо так, чтобы не уронить с ложки, обходя при этом флажки. Далее яйцо и ложка передаются команде. Выигрывает та команда, которая первая пронесла яйцо вокруг флажков.

«Игра-путаница»: Выбирается ведущий, остальные дети встают в круг, держатся за руки и запутываются. Ведущий должен их распутать.

Инна Андреева
Проект во второй младшей группе «Светлая Пасха»

«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью».

К. Д. Ушинский

Актуальность

Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.

Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией.

Проблема

На основании бесед с детьми и анкетирования родителей мы сделали вывод, что дети нашей группы не имеют представления об этом празднике, о росписи пасхальных яиц, о старинных играх-забавах, а родители, в свою очередь, не знают, как рассказать своим детям об этом празднике.

Гипотеза

Если мы создадим систему взаимодействия с детьми и родителями, основанными на интеграции совместных видов деятельности, то дети узнают о традициях празднования Пасхи в России, а родители – как совместно с детьми можно подготовить и провести семейный праздник Пасхи.

Цель

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через организацию различных видов детской деятельности.

Задачи

Развивать познавательную активность, любознательность детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «Пасха».

Прививать уважение и любовь к православным традициям своего народа, воспитывать нравственные и эстетические чувства.

Создать условия для реализации творческой деятельности.

Пробудить эмоциональную отзывчивость.

Участники проекта:

Дети, воспитатели и родители

Тип проекта:

краткосрочный (06.04.2015-10.04.2015, групповой, познавательно-творческий (творческо-информационный)

Место реализации проекта

2 младшая группа МБДОУ д/с №10 «Солнышко» общеразвивающего вида г. о. г. Мантурово Костромской области

Этапы проекта

подготовительный Изучение литературы по теме проекта, составление проекта (плана). Беседа с родителями о содержании проекта, анкетирование родителей 06.04.2015.

основной Реализация проекта 07.04-09.04.2015

заключительный Анализ деятельности. Обобщение результатов работы. Презентация проекта 10.04.2015

Основные направления работы

Взаимодействие с детьми:

чтение стихов и рассказов,

слушание музыки,

игровая деятельность (дидактические, сюжетно-ролевые,

театрализованная деятельность,

художественное творчество.

Взаимодействие с родителями:

анкетирование,

изготовление наглядной информации (папка-передвижка, памятка).

Интеграция детских видов деятельности

Игровая деятельность (пасхальные игры «Катание яиц», «Эстафета с яйцами»; показ кукольного театра по сказке «Курочка Ряба»; хороводные игры «Солнышко-вёдрышко», «Ты по кругу пройди, себе друга найди»)

Продуктивная деятельность (налеп из пластилина и роспись пасхального яйца)

Познавательное развитие (беседа с презентацией на тему «Что такое Пасха», слушание пасхального колокольного звона, детских песенок о Пасхе)

Речевое развитие (чтение стихов о празднике Пасха)

Ресурсное обеспечение

Материально-технический (компьютер, фотоаппарат, проектор, магнитофон);

Информационный (фото- и видеоматериалы, библиотечный фонд, наглядно-дидактические пособия);

Финансовый (распечатка наглядных материалов);

Кадровый (воспитатели);

Временной (совместная деятельность, в основном, во второй половине дня)

Перспективное планирование

№ п/п Дата Содержание работы

Дидактическая игра «Собери картинку» (пасхальные сюжеты)

Чтение стихов и рассказов о празднике Пасха

Наглядная информация для родителей

Хороводная игра «Солнышко-ведрышко»

Слушание детских песенок о Пасхе

Пасхальные игры-забавы: «Катание яиц», «Эстафета с яйцами»

Налеп из пластилина и роспись пасхального яйца

Хороводная игра «Ты по кругу пойди, себе друга найди»

Слушание пасхального колокольного звона

Ожидаемые результаты

С помощью запланированных мероприятий предполагается, что дети узнают традиции праздника Пасхи, пасхальные игры-забавы, у детей возникнет интерес к истории и культуре своей страны, а родители смогут рассказать детям о празднике.

Риски и пути их преодоления

Непонимание родителями актуальности проблемы проекта – индивидуальные и подгрупповые беседы с родителями.

Один из воспитателей не может участвовать в реализации проекта (болезнь, семейные обстоятельства и др.) – проект реализует один воспитатель.

Отслеживание результативности

С помощью метода наблюдения и беседы нами было выявлено, что дети имеют элементарные знания о празднике Пасха, его символах и традициях.

При реализации данного проекта были проведены работы по образовательной деятельности, которые носили не только ознакомительный характер, но и поучительный. Во время проведения различных мероприятий дети делились своими впечатлениями, а так же узнавали много нового от воспитателей, родителей, друзей. Эти знания переносили в реальную жизнь, искали пути решения проблемных ситуаций.

Благодаря разнообразным формам проведённой работы в рамках данного проекта поставленные цель и задачи были реализованы.

Начатую работу целесообразно проводить и дальше, так как она приносит положительный результат.